урок по окружающему миру 2 класс : «Деревья леса. Что делает человек из древесины».
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Кузнецова Ольга Александровна

Разработка урока по окружающему миру во 2 «Б» классе

Тема   урока:   «Деревья    леса. Что делает человек из древесины».

Учитель: Кузнецова Ольга Александровна.

Тип урока: Урок первичного освоения новых знаний.

Цели:

Образовательные:

продолжить знакомство детей с деревьями леса, познакомить обучающихся с ролью деревьев в жизни человека;

Развивающие:

развивать познавательные, исследовательские и коммуникативные навыки в процессе изучения темы; развивать устную связную речь, мышление, умение работать в паре;

Воспитательные:

содействовать воспитанию у младших школьников бережного отношения к природе.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr._ur.okr_mir.docx129.88 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по окружающему миру во 2 «Б» классе

Тема   урока:   «Деревья    леса. Что делает человек из древесины».

Учитель: Кузнецова Ольга Александровна.

Тип урока: Урок первичного освоения новых знаний.

Цели:

Образовательные:

продолжить знакомство детей с деревьями леса, познакомить обучающихся с ролью деревьев в жизни человека;

Развивающие:

развивать познавательные, исследовательские и коммуникативные навыки в процессе изучения темы; развивать устную связную речь, мышление, умение работать в паре;

Воспитательные:

содействовать воспитанию у младших школьников бережного отношения к природе.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Деревья леса», карточки,  ребусы, кроссворд; выставка книг о деревьях леса, игрушки и предметы из дерева.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные

В результате педагогического взаимодействия обучающийся сможет:

- различать и сравнивать деревья леса,

- оценивать характер взаимодействия деятельности человека и природы.

Метапредметные

В результате педагогического взаимодействия обучающийся сможет:

познавательные– находить в учебниках, дополнительной литературе достоверную информацию;

- сравнивать объекты по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

регулятивные – определять цель учебной деятельности;

- выбирать средства достижения цели;

- оценивать свою деятельность, самостоятельно исправлять ошибки;

коммуникативные – излагать свое мнение, аргументируя его;

- организовывать работу в паре;

- использовать ИКТ для достижения своей цели;

личностные – осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах;

- осознавать целостность мира на примере темы урока;

- учиться осмысливать свое поведение.

Личностные

В результате педагогического взаимодействия обучающийся сможет:

- осознать красоту и пользу деревьев России.

Ход  урока:

Этап      урока.

Содержание  этапа.

1.

Организационный  момент.

Цель: подготовить  детей  к  мыслительной  деятельности, создать  психологическую  обстановку.

Метод: словесный.

Здравствуйте!   Садитесь!

В перемену отдохнули,

И опять звонит звонок.

Мы готовы, стол в порядке,

Начинается урок.

2.

Актуализация  знаний.

Цели:  вспомнить  о том,  какие  деревья  видели  дети   во  время  экскурсии,

Их  отличительные  особенности.

Метод:  словесный,

наглядный (презентация).

Ребята, сегодня мы отправимся в очередное путешествие. А куда - отгадайте:  

(Слайд 1)

Есть у ребят зелёный друг,

Весёлый друг, хороший,

Он им протянет сотни рук

И тысячи ладошек.

 (Лес.)

Дать индивидуальные карточки:

Что такое ЛЕС?(Слайд 2)

Можно ли сказать «Лес – это дом?» Докажите.

(В лесу живут звери и птицы).

- Лес можно  сравнить с  многоэтажным  домом? Почему?

(Верхний ярус – деревья, средний ярус –

кустарники, нижний ярус – травянистые растения).

Как называется лес, в котором растут лиственные деревья?

(лиственный)

Хвойные?  (хвойный)

 А если в лесу растут и лиственные, и хвойные деревья?  (смешанный)

Подумайте, на какие группы можно распределить эти растения: ромашка, тополь, шиповник, клевер, дуб, осина, смородина, берёза.

Почему? (3 яруса)

Чем деревья отличаются от других растений? (ствол, высота)

(проверить ответы по карточкам)

3.

Постановка  учебной задачи.

Цель:  дать  установку  на  работу,  которую  дети  будут  выполнять  на  уроке.

Метод: словесный, наглядный (презентация),

практический.

А о чем мы  будем  говорить  сегодня  на  уроке, вы  узнаете,  

прослушав стихотворения, которые подготовили ребята.

