Программа организации досуговой деятельности «Вместе веселее» для детей-инвалидов, детей с ОВЗ, их родителей (лиц заменяющих). 4 – 14 лет Срок реализации программы: предполагает постоянную работу по её дополнению, корректированию и совершенствованию.
рабочая программа
Предлагаемая программа является обобщением многолетней работы коллектива специалистов социальной работы по проведению культурно-досуговых и творческих мероприятий с целью всестороннего развития детей-инвалидов, детей с ОВЗ, их родителей (лиц заменяющих).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Станция юных техников»
Рассмотрено
на педагогическом совете
Протокол № ___ от
«___» ___________ 20___г.
Утверждаю:
директор МКОУ ДОД «СЮТ»
___________Хайруллина О.Л.
«___»_______________20___г.
Программа
организации досуговой деятельности
«Вместе веселее»
рекомендуется для детей 4 – 14 лет
Срок реализации программы: предполагает постоянную работу по её дополнению,
корректированию и совершенствованию.
составитель:
специалист по социальной работе
Осипова Людмила Валентиновна
с. Смоленское, 2022 г.
∙ Пояснительная записка.
Предлагаемая программа является обобщением многолетней работы коллектива специалистов социальной работы по проведению культурно-досуговых и творческих мероприятий с целью всестороннего развития детей-инвалидов, детей с ОВЗ, их родителей (лиц заменяющих).
Досуговая деятельность – это неотъемлемая часть жизни каждого человека. Досуг является частью семейного воспитания. Становление ребенка начинается в семье. В ней он получает первые знания, приобретает основные умения и навыки, усваивает нравственные ценности. Во время совместных игр и развлечений создается благоприятная психологическая атмосфера. Игровые взаимодействия с родителями оказывают положительное влияние на эмоциональный мир и здоровье ребенка, помогают снять напряжение в семье и укрепляют детско-родительские отношения.
Часто рождение особенного ребенка ведёт к изоляции ребёнка и его семьи от общества, круг их общения значительно ограничивается.
Социальная организация должна стать центром поддержки, где человеку помогут:
- справиться со своей бедой,
- расширить рамки общения ребёнка и его семьи с другими людьми,
- найти выход из создавшегося положения
- сделают всё возможное, чтобы ребёнок и его родители чувствовали себя полноценными членами общества.
Важнейшая форма самореализации человека – это досуг и отдых.
Досуговые мероприятия вносят существенный вклад в обогащение содержания и структуры свободного времени, развивают общую культуру личности, способствуют укреплению семейных связей, улучшению социально – психологического климата, оказывают позитивное влияние на индивидуальность, препятствуют развитию вредных и опасных привычек и наклонностей, как у детей, так и у взрослых.
Для специалистов по социальной работе, осуществляющего сопровождение ребенка и его семьи, главной задачей становится выстраивание позитивных детско-родительских отношений в атмосфере взаимопонимания и партнерских отношений. С этой целью досуговые мероприятия становятся особенно ценными для сплочения семьи, создания атмосферы взаимной поддержки детей и родителей.
Актуальность программы определяется ее направленностью на организацию полезного, творческого и развивающего досуга для детей-инвалидов, детей с ОВЗ и родителей, в свободное от реабилитации время, способствующего личностному развитию и раскрытию творческого потенциала детей и взрослых и, соответственно, оптимизации детско-родительских отношений.
Данная программа направлена на:
∙ расширение круга общения и приобретение опыта социального взаимодействия, приобщение детей и их семей к культурным формам организации свободного времени;
∙ формирование совместных позитивных интересов, повышение коммуникативного и творческого потенциала, оптимизацию детско-родительских отношений;
∙ социализацию детей-инвалидов, детей с ОВЗ;
∙ обучение родителей (советы, рекомендации, памятки, индивидуальные беседы) организации совместного досуга детей и родителей.
Совместный досуг в условиях с самыми близкими и родными людьми оказывает детям-инвалидам, детям с ОВЗ поддержку и понимание со стороны родителей, помогает приобретать полезные навыки, вселяет уверенность и создает ситуацию успеха, тем самым оказывает развивающее воздействие на ребенка и его личностное развитие. Творческий процесс доставляет удовольствие детям и родителям, сближает и укрепляет связь поколений, повышает их культурный уровень, оказывает развивающее воздействие на детей и взрослых.
