Программа внеурочной деятельности "Театральные игры"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Программа учитывает возрастные особенности младшего школьника и направлена на снятие физической и психической утомляемости, корректировку речи, различных сторон психики. Кроме того, программа призвана способствовать профилактике асоциального поведения и социально-педагогической реабилитации неуспешных детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralnye_igry.docx | 31.38 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Театральные игры» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные особенности младшего школьника и направлена на снятие физической и психической утомляемости, корректировку речи, различных сторон психики. Кроме того, программа призвана способствовать профилактике асоциального поведения и социально-педагогической реабилитации неуспешных детей.
По своей природе театральное искусство наиболее близко детской ролевой игре. Важнейшим компонентом детской игры и театра выступает роль как освоение и познание окружающей действительности, как её художественное отражение. В игровой деятельности роль опосредуется через игровой образ, а в театре – через сценический. Сходными являются и формы организации этих процессов: игра – ролевая и актёрская.
При поступлении в школу многие дети, особенно не посещавшие детский сад, нечетко говорят, стеснительны, не владеют произвольностью поведения, не могут правильно выразить свои эмоции, у некоторых наблюдаются проблемы с памятью, у некоторых – проблемы в общении со сверстниками.
Игра, игровые упражнения, особенно в первом классе, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде.
Актуальность программы курса «Театральные игры» состоит в том, что игровая театральная деятельность отвечает природосообразности младшего школьного возраста, для которого игра хотя и не является ведущим, но продолжает оставаться важнейшим видом деятельности, создающим условия для личностного развития и творческого самовыражения.
Программа будет иметь в большей степени социально-педагогическую направленность, а не художественно-эстетическую. Погружаясь в творческий процесс, дети получат опыт и навыки сотрудничества, расширится сфера межличностного общения, самооценки и самореализации детей. На занятиях будут решаться задачи совершенствования основных психических процессов ребенка и комплексного развития детских способностей через игру и участие в инсценировках.
Цель программы:
Социально-адаптивная: реализовать индивидуальные возможности и потребности детей в самовыражении и развитии, раскрыть их творческий потенциал.
Коррекционно-развивающая: развить психологические, эстетические и этические качества личности.
Обучающая: научить применять выразительные средства для создания образа персонажа (речевую интонацию, мимику, жест, движение, позу)
Задачи программы:
- развитие основных психических процессов и качеств (восприятия, памяти, внимания, наблюдательности, фантазии, воображения);
- развитие навыков общения в коллективе, навыков бесконфликтного общения со сверстниками и взрослыми;
- раскрытие и развитие творческих способностей детей;
- совершенствование речи, воспитание культуры речевого общения и навыков публичных выступлений;
- пробуждение у детей интереса к театральному искусству;
В работе объединения принимают участие дети 6 - 8 лет.
Срок реализации программы – 1 год
Занятия проходят один раз в неделю.
Ожидаемые результаты:
- высокий уровень адаптации ребенка к школе, развитость воображения, произвольности внимания, памяти, поведения;
- раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическая выразительность, навыки имитации), творческая активность ребёнка;
- наличие навыков культуры речевого общения и публичных выступлений;
- сформированность интереса к театрально-игровой деятельности, желание участвовать в театральных постановках и праздниках.
Формы проведения занятий:
игры и упражнения общего курса (развитие речи, памяти, мышления, воображения, формирование навыков общения);
творческие задания, театрализованные игры.
Формы организации детей: коллективная, индивидуальная, групповая.
Подведение итогов в форме выступления перед детьми и родителями - участие в конкурсах чтецов, творческих фестивалях.
Прогнозируемые результаты:
В процессе занятий дети научатся управлять своим вниманием, у них разовьется ассоциативное мышление, эмоциональная сфера, способность понимать внутреннее состояние людей по внешним признакам, способность взаимодействовать с партнером.
Дети узнают важнейшие средства выразительности при создании образа персонажа (интонацию, мимику, жест, движение, позу), научатся проявлять артистическую смелость при выполнении заданий, избавятся от комплексов.
