Доклад по теме «Коррекционная работа в начальных классах на уроках русского языка»
учебно-методический материал на тему

Спорышева Татьяна Васильевна

Коррекционная работа в начальных классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_kor._rabota.doc154 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад   по теме

«Коррекционная работа в начальных классах на     уроках русского языка»

         Обучение письму – составная часть всего содержания обучения родному языку в начальных классах. Письменная речь, наряду с говорением, представляет собой экспрессивный вид речевой деятельности и выражается в фиксации определенного содержания графическими (письменными) знаками.

         Усвоение правила правописания — сложный психический процесс, для которого необходим ряд умений: отвлечься от конкретного содержания, видеть сходство и различие, находить общие закономерности и на этой основе делать определенные выводы, обобщения. Все эти умения оказывают влияние на выработку ассоциаций орфографического рода.

         У школьников, испытывающих трудности в обучении, эти ассоциации не возникают без специально направленного обучения вследствие слабой аналитико-синтетической деятельности речевого опыта.

        Для эффективного решение коррекционных,  развивающих, образовательных и воспитательных задач при обучении детей с задержкой психического развития, требуется не только профессиональная подготовка и педагогическое мастерство учителя, но и  понимание им причин трудностей обучения и личностных особенностей  каждого ученика, умение учителем осуществлять индивидуально-коррекционный подход к ребенку.

          Прежде всего, перед учителем стоит задача возродить у ребенка утерянную веру в свои познавательные возможности, пробудить, а если он впервые становится школьником, поддержать или сформировать желание учиться.                                   Успех формирует у детей веру в себя. Жизнеутверждающий тонус повседневной жизни школьника опирается, прежде всего, на успехи в его основном труде — учении. Наличие достаточно высокой оценки ребенком своих возможностей — условие и одновременно средство обучения и воспитания, утверждал В.А. Сухомлинский. Лишь на этой основе возможно дальнейшее успешное развитие школьника. Опыт работы показал, что необходимо находить любой повод для того, чтобы похвалить ребенка. Однако школьнику должно быть ясно, какие конкретные действия, дела, поступки в учебной и внеучебной  работе вызвали одобрение и что у него не получается, чему он должен научиться.

          Знания и умения, с которыми приходят в школу дети с задержкой психического развития, не соответствуют тому уровню, с которого начинается школьное обучение.

          Именно путем восполнения пробелов предшествующего развития и коррекции, нарушенных и недоразвитых функций формируется готовность учащихся к овладению учебным материалом. Обучение организуется таким образом, чтобы дети получали знания о языке, опираясь на свой личный слуховой и произносительный опыт.

           В области родного языка подготовительная работа имеет минимум три направления:

  • обогащение сенсорного опыта учеников;
  • уточнение, а также расширение их словарного запаса, развитие умения   строить предложения, употреблять их в связной речи;
  • ознакомление с необходимой терминологией, введение ее в пассивный словарь ребенка.

          Существенное значение в обучении имеет практическая деятельность ребенка. Работа ученика с разрезной азбукой, схемами, таблицами, памятками повышает его интерес к учебному материалу и является одним из основных учебных средств, с помощью которых возможно пробуждение познавательной активности и формирование полноценной учебной деятельности. Известно, что знания, полученные в результате деятельности самого ребенка, усваиваются им легче и более прочно.

          Недостаточность основных мыслительных операций и памяти, а также замедление скорости приема и переработки сенсорной и вербальной информации  у этих учеников, определяют необходимость сообщения нового материала предельно развернуто и небольшими дозами. Все свои практические действия учащиеся сопровождают речью, в которую постепенно вводятся специальные термины («звук», «гласные», «согласные» и т.д.). Четкая последовательность, поэтапность действий и рассуждений школьников постепенно свертывается. Однако в случае затруднений ученику предлагается вернуться к развернутым действиям, сопровождающимся словесным комментированием. В этом состоит одно из проявлений дифференцированного подхода к обучению таких детей.

