Рабочая программа курса" В гостях у гнома Эконома" (Основы экономических знаний в начальной школе)
рабочая программа (2, 3, 4 класс) по теме
В помощю учителю
Скачать:
Предварительный просмотр:
Адаптированная образовательная программа по экономике для начальной школы "В гостях у гнома Эконома и Белки и компании"
Пояснительная записка
Одной из важнейших потребностей современной школы является воспитание делового человека, личности с развитым экономическим мышлением, готовой к жизни и хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений. Сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы даже ученик начальной школы знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения; представлял назначение денег; что такое цена товара и от чего она зависит; как создаются блага и т. д.
Экономическая подготовка в начальной школе основывается на практических формах работы учеников, моделировании различных ситуаций и выполнении творческих заданий. Поэтому, имея социально-экономическую направленность, программа создает условия для развития не только экономического мышления, но творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации.
Полученные детьми знания позволяют уже в начальных классах включиться в экономическую жизнь семьи и школы.
На начальной стадии обучения важно с помощью игр, решения простейших задач, разбора социально-экономических ситуаций, экскурсий по городу, на предприятия, магазины вводить детей в мир экономических понятий и категорий. Формируется представление о богатстве, воплощенном не только в денежном выражении, но и в сокровищах природы, искусства, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека от качества труда.
Ребята познают значение природного богатства для человека, проникаются бережным отношениям к природе и всем видам ресурсов.
Темы для изучения «Экономики» отобраны с учетом возрастных особенностей. Усвоению знаний помогают сказочные персонажи: Гном Эконом (2 класс), Белка и ее компания (3–4 классы). Увеличению самостоятельности и развитию творческих способностей детей при изучении курса способствуют рабочие тетради «Уроки гнома Эконома и феи Экологии» (2 класс.) и «Путешествие Белки и ее компании» в двух частях. (3–4 класс)
Учитывая возрастные особенности детей, на уроках используется большой наглядный материал, что способствует лучшему пониманию и закреплению полученных детьми знаний.
Цель обучения: формирование у школьников адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов, воспитание экономической культуры и мышления.
Задачи:
Обучающие:
- формирование у учащихся представлений об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения потребностей;
- освоение простейших приемов выбора;
- овладение элементарными экономическими расчетами;
- понимание графиков и таблиц;
Развивающие:
- развитие навыков принятия решений, воспитания ответственности за их последствия;
- умение доводить начатое дело до конца, рационально использовать различные ресурсы;
- развитие творческого и логического мышления.
- Воспитательные:
- воспитание бережливости, аккуратности, ответственности;
- формирование навыков коллективных действий;
- стимулирование разносторонней активности детей.
Программа предназначена для обучения детей 2–4 классов, рассчитана на 3 года. Изучение курса «Экономика» целесообразно начинать во втором классе, когда дети в достаточной степени освоят навыки чтения и письма.
Форма и режим занятий:
Занятия проводятся в форме факультативного урока 1 академический час в неделю. Программа рассчитана на 34 часа в год.
Формы обучения:
Экономическая подготовка в начальной школе основывается на практических формах работы учащихся:
– моделирование различных ситуаций;
– выполнение творческих заданий;
– создание проектов.
Основные знания и умения:
Учащиеся начальной школы в процессе изучения экономики должны знать:
– какие бывают потребности
– каковы источники удовлетворения потребностей;
– почему все потребности нельзя удовлетворить;
– что такое деньги и их роль в жизни человека;
– что такое доходы и расходы;
– где можно приобрести товары и услуги;
– что такое «источники доходов «;
– что такое «собственность», «товар», «цена», «зарплата» и другие экономические понятия;
– о взаимоотношениях продавца и покупателя;
– значение труда в удовлетворении потребностей;
– о домашнем хозяйстве и его возможностях в удовлетворении потребностей людей.
Учащиеся должны уметь:
– анализировать свои потребности;
– выделять основные и особые потребности;
– определять источники удовлетворения различных потребностей;
– пользоваться деньгами;
– определять источники доходов и расходов;
– объяснять значение труда в удовлетворении потребностей;
– совершать элементарные покупки в магазине;
– анализировать возможности семейного хозяйства в удовлетворении потребностей.
Основные формы контроля:
– проверочные и самостоятельные работы;
– творческие задания;
– конкурсы и деловые игры
– олимпиады.
Межпредметные связи:
Значительную помощь в овладении младшими школьниками экономическими понятиями оказывают межпредметные связи. Уроки экономики тесно связаны с русским языком, математикой, изобразительным искусством, окружающим миром. Решение задач и проблемных ситуаций с экономическим содержанием показывает прагматическую направленность экономических знаний.
