Организация исследовательской деятельности в начальной школе
материал по теме
Методическое объединение для учителей начальных классов по теме: " Исследовательская работа в начальной школе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mo_tekst.doc | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
г. Уржума Кировской области
Методическое объединение:
«На пороге нового открытия»
(Организация исследовательской деятельности младших школьников.)
Автор разработки:
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Коровиченко Марина Евгеньевна
стаж работы 13 лет
2013г.
г. Уржум
Содержание.
1.Актуальность учебной исследовательской деятельности.
2.Организация исследовательской деятельности.
- Краткий курс в историю
- Выбор темы и цели.
- Понятие исследовательской деятельности.
- Этапы формирования исследовательской деятельности.
- Проведение исследовательской деятельности в 1- 4 классах.
3. Значение исследовательской работы для младших школьников.
Список литературы.
Методическое объединение. «Учитель года – 2013»
Тема : На пороге нового открытия.
(Организация исследовательской деятельности младших школьников.)
Ученик – это не сосуд, который необходимо наполнить, это факел, который важно зажечь!
- Актуальность учебной исследовательской деятельности.
Ускорение темпа развития общества… Смена ценностных ориентиров… Стремительное возрастание объема научной информации…(Количество информации удваивается каждые 10 лет). Выпускник сегодня окажется беспомощным в жизни перед «лавиной» обрушившихся на него задач и проблем, если не научится учиться и изменять самого себя. Очевидно, что современному обществу нужны образованные, конкурентноспособные люди , которые смогут :
- анализировать свои действия;
- самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
- отличаться мобильностью, динамизмом, конструктивностью.
Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на новые стандарты второго поколения, где на смену ведущему лозунгу прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».
Все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. В арсенале инновационных педагогических идей , особое место занимает исследовательская деятельность, в основе которой лежит умение самостоятельно решать проблему.
2. Организация исследовательской деятельности.
2. 1. Краткий курс в историю. (слайд 3)
Заглянем в историю. Попытки выстроить образовательную деятельность в школе на основе исследовательских методов обучения предпринимались с давних времен.
Одним из первых известных нам ученых, кто стал активно внедрять в практику исследовательские методы обучения, был Сократ (V в. до Рождества Христова). Сократ – автор метода, названного впоследствии «сократической беседой». Аналогичный метод современного обучения – эвристическая беседа.
В начале ХХ века широко пропагандировать и реализовывать проблемы и идеи исследовательского обучения стал американский педагог и философ Джон Дьюи. Он считал, что для обучающегося надо создать такие условия, чтобы ребенок мог строить, творить и самостоятельно исследовать окружающий его мир.
Аналогичные подходы к содержанию образования предлагали многие специалисты XIX века (на слайде 3)
- (Е. Паркхерст – США;
- К.Н. Вентцель – Россия;
- О. Декроли – Франция;
- М. Монтессори – Италия и др.).
Например, К.Н. Вентцель писал о том, что на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького искателя истины.
Исследовательские методы обучения активно использовались в отечественной образовательной практике : (СЛАЙД 3)
- в 20-е годы ХХ века (И.Г. Автухов, П.П. Байков, И.Ф. Свадовский, С.Т. Шацкий, Л.С. Выготский).
- в 30-х годах от исследовательских методов в обучении отказались.
- в 50-70-х годах XX в. в России вопросам исследовательского метода посвящен ряд работ известных дидактов и методистов (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, С.Г. Шаповаленко, М.И. Махмутова и др.).
- и лишь в 90-х годах идеи исследовательского обучения вновь вошли в образовательные системы Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, Л.В. Занкова.
2. 2. Выбор темы и цели.
Согласитесь, что новое время ставит новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений.
Сегодня каждый современный педагог задает себе вопросы. Как стимулировать природную потребность ребенка в новизне? Как развить у него способности искать новое? Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои мысли?
Эти вопросы актуальны, а решить их помогает организация учебной исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности. Этим и обусловлен выбор моей темы: «На пороге нового открытия».
Для себя я определила цель работы (слайд 4) внедрить элементы исследовательской деятельности в учебный процесс младшего школьника.
Поставила задачи: (слайд 4)
- обучение проведению учебных исследований младших школьников;
- развитие творческой исследовательской активности детей;
- стимулирование у детей интереса к предметам естественно –научного цикла : химии, биологии, географии.
2.3. Понятие исследовательской деятельности.
(слайд) Что означает термин «Исследование?»(слай5)
Исследование, по сути, - процесс поиска неизвестного, новых знаний. Как отмечает в своих работах А.И. Савенков : «Исследование – бескорыстный поиск истины».
