Организация исследовательской деятельности в начальной школе
статья (2 класс) по теме
Организация исследовательской деятельности в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizaciya_issledovatelskoy_deyatelnosti_mladshih_shkolnikov.docx | 16.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация исследовательской деятельности младших школьников
Государственные стандарты общего образования нового поколения предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями – на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём.
Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность.
Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Необходимо прививать школьникам вкус к исследованию, вооружать их методами научно-исследовательской деятельности.
Именно в начальной школе должен закладываться фундамент умений, знаний и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.
Немалую роль играет сам факт выявления учеников, желающих участвовать в исследовательской работе. Cтимулирование исследовательской активности, поддержка любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину – главная задача учителя, который в процессе индивидуальной работы с ребенком призван не только разглядеть «искру» исследовательского таланта, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, в определении круга проблем; научить его специальным знаниям, умениям и навыкам исследовательской деятельности.
Организация исследовательской деятельности младших школьников – серьезная и непростая работа. Она требует от педагога высокого уровня знаний, хорошего владения методиками исследования объектов, наличия солидной библиотеки с серьезной литературой, и, вообще, желания углубленно работать с учащимися по изучению объектов. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главная задача учителя – увлечь детей, показать им значимость проводимого исследования, вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к посильному участию в исследовательской деятельности своего ребёнка. Кроме учащегося и его научного руководителя субъектом деятельности выступают родители, без поддержки и помощи которых занятия младших школьников исследовательской деятельностью значительно затрудняются.
Исследовательская работа может быть организована учителем с учащимися уже с первого года обучения. Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеурочной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской и творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Эту работу можно проводить как индивидуально, так и с небольшой группой детей.
Существуют различные виды исследований. Они могут классифицироваться по различным принципам:
по количеству учащихся
по времени проведения
по месту проведения
по теме
Уже с первого класса привлекаю детей к мини-исследованиям. Как правило, это групповые исследования. Тему исследования предлагаю детям сама, но каждый ребёнок вносит посильную помощь в общую работу. Это приучает детей работать в коллективе, осознавать, что результат работы будет зависеть и от их вклада. При выборе темы исследования важно, чтобы работа по данной теме, в силу особенностей детей младшего школьного возраста, не занимала много времени, не требовала долговременных исследований, а предполагала быстрый и яркий результат. На данном этапе координирую и направляю исследовательскую деятельность, знакомлю детей планом проведения исследования:
Выбор темы
Постановка цели и задач
Определение предмета и объекта исследования
Выдвижение гипотезы исследования
Выбор методов исследования
Сбор и обработка фактического материала
Организация исследования
Обобщение полученных данных
Подготовка, написание работы
Подготовка к защите и защита работы
Рефлекси
В 3-4 классах, когда ребёнок уже имеет навыки исследовательской работы, может сам выбрать тему, объект и предмет исследования от групповой работы переходим к индивидуальной. Здесь для учителя отводится роль - правильно организовать поиск решения, при этом предоставляется как можно больше самостоятельности ребенку, чтобы он мог почувствовать радость от самостоятельно сделанных открытий, понять их значимость.
Организуя исследовательскую работу необходимо помнить о факторах успешной деятельности учащихся:
соблюдение принципа добровольности занятий учеников этим видом работы;
добровольность выбора темы учащимся;
максимальная самостоятельность ученика в процессе проведения исследования;
компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой;
уважительное отношение к исследовательской деятельности учащихся родителей и педагогов школы,
осознание школьниками значимости и полезности выполняемой ими деятельности.
Сегодня исследовательская деятельность не только способствует решению вышеперечисленных задач, но и играет роль прогнозирования. Учитель наблюдает склонность ученика к тому или иному виду деятельности, к предмету. Это выражается в некоторой преемственности к стартующему в среднем звене олимпиадному движению. Многие педагоги называют научную деятельность учеников младших классов первым шагом самореализации ребёнка.
Список литературы
1. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. Автор составитель В.Ф. Феоктистова. - Издательство "Учитель" Волгоград, 2010.
2. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.
3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Пособием для учителя. - Самара: Издательство "Учебная литература
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система организации исследовательской деятельности в начальной школе как способ развития исследовательских умений младших школьников
Материал из опыта работы учителя, руководителя кружка и классного руководителя по организации исследовательской деятельности в начальной школе....
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ.
Современные подходы к обучению младших школьников в курсе "окружающий мир" А. А. Плешакова, в котором значимой целью становится не только формирование у младшего школьника целостной картины мира, но и...
Организация исследовательской деятельности в начальной школе
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеств...
Организация исследовательской деятельности в начальной школе
Методическое объединение для учителей начальных классов по теме: " Исследовательская работа в начальной школе"...
Организация исследовательской деятельности в начальной школе
Стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития....
Организация исследовательской деятельности в начальной школе
В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, н...
Организация исследовательской деятельности учащихся начальной школы как средства реализации познавательной активности младших школьников
Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. И...