Индивидуальный план профессионального развития
статья

Ахметвалиева Индира Набиулловна

Индивидуальный план профессионального развития

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бурметьевская средняя общеобразовательная школа

Нурлатского муниципального района Республики Татарстан»

План повышения профессионального уровня

учителя начальных классов

Ахметвалиевой Индиры Набиулловны

на 2021-2026 годы

Пояснительная записка.

      Существенные изменения в социально-экономическом устройстве России затрагивают школу, которая вынуждена и должна изменяться, чтобы удовлетворять требованиям государства и общества. Как отмечается в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственнее, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». Решение этой непростой задачи во многом зависит от эффективности системы образования, которая должна ориентироваться не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Воспитание нового человека, формирование его личности - краеугольный камень педагогической работы. Продукт школы — личность. Стать личностью — значит осознать себя человеком, впитать в себя непреходящие  ценности духовной культуры, созданной многовековым народным опытом, вовлечь эти ценности в трудовую, социально значимую деятельность, в общественную жизнь, в человеческие отношения, в повседневный быт.

Особая роль в процессе формирования личности отводится школе. Именно в ней закладывается фундамент, на котором строится вся человеческая жизнь. Поэтому учитель в  ответе за каждого своего ученика, за то, каким он станет человеком. От духовной культуры учителя, от силы его убежденности, от его педагогического мастерства, человеческого таланта зависит то, что определяет направленность мыслей, интересов, стремлений его воспитанников. Это обязывает учителя работать над собой беспрестанно и многосторонне, повышать свое педагогическое мастерство, постоянно учиться. То есть непрерывное образование педагога, систематическое повышение его квалификации становятся важнейшими условиями решения задач, стоящих перед современной школой.

Обеспечение постоянного и непрерывного обучения педагогов — главная цель методической работы, осуществляемой на разных уровнях. Системообразующим элементом методической работы является самообразование учителя.

Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного самообразования. Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным усовершенствованием, в том числе и профессиональным.

Самообразование — средство развития личности учителя, повышения его профессиональной компетентности. Устойчивая потребность в самообразовании, изучении новой информации и опыта, самостоятельном приобретении знаний, самоанализе и самооценке своей деятельности — важнейшее требование, которое предъявляется к работнику в современных условиях. Необходимость повышения квалификации диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны — реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к личности педагога, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи. Таким образом, повышение квалификации характеризует стремление учителя к постоянному повышению своей профессиональной компетентности, его возможности для профессионального роста, саморазвития, самосовершенствования. Уровень самообразования непосредственно влияет на результаты педагогической деятельности в целом.

Индивидуальная тема самообразования:

Формирование УУД  в рамках реализации ФГОС.

Цель: способствовать формированию УУД через внедрение различных образовательных технологий.

Задачи:

  • повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
  • внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся.
  • использование технологии проектной деятельности с целью формирования УУД, академических знаний, умений, навыков;
  • воспитание патриотических чувств, приобщение к национальной культуре и традициям, воспитание нравственных и духовных качеств личности;
  • разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов.

Потребности и мотивы: 

        В системе образования в последние годы происходят серьезные изменения, которые существенно влияют на содержание труда учителя, его профессиональный статус. Переход на новые образовательные стандарты требует более тщательной подготовки учителя к каждому уроку. Учитель тот – кто сам постоянно учится. Именно этими обстоятельствами обусловлена необходимость непрерывного самообразования, которое приобретает особое значение, так как в практику работы активно внедряются новые нетрадиционные формы обучения и воспитания, педагогического общения. Это значит, что необходимо наличие не столько знаний и умений, сколько способности по-новому решать уже известные задачи и проявлять творческий подход к образовательному процессу.

Направления самообразования: профессиональное, методическое.

Источники самообразования: Методическая литература, журналы, семинары и конференции,  курсы повышения квалификации, мастер-классы, уроки коллег, Интернет, общения с коллегами.

Срок работы над темой: 5 лет.

Представление материала:  педагогические советы, семинары, заседания районной творческой группы, открытые уроки, выступления из опыта работы на педагогических чтениях, на ШМО, КМО,РМО.

