Коррекционно-развивающая программа «Мир моих интересов» (досуговая деятельность)
рабочая программа по чтению (4 класс)
Досуг - это зона активного общения, удовлетворяющая потребности детей в контактах, это благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и личных интересов. Именно в условиях досуга формируются общности, дающие воспитанникам возможность выступать в самых разнообразных социальных ролях.
Досуговая деятельность имеет широкий спектр влияния на обучение и развитие ребёнка, на формирование его Я - концепции. Но главной приоритетной задачей является создание условий для эмоционального отдыха воспитанников, снятие психического напряжения, что является чрезвычайно важным для детей с ограниченными возможностями здоровья. Реализация этого условия требует от педагога умения организовывать детский досуг, сделать его игровым, импровизационным, весёлым и радостным. Интересная, насыщенная положительными эмоциями деятельность позволяет воспитанникам восстановить свои духовные и физические силы, способствует установлению атмосферы эмоционального благополучия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_moih_interesov_2018-2019.docx | 83.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающая программа
«Мир моих интересов»
(досуговая деятельность)
Пояснительная записка
Досуг - это зона активного общения, удовлетворяющая потребности детей в контактах, это благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и личных интересов. Именно в условиях досуга формируются общности, дающие воспитанникам возможность выступать в самых разнообразных социальных ролях.
Досуговая деятельность имеет широкий спектр влияния на обучение и развитие ребёнка, на формирование его Я - концепции. Но главной приоритетной задачей является создание условий для эмоционального отдыха воспитанников, снятие психического напряжения, что является чрезвычайно важным для детей с ограниченными возможностями здоровья. Реализация этого условия требует от педагога умения организовывать детский досуг, сделать его игровым, импровизационным, весёлым и радостным. Интересная, насыщенная положительными эмоциями деятельность позволяет воспитанникам восстановить свои духовные и физические силы, способствует установлению атмосферы эмоционального благополучия.
С целью обеспечения психологического комфорта, педагог должен следить за настроением детей, хвалить, подбадривать их, создавать условия для творческого самовыражения, снимать чувство неуверенности, зажатости, боязни сделать что-то не так!
Досуговая деятельность осуществляется в процессе разнообразных игр: игры за столом, забавы, подвижные игры и конкурсы в кругу и т.п. А также самостоятельной работы ребенка с художественными материалами. В занятия включены элементы: изотерапии, музыкотерапии, сказкотерапии, песочной терапии, игротерапии.
Вызывая радостные эмоции во время занятия, у детей одновременно закрепляют знания об окружающем мире, развивается речь, творческая инициатива и эстетический вкус. Все это способствует становлению личности ребенка, формированию нравственных представлений. Продуманная организация свободного времени воспитанников имеет большое значение для раскрытия его таланта и общего развития.
Программа соединяет игру и обучение в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач. Включает в себя целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка. Содержание и форма развлечений варьируется, поскольку каждый досуг должен внести новизну, быть сюрпризом. При планировании досуга должны учитываться время года, грядущие события, праздники, актуальные интересы детей.
Направленность коррекционно-развивающей программы - социально-педагогическая - направлена на социальную адаптацию, повышение уровня готовности воспитанников к взаимодействию с различными людьми, формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, устройстве общества, создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности, расширение «социальной практики», воспитание социальной компетентности (сфера деятельности «человек-общество», «человек-человек»), формирование педагогических навыков. Данная программа направлена на всестороннее гармоничное развитие личности ребенка через развитие способности самовыражения и самопознания.
По функциональному назначению – учебно-познавательная; по форме организации – сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности, вследствие которого в образовательном процессе используются как индивидуальная деятельность, так и групповая работа, способствующая сплочению коллектива, социальной адаптации воспитанников.
Актуальность предлагаемой коррекционно-развивающей программы, развитие творческих и коммуникативных способностей обучающихся на основе их собственной творческой деятельности, также является отличительной чертой данной программы. Программа направлена на социализацию и активизацию собственных знаний, актуальна в условиях детского дома, необходимостью осознания себя в качестве личности, способной к самореализации, что повышает самооценку ребенка, и его оценку в глазах окружающих.
Отличительной особенностью коррекционно-развивающей программы «Мир моих интересов» является то, что она:
- Даёт возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах деятельности, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нём.
- Правильная организация досуговой деятельности может способствовать укреплению нервной системы психического здоровья детей.
- Предварительная подготовка учащихся к занятиям не имеет значения, и в одной группе могут обучаться разновозрастные ученики.
- Подобран и разработан комплект дидактических материалов с учетом возрастных особенностей воспитанников.
- Формирование необходимых знаний, умений и навыков происходит во время обучения.
- В процессе обучения реализуется дифференцированный подход.
- Учитываются возрастные и индивидуальные особенности и склонности каждого ребенка для более успешного творческого развития.
Цель и задачи программы:
Цель:
Приобщение детей к активной продуктивной деятельности, способствующей формированию всех психических процессов, укрепление их психического и физического здоровья.
Задачи:
Образовательные:
1. Формирование у детей практических умений и навыков владения выразительными средствами арттерапии, изобразительной деятельности, музыкальной терапии.
2. Обучение детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой».
3.Формирование у воспитанников умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами).
Коррекционно-развивающие:
1. Развитие речи, навыков невербальной коммуникации.
2. Развитие творческих способностей и воображения.
3. Развитие чувства темпа, ритма, общей физической выносливости.
4. Развитие зрительного восприятия и зрительно-моторной координации.
5. Развитие внимательности и наблюдательности, творческого воображения и фантазии через этюды, игры, упражнения.
6. Коррекция, формирование и закрепление эмоционально-позитивных установок в самооценке.
7. Коррекция психических нарушений, развитие навыков самоорганизации, самоконтроля.
8. Коррекция нежелательных черт характера и поведения, эмоционально-волевой сферы.
