Дневник школьника и его роль в достижении образовательного результата
статья (1 класс) на тему

Абдрахманова Айгуль Маратовна


"Личный еженедельник первоклассника" предназначенный для учащихся образовательной системы "Школа 2100" помогает формировать самооценку младшего школьника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дневник школьника и его роль в достижении образовательного результата

     В современном мире каждый человек должен адекватно оценивать свои возможности. Суметь точно себе ответить, что я умею и что я могу. Поэтому у каждого человека должен сложиться образ собственного Я. Это складывается из осознания своих личных физических, интеллектуальных, нравственных качеств, их самооценки.

     Самооценка не дана нам изначально. Она изменяется, формируется в процессе деятельности и межличностного взаимодействия.

     Ребенок, приходя из детского сада, ожидает от школы чего-то нового, необычного. Конечно, каждый ребенок и его родители, надеются, что в школе он будет успешным. Дети, впервые переступившие порог школы, как правило, имеют завышенную самооценку.

     Так, например, при проверке стартовой работы по математике, в одном из заданий проверялось умение оценивать себя по заданным критериям, т. е. адекватность самооценки.

Учащиеся 1 классов показали следующие результаты:

Классы

1 а

1 б

1 в

1 г

59%

50%

30%

59%

Итого по первым классам – 49,5%

   

     В процессе обучения самооценка должна стать не только положительной, но и адекватной. Поэтому задача учителя – помочь ребенку научиться адекватно оценивать свои возможности. Для этого необходимо помочь каждому ученику научиться видеть в себе положительные и отрицательные стороны.

     Формировать самооценку младшего школьника нам помогает «Личный еженедельник первоклассника», предназначенный для учащихся образовательной системы «Школа 2100». Он сочетает в себе элементы традиционного дневника школьника и «взрослого» еженедельника, а также дает возможность

     ученику: видеть свое продвижение, свои успехи и пробелы в знаниях; определив свое незнание, он имеет возможность улучшить свою работу, добиться успеха.

     Учителю: не только выявить определенный результат в знаниях и умениях, но и наглядно увидеть процесс формирования этого навыка, обеспечивая целенаправленную и своевременную коррекцию.

     Родителям: своевременно помочь своему ребенку исправить положение.

     Содержание «Личного еженедельника первоклассника» показывает, какая большая работа предстоит не только ученикам и учителю, но и родителям.

     Первоклассникам с первых дней учёбы пользоваться дневником самостоятельно непросто.  

     Поэтому, на первом родительском собрании мы подробно разобрали с родителями правила работы с дневником на страничке «Обращение к учителям и родителям!».

     На страничке «Общие сведения» родители сообщили все сведения о ребёнке, которые сочли нужным.

     Помогли ребёнку заполнить странички «Что я хочу рассказать о себе».

     На страничке «Как научить ребёнка вести дневник и собирать портфель» родители получили  инструкцию:

1. Заполните расписание на первую неделю ВМЕСТЕ С РЕБЁНКОМ, проговаривая для него, что и зачем ВЫ делаете.

2. ПОКАЖИТЕ ребёнку, как с помощью расписания собрать портфель на ближайший учебный день.

3. Перед следующим учебным днём предложите ребёнку при ВАС, но САМОСТОЯТЕЛЬНО собрать портфель, пользуясь расписанием.

4. Предложите ребёнку САМОМУ, НО В ВАШЕМ ПРИСУТСТВИИ заполнить расписание на следующую неделю, пользуясь расписанием первой недели как образцом.

5. Предлагайте ему далее при ВАС САМОСТОЯТЕЛЬНО  собирать портфель.

6. От недели к неделе по мере возможности всё более доверяйте ребёнку самому БЕЗ ВАШИХ ПОДСКАЗОК собирать портфель и заполнять расписание.

     Мы хотим, чтобы ребёнок научился самооценке. Дневник предлагает ему оценивать собственные успехи, своё отношение к урокам.    

     Очень важно, как будет организована вся школьная жизнь ребёнка. Именно поэтому дети сами определяют правила, по которым они будут жить в школе.

     На страничках «Выбираем правила нашей жизни» предложены задания и рисунки для обсуждения с детьми следующих тем:

1. Мой учебный день.

2. Безопасность в школе.

3. Правила поведения в классе.

4. Культура поведения и уважения друг к другу.

     На страничке «Обращение к первокласснику», вместе с учителем, ребята познакомились с названиями предметов и их условными обозначениями.

     Например, урок обучения грамоте мы решили обозначать буквой Б, математику – буквой М, музыку – МУЗ и т.д.

     С помощью условных значков договорились оценивать свои успехи.

Например, зелёный кружок говорит о том, что задание выполнено хорошо;

жёлтый -  задание выполнено с недочётами;

красный -  задание выполнить не удалось.

 С первых уроков в 1 классе ученики начали оценивать свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки».

1-й шаг (на первых уроках). 

Даём возможность детям эмоционально оценить прошедший урок.     