          Развитию познавательной активности учеников, появлению заинтересованности в знаниях о родном языке способствуют также занимательные дидактические игры и игровые приемы. Эти формы работы создают у школьников положительный эмоциональный настрой, повышают их интерес к учению, способствуют «эмоциональному пробуждению разума». Используемые игры не носят, однако, развлекательного характера, а направлены непосредственно на решение учебной задачи конкретного урока.

Упражнения по развитию фонематического восприятия.

Такая работа позволит значительно сократить количество ошибок. Чтобы работа по развитию фонематического слуха имела системный характер и не отнимала много времени на уроке, Жовницкая О. Н. советует проводить такие упражнения в виде дидактических игр. Они позволяют, во-первых, учить детей весело, радостно, без принуждения. Во-вторых, игра помогает наряду с формированием и развитием фонематического восприятия организовать деятельность ребенка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. В-третьих, игру можно применять в различных вариантах, обновляя при этом речевой материал. В-четвертых, на примере дидактической игры можно реализовать задачи не только по развитию собственно фонематического восприятия, но и решить конкретные задачи урока, соотносящиеся с ключевыми  вопросами программы по русскому языку в начальной школе. Примеры игр:

 «Телевизор»

На экране телевизора прячется  слово. На наборном полотне вывешиваются картинки на каждую букву спрятанного слова по порядку. Дети должны по первым буквам слов на картинках сложить спрятанное слово. Если дети правильно назвали слово, экран телевизора открывается. Например, месяц – спрятанное слово. Картинки: медведь, ель, собака, яблоко, цапля.

«Рассели животных»

 Стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех животных, в названии которых есть звук, соответствующий букве на крыше.

 Ценность занимательных дидактических игр в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих собственную несостоятельность и создают положительный эмоциональный настрой в ходе урока. А главное, радуясь возможности поиграть, ребенок с удовольствием выполняет любые задания учителя и необходимые упражнения, что естественным образом  стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную, а это позволяет повысить успеваемость детей.

Коррекционная работа на лексическом уровне

Основные задачи лексической работы:

  • уточнение представлений учащихся о слоге и переносе слов (по слогам);
  • тренировка учеников в подборе проверочных слов к словам с безударной гласной в корне;
  • количественный рост словаря (за счет усвоения новых слов и их значений);
  • качественное обогащение словаря (путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний).

Упражнения, направленные на развитие навыка слогоделения.

Упр.1.Звуковой анализ прямого (ма) и обратного (ам) слогов, составление их схем, где гласные и согласные обозначены разным цветом:

Упр.2. Запись под диктовку в соответствии со схемой (в два столбца):

он, лу, вы,ел, як, ры, ют, ус, мы, их, ши, ох, ре, ли, ха, ты…

Упр.3.Составление схем слогов, имеющих три звука (прямой, закрытый и слоги со стечением согласных):

Упр.4.Диктант слогов (запись под схемами):

ост, енк, рам, тру, шил, шли, рос, ист, чте, ест, кор, сва, вре, инк, пли, зна, гол, гну, где, кот, кто, сын, сны, три, тир, тру, зло, зол.

Упр.5.Устный диктант (услышав слог, дети показывают соответствующую схему).

Упр.6.Группировка двусложных слов, составленных из сочетаний прямых и обратных слогов, в соответствии со схемами (в три столбца):

  рыба                     паук                   утро

Слова записаны на доске: заяц, море, шуба, елка, поле, щука, ясли, маяк, река, усни, лето, ярко, поел, щеки, поэт, если, роет, зима, ямка, лает, поле, юбка, поет.

Упр.7.Сравнительный звуковой анализ односложных слов, состоящих из 4-5 звуков со стечением согласных. Группировка данных ниже слов в соответствии со схемами:

 план                              горн                      фрукт

Слова для работы: бинт, крест, брат, кран, куст, хруст, цвел, герб, гимн, круг, визг, хлеб, клен, бант, фронт, гриб, свет, воск, пуск, спуск, звон, зонт, слог, звук, свист, врач.

Упр.8. Упражнение в делении слов на слоги:

а) прочитать и записать слова, вставляя вместо черточки пропущенный слог:

на: -род, -ходка, тиши-, па-ма, Мали-, паути-, -шел, воро-.

