1. Что такое «Портфель достижений»? «Портфель достижений» - это собрание работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели дальнейшего развития. «Портфель достижений» - включён как обязательный компонент определения итоговой оценки в Примерную основную образовательную программу, дополняющую Федеральный государственный образовательный стандарт. Таким образом, всем педагогам начальных классов необходимо научить своих учеников вести портфель своих достижений.
2. Зачем нужен «Портфель достижений»? • собрать работы и результаты ученика, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), • мотивировать ученика на самоанализ своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.
3. Задачи создания Портфеля: • сохранять результаты ВСЕХ достижений ученика − учебных и внеучебных − за все четыре года начальной школы. В течение года схожую задачу решают Таблицы результатов и Дневник школьника, а «Портфель достижений» может собирать и накапливать её; • сохранить информацию о процессе решения задач учеником, о динамике его достижений и ошибок, которые не в состоянии отобразить таблицы результатов и тем более официальный журнал, где отметки сохраняют информацию только о конечном результате решения; • развивать у ученика умение учиться: самостоятельно обдумывать мотивы своих действий, ставить цель, планировать и организовывать её достижение, самостоятельно оценивать результат; • подтверждать эффективность труда учителя при его аттестации, когда материалы «Портфеля достижений» могут пройти внешнюю оценку, фиксирующую прогресс ученика через сравнение исходных и конечных результатов.
4. В каком виде может существовать «Портфель достижений»? * папка с файлами, хранящая материалы на бумаге; * в электронном виде.
5. Кто и когда пополняет «Портфель достижений»? УЧЕНИК * ученик в любой момент может поместить в раздел любой материал о своих успехах: рисунки, грамоты, фото выступлений, листы выполненных заданий, награды; УЧИТЕЛЬ * учителя пополняют только обязательную часть: один раз в четверть помещает в папку ученика предметные контрольные работы и копию страницы Дневника с Таблицей результатов. * учитель обучает ученика порядку пополнения портфеля основным набором материалов и их оцениванию по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «почти отлично», «отлично», «превосходно»; * в конце учебного года учитель помещает в папку диагностические метапредметные работы ( кроме личностных результатов) и их систематизированные данные - копию из Таблицы результатов. Родители
6. Содержание Портфеля достижений и его наполнение по разделам. 2.1. Названия разделов портфолио: 1) «Кто я и чего хочу». Этот раздел содержит личностную рефлексию ученика, в том числе и по материалам самого «Портфеля», это часть его личностных результатов. 2) «Чему я научился на ВСЕХ предметах»: работа с информацией, общение с людьми, организация своих дел, выбор и оценка поступков. Этот раздел отражает личностные и метапредметные результаты – универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные, коммуникативные. 3) «Чему я научился на РАЗНЫХ предметах». Этот раздел представляет предметные результаты ученика. 4) «Достижения ВНЕ учёбы». Этот раздел отражает личностные результаты ученика. 5) «Правила ведения «Портфеля достижений» и оценки его материалов». Этот раздел нужен для определения итоговой оценки.
7. Порядок определения комплексной оценки по материалам «Портфеля достижений» * Обязательные материалы (пополняются педагогом): предметные контрольные, диагностические метапредметные работы попадают в «Портфель достижений» уже с готовыми качественными оценками по шкале уровней успешности. * Таблицы результатов систематизируют эти оценки в виде выводов. *Материалы, которые пополняются учеником, оцениваются по той же шкале уровней успешности самим учеником. *О необходимости и полезности оценивать свои достижения учителю нужно время от времени напоминать ученикам: «Интересно взглянуть на свои достижения? Попробуйте сами оценить свои успехи».
8. Критерии оценивания материалов портфолио По признакам трёх уровней успешности. Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «Ученик научится» примерной программы) и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки - «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами). Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось: − либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» примерной программы); − либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету). Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами). Максимальный уровень (НЕобязательный) - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка - «превосходно». Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по любой балльной шкале: традиционной 5-балльной (переосмысленной и желательно доработанной с помощью плюсов), в 10-балльную, 100-балльную, 6-балльную и т.д.
9. Пример листа «Самооценка надпредметного проекта» - В начале этого проекта у меня была цель…
- Особенно хорошо мне удалось…
- В следующий раз я постараюсь сделать лучше…
- Свой результат могу оценить так…
Пример Максимальный уровень | | | | «Превосходно» | Решена новая, совершенно незнакомая задача | Повышенный (программный) уровень | | | «Отлично» | Решена необычная, в чём-то новая задача |
| Необходимый уровень | | «Хорошо» | Известная задача решена полностью самостоятельно |
|
|
| «Нормально» | Известная привычная задача решена, но с ошибками или с чьей-то помощью |
|
|
|
Порядок определения комплексной накопленной оценки образовательных результатов. Комплексная накопленная оценка – это вывод по всем материалам «Портфеля достижений», который должен содержать ответы на вопросы листа-опросника. 10. Итоговая оценка за ступень начальной школы. Это словесная характеристика достижений ученика, которая создаётся на основе трёх показателей: - Комплексной накопленной оценки (вывода по «Портфелю достижений» - совокупность всех образовательных результатов);
- Результатов итоговых диагностических работ по русскому языку и математике (освоение опорной системы знаний – через решение задач);
- Результатов предварительных диагностических работ по УУД за 4-й класс и итоговой комплексной межпредметной диагностической работы (уровень метапредметных действий с предметными и надпредметными знаниями).
- На основе итоговой оценки принимается решение педагогического совета образовательного учреждения о переводе ученика на следующую ступень образования.
11. Кто, как и когда определяет комплексную накопленную оценку? * В конце 4-го класса. * Педагоги – эксперты: учитель данного класса, несколько учителей других начальных классов; возможно, школьный психолог, представитель школьной администрации. Эксперты выносят коллективное мнение, на основе анализа каждым экспертом «Портфеля достижений» каждого ученика.
12. Содержательные принципы портфолио. - Достоверность.
- Объективность.
- Целостность.
- Тематическое завершенность представленных материалов.
- Наглядность результатов работы;
13. Потфолио ученика представляется. При анализе образовательной деятельности и личностного роста учащегося, например: - выбор учебного профиля;
- перевод в другой класс;
- профориентация;
- получение рекомендации для целевого поступления в ВУЗ;
- принятие решения о поощрении;
- участие в различных конкурсах.
|