Семейная культурно-досуговая деятельность повышает социальную активность детей-инвалидов, детей с ОВЗ и родителей, стимулирует процесс их социализации и самореализации личности.
Новизна программы:
Совместная досуговая деятельность детей, родителей и педагогов предполагает комплексную организацию досуговых мероприятий, включающую:
∙ организацию развивающего творческого и познавательного досуга в условиях полустационара для детей, находящихся на реабилитации, их родителей (лиц, их сопровождающих) в свободное от реабилитации время;
∙ организацию интересного и полезного досуга в тесном сотрудничестве с социальными партнерами: учреждениями культуры, досуга;
Все мероприятия включают разнообразные виды деятельности, различные формы и методы.
Цель программы: социализация детей-инвалидов, детей с ОВЗ и их семей, реализация их личностного и творческого потенциала через формирование опыта по организации содержательного, культурного семейного досуга и оптимизация детско-родительских отношений в условиях социума.
Задачи:
воспитательные:
∙ раскрытие родителям важности проведения досуга совместно с детьми;
∙ приобщение к культурному проведению совместного досуга и отдыха;
∙ формирование культуры общения детей и родителей;
∙ популяризация семейного досуга и формирование семейных досуговых традиций;
∙ оптимизация детско-родительских отношений;
∙ укрепление психо-физического и нравственного здоровья детей и родителей;
развивающие:
∙ развивать и поддерживать семейные традиции;
∙ развивать коммуникативные умения и навыки сотрудничества с другими детьми и взрослыми;
∙ развивать навыки здорового образа жизни;
∙ расширять круг познавательных и творческих интересов;
∙ развивать культуру игрового взаимодействия с другими детьми и взрослыми;
Отличительная особенность программы:
Данная программа является частью комплексной программы реабилитации детей-инвалидов, детей с ОВЗ, которые в сопровождении родителей проходят реабилитацию и абилитацию согласно ИППСУ (индивидуальной программе получателей социальных услуг). Досуговые мероприятия дают им возможность снять напряжение, расслабиться или активно отдохнуть между занятиями и процедурами.
Разновозрастное общение детей-инвалидов, детей с ОВЗ, между собой и в игровых взаимодействиях с взрослыми, родителями и педагогом, способствует развитию индивидуализации личности детей, дает им опыт для дальнейшей социализации в обществе.
Целевая группа:
∙ дети-инвалиды, дети с ОВЗ в возрасте от 4 до14 лет
∙ родители, сопровождающие детей в период реабилитации и абилитации
∙ специалисты по социальной работе
Срок реализации досуговой программы – бессрочный
Основные требования к реализации программы:
Мероприятия проводятся в тесном взаимодействии специалистов по социальной работе с родителями, районным и сельскими учреждениями культуры, отдыха и досуга. В программе предусматривается индивидуальный подход к каждому ребенку (учитываются возраст, возможности, потребности и ожидаемый результат развития ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ). Программу можно варьировать в зависимости от запросов детей и родителей и разнообразия культурно-досуговых учреждений населённого пункта.
Основные принципы работы с участниками программы:
Принцип комплексности - сочетание разных компонентов (познавательных, развлекательных, коммуникативных и др.) и разнообразия используемых форм работы.
Принцип сотрудничества – активное взаимодействие всех участников (педагогов – родителей – детей) с целью обеспечения развития и воспитания детей-инвалидов, детей с ОВЗ.
Принцип развития – ориентация содержания досуговых мероприятий на стимулирование и поддержку психофизического, эмоционально- личностного, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития детей-инвалидов, детей с ОВЗ.
Принцип диалогичности - взаимодействие педагогов с родителями и детьми в подготовке и реализации досуговых мероприятий. Подобное объединение взрослых и детей общей идеей способствует их сплочению, формированию чувства ответственности.
