Программа досуговой деятельности педагога-организатора "Каникулы с пользой"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Программа предназначена для работы с детьми в период летних каникул.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kanikuly_s_polzoy.docx | 36.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое учреждение
дополнительного образования
«Руднянский Центр детского творчества»
Руднянского муниципального района Волгоградской области
Принята на заседании Утверждено:
методического совета Директор МКУДО «Руднянский ЦДТ»
от «___» _________________ 20____ г. _______________ Е.В. Куликова.
Протокол № ______ «____» _________________ 20___г.
Программа досуговой деятельности
«Каникулы с пользой»
Возраст обучающихся: 5 - 14 лет
Срок реализации – 1 месяц
Разработчик:
Бирюкова В.П.,
педагог – организатор
Волгоградская область
р.п. Рудня
2016г.
Пояснительная записка
Программа «Каникулы с пользой» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Закон об образовании РФ от 29.12.12 № 273-ФЗ, в редакции Федеральных законов от 21.07.14. № 256-ФЗ, с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.14).
- Конституция Российской Федерации.
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
- Методические рекомендации по проектированию Дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (разработана Поповой Ириной Николаевной – зам. руководителя Центра социализации, воспитания и неформального образования ФГАУ ФИРО, к.п.н., доцентом и Славиным Семеном Сергеевичем – старший научный сотрудник ФГАУ ФИРО в 2015 году.).
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Устав муниципального казённого учреждения дополнительного образования «Руднянский Центр детского творчества» Руднянского муниципального района Волгоградской области.
Направленность программы: программа «Каникулы с пользой»
по содержанию является социально-педагогической;
по функциональному предназначению — культурно - досуговой;
по форме организации — общедоступной, массовой;
по времени реализации — месячной.
Данная программа разработана на основе:
- программы «Каникулы» муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей центр детского творчества г.Николаевска-на-Амуре Хабаровского края на 2011 – 2015 годы;
- авторской досуговой программы педагога дополнительного образования Авдеевой Т. М."Путешествие по стране Каникуляндия";
- авторской досуговой программы педагога-организатора I квалификационной категории Турченко Е.А.;
- авторской программы «Познай себя. Реализуй себя. Утверждай себя», автор Г.К. Селевко.
Так же при разработке программы учитывался опыт работы Центров творчества г.Москвы, Калининграда, Самары, Санкт-Петербурга и базируется на основных методических материалах: Гальченко А.Б. «О типологии досуговых программ и не только/ Сфера досуга – сфера социализации»; Кульпетдинова М.Е. «Подходы к разработке досуговых программ/ Ключ к успеху».
Актуальность программы обусловлена тем, что организация каникулярного времени детей – это важный аспект любой образовательной деятельности. Каждый ребенок должен иметь возможность организации своего свободного времени, уметь содержательно и интересно проводить свой досуг.
В настоящее время любой ребенок нуждается в социальной защите, педагогической поддержке, оздоровлении, духовно-нравственном обогащении и личностном развитии. Поэтому в ходе реализации программы «Каникулы с пользой» есть возможность показать детям насколько многообразным, интересным и полезным для человека может быть мир досуга.
МКУДО «Руднянский ЦДТ» является центром досуговой деятельности детей и подростков поселка. Здесь созданы все условия для организации свободного времени.
Данная программа учитывает возрастные психофизиологические особенности детей и рассчитана не только на обучающихся в Руднянском Центре детского творчества, но и на любого желающего провести свое свободное время с пользой.
Ведь именно сегодня организации досуговой деятельности необходимо уделять особое внимание, так как социальное неблагополучие значительной массы детей напрямую связано с бесконтрольным времяпрепровождением.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она разработана для детей, которые сами стремятся научиться с пользой проводить свое свободное время. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности.
Программа «Каникулы с пользой» - это своего рода механизм, который вовлекает детей в разностороннюю творческую деятельность. В ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование творческих способностей, сопровождающая систему практических занятий.
Новизна программы состоит в том, что её деятельность основана на трёх направлениях: «Творчество», «Спорт», «Развлечения».
