Дневник школьника и его роль в достижении образовательного результата
статья (1 класс) на тему
"Личный еженедельник первоклассника" предназначенный для учащихся образовательной системы "Школа 2100" помогает формировать самооценку младшего школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dnevnik_shkolnika_i_ego_rol_v_dostizhenii_obrazovatelnogo_rezultata.docx | 27.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Дневник школьника и его роль в достижении образовательного результата
В современном мире каждый человек должен адекватно оценивать свои возможности. Суметь точно себе ответить, что я умею и что я могу. Поэтому у каждого человека должен сложиться образ собственного Я. Это складывается из осознания своих личных физических, интеллектуальных, нравственных качеств, их самооценки.
Самооценка не дана нам изначально. Она изменяется, формируется в процессе деятельности и межличностного взаимодействия.
Ребенок, приходя из детского сада, ожидает от школы чего-то нового, необычного. Конечно, каждый ребенок и его родители, надеются, что в школе он будет успешным. Дети, впервые переступившие порог школы, как правило, имеют завышенную самооценку.
Так, например, при проверке стартовой работы по математике, в одном из заданий проверялось умение оценивать себя по заданным критериям, т. е. адекватность самооценки.
Учащиеся 1 классов показали следующие результаты:
Классы | 1 а | 1 б | 1 в | 1 г |
59% | 50% | 30% | 59% | |
Итого по первым классам – 49,5% |
В процессе обучения самооценка должна стать не только положительной, но и адекватной. Поэтому задача учителя – помочь ребенку научиться адекватно оценивать свои возможности. Для этого необходимо помочь каждому ученику научиться видеть в себе положительные и отрицательные стороны.
Формировать самооценку младшего школьника нам помогает «Личный еженедельник первоклассника», предназначенный для учащихся образовательной системы «Школа 2100». Он сочетает в себе элементы традиционного дневника школьника и «взрослого» еженедельника, а также дает возможность
ученику: видеть свое продвижение, свои успехи и пробелы в знаниях; определив свое незнание, он имеет возможность улучшить свою работу, добиться успеха.
Учителю: не только выявить определенный результат в знаниях и умениях, но и наглядно увидеть процесс формирования этого навыка, обеспечивая целенаправленную и своевременную коррекцию.
Родителям: своевременно помочь своему ребенку исправить положение.
Содержание «Личного еженедельника первоклассника» показывает, какая большая работа предстоит не только ученикам и учителю, но и родителям.
Первоклассникам с первых дней учёбы пользоваться дневником самостоятельно непросто.
Поэтому, на первом родительском собрании мы подробно разобрали с родителями правила работы с дневником на страничке «Обращение к учителям и родителям!».
На страничке «Общие сведения» родители сообщили все сведения о ребёнке, которые сочли нужным.
Помогли ребёнку заполнить странички «Что я хочу рассказать о себе».
На страничке «Как научить ребёнка вести дневник и собирать портфель» родители получили инструкцию:
1. Заполните расписание на первую неделю ВМЕСТЕ С РЕБЁНКОМ, проговаривая для него, что и зачем ВЫ делаете.
2. ПОКАЖИТЕ ребёнку, как с помощью расписания собрать портфель на ближайший учебный день.
3. Перед следующим учебным днём предложите ребёнку при ВАС, но САМОСТОЯТЕЛЬНО собрать портфель, пользуясь расписанием.
4. Предложите ребёнку САМОМУ, НО В ВАШЕМ ПРИСУТСТВИИ заполнить расписание на следующую неделю, пользуясь расписанием первой недели как образцом.
5. Предлагайте ему далее при ВАС САМОСТОЯТЕЛЬНО собирать портфель.
6. От недели к неделе по мере возможности всё более доверяйте ребёнку самому БЕЗ ВАШИХ ПОДСКАЗОК собирать портфель и заполнять расписание.
Мы хотим, чтобы ребёнок научился самооценке. Дневник предлагает ему оценивать собственные успехи, своё отношение к урокам.
Очень важно, как будет организована вся школьная жизнь ребёнка. Именно поэтому дети сами определяют правила, по которым они будут жить в школе.
На страничках «Выбираем правила нашей жизни» предложены задания и рисунки для обсуждения с детьми следующих тем:
1. Мой учебный день.
2. Безопасность в школе.
3. Правила поведения в классе.
4. Культура поведения и уважения друг к другу.
На страничке «Обращение к первокласснику», вместе с учителем, ребята познакомились с названиями предметов и их условными обозначениями.
Например, урок обучения грамоте мы решили обозначать буквой Б, математику – буквой М, музыку – МУЗ и т.д.
С помощью условных значков договорились оценивать свои успехи.
Например, зелёный кружок говорит о том, что задание выполнено хорошо;
жёлтый - задание выполнено с недочётами;
красный - задание выполнить не удалось.
С первых уроков в 1 классе ученики начали оценивать свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки».
1-й шаг (на первых уроках).