Математика: Построение и чтение столбчатых и круговых графиков. Решение математических задач с экономическим содержанием. Сравнение нескольких величин. Нахождение части от числа и числа по его части. Решение задач на сообразительность.
Русский язык: Написание сочинений. Подготовка сообщений. Обогащение словарного запаса детей. Ведение словаря экономических терминов. Разгадывание ребусов, шарад и другие занимательные задания. Решение проблемных ситуаций.
Изобразительное искусство: Выполнение творческих заданий в рисунке и чертеже.
Раскраска. Конкурсные задания по рисунку на экономические темы. Эстетичное оформление творческих работ и сообщений.
Окружающий мир: Экология родного края. Природные ресурсы. Потребности, необходимые для поддержания здоровья человека. Обычаи и жизнь народов разных стран. Города и страны.
Используемая литература:
- Кузнецова О.С., Сасова И.А. Программа по курсу «Экономика для учащихся начальной школы»
- Детский экономический словарь – М.: Просвещение, 1997.
- Шведова И.Ф. Азбука для детей и взрослых; Выпуск 1. – М.: Экономика, 1992.
- Экономика для начальной школы. Коллектив авторов под редакцией И. А. Сасовой; РАО. – М., 2003.
- Прутченков А.С., Райзберг Б.А. Практическая экономика.
- Смирнова А.С. Белка и компания. Экономика для учащихся начальной школы. Самара; 2001
- Экономика. Программа для 1-11 классов. Авторы А. Самохина; Е. Крохина. ж/л Экономика в школе; № 2, 2005.
- Кларина Л.М. Экономика и экология в начальной школе: пособие для учителя. М.: Вита-пресс; 1997.
- Попова Т.А., Меньшиков О.И. Сказка о царице Экономике, злодейке Информации, волшебном компьютере и верных друзьях. – М.: Просвещение; 1993.
- Забродина И.П. и коллектив авторов. Экономика. Программа 1–11 классов. Московская экономическая школа.
Смотрите ниже
Основы экономики в начальной школе
Учебно-тематический план (I год обучения)
№ | Темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Введение в экономику | 1 | 1 | - |
2 | Потребности | 2 | 1 | 1 |
3 | Источники удовлетворения потребностей | 7 | 2 | 5 |
4 | Домашнее хозяйство | 4 | - | 4 |
5 | Товары и услуги | 6 | 1 | 5 |
6 | Деньги | 8 | 4 | 4 |
7 | Маркетинг | 4 | 1 | 3 |
8 | Задачи от Гнома Эконома | 2 | - | 2 |
Итого | 34 часа | 10 часов | 24 часа |
Учебно-тематический план (II год обучения)
№ | Темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Знакомство с Белкой и ее компанией | 2 | 1 | 1 |
2 | Потребности | 1 | 1 | - |
3 | Торговля | 12 | 4 | 8 |
4 | Графики | 3 | 1 | 2 |
5 | Деньги | 4 | 2 | 2 |
6 | Занимательная экономика | 5 | - | 5 |
7 | Экономические задачи | 5 | 2 | 3 |
8 | Аренда | 1 | 1 | - |
9 | Банки. Вклады | 1 | 1 | - |
Итого | 34 часа | 13 часов | 21 час |
Учебно-тематический план (III год обучения)
№ | Темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Встреча в лесной экономической школе | 1 | - | 1 |
2 | Основы экономического развития | 10 | 5 | 5 |
3 | Реклама. Качество товара | 4 | 2 | 2 |
4 | Банки. Ценные бумаги | 3 | 2 | 1 |
5 | Штрафы | 1 | 1 | - |
6 | Деловая этика | 1 | 1 | - |
7 | История профессий | 1 | 1 | - |
8 | Налоги | 2 | 1 | 1 |
9 | Международная торговля | 1 | 1 | - |
10 | Экономические задачи | 5 | 1 | 4 |
11 | Занимательная экономика | 5 | 1 | 4 |
Итого | 34 часа | 16 часов | 18 часов |
Содержание программы
«В гостях у Гнома эконома»
2 класс – I год обучения
№ п/п | Разделы и темы | кол-во часов | сроки | содержание | наглядность | основные понятия | |
1 | Введение в экономику | 1 | сентябрь | Встреча с Гномом Экономом; зачем нужно изучать экономику; кто впервые ввел понятия «экономика» | портрет Гнома Эконома, таблицы с новыми словами | экономика, наука; хозяйство, Аристотель | |