ки: нос-, -но, оч-, зам-, конь-, -ты, мар-, -нул, кус-, руч-, -пит.

б) прочитать и записать слова, вставляя недостающий слог:

са или ты: коле-, пар-, -хар, кус-, солда-, -ды, кар-, по-дил, бога-ри, кро-, поло-, хала-.

в) записать слова, составленные из данных слогов:

  ка, ней, ли                    мин, ви, та,                  ке, ра, та

 ри, ку, ца                      то, ав, бус                    ни, пят, ца

чик, не, куз                    ла, ку, а                        бо, ра, та

боч, ба, ка,                    чок, ви, но                   та, ну, ми

         Для отработки навыка переноса слов на основе слогоделения в орфографические пятиминутки необходимо включать разнообразные упражнения:

  • Задания – «ловушки», призванные развивать внимание и самоконтроль.
  • Рифмовки, иллюстрирующие правила переноса слов по слогам, слов с й в середине

           Таким образом, научив ребят правильно делить слова на слоги и систематически упражняя в переносе слов, можно избежать в работах учащихся подобных ошибок.

Система упражнений, направленных на устранение ошибок,                                                           на правописание безударных гласных в корне слова.

Причинами  ошибок в написании слов с безударными гласными являются:

  • неумение детей обнаруживать ошибку в словах;
  • определять, проверяемая или непроверяемая гласная;
  • неумение подбирать однокоренные слова.

Поэтому система коррекционной работы над словами с безударными  гласными в корне должно включать три группы упражнений:

  1. на развитие орфографической зоркости;
  2. на определение типа орфограммы (проверяемая или непроверяемая);
  3. на формирование умения подбирать однокоренные  слова.

Упражнения на развитие орфографической зоркости:

  • Использование принципа письма с намеренно допущенными ошибками.
  • Комментированное  письмо с указанием орфограмм. Это один из сложных видов работы, поэтому  его необходимо применять практически на каждом уроке.
  • Объяснительные или предупредительные  диктанты.
  • Выборочные списывания и диктанты.
  • Показ нужной орфограммы на карточках – сигналах.
  • Письмо по памяти.
  • Использование этимологического анализа слов.
  • Использование орфографического  чтения для развития фонематического слуха. Очень полезно  после разбора упражнения читать тексты так, как написаны.                                                                                                                                  
  • Прием списывания – одно из лучших средств развития орфографической зоркости.                                                                                                                                                  Этот прием соединяет в себе и письмо по памяти, и орфографическое чтение, и комментированное  письмо.                                                                                                          

Алгоритм списывания может выглядеть так:

- прочитай предложение так, как оно слышится;

- прочитай предложение так, как оно пишется;

- повтори по памяти;

- найди орфограммы и « опасные места»;

- еще раз прочитай предложение так, как оно пишется;

- пиши и подчеркивай орфограммы, не смотря в книгу;

- проверь по книге.

При подборе языкового материала для списывания важно не только учитывать нарастающую сложность, но и оценивать его привлекательность с точки зрения содержания, выразительность. Но в то же время важно выстраивать эту работу  так, чтобы каждое записываемое предложение представляло собой новую ступеньку сложности.

При организации работы над безударными гласными в корне слова  необходимо учить школьников определять тип орфограммы: проверяемая или непроверяемая гласная.

Прежде всего нужно вспомнить разницу в звучании одного и того же гласного звука в ударной и безударной позиции и тренировать учащихся в подборе проверочных слов, если это возможно.

Сделать это можно таким образом.

1.Учитель произносит слово следы, просит указать ударный и другой – из первого слога.

То же со словами ковёр, взял. Затем делается вывод: в безударном положении гласные звучат нечетко. Чтобы при письме такого слова правильно выбрать гласную букву, нужно подобрать родственное слово или изменить слово так, чтобы на сомнительный  гласный падало ударение,  т.е. прояснило его:

        Сл`ед -  след`ы      к`оврик – ковёр и т.д.

