Что делает человека счастливым?
проект (3 класс) на тему

Лукоянова Любовь Александровна

 Автор работы рассуждала, в чём заключается счастье для  современных школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i.r.ariny_l.docx363.23 КБ

Предварительный просмотр:

РАЙОННАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

Что делает человека счастливым?

Исследовательская работа

по произведению К. Г. Паустовского

«Корзина с еловыми шишками»

Автор: Ложникова Арина Сергеевна, обучающаяся 3 класса  МОУ «Седановская СОШ»

                                                Руководитель: Лукоянова Любовь Александровна,

                                                 учитель начальных классов  

                                                 первой квалификационной категории                       

 МОУ «Седановская СОШ»

                                                     

Усть-Илимский район

2016

  Содержание

1. Введение………………………………………………………………………              С. 2

2. Глава 1.Основные направления в творчестве  К.Паустовского для детей                С.4

3. Глава 2. Встреча Э. Грига с дочерью лесника – Дагни  Педерсен. Анализ идейного содержания рассказа……………………………………………...…                                С. 5

4. Глава 3. Размышления о счастье.  Результаты исследования………………….                  С.5

5. Заключение……………………………………………………………………….….    С. 7

6. Список использованной литературы и Интернет-ресурсов……………….               С. 8

7.  Приложение I ………………………………………………………………...              С. 9

8. Приложение II ……………….. ……………………………………………..                С. 10-11

 

 

Введение

Самый  счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей.            

                                          Дидро Д.

         Актуальность

         Я обыкновенная современная школьница. Девочка увлечённая, творческая. Люблю петь, танцевать, рисовать, декламировать стихи и очень люблю читать. Когда я была маленькая, я часто просила почитать маму. Теперь  я читаю книги сама, и их у меня немало. Недавно я познакомилась  с произведением К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» [1].  На меня большое впечатление  произвели  главные  герои –  великий норвежский композитор Э. Григ и девочка Дагни. А ещё очень понравились мысли великих художников К. Паустовского и Э. Грига  о счастье.  Я захотела подробнее узнать  о книге и её героях,  поближе  познакомиться  с творчеством  великих художников слова и звука. На примере рассказа  «Корзина с еловыми шишками»  я попробую ответить на вопрос:  «Что делает человека  счастливым?

Гипотеза: счастье находится вокруг нас, а понять это нам помогают художественные произведения.

Цель: понять, в чём же счастье для нас, современных школьников.

Задачи:

- подробнее  познакомиться с  произведением К. Паустовского "Корзина с еловыми шишками" и проанализировать  идейное содержание рассказа;

- проследить, как творчество норвежского композитора Э. Грига отразилось в творчестве  К. Паустовского;

- проанализировать и сравнить высказывания о счастье современных школьников и великих людей;

- провести в  3 классе проектную работу «Что такое счастье?»

Методы исследования: изучение литературы, анализ идейного содержания рассказа, социологический опрос, создание рисунков о счастье, анализ цитат великих людей о счастье, изучение музыкальных произведений  Э. Грига.

Объект исследования – произведение К. Паустовского "Корзина с еловыми шишками".

Предмет исследования – счастье в произведении К. Паустовского "Корзина с еловыми шишками" и в нашей жизни.

Структура работы: работа состоит из введения, 3 глав и заключения, приводится список использованной литературы и приложение, где предоставлены рисунки обучающихся, познавательные притчи и мудрые пословицы о счастье

Глава 1. Основные направления

в творчестве   К. Г. Паустовского для детей.

