Метод проблемного обучения
статья на тему
Главная задача современного школьного образования - научить ребёнка учиться, добывать знания самостоятельно. Для достижения поставленной задачи учитель использует в своей творческой работе метод поблемного обучения. В своём сообщении я попыталась дать определение, что такое метод проблемного обучения, каким образом его можно использовать в обучении и воспитании детей. Рассказала о том, что данный метод помогает сформировать у детей умение выстраивать мыслительную деятельность последовательно, которая стимулируется постановкой проблемного вопроса, поскольку нахождение решения проблемы происходит поэтапно. Рассмотрела ряд наиболее популярных активных форм и методов обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_problemnogo_obucheniya.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод проблемного обучения.
Педагоги и родители, стремясь научить детей чему – то новому, стараются преподнести материал ярко, эмоционально, максимально используя принцип наглядности и образного восприятия. У детей старшего дошкольного возраста и начальной школы знакомство со счетом, правилами грамотной речи, окружающим миром, явлениями природы, видами искусства происходит с активным использованием иллюстраций, книг, игрушек; в более старшем возрасте, этот метод применяется по средствам использования компьютерных технологий.
Психологи утверждают, что источник творческого мышления и его начало – это создание проблемной ситуации, которая является сложным материалом, либо теоретическим, либо практическим, и требует поиска решения и, конечно, исследования. Она побуждает ребенка к проявлению познавательной потребности, а через нее педагоги и родители могут управлять ходом получения новых знаний ребенком. Давайте подробнее рассмотрим, что же такое, проблемный метод обучения,и каким образом можно использовать в обучении и воспитании детей проблемные ситуации. Проблемное обучение - это метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации, которая является для ребенка интеллектуальным затруднением. Он не может найти объяснение какому-либо явлению или факту, а способы решения подобных ситуаций, которые он знает, не помогают ему в достижении желаемого, и ребенок вынужден искать новые пути. Очень верным, и уместным здесь будет высказывание М.Ф.Достоевского «Две-три мысли, два-три впечатления, поглубже выжатые в детстве собственным усилием (а если хотите, так и страданием), проведут ребенка гораздо глубже в жизнь, чем самая облегченная школа…» То есть, взрослые (педагоги, родители) должны создать все условия не только для усвоения ребенком результатов системы знаний, но и пониманием пути процесса их приобретения. То есть, ребенок должен не просто прослушать лекцию или рассказ, как поступить в той или иной ситуации, а прожить определенные события пусть на уровне игры и игрушек, но сам.
Например, педагог организует с детьми совместную игру, в ходе которой задается ситуация: «В детский сад пришли новые дети (игрушки), но кроватей для них не хватает. Из соседней комнаты их необходимо доставить на транспорте (машинка, лошадка с телегой, корабль). Следуя заданным условиям игры, ребенок должен понять арифметическую задачу, которая перед ним стоит: посчитать кукол, сделав это предварительно, а затем, следуя их числу отобрать соответствующее количество кроватей (непременно, чтобы хватило всем!). Так же, можно подобные педагогические ситуации создавать и во время воспитания нравственности у детей. Это способствует формированию понимания, как поступить в определенных ситуациях, например: принятие решения, как повести себя в отношении сверстников, чем он должен помочь при осуществлении коллективного, общего дела,
и. т. п Данный метод помогает сформировать у детей умение выстраивать мыслительную деятельность последовательно, которая стимулируется постановкой проблемного вопроса, поскольку нахождение решения проблемы происходит поэтапно.
1) Появление проблемной ситуации;
2) Выявление и четкое определение сущности проблемы;
3) Определение путей выхода из ситуации, либо вынесение предположений возможного решения и их обоснование;
4) Доказательство верности вынесенных предположений и верности возможного их решения;
5) Проверка, на сколько, верно решение проблемы.
Но следует всегда помнить, что поставленный ребенку вопрос должен быть как на столько сложен, чтобы мог вызвать у него затруднение, так, вместе с тем и посильным, чтобы дети смогли самостоятельно найти на него ответ. Существуют разные способы использования проблемной ситуации в ходе обучения.
Это может быть побуждение ребенка к словесному пояснению явлений, или фактов, и выявления их внешнего несоответствия.
Например: Осадки. Почему летом идет с неба теплый дождь, а зимой холодный снег? Зимой холодно, вода замерзает. Летом тепло, осадки идут в виде капель воды.
Использование ситуаций из жизни, которые происходят во время учебы.
Например: Изучали свойства воды, упал и разбился сосуд. Разобрать, почему - сосуд хрупкий, стеклянный, железный или пластиковый сосуды не бьются, прочные. Что стало с водой, она впиталась, высохла. Под активными формами и методами обучения мы понимаем методы обучения, позволяющие максимально активизировать взаимодействие субъектов педагогического процесса, направленное на развитие личности учащихся, их творческого потенциала, освоение ими системы общественно одобряемых ценностей. Посредством активных форм и методов обучения на занятиях создается личностно развивающая учебная ситуация, в которой учащийся поставлен в условия, требующие от него активного, деятельного участия в педагогическом процессе как его равноправный субъект. Рассмотрим ряд наиболее популярных активных форм и методов обучения, с точки зрения возможности их применения в педагогическом классе, а также их влияния на развитие творческих педагогических способностей. Популярность сейчас приобретает такой вид, как мозговой штурм. Суть этого метода состоит в том, что проблема решается путем генерирования коллективных идей.
Мозговой штурм состоит из нескольких этапов:
а) формулирование проблемы;
б) знакомство с правилами;
в) формирование рабочих и экспертных групп;
г) высказывание группами идей по сигналу;
д) запись идей экспертами и выбор наилучшей;
е) подведение итогов, оценка лучших идей.