В безударной позиции обычно сходно звучат гласные а и о , е и я, и и я

2. Тренировка в подборе проверочных слов -  игры с перекидыванием мяча (ученики  указывают ударную гласную)

     один - много        вчера - сегодня

    стена - стены         платил – платит

    сосна - сосны         просил – просит

    гроза, страна, плечо,         плясал, носил, сказал,

   ядро, коза, вода…         взял, чертил, тащил…

   много - один         сегодня  - вчера

   дела - дело         везёт – вёз

   ряды - ряд         цветёт – цвёл

  грибы, поля, снега…         пасёт, метёт, плетёт.

3.Отобрать из данных ниже слов лишь те, которые являются проверочными к выделенным словам в начале строки:

- садовый – посадить, посадка, сады, садик, садовник;

-синеет синька, синица, синеватый, синий, посинел и т.д.

Объяснить, почему не все родственные слова являются проверочными.

4. Рифмовки, которые обращают внимание учеников на безударные  гласные в корне слова.

Основные приемы  работы с рифмовками: хоровое и индивидуальное чтение вслух, наблюдение за ударением, двойное (сначала  орфографическое, а затем орфоэпическое) проговаривание слов с  безударными  гласными.

 5. Большое внимание необходимо уделять опорам на таблицы – схемы, зрительную наглядность. Например, пользуясь таблицей можно выбирать приём проверки, подбирать проверочные слова.

                                                       ТАБЛИЦА

        

                                          ЧТОБЫ  ПРОВЕРИТЬ

безударную гласную,                                               парную согласную,

поставь ударение.        поставь обозначаемый ею

                                                                             звук перед гласным.

                                                   ДЛЯ ЭТОГО:

измени слово - один – много, много – один, большой – маленький;

назови ласково.

6. Ведение словариков.

7. Объяснение трудных написаний, составление со словами  с такими написаниями словосочетаний, предложений и связных текстов, диктанты и др.

 8. При  подведении  итога работы над  правописанием безударных гласных в корне, проверяемых ударением, поможет выдуманный  весёлый грамматический человечек с « узелками на память» в ушах. Он же  оживит и конец урока при  закреплении изученного: какую тему изучали? Какие гласные требуют проверки при письме? Сколько их? Что  надо помнить, чтобы правильно написать слово с безударной гласной в корне?

                                                     ударение

        корень

                                                                                    безударные гласные в корне,

                                                                                    требующие проверки при

                                                                                     письме.

        

При таком подходе к завершающему этапу урока в работе участвуют дети с разным уровнем знаний, чувствуют они себя  непринужденно, а поэтому уверенно и с удовольствием отвечают.

9.Задания с выборочным ответом помогут учащимся практически усвоить правописание безударных гласных в корне. Смыл его применительно к указанной орфограмме в следующем. Учащимся предлагается несколько слов  (например, с пропущенными буквами в корне). Следует указать, какие буквы надо вставить, чтобы слово было написано правильно; выделить корень; проверить выделенную безударную гласную в корне и т. д. К заданиям предлагаются 3 – 4 ответа, из которых правильным является только один. Нужно выбрать именно этот ответ.

 Упражнения для формирования умения подбирать однокоренные слова

Подбор однокоренных слов.

 В подборе однокоренных слов учащиеся обычно отправляются либо от слов, часто употребляющихся в текстах упражнений, либо от такого слова в ряду однокоренных, значение которого им наиболее понятно. Материалом для исходного слова может стать загадка, в которой в образной форме раскрывается значение слова. В ней указывается на самые характерные признаки, качества, действия предмета или явления, обозначаемого данным словом. Например, к корню земл-:

    Красна, сладка, душиста.

    Растет низко,

    К земле близко.   (Земляника)

 Материалом для начала работы могу служить и пословицы. При этом следует выбирать из их числа такие, значение и употребление которых дети могут объяснить. Например, к корню кат- подходит пословица «любишь кататься, люби и саночки возить».

