Занятие по коррекции зрительного восприятия на тему "Символы России"
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Клевцова Екатерина Владимировна
В работе с детьми я использую программу по развитию зрительного восприятия в классах "Охраны зрения", которая является логическим продолжением широко используемой в Санкт-Петербурге программы по развитию зрительного восприятия дошкольников под редакцией Л. В. Фомичевой. Конспект занятия по развитию зрительного восприятия у учащихся 3 класса на тему «Символы России» строился с использованием элементов здоровьесберегающих, и игровых технологий, а также на основе системно-деятельностного подхода. Во время занятия знания учащихся систематизируются, путём многократного повторения информации, а также внедрением в занятие различных игровых моментов. В занятие включена игра Никитина «Сложи узор». Она нацелена на развитие творческих мыслительных способностей ребенка и зрительно-пространственных представлений. Также в занятии используются задания для совершенствования умения узнавать предметы, опираясь только на их контур (пересеченные контуры), задание для совершенствования навыка создавать целостное изображение предмета из частей (разрезная картинка) и задание на развитие памяти (доскажи слово). Включение в занятие элементов здоровьесберегающих технологий: кинезеологических упражнений, зрительной гимнастики с использованием тренажёра позволяет снять зрительное напряжение и активизировать кору полушарий головного мозга. Данную разработку целесообразно использовать на коррекционно-развивающих занятиях с учащимися 3 класса с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Материал позволит заинтересовать детей, поддержать положительный эмоциональный настрой на занятие, воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине и будет способствовать развитию зрительного восприятия, логического мышления, внимания, памяти и связной речи. Компьютерная презентация и карточки адаптированы для детей с ОВЗ. Проведён строгий отбор информационно-иллюстративного материала. Использован однородный фон, шрифт крупный (Times New Roman 16 ), контрастный с фоном, чёткий, сведён к необходимому минимуму. Изображения чёткие, без лишних деталей. Презентация создана в программе Microsoft Office PowerPoint 2003. Данное занятие было проведено как «Открытое занятие» в рамках районного конкурса педагогических достижений Фрунзенского района в номинации «Эффективные технологии службы сопровождения».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc91.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt2.55 МБ
Файл kartochki_dlya_chteniya.docx25.41 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №448 Фрунзенского района         Клевцова Е.В.

Конспект коррекционного занятия

Образовательное учреждение: ГБОУ СОШ № 448

Предмет: коррекция зрительного восприятия

Класс: 3         

Продолжительность: 1 занятие – 35 минут                 

Учитель:  Клевцова Екатерина Владимировна

Тема урока: Символы России

Тип урока: Развитие предметных представлений, комбинированное занятие. Получение новых знаний и закрепление.

Технология: ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), элементы игровых технологий, системно-деятельностный подход, здоровьесберегающие технологии, самооценивание (рефлексия).

Оборудование: матрёшка, карточка 1 (пересечённые контуры), картинки (берёзовая роща, медведь, самовар, балалайка, чебурашка), разрезная картинка в конверте (герб России) – 8 частей, кубики Никитина, тексты для чтения шрифт Times New Roman 16-го размера чёрного цвета (герб, гимн, флаг), рисунок замка с башнями, звёздочки на магнитиках.

Мультимедийное обеспечение: презентация Power Point, аудиозапись гимна России (минус), аудиозапись гимна России, зрительный тренажёр для проведения зрительной гимнастики.

Цель занятия: совершенствование зрительного восприятия

Коррекционная составляющая занятия: конкретизация представления о неофициальных и официальных символах России; развитие зрительного восприятия и мелкой моторики; поддержание положительного эмоционального настроя на занятии; равномерное распределение во время занятия различных видов заданий.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • овладеть новыми знаниями;
  • узнать какие есть официальные и неофициальные символы России;
  • научиться обобщать полученные знания;
  • уточнить и расширить лексический запас слов;
  • потренироваться узнавать предметы, опираясь на их контур (пересеченные контуры);
  • потренироваться создавать целостное изображение предмета из частей (разрезная картинка);
  • совершенствовать навык чтения (частично).

