Методическая разработка урока православной культуры "Воеводы сил любви. Добродетели"
методическая разработка по истории (4 класс) по теме
Урок православной культуры для 4 класса разработан по УМК Л.Л.Шевченко. Содержит разнообразные формы работы, игровые моменты. Несет высокий воспитательный потенциал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabota_uroka_voevody_sil_lyubvi._dobrodeteli.rar | 16.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №34
с углубленным изучением отдельных предметов»
Воеводы сил любви. Добродетели.
методическая разработка открытого
урока по православной культуре
Николаева И.В.,
учитель православной культуры,
МБОУ «СОШ №34
с углубленным изучением
отдельных предметов»
Старый Оскол
2012
Тема: Воеводы сил любви. Добродетели
Цель: На примере притчи о сеятеле сформировать у обучающихся представление о добродетелях и страстях и учить различать их
Задачи:
Образовательная: Учить противопоставлять христианским добродетелям, которые приобретаются в аскетическом делании, восстанавливая образ и подобие Божие в человеке, противоположные им страсти по поэме святителя Иоасафа Белгородского «Брань семи добродетелей с семью грехами». Показать нравственный эталон поведения христианина: «Уклонись от зла и сотвори благо» на примере жизни святителя Иоасафа Белгородского. Научить сопоставлять свои нравственные качества с качествами положительных лиц. Расширить и систематизировать знания учащихся о житии и духовном наследии святителя Иоасафа Белгородского. Знакомить детей с основами христианской этики.
Развивающая: Развивать у обучающихся навык самоанализа; способность к взаимодействию в микрогруппах в процессе выполнения коллективных поисковых задач; умение рассуждать, делать выводы.
Воспитательная: Воспитывать стремление к добру, желание творить добро.
Основные понятия: Добродетели и страсти. Притча о сеятеле. Борьба со страстями. Поэма святителя Иоасафа Белгородского о борьбе со страстями. Представление иконы.
Тип и вид урока: урок-исследование
урок по изучению нового учебного материала
Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, исследовательский, эвристический
Формы организации: индивидуально-фронтальная, работа в парах, групповая
По окончании урока ученики должны уметь:
- Толковать притчу о сеятеле
- Называть разные состояния человеческого сердца и объяснять причины, по которым человек по-разному принимает слово Божие
- Знать главные христианские добродетели и называть противоположные им страсти
- Рассказать о наиболее ярких событиях жизни святителя Иоасафа Белгородского
Оборудование: компьютер, проектор, карточки с заданием «Рецепт для царицы» для работы в группах, карточки с текстом для итоговой работы «Вставь пропущенные слова», презентация к уроку, диск с записью мультфильма «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», карточки с кроссвордами для работы в группах, мел, доска.
План урока:
I. Организация начала урока
Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели урока
II. Подготовка учащихся к усвоению нового материала (беседа о добрых и злых качествах души человека)
III. Изучение нового материала.
1. Исследовательская работа «Все ли люди одинаково принимают слово Божье?»
2.Создание проблемной ситуации: «Выбери добрые семена» (самостоятельная работа в парах)
IV. Физкультминутка
V. Работа по теме урока
Раскрытие темы «Страсти и добродетели побеждающие их»
1. Обобщение знаний по житию святителя Иоасафа Белгородского
2. Работа над раскрытием смысла главных христианских добродетелей и человеческих страстей и противопоставлением их по поэме святителя Иоасафа Белгородского «Сражение семи добродетелей с семью грехами»
3. Практическая работа «Назови добродетель и противоположную ей страсть, изображенные на рисунке»
VI. Закрепление изученного материала.
VII. Самостоятельная работа
VIII. Итог урока. Рефлексия
IX. Домашнее задание
Подготовительная работа к уроку: чтение притчи о сеятеле, заучивание стихотворения о святителе Иоасафе отдельными учениками, работа над вопросами викторины, составленной по житию святителя Иоасафа Белгородского.
Ход урока:
I. Организация начала урока. Сообщение темы и целей урока (слайд 1)
Учитель: Ребята, прочитайте тему нашего урока. Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
Правильно, сегодня на уроке, ребята, мы с вами познакомимся с такими понятиями как: «добродетель» и «страсть»; научимся различать их; узнаем о том, чем можно побеждать в себе плохие качества души. Поможет нам в этом наш молитвенник и заступник земли Белгородской святитель Иоасаф.
II. Подготовка учащихся к усвоению нового материала
Учитель: Какие добрые качества души вы знаете? (честность, трудолюбие, милосердие, щедрость и т.д.)
