Мастер - класс по инклюзии
методическая разработка на тему

 Гускина Светлана Михайловна

 

                                   «Важно, чтобы люди не чувствовали себя инвалидами…Это люди, которым судьба послала сложные испытания....Только сочувствия мало, надо развивать возможности».

 Одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. В связи с этим, значительно возрос заказ общества на инклюзивное образование. В этой статье рассказан  опыт работы с детьми с ОВЗ в общеобразовательной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс  по инклюзии

Тема моего выступления: Развитие лиц с ОВЗ и  детей – инвалидов посредством организации инклюзивного образования в общеобразовательной школе. (Из опыта работы) эта тема актуальна, т.к в каждую школу  могут сейчас поступить  такие дети.

Слайд1

Хочется начать своё выступление с таких слов:

«Важно, чтобы люди не чувствовали себя инвалидами…

Это люди, которым судьба послала сложные испытания…

Только сочувствия мало, надо развивать возможности».

Одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. В связи с этим, значительно возрос заказ общества на инклюзивное образование.  В последние годы в рамках общемирового процесса наблюдается новая тенденция — родители не хотят отдавать своих детей в закрытые учреждения интернатного типа и воспитывают их в семье, устраивая их в общеобразовательные школы и детские сады. Это желание родителей закреплено законодательно, т.к. обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование является одной из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации

Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Инклюзивное образование подразумевает, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении.

На протяжении многих лет  детей с ограниченными возможностями «обрекали»  на домашнее обучение. Задача современного педагога – дать им шанс получить профессию, быть полезными обществу, да просто завести друзей, семью.

Одним из первых представлений об инклюзии являлось простое «перемещение» учащихся из специализированных школ в школы по месту жительства или из специальных классов — в классы общеобразовательные.  Но в результате в образовательных учреждениях, в том числе, реализующих инклюзивную практику, должны создаваться условия, гарантирующие возможность:

достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися;

использования обычных и специфических шкал оценки «академических» достижений ребенка с ОВЗ, соответствующих его особым образовательным потребностям;

адекватной оценки динамики развития жизненной компетенции ребенка с ОВЗ совместно всеми участниками образовательного процесса, включая и работников школы и родителей (их законных представителей);

индивидуализации образовательного процесса в отношении детей с ОВЗ;

целенаправленного развития способности детей с ОВЗ к коммуникации и взаимодействию со сверстниками;

выявления и развития способностей обучающихся с ОВЗ через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно- полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя воз можности образовательных учреждений дополнительного образования

детей;

включения детей с ОВЗ в доступные им интеллектуальные и творческие соревнования, научно-техническое творчество и проектно-исследовательскую деятельность;

использования в образовательном процессе современных научно обоснованных и выявления и развития способностей обучающихся с ОВЗ через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно- полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя воз можности образовательных учреждений дополнительного образования

детей;

включения детей с ОВЗ в доступные им интеллектуальные и творческие соревнования, научно-техническое творчество и проектно-исследовательскую деятельность;

использования в образовательном процессе современных научно обоснованных и достоверных  технологий, адекватных особым образовательным потребностям детей с ОВЗ;

достоверных  технологий, адекватных особым образовательным потребностям детей с ОВЗ;

У инклюзивного образования есть восемь основных принципов, которые, по сути, должны быть положены в основу любого обучения.  

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

  1. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

Нормативно-правовая база  в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней:

международные (подписанные СССР или Российской Федерацией);

федеральные (Конституция, законы, кодексы – семейный, гражданский и др.);

правительственные (постановления, распоряжения);

ведомственные (Министерства образования СССР и Российской Федерации);

региональные (правительственные и ведомственные).

.

Самым значимым международным документом в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями является Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года). В статье 24 Конвенции говорится: «Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни».

  • Основным Федеральным законом, определяющим принципы государственной политики в области образования, является Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.

Он определяет, что учащийся с ОВЗ – физическое    лицо,    имеющее    недостатки    в    физическом    и    (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико- педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (п. 16 ст. 2).