9. Коррекция общей и мелкой моторики.
Воспитательные:
1. Воспитание положительных черт характера, социальные и коммуникативные навыки поведения, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения.
2. Воспитание усидчивости, ответственности, аккуратности.
3. Развитие мотивации личности ребенка к обучению, познанию и творчеству.
4. Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью, мотивации к укреплению своего здоровья, психического и физического.
5. Воспитание чувства уверенности в себе, своих силах и возможностях.
Условия реализации программы. Набор и формирование групп осуществляется с учетом рекомендаций психолого-педагогической медико-социальной комиссии. Предполагаемый объем учебного времени – 2 часа в неделю. Занятия проводятся в помещении группы, оснащенном в соответствии с требованием СанПиН 2.4.4.3172-14 (см. паспорт группы), во второй половине дня, в течении учебного года 1 час, в летний период 2 часа. Продолжительность занятия по времени 45 минут.
В процессе реализации программы предусмотрены следующие формы проведения занятий: групповая, подгрупповая, индивидуальная. Занятия проводятся в виде: игры, практического занятия, праздника, экскурсии, беседы и др. Программу реализуют воспитатели группы.
Планируемые результаты.
Личностные результаты, получаемые воспитанниками в результате освоения программы:
- позитивные изменения в психологическом состоянии детей, позитивная картина мира и образа Я;
- снижение эмоциональной тревожности;
- развитие коммуникативных навыков; с помощью речевых и неречевых средств (мимика, жесты);
- овладение воспитанниками навыками общения друг с другом;
- адекватное поведение и эмоциональные реакции в соответствии с сюжетом игры, овладение действиями по сигналу игры, выполнение передвижений в соответствии с сюжетом игры.
Предметные результаты, получаемые детьми в результате освоения программы:
- правила техники безопасности, требования к организации рабочего места;
- свойства и особенности различных природных и художественных материалов, техники работы с ними;
- правила разнообразных игр.
- пользоваться инструментами, материалами;
- сочетать различные материалы для реализации творческого замысла;
- использовать цвет, как средство передачи настроения, состояния;
- составлять композиции на заданную тему из природных и художественных материалов;
- играть в соответствии с правилами игры.
Учебный план
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Изодеятельность | 15 | 5 | 10 | Готовые работы, портфолио, карты итогового контроля |
2. | Игротерапия | 18 | 5 | 13 | Карты итогового контроля |
3. | Музыкотерапия | 10 | 5 | 5 | Карты итогового контроля |
4. | Сказкотерапия | 10 | 5 | 5 | Карты итогового контроля |
5. | Чтение художественной литературы | 10 | 5 | 5 | Карты итогового контроля |
Календарный учебный график
Срок обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год | 01 сентября 2018 года | 31 августа 2019 года | 52 | 64 | 1 раз в неделю в течении учебного года, в летний период 2 раза в неделю по 45 минут |
Рабочая программа
Задачи:
Образовательные:
Формирование у детей практических умений и навыков владения выразительными средствами арттерапии, изобразительной деятельности, музыкальной терапии.
Коррекционно-развивающие:
- Развитие речи, навыков невербальной коммуникации.
- Развитие творческих способностей и воображения.
- Развитие чувства темпа, ритма, общей физической выносливости.
- Развитие зрительного восприятия и зрительно-моторной координации.
- Развитие внимательности и наблюдательности, творческого воображения и фантазии через этюды, игры, упражнения.
- Коррекция психических нарушений, развитие навыков самоорганизации, самоконтроля.
- Коррекция общей и мелкой моторики.
Воспитательные:
- Воспитание усидчивости, ответственности, аккуратности.
- Развитие мотивации к обучению, познанию и творчеству.
- Воспитание чувства уверенности в себе, своих силах и возможностях.
Ожидаемые результаты:
- правила техники безопасности, требования к организации рабочего места;
- свойства и особенности различных природных и художественных материалов, техники работы с ними;
- правила разнообразных игр.
- пользоваться инструментами, материалами;
- сочетать различные материалы для реализации творческого замысла;
- использовать цвет, как средство передачи настроения, состояния;
- составлять композиции на заданную тему из природных и художественных материалов;
- играть в соответствии с правилами игры.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Цель | Дата |
Изодеятельность – 5 часов | ||||
1. | Лепка «Дары осени» | 1 | Активизировать словарь по лексической теме «Овощи и фрукты». Продолжать учить детей выполнять по образцу лепку предметов. | 01.09.2018 |
2. | Аппликация силуэтная с элементами рисования «Цветные ладошки» | 1 | Формировать умение обводить и вырезать изображение по сложному контуру, создавать композицию | 08.09.2018 |
3. | Коллективное рисование «В лес за грибами» | 1 | Учить детей работать с трафаретом. Формировать умение создавать коллективную композицию. | 15.09.2018 |
4. | Аппликация «Ёжик» (из подручного материала) | 1 | Совершенствовать навыки работы с клеем, трафаретом, бросовым материалом (сухие листья). | 22.09.2018 |
5. | Листопад (коллективная работа) | 1 | Учить детей работать с природным материалом (листья, цветы); закреплять умение составлять узор из растительных форм. | 29.09.2018 |
Игротерапия – 5 часов | ||||
6. | Дидактическая игра «Чудесный мешочек» | 1 | Формировать представления об овощах и фруктах, различать их по форме, цвету, величине, по вкусу. Развитие тактильных ощущений. | 06.10.2018 |
