Организация досуговой деятельности через игру-путешествие
презентация по теме

Татьяна Валентиновна Жирова

Игра  для  младших  школьников – это  способ  научиться  тому, чему  их  никто  не  сможет  научить, способ  исследования и  ориентации  в  реальном  мире. В  игре  рождается  плодотворное  соревнование, подчинённое  социально – значимой идее – успешности  общего  действия и  достижения  поставленной  цели. Таким  образом, в  ходе  игры  воспитывается  личная  ответственность  за  порученное  дело. Для  ребёнка  потребность  в  игре  с  приходом  в  школу остаётся по–прежнему достаточно  сильной.  Включаясь  в  процесс игры, дети  учатся  жить  в  мире  смыслов  и  ценностей, и  в  то же  время они  исследуют, экспериментируют, обучаются.  Так  что  игра – это  дело  серьёзное.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация  досуговой  деятельности через игру-путешествие.

 Я хочу  познакомить  вас  с  организацией  досуговой  деятельности младших  школьников  в  нашей школе. Мир  детства – таинственная  и  чудесная  страна, жители  которой  много  знают, многое  понимают, чувствуют, но  у  них  мало  жизненного  опыта. Они  приобретают  этот  опыт  в  своей  деятельности, в  игре.  Ещё  Сухомлинский  говорил: «Дети  должны  жить  в  мире  красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» (слайд 1). Игра  для  младших  школьников – это  способ  научиться  тому, чему  их  никто  не  сможет  научить, способ  исследования и  ориентации  в  реальном  мире. В  игре  рождается  плодотворное  соревнование, подчинённое  социально – значимой идее – успешности  общего  действия и  достижения  поставленной  цели. Таким  образом, в  ходе  игры  воспитывается  личная  ответственность  за  порученное  дело. Для  ребёнка  потребность  в  игре  с  приходом  в  школу остаётся по–прежнему достаточно  сильной.  Включаясь  в  процесс игры, дети  учатся  жить  в  мире  смыслов  и  ценностей, и  в  то же  время они  исследуют, экспериментируют, обучаются.  Так  что  игра – это  дело  серьёзное.  Проанализировав характерные  особенности  младшего  школьного  возраста, мы    в  основу  воспитательной  программы  МБОУ  ТНОШ  заложили  игру  и  назвали  её  «Путешествие  в  страну Знаний»  (слайд 1). Наша  игра – это сфера  сотрудничества и содружества  детей и  взрослых  в  школе  и  дома. Обдумав  и  проанализировав, мы  пришли  к  выводу, что  участие  в  игре «Путешествие  в  страну  Знаний» может  стать   эффективным  средством  формирования  в  группах  младших  школьников  таких  качеств, как  организованность, подчинение  принятому  решению,  ответственность, ответственность, инициатива  и  творчество.

Что же  такое  ПУТЕШЕСТВИЕ? (слайд 2).

  1. Путешествие  - это  объединение мальчишек  и  девчонок, пап  и мам, всех  желающих  проводить  свой  досуг  с  пользой, научиться  тому, чего  не  успел  раньше.
  2. Путешествие -  это  игра, в  которой  есть возможность  объединения для  добрых  и  полезных  дел.
  3. Путешествие -  это  препятствия, трудности, испытания.
  4. Путешествие – это  игры, конкурсы, состязания.

Прежде чем  приступить  к  разработке  воспитательной  программы  в виде  игры, наш  коллектив  определил  для  себя, что  мы  хотим  видеть  на  конечном  этапе. Т.е.  разработали  модель выпускника МБОУ  ТНОШ (слайд 3). Вставка № 1

При  разработке  игры  - путешествия  мы  руководствовались  следующими  принципами (слайд 4).

Наша  игровая  программа «Путешествие  в  страну Знаний» включает  в  себя  следующие направления (слайд 5).