Упражнения в подборе однокоренных слов к указанным значениям слова можно проводить в различных формах. Учащиеся выстраивают ряд однокоренных слов, отвечая на вопросы учителя, например к корню час-:

  -как называется прибор для измерения времени? (часы);

  -как называют мастера, который изготавливает и чинит часы? (часовщик);

  -как называется военнослужащий, который стоит на посту? (часовой).

 Однокоренные слова могут подбираться и на основе данных учащимися значений.

 Работа с корнем голов-:

-запишите однокоренные слова к указанным значениям:

 Что это?

Личинка лягушки -…

Тлеющее полено -…

Слова для справок: головастик, головня, головешка.

По мере развития у учащихся навыков самостоятельного умения в подборе однокоренных слов и обогащении словарного запаса школьников учитель все реже привлекает справочный материал.

Лексические упражнения – это органическая часть всей работы над однокоренными словами, так как подбор таких слов всегда связан и с пониманием значения каждого слова из ряда однокоренных и с уяснением общности в значении родственных слов, которая заключена в корне. Работа над значением однокоренных слов позволяет сопоставить различные значения одного и того же слова, а тем самым показать детям своеобразие и выразительность изучаемых им слов родного языка.                                       Например, работа над значением слова звезда: 

 учащиеся списывают, читают или слушают текст и с помощью учителя устанавливают, что в одних случаях слово звезда обозначает небесное тело

Звезды меркнут и гаснут,

В огне облака.

В других – фигуру, предмет с остроконечными выступами

И, верхушку украшая,

 там сияет, как всегда,

очень яркая, большая

пятикрылая звезда.

Или знак отличия, орден, имеющий форму звезды

Прошли военные года,

прошла беда крутая.

У брата на груди Звезда,

 как солнце, золотая.

 Неумение учащихся оперировать одновременно двумя признаками в подборе слов нередко приводит к тому, что дети не отграничивают, с одной стороны, ряд однокоренных слов от слов, близких по значению, с другой – включают в ряд  однокоренных  слова, имеющие различные по значению корни, которые графически обозначены одинаково (гора, горе, горный, горевать).

Чтобы избежать этого необходимо, организовать специальные упражнения в связи с подбором однокоренных слов:

  • отгадать загадку и записать отгадку;
  • приписать к этому слову однокоренные слова из сочетаний водный простор, водянистые чернила, водяной жук;
  • дописать записанный ряд слов. Слова для справок: водоем, проводы, водитель, водичка, водительские (права), водник, заводить, заводной;
  • записать родственные слова к слову водитель.

 Чтобы работа над однокоренными словами была достаточно эффективной, необходимо,

во-первых, чтобы учащиеся имели в своем распоряжении возможно большее число слов;

во- вторых, чтобы они понимали значение каждого слова и,

в-третьих, наблюдение над словами должно проводиться только в контексте, который поможет учащимся понять различие в значении и употреблении этих слов.

Система упражнений на правописание существительных с шипящим на конце.

         Использование алгоритма, разработанного Козловой М. И.

         Знакомство с орфограммой, вывод орфографического правила.

На доске запись:

                                     сущ.

          М.р.              ж, ш, щ, ч                ж.р.

                                     ед. ч.                       с ь

        Данная запись позволяет учащимся быстро сделать вывод о правописании существительных.

        Объяснение орфограммы на подобранных учителем примерах.

         На данном этапе необходимо следить за четким проговариванием слов и научным объяснением.

          Кодирование правила.  

        Учащимся предлагается придумать краткую запись правила, в которой можно использовать условные знаки и сокращения, затем выбирается наиболее удачный вариант из предложенных. Например, в результате обсуждения появляется такая запись:

                                   ж.р. -   ь 

                                   м.р. -  ь

        Выбор примеров слов на изучаемую орфограмму.

          Учитель предлагает выбрать только слова на изучаемую орфограмму, а затем учащиеся объясняют, почему не подходят другие примеры.

         Работа с сигнальными карточками.

Недостаток работы – невозможно оценить работу каждого учащегося.

         Буквенный диктант.

Записывается только ь, если нужно. Такой диктант помогает ученику поверить в себя; он занимает несколько минут, легко и быстро проверяется.