Принцип добровольности - добровольное участие детей-инвалидов, детей с ОВЗ и родителей в досуговых мероприятиях
Принцип обратной связи - процесс оценки результатов программы участниками программы (родителями и детьми)
Принцип безоценочности - отсутствие оценочных суждений, направленных в адрес участников программы.
Основные критерии программы:
∙ сотрудничество специалистов по социальной работе и родителей, направленное на развитие детей;
∙ единство целей и интересов всех участников программы;
∙ дифференцированный подход, учитывающий индивидуальные и культурные потребности и интересы детей и их родителей;
∙ индивидуальный подход, учитывающий диагноз ребенка, его потенциальные возможности, личностную характеристику и детско-родительские отношения;
∙ оздоровительный подход, направленный на укрепление психологического здоровья и оптимизацию двигательной активности;
∙ комплексность, позволяющая сочетать разные формы и направления досуговых мероприятий;
∙ добровольное участие детей и их родителей в организации и проведении досуговых мероприятий;
∙ системность (систематическая организация и проведение досуговых мероприятий);
∙ обратная связь (обсуждение мероприятий).
Система организации досуговой деятельности:
Досуговые мероприятия реализовываются в разном численном составе (в связи с ограниченной площадью помещений, используемых для игровой и досуговой деятельности):
∙ в малых комнатах отдыха - группа детей (7-10 чел) + родителей (7-10 чел);
∙ в большой комнате отдыха - группа детей (10-15 чел) + родителей (10-15 чел);
∙ в актовом зале, на спортивной площадке - все дети (до 30-40 чел.) + родители (до 30-40 чел).
Ведущий способ проведения досуга - организация коллективной творческой деятельности.
Формы организации:
∙ концерты и праздники;
∙ игровые программы;
∙ развлекательно-познавательные программы, викторины;
∙ спортивные и физкультурно-оздоровительные программы, эстафеты;
∙ соревнования и конкурсы;
∙ творческие мастерские и мастер-классы
Каждое мероприятие, исходя из общей цели и задач программы, имеет конкретную цель, решает конкретные задачи, ориентировано на достижение определенных результатов.
Методы осуществления досуговых программ :
∙ игровые методы;
∙ хороводные игры;
∙ творческие задания;
∙ художественная самодеятельность и театральная импровизация;
∙ соревнования и конкурсы;
∙ метод интерактивного общения (видео, мультфильмы, аудиосказки).
Формы организации в социо-культурных учреждениях:
∙ концерты
∙ выставки
∙ экскурсии
∙ беседы
Методы осуществления досуговых программ в социо-культурных учреждениях:
∙ игровые методы
∙ творческие задания
∙ беседы
Режим реализации досуговых мероприятий:
Проведение досуговых мероприятий планируется 1 раза в месяц в соответствии с планом досуговых мероприятий;
продолжительность досуговых мероприятий в условиях комплексного центра составляет 60 минут.
Продолжительность досуговых мероприятий вне комплексного центра составляет 1,5-2 часа.
Непосредственное участие детей-инвалидов, детей с ОВЗ в досуговых мероприятиях зависит от их диагноза и состояния здоровья на момент проведения досугового мероприятия.
В программе могут принимать участие в качестве зрителей дети-инвалиды, дети с ОВЗ младшего дошкольного возраста, дети, имеющие ограничения по диагнозу и состоянию здоровья, вместе с родителем (сопровождающим лицом) и на руках у родителя (сопровождающего лица).
Формы организации работы с родителями:
наблюдение, анкетирование, индивидуальные беседы – сбор информации при поступлении ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ на реабилитацию, получение обратной связи от родителей об изменениях, которые они отмечают в детско-родительских отношениях, в поведении и развитии ребенка в ходе участия в досуговых мероприятиях;
активное привлечение родителей к подбору творческих идей, подготовке досуговых мероприятий (подбор материала, изготовление рисунков, поделок), оказание помощи в изготовлении реквизита, костюмов и оформлении помещений;
непосредственное участие родителей в проведении досуговых мероприятий;
участие родителей в социо - культурных мероприятих (экскурсиях, спектаклях, концертах, выставках);
получение родителями советов, рекомендаций и памяток по оптимизации детско-родительских отношений, социализации детей-инвалидов, детей с ОВЗ и их семей, повыщению личностного и творческого потенциала.
