коммуникативные универсальные действия.
материал (1 класс) на тему
В контексте предлагаемой концепции универсальных учебных действий коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов и вплоть до сложных видов кооперации (организации и осуществления совместной деятельности), налаживания межличностных отношений и др
Скачать:
Предварительный просмотр:
1 слайд.В контексте предлагаемой концепции универсальных учебных действий коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов и вплоть до сложных видов кооперации (организации и осуществления совместной деятельности), налаживания межличностных отношений и др.
3слайд.
Коммуникативные действия обеспечивают:
участие в коллективном обсуждении проблем;
умение слушать и вступать в диалог;
строительство продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми
4 слайд.Виды коммуникативных действий:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
- Понимание возможности различных позиций и точек зрения.
- Уважение к иной точке зрения.
- Понимание относительности оценок.
- Учет разных мнений и умение обосновать собственное.
6 слайд. Однако в рамках сложившейся системы обучения главными показателями нормативно-возрастной формы развития коммуникативного компонента универсальных учебных действий в начальной школе можно считать умение договариваться, находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссному решению) даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах (конфликт интересов); умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение, умение и убеждать, и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания. Например(задания из учебников)7,8,9 слайд.
10 слайд.Диагностика.Пример: методика «Рукавичка» Цукерман Г.А.
«Дети, перед Вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».
Групповая работа младших школьников предполагает свои правила: нельзя принуждать детей к групповой работе или высказывать свое неудовольствие тому, кто не хочет работать (позднее нужно выяснить причину отказа); совместная работа не должна превышать 10—15 мин, во избежание утомления и снижения эффективности; не стоит требовать от детей абсолютной тишины, но необходимо бороться с выкрикиванием и т. п.
Кроме этого, нередко требуются специальные усилия педагога по налаживанию взаимоотношений между детьми. Для групповой работы можно использовать время на уроках. Однако можно привлекать другие формы, например, проектные задания, специальные тренинговые занятия по развитию коммуникативных навыков под руководством школьного психолога и т. п.
11 слайд.
Развитие коммуникативной деятельности. Создание атмосферы поддержки и заинтересованности в группе, классе и в школе в целом.
Включение в проектную деятельность.
Организация групповых, парных форм работы – помогает осмыслить учебные действия, распределить нагрузку, дает эмоциональную и содержательную поддержку для слабых и робких учеников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование и развитие коммуникативных универсальных действий в образовательном пространстве начальной школы
Коллектив – исключительно сложная духовная мощность…...
"формирование коммуникативных универсальных действий на уроках математики в 1 классе при работе с пособием "Спектра"
Статья раскрывает особенности работы с математическим комплектом , состоящим из деревянного счётного матераила "Математические кораблики", демонстративного магнитного плаката и альбома для групповой и...
«Обучение в сотрудничестве как метод формирования коммуникативных универсальных действий при реализации ФГОС»
Проект выступления на районном семинаре....
Формирование коммуникативных универсальных действий у первоклассников
Задания на формирование коммуникативных универсальных действий....
Формирование коммуникативных универсальных действий средствами совместно - творческой деятельности (работа в группах).
В статье рассматриваются возможности формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий средствами совместно – творческой деятельности (работа в группах). Компетентность и г...
Формирование коммуникативных универсальных действий
В данной статье расмотрены примеры формирования коммуникативных универсальных действий младших школьников....
Проект выступления на районном семинаре по теме «Обучение в сотрудничестве как метод формирования коммуникативных универсальных действий при реализации ФГОС»
Концептуальные положения развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа» соотнесены с требованиями Федерального государственного образовательного ста...