2 | Потребности | 2 | сентябрь | основные и особые потребности; возможности их удовлетворения; | портрет Гнома Эконома, таблицы – виды потребностей | основные и особые потребности; выбор; возможности | |
3 | Товары и услуги Цена товара. Реклама. Себестоимость | 6 2 2 2 | сентябрь октябрь | товары и услуги – отличия; из чего складывается цена товара и его себестоимость. Для чего нужна реклама. Преимущества и недостатки рекламы. | таблица товар-услуга-покупатель специальность, образцы рекламы, кроссворд Гнома Эконома | товары, услуги, покупатель, продавец, цена, себестоимость, реклама, магазин, рынок. | |
4 | Деньги История денег. Современные деньги. Валюта. Ценные бумаги. Банки. Вклады. Турнир Гнома Эконома | 8 1 1
2 2 1 1 | ноябрь декабрь | что такое деньги, зачем они нужны, деньги разных стран, где хранят деньги, виды вкладов, для чего нужны ценные бумаги, виды ценных бумаг. | Образцы старинных и современных денег, валюты, ценных бумаг, сберегательных книжек, рекламные проспекты, кроссворд и валюта | деньги, валюта, банк, вклад, ценные бумаги, акции, сертификаты, чеки. | |
5 | Домашнее хозяйство. Дом Гнома Эконома. Я – мастер самоделки. Обед в походе | 4
1 2
1 | январь | домашнее хозяйство, как его вести; расчет затрат на приготовление обеда; подбор инструментов и материалов для постройки дома и ремонта, оборудование стоянки | карточки с частями дома, смета расходов, картинки с изображением инструментов, название продуктов, заданиями, портрет Гнома Эконома | домашнее хозяйство, выбор, благосостояние, бюджет семьи, расходов продуктов, смета расходов. | |
6 | Источники удовлетворения потребностей. Ресурсы. Капитальные, природные и трудовые ресурсы, Человек и природа. Природа и рукотворный мир. Кто производитель. Выбор | 7 1 2 1 1 1 1 | февраль март | основные источники удовлетворения потребностей; почему все потребности нельзя удовлетворить, необходимость выбора, виды ресурсов, кто производители; почему нужно охранять природу | картинки с птицами, животными и растениями, пословицы и поговорки; изображения профессий, продуктов, Красная книга | ресурсы: капитальные, трудовые, природные, производитель, названия профессий, выбор | |
7 | Маркетинг | 4 | апрель | что такое маркетинг; планирование своей работы; что нужно для организации своего дела. Производственный знак. Найди в магазине фирменные отличия | портрет дедушки Аук, таблички с предприятиями, фирменные значки (образцы) | маркетинг, фирма, фирменный знак, предприниматель, планирование. | |
8 | Задание Гнома Эконома. Олимпиада. | 2 | май | обобщение пройденных тем, закрепление | карточки с заданиями, кроссворд | повторения все экономических терминов |
Результат 1-го года обучения:
К концу 1-го года обучения школьники должны знать:
- что изучает экономика;
- что такое потребности, какие бывают потребности, возможности их удовлетворения;
- отличия товаров и услуг, кто производит товары и услуги;
- для чего нужна реклама, роль рекламы в продвижении товаров и услуг;
- что такое деньги, их роль в жизни людей, деньги старинные и современные, деньги разных стран;
- для чего нужны ценные бумаги, виды ценных бумаг;
- виды ресурсов, необходимость выбора;
- что такое маркетинг.
Должны уметь:
- выделять общие и основные потребности, находить источники их удовлетворения;
- пользоваться деньгами;
- классифицировать профессии по изготовлению товаров и услуг;
- определять цену товара, делать элементарные расчеты на определение затрат.