1 модуль – «Творчество» - это различные мастер – классы по развитию эстетического вкуса, чувства прекрасного, творческой активности и самостоятельности.
2 модуль – «Спорт» - спортивные конкурсно – развлекательные, соревновательные мероприятия и эстафеты.
3 модуль – «Развлечения» - тематические, познавательные, развлекательные мероприятия.
Для реализации программы создаются следующие условия:
1. Совместная деятельность детей и взрослых, педагогов, родителей, общественности.
2. Привлечение к организации и проведению мероприятий по программе увлеченных творческих личностей с большим творческим потенциалом.
3. Самореализация творческого и индивидуального потенциала детей и подростков МКУДО «Руднянский ЦДТ».
Данная программа включает в себя план мероприятий, принимаемых в мае месяце согласно графику работы и выбранным модулям педагогами Центра детского творчества.
В процессе реализации программы «Каникулы с пользой» используются следующие принципы обучения и воспитания:
- Принцип признания права ребенка на свободное самоопределение и самореализацию, на свободу выбора направлений и форм творческой деятельности.
- Принцип единства и целостности воспитательно-образовательного пространства (обучение, воспитание, развитие).
- Принцип развития индивидуальности каждого ребенка в практике воспитательно-образовательного процесса.
- Принцип творческого сотрудничества.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что в результате деятельности по данной программе, дети и подростки разовьют свою самостоятельность, творческую активность, раскроют индивидуальные способности, разовьют интерес к различным видам деятельности.
Адресат программы. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 5 до 13 лет. Это время расцвета творческих поисков ребенка. В этот период у детей возникает потребность в интенсивных и разнообразных видах деятельности. Возникает много вопросов, на которые они хотят получить как можно более точный и исчерпывающий ответ.
Работа по культурно – досуговой программе предполагает разновозрастной состав участников мероприятий. Поэтому подготовка к каждому мероприятию, разработка сценария происходит с учетом этих особенностей.
Объем и срок освоения программы - 1 месяц.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса – состав детей переменный разновозрастной.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий. Занятия проводятся с 1 по 30 июня (кроме выходных и праздников) с 10 до 10.40 часов. Каждый педагог проводит по 8 академических часов.
Цель и задачи программы
Цель программы:
Создание целостной системы каникулярного отдыха детей, обеспечивающей их физическое и психическое здоровье, активизацию творческого потенциала и вовлечение в социально значимую деятельность, т.е. создание благоприятных условий для организации содержательного, интересного и полезного досуга.
Задачи:
1.Образовательные.
- Формирование коммуникативных умений, удовлетворение потребности детей в общении.
- Привитие полезных навыков; развитие инициативы, самоуправления и самостоятельности.
- Формирование позитивного отношения к общечеловеческим ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).
2.Личностные.
- Создание психологически-комфортной атмосферы для творчества и самореализации ребенка.
- Воспитание эмоционально-нравственных качеств.
- Профилактика негативных явлений в подростковой среде.
- Приобщение к основам художествённой, коммуникативной, артистической культуры.
3.М етапредметные.
- Развитие интереса у детей к самовыражению, познавательной, социальной, творческой активности.
- Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, детьми разных возрастов и их родителями в решении общих проблем.
- Развитие умения ставить цель и организовывать свою деятельность по ее достижению, способности преодолевать трудности, анализировать результаты и корректировать свои планы.
Содержание программы
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Каникулы с пользой» основана на разнообразных познавательных, конкурсных, обучающих коллективных творческих делах и служит средством открытия той или иной стороны окружающей действительности. Программа состоит из трех модулей:
Модуль 1 «Творчество»
Цель:
Создание условий для творческой деятельности.
Задачи:
- развитие познавательной, творческой и общественной активности ребят;
- воспитание у подрастающего поколения высоких нравственных, духовных начал;
- развитие интереса к творчеству;
- развитие творческого потенциала детей с учетом индивидуальных возможностей каждого.
Ожидаемые результаты:
- вовлеченность детей в активную творческую деятельность в период каникул.