Коррекционно-развивающие:

  • развитие зрительного восприятия;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие зрительно-моторной координации;
  • развитие прослеживающей функции глаза;
  • развитие памяти, слухового внимания;
  • развитие познавательных процессов путём их постоянной активизации в ходе занятия;

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитание положительной мотивации к учебной деятельности;
  • воспитание культуры поведения, умения общаться (умение слушать и слышать);
  • воспитание умения планировать и осуществлять целенаправленную деятельность;
  • привитие любви к Родине, развитие патриотических чувств.

Планируемые результаты (для обучающихся):

предметные:

  • развитие зрительного восприятия и умение использовать зрительное восприятие для решения познавательных, практических задач.

метапредметные:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • формирование форм познавательной и личностной рефлексии.

личностные:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие патриотических чувств.


Ход занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.  Организационный момент.

Сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их.

А теперь тихонько сядьте на места и проверьте – готовы ли вы к занятию.

Дети приветствуют гостей.

Садятся на места.

Проверяют свою готовность к занятию (подставка, дневник, пенал)

2.  Основной этап. Определение темы и целей урока. Работа по теме урока.

Эти яркие сестрички
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы -..
.

Скажите мне, пожалуйста, когда вы слышите слово «матрёшка», что вы себе представляете.

(учитель показывает матрёшку)

Скажите мне, в какой стране придумали матрёшку?

Действительно, матрёшка появилась лишь немногим более ста лет назад в России. Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой неслучайно.  

Как вы думаете, от какого слова «матрёшка»? Почему её так назвали?

Раньше имя  Матрёна и Матрёша были очень популярны. Эти имена ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем. Впоследствии оно сделалось нарицательным и стало означать деревянную игрушку в виде куклы. Но и по сей день, матрёшка остаётся символом материнства и  плодородия. А также неофициальным символом России. Каждый иностранный турист старается приобрести матрёшку на память.

Матрешки

Русская деревянная игрушка в виде расписной куклы (расписывается в стилях гжель, хохлома и т.д.), внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трёх и более.

В России.

Мать, мама.

Потому что внутри большой матрешки находятся матрёшки поменьше.

Ребята, а какие еще неофициальные символы России вы знаете? С чем и кем еще ассоциируется у иностранных туристов наша страна? (если дети затрудняются ответить, то целесообразно продолжить урок с выполнения задания на карточке 1.)

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на занятие?

Какая основная цель занятия?

Верно, давайте попробуем найти некоторые из названных вами символов на карточке №1, которая лежит на подставке. Как вы думаете, почему именно эти объекты стали символами России?

  • Береза – это едва ли не самое распространенное дерево в России. Она является символом одухотворенности, процветания и долголетия.
  • Медведь выбран символом-животным нашей страны. Сделано это не случайно, ведь косолапый на российских просторах всегда считался царем лесом. Медведь является символом силы.
  • Самовар является символом гостеприимства, семейности и единства нашего народа.
  • Балалайка является символом России, благодаря своей простоте, доступности, практически в каждой семье был свой балалаечник.
  • Чебурашка – герой книг Эдуарда Успенского, который полюбился детям и взрослым, благодаря своему умению дружить. Это символ дружбы. Также Чебурашка был официальным символом Олимпиады в Сочи.

А теперь давайте встанем и попробуем изобразить каждый из символов.

  • Берёзка

  • Медведь

  • Самовар

  • Балалайка

  • Чебурашка

Молодцы! Садитесь.

Берёзка, медведь, чебурашка, шапка-ушанка, самовар, балалайка, Красная площадь и другие предположения детей.

О символах России.

Узнать что-то новое и интересное о символах России. Выполнить интересные задания для развития зрительных функций.

 Дети выполняют задание на карточке и по очереди перечисляют, кто и что еще являются неофициальными символами России (самовар, чебурашка, медведь, балалайка, берёзка) и вешают на доску цветные картинки с символами. А затем рассуждают, почему же именно эти объекты стали неофициальными символами России.

Дети поднимают руки наверх и качаются вправо – влево.

Дети изображают медведя: немного сгорбившись, переступают с ноги на ногу, рычат.

Дети ставят руки на пояс, надувают щеки, пыхтят.

Дети изображают, как играют на балалайке.