Даём возможность детям эмоционально оценить прошедший урок.
В конце каждого урока в дневнике напротив строки урока предлагаем поставить определённое обозначение.
– Наш урок заканчивается – пусть сейчас каждый вспомнит, что он делал, что у него особенно хорошо получалось. ДАЁМ УСТАНОВКУ НА УСПЕХ. И пусть каждый выберет себе значок, который нарисует в дневнике.
– Если ты доволен собой, у тебя все получилось, то нарисуй зелёный кружок.
– Если тебе на уроке было временами не просто, не все получалось, то нарисуй жёлтый кружок.
– Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то нарисуй красный кружок. Мы тебе обязательно поможем, в следующий раз будет лучше!
Таким образом, каждый день ребята задумываются, что у них получилось, а что нет. Так они психологически готовятся к следующему шагу.
2-й шаг (через 2-4 недели).
Даем детям возможность оценить содержание своей письменной работы.
Раздав детям тетради с проверенными работами, мы ведём диалог с учениками:
Учитель | Ученики |
– Сейчас вы будете учиться оценивать свою работу. Откройте свои тетради. Я все посмотрела, мне очень понравилось, как вы все сделали! ДАЁМ УСТАНОВКУ НА УСПЕХ! НЕ ДАЁМ ИМ ПОНЯТЬ ТО, ЧТО У КОГО-ТО ЛУЧШЕ, А У КОГО-ТО ХУЖЕ! | Открывают, смотрят – видят подписи, но не видят никаких отметок (значков и т.п.). |
– Смотрите каждый из вас по-своему, но очень хорошо сделал это задание! | Получают УЧИТЕЛЬСКУЮ ОЦЕНКУ, но не ОТМЕТКУ. |
– Теперь пусть каждый сравнит, как он это делал раньше (посмотрите первые свои задания). | Смотрят на соседний лист. |
–Видите, НАСКОЛЬКО ЛУЧШЕ у каждого стало получаться! | (Дается установка на успех и на сравнение с собой, а не с другими – пусть даже не всегда это будет соответствовать действительности.) |
– Теперь пусть каждый наградит себя! Например, нарисует зелёный кружок. | Наградить себя ДОЛЖНЫ ВСЕ, это и есть промежуточная цель – дать каждому почувствовать себя успешным. |
3-й шаг (примерно через месяц).
Устанавливаем порядок самооценки.
Для этого стараемся учить первоклассников самостоятельно оценивать свою деятельность. После выполнения задания выясняем:
1. Что нужно было сделать? | Карандаш и лист с пустым кружком. |
2. Удалось ли сделать? | Карандаш и лист с закрашенным кружком. |
3. Всё сделано правильно или есть недочёты? | Карандаш и лист, где закрашено с выходом за границы. |
4. Сделал всё сам или с чьей-то помощью? | Два карандаша и лист с правильно закрашенным кружком. |
Выбираем урок для самооценивания (один - два в день). Планируя этот урок, выбираем, несложное задание, выполнение которого будем анализировать.
После того как один ученик объяснил классу, как он выполнил задание, учитель говорит: «А теперь давайте вместе оценим твой ответ».
Учитель | Ученик |
1) Какое было задание? | Воспроизводит формулировку задания. |
2) Ты справился? | Да. |
Все согласны? (Обращаясь к классу.) | Да. |
3) Правильно или с ошибкой? | Без ошибок. |
4) Сам или с чьей-то помощью? | Сам! |
- Раз МЫ решили, что ты справился полностью правильно и сам, то награди себя, нарисуй кружок в дневнике и закрась его!» | Рисует кружок в дневнике и закрашивает его. |
Классу: «Так мы теперь будем оценивать наши задания!» |
Систематически проводим такую работу, постоянно обращая внимание класса на порядок действий при оценивании.
4-й шаг (спустя несколько дней после 3-го шага).
Учим признавать свои ошибки.
Предлагаем ученику (психологически готовому) в классе оценить выполнение задания, в котором у него есть незначительные ошибки, недочеты.
Когда в ходе самооценки ученик отвечает на вопрос «Сделал правильно или с ошибкой?», помогаем ему увидеть ошибку.
Затем ОБЯЗАТЕЛЬНО ХВАЛИМ ученика: «Молодец, нашел у себя ошибку, не постеснялся признать это! Надеюсь, в следующий раз ошибки не будет!»
После этого предлагаем ученику поставить «отметку»:
Учитель | Ученик |
– Раз ты сделал с ошибкой, закрашивать будешь полностью или только часть? | – Лучше только часть! |
– Правильно! Это поможет тебе запомнить, какая была ошибка, чтобы снова ее не допустить. |
Несколько уроков подряд предлагаем ученикам оценивать свои действия, признавая ошибки.
5-й шаг.
Учимся признавать свою неудачу.
Предлагаем ученику (психологически готовому) оценить при всех задание, с которым он совсем не смог справиться, сделал полностью неправильно.