        Словарный диктант, состоящий из слов. Так постепенно формируется навык правильного написания данной орфограммы.

          Выборочный диктант или диктант, состоящий из словосочетаний.

Диктант, состоящий из словосочетаний, позволяет попутно повторить и другие орфограммы, изученные ранее.

        Предупредительный и объяснительный диктанты, представляющие собой связный текст.

        Контрольный этап.

  Использование такого алгоритма повысит уровень орфографической грамотности учащихся и уменьшит появление ошибок.

Система работы над словами с непроверяемыми написаниями.

         

          Цели работы:

  • раскрыть смысл, значение каждого изучаемого слова;
  • добиваться от детей правильного произношения и написания таких слов;
  • развивать навыки работы со словом и умение употреблять их в устной и письменной речи.

         Слова с непроверяемыми написаниями используются при объяснении нового и закреплении старого материала, при проведении минуток чистописания, особенно при написании строчных букв, в творческих и контрольных работах. Работа по изучению словарных слов ведется поэтапно.

        1 этап – ознакомительный.

 На нем детям предъявляется слово или группа слов следующим образом:

  • рассматривание карточки изучаемого предмета; установление значения этого предмета;
  • проговаривание слова хором или индивидуально с целью определения места ударения, количества слогов, произнесение по порядку всех звуков;
  • чтение напечатанного слова с карточки орфографически и орфоэпически; установление разницы в произношении и написании;
  • решение орфографических задач, например, какую букву надо проверить при письме и почему? Как эту букву проверить?

Запись слов в словарях с постановкой ударения, с выделением букв, которые надо при письме запомнить;

  • подбор ознакомительных слов (указывается на единообразное написание в корнях), составление словосочетаний и упражнений;
  • подбор синонимов, антонимов, многозначных слов, где это возможно.

 На этом этапе привлекаются слуховая память, потом зрительная и моторная. Такая работа дает детям возможность понять слова, правильно произносить и писать их, умело употреблять в устной речи.

         2 этап – тренировочно – закрепительный

         Цель его: правильность и осознанность написания слова. На него уходит 3-4 дня и более. На этом этапе приходится использовать многократное, кратковременное повторение слов с четкой артикуляцией, при этом большое значение имеют зрительные, артикуляционные, рукодвигательные ощущения. Значит и упражнения должны опираться на различные восприятия слов, быть достаточно разнообразными, т. е. обязательно должны способствовать активному запоминанию содержащихся в словах трудностей.

         На этом этапе существует много способов по запоминанию слов с трудными написаниями. Вот некоторые из них: списывание (различные задания),

 диктанты (зрительные, с комментированием, объяснительные, выборочные, картинные по памяти, творческие), ребусы, иллюстрации, творческие работы.

            3 этап – учетно-контрольный.

        Цель его: проверить умения учащихся правильно писать изученные слова в письменной работе. Для этого проводятся разные виды слуховых диктантов.

         Анализируя допущенные ошибки в словах, определяется степень усвоения навыков письма слов, затем они снова включаются в тренировочные упражнения, а затем и в последующие диктанты.

 Работа по развитию внимания и памяти.

Единство развития и обучения – основной принцип современного школьного образования. Определяя языковое образование школьника, академик Рамзаева Т.Г. отмечает, что как категория лингвометодическая оно «представляет собой процесс и результат познавательной деятельности, направленной на усвоение основ теории языка в целях коммуникации, на речевое, умственное и эстетическое развитие, на овладение культурой народа - носителя данного языка». Быстрота и прочность усвоения орфографических навыков находится в прямой и непосредственной зависимости, как от общего развития детей, так и от развития их отдельных способностей: внимания, памяти.

          Работа по развитию внимания и памяти должна вестись систематически на уроках во время динамических пауз, во внеклассной работе. Каждое упражнение предлагается детям вначале в максимально простом варианте. Предполагается постепенное усложнение каждого упражнения за счет увеличения темпа его проведения и увеличения семантической нагрузки в словарных упражнениях. Многие упражнения проводятся в форме соревнования, Но и этом случае успехи каждого ребенка важно сравнивать с его предыдущими достижениями, а не с результатами других детей. Можно постепенно включать учащихся в проведении того или иного упражнения. Тем самым представляется, возможность передать детям ответственность за занятия. Кроме того, роль «главного» в какой-либо игре послужит хорошим тренингом для застенчивых детей.