Основные правила заключаются в следующем:
1) запрещаются взаимные критические замечания;
2) запрещается общение между группами;
3) формулировка идей в краткой форме;
4) запрещается обращаться к руководителю штурма;
5) все участники имеют равные права.
В ходе мозгового штурма развиваются навыки общения с коллегами по группе, развивается способность к нестандартному мышлению, способность к анализу при рассмотрении различных идей. Развивается способность кратко и четко выражать свои мысли, развивается речь, расширяется словарный запас. В педагогическом классе у данной формы обучения есть большие перспективы. В частности ее можно использовать при разрешении учебных проблемных ситуаций, моделировании учебно-воспитательного процесса в школах будущего и т.п. заданиях. Другая большая группа АФиМО включает в себя различные виды самостоятельной работы. При использовании методов этой группы познавательная деятельность обучаемого протекает в полном соответствии с его индивидуальными особенностями. Появляется возможность ликвидировать пробелы между средним уровнем восприятия и усвоением нового материала в группе и индивидуальными возможностями обучаемых. Из всего многообразия АФиМО, использующихся при организации самостоятельной работы учащихся мы более подробно рассмотрим работу учащихся в парах. Работа в парах является основной для организации устной самостоятельной работы на уроках. В отличие от работы в малых группах, где учащиеся отвечают по очереди командиру, в парах любого типа половина учащихся говорит, а вторая половина контролирует. Затем они меняются ролями. В ходе работы значительно повышается активность учащихся, создаются условия для их естественного общения, что повышает эмоциональный фон в ходе урока и создает предпосылки для эффективного развития способностей учащихся. Устная самостоятельная работа школьников на уроке, как правило, ведется с использованием трех видов пар: статической, динамической и вариационной.
Статическая пара. Совместно работают учащиеся, сидящие за одной партой.
Динамическая пара. Для школы - это малая группа в 4 человека. Для работы объединяются учащиеся, сидящие за соседними партами. Каждый работает с каждым, трижды меняя партнеров.
Вариационная пара. В этом варианте коллективной работы в малых группах по 4 человека каждый работает то с одним, то с другим соседом. При этом происходит обмен материалами, варианты которых будут проработаны каждым членом микрогруппы. Учителю необходимо применять в своей работе с детьми (как в урочной деятельности, так и во внеурочной) методы, которые направляют учащихся к самостоятельному поиску и открытиям тех или иных истин, формируют гибкость мышления: - бреймсторминг («мозговой штурм» - атака на задачу); - синектика (получение знаний о малоизученном предмете, путем переноса на него знаний о подобных ему предметах); - майевтика (отыскание истины, путем постановки вопросов); - АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач).
Для реализации данных методов успешно применяются развивающие игры и упражнения. Вот некоторые из них:
Игра «Составление из букв осмысленных слов». Эта игра наряду с тренировкой воображения направлена на развитие словарного запаса.
Буквы: А Л Й И А Р К А Р О К Л
Задание: из предложенных букв составить (записать) как можно больше слов.
Игра «Круги на воде». Она направлена на развитие творческого воображения и одновременно филологических способностей ребенка и словарного запаса. Предложим детям любое слово, например, «лимон».
1) предложите подобрать как можно больше слов на начальную букву;
2) подобрать как можно больше слов начинающихся на слог – ли;
3) предложите подобрать как можно больше слов – рифм к слову лимон;
4) расставьте буквы слова в столбик и предложите написать слова на соответствующие буквы.
Упражнение «За и против». Детям предлагают любую, самую невероятную ситуацию (представим себе, что утром вы вдруг обнаружили, что уменьшились в росте в два раза). Далее обсуждение - какие видят плюсы и минусы, и интересные моменты в этой ситуации.
Задание – игра «Я начну, а ты продолжи…». На доске записываются две стихотворные строки. Дети самостоятельно за определенное количество времени должны продолжить начатое. Например: Вот он – светлый, добрый дом,
Мы сейчас в него войдем…
Деятельность по развитию творческих способностей личности школьников посредством применения активных форм и методов обучения необходимо сочетать с диагностикой личностных изменений и работой по саморазвитию и самосовершенствованию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка с использованием метода проблемного обучения
Урок русского языка с презентацией...
Методы проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе. Безударные гласные в корне слова.
Перед современным обществом встала проблема найти такую технологию обучения детей, которая помогла бы сделать ученика не только объектом обучения, пассивно воспринимающим информацию, но и активным суб...
Статья «Использование методов проблемного обучения в начальной школе.»
Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения со...
Специфика использования методов проблемного обучения в формировании познавательных базовых учебных действий у обучающихся с ОВЗ
АКТУАЛЬНОСТЬ: наиболее кардинальным изменением современного образования является смена образовательной парадигмы: от авторитарно-репродуктивной к развивающей, гуманистической, личнос...
Конспект урока технологии во 2 классе "Пасхальная корзиночка" (метод проблемного обучения)
Работа содержит подробный коспект урока с ипользованием проблемного метода обучения....
Презентация к проекту" Специфика использования методов проблемного обучения в формировании познавательных базовых учебных действий у обучающихся с ОВЗ"
Презентация к проекту "Специфика использования проблемного обучения в формировании познавательных базовых учебных действий у обучающихся с ОВЗ"...
Специфика использования методов проблемного обучения в формировании познавательных базовых учебных действий у обучающихся с ОВЗ
Специфика использования методов проблемного обучения в формировании познавательных базовых учебных действий у обучающихся с ОВЗ....