7. | Дидактическая игра «Собери картинку» | 1 | Закрепить умение собирать целое из частей. Развивать зрительное внимание. | 13.10.2018 |
8. | Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» | 1 | Учить осуществлять игровые действия по речевой инструкции. Обогатить знания детей о труде парикмахера | 20.10.2018 |
9. | Сюжетно – ролевая игра «Магазин» | 1 | Способствовать обогащению сюжета, развитию умения распределять роли, вести ролевые диалоги | 27.10.2018 |
10. | Сюжетно-ролевая игра «Доктор» | 1 | Формировать у детей умения выполнять соответствующие игровые действия, использовать во время игры медицинские инструменты. | 03.11.2018 |
Музыкотерапия - 4 часа | ||||
11. | «Осенние песенки» | 1 | Продолжить учить детей слушать музыку, различать характер музыки. | 10.11.2018 |
12. | «Времена года» Чайковского | 1 | Продолжать учить детей слушать музыку, развивать активный словарь, стабилизировать психоэмоциональное состояние детей | 17.11.2018 |
13. | Театр звуков | 1 | Развивать умения детей определять на слух музыкальные и шумовые звуки. | 24.11.2018 |
14. | Слушание немузыкальных звуков. Аудиозапись «Звуки леса» | 1 | Учить детей вслушиваться в окружающий мир и различать наполняющие его звуки | 01.12.2018 |
Сказкотерапия - 4 часа | ||||
15. | Настольный театр «Теремок» | Учить детей самостоятельно обследовать фигуру настольного театра. Звукоподражание (пи – пи, ква-ква, скок–скок). Подводить к элементам драматизации. | 08.12.2018 | |
16. | Путешествие в страну сказок | 1 | Познакомить детей со сказками. Развивать словарный запас, за счет новых слов. | 15.12.2018 |
17. | В гостях у Дюймовочки | 1 | Познакомить детей со сказкой «Дюймовочка». Учить слушать. Воспитывать усидчивость | 22.12.2018 |
18. | В гостях у Снежной королевы | Познакомить детей с персонажем – снежная королева. Закрепить знания о зимних явлениях природы. | 29.12.2018 | |
Изодеятельность – 3 часа | ||||
19. | Зима. Снеговик. | 1 | Учить детей создавать сюжетную картинку, подбирая и создавая соответствующее изображение. Воспитывать самостоятельность. | 12.01.2019 |
20. | «Домик для Снегурочки» | 1 | Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок равномерно на всю поверхность. Воспитывать аккуратность, желание помогать игровым персонажам. | 19.01.2019 |
21. | Коллективная аппликация «Зимние забавы». | 1
| Формировать умение применять техники аппликации. Умение работать в коллективе. | 26.01.2019 |
Чтение художественной литературы – 5 часов | ||||
22. | Чтение стихотворений «Здравствуй гостья - зима!» | 1 | Познакомить детей со стихотворениями о зиме. Закрепить явления природы. | 02.02.2019 |
23. | Чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе» | 1 | Учить детей выделять главную мысль произведения, развивать речь детей в процессе ответа на вопросы, воспитывать бережное отношение к вещам. | 09.02.2018 |
24. | Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок | 1 | Продолжать знакомить детей с понятием «доброта», учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие | 16.02.2019 |
25. | Разучивание стихов, песен о весне | 1
| Учить выразительно, рассказывать стихи. Развивать память, речь, внимание | 02.03.2019 |
26. | «Отгадай загадки и скажи, в какой сказке живут отгадки» | 1 | Учить отгадывать загадки, называть сказки, в которых можно встретить отгадки | 09.03.2019 |
Игротерапия – 5 часов | ||||
27. | Дидактическая игра собери пазлы «Времена года» | 1 | Развивать мышление, память, умение отличать сезонные изменения, порядок смены времен года. Развивать мелкую моторику и речь детей. | 16.03.2019 |
28. | Дидактическая игра «Узнай на вкус» | 1 | Закреплять знания об овощах и фруктах, умение распознавать их на вкус. Активизировать речь детей; развивать память, выдержку | 23.03.2019 |
29. | Дидактическая игра «Подбери чашки к блюдцам» | 1 | Учить различать несколько оттенков красного, синего, зелёного цветов; использовать названия оттенков цвета в речи. | 30.03.2019 |
30. | Сюжетно-ролевая игра «Семья» | 1 | Обогащать представления детей о взаимоотношениях между людьми в семье, учить эмоционально выражать чувство радости от общения с окружающими людьми | 06.04.2019 |
31. | Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника» | 1 | Учить в процессе сюжетно-ролевых игр использовать символы-пиктограммы, закрепить правила поведения в общественном месте | 13.04.2019 |
Изодеятельность – 5 часов | ||||
32. | «Дорисуй половину предмета» | 1
| Развивать зрительное восприятие, умение ориентироваться на бумаге. | 20.04.2019 |
33. | Выкладывание из пластилина и пуговиц «Гусеница» | 1
| Учить выкладывать изображения из пуговиц. Развивать мышление, речь, тактильные ощущения. | 27.04.2019 |
34. | Барельеф из пластилина «Кошка» | 1 | Учить лепить домашнее животное – кошка. Развивать мелкую моторику, мышление | 04.05.2019 |
35. | Аппликация «Цветы на полянке» | 1
| Продолжать учить детей наклеивать элементы цветка в центре листа, дорисовывать рисунок солнце, трава и др. | 11.05.2019 |
36. | Рисование «Чудесные бабочки» | 1 | Познакомить детей с техникой монотипии, с симметрией (на примере бабочки), развивать пространственное мышление | 18.05.2019 |
Музыкотерапия - 5 часов | ||||
37. | Хороводы и пляски | 1 | Продолжать учить детей ходить в хороводе, стоять в кругу, подпевать песни, реагировать на смену характера музыки | 25.05.2019 |
38. | Слушание русских народных плясовых мелодий | 1
| Продолжать знакомить детей с русскими народными плясовыми музыкальными произведениями | 01.06.2019 |