Для большей эффективности в организации досуговой деятельности необходимо содружество, сотворчество и оптимальные взаимоотношения всех участников программы, лишь такой подход принесет от досуга ожидаемый результат.
Направления досуговой деятельности:
Все досуговые мероприятия носят разноплановый характер:
∙ развлекаем (создание атмосферы эмоционального комфорта и развитие коммуникативных способностей в процессе совместного межличностного взаимодействия,).
∙ объединяем (сплочение членов семьи и разновозрастного детского коллектива).
∙ воспитываем (укрепление нравственных ценностей, гуманное отношение к детям и пропаганда здорового образа жизни).
∙ обучаем (творческая и познавательная направленность мероприятий, педагогическое просвещение родителей в виде советов, рекомендации, памяток).
Социально-педагогические методы и технологии, используемые в досуговых мероприятиях:
∙ личностно-ориентированный подход к ребенку и его семье;
∙ дифференцированный подход;
∙ здоровьесберегающие технологии;
∙ игровые технологии;
∙ социо-культурные технологии.
Предполагаемый результат у детей:
∙ получение положительных эмоций, снятие эмоционального и физического напряжения и тревожности;
∙ развитие коммуникативной компетентности;
∙ рост социальной активности;
∙ обогащение словарного запаса и развитие разговорной речи;
∙ соблюдение правил культуры поведения в общественных местах;
∙ гармоничное развитие личности;
∙ осознание своих возможностей, способностей и способов их реализации;
∙ повышение творческого потенциала;
∙ приобретение практических умений и навыков в разных видах деятельности;
∙ повышение культуры взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, улучшение взаимоотношений с родителями.
Предполагаемый результат для родителей:
∙ получение положительных эмоций, снятие эмоционального напряжения и тревожности;
∙ осмысление значимости досуга в развития и самореализации личности ребенка;
∙ повышение родительских компетенций в развитии и воспитании детей;
∙ улучшение взаимоотношений с детьми;
∙ объединение и укрепление семей;
∙ осмысление значимости досуга в оптимизации детско-родительских отношений;
∙ изменение позиции в отношении своего здоровья и здоровья детей;
∙ получение рекомендаций, советов и памяток по приобретению практических навыков организации досуговых мероприятий.
Семейный досуг способствует сплочению семьи, помогает детям и родителям лучше узнать друг друга, является мощным средством для восстановления физических и духовных сил, и формирования личности. Организованный досуг помогает родителям понять принципы построения и проведения совместного отдыха и использовать их в рамках своей семьи.
Диагностика.
Цель диагностики: обеспечение оптимальных условий для оптимизации детско-родительских отношений, развития личностного и творческого потенциала и социализации детей и родителей в ходе их приобщения к культурной организации досуга.
Задачи диагностики:
∙ определение уровня знаний и практических навыков в организации досуговых мероприятий;
∙ разработка рекомендаций, советов и памяток по приобретению практических навыков организации досуговых мероприятий с целью их закрепления и применения в домашних условиях (в семье)
∙ определение уровня социализации детей-инвалидов, детей с ОВЗ, детей ГРВ
Основные методы диагностики в отслеживании результатов реализации досуговой программы:
∙ систематические наблюдения за детьми и их семьями в ходе досуговых мероприятий и фиксация происходящих с ними изменений;
∙ обратная связь с родителями (анкетирование и индивидуальные беседы);
∙ анализ индивидуальных детских и коллективных семейных творческих работ.
Критериями приобретенных детьми умений и навыков в процессе реализации досуговой программы являются следующие показатели:
∙ не приобретены
∙ недостаточно усвоены, требуется значительная помощь
∙ недостаточно усвоены, требуется незначительная помощь
∙ приобретены
∙ появились новые знания и умения
∙ динамика в развитии творческих способностей
∙ участие в конкурсах и соревнованиях
∙ конструктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми
Критериями оптимизации детско-родительских отношений на основе Теста №1 (Приложение №2) являются следующие показатели:
∙ нет улучшений
∙ незначительные улучшения
∙ есть улучшения
Критериями социализации детей-инвалидов, детей с ОВЗ являются следующие показатели:
∙ навыки социально приемлемого поведения
∙ позитивное отношение к людям
∙ речевая активность
∙ коммуникативная культура общения
∙ творческие достижения (дипломы, грамоты)
Основным показателем определения эффективности социальной адаптации и интеграции является повышение уровня развития его социальных навыков:
∙ уверенность
∙ самостоятельность
∙ сотрудничество
Диагностика проводится при поступлении ребенка и его семьи, и по окончании пребывания на реабилитации: первичная диагностика и итоговая.