Ожидаемые результаты работы:

для педагога: 

  • обеспечит инновационное планирование образовательного процесса в  начальной школе,
  • конкретизирует требования к результатам  начального общего образования,
  • обеспечит необходимый оптимальный уровень преемственности начального и среднего общего образования. 
  • сформирует совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
  • Организует поэтапную отработки УУД, обеспечивающую переход от выполнения действий с опорой на материальные средства к умственной форме и от совместного выполнения действий (с учителем и сверстниками) к самостоятельному выполнению (саморегуляции).
  • оказать практическую помощь коллегам.

для обучающихся – результаты развития УУД:

  • адекватная школьная мотивация;
  • мотивация достижения;
  • развитие основ гражданской идентичности;
  • формирование рефлексивной адекватной самооценки;
  • функционально-структурная сформированность учебной деятельности;
  • развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения;
  • формирование внутреннего плана действия;
  • развитие рефлексии — осознания учащимся содержания, последовательности и основания действий.

Перечень вопросов по самообразованию:

  • Изучить:
  • Технологию развития универсальных учебных действий на ступени начального общего образования.
  • Программы формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования.
  • Содержательные и организационные компоненты формирования универсальных учебных действий.
  •  Характеристику  результатов формирования УУД на разных этапах обучения.
  • Связь универсальных учебных действий с учебными предметами.
  • Алгоритм проектирования УУД в календарно - тематическом планировании.
  • Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий и система оценки.
  • Критерии оценивания сформированности универсальных учебных действий у учащихся на I ступени обучения.
  • Методики диагностирования УУД.
  • Составить типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.
  • Составить Программу мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий  в начальной школе.

Источники самообразования:

  •  чтение конкретных педагогических периодических изданий;
  •  чтение методической, педагогической и предметной литературы;
  • обзор в Интернете информации по преподаваемым предметам, педагогике, психологии, педагогическим технологиям;
  •  посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;
  •  участие в дискуссии, совещании, обмене опытом с коллегами;
  •  проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;
  • организация кружковой и внеклассной деятельности по предметам;
  • посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предметам;
  • общение с коллегами в школе, районе, республике и в Интернете и т.д.
  • медиа-информация на различных носителях.

 Предполагаемый результат:

  • разработка рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС;
  • формирование у ученика внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия,
  • формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации;
  • повышение качества преподаваемых предметов;
  • участие в педсоветах,  семинарах,  в работе школьного и районного МО учителей начальных классов;
  • умение оказать практическую помощь коллегам.

Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях МО и педсовете, участие в конкурсах.

Форма самообразования: (индивидуальная, групповая, коллективная)

Этапы работы над темой :

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

2021-2026 г.

Изучение ФГОС начального общего образования.

Курсы повышения  квалификации учителей.

Изучение  психолого-педагогической литературы: «Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли» (под редакцией А.Г.Асмолова), «Примерная основная образовательная программа образовательных учреждений».

Прогностический

Определение целей и задач темы.
Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
Прогнозирование результатов

2021-2026г.

Выступление на МО «Реализация различных образовательных технологии, как средство формирования УУД в рамках ФГОС».

Знакомство с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и интернет.

Совершенствование своих знаний в области классической и современной психологии и педагогики.

Практический

Внедрение опыта работы.
Формирование методического комплекса.
Корректировка работы.

2021-2026 г.

Создание рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС НОО.

Выступление на педсовете : «Универсальные учебные действия -формирование и развитие на уроке»

Выступление на заседании  КМО по теме: «Требования к современному уроку»

Презентация педагогического опыта по теме «Формирование универсальных учебных действий на уроке и внеурочной деятельности».

Выступления на заседаниях КМО и ШМО по темам:

«Технология проектной деятельности» .

«Формирование УУД на занятиях внеурочной деятельности».

Работа над проектом «Формирование коммуникативных умений на основе решения проектных задач у младших школьников на уроках русского языка»

Работа над инновационным проектом  по теме :«Диагностика и мониторинг универсальных учебных действий в начальных классах»

Проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий  для коллег по работе, учителей района, на семинарах директоров и завучей школ района, круглого стола для родителей учащихся.

Мастер-класс по теме «Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе» .

Посещение  уроков коллег, участие в обмене опытом.

Участие в олимпиадах, конкурсах.

Размещение опыта работы на сайтах  «Про школу.ру», «Педсовет.ру», «Открытый класс», «Социальная сеть работников образования» nsportal.ru и др

Обобщающий

Подведение итогов
Оформление
 результатов работы

2021-2026

Участие в работе районного, кустового  МО учителей начальных классов и в проведении семинаров, семинаров-совещаний.

