Дистанционные проекты как средство формирования УУД у младших школьников.
статья (2 класс) на тему

Власова Юлия Викторовна

В данной статье делюсь опытом работы над сетевым проектом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon distantsionnye_proekty.doc42 КБ
Office presentation icon uchebnye_setevye_proekty.ppt1.95 МБ

Предварительный просмотр:

Дистанционные проекты как средство формирования УУД у младших школьников.

Сетевой проект  - это такая организация проектной деятельности, которая подразумевает удаленное взаимодействие детей из разных уголков страны, объединенных общей темой, целью, формами работы, методами исследования.

Традиционный проект - это план, строгая организация и четкие параметры, в то время как Интернет-проект - это импровизация, творчество и развитие. Сетевые образовательные проекты, в отличие от проектов, проводимых в классе на уроке по какому-либо конкретному предмету, почти всегда межпредметны, т.к. требуют привлечения знаний не из одной предметной области, как это в большинстве случаев происходит на уроке, а обязательно - интегрированного знания.

Я бы хотела поделиться опытом работы организации деятельности обучающихся по участию в сетевом проекте. В 2012 – 2013 году на сайте Nachalka.com, представлены различные проекты для обучающихся начальной школы. Мы решили принять участие во Всероссийском учебном сетевом проекте «Моя семья – мое богатство». Основная цель проекта:  формирование понимания такой базовой общечеловеческой ценности, как семья, важности семьи для человека. Проект состоял из трех этапов, в ходе которых мы пошагово выполняли с различные задания: как индивидуальные, так и групповые.

        Первый шаг, который предпринимает любой пользователь – это прохождение регистрации. Я прошла процедуру регистрации со своего домашнего компьютера, а обучающиеся, вместе с родителями, регистрировались дома сами. После завершения процедуры регистрации мы присоединились к выбранному нами проекту и  создали команду, придумав название «Эрудиты», девиз и эмблему команды.  Сделать все это было несложно, следуя подробным инструкциям администраторов сайта.

Проект состоял из трёх этапов.

         Проблемный вопрос первого этапа проекта: Зачем человеку нужно знать свою родословную?

 Вместе с детьми мы искали ответ на вопросы: «Что такое семья? Какие названия членов семьи вы знаете? Как составляется родословное древо?»

        Первый этап включал следующие задания:

 -семейная викторина – выполнялся коллективно всей командой;

 -составление родословного древа - выполнялся индивидуально всеми членами команды;

 -моделирование родословного древа - выполнялся всей командой;

 -решение логических задач по теме "Семья"  -  внеконкурсное задание  для самостоятельного выполнения  участниками команды, зарегистрированными на Nachalka.com (по желанию).

       

Проблемный вопрос второго этапа проекта: Почему говорят, что дерево держится корнями, а человек - семьёй?

 Мы ответили на вопросы: «Что мы называем семейными традициями? Какие традиции есть в твоей семье? Какие пословицы о семье вы узнали?».

        Для выполнения заданий второго этапа команды делились на две группы по интересам:

         1-ая группа “Мудрецы” выполняла задание «Копилка народной мудрости» на stixy.com. Участникам требовалось подобрать пословицы по теме, данной организатором проекта на веб-доске Stixy, ссылку на которую была дана  на строке команды в соответствующем столбце сводной таблицы «Шаги к успеху». Темы были следующие: пословицы о семье, о матери, об отце, о сестре и брате. Для поиска пословиц  команды отправились в школьную библиотеку, обратились к Интернет - источникам. На каждой веб-доске работало несколько команд. Это была совместная работа с командами из разных уголков нашей Родины!

        2-ая группа “Знатоки" выполнила задание «Народные семейные традиции» в Google-презентации по шаблону.

       Участники команды, после беседы по данной теме с родителями, составили рассказ о народной семейной  традиции. На общем сборе, заслушав рассказы  участников подгруппы, выбрали лучшие. К выбранному рассказу о традиции, художниками  группы были выполнены рисунки, которые мы сфотографировали и использовали в презентации.    

