Рефлексия, как средство саморазвития младшего школьника
методическая разработка на тему

Диденко Екатерина Владимировна

В  этой  статье  представлены  приемы  организации  рефлексии  на  уроке,  несколько  видов  рефлексивной  деятельности, что поможет  в  совместной  деятельности  учителя  и  учащихся,  позволит  совершенствовать  учебный  процесс,  ориентируясь  на  личность  каждого  ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл refleksiya_kak_sredstvo_samorazvitiya_ml._shk.docx30.62 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       «Если ты умеешь правильно судить себя,                                       значит, ты поистине мудр»

Антуан  де  Сент  - Экзюпери.

    Современный урок в условиях ФГОС открывает перед педагогом широкую возможность проживания ребенком счастья жизни на всех его уровнях. Именно в рамках урока  формируется у школьника способность быть счастливым.    

    Приоритетной целью современной образовательной концепции стало

развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.    В связи с этим одной из задач образования  является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.   Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.  Поэтому обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.                                                     Слово рефлексия происходит от латинского  reflexio – обращение назад.  

        Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка)

        Рефлексия – размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психического состояния. (Современный словарь иностранных слов)

        В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов.   Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель сформировать  личную  ответственность  за  результаты  своего  труда.

    Рефлексия тесно связана с целеполаганием. Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующую рефлексию – осознание способов достижения поставленных целей. Рефлексия в этом случае – не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки целей.   Но без помощи учителя ребёнок не научится управлять собой. Именно единство целей учителя и ученика ведёт в конечном итоге к определённым результатам, когда каждый ученик может дать оценку своей деятельности на уроке.   Это вызывает у учеников чувство радости и своей значимости.

       Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в., чтобы не чувствовать себя изгоем.

•        Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой  собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

•        Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.

•        Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

     Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия может осуществляться по итогам не только урока, но и других временных отрезков: изучения темы, учебной четверти, года и т.п.

   При выборе того или иного вида рефлексии нужно учитывать цель урока, содержание и трудности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся.

Существует несколько  приемов   организации рефлексии на уроке.

  1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.

1.  «Смайлики. » Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального.

2.   «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного  цвета, если нет,  зелёного.

3.  « Солнышко и тучка». В руках у учителя тучка и солнышко. Он предлагает ребятам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Поясняя, если хорошее настроение выбираете солнышко, если не очень, то тучку.

4.  Оценка своего эмоционального состояния: учащиеся отвечают на вопрос «Какие эмоции ты испытываешь?»

      2. Рефлексия деятельности

Рефлексия деятельности дает  возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания,  защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока

1.  Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения.

  а) В конце учебного занятия обучающимся предлагается устно или письменно закончить следующие предложения.

Варианты:

•        "На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";

•        "Я похвалил бы себя…";

•        "Особенно мне понравилось…";

•        "После урока мне захотелось…";

•        "Я мечтаю о …";

•        "Сегодня мне удалось…";

•        "Я сумел…";

•        "Было интересно…";

•        "Было трудно…";

•        "Я понял, что…";

•        "Теперь я могу…";

•        "Я почувствовал, что…";

•        "Я научился…";

•        "Меня удивило…" и т.п.

    Каким было общение на уроке?.

  • - занимательным
  • - познавательным
  • - интересным
  • - игровым
  • - необычным
  • - скучным
  • -радостным
  • -дружелюбным

б) Как вариант школьникам предлагается небольшая анкета, которая  позволяет  осуществить самоанализ,  дать  оценку  уроку. Наполнение анкеты  можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

1. На уроке я работал

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3. Урок для меня показался

коротким / длинным

4. За урок я

не устал / устал

5. Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

7. Домашнее задание мне кажется        

легким / трудным

интересным / неинтересным

2.Рефлексия "Благодарю…".

В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. Такой  вариант  окончания  урока  дает  возможность  удовлетворения  потребности в  признании  личностной  значимости каждого.

3.Рефлексия "Плюс – минус – интересно".

Для письменного выполнения обучающимся предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» – «интересно» обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

4.  Рефлексия "Синквейн".

 В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это нерифмованное  стихотворение . В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:

1-я строка – одно ключевое слово, тема (имя существительное);

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации, учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме.

5.  Рефлексия « Оценочная лесенка»  .  Детям предлагается лесенка, шкала на которой они должны поставить солнышко на той ступеньке, на которую вы поставили бы себя при выполнении заданий .

6.  На доске записаны фразы:

      Урок полезен, все понятно.

      Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

      Еще придется потрудиться.

      Да, трудно все-таки учиться!

Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока.

7.  «Для меня сегодняшний урок…»

Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

Урок                         Я на уроке                                Итог

1. интересно           1. работал                      1. понял материал

2. скучно                      2. отдыхал                      2. узнал больше, чем знал

3.безразлично            3.помогал другим            3.не понял

8.  «Пантомима»     Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.

         3.  Рефлексия содержания учебного предмета

1. Рефлекия  «Поезд».      На  парте перед  каждым ребенком  два  жетона: один – с улыбающимся личиком,  другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям  предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик,  который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось  не  интересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика.

2.Рефлексия «Лестница  успеха».  Ученик  помещает  человечка (себя) на  соответствующую  ступеньку:

     Нуждаюсь  в помощи

     Нужно  еще  повторить

     В основном  уверен

     Уверен  в своих  знаниях.

3. Рефлексия «Рюкзак».   Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".

Пример.

я научился составлять план текста  и конспект,

я запомнил формулу для нахождения площади,

я разобрался в такой-то теме …

я наконец-то запомнил…

4. Рефлексия  «Волшебный мешочек».    Учитель показывает детям мешочек и предлагает: «Давайте соберем в этот волшебный мешочек все самое интересное, что было на сегодняшнем уроке»

5.  Рефлексия  «Поляна» .   На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком - бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

6.  Рефлексия  «Корзина идей».   Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.

7.  Рефлексия «Дерево» .    Учащиеся записывают свое мнение об уроке на бумаге в форме листьев дерева, можно предложить ряд вопросов, затем прикрепляют их на заготовку дерева на плакате.

     Обучение рефлексии можно условно разделить на следующие этапы:

1 этап – анализ своего настроения- анализ своих успехов

2 этап – анализ работы одноклассников

3 этап – анализ работы группы как своей, так и других.

    Процесс целеполагания и рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.   Таким образом,  этапы урока – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.   Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.   В нашей профессии нет предела совершенству. То, что ещё вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим.   Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске.   Вернемся  к рефлексивным вопросам и зададим их себе:

 - Что я делаю?

 - С какой целью?

 - Каковы результаты моей деятельности?

 - Как я этого достиг?

 - Можно ли сделать лучше?

 - Что я буду делать дальше?

   Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не  только ученика, но и учителя.   Мы живем в  мире  компьютерных  технологий  и инноваций  и  у многих   Многие  возникает вопрос: «Зачем нужна сегодня школа?». Сегодняшняя школа призвана научить человека жить и ориентироваться в неустойчивом, нелинейном мире, по существу — в динамическом хаосе.  Жить,  постигая  законы самоорганизации. Развитие  у  ребенка  рефлексии — основного инструмента, позволяющего человеку ориентироваться  в  динамичном  мире, становится  одной  из  важнейших  целей  школьного  обучения.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но  от учителя зависит,

Какими дети  быть должны.

Список  использованной  литературы:

1 .Каким должен быть современный урок. http://www.it-n.ru

2.Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной             школе -  М.: «Сентябрь», 1996

3.« Младший школьник: развитие познавательных способностей»

    Пос. для учителя / И.В.Дубровина, А.Д.Андреева, Е.Е.Данилова и др.; Под.       ред. И.В.Дубровиной. М., 2011.

4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. Научно-практическое пособие. - Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2004 г.

5. Сергеев И.С. Основы  педагогической  деятельности. Уч. Пособие – СПб, 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества на этапе рефлексии».

В выступлении раскрывается саморегуляция обучающихся по системе "Школа 2100" на этапе рефлексии ....

Мастер-класс "Рефлексия на уроках в начальных классах"

Методы и приемы рефлексии на уроках в начальных класса....

Урок - рефлексии по темам: «Солнечная система», «Вращение Земли», «Пояса освещенности»

Урок по окружающему миру во 2 классе по УМК "Школа 2100". Использованы технологии деятельностного метода, интерактивного обучения....

Из опыта работы учителей МБОУ СОШ №40 по теме «Виды рефлексии. Использование рефлексии на уроках в начальной школе»

Из опыта работы учителей МБОУ СОШ №40 по теме «Виды рефлексии. Использование рефлексии на уроках в начальной школе» ...

Рефлексия настроения и эмоционального состояния. Рефлексия деятельности.

Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей да первых успехов значительн...

Организация рефлексии и развитие навыков рефлексии в начальной школе.

Рефлексия - обязательный этап урока по ФГОС, имеющий важное значение в обучающем процессе. Преподавателю рефлексия поможет определить эффективность урока и уровень усвоения школьниками информации, дет...