Этапы реализации программы:
1. Диагностический этап (анкетирование и опрос).
2. Основной этап (непосредственная реализация мероприятий программы).
3. Заключительный этап (мониторинг с целью диагностики произошедших изменений, состояний и отношений участников после участия в программе, изучение мнений родителей и детей о реализации программы).
∙ Тематическое планирование досуговых мероприятий: 2022год
месяц | мероприятия | форма проведения | место проведения | кол-во час | |
1. Диагностический блок |
| ||||
январь | первичная диагностика | анкетирование, опрос | КЦ |
| |
2. Реализация программы |
| ||||
Январь | Будем знакомы! «Праздник Старый новый год» | развлекательная программа | Краеведческий музей | 1ч
| |
Февраль | Параолимпиада для детей-инвалидов, детей ОВЗ | спортивная программа | Спортивный зал школы | 2ч | |
Март | «Масленица пришла» | развлекательная программа мастер-класс | КЦ |
1ч | |
Апрель | «Наш земляк Соболев А.П.» | экскурсия | Музей им. А.П Соболева | 1 ч | |
Май | «Моя семья» | фотомарафон | КЦ | 1ч | |
Июнь | «Детство это я и ты» | развлекательная программа, посвященная Дню защиты детей | Детская спортивная площадка | 1 ч | |
Июль | «День семьи, любви и верности» | фотомарафон | КЦ | 1ч | |
Август | «День мыльного пузыря» | развлекательно-познавательная программа | КЦ | 1ч | |
Сентябрь | «Здравствуй, школа» | развлекательно-познавательная программа, мастер-класс | КЦ | 1ч | |
Октябрь | «Вместе с папой» | развлекательная программа | КЦ | 1ч | |
Ноябрь | «С Днем матери!» | развлекательно-познавательная программа, мастер-класс | КЦ | 1 | |
Декабрь | «Твори добро» | Праздничный концерт, посвящённый Международному Дню инвалида | КЦ | 1ч | |
«Зимние узоры или Как украсить дом всей семьей» | мастер-класс | КЦ | 1 ч. | ||
3. Заключительный мониторинг |
|
Тематическое планирование досуговых мероприятий: 2023год
месяц | мероприятие | Форма проведения | место проведения | кол-во час | |||
1. Диагностический блок |
| ||||||
январь | Первичная диагностика | анкетирование, опрос | КЦ |
| |||
2. Реализация программы |
| ||||||
Январь | «Рождественские посиделки» | игровая программа | КЦ | 1ч | |||
Февраль | «Во славу Отечества: «Мальчиш-Кибальчиш» | познавательная программа, просмотр мультфильма | Детская библиотека | 1 ч. | |||
«Эх, солдатушки - бравы ребятушки!» | конкурсная программа, посвященная Дню защитника Отечества | КЦ | 1ч | ||||
Март | «Весна на мамочку похожа!» | праздник, посвященный международному женскому дню | КЦ | 1ч | |||
Апрель | |||||||
Семейный выходной: «Читаем сказку» | развлекательная программа, сказочные посиделки | Районная библиотека | 1 ч. | ||||
Май | |||||||
«День Победы» | праздничный концерт, Конкурс рисунков на асфальте
| Краеведческий музей с. Смоленского (летняя площадка) | 1 ч. | ||||
Июнь | «Здравствуй лето» | игровая программа | Районный дом культуры | 2 ч. | |||
Июль | « Всё начинается с семьи» | развлекательная программа | КЦ (летняя площадка) | 1ч | |||
Август | «До свиданья, лето» | игровая программа | Районный дом культуры | 1ч | |||
Сентябрь | «Приключения в Стране Знаний» | развлекательно-познавательная программа | КЦ | 1ч | |||
Октябрь | «Папа – моя гордость» | Праздничное мероприятие, посвященное Дню отца | Районный дом культуры | 2ч | |||
Ноябрь | «Я и мама?» | фотомарафон | КЦ | в течении месяца | |||
Декабрь | «Новый год у ворот» | Праздничное представление | Районный дом культуры | 2ч | |||
3. Заключительный мониторинг |
