Рабочая программа по внеурочной деятельности "Планета шахмат"
рабочая программа (1 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Планета шахмат"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 41.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Талалихинская начальная школа-детский сад»
"УТВЕРЖДАЮ" Директор МКОУ Талалихинской НШДС
_____________________ Свиридова Е.А.
Пр .№___ от «___»____________ 2016 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению
«Планета шахмат»
1 класс
Составитель: Борисов Александр Сергеевич
Учитель физической культуры
2016 г
Пояснительная записка
Актуальность данной программы, определена особенностями современного общества. Современная образовательная система школы, находится в поисках моделей обучения, способствующих развитию не только познавательных процессов, но и «эмоционального интеллекта». Известный советский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления». Эта удивительная, древнейшая игра доставляет детям много радости, удовольствия, в то же время оказывает огромное влияние на умственное развитие. Игра в шахматы расширяет кругозор, учит думать, быть внимательным, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности. Развивает изобретательность и логическое мышление. У ребенка вырабатывается выдержка, сила воли, усидчивость, внимательность и собранность. Шахматных занятия способствуют осуществлению желание родителей видеть своих детей успешными, самокритичными, умеющими самостоятельно принимать решения, не унывать при неудачах. Выявляют индивидуальные личностные особенности младшего школьника. Предупреждают отклонения в личностном развитии, приобретается первый опыт в умении совершенствовать собственные черты характера, сдерживать нежелательные эмоции, сопереживать, проявлять доброту и внимание. В результате прохождения программного материала обучающиеся приобретают систему знаний и возможности для раскрытия своих индивидуальных личностных особенностей. Играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные; изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет ему истинное удовольствие. Игра в шахматы дисциплинирует мышление, Она должна войти в жизнь начальной школы, как один из элементов умственной культуры. Речь идет именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место.
Цель программы – развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся, через занятие игрой в шахматы прививать любовь к творчеству и самостоятельному мышлению.
Задачи:
-совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
-формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;
-развитие умения контактировать со сверстниками в творческой и практической деятельности;
-формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;
-умение осознанно решать творческие задачи; стремиться к самореализации
Организация деятельности
Программа разработана для занятий с учащимися 1 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС среднего общего образования второго поколения. Данный курс рассчитан на 1 год (33 учебных часа по 45 минут). Возраст детей 6-7 лет
Основные формы и средства обучения:
1. Практическая игра.
2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
4. Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
5. Участие в турнирах и соревнованиях.
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
-Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
-Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
-Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
-принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
-принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
-принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
-принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения.
Особенность программы в том, что на первых годах обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учится выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению "доматового" периода игры.
На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность детей на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленным изучением отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.
Предполагаемые результаты реализации программы
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
К концу первого года обучения дети должны знать:
-Шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья;
-названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу первого года обучения дети должны уметь:
-играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;
-правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию;
-различать горизонталь, вертикаль и диагональ;
-рокировать;
-объявлять шах, мат;
-решать элементарные задачи на мат в один ход.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
-личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
-метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
-предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы является формирование следующих умений:
-Определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
-В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «шахматы» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
-Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.
-Проговаривать последовательность действий.
-Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.
-Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
-Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.
-Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.
Коммуникативные УУД:
-Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль.
-Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
-Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
-Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов | |
Теоретические | Практические | |||
1 | Шахматная доска. | 4 | 2 | 2 |
2 | Шахматные фигуры | 9 | 1 | 8 |
3 | Начальная расстановка фигур. | 4 | 1 | 3 |
4 | Ходы и взятие фигур. | 8 | 1 | 7 |
5 | Цель шахматной партии. | 5 | 1 | 4 |
6 | Игра всеми фигурами из начального положения. | 3 | 0 | 3 |
ИТОГО | 33 | 6 | 27 |
Содержание программы
Шахматная доска.
Первое знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска. Белые и черные поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ. Центр шахматной доски.
Шахматные фигуры.
Белые фигуры. Черные фигуры. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Сравнительная сила фигур. Ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9).
Начальная расстановка фигур.
Начальное положение (начальная позиция). Расположение каждой из фигур в начальном положении; правило «Каждый ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Ходы и взятие фигур.
Правила хода и взятия каждой из фигур. Игра «на уничтожение. Белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны. Качество. Легкие и тяжелые фигуры. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые и королевские пешки. Взятие на проходе. Превращение пешки.
Цель шахматной партии.
Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха. Мат – цель шахматной партии. Матование одинокого короля. Задачи на мат в один ход. Пат. Ничья. Пат и другие случаи ничьей. Мат в один ход. Длинная и короткая рокировка и ее правила.
Игра всеми фигурами из начального положения.
Шахматная партия. Начало шахматной партии. Представления о том, как начинать шахматную партию. Короткие шахматные партии.
