Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
материал по теме
Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей. И всё же у многих педагогов они вызвали тревогу и неуверенность в своих силах.
Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты?
Какие из предложенных в учебнике заданий целесообразно отобрать для урока?
Какие методы и приёмы работы будут эффективными?
Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять?
И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися?
Это далеко не все вопросы, которые сегодня задаёт учитель, реализующий ФГОС НОО.Федаральный государственный образовательный стандарт устанавливает новые требования к результатам освоения учащимися основной образовательной программы. В редакции Государственного образовательного стандарта 2004 года речь шла о формировании общеучебных умений, навыков и способов действий, прежде всего учебно-управленческих и учебно-информационных. ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО. | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектирование современного урока
в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Федаральный государственный образовательный стандарт устанавливает новые требования к результатам освоения учащимися основной образовательной программы. В редакции Государственного образовательного стандарта 2004 года речь шла о формировании общеучебных умений, навыков и способов действий, прежде всего учебно-управленческих и учебно-информационных. ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться».
Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей. И всё же у многих педагогов они вызвали тревогу и неуверенность в своих силах.
Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты?
Какие из предложенных в учебнике заданий целесообразно отобрать для урока?
Какие методы и приёмы работы будут эффективными?
Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять?
И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися?
Это далеко не все вопросы, которые сегодня задаёт учитель, реализующий ФГОС НОО.
Технологический процесс подготовки современного урока по-прежнему базируется на известных каждому учителю этапах урока:
- определение цели и задач;
- отбор содержания учебного материала;
- подбор методов и приёмов обучения;
- определение форм организации деятельности учащихся;
- подбор материала для домашней работы учащихся;
- определение способов контроля;
- продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся;
- подбор вопросов для подведения итога урока.
Однако теперь учитель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся, так как главная особенность заключается в изменении характера деятельности учителя и учащихся на уроке.
Таким образом, изменения в проектировании урока заключаются в том, что учитель должен четко спланировать содержание педагогического взаимодействия, т.е. расписать деятельность свою и деятельность ученика. Причем деятельность обучающегося представлена в трех аспектах:
- познавательной;
- коммуникативной;
- регулятивной.
Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | |||
Деятель-ность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
Познавательная | Коммуникатив-ная | Регулятивная | |||
1. Постановка учебных задач | Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи | Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. | Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. | Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
2. Совместное исследование проблемы. | Поиск решения учебной задачи. | Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвину-тые учени-ками гипо-тезы, орга-низует их обсуждение | Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения | Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий | Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения |
3. Моделирование | Фиксация в модели существен-ных отношений изучаемого объекта. | Организует учебное взаимодей ствие уче-ников (групппы) и следующее обсуждение составлен-ных моде-лей. | Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. | Воспринимают ответы обучающихся | Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
4. Конструирование нового способа действия. | Построение ориентированной основы нового способа действия. | Организует учебное исследование для выделения понятия. | Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия. | Участвуют в обсуждении содержания материала | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль |
5. Переход к этапу решения частных задач. | Первичный контроль за правильно стью выполнения способа действия. | Диагности-ческая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции. | Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. | Учатся формулировать собственное мнение и позицию | Осуществляют самоконтроль |
6. Применение общего способа действия для решения частных задач. | Коррекция отработки способа. | Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу. | Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки. | Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия | Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату |
7. Контроль на этапе окончания учебной темы. | Контроль. | Диагности-ческая работа (на выходе): - организа-ция дифферен-цированной коррекционной работы, - контроль-но-оцени-вающая деятель-ность. | Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. | Рефлексия своих действий | Осуществляют пошаговый контроль по результату |
Каков же алгоритм проектирования урока с точки зрения требований новых ФГОС?
Первое:
- четко определить и сформулировать для себя тему урока;
- определить место темы в учебном курсе;
- определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;
- и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.
Второе.
Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен?
Как же определяется цель урока в логике системно-деятельностного подхода к образованию?
В соответствии с ФГОС цель урока заключается в достижении личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм), метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации), предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования.
Задачи урока – шаги по направлению к цели: что нужно сделать для достижения результата.
Слова-ориентиры для определения целей урока.
Традиционный («знаниевый») подход | Компетентностный подход |
Понимать требования | Научить формулировать цели |
Знать (сформировать знание о…) | Сформировать потребность в знаниях (видеть проблемы) |
Научить работать с различными источниками знаний | Научить выбирать источники знаний |
Систематизировать | Научит систематизировать |
Обобщать | Научить выявлять общее и особенное |
Научить выполнять определенные действия (сформировать умения) при решении задачи | Научит выбирать способы решения задачи |
Оценить | Сформировать критерии оценки, способность к независимой оценке |
Закрепить | Модифицировать, перегруппировать, научит применять |
Проверить | Научить приемам самоконтроля |
Проанализировать (ошибки, достижения учащихся) | Сформировать способность к самооценке |
Третье.