«Белка и компания» (часть I) 3-й класс, II год обучения
№ | Раздел обучения | кол-во часов | сроки | содержание | наглядность, практически е задания | основные понятия |
1 | Знакомство с Белкой и компанией - Прощание с Гномом Экономом - Белка и ее друзья | 2 1 1 | сентябрь | Повторение основных экономических понятий, проверочная работа. Белка и компания, знакомство с лесной экономикой, тетрадь творческих заданий. | портреты Гнома Эконома; Белки и компании; БТ («Белкина тетрадь» ) с 2,3,4 | экономика, потребности, - ресурсы, - Аристотель, - Белка и компания |
2 | Потребности | 1 | сентябрь | Повторение основных и особых потребностей, новая классификация: физиологические и духовные потребности | карточки потребностей; с. 5-6, БТ | - потребности, физиологически е, духовные |
3 | Торговля -Цена. Выручка. - Затраты и издержки - Розничная и оптовая торговля - Товары и услуги - Сделки и посредники - Баланс - Ты предприниматель - Обобщающий урок | 12 2 2 1 1 2 2 1 1 | сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь январь февраль февраль | Виды торговли; что такое цена, из чего складывается выручка, виды цен. Что такое себестоимость, из чего складывается. Формулы, цены, дохода и прибыли, кто производит товары и услуги. Виды баланса | Карточки и виды торговли; таблицы с названиями профессий, товаров и услуг; виды баланса; таблички с посредниками, карточки заданий по всем темам. Задания в БТ, с7-14 | товары и услуги; розничная оптовая цена; затраты, выручка, доход, себестоимость, прибыль, сделка, посредник, баланс, издержки, расходы. |
IV | Графики - Виды графиков - Графики доходов и расходов | 3 1 2 | октябрь ноябрь | Что такое графики; виды графиков: столбчатые, линейные и др. Графическое изображение доходов и расходов. Построение графиков в тетради. | Схема графиков, виды графиков; ребус; БТ с. 12-12; с. 23 | графики: круговые, столбчатые, линейные, числовые. |
V | Деньги - История денег - Деньги России - Мировые деньги - Обобщающий урок | 4 1 1 1 1 | декабрь декабрь декабрь декабрь | история появления бумажных и металлических денег, Аверс и реверс, виды денег, защита от подделки, что изображено на деньгах, названия и страны. Почему каждый народ имеет свои деньги. | образцы денег России, старых денег, валюты, таблицы валют и старых денег, рекламные проспекты. БТ, с. 15-17; с. 20-24 | защита денег, валюта, монеты, достоинство денег, аверс и реверс, купюры. |
VI | Занимательная экономика - Ребусы и кроссворды - Русский язык в экономике - Задания от белки и Компании | 5 1 1 3 | ноябрь февраль декабрь- май | задания по различным темам в занимательной форме. Ребята решают их вместе с героями из лесной экономики. | Каждое задание в красочном конверте с портретом героя лесной экономики. | Экономические термины по пройденным темам. |
VII | Экономические задачи | 5 | октябрь-март | Задачи с экономическим содержанием по темам: Цена, выручка; «Себестоимость», «Деньги», использование формул. | карточки и конверты с заданиями. Плакат с условиями задач. | экономические понятия по пройденным темам. |
VIII | Аренда | 1 | апрель | История аренды, что такое аренда, виды аренды. | «Аренда в городе» - плакат. БТ. с. 31-35 | аренды, собственность, арендная плата, арендодатель, арендатор. |
IX | Банки | 1 | апрель | Чтение рассказа из книги «Белка и компания», обсуждение, виды вкладов, крупные банки страны и города. | Плакаты и таблицы с видами вкладов, рекламные проспекты | банк, вклад, вкладчик, сбережения, капитал. |
Результаты 2-го года обучения:
К концу 2-го года обучения школьники должны знать:
- выделять физиологические и духовные потребности;
- виды торговли, из чего складывается выручка, виды цен;
- что такое себестоимость, из чего складывается; затраты и издержки;
- что такое сделки и посредники, доля посредника;
- для чего нужен график виды графиков;
- что такое аренда, виды аренды;
- крупные банки страны, функции банков, виды вкладов.
Должны уметь:
- определять по формулам: П=Д – Р и Д= Ц х К, чему равен доход и прибыль;
- чертить элементарные графики доходов и расходов;
- определять аверс и реверс монет, отличать настоящие деньги от фальшивых;
- решать простейшие экономические задачи.