Участие  в муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах и олимпиадах: 

1. VIII Республиканском конкурсе авторских программ и учебно-методических пособий»

50 инновационных идей в образовании»


2.
 Конкурс лучших учителей образовательных учреждений за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образовании (ПНПО)

Создание собственной базы лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке.

Консультативная помощь учителям школы, КМО  и учащимся.

Внедренческий

Распространение опыта работы

2021-2026

Участие в профессиональных конкурсах (в т.ч. дистанционных) разного уровня.

Участие в конкурсе разработки уроков и внеклассных мероприятий «Мой интерактивный мир».

Общение с педагогами на различных сайтах.

Публикации в Сборнике методических материалов «Новый урок для новой школы» и т.д.

План мероприятий по направлениям:

Содержание работы

Источники

самообразования

Срок выполне-ния

Ожидаемый результат

Профессиональное направление

1

Изучить ФГОС второго поколения, уяснить их особенности.

Методическая литература. Интернет.

Периодические издания.

В течение года

Повышение качества преподавания предметов.

2

Знакомство с новыми педагогическими технологиями.

Методическая литература. Интернет.

В течение года

Разработка новых форм, приёмов обучения.

3

Повышать квалификацию на курсах для учителей начальных классов.

Курсы повышения квалификации.

февраль

Удостоверение

4

Разработка рабочих программ по  предметам

Интернет.

Методическая литература

Сентябрь

Рабочие программы.

        Психолого-педагогическое направление.

1

Совершенствование знаний в области классической современной психологии и педагогики.

Научно-популярная литература. Интернет.

В течение года.

Повышение качества преподавания предметов.

Методическое направление.

1

 Знакомство с новыми формами, методами и приёмами обучения.

Посещение уроков. Мастер-классы.

Семинары.

В течение года.

Анализ и самоанализ уроков.

2

 Участие в работе школьного  МО учителей начальных классов. Участие в заседаниях:

-организационное  

-мониторинг качества образования

-проблемы реализации нового стандарта начального общего образования  

-современные требования к образовательной среде в начальной школе  

-оценка сформированности УУД у обучающихся первых классов, контрольно-оценочная деятельность

-итоговое  

Заседания МО

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Январь

Март

Май

Активное участие в работе школьного МО. Выступление.

3

Участие в работе районного МО учителей начальных классов.

Заседания МО

В течение года

Слушание,

выступления

4

Участие в ШМО

 Утверждение рабочих программ на новый учебный год

Заседание ШМО.

Май

Выступления

5

Участие в работе педсоветов:

по плану

Педагогические советы.

По плану

Слушание,

выступление

6

Организация работы с одаренными детьми и  участие на научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах

Видео, аудио информация на различных носителях

В течение года

Участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах.

7

Участие в работе творческой группы района

Интернет, научно-популярная литература.

В течение года

Выступления

8

Участие в работе  Школы педагогического мастерства

Посещение уроков. Мастер-классы.

Март

Школьные конференции

        Информационно-компьютерные технологии.

1

Изучение ИКТ и внедрение их в учебный процесс.

Интернет, мероприятия по обмену опытом.

В течение года

Участие в семинарах

2

Сбор и анализ в Интернете информации по начальному обучению, педагогике и психологии.

Интернет

В течение года

Создание каталога презентаций по предметам.

Охрана здоровья.

1

Внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.

Методическая литература.

В течение года

Разработка физкультминуток.

2

Вести здоровый образ жизни.

В течение года

Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты, путешествия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план профессионального развития учителя

Индивидуальный план профессионального развития учителя на 2011-2012 учебный год....

Индивидуальный план профессионального развития учителя начальных классов

Индивидуальный план профессионального развития учителя начальных классов по методической теме "Использование метода проектов и ИКТ для активизации познавательного интереса и творческой деятельности уч...

Индивидуальный план профессионального развития.

Индивидуальный план развития учителя - это программа мероприятий, нацеленная на повышение эффективности результатов работы, на его профессиональный рост....

Индивидуальный план профессионального развития учителя

Индивидуальный план профессиональног развития учителя на 3 года...

Индивидуальный план профессионального развития педагога

Тема самообразования: «Активизация учебно-познавательной деятельности младших школьников через использование технологий деятельностного типа»....