- У каких людей они особенно заметны? (у святых)
- Какие злые качества души могут проявляться в человеке? (жестокость, гнев, жадность, обман и т.д.) Приведите примеры из Священной истории проявления в людях добрых и злых качеств души. (Авель, Авраам, Иосиф – добрые; Каин, Хам - злые)
- Назовите, кого вы видите на слайде? Какие добрые и злые качества души проявились у них? (слайд 2)
- А где живут в человеке добрые и злые качества души? (в сердце человека)
- Именно о человеческих сердцах и рассказал притчу Спаситель. Она называется притча о сеятеле.
III. Изучение нового материала
1. Исследовательская работа «Все ли люди одинаково принимают слово Божье?» (слайд 3)
Учитель: Сейчас мы с вами проведём небольшую исследовательскую работу над вопросом, о состоянии человеческих сердец по притче о сеятеле.
Цель нашего исследования: Определить, в каком состоянии может находиться человеческое сердце и назвать причины такого состояния
Для этого нам необходимо выполнить несколько задач:
- Рассмотреть особенности притчи как литературного жанра;
- Понять скрытый смысл притчи
- Определить состояние своего собственного сердца
(слайд 4) Выдвинута гипотеза: Возможно, люди по-разному принимают сердцем слово Божие, и есть причины, по которым это происходит.
В нашей работе мы будем использовать такие методы как: сравнения и установления связей и исследовательский
Объектом исследования является притча о сеятеле, рассказанная Иисусом Христом (слайд 5)
1. Объяснение понятия «притча»
Учитель: сначала нам нужно определить, что такое притча? Чтобы ответить на этот вопрос, вам нужно прочитать 1 абзац текста учебника на с. 103 и найти в нем ответ на этот вопрос.
После обсуждения - запись в тетрадь (слайд 6) :
Притча – это простой рассказ, объясняющий, как следует жить, чтобы наследовать Царствие Небесное
Учитель: Дома вам было дано задание прочитать притчу о сеятеле. Легко ли вы ее запомнили? Христос учил людей, как следует жить, притчами, потому что они легко запоминались людьми.
- Сейчас мы будем рассказывать притчу о сеятеле вместе.
2. Коллективное рассказывание притчи о сеятеле
3. Толкование притчи (раскрытие скрытого смысла притчи) (слайды 7, 8)
Учитель: Ребята, что, по-вашему, означают эти слова:
Сеятель - …, зерна - …, почва - … .
Учитель: Правильно, сеятель – это Иисус Христос, зерна – слово Божье, почва – сердце человеческое, которым каждый воспринимает слово Божье.
Христос, как сеятель, сеет повсюду слово Божье, которое изложено в Евангелие, а люди сердцем, по-разному, принимают его.
4. Работа над определением состояния человеческого сердца
Учитель: Назовите места, куда упали семена (слайд 9). Каждый вид почвы означает состояние человеческого сердца. Сейчас мы попробуем дать характеристику каждому из этих состояний.
Ребята под руководством учителя проводят аналогию между состоянием каждого вида почвы и состоянием сердца человека, объясняют это состояние и зарисовывают в тетрадь (слайд 9).
Дорога - сердце человека, который совершенно не принимает учения Божьего (слайд 10);
Каменистая почва - сердце человека, который хотя и принимает учение Божье, но, когда появляются трудности, оставляет его (слайд 11);
Сорняки - сердце человека, который знает учение Божье, но заботы житейские мешают ему (слайд 12);
Добрая почва - сердце человека, который принимает слово Божье и приносит добрые плоды (слайд 13).
Учитель: Ребята, а как вы считаете, какая почва у ваших сердец?
- А можно ли её изменить? Чем? (добрыми делами)
Учитель: Подведем итог нашему исследованию. Какой можно сделать вывод?
Запись в тетрадь:
Не все люди добрым сердцем принимают слово Божье. Нежелание слышать слово Божие, слабая вера, неспособная поддержать во время испытаний, и заботы житейские препятствуют в этом человеку. (слайд 14)
5. Создание проблемной ситуации: «Выбери добрые семена»
Учитель: Ребята, а что еще нужно, кроме доброй почвы, для того, чтобы вырос добрый плод? (добрые семена)
- На слайде вы видите название тех наших дел и поступков, которые сеют в наших сердцах добрые или злые семена (слайд 15)
- Забота и помощь ближним
- Добрые слова
- Подшутить над товарищем
- Чтение книг
- Просмотр телевизионных передач
- Рисование, рукоделие
- Прекословие
- Слушание музыки
- Общение с родителями
- Общение через компьютер
- Прогулки на природе
- Послушание
- Хорошая учеба
- Списывание
- Проведение времени за компьютером
- Сейчас вам нужно подумать и назвать те семена, которые дают добрые всходы - добродетели.