Модуль 2 «Спорт»
Цель:
Создание условий для оздоровления детей.
Задачи:
- сохранение и укрепление здоровья детей через подвижные игры и спортивные состязания на свежем воздухе;
- пропаганда здорового образа жизни;
- обучение детей нормам общественной и коллективной жизни;
Ожидаемые результаты:
- развитие у детей способностей к выбору нравственной позиции, к ценностно-ориентированной деятельности, самореализации, жизненному самоопределению.
Модуль 3 «Развлечения»
Цель:
воспитание культуры праздника и общения у детей.
Задачи:
- развитие коммуникативных способностей, командного духа;
- вовлечение обучающихся в организацию досуговых мероприятий;
- реализация потребностей детей в общении со сверстниками в различных видах деятельности;
- интеллектуальное развитие детей.
Ожидаемые результаты:
- участие детей в досуговых мероприятиях;
- раскрытие творческой индивидуальности обучающихся.
Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения программы.
- расширение возможностей для развития и саморазвития личности ребенка, реализация его интересов; формирование опыта социального взаимодействия;
- создание атмосферы сотворчества, сотрудничества, взаимопонимания;
- улучшение отношений в детской и подростковой среде, устранение негативных проявлений, искоренение вредных привычек;
- осмысление детьми и родителями досуга как личностной и социальной ценности, определение степени и форм своего участия в нем;
- реализация различных педагогических технологий в области организации досуга детей и подростков;
- профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;
- интеграция деятельности образовательных и социальных учреждений.
Календарный учебный график
Название мероприятия | Кол-во часов | Ответственный | Образовательный модуль |
Мастер – класс по изготовлению поделки из соленого теста | 8 | Зимина Е.П. | «Творчество» |
Мастер – класс по изготовлению поделки из окрашенной манной крупы | 8 | Максимова В.Г. | «Творчество» |
Мастер – класс по изготовлению поделки из кофейной бумаги, окрашенной манной крупы. | 8 | Сапиева Л.П. | «Творчество» |
Мастер – класс по изготовлению поделки из бросового материала | 8 | Рогожкина Н.А. | «Творчество» |
Мастер – класс по изготовлению поделки из пряжи | 8 | Думенко Е.А. | «Творчество» |
Тематическое мероприятие | 8 | Меженская Н.В. | «Развлечения» |
Развлекательное мероприятие | 8 | Потякова Н.М. | «Развлечения» |
Спортивные состязания | 8 | Бирюкова В.П. | «Спорт» |
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение. Организационные условия, позволяющие реализовать содержание культурно – досуговой программы, предполагают наличие актового зала, кабинетов, площадки на свежем воздухе.
Из дидактического обеспечения необходимо наличие сценария (на каждое мероприятие), конспекта занятия (на каждый мастер – класс), раздаточного материала и игрового оборудования к конкурсам, грамоты и т.д.
Информационное обеспечение. Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: ручки, фломастеры, маркеры, ватманы, аудио- и видеозаписи, иллюстрации, музыкальные записи, видеофильмы и др.
Оборудование: мультимедиа проектор, экран, ноутбук, музыкальный центр, колонки.
Кадровое обеспечение.
Педагоги дополнительного образования: Сапиева Л.П., Зимина Е.П., Максимова В.Г., Рогожкина Н.А., Думенко Е.А., Меженская Н.В., Потякова Н.М.
Педагог – организатор: Бирюкова В.П.
Формы аттестации
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- грамота;
- готовая работа;
- журнал посещаемости;
- фото;
- методическая разработка.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- выставка;
- готовое изделие;
- соревнование.
Оценочные материалы
- Самоанализ деятельности педагога.
- Количественные показатели (количество проведенных мероприятий, охват участников мероприятий).
Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса – очно.
Методы обучения:
- - Метод театрализации (инсценировка сказок, рассказов, театра-экспромта и т.д.)
- - Метод воспитывающих ситуаций (пропаганда здорового образа жизни, основы безопасности жизнедеятельности, формирование межличностных отношений).
- - Метод импровизации (может использоваться в творческих делах, мастер – классах).