   

Проблемный вопрос третьего этапа проекта: «Какую семью мы называем счастливой?»

      Участники проекта  ответили на вопросы: «Из чего складывается хозяйство семьи? Какую посильную помощь дети могут оказать взрослым? Какие взаимоотношения должны быть между членами семьи?»

        Данный этап проходил в форме «мозгового штурма»  "Счастливая семья" и  визуализации  его итогов в сервисе "Облако слов" на Wordle.net.

       После обсуждения по группам проблемного вопроса, детям было дано задание: записать слова или словосочетания, отражающие их представление о счастливой семье. Списки слов были сданы координатору и внесены в сервис «облако слов». В результате выделись наиболее важные слова, характеризующие счастливую семью. По итогам мозгового штурма после просмотра получившегося "облака слов", команды выбрали девиз счастливой семьи. Художники команд нарисовали плакат, который сфотографировали  и   разместили  в фотогалерее сайта.  Девиз счастливой семьи, соответствующий данному плакату поместили в заголовке, а в комментариях к фото добавили название команды (класс). На данном этапе было проведено внеконкурсное задание: комментирование плакатов других команд в фотогаллерее, которое дало возможность научить юных участников культуре комментирования работ, а также способствовало развитию устной и письменной речи учащихся.

После подведения координаторами итогов проекта на страничке подшивки  проекта "Моя семья - моё богатство! Итоговые работы" мы увидели  свои работы и познакомились  с работами других команд.

         Подведение итогов проекта проводилось в форме рефлексии. Совместно с координатором команды ребята заполнили таблицу «Знаю, интересуюсь, узнал», а также заполнили анкету юных участников проекта. Координаторы команд также заполнили предложенные им анкеты. Руководитель проекта, обработав результаты анкет, разместил их итоги на сайте.

       Чему же мы научились, участвуя в проекте «Моя семья, мое богатство»?

 Дети  усвоили первоначальные представления о сущности и  особенностях семьи, семейных традиций;

 - учились объяснять самому себе: «что я хочу узнать» (цели, мотивы) и  что я узнал» (результаты);

 - совместно с учителем учились составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;

 - работать по составленному плану, использовать наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература, поиск информации в Интернете).

- освоили навыки безопасного поведения в сети Интернет.

- познакомились с  некоторыми сервисами сети Интернет, используемыми во время проведения сетевого учебного проекта на сайте www.Nachalka.com

 Таким образом, вы видите, что участие в сетевых проектах способствует формированию у младших школьников УУД, кроме того, я тоже приобрела навыки работы с сервисами сети Интернет:  веб-доска Stixy, Wordle.net., создания Google-презентации по шаблону и заполнения Google - форм документов.

     

Участие в сетевых проектах способствует формировании УУД, которые в ходе реализации ФГОС подлежат оценке качества. Проектная деятельность способствует развитию познавательных УУД – ученики искали, собирали, выбирали и систематизировали информацию.

Регулятивные УУД – обучающиеся ставили цель, планировали деятельность, оценивали свою деятельность на протяжении всего проекта, так и по окончании проекта провели итоговую рефлексию.

Коммуникативные УУД – ученики договаривались, выслушивали мнение друг друга, советовались, выбирали совместно лучшие варианты выполнения заданий. В ходе проекта участники общались не только со своими одноклассниками, но и с их сверстниками из других школ.

ИКТ- компетенции, которые формировались у детей-участников проекта:

  • организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере
  • вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фотокамеры, сканера и т. д.), сохранять полученную информацию;
  • набирать текст на родном языке;
  • сканировать рисунки и тексты;
  • подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результат фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);
  • искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера;
  • грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию;
  • критически относиться к информации и к выбору источника информации.
  • пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде (работа в блоге).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дистанционные проекты – как средство формирования УУД у младших школьников. Власова Ю.В., учитель начальных классов МБНОУ «Гимназия № 44».

Слайд 2

Сетевой проект - организация проектной деятельности, которая подразумевает удаленное взаимодействие детей из разных уголков страны, объединенных общей темой, целью, формами работы, методами исследования.