| ||||||
Планирование досуговых мероприятий на 2024год
месяц | мероприятие | форма проведения | место проведения | кол-во час | |
1. Диагностический блок | |||||
январь | Первичная диагностика | анкетирование, опрос | КЦ |
| |
2. Реализация программы | |||||
Январь | «Волшебство в Рождество» | анимационная программа | КЦ | 1ч | |
«Коляда,отворяй ворота!» | развлекательная программа | Детская библиотека |
| ||
Февраль | «Весёлые старты» | Параолимпиада для детей-инвалидов и ОВЗ (спортивная эстафета) | МБОУ «Верхобская СОШ» | 2ч | |
Март | «Вот какие наши мамы!» | Мастер-класс | КЦ | 1ч | |
«Душа моя, Масленица» | развлекательная программа | КЦ | 1 ч. | ||
Апрель | «День смеха - вот потеха!» | развлекательная программа | КЦ | 1ч | |
«Приглашение в Веселую Мультландию» | развлекательная программа, просмотр мультфильма «Бременские музыканты» | Детская библиотека | 1 ч. | ||
Май | |||||
«Раз, два: горе – не беда!», «К защите Родины готовы!» | игровая программа, детская выставка декоративно-прикладного творчества | КЦ | 1 ч. | ||
Июнь | «Здравствуй, лето!» | игровая программа | Районный дом культуры | 2 ч. | |
Июль | «Спорт, здоровье и игра вместе всегда!» | физкультурно-оздоровительная программа | КЦ(детская летняя площадка) | 1ч | |
«Я, ты, он, она - вместе целая страна!» | игровая программа | Районный дом культуры | 1ч | ||
Август | «Цветочная клумба» | творческая мастерская | КЦ | 1ч | |
Сентябрь | «Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями - много!» | развлекательно-познавательная программа | КЦ | 1ч | |
Октябрь | «Бабушка рядышком с дедушкой» | праздничная программа | КЦ | 1ч | |
Ноябрь | «Моя мама лучше всех!» | праздничная программа | Районный дом культуры | 1ч | |
Декабрь | «Мы встречаем новый год» | творческая мастерская | КЦ | 1ч | |
«Новогоднее приключение в Зазеркалье» | развлекательная программа | Районный дом культуры | 1ч | ||
3. Заключительный мониторинг |
| ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы педагога по организации досуговой деятельности в группе продлённого дня в условиях интегрирования на примере воспитательных занятий
возможность показать наполненность группы интересными темами, идеями; включить каждого ребёнка в содержательную деятельность....
Программа организации внеурочной деятельности учащихся "Веселые голоса"
Данная программа рассчитана для учащихся 1-4 классов в рамках реализации ФГОС...
Организация досуговой деятельности за рамками основной образовательной программы
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Организация досуга за рамками основной образовательной деятельности"...
Статья на тему: "Организация досуговой деятельности детей в группе продленного дня".
Статья на тему: "Организация досуговой деятельности детей в группе продленного дня"....
"Организация досуговой деятельности детей в группе продленного дня"
Данную тему я выбрала неслучайно, поскольку сама являюсь воспитателем ГПД. Считаю, что успех воспитательной работы в целом зависит от:...
Статья на тему: "Организация досуговой деятельности детей в группе продленного дня".
Статья на тему: "Организация досуговой деятельности детей в группе продленного дня"....
Мастер-класс «Использование игровой технологии в организации досуговой деятельности детей и подростков в учреждении дополнительного образования»
Мастер-класс «Использование игровой технологии в организации досуговой деятельности детей и подростков в учреждении дополнительного образования»...