Сначала обсуждение в парах, затем - коллективное
Учитель: Как вы думаете, почему некоторые слова выделены другим цветом? (чтение книг и журналов, просмотр телепередач, слушание музыки, провождение времени за компьютером)
- Правильно, эти семена могут взрастить в сердце человека, как страсть, так и добродетель. Приведите примеры, подтверждающие мои слова.
Какой вывод мы должны сделать о семенах, падающих на почву нашего сердца?
Запись в тетрадь:
Нужно уметь различать, какое семя упало в душу, и что оно может принести (слайд 16)
IV. Физкультминутка для глаз
V. Работа по теме урока
Раскрытие темы «Страсти и добродетели побеждающие их»
Учитель: Из добрых семян в сердцах людей вырастают добродетели – добрые качества души, а из злых – страсти, т.е. стремление к злым делам (слайд 17)
- Между добродетелями и страстями в сердце человека идет постоянная борьба. Против каждой страсти есть свое лекарство – добродетель. Об этом написал свое стихотворение святитель Иоасаф Белгородский – небесный покровитель нашей области (слайд 18)
1. Обобщение знаний по житию святителя Иоасафа Белгородского. Разгадывание кроссворда (работа в группах)
Учитель: Вы уже знакомы с житием святителя Иоасафа по предыдущим урокам. Дома вам дано было опережающее задание – ответить на вопросы викторины, которую составили для вас ученики 7 класса о святом покровителе Белгородчины. Сейчас вам предстоит самостоятельная работа в группах - разгадать кроссворд, составленный по житию святителя Иоасафа Белгородского (слайд 19)
Проверка со слайда (слайд 20)
Учитель: Ребята, какой юбилей святителя Иоасафа Белгородского мы будем праздновать в этом году? (100-летие со дня прославления в лике святых)
Послушайте, какие замечательные строки, посвященные прославлению в лике святых святителя Иоасафа, написала в 1911 году А.Платонова.
Чтение стихотворения «Святителю Иоасафу» подготовленными учениками.
Вся жизнь твоя была сплошным богослуженьем,
Елей не угасал в светильнике твоем,
И подвигом молитв, любви, крестоношенья
Ты влек сердца людей жить в Боге со Христом!
Служа пред алтарем, ты с ревностью пророка
Обязанности нес священные свои,
Ты строго обличал слепых жрецов порока,
А немощных овец в объятья брал любви.
И знали их сердца, что даже в час полночный,
Когда окутан мир молчанием и сном,
Ты бодрствуешь за них в молитве неумолчной,
Рыдаешь и скорбишь пред распятым Христом!
Когда ударил час, и вечности чертога
Таинственно врата раскрылись пред тобой,
Святой архиерей и раб смиренный Бога,
Расстался тихо ты с обителью земной;
Но верила вся Русь, что в горние селенья
За паству ты вознес молитвы фимиам,
И именем Христа росу благословенья
Ты будешь посылать истерзанным сердцам!
И вот, десятки лет шли пестрой вереницей,
Борцов с державой зла сменял за строем строй,
А в сумрачной тиши, у плит твоей гробницы
Не рвется связь твоя с народною душой.
И к памяти своей храня благоговенье,
Праправнуки тобой лелеянных детей,
Мы чтим теперь тебя в сердечном умиленьи,
Несем тебе тоску больной души своей:
О, не остави нас молитвою и ныне!
На страже встань Руси, как райский херувим;
Да сохранит Господь ее в своей святыне
И в вере утвердит предстательством твоим!
2. Работа над раскрытием смысла главных христианских добродетелей и человеческих страстей и противопоставлением их
1. Чтение стихотворения учителем «Сражение семи добродетелей с семью грехами»
2. Работа над осмысливанием страстей и главных христианских добродетелей, побеждающих их.
- Назовите злые и добрые качества души человека.
- Почему они даны парами? (для каждой страсти есть добродетель, помогающая ее преодолеть)
- Объясните, как проявляются данные страсти в человеке, и какую добродетель следует противопоставить, чтобы преодолеть каждую из них.
3. Самостоятельная работа в парах: «Подбери и запиши парами страсти и добродетели, побеждающие их»
страсть – добродетель
… …
Коллективная проверка (слайды 21, 22)
Учитель: Ребята, назовите, какие главные христианские добродетели проявились в жизни святителя Иоасафа Белгородского?
- В чем мы должны брать с него пример?
3. Практическая работа «Назови добродетель и противоположную ей страсть, изображенные на рисунке»
Учитель: Ребята, сейчас вам предстоит назвать пары «Страсть-добродетель», изображенные на рисунках. (слайды 23-29)
- На последнем слайде вы видите, что лени противопоставлен не пост, а трудолюбие. Можно ли считать это ошибкой? Объясните, почему нет.