Учитель | Ученик |
– Ты делал это задание, но сделать не смог? | – Да. |
– Молодец! Ты честно признался, что не справился – не каждый взрослый способен на это, а ты – смог! | |
– Как же тебя наградить? Закрашивать кружок можно? | – Наверное, нет. |
– А нарисовать пустой кружок рядом с заданием? | – Можно! |
– Правильно! Так ты будешь знать, какое задание у тебя не получилось, и сможешь выполнить его заново. У тебя обязательно получится! |
6-й шаг.
Используем умение самооценки.
Когда все (или почти все) ученики хотя бы раз оценили своё задание при всем классе, мы перестаём проговаривать все вопросы алгоритма самооценки и предлагаем ученикам самим задавать себе эти вопросы и отвечать на них.
Самооценка может производиться при коллективной проверке письменных заданий. На доске появляется правильный ответ, и каждый ученик оценивает свое решение самостоятельно.
Алгоритм самооценки сворачивается: после предложения учителя: «Оцени свой ответ» – следует краткая фраза ученика:
«Цель достигнута, ошибок не было – или: «Решение я получил, но с помощью класса».
Если самооценка ученика и мнение учителя совпадает, можно вести урок дальше. | Если мнение учителя отличается от мнения ученика (завысил или занизил свою оценку), необходимо пройтись целиком по алгоритму и согласовать позиции. |
Хорошо, если ребёнок будет знать, чему именно он должен прежде всего научиться в 1-м классе.
Для этого на страничках «Главное, чему я научился в 1-м классе» дан перечень регулятивных, познавательных, личностных и коммуникативных умений учащихся 1 классов.
Предлагаем вам определить какие УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ будут сформированы на конец учебного года у учащихся 1 класса.
Такое же задание в конце учебного года выполнят родители вместе со своим ребёнком.
Итак, как вы думаете, какое универсальное учебное действие сформируется, если ученик выбирает умение:
Умения |
1. Я могу сказать, что и зачем мы будем делать на уроке. |
2. Я могу сказать, что нового я узнал на уроке. |
3. Я умею наблюдать и делать выводы. |
4. Я могу запомнить важные сведения. |
5. Я с уважением отношусь к другим людям. |
6. Я выполняю правила, о которых мы договорились в классе. |
7. Я умею объяснять, что я чувствую. |
8. Я понимаю, что в моей жизни мне помогают другие люди и природа, что я |
9. Я могу прочесть про себя и вслух небольшой текст, понять его смысл |
10. Я помню наизусть и могу выразительно прочесть ___ стихотворения(й). |
11. Я могу правильно списать и написать под диктовку небольшой текст. |
12. Я могу сам составить и записать текст |
13. Я умею слушать и слышать учителя |
14. Я могу устно дать полный ответ |
15. Я умею считать, складывать и вычитать в пределах 20. |
16. Я умею решать задачи на сложение |
17. Я умею разделять предметы на группы, объяснять их сходство и находить лишние. |
Личностные (умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор) |
Регулятивные (умения организовывать свою деятельность) |
Познавательные (умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире) |
Коммуникативные (умения общаться, взаимодействовать с людьми) |
- Давайте, посмотрим, что получилось.
Наблюдение показывает, что работа по формированию навыков самоконтроля и самооценки обучающихся положительно влияет не только на повышение качества обучения, но и на формирование самой личности ребенка, способной к дальнейшему самоопределению и самореализации.
ВРЕМЯ УЧИТЬ ДЕТЕЙ НЕ БОЯТЬСЯ ЖИЗНИ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация. Портфолио школьника и его роль в достижении нового образовательного результата
Портфолио ученика и его роль в достижении нового образовательного результата. «Портфель достижений» - это собрание работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижен...
Портфолио школьника и его роль в достижении нового образовательного результата.
Портфолио ученика и его роль в достижении нового образовательного результата.. Что такое «Портфель достижений»? «Портфель достижений» - это собрание работ и результатов, которы...
Работа в парах, группах — важный фактор достижения образовательных результатов и развития коммуникативных свойств личности.
Работа в парах, группах — важный фактор достижения образовательных результатов и развития коммуникативных свойств личности....
Ценности православной культуры как живой источник достижения образовательных результатов
Использование духовных ценностей православной культуры в содержании педагогических задач будет способствовать сохранению и преумножению добрых традиций русской жизни.Организация духовно-нравственного ...
Педагогические чтения «Планирование и достижение образовательных результатов в новой образовательной среде» Обмен педагогическим опытом
Обеспечение положительной динамики образовательных результатов, ориентированных на поддержку индивидуального прогресса обучающихся....
Мастер - класс «Современные образовательные технологии как инструмент обеспечения качества учебного процесса и достижения образовательных результатов, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения»
Тема мастер-класса: «Современные образовательные технологии как инструмент обеспечения качества учебного процесса и достижения образовательных результатов, соответствующих требованиям ФГОС второ...
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...