"Воеводы сил любви. Добродетели"
план-конспект урока (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок в 4 классе
Тема: "Воеводы сил любви. Добродетели"
Цель: раскрыть смысл нравственной нормы в жизни христианина.
Задачи:
- научить отличать добрые качества души от негативных качеств;
- показать, как бороться с недобрыми качествами своей души;
- развивать устную речь учащихся, память, мыслительные способности; коммуникативные навыки;
- воспитывать позитивные качества человека.
Оборудование урока:
Компьютер, проектор, экран.
Ход урока
- Организационный момент
- Актуализация знаний по теме: «Как Бог строил дом спасения человека».
Фронтальный опрос
Вопросы
- Как звали человека, которому было открыто о предстоящем рождении Спасителя и о соединении Неба с землей? (Иаков)
2. Что увидел во сне Иаков? (Лестницу и ангелов)
- Как толкуется данный библейский сюжет?
(Здесь под семенем или потомком его, через которого благословятся, то есть осчастливятся, все народы, разумеется Спаситель. Лестница же, соединявшая небо с землею, прообразовала Божию Матерь, через Которую Сын Божий, родившись от Нее, сошел на землю для спасения людей. Божия Матерь, как та лестница, соединила небо с землею). (Слайд №1)
4. Как называются предсказания о Христе? (пророчества)
5. Сбылись ли пророчества Иакова?
6. Кому принадлежат слова: «Я есть путь, и истина, и жизнь»?
7. Каким путем следует идти, чтобы достичь спасения?
8. Перескажите сказку «Как царевич невесту искал» (Слайд №2)
Ответить на вопросы к сказке «Как царевич невесту искал»:
1. Кто такой царевич? (Бог)
2. Кого обозначает дочь? (Христианская душа)
3. Что такое семь златотканых сарафанов? (Семь добродетелей, в которые душа должна облечься чтобы быть угодной Богу)
4. Что такое посох? (Вера)
5. Кто показывал девушке правильный путь? (Разные пути – человеческие представления о счастье. «Я есть путь» - слова Христа о пути спасения, находимого верой.)
6. Как назывался город, в который пришла девушка? ( Царский город – Царствие Небесное)
7. Кем были в нем воеводы? (Ангелы Божии)
8. От чего радовались на свадебном пиру? ( Свадебный пир – радость от единения души с Богом.) (Слайд №3)
III. Изучение нового материала
Тема: Воеводы сил любви. Добродетели. (Слайд№4)
Добро и зло непрестанно бьются друг с другом,
а поле битвы их, - сердца человеческие...
Ф.М. Достоевский
1. Прочитайте тему занятия.
- Все ли слова вам понятны?
- Кто такие воеводы? (Из прошлого занятия – это ангелы)
- Что означает слово ДОБРОДЕТЕЛИ?
Выслушиваются ответы детей.
2. Просмотр видеофильма «Притча о сеятеле»
Беседа по вопросам: (Слайд №5)
Вопрос. Что называется притчей?
Ответ. Притча – простой рассказ.
Вопрос. О чем рассказывал Иисус Христос в притчах?
Ответ. Он объяснял, как следует жить, чтобы стать наследниками Царствия Небесного.
Вопрос. Что стало с посеянными семенами?
Ответ. Семя, которое упало при дороге, поклевали птицы. На каменистом месте семя скоро взошло, но корню негде было окрепнуть, и росток завял. Семя, упавшее в терние, заглушила дикая трава. А на доброй земле семя дало плод, который взошел и вырос.
Вопрос. Кто сеятель?
Ответ. Бог.
Вопрос. Что такое семя?
Ответ. Семя – это слово Божие, а упавшее при пути – это слушающие.
Вопрос. Чему учит притча?
Ответ. Притча о сеятеле говорит о том, что желающему следовать по пути заповедей Христовых необходимо постоянно быть внимательным к своей душе. Наблюдать, принесло ли семя добра, брошенное Богом в сердце человека, плод навыка к доброму поведению.
4. Физкультминутка
5. Вопрос к детям.
Как вы думаете, у кого мы можем учиться добродетельной жизни? (у святых)
Рассказ учителя о святителе Иосафе Белгородском. Слайд №6
В поэме «Сражение семи добродетелей с семью грехами» святитель Иоасаф Белгородский рассказывает о том, как христиане сражаются с недобрыми качествами (страстями) своей души. И о том, какие добрые качества души человека (добродетели) помогают ему в этой нелегкой борьбе
6. Декламация поэмы учащимися
Ключевые слова:
Страсть – стремление к злым делам.
Добродетель – доброе, хорошее качество человека или дело.