Еще один федеральный документ, требующий внимания, – это Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271). В нем был сформулирован основной принцип инклюзивного образования: «Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья детей инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей,  находящихся в трудной жизненной ситуации».

Процедура (порядок, условия, орган) признания человека инвалидом и лицом с ОВЗ различна, различны и цели установления такого статуса. Вообще, и прежний, и новый законы учитывают разницу между понятиями «лицо с ОВЗ» и «инвалид». Оба термина упоминаются в текстах Законов, но инвалидам и обучающимся с ОВЗ предоставляются разные меры поддержки

С учетом компетенций, права, обязанности и ответственности образовательной организации, примерный (минимальный) Перечень локальных актов, регламентирующих деятельность образовательной организации в части обучения и воспитания детей с ОВЗ, в том числе и детей-инвалидов, должен  включает в себя:

  • Положение о реализации инклюзивной практики в образовательном учреждении  (об особенностях организации  обучения и воспитания детей с ОВЗ и др.);
  • положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) с приложением  (приказ  о  создании  ПМПк,  приказ  о  составе  ПМПк  на

начало нового учебного года, должностные обязанности членов ПМПк идр.);

  • положение об организация психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и ребенка с инвалидностью в учебном процессе, в т.ч. через договор взаимодействия с ППМС-центром (договор о сотрудничестве) и/или      со      специальными      (коррекционными)      образовательными

учреждениями, лечебно-профилактическими учреждениями, учреждениями здравоохранения, учреждениями социального обслуживания;

  • договор с родителями детей с ОВЗ;
  • Все  локальные  нормативные  акты  образовательной  организации  в
  • части обучения детей с ОВЗ целесообразно утверждать через издание приказа, так как они имеют прямое или косвенное отношение к участникам образовательного процесса и требует обязательного  ознакомления  с ними.
  • Унифицированной формы для такого приказа не предусмотрено, поэтому руководитель образовательной организации вправе определить ее

самостоятельно.

  • Необходимо помнить, что новый закон об образовании не требует обязательной регистрации локальных нормативных актов в качестве дополнений к уставу в соответствующих органах, что предусматривалось нормами старого закона

  • В целом по России лишь часть детей имеет возможность посещать учреждения, в которых оказывается вся необходимая психолого-педагогическая и медико-социальная помощь. Это связано не только с недостаточным количеством учреждений данного типа в стране, но и отсутствием подготовленных специалистов.  ( На схеме представлены группы детей с ОВЗ)

 Таких детей можно успешно обучать в массовой школе, но в период начального обучения им требуется щадящий режим, поддерживающая терапия, психологическая и коррекционно-педагогическая помощь. В настоящее время такие дети чаще всего просто направляются в массовые школы, где в период адаптации у них появляются разнообразные невротические реакций, приводящие к неблагоприятным последствиям.  

  В школах же  обнаруживается целый ряд проблем, препятствующих их социальной адаптации и интеграции в современное общество:

 - недостаток дифференцированной психолого-педагогической и медико-социальной помощи; ( в частности – отсутствие ставки логопеда, тьютера по работе с инвалидами)

 - почти полное отсутствие подготовки и повышения квалифика¬ции специалистов для работы с детьми, имеющими различные нару¬шения опорно-двигательного аппарата;

 — трудности жизнеустройства,  связанные с предоставлением  со стороны  государства льгот (жилищных, материальных, по вопросам образования и трудоустройства), медицинской, психологической и др. видов помощи;

 -низкая обеспеченность средствами передвижения, протезного снабжения, профессионального обучения трудового устройства, развития возможного надомного труда.

Наша школа – обычная образовательная школа, которая  пошла навстречу желанию родителей  обучать  у нас своего ребенка. Сложность ситуации состояла в том, что ребенок имеет диагноз – ДЦП.

ПЕРВЫЕ ШАГИ ШКОЛЫ

  • Во- первых учитель и администрация школы прошли обучение по инклюзивному образованию.

- Создана нормативная база по реализации инклюзивной практики в школе.