39. | Послушай и угадай | 1 | Продолжать знакомить детей с музыкальными инструментами, учить находить звучащий предмет по звуку, расширять представления об окружающем мире | 04.06.2019 |
40. | Музыкальная аудиотерапия | 1 | Стабилизировать психоэмоциональное состояние, учить слушать музыку, развивать активный словарь. | 08.06.2019 |
41. | Весёлый концерт | 1 | Учить играть на различных инструментах. Вызвать радостное настроение. Воспитывать дружелюбие. | 11.06.2019 |
Сказкотерапия - 5 часов | ||||
42. | Мои любимые животные из сказок | 1 | Продолжать учить детей передавать наиболее характерные повадки изображаемого животного | 15.06.2019 |
43. | Настольный театр по сказке «Теремок» | 1 | Формировать у детей умение внимательно слушать сказки, учить рассказывать сказку средствами жестикуляции и мимикой | 18.06.2019 |
44. | Игра – драматизация «Сочиняем сказку» | 1 | Предложить детям сочинить сказку, обыграть ее при помощи кукол театра «Би-ба-бо». Учить подбирать интонации и тембр голоса в соответствии с характером героя, развивать дикцию, выразительность | 22.06.2019 |
45. | Кукольный спектакль «Угадай, кто мы?» | 1 | Обыграть с детьми куклы – сказочных героев. Развивать внимание, память, пассивный словарь. | 25.06.2019 |
46. | Работа в уголке книги: обзорное знакомство с современными детскими журналами | 1 | Продолжать знакомить детей с современными детскими журналами, содержанием, оформлением. | 29.06.2019 |
Чтение художественной литературы – 5 часов | ||||
47. | Расскажи стихи руками | 1
| Продолжать учить детей внимательно слушать стихи, выполнять движения в соответствии с текстом. | 02.07.2019 |
48. | Чтение стихов о разных профессиях | 1 | Закрепить названия профессий, воспитывать чуткость к художественному слову | 06.07.2019 |
49. | Потешки «Идёт лиса по мосту» и т.д. | 1 | Учить проговаривать слова, упражнять детей согласовывать слова с движением | 09.07.2019 |
50. | Чтение стихов о цветах | 1 | Развивать интерес к стихам, слуховой анализатор. Воспитывать любовь к стихам. | 13.07.2019 |
51. | Стихотворение - пантомима «Муравей» | 1 | Учить имитировать движения по тексту стихотворения | 16.07.2019 |
Изодеятельность – 5 часов | ||||
52. | Опытно-экспериментальная деятельность: окрашивание воды | 1 | Познакомить детей со свойствами воды, такими как прозрачность и способность растворять различные вещества. | 20.07.2019 |
53. | Поделки из ниток «Цыплята» | 1 | Познакомить детей с нитками, свойствами. Развивать мелкую моторику, глазомер, чувство формы и композиции | 23.07.2019 |
54. | Лепка «Птичий двор» | 1 | Закреплять умение лепить предметы, состоящие из нескольких деталей. Развивать чувство формы. | 27.07.2019 |
55. | Аппликация силуэтная симметричная «Нарядные бабочки» | 1
| Учить вырезать силуэты из квадрата и прямоугольника. Показать варианты декора крылышек | 30.07.2019 |
56. | Аппликация «Сказочная птица» | 1 | Учить передавать образ сказочной птицы, украшать отдельные части и детали изображения | 03.08.2019 |
Игротерапия – 8 часов | ||||
57. | Сюжетно-ролевая игра «День рождения куклы Маши» | 1 | Способствовать возникновению игры на тему из окружающей жизни; развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий, использовать предметы - заместители. | 06.08.2019 |
58. | Игра «Дегустаторы» | 1 | Развивать умение определять и называть вкус овощей (сладкий, соленый, горький); активизировать речь детей. | 10.08.2019 |
59. | Сюжетно-ролевая игра «Собираемся на прогулку» | 1 | Развивать умение подбирать одежду для разного сезона, правильно называть элементы одежды; воспитывать заботливое отношение к вещам. | 13.08.2019 |
60. | Дидактическая игра «Времена года» | 1 | Формировать представления о признаках лета, весны, зимы, осени; учить передавать свое эмоциональное состояние в мимике, жестах, движениях (под влиянием природных явлений) | 17.08.2019 |
61. | Подвижная игра «Мыши и кот» | 1 | Развивать умение ходить и бегать на носках, не наталкиваясь друг на друга; формировать умение ориентироваться в пространстве | 20.08.2019 |
62. | Сюжетная игра «Обустроим кукле комнату» | 1 | Развивать умение называть и различать предметы мебели, рассказывать о ее назначении. | 24.08.2019 |
63. | Подвижная игра «Птички в гнездышках» | 1 | Развивать умение ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; закреплять навык действовать по сигналу воспитателя. | 27.08.2019 |
64. | Дидактическая игра «Подбери предметы похожего цвета» | 1 | Упражнять детей в сопоставлении и группировке предметов по цвету. | 31.08.2019 |
ИТОГО | 64 часа |
Содержание программы
(всего часов 64, кол-во часов в неделю: в течении года 1 час, в летний период 2 часа)
Раздел «Изодеятельность» (15 часов)
Содержание и методика работы с учащимися в каждом отдельном случае определяется педагогом с учетом личностных качеств учащегося и его возраста. Для стимуляции развития высших психических функций учащихся важны следующие формы работы:
Рисование. Рисование мелом на доске, кистью, фломастером, маркером на большом листе бумаги. Игры на соотнесение реальных предметов, простых бытовых и игровых действий с их изображениями: подкладывание, демонстрация действий с использованием указательного и соотносящего жестов, называние. Игры и упражнения на идентификацию и группировку по образцу статических и динамических изображений предметов, животных, людей. Рассматривание сюжетных картинок, на которых изображены деятельность и поведение людей в разное время года. Проигрывание изображенных ситуаций с помощью образных игрушек с последующей зарисовкой мелом на доске, фломастером, карандашами, красками на большом листе бумаги.