VI. Закрепление изученного материала.
Разрешение проблемной ситуации
- Чтобы бороться с плохими качествами, которые поселились в твоем сердце, нужно уметь их видеть в себе и различать. Сейчас вам предстоит вылечить царицу из сказки А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Вы должны поставить диагноз, т.е. определить, какой страстью больна героиня сказки, и какой добродетелью её можно вылечить (слайд 30)
Работа в группах по карточкам
Просмотр I фрагмента из мультфильма (царица беседует с зеркальцем, любуясь собой) и работа по карточке (слайд 31):
Диагноз - …
Лекарство - …
Просмотр II фрагмента из мультфильма (царица узнаёт от зеркальца, что не она уже всех красивей, и приказывает погубить царевну) и работа по карточке (слайд 32):
Диагноз - …, …, …
Лекарство - …, …, …
Коллективное обсуждение результатов работы и проверка по слайду (слайды 33)
I фрагмент:
диагноз - гордость
лекарство – смирение
II фрагмент:
диагноз - зависть, гнев , ненависть
лекарство – милостыня, кротость, любовь
Проводится самопроверка по слайдам.
VII. Самостоятельная работа
Уч-ль: Подходит к концу наш урок. Сейчас в самостоятельной работе по карточкам вы покажите, какие новые знания вы приобрели сегодня на уроке. (слайд 34)
Ученики работают над текстом, в котором пропущены ключевые слова. Необходимо вставить в текст слова, данные на слайде (слайд 35)
В сердце человека живут … и … . Между ними всегда идет … . Человек должен быть внимательным к своему сердцу, чтобы вовремя … его от страстей и взращивать … качества души.
Слова для вставки: Борьба, добрые, добродетели, очищение, страсти.
Взаимопроверка по слайду с последующим фронтальным обсуждением характера допущенных ошибок (слайд 36).
VIII. Итог урока. Рефлексия.
Учитель: Ребята, вам было интересно на уроке? Полезен он был для вас? Что нового узнали?
Как бы вы закончили фразу:
Я не знал… – Теперь я знаю …
- Я желаю вам, чтобы почва вашего сердца была доброй и принесла столько же плодов, сколько это пшеничное поле, которое вы видите на слайде (слайд 37)
IX. Домашнее задание:
для хорошо успевающих учеников – назвать страсти и добродетели героев одного из литературных произведений;
для слабоуспевающих – нарисовать рисунок на тему «Страсть и добродетель, ее побеждающая»;
индивидуальное (по желанию)– найти текст молитвы, составленной святителем Иоасафом Белгородским и выразительно прочитать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры», урок № 26. Тема урока: «Отношение христианина к природе»
Еще совсем недавно в наших школах появился предмет «Основы религиозных культур и светской этики», а в рамках этого предмета – модуль «Основы православной культуры». Несмо...
Методическая разработка урока из курса ОРКиСЭ. Модуль «Основы православной культуры». 4 класс. Тема урока: «Православный храм».
Конспект урока из курса ОРКиСЭ.Модуль «Основы православной культуры». Тема урока: «Православный храм»Урок 16.Тип урока: традиционный, изучение нового материала.Цель урока:...
Методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль: «Основы православной культуры» Тема урока: «Жизненный подвиг Сергия Радонежского. Трудолюбие» (4 класс)
Начальная школа – наиболее благоприятный период для преподавания любой области знаний, в том числе и православной. Знакомство детей с православной культурой – необходимое условие воспитани...
Методическая разработка урока в 4 классе по ОРКСЭ Тема: «Православная молитва» ( модуль «Основы православной культуры»)
Методическая разработка урока в 4 классе по ОРКСЭ Тема: «Православная молитва» ( модуль «Основы православной культуры»)...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ «Основы православной культуры и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема урока: Милосердие и сострадание
Урок «Милосердие и сострадание» проводится в 4 классе по предмету «Основы православной культуры», автор учебника А.В.Кураев, 12 уроком по счёту. Этот урок проходит после ...
учебно-методическая разработка урока «Православная молитва»
Урок «Православная молитва» разработан для обучающихся 4 классов. Эта тема очень актуальна на сегодняшний день. В условиях современного общества проблема духовно-нр...
Методическая разработка урока (виртуальная экскурсия) по основам светской этики Технологическая карта урока «Знакомство обучающихся с религиями через религиозные праздники. Православная пасха»
Данная методическая разработка позволяет познакомить обучающихся 4 класса с религиозным праздником Пасха в форме виртуальной экскурсии...