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Наименование разделов | Наименование тем | Планируемые сроки | Фактические сроки |
1 | Шахматная доска. ( 4 часа) | Первое знакомство с шахматным королевством. Белые и черные поля. | 07.09.16 | |
2 | Шахматная доска. | 14.09.16 | ||
3 | Горизонталь, вертикаль, диагональ | 21.09.16 | ||
4 | Центр шахматной доски. | 28.09.16 | ||
5 | Шахматные фигуры (9 часов) | Белые фигуры, черные фигуры. | 05.10.16 | |
6 | Ладья. | 19.10.16 | ||
7 | Слон. | 26.10.16 | ||
8 | Ферзь. | 02.11.16 | ||
9 | Конь. | 09.11.16 | ||
10 | Пешка. | 16.11.16 | ||
11 | Король. | 30.11.16 | ||
12 | Сравнительная сила фигур. | 07.12.16 | ||
13 | Ценность шахматных фигур | 14.12.16 | ||
14 | Начальная расстановка фигур. (4 часа) | Начальное положение (начальная позиция). | 21.12.16 | |
15 | Расположение каждой из фигур в начальном положении | 28.12.16 | ||
16 | Правило «Каждый ферзь любит свой цвет». | 11.01.17 | ||
17 | Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур. | 18.01.17 | ||
18 | Ходы и взятие фигур (8 часов) | Правила хода и взятия каждой из фигур. | 25.01.17 | |
19 | Игра «на уничтожение». | 01.02.17 | ||
20 | Белопольные и чернопольные слоны, | 08.02.17 | ||
21 | Одноцветные и разноцветные слоны. | 15.02.17 | ||
22 | Качество. Легкие и тяжелые фигуры. | 01.03.17 | ||
23 | Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые и королевские пешки. | 15.03.17 | ||
24 | Взятие на проходе. | 22.03.17 | ||
25 | Превращение пешки. | 29.03.17 | ||
26 | Цель шахматной партии. (5 часов) | Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха. | 05.04.17 | |
27 | Мат – цель шахматной партии. Матование одинокого короля. | 19.04.17 | ||
28 | Задачи на мат в один ход. Пат. Ничья. | 26.04.17 | ||
29 | Пат и другие случаи ничьей. Мат в один ход. | 03.05.17 | ||
30 | Длинная и короткая рокировка и ее правила. | 10.05.17 | ||
31 | Игра всеми фигурами из начального положения. ( 3 часа) | Шахматная партия. Начало шахматной партии. | 17.05.17 | |
32 | Представления о том, как начинать шахматную партию. | 24.05.17 | ||
33 | Короткие шахматные партии. |
Перечень учебно-методического обеспечения,
-магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами – 1 штука;
-шахматные часы – 2 штуки;
-словарь шахматных терминов;
-комплекты шахматных фигур с досками – 10-12 штук.
Список литературы
1.Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. / М.: ФиС, 1972.
2.Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. / М.: Просвещение, 1983.
3.Голенищев В. Программа подготовки юных шахматистов 4 и 3 разрядов. / М.: Всероссийский шахматный клуб,1969.
4.Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольников шахматной игре. / М.: ГЦОЛИФК, 1984.
5.Гришин В. Малыши играют в шахматы. / М.: Просвещение, 1991.
6.Журавлев Н. Шаг за шагом. / М.: ФиС, 1986.
7.Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. / Л.: Детская литература, 1985.
8.Злотник Б., Кузьмина С. Курс-минимум по шахматам. / М.: ГЦОЛИФК, 1990.
9.Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. / М.: ФиС, 1983.
10.Князева В. Азбука шахматиста. / Ангрен, 1990.
11.Костьев А. . Уроки шахмат. / М: ФиС, 1984.
12.Костьев А. Учителю о шахматах. / М.: Просвещение, 1986.
13.Ласкер Э. Учебник шахматной игры. / М.: ФиС, 1980.
14.Майзелис И. Шахматы. / М.: Детгиз, 1960.
15.Нимцович А. Моя система. / М: ФиС, 1984.
16.Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. / М.: Просвещение, 2002.
17.Сухин И. Волшебные фигуры. / М.: Новая школа, 1994.
18.Шахматы – школе. Сост. Б.Гершунский, А.Костьев. / М.: Педагогика, 1991;
19.Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. / М.: Просвещение.1997.
20.Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу.
21.Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. / М.: Просвещение.1999.
22.Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу.
23.Суэтин А. Как играть дебют. / М: ФиС, 1981.
24.Хенкин Б. Последний шах. / М: ФиС, 1979.
25.Шахматы как предмет обучения и вид соревновательной деятельности. / М.: ГЦОЛИФК, 1986.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО _______________
Протокол № от «__» ________ 201_ г.
Руководитель ШМО ___________/___________/
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по ОВВВР
___________/Борисова Ю.С./
«____»_________201_ г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ по внеурочной деятельности "Шахматы" 2 год обучения
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Процесс обучения азам шахма...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы" 1-4 классы
Программа для младших школьников «Шахматы» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Ф...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Шахматы"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Шахматы" (первый год обучения)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Шахматы. 2 класс.
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Шахматы. 2 класс....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы". 1 - 4 класс.
Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волево...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы"
Рабочие программы по внеурочной деятельности...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы"...