Лепка. Ознакомление учащихся с материалами, необходимыми для лепки, процессом лепки и его результатом. Лепка скульптурным способом из пластилина, глины, цветного теста людей, животных, посуды и пр. Обыгрывание готовых объектов. Основные правила работы с пластичными материалами. Игры и упражнения на восприятие объемной формы предметов путем их ощупывания. Словесное обозначение существенных признаков объектов. Игры и упражнения на формирование умения воспринимать и воспроизводить объемную форму предмета путем его тактильно-двигательного обследования перед лепкой. Игры на выделение основных частей предмета, установление их соотношения по величине, расположению, форме.
Аппликация. Ознакомление с материалом, приобретение умения вырезывать разнообразные формы, располагать их на листе в определенном порядке и наклеивать в соответствии с образом и сюжетом. Различение геометрических форм, их названия. Знакомство с основными, дополнительными цветами и их оттенками.
Основные приёмы вырезания: разрезание бумаги по прямой, по сгибам и на глаз; вырезание округлых форм путем закругления углов, симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое, несколько раз, гармошкой; вырезание несимметричных форм — силуэтное и из отдельных частей; вырезание по контуру; создание формы путем обрывания (отщипывания) кусочков бумаги.
Основные приёмы наклеивания (пользование кистью, клеем, тряпочкой; умение последовательно наклеивать формы).
Раздел «Игротерапия» (18 часов)
Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных средств их обучения. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности. Игры разнообразят процесс обучения, наполняют жизнь учащихся радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают радость успеха, создают хорошее настроение.
Игры и этюды с картинками, изображающими основные эмоции и их главные признаки (выражение глаз, положение губ, бровей и др). Закрепление в речи детей названий эмоциональных состояний: смеется, плачет и т.д.
Отработка аудиальных и речевых реакций на имя, фамилию, пол. Создание ситуаций, в которых учащимся необходимо называть себя и откликаться на свои имена и т. п.
Игры, имитирующие отдельные действия человека, животных, птиц и демонстрирующие основные эмоции человека, выполняющего те или иные действия.
Игры, имитирующие образы хорошо знакомых учащимся сказочных персонажей.
Игры-импровизации, в которых учащиеся вместе с педагогом выполняют действия по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, отражающих тематику здоровья и здорового образа жизни, безопасного поведения, вежливого отношения людей друг к другу и т. п.
Предметные, отобразительные и простейшие ролевые игры, в которых учащиеся проигрывают знакомые им ситуации о труде врача, шофера, продавца, общаясь друг с другом по игровым ситуациям. Обучающие игры с реальными предметами, с предметами-заместителями, называние их. Совместные с учащимися игры с сюжетом из нескольких действий. Разыгрывание ситуации, в которых учащийся отвечает на вопросы «Кто это?», «Что делает врач?», «Как шофер ведет автомобиль?» и др.
Раздел «Музыкотерапия» (10 часов)
Игры и игровые упражнения на формирование эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие представлений об окружающем мире. Подпевание под фонограмму.
Прослушивание музыкальных произведений, пение песен, ритмические-движения под музыку, музыкальные паузы на занятиях, сочетание музыки и изобразительной деятельности, игра на детских музыкальных инструментах, музыкальные упражнения. Игры-имитации, сопровождаемые текстом песенок и потешек. Двигательные упражнения типа «Покажи, как это делает...». Пляски, игры, хороводы.
Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков (шум дождя, шум воды, голоса птиц и зверей). Слушание звучания музыкальных инструментов и узнавание их: свистулька, барабан, дудочка, металлофон и др. Выбор такого же музыкального инструмента или его изображения на картинке. Называние инструмента (индивидуально).
Музыкально-дидактические игры с музыкальными игрушками (свистулька, барабан, дудочка, гармошка и др.) для развития аудиального восприятия. Привлечение учащихся к слушанию детских аудиокниг с иллюстрациями.
Игры и упражнения на восприятие отдельных звуков и музыкальных фраз, исполненных в разных регистрах, на различение звуков по длительности звучания (долгие и короткие), силе (громко — тихо), темпу (быстро — медленно — умеренно), на развитие ритмического, тембрового и динамического слуха, ориентировку в пространстве группы с учетом динамики музыкального произведения (тихо, громко, медленно, быстро).
Раздел «Сказкотерапия» (10 часов)
Игры и игровые упражнения на развитие слуховой двигательной памяти и закрепление связи действий и движений с глаголами (называет педагог).
Привлечение учащихся к слушанию аудиокниг: звучащие книги, запись текста на аудиокассете, на CD-диске.
Образовательные ситуации для формирования у учащихся навыка слушания сказок, стихов, потешек и называния героев (показ по иллюстрациям) произведений. Обучение учащихся договаривать стихи и потешки при прослушивании (сопряжено), а затем и самостоятельно рассказывать их.
Чтение педагогом сказок, песенок, стихов (без показа иллюстраций) с последующим проведением игр, в которых учащиеся узнают и называют (показывают, изображают) персонажи этих произведений.
Проведение с учащимися театрализованных игр и игр-драматизаций с использованием вербальных и невербальных средств общения. Игры-имитации на передачу в движении образов животных. Игры-имитации, сопровождаемые текстом песенок и потешек.
Разыгрывание совместно с учащимися ситуаций по сказкам, коротким рассказам, стихотворениям с помощью персонажей пальчикового, настольного, перчаточного театра, кукол бибабо. Привлечение учащихся к отображению действий по прочитанному педагогом тексту.
Раздел «Чтение художественной литературы» (10 часов)
Слушание аудиокниг: запись сказок, рассказов, стихотворений на аудиокассете, на CD-диске.
Чтение учащимся литературных произведений о природе, животных и т.д. После чтения литературных произведений беседы с учащимися по их содержанию с использованием картинок и пиктограмм. Побуждение учащихся к общению с учителем, друг с другом (парное).
Рассматривание картин, просмотр мультфильмов и фильмов (отдельных фрагментов) о природе в разное время года, в разные части суток с последующей беседой по содержанию использованного материала.