.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Дата проведения занятия | Наименование разделов и тем | Общ. кол- во часов | В том числе | ||||||
План | Фактич. | теоретич | практич. | |||||||
1 триместр | ||||||||||
1 | Игры на сплочение группы | 1 | 1 | |||||||
2 | Игры на развитие внимания | 1 | 1 | |||||||
3 | Игры на развитие мелкой моторики | 1 | 1 | |||||||
4 | Игры на развитие памяти | 1 | 1 | |||||||
5 | Игры на развитие воображения | 1 | 1 | |||||||
6 | Игры на эмоциональное развитие | 1 | 1 | |||||||
7 | Игры на общее моторное развитие | 1 | 1 | |||||||
8 | Игры на развитие мышления | 1 | 1 | |||||||
9 | Упражнения на развитие навыков общения | 1 | 1 | |||||||
10 | Упражнения на развитие позитивного Я-образа | 1 | 1 | |||||||
11 | Игры на сплочение группы | 1 | 1 | |||||||
12 | Игры на развитие внимания | 1 | 1 | |||||||
2 триместр | Игры на развитие мелкой моторики | |||||||||
13 | Игры на развитие воображения | 1 | 1 | |||||||
14 | Игры на развитие памяти | 1 | 1 | |||||||
15 | Игры на развитие воображения | 1 | 1 | |||||||
16 | Игры на эмоциональное развитие | 1 | 1 | |||||||
17 | Игры на развитие внимания | 1 | 1 | |||||||
18 | Игры на развитие мышления | 1 | 1 | |||||||
19 | Упражнения на развитие навыков общения | 1 | 1 | |||||||
20 | Упражнения на развитие позитивного Я-образа | 1 | 1 | |||||||
21 | Игры на сплочение группы | 1 | 1 | |||||||
22 | Игры на развитие внимания | 1 | 1 | |||||||
3 триместр | Игры на развитие мелкой моторики | |||||||||
24 | Игры на развитие воображения | 1 | 1 | |||||||
25 | Игры на эмоциональное развитие | 1 | 1 | |||||||
26 | Игры на общее моторное развитие | 1 | 1 | |||||||
27 | Игры на развитие мышления | 1 | 1 | |||||||
28 | Упражнения на развитие навыков общения | 1 | 1 | |||||||
29 | Упражнения на развитие позитивного Я-образа | 1 | 1 | |||||||
30 | Подготовка к отчетному выступлению | 1 | 1 | |||||||
31 | Подготовка к отчетному выступлению | 1 | 1 | |||||||
32 | Итоговое занятие. Отчетное выступление. | 1 | 1 |
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Программа курса имеет практическую направленность, что обусловлено как возрастом детей, так и её целевыми установками. Некоторые термины, которые встретятся при выполнении речевых упражнений и подготовке инсценировок (мимика, интонация, декорация и др.) даются ознакомительно на практическом материале.
Весь курс состоит из 3 разделов: игротренинг, речевые упражнения, импровизации. Программа рассчитана на 32 часа (в 1 классе 32 учебные недели). Для поддержки интереса и работоспособности (дети 6 – 8 лет не могут длительно заниматься одним видом деятельности) на каждом занятии дети будут выполнять упражнения из всех 4 разделов программы.
Раздел I. Игротерапия. Этот раздел включает в себя большое количество игровых упражнений, способствующих психическому и личностному развитию ребенка. Как отмечают психологи, в игровых условиях происходит моделирование системы социальных отношений, их исследование ребенком и ориентировка в этих отношениях, а также формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе игровых правил. Подобранные игры будут направлены на развитие мышления, воображения, памяти, внимания, эмоциональной сферы, мелкой моторики, навыков общения, на сплочение группы и регуляцию поведения.
Раздел II.Упражнения по развитию речи. Основной целью речевых упражнений является обучение способам подготовки речевого аппарата и привитие навыков выразительного чтения. Упражнения включают в себя работу над дикцией и артикуляцией (на материале чистоговорок и скороговорок); выразительное чтение стихов, диалогов из литературных произведений.
Раздел III. Импровизации. В этом разделе используются различные задания, игры и упражнения из театральной педагогики. Выполнение заданий в различных образах (животных, персонажей из сказок, неодушевленных предметов) позволит детям погрузиться в мир фантазии. Чередование функций исполнителя и зрителя поможет ученику продемонстрировать свои умения, заметить и оценить свои промахи и ошибки других. Игры «Зернышко», «Оживи предмет», «Деревянные куклы», «Фотографы», «Живая скульптура», «Изобрази птицу или зверя», «Зеркальное королевство», «Животные в цирке», «Окно», «Мимика и жесты» и др.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Наименование раздела | Формы организации занятий | Методы обучения | Формы подведения итогов |
Игротерапия | Фронтальная, групповая | Игра, тренинг | Игры-соревнования |
Упражнения по развитию речи | Фронтальная, индивидуальная | Упражнение, самостоятельная работа | Конкурс чтецов |
Импровизации | Групповая, парная, индивидуальная | Игра, конкурс, самостоятельная работа | Отчетное выступление |
Условия реализации: учебный кабинет, оснащенный компьтером, колонками,
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для учителя:
- Беляков Е. А. 365 развивающих игр. – М: Рольф, Айрис-пресс, 1999.
- Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции. – Ростов н/Д: Феникс 2007.
- Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. – М.: Школьная пресса, 2000.
- Максаков А. И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – М.: Просвещение, 1983.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Игры народов мира"
Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления "Игры народов мира" для 3 класса (2 часа в неделю)...
Программа внеурочной деятельности "Игры народов мира"
Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления "Игры народов мира" для 3 класса (2 часа в неделю)...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Игры в самих себя"
Рабочая программа ВД по социальному и общекультурному направлению развития личности...
Программа внеурочной деятельности "Игра"
Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности младших школьников, ориентированной на общеинтеллекту –альное направление духовно – нравственного во...
Программа внеурочной деятельности "Игры с мячом" для 1-3 классов
Программа рассчитана на 3 года...
Программа внеурочной деятельности "Игры народов мира" 1 класс
Педагогическая целесообразность: в процессе реализации программы подвижные игры у детей вырабатывается бойцовский характер, упорство, здоровое желание быть лучше других, развивают лидерски...
Рабочая программа внеурочной деятельности «ИГРЫ НАРОДОВ МИРА» 1 КЛАСС
Рабочая программа кружка «Игры народов мира» разработана на основе регионального компонента, в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, компле...