1. Спланировать учебный материал
2. Подобрать учебные задания, целью которых является:
- узнавание нового материала;
- воспроизведение;
- применение знаний в новой ситуации;
- применение знаний в незнакомой ситуации;
- творческий подход к знаниям.
3. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному".
4.Составить три набора заданий:
- задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
- задания, способствующие осмыслению материала учеником;
- задания, способствующие закреплению материала учеником.
Четвертое.
Выяснить, над какими конкретно умениями в настоящий момент необходимо работать ученикам. Здесь необходимо четко представлять, какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе урока. При правильной организации деятельности учащихся на уроке формируются: на этапе объявления темы урока - познавательные, общеучебные, коммуникативные учебные действия, на этапе сообщения целей и задач – регулятивные, целеполагания, коммуникативные и т.д.
Данная таблица позволяет учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока формируются какие метапредметные результаты.
Таблица формирования универсальных учебных действий
на каждом этапе урока.
Требования к уроку | Урок современного типа | Универсальные учебные действия |
Объявление темы урока | Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) | Познавательные общеучебные, коммуникативные |
Сообщение целей и задач | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) | Регулятивные целеполагания, коммуникативные |
Планирование | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) | Регулятивные планирования |
Практическая деятельность учащихся | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) (учитель консультирует) | Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
Осуществление контроля | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) (учитель консультирует) | Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные |
Осуществление коррекции | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает) | Коммуникативные, регулятивные коррекции |
Оценивание учащихся | Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) (учитель консультирует) | Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные |
Итог урока | Проводится рефлексия
| Регулятивные саморегуляции, коммуникативные |
Домашнее задание | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей | Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
Пятое.
Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут.
Шестое.
Разработать структуру урока. Например, структура урока введения нового материала имеет следующие этапы:
- мотивационно-целевой;
- процессуальный;
- рефлексивно-оценочный.
Седьмое.
Определить способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности.
Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:
- что контролировать;
- как контролировать;
- как использовать результаты контроля
Задание ученикам по рефлексии их деятельности должно помогать им найти ответы на ряд вопросов: «Что мы сегодня делали? Для чего это необходимо? Каков главный результат? В чем состоит приращение знаний по данной теме? Благодаря чему оно произошло? Какие возникли вопросы по теме? и т.п.»
Восьмое.
Разработать домашнее задание, ориентированное на создание учащимися образовательных продуктов, объективирующих их личностные приращения как результат урока. При этом к домашнему заданию предъявляются те же требования, что и к оценочным заданиям в ходе урока: оно должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимися по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов.
Девятое.
Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.
Проектируя любой урок, направленный на формирование у учащихся универсальных учебных действий, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. Учебник в школе был и пока остаётся основным источником знаний. Практически все учебники для начальной школы прошли экспертизу на соответствие требованиям ФГОС НОО. А это значит, что и в содержании, и в структуре, и в системе заданий заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартом результатов. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены.
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает проведение уроков нового типа. Учителям ещё предстоит овладеть технологией проведения таких уроков. Сегодня же учитель, используя возможности традиционного урока, также может успешно формировать у учащихся личностные и метапредметные результаты. Для этого необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приёмов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроке. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.
Литература:
1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия – к мысли. Система заданий /Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2011. Серия «Работаем по новым стандартам».
2. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Асмолов А. Г. - Педагогика М.: 2009 - №4. - С18-22.
3. Компетентностный подход и проблемы его реализации./ Строкова Т.А. – М.: Школьные технологии, 2009. - № 6. – С9-16.
4. Определение целей урока с позиции компетентностного подхода. / Лебедев О.Е.– М.: Школьные технологии, 2011. - № 6. – С10-17.
5. Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС: методическое пособие / авт.сост: С.В.Фаттахова. – Казань: ИРО РТ, 2015. – 89 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в соответствии с требованиями ФГОС 2011 г.
Тема урока: Род имени существительногоЦель урока: 1. Ознакомление с приемами определения рода имени существительного...
Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО основывается на источник: Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. -2-е изд., М.: Академкн...
Разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения по системе Л.В. Занкова.Тема урока "Число и цифра 7".
В разработке представлен подробный план изучения темы "Число и цифра 7" с вариантами ответов учащихся....
Формирование информационной культуры младших школьников на современном уроке в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Выступление на МО...
Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС
Формирование у обучающихся универсальных учебных действий – требование федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Предлагаемая технологическая карта ...
Проектирование заключительного этапа урока в соответствии с требованиями ФГОС. Организация рефлексии на уроках в начальной школе
Статья посвящена организации рефлексии на уроках в начальной школе...
Проект «Обеспечение результативности образовательного процесса в условиях введения ФГОС НОО». Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО по русскому языку в 1 классе на тему «Перенос слова».
В проекте представлен методический материал к уроку русского языка в 1 классе на тему «Перенос слова», включающий в себя технологическую карту урока. Карта разработана на основе УМК « Перспектива», с ...