Грех – нарушение человеком Божиих повелений (заповедей). Грех может проявляться в плохих мыслях, поступках, словах. Слайд №8
7. Беседа по вопросам . Слайд №9
В. Какие враги напали на человека в пути? Назовите их отряд.
От. Гордость, Зависть, Ненависть, Злость, Обжорство, Гнев.
В. Каких Добродетелей взял он в помощь?
От. Смиренье, Милостыня, Чистота, Любовь, Пост, Кротость.
8. Работа с тетрадью Слайд №10
9.Чтение стихотворения «Сятитителю Иоасафу».
Внимание детей обращается на смысл слова – «богослужение» - служение Богу. В чем оно заключается? Первое – молитва. Почему? Молитва – это разговор человека с Богом. Второе – любовь. К кому? (к Богу и ближнему) Третье – крестоношение - смысл жизни христианина как следование крестным путем Христа.
10. Вспоминаем сказку В. Катаева «Цветик – семицветик». Слайд №11 13
Вопросы.
- Давайте вспомним смысл сказки.
- Сколько добрых дел могла совершить героиня?
- Какое доброе дело совершила Женя?
- Какая добродетель воплотилась в поступке девочки?
11. Работа у доски
На доске цветик-семицветик, на каждом лепесточке, которого (на обратной стороне) написана добродетель. Дети по очереди выходят, переворачивают лепестки. Вместе с учителем разбираем смысл каждой добродетели.
Смирение - сознание своих недостатков, слабостей, сочетающееся с отсутствием гордости, высокомерия.
Щедрость - желание оказать помощь.
Трудолюбие - склонность, любовь к труду. (это умение оказать физическую помощь (помощь в делах) человеку, который в этом нуждается).
Умеренность — добродетель, которая выражается в самообладании, в умении человека быть хозяином своих чувств, желаний, влечений как необходимом условии достижения нравственно обоснованной цели
Доброта - это проявление искренних чувств, полезных другим, и не требующих вознаграждения.
Любовь — любовь без основания, причины, корысти, способная покрыть любые недостатки, проступки, преступления
12. На доске учитель представляет «Лекарство от греха»
IV. Итог урока.
На сегодняшнем уроке мы познакомились с положительными качествами человека (добродетелями) и отрицательными (страстями). Теперь мы знаем, какую добродетель призывать в помощь в борьбе со страстями.
Из священной истории мы также узнали, что Бог наградил человека многими талантами. Христиане называют в их числе данную Богом человеку веру. Вера в Бога, как корень для дерева, помогала христианам крепко стоять на ногах, не склоняться к злу. Какие плоды приносило дерево – душа человека, если имело такой корень?
Скажите, а если человек теряет опору под ногами, может ли он устоять прямо? Что с ним происходит в этом случае?
Кто из живых существ стоит на четырех конечностях? Чем отличается человек от животного? Чего нет у животного, но есть у человека?
Что помогает человеку удержать равновесие и не падать на этом пути?
V. Домашнее задание.
Выберите одну из добродетелей и постарайтесь совершить ее в ближайшее время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок чтения в 3 классе. Тема: "Н.А.Некрасов "Мороз-Воевода"
Тема : Н.А.Некрасов «Мороз-воевода»Цели урока: открыть тайну поэзии Некрасова, продолжить знакомить учащихся со стихами разных авторов о зиме, расширять читательский кругозор, воспитывать чуткое отнош...
"Без любви к человеку, нет любви к Родине."
quot;Есть вещи, о которых много не говорят. Потому что они слишком очевидны, чтобы их еще как-то растолковывать. В богословских трактатах вы немного найдете рассуждений о счастье, о чести, о тр...
Урок литературного чтения по теме: Н.А. Некрасов "Мороз - Воевода"
Урок по программе "Начальная школа 21 века" 3 класс. Урок насыщенный, требующей большой подготовительной работы....
Методическая разработка урока православной культуры "Воеводы сил любви. Добродетели"
Урок православной культуры для 4 класса разработан по УМК Л.Л.Шевченко. Содержит разнообразные формы работы, игровые моменты. Несет высокий воспитательный потенциал....
Урок литературного чтения 3 класс по теме "Н. А. Некрасов "Мороз Воевода"
На уроке даётся подробный анализ произведения. Учащиеся продолжают знакомяться с литературными терминами: сравнение, олицетворение, метафора....
Урок семейной любви. Тема "Введение в уроки семейной любви"
Урок семейной любви предназначен для учащихся начальной школы.Цель: знакомство с уроками семейной любви.Задачи: прививать детям вечные ценности д...
Урок семейной любви. Тема "Введение в уроки семейной любви"
Урок семейной любви предназначен для учащихся начальной школы.Цель: знакомство с уроками семейной любви.Задачи: прививать детям вечные ценности д...