Программа внеурочной деятельности "Театральные игры"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Шепелина Салтанат Закаровна

Программа учитывает возрастные особенности младшего школьника и направлена на снятие физической и психической утомляемости, корректировку речи, различных сторон психики. Кроме того, программа призвана способствовать профилактике асоциального поведения  и социально-педагогической реабилитации неуспешных детей.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralnye_igry.docx31.38 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса «Театральные игры» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные особенности младшего школьника и направлена на снятие физической и психической утомляемости, корректировку речи, различных сторон психики. Кроме того, программа призвана способствовать профилактике асоциального поведения  и социально-педагогической реабилитации неуспешных детей.    

По своей природе театральное искусство наиболее близко детской ролевой игре. Важнейшим компонентом детской игры и театра выступает роль как освоение и познание окружающей действительности, как её художественное отражение. В игровой деятельности роль опосредуется через игровой образ, а в театре – через сценический. Сходными являются и формы организации этих процессов: игра – ролевая и актёрская.

При поступлении  в школу многие дети, особенно не посещавшие детский сад, нечетко говорят, стеснительны, не владеют произвольностью поведения, не могут правильно выразить свои эмоции, у некоторых наблюдаются проблемы с памятью, у некоторых – проблемы в общении со сверстниками.

Игра, игровые упражнения, особенно в первом классе, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде.

Актуальность программы курса «Театральные игры» состоит в том, что игровая театральная деятельность отвечает природосообразности младшего школьного возраста, для которого игра хотя и не является ведущим, но продолжает оставаться важнейшим видом деятельности, создающим условия для личностного развития и творческого самовыражения. 

Программа будет иметь в большей степени социально-педагогическую направленность, а не художественно-эстетическую. Погружаясь в творческий процесс, дети получат опыт и навыки сотрудничества, расширится сфера межличностного общения, самооценки и самореализации детей. На занятиях  будут решаться задачи совершенствования основных психических процессов ребенка  и комплексного развития детских способностей через игру и участие в инсценировках.

          Цель программы:

               Социально-адаптивная: реализовать индивидуальные возможности и потребности  детей в самовыражении и развитии, раскрыть  их творческий потенциал.      

Коррекционно-развивающая: развить психологические, эстетические и этические качества личности.

Обучающая: научить применять  выразительные средства для создания образа персонажа (речевую интонацию, мимику, жест, движение, позу)

Задачи программы:

 - развитие основных психических процессов и качеств (восприятия, памяти, внимания, наблюдательности, фантазии, воображения);

           - развитие навыков общения в коллективе, навыков бесконфликтного общения со сверстниками и взрослыми;

 - раскрытие и развитие творческих способностей детей; 

 - совершенствование  речи, воспитание культуры речевого общения и навыков  публичных выступлений;

           - пробуждение у детей интереса к театральному искусству;

В работе объединения принимают участие дети 6 - 8 лет.

Срок реализации программы – 1 год    

Занятия проходят один раз в неделю.                                                                

Ожидаемые результаты:

- высокий уровень адаптации ребенка к школе, развитость воображения, произвольности внимания, памяти, поведения;

  - раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическая выразительность, навыки имитации), творческая активность ребёнка;

- наличие навыков культуры речевого общения и публичных выступлений;

- сформированность интереса к театрально-игровой деятельности, желание участвовать в театральных постановках и праздниках.

Формы проведения занятий:

 игры и упражнения общего курса (развитие речи, памяти, мышления, воображения, формирование навыков общения);

творческие задания, театрализованные игры.

Формы организации детей: коллективная, индивидуальная, групповая.

Подведение итогов в форме выступления перед детьми и родителями - участие в конкурсах чтецов, творческих фестивалях.

Прогнозируемые результаты:

В процессе занятий дети научатся управлять своим вниманием, у них разовьется ассоциативное мышление, эмоциональная сфера,  способность понимать внутреннее состояние людей по внешним признакам, способность взаимодействовать с партнером.

Дети узнают важнейшие средства выразительности при создании образа персонажа (интонацию, мимику, жест, движение, позу), научатся проявлять артистическую смелость  при выполнении заданий, избавятся от комплексов.

.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Дата

проведения занятия

Наименование разделов и тем

Общ.

кол-

во часов

В том

числе

План

Фактич.

теоретич

практич.