     В конце каждого урока в дневнике напротив строки урока предлагаем поставить определённое обозначение.

    – Наш урок заканчивается – пусть сейчас каждый вспомнит, что он делал, что у него особенно хорошо получалось. ДАЁМ УСТАНОВКУ НА УСПЕХ. И пусть каждый выберет себе значок, который нарисует в дневнике.  

     – Если ты доволен собой, у тебя все получилось, то нарисуй зелёный кружок.

    – Если тебе на уроке было временами не просто, не все получалось, то нарисуй жёлтый кружок.

     – Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то нарисуй красный кружок. Мы тебе обязательно поможем, в следующий раз будет лучше!

     Таким образом, каждый день ребята задумываются, что у них получилось, а что нет. Так они психологически готовятся к следующему шагу.

2-й шаг (через 2-4 недели). 

Даем детям возможность оценить содержание своей письменной работы.

     Раздав детям тетради с проверенными работами, мы ведём диалог с учениками:

Учитель

Ученики

– Сейчас вы будете учиться оценивать свою работу. Откройте свои тетради. Я все посмотрела, мне очень понравилось, как вы все сделали! ДАЁМ УСТАНОВКУ НА УСПЕХ! НЕ ДАЁМ ИМ ПОНЯТЬ ТО, ЧТО У КОГО-ТО ЛУЧШЕ, А У КОГО-ТО ХУЖЕ!

Открывают, смотрят – видят подписи, но не видят никаких отметок (значков и т.п.).

– Смотрите каждый из вас по-своему, но очень хорошо сделал это задание!

Получают УЧИТЕЛЬСКУЮ ОЦЕНКУ, но не ОТМЕТКУ.

– Теперь пусть каждый сравнит, как он это делал раньше (посмотрите первые свои задания).

Смотрят на соседний лист.

–Видите, НАСКОЛЬКО ЛУЧШЕ у каждого стало получаться!

(Дается установка на успех и на сравнение с собой, а не с другими – пусть даже не всегда это будет соответствовать действительности.)

– Теперь пусть каждый наградит себя! Например, нарисует зелёный кружок.

Наградить себя ДОЛЖНЫ ВСЕ, это и есть промежуточная цель – дать каждому почувствовать себя успешным.

3-й шаг (примерно через месяц). 

Устанавливаем порядок самооценки.

     Для этого стараемся учить первоклассников самостоятельно оценивать свою деятельность. После выполнения задания выясняем:

1. Что нужно было сделать?

Карандаш и лист с пустым кружком.

2. Удалось ли сделать?

Карандаш и лист с закрашенным кружком.

3. Всё сделано правильно или есть недочёты?

Карандаш и лист, где закрашено с выходом за границы.

4. Сделал всё сам или с чьей-то помощью?

Два карандаша и лист с правильно закрашенным кружком.

      Выбираем урок для самооценивания (один - два в день). Планируя этот урок, выбираем, несложное задание, выполнение которого будем анализировать.

     После того как один ученик объяснил классу, как он выполнил задание, учитель говорит: «А теперь давайте вместе оценим твой ответ».

Учитель

Ученик

1) Какое было задание?

Воспроизводит формулировку задания.

2) Ты справился?

Да.

Все согласны? (Обращаясь к классу.)

Да.

3) Правильно или с ошибкой?

Без ошибок.

4) Сам или с чьей-то помощью?

Сам!

- Раз МЫ решили, что ты справился полностью правильно и сам, то награди себя, нарисуй кружок в дневнике и закрась его!»

Рисует кружок в дневнике и закрашивает его.

Классу: «Так мы теперь будем оценивать наши задания!»

     Систематически проводим такую работу, постоянно обращая внимание класса на порядок действий при оценивании.

4-й шаг (спустя несколько дней после 3-го шага).

Учим признавать свои ошибки.

Предлагаем ученику (психологически готовому) в классе оценить выполнение задания, в котором у него есть незначительные ошибки, недочеты.

Когда в ходе самооценки ученик отвечает на вопрос «Сделал правильно или с ошибкой?»,  помогаем ему увидеть ошибку.

Затем ОБЯЗАТЕЛЬНО ХВАЛИМ ученика: «Молодец, нашел у себя ошибку, не постеснялся признать это! Надеюсь, в следующий раз ошибки не будет!»

После этого предлагаем ученику поставить «отметку»:

Учитель

Ученик

– Раз ты сделал с ошибкой, закрашивать будешь полностью или только часть?

– Лучше только часть!

– Правильно! Это поможет тебе запомнить, какая была ошибка, чтобы снова ее не допустить.

Несколько уроков подряд предлагаем ученикам оценивать свои действия, признавая ошибки.

5-й шаг.

Учимся признавать свою неудачу.

Предлагаем ученику (психологически готовому) оценить при всех задание, с которым он совсем не смог справиться, сделал полностью неправильно.

 Учитель

Ученик

– Ты делал это задание, но сделать не смог?

– Да.