Совместное с учащимися составление коротких описательных рассказов об игрушках, любимых вещах, интересных для них ситуациях с использованием картинного плана, пиктограмм и речи.
Стимулирование учащихся к выражению эмоционально-оценочного отношения к героям прослушанных художественных произведений с использованием речевых и неречевых средств общения.
Обучение учащихся пересказу небольших текстов с опорой на предварительное обсуждение его содержания и серию картинок (исходя из индивидуальных возможностей учащихся).
Оценочные и методические материалы
Методическое обеспечение занятий
Дидактические материалы:
Помещение: группа, оборудованная в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и обучающихся, диваны, учебная доска, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий;
- технические средства обучения: аудио- и видеомагнитофон, телевизор, фотоаппарат, аудио – видео диски;
- демонстрационные пособия (дидактический материал, карточки и т.д.;
Набор картинок и пиктограмм по темам.
~ плакаты «Органы чувств», «Овощи», «Фрукты» и т.д.;
~ муляжи овощей, фруктов;
~ куклы, матрешки, магнитная доска;
~ шнуровка, зеркала, корзинки;
~ наборы предметных картинок «Фрукты, ягоды, орехи, посуда»
~ пиктограммы «Времена года», «Расскажи-ка» и т.д.;
~ игры «Погода», «Лото», «Пирамидки»;
~ карточки для ознакомления с окружающим миром «Эмоции», «Обувь»,
«Электробытовые приборы», «Головные уборы» и т.д.;
~ кукольная посуда, игровой комплект «Спальня для куклы», «Кухня для куклы»;
~ рамки-вкладыши;
~ мягкие игрушки, перчаточный театр;
~ музыкальные игрушки;
~ книги из серии «Нажми - мы говорим»;
~ костюмы «Лиса», «Медвожонок», «Лягушка», «Снеговик», «Курочка» и т.д.;
~ карточки с вежливыми словами «Здравствуйте», «До свидания», «Уроки доброты» и т.д.;
~ образцы готовых изделий, журналы, книги, альбомы с образцами, подборки рисунков и фотографий различных изделий и описания их изготовления.
- раздаточные пособия: клей, краски, гуашь, кисточки для клея и рисования, мелки, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры и т.д.
Примерный перечень дидактических игр на занятиях:
- Малые фольклорные формы: «Стучит, бренчит», «Тили-бом», «Травка-муравка», «Уж ты, зимушка», «Уж ты, радуга-дуга», «Улита, улита» «Дождик, дождик, веселей», «Бежала лесочком лиса с кузовочком», «Волк-волчок, шерстяной бочок», «Бобик» (Н. Найдёновой), «Цыплята» (Т. Волгиной), «Дон! Дон! Дон!», «Друзья-помощники» и др.
- Аудиозаписи: «Волшебные голоса природы» («Малыш в лесу», «Малыш у моря» и др.); сказки «Рукавичка», «Гуси-лебеди», «Кот, петух и лиса», «Два жадных медвежонка» (венг. нар.), «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Три медведя» (обр. Л. Толстого), «Три поросенка» (пер. с англ. С. Михалкова), «У солнышка в гостях» (словацк. нар.) и др.
- Произведения классической и современной литературы для детей: Андерсен Г.X. «Гадкий утенок», Т. Каменев «Часы», Гурина И. «Вот как мы играем», «Новогодние забавы», Бианки В. «Кто чем поет», «Купанье медвежат», «Синичкин календарь», «Хвосты», Есенин С. «Белая береза» (в сокр.), Жуковский В. «Котик и козлик», Чуковский К. «Айболит» и др.
Игры и игровые упражнения:
- Пальчиковая гимнастика: «Моя семья», «Пальчики», «Лесенка», «Пальчики в лесу», «Игра на рояле», «Кто приехал?» (болгарская игра), «Серенький зайка» и др.
- Упражнения на движения мимической мускулатуры по подражанию: «Прятки», «Конфетка», «Кто пришёл?», «Кто это?»; игра с куклой бибабо: «поцелуй», «улыбка», «дразнилки», «домик», «Почисти зубы» и др.
- Упражнения на развитие ротового дыхания: «Ветерок», «Мыльные пузыри», «Покатай карандаш», «Снежинки летят», «Вертушка» и др.
- Упражнения с пиктограммами: «Ребенок и его дом», «Ребенок и мир растений», «Найди нужные изображения, соедини их стрелками», «Покажи то, о чем говорится в предложении», «Найди нужные изображения, соедини их стрелками», «Покажи, чем можно рисовать», «Найди и покажи лишнее изображение» и др.
- Двигательные упражнения: «Покажи, как это делают…», «Дождь идёт», «Кошка и котята», «Падающие листья», «Часики», «Осенние листочки», «Мишка косолапый», «По ровненькой дорожке», «Маленькая птичка», «Слушай и делай вместе со мной», «Беги ко мне», «Паровоз», «Птички летают», «Солнышко и дождик», «Зайка беленький сидит», «Угадай, кто я такой!», «Качели», «Цепкие ручки», «Солнышко», «Карусель», «Похлопаем, потопаем», «Пузырь», «Белые снежинки» и др.
- Дидактические игры и упражнения: «Найди свою фотографию», «Чудесный мешочек», «Раскопки», «Послушай и покажи», «Слушай и показывай», «Кто, как поёт?», «Найди картинку», «Достань картинку», «Слушай стишок и показывай картинку», «Чей домик?», «Найди своё место», «Собери целое», «Чей след?», «Зоопарк», «Узнай героя», «Выбери принадлежности по названию» и др.
Информационные источники (литература, интернет-ресурсы и т.д.):
- Худенко Е.Д., Кальянов И.В. и др. Современные коррекционные технологии в работе воспитателей, социальных педагогов, психологов с детьми с ограниченными возможностями здоровья в детских домах-интернатах и реабилитационных центрах. М.:2007.
- «Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития»: Программно-методические материалы/ под ред. И.М.Бгажноковой.-М.:гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
- Шипицина Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – «Детство-пресс», 2010.