1 триместр

1

Игры на сплочение группы

1

1

2

Игры на развитие внимания

1

1

3

Игры на развитие мелкой моторики

1

1

4

Игры на развитие памяти

1

1

5

Игры на развитие воображения

1

1

6

Игры на эмоциональное развитие

1

1

7

Игры на общее моторное развитие

1

1

8

Игры на развитие мышления

1

1

9

Упражнения на развитие навыков общения

1

1

10

Упражнения на развитие позитивного Я-образа

1

1

11

Игры на сплочение группы

1

1

12

Игры на развитие внимания

1

1

2 триместр

Игры на развитие мелкой моторики

13

Игры на развитие воображения

1

1

14

Игры на развитие памяти

1

1

15

Игры на развитие воображения

1

1

16

Игры на эмоциональное развитие

1

1

17

Игры на развитие внимания

1

1

18

Игры на развитие мышления

1

1

19

Упражнения на развитие навыков общения

1

1

20

Упражнения на развитие позитивного Я-образа

1

1

21

Игры на сплочение группы

1

1

22

Игры на развитие внимания

1

1

3 триместр

Игры на развитие мелкой моторики

24

Игры на развитие воображения

1

1

25

Игры на эмоциональное развитие

1

1

26

Игры на общее моторное развитие

1

1

27

Игры на развитие мышления

1

1

28

Упражнения на развитие навыков общения

1

1

29

Упражнения на развитие позитивного Я-образа

1

1

30

Подготовка к отчетному выступлению

1

1

31

Подготовка к отчетному выступлению

1

1

32

Итоговое занятие. Отчетное выступление.

1

1

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Программа курса имеет практическую направленность, что обусловлено как возрастом детей, так и её целевыми установками. Некоторые термины, которые встретятся при  выполнении речевых упражнений и подготовке инсценировок (мимика, интонация, декорация и др.) даются ознакомительно на практическом материале.

 Весь курс состоит из 3 разделов: игротренинг, речевые упражнения, импровизации. Программа  рассчитана на 32 часа (в 1 классе 32 учебные недели). Для поддержки интереса и работоспособности (дети 6 – 8 лет не могут длительно заниматься одним видом деятельности) на каждом занятии дети будут выполнять упражнения из всех 4 разделов программы.

Раздел I. Игротерапия. Этот раздел включает в себя большое количество игровых упражнений, способствующих психическому и личностному  развитию ребенка. Как отмечают психологи, в игровых условиях происходит моделирование системы социальных отношений, их исследование ребенком и ориентировка в этих отношениях, а также формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе игровых правил. Подобранные игры будут направлены на развитие мышления, воображения, памяти, внимания, эмоциональной сферы, мелкой моторики, навыков общения, на сплочение группы и регуляцию поведения.

 Раздел II.Упражнения по развитию речи. Основной целью речевых упражнений является обучение способам подготовки речевого аппарата и привитие навыков выразительного чтения. Упражнения включают в себя работу над дикцией и артикуляцией (на материале чистоговорок и скороговорок); выразительное чтение стихов, диалогов из литературных произведений.

Раздел III. Импровизации. В этом разделе используются различные задания, игры и упражнения из театральной педагогики. Выполнение заданий в различных образах (животных, персонажей из сказок, неодушевленных предметов) позволит детям погрузиться в мир фантазии. Чередование функций исполнителя и зрителя поможет ученику продемонстрировать свои умения, заметить и оценить свои промахи и ошибки других. Игры «Зернышко», «Оживи предмет», «Деревянные куклы», «Фотографы», «Живая скульптура», «Изобрази птицу или зверя», «Зеркальное королевство», «Животные в цирке», «Окно», «Мимика и жесты» и др.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Наименование

раздела

Формы

организации

занятий

Методы

обучения

Формы

подведения

итогов

Игротерапия

Фронтальная, групповая

Игра,              тренинг

 Игры-соревнования

Упражнения по развитию речи

Фронтальная, индивидуальная

Упражнение, самостоятельная работа

Конкурс чтецов

Импровизации

Групповая, парная, индивидуальная

Игра,   конкурс, самостоятельная работа

Отчетное выступление

Условия реализации: учебный кабинет, оснащенный компьтером, колонками,

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для учителя:

  1. Беляков Е. А. 365 развивающих игр. – М: Рольф, Айрис-пресс, 1999.
  2. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции. – Ростов н/Д: Феникс 2007.
  3. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. – М.: Школьная пресса, 2000.
  4. Максаков А. И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – М.: Просвещение, 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Игры народов мира"

Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления "Игры народов мира" для 3 класса (2 часа в неделю)...

Программа внеурочной деятельности "Игры народов мира"

Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления "Игры народов мира" для 3 класса (2 часа в неделю)...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Игры в самих себя"

Рабочая программа ВД по социальному и общекультурному направлению развития личности...

Программа внеурочной деятельности "Игра"

Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности  младших школьников, ориентированной  на общеинтеллекту –альное направление духовно – нравственного во...

Программа внеурочной деятельности "Игры народов мира" 1 класс

Педагогическая целесообразность: в процессе реализации программы подвижные игры  у детей вырабатывается бойцовский характер, упорство, здоровое желание быть лучше других, развивают лидерски...

Рабочая программа внеурочной деятельности «ИГРЫ НАРОДОВ МИРА» 1 КЛАСС

Рабочая программа кружка «Игры народов мира» разработана на основе регионального компонента, в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, компле...