– Молодец! Ты честно признался, что не справился – не каждый взрослый способен на это, а ты – смог!

– Как же тебя наградить? Закрашивать кружок можно?

– Наверное, нет.

– А нарисовать пустой кружок рядом с заданием?

– Можно!

– Правильно! Так ты будешь знать, какое задание у тебя не получилось, и сможешь выполнить его заново. У тебя обязательно получится!

 6-й шаг.

Используем умение самооценки.

     Когда все (или почти все) ученики хотя бы раз оценили своё задание при всем классе, мы перестаём  проговаривать все вопросы алгоритма самооценки и предлагаем ученикам самим задавать себе эти вопросы и отвечать на них.

Самооценка  может производиться при коллективной проверке письменных заданий. На доске появляется правильный ответ, и каждый ученик оценивает свое решение самостоятельно.

Алгоритм самооценки сворачивается: после предложения учителя: «Оцени свой ответ» – следует краткая фраза ученика:

«Цель достигнута, ошибок не было – или: «Решение я получил, но с помощью класса».

Если самооценка ученика и мнение учителя совпадает, можно вести урок дальше.

Если мнение учителя отличается от мнения ученика (завысил или занизил свою оценку), необходимо пройтись целиком по алгоритму и согласовать позиции.

       Хорошо, если ребёнок будет знать, чему именно он должен прежде всего научиться в 1-м классе.

     Для этого на страничках «Главное, чему я научился в 1-м классе» дан перечень регулятивных, познавательных, личностных и коммуникативных умений учащихся 1 классов.

     Предлагаем вам определить какие УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ  будут сформированы на конец учебного года у учащихся 1 класса.

     Такое же задание в конце  учебного года выполнят родители вместе со своим ребёнком.

     Итак, как вы думаете, какое универсальное учебное действие сформируется, если ученик выбирает умение:

Умения

1. Я могу сказать, что и зачем мы будем делать на уроке.

2. Я могу сказать, что нового я узнал на уроке.

3. Я умею наблюдать и делать выводы.

4. Я могу запомнить важные сведения.

5. Я с уважением отношусь к другим людям.

6. Я выполняю правила, о которых мы договорились в классе.

7. Я умею объяснять, что я чувствую.

8. Я понимаю, что в моей жизни мне помогают другие люди и природа, что я
не могу жить без них.

9. Я могу прочесть про себя и вслух небольшой текст, понять его смысл
и рассказать о нем.

10. Я помню наизусть и могу выразительно прочесть ___ стихотворения(й).

11. Я могу правильно списать и написать под диктовку небольшой текст.

12. Я могу сам составить и записать текст
из нескольких предложений.

13. Я умею слушать и слышать учителя
и одноклассников.

14. Я могу устно дать полный ответ
на вопрос.

15. Я умею считать, складывать и вычитать в пределах 20.

16. Я умею решать задачи на сложение
и вычитание в одно действие.

17. Я умею разделять предметы на группы, объяснять их сходство и находить лишние.

Личностные (умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор)

Регулятивные (умения организовывать свою деятельность)

Познавательные (умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире)

Коммуникативные (умения общаться, взаимодействовать с людьми)

     - Давайте, посмотрим, что получилось.

     Наблюдение показывает, что работа по формированию навыков самоконтроля и самооценки обучающихся положительно влияет не только на повышение качества обучения, но и на формирование самой личности ребенка, способной к дальнейшему самоопределению и самореализации.

     ВРЕМЯ УЧИТЬ ДЕТЕЙ НЕ БОЯТЬСЯ ЖИЗНИ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Портфолио школьника и его роль в достижении нового образовательного результата

Портфолио ученика и его роль в достижении нового образовательного результата.    «Портфель достижений» - это собрание работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижен...

Портфолио школьника и его роль в достижении нового образовательного результата.

Портфолио ученика и его роль в достижении нового образовательного результата..  Что такое «Портфель достижений»?    «Портфель достижений» - это собрание работ и результатов, которы...

Работа в парах, группах — важный фактор достижения образовательных результатов и развития коммуникативных свойств личности.

Работа в парах, группах — важный фактор достижения образовательных результатов и развития коммуникативных свойств личности....

Ценности православной культуры как живой источник достижения образовательных результатов

Использование духовных ценностей православной культуры в содержании педагогических задач будет способствовать сохранению и преумножению добрых традиций русской жизни.Организация духовно-нравственного ...

Педагогические чтения «Планирование и достижение образовательных результатов в новой образовательной среде» Обмен педагогическим опытом

Обеспечение положительной динамики образовательных результатов, ориентированных на поддержку индивидуального прогресса обучающихся....

Мастер - класс «Современные образовательные технологии как инструмент обеспечения качества учебного процесса и достижения образовательных результатов, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения»

Тема мастер-класса: «Современные образовательные технологии как инструмент обеспечения качества учебного процесса и достижения образовательных результатов, соответствующих требованиям ФГОС второ...

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...