 

Внимание – сквозной психический процесс, пронизывающий все интеллектуальные функции и обеспечивающий успешность интеллектуальной деятельности. Внимание характеризуется следующими свойствами: объемом, распределением, концентрацией, устойчивостью и переключением. Тренировку функций внимания следует проводить «широким фронтом», захватывая все возможные характеристики, что в целом приведет к возникновению и расширению состояния внимательности у детей.

 Упражнения по развитие устойчивости внимания. Устранение импульсивности.  

  «Слушаем тишину».                                                                                                                                      В течение трех минут всем слушать тишину. За этим следует обсуждение: кто что услышал, и в каком порядке.

«Минутка».                                                                                                                                 Ведущий просит внутренне измерить время, равное минуте (60секунд). Когда внутренняя минутка пройдет, каждый поднимает руку. Ведущий с помощью секундомера измеряет реальное время и записывает степень несовпадения каждого ответа.

Упражнения по развитию объема памяти.

«Что изменилось».                                                                                                                          Общий принцип: внесение изменений. Заранее обсуждается количество изменений. Например, что изменилось в классе по сравнению с предыдущим занятием (уроком, днем)?

«Слова-невидимки».                                                                                                                       Ведущий пишет на доске (на стене, в воздухе) пальцем слово по одной букве. Дети записывают буквы по мере их изображения на бумаге или пытаются их запомнить. Затем обсуждается, какое слово получилось у каждого.

 «Синтез слов из звуков».                                                                                                               Ведущий произносит слово, но не слитно (мяч), а по отдельным звукам (м-а-ч). Дети синтезируют эти звуки в слово. Два параметра, которые регулируют сложность упражнения, - длина слова и темп произнесения звуков. По мере усвоения упражнения дети сами загадывают слова из звуков (тысячелистник, пластилин).

Упражнения по развитию переключения внимания.

«Корректурная проба».                                                                                                                           Для этого упражнения можно использовать специальные таблицы, но вполне подходят и старые журналы. В течение определенного количества времени дети зачеркивают любую букву в тексте.

«Запретное движение».                                                                                                                        Дети выполняют все движения по указанию учителя, кроме задуманного.

 Память является основой всех психических процессов, активно овладевая которыми, человек управляет приобретением и сохранением в сознании полезной информации, ее воспроизведением в нужный момент. Индивидуальные особенности психической функции характеризуют следующие параметры: объем, точность, мобилизационная готовность и уверенность в правильности воспроизведения.

Упражнения по развитию объема памяти.

 Объем памяти для нового материала равен 7+2. Это число указывает на количество единиц информации, которое может быть удержано в памяти. Пути к расширению объема  запоминаемой информации – это тренировка механической памяти, а также укрупнение блоков.

«Восстановить пропущенное слово».

Читается ряд из 5-7 слов, не связанных между собой по смыслу, например: сахар – пуля –ящик – рыба – танец – груша. Второй раз ряд читается не полностью,  одно из слов опускается. Дети должны восстановить пропущенное слово (а в дальнейшем – и его место в ряду). В третий раз пропускается другое слово. На четвертый раз можно попросить детей восстановить весь ряд полностью: без сохранения очередности слов или по порядку.

        

Упражнения по развитию точности памяти.

«Жил-был кот…».                                                                                                                 Упражнение заключается в составлении ряда определений к существительному. Каждый из учеников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце свое определение. Например:

-Это был красивый кот…

-Это был красивый пушистый кот…

-Это был красивый пушистый кот с зелеными глазами…

«Составление историй»:

а) из отдельных слов.

Каждый из участников говорит по очереди по одному любому слову так, чтобы в результате получилась общая история. Перед тем как назвать свое слово, необходимо повторить все сказанные ранее слова.