1 ученик:

Лес наполняет лукошко

И про запас

Оставляет немножко…

Ведь звери лесные

Грибами питаются,

Поэтому жадным

Вход в лес воспрещается!

(В. Шульжик.)

2 ученик:

Хорошо у нас в лесу!

Только я в кусты вошла-

Подосиновик нашла,

Две лисички, боровик

И зеленый моховик.

Еж колючий предо мной

Пробежал к себе домой.

Две синички в тишине

Звонко пели песни мне.

Я подальше забрела,

Там черники набрала.

Все теперь домой несу!

Хорошо у нас в лесу!

(Т. Ладонщиков.)

-Если сложности, то загадка:

Их  весной и летом
Мы видели одетыми.
А осенью с бедняжек
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха их всех  одели. (Деревья)

- Какая тема нашего сегодняшнего урока? Кто уже догадался?

ДЕРЕВЬЯ ЛЕСА ( Слайд 2)

- А какие деревья растут в лесу? Давайте вспомним.

1 пара – отгадывают ребус

(Слайд 3)

D:\МОИ ДОКУМЕНТЫ\ДЕЛАЮ\НЕТ ДЕРЕВA СЕРДЦУ МИЛЕЙ\сканирование0004.jpg

Учусь различать растения

Дерево или куст, в чем еще отличия?

- Ребята, скажите, а все ли мы знаем о деревьях?

- А что вы хотите узнать о деревьях?

- Как вы думаете, какова задача нашего урока?

Узнать, какова роль деревьев в жизни человека.

4.

Изучение  нового  материала.

Цели: продолжить знакомство с деревьями, которые  растут в  лесу, узнать, какова роль деревьев в жизни человека, развивать мышление,  умение  работать в  парах, развивать  эстетический  вкус.

Методы: словесный,  наглядный, практический.

Работа по теме урока (в парах)

- Пользуясь учебниками, книгами, составьте рассказ о деревьях.

1 пара: текст о дубе, березе на стр. 45-47

2 пара: текст о сосне, лиственнице на стр. 47-48

- Расскажите всем, что вы узнали о деревьях, о том, какую роль играют в жизни людей дуб, береза, сосна,  лиственница.

Вопросы:

- Какое дерево считают долгожителем? (дуб)

- Почему о березке говорят: «Спасительница»?

(после лесных пожаров вырастают первыми, а под их защитой появляются молодые елочки)

- Почему лиственницу так называют? (сбрасывает свою хвою на зиму, как лиственные деревья)

Значение леса.   

Источник древесины.

Источник топлива.

Аптека для людей.
Место отдыха.

5.

Физминутка.

Цели:  снять  физическое  напряжение,  создать  эмоциональный  настрой,

развивать  внимание.

Метод: словесный,  наглядный, практический.

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше.

6.

Продолжение  изучения  нового  материала.  

Цели: продолжить знакомство с деревьями, которые  растут в  лесу, узнать, много ли лесов  в Волгоградской области, какие деревья растут в наших лесах, развивать мышление,  умение  работать в  парах, развивать  эстетический  вкус.

Проблемный вопрос:

- Как вы думаете, ребята, а много ли деревьев в нашей Саратовской области?

- А давайте узнаем, какие деревья растут в наших лесах.

Отсутствует у названия дерева первая буква

..ерёза

..уб

..лён                                    

 ..ополь

..осна

..сина

     ..сень

Работа  в  тетрадях.

Стр. 18, задание №1,2

7.

Закрепление  изученного.

Цели:  закрепить  полученные  знания по теме  урока.

Методы: наглядный, словесный,  практический.

Межпредметные связи

1. Разгадывание загадок. (дополнительное задание)

№1.  Летом с него снег, просто смех.

Снег по городу летает,

Почему же он не тает?(Тополь)

№2.Клейкие почки, зелёные листочки.

С белой корой расту под горой.

(Береза)

№3. Хоть неплохо я одета,

Но, друзья, мои, всегда,

И весной, и жарким летом

Я дрожу, как в холода. (Осина)

№4.Осень в лес к нам пришла,
Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы

Снуют и, галдя, ее клюют.

(Рябина)

№5.  У меня длинней иголки, чем у ёлки.

Очень прямо я расту в высоту. (Сосна)

№6.Не загадка даже,

Сразу назовем,

Если кто-то скажет:

-Жёлуди на нем!(Дуб)

№7. С моего цветка берёт

пчёлка самый вкусный мёд.(Липа)

Ребята, оглянитесь вокруг. Посмотрите и назовите предметы, родоначальником которых является дерево. (Упражнение для глаз).