Термин «исследовать» - разыскивать, изведывать,
доходить разбирательством,
стараться узнать неизвестные по данным, вникать и разбираться, узнавать; производить следствие, розыск»
(Ожегов)
Термин «Учебная исследовательская деятельность» перед вами на экране.
(слайд 5 )
Это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности.
(слайд 6 )
Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Близкие к приведенным данные были получены также американскими и российскими учеными.
Неслучайно, китайская мудрость гласит:
Скажи мне - и я забуду,
Покажи мне - и я запомню,
Дай мне действовать самому - и я научусь.
Предмет учебная исследовательская деятельность появляется в школе в рамках программы лишь в старших классах, и современная методика ориентирована в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались.
А начальная школа всё-таки осталась немного в стороне, но ведь именно в начальной школе закладываются те умения, которые позволят учащимся стать субъектом своей деятельности, развиться способности самостоятельно получать информацию из разных источников, организовывать свою деятельность, успешно общаться со сверстниками и взрослыми.
Дорога к истине берет начало из детства светлого,
Ведь ум детей пытлив и гибок.
И пусть им уготовано немало в жизни нового,
А также трудностей, ошибок…
Пусть первые шаги еще неловки-
Склоняются над книгами их детские головки.
Глаза блестят, и душу греет созвучных мыслей перезвон-
Ведь на пороге нового открытия: и ты, и вы, и он!
Дети уже рождаются с врожденным поисковым рефлексом: что это? где это? зачем это? какое это?
У любого ребенка есть свои сильные стороны, свой дар, свое исследовательское поведение: неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление к наблюдению и экспериментам, самостоятельный поиск новых сведений о мире. Дети в младшем школьном возрасте с удовольствием фантазируют, делают свои маленькие необычные открытия. Есть такая великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец стал открывать истины, никому еще не известные». Думаю, что это и есть путь изобретательского и исследовательского таланта . Моя обязанность , как учителя начальной школы , помочь ребенку встать на этот путь.
2.4.Этапы формирования исследовательской деятельности.
Свою работу по организации исследовательской деятельности я начала совместно с психологом школы. Мы провели диагностики по изучению интересов и склонностей обучающихся. На основе полученных данных (слайд 7) создался образ класса, была спланирована дальнейшая работа. Главное – увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребенка.
Успех любой деятельности во многом зависит от её чёткой организации. Смысл учебного исследования заключается в том, чтобы помочь ученику пройти путь научного познания и усвоить его алгоритм. Опираясь на методику проведения детских исследований А.И.Савенкова , можно выделить следующие основные этапы исследовательской деятельности:
- Выделение и постановка проблемы (слайд 8)
(Пояснения учителем)
Как помочь школьнику выбрать тему для исследования? Самый продуктивный способ – идти за его интересами.
На данном этапе мы определяем актуальную тему исследования (через проблемную ситуацию, беседу , анкетирование, соц.опрос и т.д)
и конкретную цель. Определить цель исследования – значит ответить на вопрос, зачем мы его проводим. Очень важно, на мой взгляд, чтобы учащийся с первых шагов понял значимость своего исследования, возможность его практического применения.
- Выработка гипотез
Гипотеза исследования – это предположение, догадка, еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом. Обычно гипотеза начинается со слов предположим, допустим, возможно.
- Поиск путей решения (обоснование гипотезы, сбор и изучение материалов)
Это непосредственно работа самого будущего исследователя под руководством учителя и при помощи консультантов (родители). В своей практике на данном этапе использую «карточки – помощники юного исследователя». (показываю).
Важно помнить следующие моменты:
- планирование работы;
- работа с различными источниками информации (книги, средства массовой информации, справочный материал, энциклопедии, словари, материалы музеев, архивов, беседы со взрослыми людьми, фильмы, работа с данными компьютера) .
Новые федеральные образовательные стандарты предполагают, что ученик начальных классов должен черпать знания не только из общеобразовательных предметов, но и из произведений искусства, духовной культуры и фольклора России, истории и традиций страны, а также периодической литературы, публикаций, радио и телепередач.
- опыты и эксперименты (Н-р, 1 класс «Лед – это замерзшая вода», «Тонкий лед опасен», « Где прячутся листья зимой?» - длительный эксперимент , проводим совместно с учителем биологии, дети с помощью луп изучают почку дерева в разрезе. Опыт «Горячее и холодное» - опыт совместно с учителем химии.)