б) из предложений.

 Упражнение аналогично предыдущему, разница лишь в том, что каждый участник говорит целое предложение, а не одно слово. Непременное условие – повторение предыдущего ряда.

«Птица – зверь – рыба».                                                                                                          Ведущий в случайном порядке предлагает каждому участнику вопрос. Участник должен в ответ припомнить представителя того или иного вида. Повторять названное ранее нельзя. Например: птица – снегирь, рыба - лещ, рыба – карась, зверь – медведь и т.д.

          

Существует еще множество игр и упражнений по развитию внимания и памяти. Но главное помнить некоторые рекомендации:

  • Устную (фронтальную) работу давать «порциально», до 7 минут за один раз.
  • Монологическую речь учителя дети сосредоточенно могут слушать до 4     минут, затем внимание рассеивается.
  • Перед началом обобщений, проверок, сообщений чего-либо важного нужно сосредоточить внимание детей, используя один из вышеперечисленных методов.
  • Желание детей узнать, открыть, понять, решить, поиск нужных путей, проверка найденного решения, отбор доказательств и пр. – все эти виды умственной деятельности держат внимание, обеспечивая его устойчивость и силу сосредоточения. Увлеченные такой работой дети по требованию учителя занимаются в отдельные моменты неинтересной, но нужной и обязательной работой.

Следовательно, систематическая и целенаправленная работа над ошибками, повседневное повторение изученного ранее материала поможет развитию у учащихся навыков самостоятельного анализа орфографических ошибок, будет способствовать лучшему усвоению орфографических правил, выработке орфографической зоркости, умению быстро распознавать нужную орфограмму, в конечном счете, не допускать ошибок. 

     

       Основные правила при коррекционной работе

  1. Работайте спокойно, без нервотрепки, упреков, прорицания.
  2. Не торопите ребенка, пусть работает медленно.
  3. Постарайтесь каждый раз найти, за что похвалить ребенка.
  4. При неудаче повторяйте задания, давая аналогичные.
  5. Усложняйте задания только тогда, когда успешно выполнено предыдущее.
  6. Не спешите получать результат, успех придет, если ребенок будет доверять вам, будет уверен в себе.
  7. Если необходимо внесите коррективы по ходу работы, делайте это немедленно, т.к. ребенок может непроизвольно «заучить» ошибку. Но избегайте слов: «Ты делаешь не так», «это неправильно».
  8. Во время занятий с ребенком не отвлекайтесь. Если не можете найти полчаса для такой работы, помощь невозможна.

Для того чтобы ваша работа с ребенком была более эффективней, она должна быть систематичной. Кроме того, необходимо, чтобы эта работа не была нудной. Задачи, которые вы ставите пред ребенком, должны быть посильными, а на начальном этапе легко достижимыми. Сложность заданий лучше увеличивать постепенно.                                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления учащихся начальных классов на уроках русского языка и во внеурочное время"

Обобщение опыта посвящено одной из актуальных проблем современной педагогики и методики преподавания русского языка - проблеме развития логического мышления младших школьников средствами учебного пред...

ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ЭРЗЯНСКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ "МОЯ СЕМЬЯ"

Выступление на конференции "Этнокультурное воспитание: проблемы и перспективы"...

Конференция на тему : "Пути формирования и развития орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка "

Пути формирования и развития орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка          ЧТО ТАКОЕ ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ЗОРКОСТЬ?...

Доклад на тему: «Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка»

Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка – одна из основных проблем формирования навыков грамотного письма....

Из опыта работы "Воспитание духовно-нравственных качеств учеников начальных классов через уроки русского языка и литературного чтения"

В начальной школе духовно – нравственное воспитание можно осуществлять на внеклассном чтении, во время этических бесед, при проведении тематических классных часов, праздников и внеклассных мероп...

«Коррекционная работа по преодолению дисграфии на уроках русского языка у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи»

В работе подробно освещены причины возникновения, виды и способы преодоления дисграфии у обучающихся начальных классов на уроках русского языка. Также в работе содержатся карточки с практическими зада...