Рабочая программа по Основам православной культуры.
рабочая программа (4 класс) на тему
Рабочая программа созданна на основе требований ФГОС с учетом учебного плана.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opk4_kl.doc | 148.5 КБ |
Предварительный просмотр:
2. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету Основы религиозных культур и светской этики» модуль « Основы православной культуры» для обучающихся 4 класса общеобразовательной школы составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Славкинская СШ» принятой педагогическим советом МБОУ «Славкинская СШ» (Протокол № 1 от 28 августа 2015 года. Приказ № 176-д от 31.08.2015 г. с имениями, принятыми педагогическим советом МБОУ» Славкинская СШ» СШ Протокол № 1 от 30.08.2016 года Приказ № ____-д от 31.08.2016г.)
Программа разработана в соответствии с основными положениями:
- Федерального закона от 29.12.2012г №273-ФЗ «Об образовании
- в соответствии с письмом Минобрнауки России письмо № 08-761 25 мая 2015 года «Об изучении предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР»
- примерным регламентом, рекомендованным письмом Минобрнауки России от 31.03.2015 г. № 08-461 «О направлении регламента выбора модулей курса ОРКСЭ».
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 06.10.09. № 373; зарегистрированный Министерством юстиции России 22.12.09., регистрационный номер № 17785;
- Санитарно-эпидемиологическими правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010
- приказом Министерства образования Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», программы отдельных учебных предметов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения образовательной программы начального общего образования.
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 февраля 2012 г. N 74 о преподавании комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее ОРКСЭ) во всех субъектах РФ в 4-ых классах общеобразовательных учреждений.
- ФГОС начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 N 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373");
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Данная программа создана на основе авторской рабочей программы по Основам православной культуры А.А. Кураева (Просвещение, 2010), примерного планирования курса ОРКСЭ Министерства образования РФ и в соответствии с реализуемыми образовательными программами, заявленными в Уставе МБОУ « Славкинская СШ».
Настоящая рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов обучающихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета «Основы православной культуры» — одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» – являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную.
Задачи курса:
-Формировать целостное восприятие мира, представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства.
-Способствовать целенаправленному включению обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции.
-Создавать условия для познавательной активности школьников, позитивной самостоятельной деятельности обучающихся.
-Способствовать нравственному, моральному и патриотическому воспитанию школьников.
-Познакомить с особенностями церковного искусства.
-Познакомить с основными сюжетами Ветхого Завета и содержанием Евангелия.
-Изучить основы православной этики.
3. Содержание учебного предмета, курса.
Раздел I. Введение в православную духовную традицию.
Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.
Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.
Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.
Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.
Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия.
Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.
Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.
Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.
Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.
Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.
Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.
Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.
Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.
Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.
Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.
Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений.
Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта.
Раздел II. Православие в России.
Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.
Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.
Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.
Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.
Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.
Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.
Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.
Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.
Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.
Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.
Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.
Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Повторительно – обобщающий урок по второму разделу.
Итоговая презентация творческих проектов учащихся.
Итоговая презентация творческих проектов учащихся (продолжение).
Итоговое повторение по всему курсу .
4. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
В результате освоения данного курса обучающимися должны быть усвоены следующие смыслы:
-каждая культура имеет собственный контекст и свою логику,
-ни одна культура не может быть лучше другой,
-каждая культура обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием.
- формирование основ российской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
Личностные результаты:
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- развитие этических чувств;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-комууникационных технологий;
- осуществлять информационный поиск;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;
Предметные результаты:
- знание, понимание и принятие ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие;
- знакомство с основами религиозной морали;
- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
5. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ | Наименование раздела, темы | Количество часов | ||
1 | Введение в православную духовную традицию | 19 | ||
2 |
| 15 | ||
3 | Итоговое повторение | 1 | ||
4 | Итого | 35 |
- Приложение к рабочей программе:
6.1 Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Домашнее задание | Дата проведения | |
План | Факт | |||
1 | 2 | 3 | 3 | 4 |
Раздел 1. Введение в православную духовную традицию | ||||
1 | Россия – наша Родина |
| ||
2 | Культура и религия | |||
3 | Человек и Бог в православии | |||
4 | Православная молитва | |||
5 | Библия и Евангелие | |||
6 | Проповедь Христа | |||
7 | Христос и Его Крест | |||
8 | Пасха | |||
9 | Православное учение о человеке | |||
10 | Совесть и раскаяние | |||
11 | Заповеди | |||
12 | Милосер-дие и сострадание | |||
13 | Золотое правило этики | |||
14 | Храм | |||
15 | Икона | |||
16-17 | Творческие работы учащихся. | |||
18-19 | Подведе-ние итогов | |||
Раздел 2. Православие в России | ||||
20 | Как христианство пришло на Рус | |||
21 | ||||
22 | ||||
23 | ||||
25 | ||||
26 | ||||
27 | ||||
28 | ||||
29 | ||||
30 | ||||
31 | ||||
32 | ||||
33 | ||||
34 | Подготовка и итоговая презентация творческих проектов обучающихся | |||
Итоговое повторение | ||||
35 | Подготовка и итоговая презентация творческих проектов обучающихся |
6.2 .Лист коррекции (в случае необходимости) в связи с отменой занятий (карантин, низкая температура и т. д.)
класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Корректирующие мероприятия | Причина корректировки | Дата проведения по факту |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультатива "Основы православной культуры"
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование. Третий год обучения...
Рабочая программа по основам православной культуры 1-2 класс
рабочая программа...
рабочая программа по основам православной культуры в 4 классе.
Данная рабочая программа разработана на основе ФГОС НОО и предназначена для обучающихся 4 класса общеобразовательной школы....
рабочая программа по основам православной культуры в 4 классе.
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и предназначена для обучающихся 4 класса общеобразовательной школы...
Рабочая программа по основам православной культуры
Региональный учебник...
Рабочая программа по основам православной культуры 4 класс
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной прогр...