Весь  маршрут  путешествия  у  нас  расположен  на  стенде. Перед  началом  путешествия, в  сентябре, мы  проводим  линейку – сбор,  на  которой  принимаем  первоклассников  в  путешественники. Здесь же  представляются  экипажи, называют  своё  название, девиз. Экипажи  у  нас  формируются  из  классных  коллективов. На  сегодняшний  день  у  нас  12  экипажей  и  всего  246  путешественников. Согласно  условиям  игры, которые  принимаются  здесь же на слёте, каждый  экипаж в течение  года  путешествует  по  станциям.  Как  и  любая  организация,  мы  имеем  свою  символику. У  нас  есть  гимн,  девиз (слайд 13),  законы  (слайд 14).  Всё  это  тоже  проговаривается  на  линейке – сборе.  Есть  эмблема  нашего  путешествия (слайд 15). Вся  символика  расположена  на  стенде. У  каждого  экипажа  также  есть  своя  эмблема. Причём  так  запланировано, что экипажи  первых  классов  оформляют  свои  эмблемки  на  зелёном  цвете, так  как  они  совсем  юные  путешественники, вторые  классы, чуть  поопытнее – это  уже  эмблемы на жёлтом  фоне, третьи  классы – оранжевый  фон и  самые  опытные, самые  зрелые  путешественники – это  четвёртые  классы, у  них  эмблемы  на  красном  фоне.  В  сентябре все  эмблемы  помещаются  на  круг и  располагаются  на  стенде. (Показать  готовые  эмблемы  этого  года). Каждый  экипаж  ведёт  свой  маршрутный  дневник (слайд 16). В  этот дневник  дети  записывают  все  мероприятия,  в  которых  они  принимали  участие (слайд 17). В  конце  каждой  станции  дневники  сдаются  завучу  по  внеклассной  работе.  За каждое  мероприятие  экипаж получает  лучик  определённого  цвета.  Так, если  ребята  принимали  участие  в  общешкольном  мероприятии, то  за  это  они  получают жёлтый  лучик, если  в  каком – либо  соревновании, конкурсе экипажем  занято  первое место – то это  красный  лучик, за  мероприятие, проведённое  в  классе – синий  лучик. Бывает  так, что  члены  экипажа  выходят  на  районное  мероприятие, то  за  это  они  получают  лучик  золотого  цвета. Постепенно  каждый  экипаж  собирает  своё  солнышко  знаний  из  лучиков (слайд 18). У  кого-то это  солнышко  полное, у  кого-то  частично  заполнено…Итоги  игры – путешествия  подводятся  в  конце  года на  заключительном  слёте, где  все  классы  за  успешное  прохождение  маршрута  получают  какие-либо  призы,  грамоты. Причём  проигравших,  как  водится, нет. Какой-то  экипаж  выходит  победителем  за самое  большое  количество  синих  лучиков, т.е. за  самое  большое  количество  проведённых  мероприятий  именно  внутри  класса, кто-то  набирает  самое  большое  количество  призовых  мест (красных лучиков), у кого-то  много  золотых и т.д.

   В  ходе  игры – путешествия  мы  сотрудничаем  с  различными  структурами и  организациями (слайд 19), что  позволяет  организовать  и  направить  развитие  игры, обеспечить  эстетическое, физическое, нравственное, интеллектуальное развитие  ребят, познание  жизни,  самих  себя.

   Путешествуем  мы  уже  не  первый  год,  и  теперь  уже  видно, что  это  нравится  детям. Участие в  игре  становится  эффективным  средством  формирования  у  младших  школьников  сознательного  поведения  и  самоконтроля, что  является  основой  усвоения  нравственных  норм. Наряду  с этим  развиваются  организаторские  способности и задатки, психические  свойства  личности. Игровая  программа  способствует  решению  проблем  социальной  адаптации  младших  школьников. Она  представляет собой  программу  сотрудничества  и  содружества  педагогов  и  воспитанников. Различные   формы  игровой  деятельности  позволяют ребёнку почувствовать себя  в  различных  социальных  ролях.  Нам  эта  программа  позволила  организовать  в  школе  внеурочную  учебно-воспитательную  работу, дополняя  учебный  процесс и  создавая  у  ребёнка  целостную  картину  восприятия  мира. Программа  позволяет  решить основную  проблему, связанную с  необходимостью  компенсации  информационной  перегрузки, с  организацией  психологического  и  физического  отдыха.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра «Путешествие в страну Знаний» Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, рисунка, фантазии, творчества. В.А. Сухомлинский

Слайд 2

Что такое игра «Путешествие в страну Знаний»? Объединение всех участников игры ПУТЕШЕСТВИЕ Игры, конкурсы, состязания Препятствия, трудности, испытания Возможность объединения для добрых и полезных дел

Слайд 3

Модель личности выпускника МБОУ Тогучинского района Тогучинской НОШ Личность, мотивированная к получению знаний и самопознанию.