- Конечно, существуют большие трудности с созданием безбарьерной среды, хотя бы минимальных специальных условия, облегчающих ребенку передвижение и самообслуживание.  Сделаны уже первые шаги: сооружён  пандус,  в Министерство образования благодаря содействию Управления образования было направлено заявление о включении школы в федеральную программу «Доступная среда» в рамках которой  Татьяне Владимировне будет оказана помощь в приобретении подъёмника

- Осуществляется психолого – педагогическое сопровождение ребёнку

- -_Создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию. Это  и предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности). Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.

 Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Обязателен индивидуальный подход

  • учёт психофизических, личностных особенностей;
  • опора на компенсаторные возможности и зону ближайшего развития;
  •  смена видов деятельности каждые 15–20 минут с целью предупреждения утомления и охранительного торможения;
  • переход к следующему изучению материала только после усвоения предыдущего;
  •  поощрение малейших успехов детей, тактичная помощь, развитие веры в собственные силы и возможности;
  • снижение объёма и скорости выполнения письменных заданий по всем предметам и контрольных работ по русскому языку;
  • освобождение обучающихся от контрольных срезов по выполнению норм техники чтения.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:

игровые ситуации;

дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;

игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;

психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

Подбор условий организации обучения

  • выбор места в классе;
  • заранее предупреждать о предстоящем окончании выполнения задания;
  • предоставление дополнительного времени;

оценки понимания задания

Важно создать в группе атмосферу поддержки, взаимного уважения и признания.

   Ключевыми позициями учащихся на уроке в адаптивной школе должны стать:

  • активная позиция учащихся на уроке. Ученик на уроке учится сам и учит других.
  • Уход от моноактивности учителя на уроке. Учитель на уроке- дирижёр, создающий условия для развития учащихся.
  •  Ключевая позиция- сотрудничество, сотворчество.

Выбор оптимальных способов и сроков представления результатов

  • альтернативного ответа;
  •  помощь в заполнении оценочных бланков;  
  • предоставление неограниченного времени;
  • возможность выполнения работы дома

Среди технологий адаптивного обучения, являющихся условием и средством создания адаптивной образовательной  среды, наиболее соответствующими поставленным целям являются следующие:

  • проблемное обучение;
  • игровая деятельность;
  • групповое самостоятельное обучение;
  • коллективный способ обучения;
  • уровневая дифференциация;
  • проектное обучение;
  • модульное обучение.

Индивидуализация формы выполнения заданий

  • Поэтапное разъяснение инструкции;
  • выделение ключевых слов;
  • листы с упражнениями, требующие минимального заполнения;
  • краткое содержание параграфа;
  • заранее предоставить список вопросов, на которые впоследствии надо будет ответить.

Качественный подход при оценивании результатов

  • ежедневное оценивание;
  • меньшего количества заданий для получения оценки;
  • внимание на понимание прочитанного;
  • оценивать правописание отдельно от содержания работы

САМЫЕ ГЛАВНЫЕ
требования к уроку с  детьми ОВЗ:

. воздействие на все органы чувств;

2. разнообразные виды деятельности;

3. обращение к опыту ребенка;

4. комфортные условия на уроке;

5. ребенок должен испытывать успех в преодолении трудностей;

6. содружество учителя;

7. задания малыми дозами;

8. игра;

9. чувство самодостаточности, уважение к личности (можно осудить поступок, но не личность).

ТРУДНОСТИ:

  • Но если ребенок или подросток с ДЦП учится не в школе-интернате для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, то необходимо, чтобы учителя знали о психофизических особенностях такого ученика, учитывали их при определении интеллектуальных и физических нагрузок, при оценке уровня достижений, использовали специальные приемы обучения, особенно на его начальных этапах.
  • В связи с тем, что у большинства учащихся с детским церебральным параличом имеются нарушения звукопроизносительной стороны речи в сочетании с общим речевым недоразвитием разной степени выраженности, особое внимание на начальных этапах обучения уделяется:

 -отработке правильного произношения, развитию фонематического слуха и формированию основ звукового анализа;

- уточнению и обогащению словарного запаса;

 -практическому овладению грамматическими средствами языка, выявлению и преодолению встречающихся в речи грамматических недочетов .