- Войтова И.Д., Гуськова М.А., Лифанова С.Ю., Можейко А.В., Фирсова Л.Е. Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников. Методические рекомендации / Под. ред. А.В. Можейко. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128 с.
- Севастьянова Е.О. Страна Добра: социализация детей.- М.: ТЦ Сфера, 2012.
- Соколова С. Сказка оригами: Игрушки из бумаги.- М.: «Эксмо; СПб.: Валери СПД, 2002.
- Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом: Методическое пособие. - СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2006.
- Белоусова Л.Е. Ура! Я научился! Сборник игр и упражнений: Методическое пособие.- СПБ.: «Детство-пресс», 2014.
- Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. Занятия по рисованию – М.: ТЦ Сфера, 2013.
- Прохорова Л.Н. Путешествие по Фанталии. Практические материалы по развитию творческой активности. - СПб.: «Детство-пресс», 2015.
- Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Аппликация – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2014.
- Малышева А.Н. Работа с тканью. – Яровлавль: Академия развития: Академия Холдинг, 2012.
Способы определения результативности
- педагогическое наблюдение за ребенком и его деятельностью, появлением новообразований в деятельности и личностном развитии, успехов и достижений;
- педагогический анализ активности воспитанников на занятиях, в самостоятельной деятельности;
- мониторинг динамики усвоения воспитанниками программного материала.
Основным методом отслеживания (диагностики) успешности овладения воспитанниками содержанием программы является педагогическое наблюдение и педагогический мониторинг. Педагогический мониторинг предполагает оформление листов индивидуального педагогического маршрута, ведение педагогического дневника наблюдений за каждым ребенком, личного портфолио, карт контроля усвоения программного материала.
В начале учебного года проводится диагностика, определяется уровень развития детей. Текущий контроль в течение учебного года позволяет определить степень усвоения учебного материала, готовность детей к усвоению новых знаний, умений, навыков, а также выявить детей, отстающих или опережающих обучение.
Итоговый мониторинг в конце учебного года дает возможность определить изменения уровня развития детей. Объектами контроля являются знания, умения и навыки по данному курсу.
В ходе мониторинга в присутствии членов консилиума воспитатель представляет психолого-педагогическую характеристику каждого ребенка, демонстрирует умения и навыки (по критериям), индивидуальные карты итогового контроля, портфолио, где находятся фотоматериалы с фрагментами игр, занятий и комментариями. Результаты освоения программы представлены в карте итогового контроля и оцениваются по семибалльной шкале:
Рассматриваются 7 уровней показателя:
0 выполняет задание с полной физической поддержкой, педагог полностью управляет процессом
1 выполняет задание «рука в руке», совместно, с появлением отдельных эпизодов начальной самостоятельной активности
2 задание выполняет после многократного совместного выполнения (повторения) и при постоянной помощи педагога
3 задание выполняет после инструкции и предшествующей совместной проработки, опираясь на алгоритм и частично на помощь педагога
4 задание выполняет после показа, опираясь на алгоритм и минимальную помощь педагога
5 задание выполняет по образцу при постоянном поэтапном контроле со стороны педагога
6 задание выполняет самостоятельно, требуется организующая помощь.
На каждого ребенка заполняется отдельная карта, где проставляются года обучения (начало и конец года), цветовой фон при этом отражает особенности осуществления деятельности (степень участия педагога) на момент обследования. Такая форма оформления результатов позволяет наглядно представить динамику развития воспитанника.
Психолого-педагогический диагностический мониторинг проводится три раза в год (сентябрь, декабрь, май).
Цвет | Балл | Характеристика с указанием степени помощи педагога |
К | 0 | Выполняет задание с полной физической поддержкой, педагог полностью управляет процессом |
О | 1 | Выполняет задание «рука в руке», совместно, с появлением отдельных эпизодов начальной самостоятельной активности |
Ж | 2 | Задание выполняет после многократного совместного выполнения (повторения) и при постоянной помощи педагога |
З | 3 | Задание выполняет после инструкции и предшествующей совместной проработки, опираясь на алгоритм и частично на помощь педагога |
Г | 4 | Задание выполняет после показа, опираясь на алгоритм и минимальную помощь педагога |
С | 5 | Задание выполняет по образцу при постоянном поэтапном контроле со стороны педагога |
Ф | 6 | Задание выполняет самостоятельно, требуется организующая помощь |
КАРТА КОНТОРОЛЯ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
№ | Характеристика | 2018/2019 | ||
сентябрь | декабрь | май | ||
1 | Включается в игры-имитации (передача в движении образов и характерных признаков животных, птиц и т.д.) | |||
2 | Узнает (показывает/называет) игрушки по характерным звуковым параметра (звуки животных, звук машины и т.д.) | |||
3 | Рассказывает (вербально или невербально) об игровых действиях (Я играю. Играю с машиной). Отвечает на вопросы (вербально/невербально). | |||
4 | Включается в игру с образными игрушками или игровыми аналогами реальных предметов (посуда и т.д.) | |||
5 | Использует в игре предметы-заместители. | |||
6 | Использует игрушки в сюжетных играх. | |||
7 | Использует воображаемые предметы (имитирует действия) в игровых ситуациях. | |||
8 | Включается в отобразительные игры. | |||
9 | Включается в сюжетно-ролевые игры. | |||
10 | Знает (показывает / называет) основные личные праздники | |||
11 | Знает (показывает / называет) основные сезонные праздники (осенний, весенний) | |||
12 | Знает (показывает / называет) основные праздники (1.09, 01.01, Пасха, …) | |||
13 | Знает (показывает / называет) государственные праздники День Победы, День России |