- наблюдения (как способ получения ответов на вопросы) (Н-р, наблюдение за повадками домашних животных, за жизнью насекомых ; урок -экскурсия с целью наблюдения изменений в природе )
- проведение анкет, опросов, интервью, и .т.д
Важно на этом этапе дать больше самостоятельности, чтобы ребенок мог почувствовать радость от самостоятельно сделанных открытий, понять их значимость.
- Формулирование выводов (обобщение, классификация, систематизация)
Структурирование полученного материала, анализ информации, формулировка выводов , оформление результатов .
5. Представление результатов исследовательской деятельности.( на слайде 8)
Представить результат своей работы можно в разнообразных формах :
1.отчеты ( устные, письменные, с демонстрацией материалов, например в «Дневнике юного исследователя»);
2. презентации, фильмы, макеты, сборники и др.;
3.завершающий этап исследовательской работы – это защита. Свои работы дети представляют на школьных, районных, городских и областных конференциях ( на праздниках, выставках достижений)
Т.О. Анализируя эти этапы мы видим, что они дают возможность формирования и развития таких блоков УУД как регулятивные и познавательные .
Учитывая, что формами организации исследовательской деятельности являются не только индивидуальное, но и групповое, и коллективное исследование, легко можно представить возможности формирования коммуникативных универсальных действий.
Принимая во внимание то, что в результате проведённых исследований ребёнок получает не только определённый продукт (новое знание), но и переживания, личный опыт, можно говорить и возможности формирования личностных УУД.
Согласитесь, организация условий для исследовательской деятельности как нельзя лучше способствует выполнению требований ФГОС нового поколения и требований времени.
На каждом этапе деятельность учителя и детей распределяется следующим образом: это вы можете увидеть на экране . (Не зачитываю, информация на слайде 9 ).
при использовании метода исследования
Ученик…
- Определяет цель деятельности
- Открывает новые знания
- Экспериментирует
- Выбирает пути решения
- Активен
- Субъект обучения
- Несёт ответственность за свою деятельность.
Учитель…
- Помогает определять …
- Рекомендует источники информации
- Раскрывает возможные формы работы
- Содействует прогнозированию результатов
- Создаёт условия для активности школьника
- Партнёр ученика
- Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.
2.5.Проведение исследовательской деятельности в 1- 4 классах.
Работа по стандартам второго поколения предполагает исследовательскую
деятельность по всем образовательным областям начальной школы, а особенно по окружающему миру. С большой увлеченностью я вместе с детьми работаю на уроках окружающего мира УМК «Перспективная начальная школа» по учебнику О.Н.Федотовой. На этих уроках очень легко организовать исследовательскую деятельность. Цель этих уроков – научить учащихся делать открытия посредством предъявления ребенку системы экспериментальных заданий. Условные обозначения в учебнике– пиктограммы предлагают : «длительный эксперимент» , «опыт», «подумай сам». Проводим маленькие исследования, связанные с детским жизненным опытом. Для этого используем индивидуальные «конверты исследователей» (фото), в которых помещены этапы учебно-исследовательской работы ребенка.
Таких этапов четыре: (слайд 10)
1 этап – выбор темы (ребенок ее выбирает самостоятельно, чаще всего используя в начале картинку);
2 этап – постановка вопроса (кладет в конверт ключевые слова задаваемых вопросов);
3 этап – проведение исследования (дети, умеющие писать, записывают на листочках; не умеющие – передают информацию через рисунок);
4 этап – подведение итогов (собранные материалы достаются из конверта, анализируются, выделяются наиболее значимые, важные). Результат работы чаще всего представляется в виде рисунка или коллажа (представляю фото)
Данная методика предназначена для начинающих исследователей. Она дает неплохие результаты в первых классах и позволяет учителю разглядеть «потенциальных исследователей».
Работа по формированию исследовательской деятельности предполагает:
1 этап: 1 класс (слайд 11)
В 1 полугодии - творческие работы учащихся - поиск стихов, пословиц, загадок по темам (рисунки) и их сочинение , устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное. В результате,возникает исследовательское поведение уже в обыденной жизни : интерес к рассматриванию, к экспериментированию с игрушками, картинками и даже с едой за столом.
Во 2 полугодии расширяем рамки работы и включаем сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.
2 этап : 2 класс (слайд 13)
Учимся собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной ненаучной литературой, могут оформлять некоторые записи самостоятельно, но всё это ещё происходит под руководством учителя.
3 этап: 3 – 4 классы (слайд 14)
В 3 классе дети могут работать с научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, сборники). Устную информацию самостоятельно преобразовывать в письменную и делать первоначальный анализ полученной информации.