Елена Сергеевна, учитель ребёнка, усвоение учебного предмета обеспечивает максимальной практической направленностью начальных этапов обучения: большое внимание уделяла формированию предметно-практической деятельности  ребёнка, различным формам работы с разрезной азбукой, графической записи слов и т.д. В целях предупреждения дисграфических и орфографических ошибок все виды работ учащихся сопровождаются соответствующими видами языкового анализа (фонетического, морфемного, морфологического и словообразовательного). В процессе таких занятий развивается мышление детей: формируется умение анализировать языковой материал, группировать по значению различные слова, осуществлять их классификацию. В подготовительном и I классе особое значение придавала разнообразным упражнениям, обеспечивающим усвоение звуковой и слоговой структуры слова, формирующим правильное звукопроизношение и слуховое восприятие, навыки звукового анализа слова.

Начало школьной жизни  для  Ромы сложилось проблематично: мальчик боялся отвечать на уроке, тяжело  усваивал программу, показал свою неспособность выполнять даже элементарные задания.

Главной задачей для  учителя стало получение полной информации о  диагнозе  ребенка. Кроме того, необходимо было наладить тесный контакт с семьей мальчика, выяснить желания мамы, узнать у нее физиологические и психические особенности ребенка. Школьный психолог помог  Елене Сергеевне в составлении психологической характеристики ребенка, родители предоставили медицинские документы, имеющиеся у них.

Основной диагноз  Сергея – ДЦП,

Вообще- детский церебральный паралич (ДЦП) - это заболевание центральной нервной системы, при котором происходит поражение одного или нескольких отделов головного мозга, в результате чего развиваются нарушения координации движений, функций зрения, слуха, а также речи и психики. У Сергея, к счастью, это заболевание  не отразилось функций зрения, слуха,  психики. Ребенок вполне обучаем,   хоть и самостоятельно передвигаться он не может,  но  старается владеть  навыками самообслуживания.

Методы и приемы работы  применяемые учителем:

1.Использование символов, оказывающих позитивное влияние на периферическое восприятие: плакаты, картины, наглядности и т. п.

2. Для освоения тех или иных алгоритмов учебных действий учащимся с ОВЗ необходимо подкрепление в виде карточек — схем, памяток  на которых наглядно представлены шаги при решении задач, выполнении

математических действий, проверке орфограммы и т.д.

3.Для контроля над уровнем усвоения образовательной программы использую индивидуальные карточки с дифференцированными заданиями,  перфокарты.

4.Для более эффективной организации учебно – воспитательной работы использую информационно – коммуникативные средства: планшет, компьютер, электронное приложение к УМК «Перспектива»

5. Для преодоления дезориентации учеников в расположении материала на доске, в тетради,  использую  метки .(обозначить по договоренности с детьми верх и низ доски, правую и левую сторону, указать стрелками направление движения —слева направо, сверху вниз, отметить место начала письма в тетради и т. д. Это помогает сэкономить время и силы, которые учитель тратит на объяснение, откуда начинать писать или читать).

Следующим шагом в  работе учителя с особым ребенком стало введение его в коллектив детей класса. В данном случае, когда его физические особенности были всем видны, необходимо было создать такие условия, чтобы это воспринималось другими детьми как должное. Наверное, самым главным на первых парах при включении Сергея в коллектив класса стало то, что   Елена Сергеевна  не указывала детям на его недостатки и не призывала относиться к нему «как к нормальному ребенку, такому же, как вы».  В итоге, за короткий срок дети перестали обращать внимание на физические особенности  Сергея и приняли его, как любого другого новенького в классе.

 Важный момент — прогнозировать действия   конфликтных учеников и предотвратить их агрессию, проводя беседы по толерантному отношению.

Регулярно учитель  использует метод работы в парах, так как работа в группе, где у каждого ребенка есть своя важная роль, способствующая коллективному достижению успеха, обеспечивает то, что ребенок с особыми потребностями также будет ценен и не окажется лишним, никому не нужным.  