Дети делают массаж ушей.

Дети садятся на места.

Но помимо неофициальных символов у России, как и у любой другой страны, есть официальные символы. Вспомните какие? (слайд 1)

Перед вами лежит конверт. В нём части картинки. Если вы соберете их верно, то вспомните, как выглядит герб России.

Что вы знаете о гербе России?

Что вы запомнили?

Уберите картинку обратно в конверт и поставьте его на подставку

Звучит гимн России

Ребята, вы узнали эту музыку? Кто её автор?

Ребята, а что вы знаете что такое гимн?

А вы помните слова гимна? Давайте сейчас проверим (слайд 3-4)

Но перед тем, как проверить, давайте вспомним как слушают гимн?

Давайте и мы встанем и послушаем гимн. Можете подпевать.

Звучит первый куплет и припев гимна

Герб, гимн, флаг.

Дети собирают разрезную картинку.

Ответы детей, затем один из учеников читает о гербе России (слайд 2)

Ученик 1

Герб России — величественный и красивый. На красном поле мы видим золотого орла с расправленными крыльями. Это не обычный, а волшебный орел — царь, повелитель всех птиц. У него две головы, потому что он должен смотреть во все стороны огромной страны и видеть все, что происходит вокруг. Над головами орла три короны, а в лапах он держит знаки царской власти: похожий на волшебную палочку скипетр и золотой шар — державу. В самой середине герба вы видите щит. На щите изображен всадник на белом коне. Воин вонзает копье в страшного дракона. Кто же этот смелый герой? Георгий Победоносец — небесный покровитель, помощник всех отважных воинов. Рисунок, где изображен святой Георгий, побеждающий дракона, означает победу добра над злом.        

Ответы детей.

Дети убирают разрезную картинку в конверт.

Это гимн России. Автор – Сергей Михалков.

Ответы детей, затем один из учеников читает о гимне России

Ученик 2

Гимн – слово древнегреческое, происходящее от глагола «гимено» (петь, прославлять). Но прославлять не в смысле «хвалить», а делать общеизвестным, сохранять память.

Это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит

 

Дети называют недостающие слова.

Стоя, мужчины снимают головные уборы.

Дети встают и слушают гимн. Те дети, которые хотят, могут подпевать гимн.

3.  Физкультминутка. Зрительная гимнастика.

Садитесь на места, выполним зрительную гимнастику (слайд 5)

Следим за движением матрёшек только глазами, голова же должна быть зафиксирована.

Дети выполняют зрительную гимнастику

А теперь немножко разомнёмся. Встаём.

Нет на свете Родины красивей –

Боевой страны богатырей.

Вот она, по имени Россия,

От морей простёрлась до морей.

(1-2 раза)

Дети встают и выполняют упражнение, повторяя за учителем.

Шагают на месте

Изображают «богатырей»

Шагают на месте и широко разводят руки

4.  Продолжение работы над темой занятия.

Остался последний официальный символ. Какой?

Все помнят, как выглядит Российский флаг?  

Сейчас проверим. Перед вами кубики. Вам нужно, используя все кубики, собрать флаг России. Те, кто справился, поднимает руку.

Посмотрите на соседние столы. У вас у всех одинаковые флаги?

А теперь проверим верно ли вы собрали флаг или нет. (слайд 6)

А вы знаете, что обозначают цвета на флаге?

Флаг

Дети выполняют задание

Проверка выполненного задания

Ответы детей, затем один из учеников читает о цветах на флаге России.

Ученик 3

В настоящее время не существует официального толкования цветов Государственного флага Российской Федерации, но существует множество символических значений.

Белый, синий и красный цвета с древних времен на Руси означали:
белый цвет - благородство и откровенность;
синий цвет - верность, честность, безупречность и целомудрие;
красный цвет - мужество, смелость, великодушие и любовь.

Часто высказывается мнение, что три цвета флага символизируют «Веру, Надежду, Любовь».

5. Итог урока. Рефлексия.

Чем было посвящено наше занятие?

Какие они бывают?

Перечислите официальные символы.

Перечислите неофициальные символы.

Вы познакомились с символами России. Все мы их должны знать и почитать, поскольку они зримо воплощают, прежде всего, современную Россию, в которой мы все живем.