В 4 классе работа выходит на новый уровень, становится более аналитической. Ребята уже могут сделать анализ, выбрать главное из общего потока информации (в музеях, из средств массовой информации и из других источников) и оформить исследование самостоятельно.
3. Значение исследовательской работы для младших школьников.
На основе вышесказанного, можно сделать вывод, что исследовательская деятельность является важной частью в учебном процессе:
- формирует исследовательские умения;
- способствует формированию у детей интереса к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого предмета из других областей: истории, биологии, химии, художественной литературы;
- объединяет детей и родителей в активной поисковой деятельности;
- способствует выполнению требований ФГОС нового поколения и запросов времени.
Я считаю, что если ученик сумеет провести самостоятельное исследование, справится с работой, то можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в различных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т. е. адаптироваться к современным условиям. Очевидно, что нужно учить именно тому, что может пригодиться.
В приобщении детей к исследовательской деятельности важен не результат, а сам процесс. Главное – заинтересовать ребенка, вовлечь в атмосферу деятельности ,и тогда результат будет закономерен. (на экран)
В процессе нашей совместной исследовательской деятельности с детьми ,родителями, коллегами получились (показ фотографий) самостоятельно изготовленные книжки-малышки по теме «Лекарственные растения» в рамках организованных совместно с коллегами предметных недель - Неделя окружающего мира , газеты «Калейдоскоп профессий» в рамках Недели профориентации, «Число и цифра 2» в рамках Недели математики. Учащиеся выполнили самостоятельные исследования по темам «Моя семья», «Синичка – желтогрудка» «Школа , в которой я учусь» и др.. Работа моего ученика «Чистый город» была отмечена дипломом «За актуальность проблемы» в областном конкурсе исследовательских работ «Я познаю мир» . Мои выпускники проводили исследования «Моя семья» ( узнавали о своей семье, о профессиях членов семьи) и оформляли работы в портфолио . «Портфолио» с исследованиями помогли мне участвовать в нескольких конкурсах муниципального уровня , в том числе: «Мои инновации в образовании», « Учитель – новатор - 2010».
В заключение хочется процитировать слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
- Пусть исследуют!
- Пусть открывают!
«Открытие мира» - главная задача учителя начальных классов, что и является актуальным в современной школе.
Список литературы.
- Шарнина И.П. Исследовательская деятельность младших школьников. Образование в Кировской области . - 2012. - № 3. - с.- 40 - 41
- Молчанова Е.А.. Развитие познавательно -исследовательской деятельности в экологическом воспитании дошкольников.
Образование в Кировской области. - 2012. - № 4. – с.14 - 16
3. Сухаревская Е. Проекты и исследования. 1 сентября . -
2006 .- №11. – с. 10 - 24
4. Чебыкина Л.Г. Готовность младшего школьника к исследовательской работе. Начальная школа -. 2010. - № 12. –с. 58- 60
5. Давыдова Е.Р.. Исследовательская деятельность учащихся. Начальная школа -. 2012. - № 12. –с. 61- 62
6. Шацкий С.Т.: работа для будущего.Книга для учителя. Сост. В.И. Малинин, М.: Просвещение, 1989.
7. Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся. Начальная школа -. 2006. - № 2. –с. 45- 49
8. Кропочева Т.Б. . Исследовательские экскурсии в начальной школе. Начальная школа -. 2007. - № 11.
9.Орлова Л.А. Участие младших школьников в проектно – исследовательской работе. Начальная школа -. 2007. - №3. – с. 28 -33
10. Савенков А.И. Учебное исследование в начальной школе. Начальная школа -. 2000. - №12 . – с.101-108
11. Антология гуманной педагогики : Выготский / сост. и автор предисл. А. А. Леонтьев.-М. : ИД Шалвы Амонашвили, 2002. - 223
12.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"
Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"...
« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
Доклад на МО учителей начальных классов "Проектная деятельность в начальной школе"
В докладе раскрывается роль метода учебных проектов, описываются этапы внедрения данного метода в начальной школе, описывается характер взаимодействия учителя и учеников и роль родителей в организации...
Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.
«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...
Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".
Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность»....
Выступление на Республиканской научно – практической конференции «Основные проблемы обучения калмыцкому языку и литературе в современной школе: пути и решения» «Проектная деятельность - как способ организации продуктивной деятельности в начальной школе
Выступление на Республиканской научно – практической конференции«Основные проблемы обучения калмыцкому языку и литературе в современной школе: пути и решения»на тему: «Про...
«Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»
laquo;Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»...