Учитель  часто применяет метод проекта во внеурочной и учебной деятельности. В этом году  Сергей  принял  участие в заседании НОУ «САМИ», с удовольствием выступал, находился в центре внимания.

За то, что ребенок так активно участвует в жизни класса, благодарить надо, конечно, маму. Первые месяцы мама сидела вместе с ним  за партой, но постепенно  он стал более самостоятельным и старается успевать за темпом работы в классе, хотя не всегда это получается.  Учитель с мамой совместно разбирали возможные задания и варианты их выполнения.  

Мама старается всячески развивать мальчика. Вместе с ним ходит в муз школу. Уже имеются небольшие результаты.

Результатом  считаю учителя  полное включение  Сергея в среду класса, его социализацию.  Сергей также смог выстроить отношения в другом детском коллективе:  в музыкальной школе.  Раньше мы были не совсем уверены, что  Сергей сможет учиться в общеобразовательной школе . Сейчас думаем, что мальчик может продолжить обучение и  в средней школе.  ,Могу с уверенностью сказать, что, как бы ни сложилась   судьба Сергея, он будет чувствовать себя «своим» в обществе других людей, сможет взаимодействовать с ними на равных. И, надеюсь, что присутствие  Сергея в  классе, сделало других детей терпимее, они получили важный урок выстраивания отношений с ребенком – инвалидом. Думаю, в дальнейшей жизни, они смогут принять «особых» людей, как часть общества.

 А сейчас я предоставлю слово Сергею он  сам расскажет о том, что его интересует и чего он добился.

Спасибо тебе большое. Ты молодец. От имени членов  НОУ «САМИ» вручаем тебе грамоту и подарок за выдержку и стремление к знаниям.

Т. Образом можно подвести итог  Методы и формы работы с детьми с ОВЗ, дающие положительную динамику в нашей школе

  • Индивидуальный подход на всех этапах обучения(при опросе, инд. дом. задания, посильная работа на уроке; обязательная оценка положительных результатов при всём классе даже небольшого вида деятельности)
  • максимальное использование наглядности, опорных схем, конспектов, рисунков таблиц, карт;
  • рассказ по рисунку, опорным словам, схемам;
  • учить работать с книгой: чтение с хоровым проговариванием фраз, слов, с объяснением значения слов, терминов, с привлечением личного опыта ученика с целью вызвать ассоциации, образы;
  • создавать на всех этапах обучения обстановку принятия обучающегося, благоприятных отношений между обучающимися в классе, между учеником и учителем;
  • оценивать не результат и его соответствие нормам отметок, а участие в коллективной работе, поддерживать желание работать, поддерживать интерес к предмету (лучший стимул-похвала, оценка деятельности);
  • дробить вопрос на более мелкие, если возникает затруднение с ответом;
  • обязательно работать с дневником обучающегося, выставлять отметки, делать записи об успехах;
  • не требовать от обучающегося того, что он не может сделать, учитывать психологическое состояние на конкретный момент

В заключение хотелось бы сказать, что, к сожалению, во многих случаях судьба пребывания ребёнка-инвалида в общеобразовательной школе зависит от взаимоотношений ученика, родителя и учителя. Очень важно, чтобы родители особенных детей внимательнее относились к выбору учителя, заранее оговаривали вопросы работы с ним и выбирали того человека, который отнесется к их ребенку с душевностью. А учителя, несмотря на все сложности нашей профессии, были готовы делиться своей душевностью с «особым» ребенком.

 Наш экскурс по инклюзии подошёл к концу. Проведём небольшую аналитико- синтетическую деятельность.  Нам будет очень полезно узнать ваше мнение по поводу:

Плюсы и минусы инклюзии в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"

Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....

Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер

Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...

сценарий внеклассного мероприятия с элементами мастер-класса "Пряничные мастера"

Занятие предназначено для детей 6-8 лет. Дети знакомятся с историей появления тульского пряника, рецептом приготовления и способами росписи пряников. Также в мероприятии могут принять участие и родите...