« Белка и компания» (часть II) 4-й класс, (III год обучения)
№ | Разделы и темы | кол-во часов | сроки | содержание | наглядность, практически е задания | основные понятия |
I | Встреча в лесной экономической школе | 1 | сентябрь | встреча с Белкой и компанией, задания по условным знакам (повторение 3 класс) | портреты героев; условные знаки. БТ. с. 4 | лесная экономика в море слов; развяжи узел и др. |
II | Основы экономического развития - Конкуренция - Коммерческая тайна - Акционерное общество - Кризис - Монополия - Роль правительства в экономики | 10 1 2 2 2 2 1 | сентябрь сентябрь октябрь ноябрь декабрь декабрь | беседа о конкуренции, русские и народные ремесла, тайна производства. что такое АО, как создается. Почему происходит кризис, стадии развития экономики, монополия и конкуренция, преимущества и недостатки. Парадоксы экономики, субсидии производителям. | Таблички с терминами БТ, с. 3, 5. Виды ремесел картинки(поделки) БТ с. 5-6., виды акций БТ. с. 20-23 таблицы с видами монополий, стадии развития экономики (картинки БТ, с. 51) | конкуренция, рынки сбыта, сырья, труда; - ремесло, коммерция, Акционеры, акции, компания, ценные бумаги. естественная и искусственная монополия |
III | Штрафы | 1 | октябрь | беседы о штрафах, виды, когда платят, кто взимает штрафы | картинки«Что не в порядке» БТ, с. 14, 15 | штрафы, платежи, имущества. |
IV | Реклама. Качество товара | 4 | октябрь-ноябрь | что можно и нельзя рекламировать, виды рекламы. Беседа о качественных и некачественных товарах, отличия. | таблички с пословицами, признаки качества. БТ., с. 8 показ товаров и упаковок | производитель, потребитель, цена, качество, штрих-код. |
V | Банки. Ценные бумаги | 3 | ноябрь декабрь | Виды вкладов, виды ценных бумаг, общее и отличия, история кладов | таблички и вклады. Ценные бумаги. БТ, з. 27, 28 | акции (простые и привилегированные); облигации, вексель, чек, вкладчик, сберкнижка. |
VI | Деловая этика | 1 | январь | Что такое этика и этикет. Почему надо соблюдать этику. Правила делового этикета | карточки с заповедями деловой этики. БТ, з. 31-33 | этика, этикет, деловой этикет, предприниматель, бизнесмен. |
VII | История профессий | 1 | январь | Заочное путешествие в старину, профессии того времени, современные профессии . С чем связано появление профессий | карточки с названиями профессий разных времен, картинки. БТ. з. 51 | названия профессий. |
VIII | Налоги | 2 | февраль | Что такое налоги, кто собирает налоги, виды налогов. Белка и компания (книга с. 100) | таблица с видами налогов. Картинки «Куда идут налоги» | налоги, подоходный, имущественный, транспортный. налоговая инспекция и полиция. |
IX | Международная торговля | 1 | февраль | Торговля между странами, ввоз и вывоз товаров, таможня | виды товаров, страны-производители; БТ, с. 56, 58 | таможенная полиция, экспорт, импорт. |
X | Экономические задачи | 5 | март апрель | Задачи на нахождение прибыли, выручки, цены, по деньгам и др. | конверты с заданиями | экономические термины по пройденным темам |
XI | Занимательная экономика | 5 | апрель май | Занимательные задания и конкурсы по пройденным темам | карточки и красочны конверты с заданиями | экономические термины по пройденным темам |
Результаты 3-го года обучения:
К концу 3-го года обучения школьники должны знать
- что такое конкуренция, ее достоинства и недостатки;
- что такое акционерное общество, как создается;
- почему бывают кризисы в экономике, кривая развития экономики;
- виды рекламы, правила рекламы;
- как появились профессии, почему возникают новые профессии, основные профессии нашего города;
- налоги, виды налогов, кто собирает налоги.
Должны уметь:
- различать качественный и некачественный товар,
- чертить кривую развития экономики,
- определять вид ценной бумаги,
- составлять рекламный текст школьных принадлежностей;
- решать задачи на нахождение прибыли, выручки, цены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса по УМК " Перспективная начальная школа"
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии со следующими нормативными документами: Законом РФ «Об образовании» ст.32 п.2.7, г Федеральн...
Рабочая программа курса по проектной деятельности " Всё узнаю. всё смогу!" для начального общего образования 2 класс
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9361468","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: left; height: 107px; width: 120px;"}}]]Рабочая программа курса по проектной дея...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Народная кукла" для начальной школы
Программа курса внеурочной деятельности "Народная кукла" рассчитана для учащихся начальной школы. В основе программы заложена цель: приобщить учащихся к истокам русской культуры, национальным традиция...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению «Юный пешеход» для начальных классов общеобразовательных школ
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению «Юный пешеход» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы на...
Рабочая программа курса «Технология» ,Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой 3 класс "Школа России"
В основу содержания курса положена интеграция технологии с предметами эстетического цикла (изобразительное искусство, литературн...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по английскому языку «ДОРОГОЮ ЗНАНИЙ», 1 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Дорогою знаний» для 1 классов разработана на основе следующих нормативных документов:Федеральный государственный образовательный стандарт н...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по развитию функциональной грамотности при получении начального общего образования «Читаем, считаем, наблюдаем»
Введение в российских школах Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) определяет актуальность понятия «функциональная грамотность»,...