- - Соревновательный метод (используется в конкурсно - развлекательных и спортивных мероприятиях).
- - Метод формирования познавательного интереса.
- - Метод интерактивного общения (используется для активизации зрителей).
Формы организации образовательного процесса – групповая.
Формы организации учебного занятия:
- познавательные и развлекательные мероприятия;
- конкурсы, эстафеты, спортивные игры;
- мастер – классы.
Педагогические технологии:
- здоровьезберегающие,
- личностно-ориентированные,
- дифференцированного подхода,
- коллективно-творческие дела,
- игровые и клубные технологии.
Дидактические материалы:
Мастер – классы – заготовки, шаблоны, макеты изделий; иллюстрации; готовые изделия; схемы выполнения изделия.
Развлекательные мероприятия – кроссворды, загадки, картинки, и т.д.
Спортивные мероприятия – сборник спортивных эстафет и конкурсов, методические рекомендации по разработке сценариев.
Список литературы
- Летний отдых детей. Работа клубов по месту жительства для подростков. //Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей. № 1, 2005.
- Колеченко А.К. Психология и технологии воспитания. СП/б: Каро, 2006.
- Последний звонок. Газета для организаторов внеклассной работы. - М.: ГУП «ИПК «Московская правда», 2001 – 2008.
- Шмаков С.А. Идеология каникул: смысл и значение.
// Дополнительное образование и воспитание. № 4, 2008. - Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования: Учебное пособие.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.
- Общая психология. /Под редакцией Богословского В.В. – М.: Просвещение, 1991.
- Педагогика. / Под редакцией В.А. Сластёнина – М.: Школа – пресс, 2000.
- Бюллетень программно - методических материалов для учреждений дополнительного образования. № 4, 2003.
- Бюллетень программно - методических материалов для учреждений дополнительного образования. № 2, 2008.
- Лавренова Л.Е. Детские праздники в школе и дома - Санкт-Петербург, “Паритет”, 2000.
- Нескучный досуг. Сценарии игровых программ / Под ред. Е.И. Ромашковой. - М.: ТЦ Сфера, 2002.
- Ромашкова Е.И. Праздник 8 Марта: Модели праздничного досуга и сценарные материалы. - М.: ТЦ Сфера, 2000.
- Титов С.В. Ура, каникулы! - М.: ТЦ Сфера, 2001.
- Шмаков С.А. Дети на отдыхе - М., 2001.
Интернет ресурсы:
1.www.proshkolu.ru
2.www.prodlenca.org
3.www.pedagog21wek.ucoz.ru
4.www.uchportal.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет "Досуговая деятельность в начальной школе"
выступление на педсоветепедсовет«Досуговая деятельность в школе» Повестка:Организация досуга в нашей школе.Организация досуга в классах (выступление классных р...
Организация досуговой деятельности через игру-путешествие
Игра для младших школьников – это способ научиться тому, чему их никто не сможет научить, способ исследования и ориентации...
Организация досуговой деятельности как фактор профилактики агрессивности у младших школьников школьников
Организация досуговой деятельности одним из факторов профилактики агрессивности младших школьников.Формы организации в педагогическом процессе....
Организация досуговой деятельности за рамками основной образовательной программы
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Организация досуга за рамками основной образовательной деятельности"...
Рабочая программа досуговой деятельности 2 класс ФГОС
Рабочая программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты, калнедарно-тематическое планирование, методическая литература...
Коррекционно-развивающая программа «Мир моих интересов» (досуговая деятельность)
Досуг - это зона активного общения, удовлетворяющая потребности детей в контактах, это благоприятная сфера для осознания себя, своих ...
Программа организации досуговой деятельности «Вместе веселее» для детей-инвалидов, детей с ОВЗ, их родителей (лиц заменяющих). 4 – 14 лет Срок реализации программы: предполагает постоянную работу по её дополнению, корректированию и совершенствованию.
Предлагаемая программа является обобщением многолетней работы коллектива специалистов социальной работы по проведению культурно-досуговых и творческих мероприятий с целью всестороннего развития ...