Что вам понравилось на занятии?

Что было выполнять легко? Что трудно?

За что вы могли бы себя похвалить?

Перед вами замок с башнями. Чего не хватает на шпиле башен?

Прикрепите каждый на шпиль башен одну звездочку.

Если хорошо работали, то большую звездочку; если не все получилось, то среднюю; а если ничего не получилось, то маленькую. Ведь вы все же узнали для себя что-то новое.

Спасибо за занятие.

Символам России

Официальные и неофициальные

Герб, гимн, флаг

Матрёшка, самовар, берёза, медведь, чебурашка.

Ответы детей

Звёздочек

Дети оценивают себя.

Каждый  выходит к доске и прикрепляют звёздочку.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Символы России

Слайд 2

Герб Российской Федерации

Слайд 3

(слова С.Михалкова) 1 куплет Россия — священная наша _______, Россия — любимая наша _________. Могучая воля, великая ___________— Твое достоянье на все времена! Припев Славься, ___________ наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы __________ тобой!

Слайд 4

(слова С.Михалкова) 1 куплет Россия — священная наша держава , Россия — любимая наша страна . Могучая воля, великая слава — Твое достоянье на все времена! Припев Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Слайд 6

Флаг Российской Федерации



Предварительный просмотр:

        Герб России — величественный и красивый. На красном поле мы видим золотого орла с расправленными крыльями. Это не обычный, а волшебный орел — царь, повелитель всех птиц. У него две головы, потому что он должен смотреть во все стороны огромной страны и видеть все, что происходит вокруг. Над головами орла три короны, а в лапах он держит знаки царской власти: похожий на волшебную палочку скипетр и золотой шар — державу. В самой середине герба вы видите щит. На щите изображен всадник на белом коне. Воин вонзает копье в страшного дракона. Кто же этот смелый герой? Георгий Победоносец — небесный покровитель, помощник всех отважных воинов. Рисунок, где изображен святой Георгий, побеждающий дракона, означает победу добра над злом.        

        Гимн – слово древнегреческое, происходящее от глагола «гимено» (петь, прославлять). Но прославлять не в смысле «хвалить», а делать общеизвестным, сохранять память.

        Это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит

        В настоящее время не существует официального толкования цветов Государственного флага Российской Федерации, но существует множество символических значений.

Белый, синий и красный цвета с древних времен на Руси означали:
белый цвет - благородство и откровенность;
синий цвет - верность, честность, безупречность и целомудрие;
красный цвет - мужество, смелость, великодушие и любовь.

Часто высказывается мнение, что три цвета флага символизируют «Веру, Надежду, Любовь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по коррекции зрительного восприятия. Путешествие в Африку.

Конспекты занятий  для учащихся классов  «Охраны зрения» строятся  с использованием здоровьесберегающих технологий,  арт- терапии, системы  развивающего обучения. Данная систе...

Конспект занятия по развитию зрительного восприятия на тему: "Глаза - главные помощники человека"

Цель: учить детей беречь свои глаза; познакомить с элементарным строением глаза....

Технологическая карта занятия по развитию зрительного восприятия

Технологическая карта занятия по развитию зрительного восприятия в 1 классе общеобразовательной школы по общедидактической теме "Зима"....

Особенности диагностики и коррекции зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

Данная статья об особенностях диагностики и коррекции зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта ...

Особенности и коррекция зрительного восприятия младших школьников

Статья посвящена использованию современных электронных средств обучения без вреда для зрительного восприятия...

01. «Профилактика и коррекция зрительного восприятия, пространственной ориентировки при оптической дисграфии у учащихся начальных классов с ОВЗ».

Данный материал содержит описание методики по выявлению нарушений оптического характера и примеры заданий, направленных на профилактику и коррекцию зрительного восприятия, пространственной ориентировк...

Конспект занятия по "Развитию зрительного восприятия": Развитие восприятия цвета, формы, величины, расстояния предметов

Цель: Развитие зрительного восприятия различных характеристик предметов: цвета, формы, величины, расстояния.Задачи:1. Развитие представлений о цвете, форме, величине, пространственном расположении пре...