Слайд 4

Принципы организации детского досуга Принцип общественной значимости, общественной результативности; Принцип самостоятельности и индивидуального подхода к участникам досуговых занятий; Принцип занимательности, развлекательности; Принцип гуманизации воспитания личности; Принцип коллективного творческого дела с возникающей целью;

Слайд 5

Направления игровой программы Развитие и упрочнение детской организации как основы для развития каждого учащегося; Создание нового стиля взаимоотношений между взрослыми и детьми; Использование в игре разнообразных форм и методов работы; Развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов личности ребёнка; Включение родителей в воспитательный процесс; Сплочение классного коллектива.

Слайд 6

Цель игры «Путешествие в страну Знаний» Выявление, изучение и развитие творческих способностей учащихся младшего школьного возраста.

Слайд 7

Задачи игры «Путешествие в страну Знаний» Привлечение к участию в учебно-воспитательной работе учителей, родителей, работников внешкольных учреждений; Создание условий для интеллектуального, нравственного, и эмоционального самовыражения личности младшего школьника;

Слайд 8

Развитие фантазии, раскрытие индивидуальных творческих способностей и познавательных интересов каждого ребёнка; Воспитание здорового образа жизни; Создание условий для формирования дружного классного коллектива и развитие личности в нём;

Слайд 9

Воспитание личной ответственности за порученное дело; Совершенствование системы работы по воспитанию свободной творческой личности; Развитие эмоциональной сферы ребёнка как основы формирования «культуры чувств»;

Слайд 10

Привлечение учащихся к творческим конкурсам вне школы; Выявление новых инициатив , идей;

Слайд 12

Традиционные мероприятия День знаний Праздник «Здравствуй, осень» Линейка ко дню Учителя Новогодние ёлки Конкурсы чтецов Игра-эстафета «По следам литературных героев»…

Слайд 13

Девиз путешественников Ни шагу назад! Ни шагу на месте! А только вперёд И только всем вместе!

Слайд 14

Законы путешественников. Закон «00» (Точного времени) Закон вежливости Закон поднятой руки Закон уважения старших Не навреди себе, не навреди другим Слово судьи – закон для играющих

Слайд 19

Связь и сотрудничество с другими учреждениями, организациями и объединениями. Участники игры Общеобразовательные школы города Центральная библиотека Школьная библиотека Детско-юношеская спортивная школа ЦРТДиЮ ГИБДД Метод. объединение учителей начальных классов Спортивные секции и кружки в школе КДЦ Учителя физкультуры, мед. работники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН "Кулинария слов" и игра - путешествие "Через волшебный лес"

Данный материал можно использовать на уроках обучения грамоте....

Игра – путешествие «Путешествие в королевство Неболеек».

Игра – путешествие «Путешествие в королевство Неболеек»....

Игра-путешествие "Путешествие в мир сказок"

Уважаемые коллеги, размещаю сценарий игры-путешествия "Путешествие в мир сказок", которое я использовал на неделе толерантности. В ходе игры детям будет предложено вспомнить уже знакомые им сказки и п...

игра-путешествие "Путешествие в страну Читалию"

Игра представлена в форме путешествия по станциям.На каждой станции дети выполняют задания так или иначе связанные с литературными произведениями.Это и  спортивные конкурсы, и конкурсы эрудитов, ...

Игра- путешествие "Путешествие в страну Арифметику"

Данное внеклассное мероприятие можно использовать в период проведения предметной недели по математике в начальном звене, а также в качестве классного часа для обучающихся, воспитанников младшего школь...

Путешествие по железной дороге (игра-путешествие)

Осуществлять профессионально-ориентационное воспитание младших школьников.Усвоение моральных и правовых норм поведения через овладение правилами дорожного движения.Формировать у учащихся навыки сотруд...

Классный час "Путешествие на планету Добра" (игра - путешествие с элементами проектной деятельности)

Цель мероприятия: способствовать воспитанию доброты и отзывчивости, ознакомить с правилами доброты, показать важность добрых поступков в жизни человека, учить доброжелательности, стремлению понимать д...