        В своих книгах о природе К. Паустовский  рассказывал о таинствах природы, о родстве всего живого с целым миром. Его рассказы «Стальное колечко», «Заячьи лапы», «Барсучий нос» и другие  учат любить всё живое, быть наблюдательными и добрыми, любить свои родной край. Особое место в творчестве Паустовского занимает Мещёрский край. Он писал: «Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашёл в лесном Мещёрском краю. Счастье близости к своей земле, сосредоточенности и внутренней свободы, любимых дум и напряженного труда» [2]. Паустовский писал не только о природе, но и о замечательных людях. Писатель встречался со многими знаменитыми людьми: поэтами, художниками, музыкантами. Он писал новеллы о великих людях, об Андерсене, Моцарте, Эдгаре Алане По и Эдварде Григе. У него была мечта: собрать сборник биографий наиболее интересных знаменитых людей, описать некоторые случаи из их жизни. Рассказ «Корзина с еловыми шишками»  повествует об одном из таких знаменитых людей.          Почему же героем своего рассказа для детей К. Паустовский выбрал  великого норвежского композитора Э. Грига? Чтобы ответить на этот вопрос, я поближе познакомилась с творчеством композитора [6].  Я узнала, что Эдвард Григ родился в Норвегии, в суровой северной стране, в городе Бергене. Отец композитора, бергенский купец  был консулом, мать - пианисткой. Под её руководством Григ обучался музыке, способности к которой проявились у него в раннем детстве. Он любил свой  город.  Недалеко от Бергена находилась вилла Грига с поэтичным названием Тролльхауген (Холм Троллей). С холма открывался прекрасный вид на чудесное лесное озеро. Зеркальная гладь воды, зелень деревьев, пение птиц, шум прибоя вдохновляли композитора. Недалеко от виллы расположилась маленькая хижина, куда Григ уединялся для работы. Кроме пианино в ней умещались лишь простой деревянный стол, небольшой диван и стопки нот любимых композиторов. В музыке Григ воспевал красоту природы, красоту страны и всю свою жизнь он посвятил творчеству, музыке. В его музыке оживают легенды и сказки, красочные картины народной жизни, образы природы Норвегии. Наблюдательность, любовь к природе, к родному краю,  ко всему живому объединило двух великих творческих людей. Думаю, именно поэтому  в своём рассказе К. Паустовский знакомит нас с великим норвежским композитором.  

Глава 2. Встреча Э. Грига с дочерью лесника Дагни  Педерсен.       Анализ идейного содержания рассказа.

  Однажды в лесу Э. Григ повстречал маленькую девочку из бедной семьи,  она произвела на него огромное впечатление. Девочку звали Дагни. Она сразу рассказала незнакомцу о доме, об  игрушках. Она  очень красивая: у неё большие, как у куклы, глаза. А  самое  главное: девочка имеет доброе сердце, умеет думать и печалиться о других, заботится о дедушке. Григ понял: она трудолюбива и доверчива. Он увидел в ней открытую чистую душу и решил поведать ей о  красоте и тайнах,  окружающих их  повсюду. Он объяснял  девочке, что жизнь удивительна и прекрасна.  Он говорил, что счастливым становится тот человек, который умеет видеть  и чувствовать красоту вокруг себя, кто умеет дарить счастье другим людям. Эта мысль является самой  главной в рассказе. «Я видел жизнь. Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна. Я отдал молодёжи жизнь, работу, талант. Отдал всё без возврата. Поэтому я, может быть, счастливее тебя, Дагни» [1].  Он верил, что эта добрая и открытая девочка с чистой душой может ценить прекрасное, поэтому Э. Григ посвятил своё произведение девочке. Он хотел научить её  через музыку видеть, слышать  и чувствовать красоту. Он хотел, чтобы девочка стала счастливой. Встреча с великим музыкантом надолго осталась в памяти девочки. Прошло много лет. Дагни выросла, ей 18 лет. Однажды в театре она слышит музыку, которую ей посвятил великий композитор.  Какой неожиданный и приятный  сюрприз для совершеннолетней! Музыка произвела на Дагни странное воздействие. Внутри у неё шумела буря. Когда я дочитала до этого эпизода, мне захотелось тоже услышать прекрасную музыку, способную сделать меня счастливой. В Интернете я прослушала несколько музыкальных творений Грига, но мой выбор остановился на произведении  «Норвежское утро» из сюиты «Пер Гюнт»[9]. Мне сразу стали понятны чувства Дагни. «Она услышала, как поет ранним утром пастушеский рожок. Мелодия росла, подымалась, бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами» [1]. Её  охватило  волнение, перехватило дыхание. Это был  настоящий  подарок! Эту музыку она слышала у себя в горах. Дагни  плакала.  Но это были слёзы счастья, благодарности и сожаления о том, что она уже не сможет сказать композитору «спасибо» за этот прекрасный подарок.        

Глава 3. Размышления о счастье.  Результаты исследования.

Главная мысль рассказа побудила меня задуматься: а в чём  же  счастье для нас, современных школьников?  Я провела исследование среди учеников начальных классов «МОУ Седановская СОШ» Каждый понимает счастье по-своему, это понятие многогранно. Вот некоторые основные моменты счастливого человека по результатам опроса:

Счастье - это когда рядом близкие, любимые люди, готовые поддержать и в минуты радости, и в минуты печали.

Счастье - это когда хорошо учишься.

Счастье - это здоровье близких людей.

Счастье - это мир во всём мире.

Счастье - когда тебя понимают.

Счастье -  когда  делаешь добро близким людям.

Счастье - когда есть дом.

Счастье – когда у родителей есть работа.