СЛУШАНИЕ СКАЗОК, РАССКАЗОВ, МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
№ | Характеристика | 2018/2019 | ||
сентябрь | декабрь | май | ||
1 | Различает на слух (показывает на картинке / называет) звучание отдельных музыкальных инструментов. | |||
2 | Узнает (соотносит с картинкой) различные звуки на аудионосителях (шум дождя, голоса птиц и т.д.) | |||
3 | Различает тихое и громкое. | |||
4 | Различает быстрое и медленное звучание. | |||
5 | Слушает аудиотексты, сопровождаемые иллюстрациями или звучащие книги. | |||
6 | Выполняет действия в соответствии с прослушанным текстом стихотворения или короткого рассказа | |||
7 | Слушает сказки, стихи, потешки и называет (показывает) героев произведений. | |||
8 | Договаривает стихи и потешки при прослушивании (сопряжено). | |||
9 | Отвечает (вербально/невербально) на вопросы по содержанию сказки, рассказа | |||
10 | Слушает и включается в элементарное обсуждение стихов и сказок. | |||
11 | Рассказывает (показывает жестами или с помощью изображений) стихи или потешки после их предварительного прослушивания и разучивания. | |||
12 | Изображает действия по прочитанному педагогом тексту в театрализованных играх (режиссерских и играх-драматизациях) с использование невербальных и вербальных средств общения | |||
13 | Слушает аудиотексты без иллюстраций, узнает, называет (показывает/ изображает) героев сказки. |
РИСОВАНИЕ
№ | Характеристика | 2018/2019 | ||
сентябрь | декабрь | май | ||
1 | Создает цветные пятна большой кистью, губкой, рукой. | |||
2 | «Рисует» линии пальцами по горизонтальной и вертикальной поверхности. | |||
3 | Закрашивает по внутренним трафаретам предметы округлой формы. | |||
4 | Рисует (обводит) по внутренним трафаретам предметы округлой формы. | |||
5 | Рисует округлые формы и линии. | |||
6 | Штрихует простыми и цветными карандашами без учета направления. | |||
7 | Штрихует простыми и цветными карандашами косыми линиями. | |||
8 | Рисует предметы округлой формы (шары, бусы). | |||
9 | Обводит по внешним трафаретам. | |||
10 | Штрихует ручкой. | |||
11 | Рисует предметы квадратной формы. | |||
12 | Рисует предметы угловатой формы. | |||
13 | Рисует предметы, в которых сочетается округлая и прямоугольная (угловатая) форма. | |||
14 | Рисует узоры в полоске. | |||
15 | Рисует на заданную тему. |
УПРАЖНЕНИЯ С БУМАГОЙ
№ | Характеристика | 2018/2019 | ||
сентябрь | декабрь | май | ||
1 | Мнет бумагу. | |||
2 | Рвет бумагу. | |||
3 | Наносит на бумагу клей, делая основу для аппликации. | |||
4 | Сгибает бумагу без учета направления. | |||
5 | Делает поделки способом «рваная аппликация». | |||
6 | Сгибает и разгибает бумагу пополам, совмещая углы и стороны. | |||
7 | Знает (показывает/называет) правила ТБ при работе с ножницами. Выполняет ножницами единичные надрезы. | |||
8 | Отрезает ножницами части от полоски бумаги. | |||
9 | Делает аппликацию из готовых форм. | |||
10 | Выполняет простые поделки с элементами оригами. | |||
11 | Режет по намеченной прямой линии. | |||
12 | Вырезает простые геометрические фигуры по контуру. | |||
13 | Обрывает бумагу по контуру. | |||
14 | Выполняет плетение из бумажных полос. | |||
15 | Делает объемные игрушки в стиле «бумагопластика». |
УПРАЖНЕНИЯ С ПЛАСТИЧНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
(пластилин, глина, соленое тесто и т.д.)
№ | Характеристика | 2018/2019 | ||
сентябрь | декабрь | май | ||
1 | Прижимает маленькие кусочки пластилина к поверхности. | |||
2 | Разминает пластилин. | |||
3 | Расплющивает пластилин. | |||
4 | Размазывает пластилин внутри контура. | |||
5 | Отщипывает кусочки пластилина. | |||
6 | Делает заготовки на основе выдавливания формой. | |||
7 | Раскатывает пластилин прямыми движениями | |||
8 | Соединяет концы «колбаски» | |||
9 | Раскатывает пластилин круговыми движениями по поверхности стола или двумя руками (между ладоней). | |||
10 | Соединяет части поделки между собой. | |||
11 | Добавляет декоративные детали: рисует пальцем, стекой, штампом. Приклеивает мелкие детали к поделке. | |||
12 | Выполняет приемы защипывания краев, оттягивания. | |||
13 | Вдавливает середину для получения полой формы. | |||
14 | Лепит предметы (овощи, фрукты, посуду и т.д.). | |||
15 | Изготавливает витражные картины из пластилина (размазывает пластилин тонким слоем). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уважаемые родители, предлагаю вам серию коррекционно-развивающих заданий, которые улучшат качество любой школьной деятельности за счёт развития внимания, памяти, мышления детей, повышения скорости чтения, формирования навыков самопроверки.
Надеюсь, что эти задания будут для вас полезны и интересны....
Статья: "Коррекционно-развивающие упражнения по русскому языку, активизация познавательной деятельности ребенка. Речевое развитие."
Данная тема интересна для применения, как на уроках русского языка и литературы, так и при проведении различных внеклассных занятий.Коррекционно-развивающие упражнения несут практические умения, раскр...
Коррекционно – развивающая работа по формированию лексической основы речевой деятельности учащихся начальных классов.
Нарушение в раннем детстве органов чувств, интеллектуальной или эмоциональной деятельности так или иначе сказывается на общем развитии речи ребенка, и в частности — на владении словом в качестве основ...
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 1 дополнительного класса Вариант 6.2
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ НОДА...
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 1 класса Вариант 5.2
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ ТНР 1 класс...
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 2 класса Вариант 1
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ с интеллектуальными нарушениями....
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 3 класса Вариант 7.1
Программа коррекционной логопедической работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на ...