Слайд 3

Сетевые проекты 2012 - 2013

Слайд 4

МОЙ ПЕРВЫЙ ПРОЕКТ 24 сентября – 31 октября 2012 года. Основная цель проекта: формирование понимания такой базовой общечеловеческой ценности, как семья, важности семьи для человека.

Слайд 5

Автор проекта - Жанна Анатольевна Ховрычева, учитель ГОУ Лицей № 179 г. Санкт- Петербурга.

Слайд 6

Приветствие команд: Всем привет! Мы команда Эрудиты из Новокузнецка! Наш девиз: И про Землю, и про сказки, И про древнее житье, Скажем мы без опасенья: «Эрудиты знают ВС Ё !!!» Регистрация команд

Слайд 7

Первый этап проекта: Задания этапа: -семейная викторина -моделирование родословного древа -решение логических задач по теме "Семья" Проблемный вопрос этапа: Зачем человеку нужно знать свою родословную?

Слайд 8

Семейная викторина 1. Сын моей матери, но не я * племянник брат отец 2. Брат отца или матери * племянник шурин дядя 3. Та, что дала нам жизнь * мать сестра тётя 4. Мой родитель * дедушка отец брат

Слайд 9

Родословное древо

Слайд 10

Родословное древо

Слайд 11

Второй этап проекта Проблемный вопрос: Почему говорят, что дерево держится корнями, а человек - семьёй? Задания 2 этапа проекта: «Копилка народной мудрости» на stixy.com, «Народные семейные традиции» в Google-презентации по шаблону.

Слайд 12

«Копилка народной мудрости» на веб-доске Stixy Команда «Эрудиты», г. Новокузнецк Брат на брата - пуще супостата (т.е. если враждуют). Брат он мой, а ум у него свой. Сын отца умнее - радость, а брат брата умнее - зависть. Автор рисунка: Владислав С.

Слайд 15

Третий этап проекта Задания этапа: Мозговой штурм «Счастливая семья» и визуализация его итогов в сервисе "Облако слов" Плакат "Счастливая семья" с девизом счастливой семьи. Проблемный вопрос : «Какую семью мы называем счастливой?»

Слайд 16

По результатам мозгового штурма у нас получилось вот такое облако слов: Счастливая семья

Слайд 17

Облако слов помогло нам создать следующий девиз и плакат: Наша дружная семья, вместе жить всегда должна. Тогда мы будем и сильны, и любимы, и добры!

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕБНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

УЧЕБНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Митрясова Елена Владимировна, учитель начальных классов, МОУ «Гимназия №140», г. Омск, ХXI век – век интелл...

Концепция "Развитие исследовательских умений в системе деятельностного подхода как средство формирования личностных компетенций младшего школьника"

Актуальность темы обусловлена  обновлением содержания обучения. В соответствии с ФГОС ставится новая цель: готовность к саморазвитию. В обучении главенствует деятельностный метод, системы развива...

Мастер-класс: "Карта познания" как средство формирования ключевых компетенций младшего школьника в рамках ФГОС.

Составление "Карты познания" является эффективным приемом по формированию и развитию критического мышления ,активизации познавательного процесса, формирования навыков самоанализа и самоконтроля.В данн...

Педагогический проект "Сочинение как средство формирования коммуникативных компетенций младших школьников"

Аттестационная работа , основана на опыте работы по УМК "Перспективная начальная школа"...

Педагогический проект на тему: "Учебный проект как средство активизации познавательной деятельности младших школьников"

Актуальность: •В стране: в последние годы особо встал вопрос об активизации познавательной деятельности учащихся с помощью новых образовательных технологий, одной из которых является метод проект...

Технология проблемного обучения как средство средство формирования учебной мотивации младших школьников

Технология проблемного обучения как средство средство формирования учебной мотивации младших школьников...

"Дистанционные проекты как средство формирования УУД у младших школьников"

Выступление на городском семинаре  по теме " Проектная деятельность"...