Бесспорным признаю тот факт, что великие люди давно открыли тайны счастья и донесли их до наших дней. Это отражено в притчах, пословицах, поговорках, афоризмах, найденных нами в интернете. (Приложение II) Поэтому на следующем этапе исследования  я решила провести анализ отобранных мной афоризмов о счастье  [3,4] и сравнить мысли мудрых людей с мыслями моих ровесников. Сравнительный анализ показал, что  суть счастья во все времена понимается одинаково. Для наглядности выводы представлены в таблице.

Таблица №1

Результаты опроса

Афоризмы

Счастье - это когда рядом близкие, любимые люди, готовые поддержать и в минуты радости, и в минуты печали.

Счастье - когда тебя понимают.

Величайшее в мире счастье - это уверенность в том, что нас любят, любят за то, что мы такие, какие мы есть. (В. Гюго) 

Поверь мне - счастье только там, где любят нас, где верят нам.  (М. Ю. Лермонтов)        

Счастье - это здоровье близких людей.

…заболев, люди видят счастье в здоровье, впав в нужду – в богатстве. (Аристотель)

Без здоровья  невозможно и счастье (В.Г.Белинский)

Единственная красота, которую я знаю, – это здоровье. (Генрих Гейне)

Счастье -  когда  делаешь добро близким людям.

Самый  счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей. (Дидро Д.)

В жизни есть одно несомненное счастье – жить для другого.

( Н.Г.Чернышевский)

Счастье - когда есть дом.

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

(Л. Н. Толстой)

Будь ты король или простой  землепашец, ты будешь по  - настоящему счастлив, лишь тогда, когда в твоём доме будет мир и покой.

(Иоганн Гёте)

В своем классе я провела проектную работу «Что такое счастье?» После обсуждения и работы в группах наше понимание счастья мы представили в двух рисунках (Приложение I). Если проанализировать работы, то мы увидим, что для нас, современных школьников, счастье – это яркое солнце, мирное голубое небо, родные и близкие, их поддержка и взаимопомощь, совместные дела .

Я поняла, ключ к счастью в наших сердцах. Счастлив тот, чье горячее открытое сердце легко чувствует красоту и радостно отзывается на нее. Улыбнитесь от всего сердца одноклассникам, а потом мысленно пошлите свою любовь и улыбки родным, любимым людям, родителям. Я желаю, чтобы вы были счастливы, чтобы вы смеялись, лучились и радовались, чтобы другие, глядя на вас, становились тоже счастливее.

Заключение

          У каждого человека свое представление о счастье. Для меня счастье заключается в том, чтобы рядом были родители, брат, мои близкие. И если мы все здоровы,  радостны, занимаемся своими любимыми делами, мы счастливы. Для нас  создаются все условия, чтобы заниматься любимыми делами.  Только не нужно сидеть и ждать, чтобы счастье  нас посетило. Нужно  любить жизнь, трудиться и хорошо учиться.

 Я  начинаю понимать, что счастливым  становится человек,  который отдаёт свой талант людям, умеет любить,  видеть прекрасное в окружающем мире: радоваться восходу и закату, пению птиц и цветению яблоневого сада, любимой игрушке, друзьям. Быть счастливым  нужно стремиться всегда. Нужно только научиться видеть, слышать и чувствовать его. Искусство воспевает красоту мира, делает нашу жизнь красивее, благороднее, возвышенней. Люди, приобщаясь к искусству, преображаются, становятся счастливыми. В рассказе К. Г. Паустовского это случилось с Дагни Педерсен, ставшей той, кому великий композитор подарил встречу с Прекрасным.

    Мы должны быть благодарны писателю К. Г. Паустовскому за то, что он подарил нам такой замечательный рассказ о великом норвежском композиторе Григе. Оба они - великие мастера: один словами, другой музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства, и люди всех времен будут признательны им за это.

Я сделала вывод: если мы будем с интересом читать такие произведения и учиться видеть прекрасное в окружающем мире, мы будем добрее, чище душой, а значит, будем счастливыми.  Таким образом, состоятельность моей гипотезы была доказана.

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов

1. Паустовский К. Корзина с еловыми шишками – М: Махаон, 2015 – 128 стр.

2. Паустовский К. Мещёрская сторона. – М: Детская литература, 2015. – С. 4.