- Откройте учебник, стр.48.

-прочитайте, что там говорится о древесине?

- Совпало наше предположение? Что такое древесина?

-Древесина – это плотная часть дерева, находящаяся под корой.

Ребята! А знаете, что человек давно-давно начал использовать древесину для своих нужд. Много лет на Руси служило дерево людям. Это был материал для постройки домов. Плотники ставили избы, столяры - шкафы, скамьи, колыбельки для детей миски, ложки. Умельцы вырезали из дерева игрушки, плели лапти. И сейчас деревья играют огромную роль в жизни людей.

- В учебнике рассмотрите рисунок – схему с.49.

Прочитайте о том, как человек использует древесину? При чтении делайте пометки:

Зажать палец на правой руке – знал

Зажать палец на левой руке – не знал

Посмотрите нашу выставку изделий из дерева.

Ответьте на вопросы какая? Что делают? Изделия: что?

Древесина

Твердая, крепкая, стойкая,

Добывают, пилят, рубят, вырезают, шлифуют.

Изделия из дерева – книги, тетради, линейки, шкафы, парты, доски, миски, ложки, скалки, лодки, шкатулки, лыжи.

2. Повторение правил поведения в лесу.  (Слайд 4)

- А как нужно вести себя в лесу?

Нельзя  кричать в лесу, пугая животных и птиц. Они могут оставить свое потомство, которое без материнской заботы погибнет.

Не следует рвать цветы. Лесные цветы быстро вянут.

Не нужно ломать деревья, кусты, от этого они сохнут и погибают.

Не стоит ловить бабочек, жуков и других животных.

Нельзя в лесу сорить. Уходя из леса, убирайте за собой мусор. Пожар может возникнуть даже от осколка стекла.

8.

Домашнее  задание

Цель: закрепить полученные  знания, формировать умения составлять рассказ.

Метод: словесный.

Составить паспорт дерева с.50 учебник, описание.

9.

Итог урока. Рефлексия.

Цель: формировать умение оценивать собственную деятельность и  деятельность других  детей  на  уроке.

Метод: словесный.

-  Какую задачу мы поставили перед собой на уроке?

-  Оправдались ли ваши ожидания, узнали ли вы то, что хотели?

- Что нового  вы  узнали о  каком – либо из  деревьев?

- Что вам особенно запомнилось или понравилось?

За что вы можете сегодня похвалить себя?

В чем вы были успешны?

Что получилось?

Что не получилось?

Чем интересен был урок?

Ответьте на вопросы, продолжив предложения:(Слайд  5)

- Я знал, что …

- Я узнал, что…

- Я хочу узнать…

Я благодарю всех тех, кто хорошо работал сегодня на уроке, был активен и не боялся отвечать.

- Бывая в лесу, мы всегда должны помнить, что наше право- пользоваться его дарами, а наша обязанность – охранять его.

Выставление оценок

Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась.
И была на ягодах роса.

Мы хотим, чтоб солнце грело.
И березка зеленела,
И под елкой жил смешной колючий ёж.
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил веселый дождь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру по теме «Строение тела человека»

Разработка урока. Презентация к уроку. Тест для обучающихся....

Урок по окружающему миру "Зона степей.Степь и человек.

Урок в 4 классе. Ребята самостоятельно  работают в группах("географы", "биологи". "зоологи", "экологи"). У каждой группы своё задание. Они работают с учебником, картой, энциклопедиями. Ответы уча...

урок по окружающему миру на тему "Лес и человек"

Этот урок можно провести в 3-4 классах. Урок нетрадиционный. Используется много игровых моментов. Можно использовать презентацию....

конспект урока по окружающему миру по теме "Лес и человек" 4 класс, УМК " Перспективная начальная школа" + презентация

Цели: 1. Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы. 2. Познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью лю...

Конспект обобщающего урока по окружающему миру на тему "Лес и человек"

Данный урок являетсяпоследним уроком по теме "Экологическое равновесие природных зон". Урок представлен в форме игры-путешествия с использованием большого количества загадок и игрового материала...

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Строение тела человека"

Конспект урока по окружающему миру + презентация к уроку....

Урок по окружающему миру "Культурные растения в жизни человека" (3 класс)

В материале представлены этапы урока "Культурные растения в жизни человека" (3 класс по программе "Начальная школа XXI века")...