3.http://www.wisdoms.ru/167.html -афоризмы о счастье

4.http://www.smysly.ru/pages/491/ -афоризмы о счастье  

5.http://www.litra.ru/biography/get/wrid/00026301184773068624/-Биография К. Паустовского

6.http://www.junior.ru/students/chubukova/biografia.htm -    Биография Э. Григ

7.http://www.coachforus.ru/soznanie/pritchi/235-pr.html - притча о счастье

8.http://elims.org.ua/pritchi/pritcha-schaste/- притча о счастье

9. http//dailymusic.ru/mp3music/%D1%8D%D0%B4%D0%B2%D0%B0%D1%80%

В0%B4+%D0%B3%D1%80%D0%B8%D0%B3+%D1%83%D1%82%D1%80%D0%BE- «Пер Гюнт» (Э.Григ «Норвежское утро»)

                                                                                                               

Приложение I

Рисунки обучающихся 3 класса МОУ «Седановская СОШ»

 «Что такое счастье?»

                                                                              Приложение II

Притчи о счастье

1.Счастье, попавшее в яму.

Счастье бродило по свету, и всем, кто ему встречался на пути, Счастье исполняло желания. Однажды Счастье по неосторожности провалилось в яму и не смогло выбраться. К яме подходили люди и загадывали желания, а Счастье, естественно, выполняло их. И люди уходили, оставив Счастье сидеть в яме дальше. Однажды к яме подошел молодой парень. Он посмотрел на Счастье, но не стал ничего требовать, а спросил: 
— Тебе-то, Счастье, чего хочется? 
— Выбраться отсюда, — ответило Счастье. 
Парень помог ему выбраться и пошел своей дорогой. А Счастье... побежало за ним.

2.Что это у тебя в руке?

- Что это у тебя в руке?
- Счастье…  
- А почему такое маленькое?  
- Оно только моё. Зато какое лучистое и красивое… 
- Да, восхитительно!  
- Хочешь кусочек?  
- Наверное…  
- Давай ладошку, я поделюсь с тобой. 
- Ой, оно такое тёплое!  
- Нравится?  
- Очень…спасибо! Знаешь, мне намного лучше, когда счастье в руке…  
- Так всегда бывает.  
- А если я с кем-то поделюсь?  
- Тогда у тебя прибавится своего!  
- Почему?  
- Сам не знаю. Только потом оно станет ещё более тёплым.  
- А руки об него обжечь можно?  
- Руки обжигают об боль…Об счастье их обжечь нельзя! 
                             

                                            *   *  *  

3. Далеко в горах жил один мудрец. Как-то его спросили:                                                  «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?» Подумав, мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава  ещё не делает человека счастливым. Здоровый нищий  счастливее больного короля».

Пословицы о счастье

Легко найти счастье, а потерять и того легче.

Кто за счастье берётся, тому оно и достаётся.

Кому счастье, кому два, а кому и нет ничего.

Кому счастье служит, тот ни о чём не тужит.

В несчастье не унывай, а печаль одолевай.

Было бы счастье, а дни впереди.

Поговорки о счастье

Не в деньгах счастье.

Наше счастье в наших руках.

Легче счастье найти, чем удержать его.

За счастьем человек бежит, а оно у его ног лежит.

Всякому своё счастье.

Всякий счастья своего кузнец.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4 классе Тема: Мы в ответе… Спешите делать добро. В.А.Сухомлинский «Обыкновенный человек».

Цель: осмысление проблемы доброты, заботы о других как основного качества человека. Задачи:1. Формировать у детей:представление о добре, доброте, о хороших, добрых поступках;умение правильн...

Классный час "Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло..." (В. О. Ключевский) 2 класс

Данный материал содержит сценарий классного часа о добре, доброте. Рассуждая на эту тему, дети создают картину ДОБРА....

УМК Перспектива Технологическая карта по литературному чтению «Вводный урок раздела «Жизнь дана на добрые дела». С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах»

Тема: «Вводный урок раздела «Жизнь дана на добрые дела». С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах»Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с новым разделом; введ...

урок по окружающему миру 2 класс : «Деревья леса. Что делает человек из древесины».

Разработка урока по окружающему миру во 2 «Б» классеТема   урока:   «Деревья    леса. Что делает человек из древесины».Учитель: Кузнецова Оль...

Какие дела самые важные. С. Баруздин. "Стихи о человеке и его делах" Заголовок.

Какие дела самые важные. С.Баруздин. "Стихи о человеке и его делах." Заголовок....

Технологическая карта по литературному чтению.Тема "Какие дела самые важные. С. Баруздин "Стихи о человеке и его делах " УМК "Перспектива" (2 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Дата: 21.04.2022Школа: № 95Класс: 2-3 Студент: Колдаева Ирина МатвеевнаГруппа: 42Учитель: Удачина Инна ВикторовнаМетодист:    ...

Исследовательский проект "Что делает человека счастливым"

Материал предназначен для учителей начальных классов как дополнительный материал к уроку литературного чтения "Корзина с еловыми шишками"...