Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа 2100"
рабочая программа (2 класс) на тему

С.А. Соболева

Рабочая программа включает в себя: 1) пояснительная записка; 2) колендарно- тематическое планирование с УУД; 3) методическое обеспечение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рабочая программа268 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя  общеобразовательная школа

Высокогорненского городского поселения

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

_______Е.В.Кадочникова

протокол №____

от «___»_________

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_______Н.В.Башарина

«___»_________

«Утверждено»

Директор  МБОУ  СОШ

п. Высокогорный

__________Л.В.Жавнерова

 «___»_________

Принято решением педагогического совета

протокол №____

от «___»_________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

2 класс

2015-2016 учебный год

Авторы составители: Соболева Светлана Александровна, учитель первой квалификационной категории.

Рабочая программа по русскому языку  составлена на основе:

- федерального Государственного образовательного стандарта;

- авторской программы  Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В.Прониной, образовательная система «Школа 2100».

Учебник: «Русский язык». Учебник предназначен для учащихся 2-го класса общеобразовательной школы.  Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина.  Издательство «БАЛАСС»   2012 г.

п. Высокогорный

2015  год

Программа для  четырехлетней начальной школы.

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина

Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.

Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту и обеспечена учебниками «Русский язык» для 1–4 классов, авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина (заключения РАН № 10106 -5215/240 (от 01.11.2010) и РАО №01 – 5/7д – 620 (от 20.10.2010).

Пояснительная записка

      Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.

Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе.

Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании.

Цели обучения русскому языку в основной школе:

 - Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения.

 - Формирование элементарной лингвистической компетенции.

Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Цели, задачи и содержание курса русского языка в начальной школе.

Цель определяется как развитие личности ребенка средствами предмета «Русский язык».

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

- Развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры.

- Осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой.

- Формирование у детей чувства языка.

- Воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой.

- Сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.

       В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы «Предложение» и «Текст».

Во 2 классе дети закрепляют признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу; в предложении от слова к слову можно задать вопрос), знакомятся с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией; совершенствуют умение правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать первое слово с заглавной буквы, ставить в конце предложения точку, восклицательный, вопросительный знак или многоточие); читать и произносить их с правильной интонацией; конструировать предложения из слов.

Углубляется понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу, у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чем будет говориться в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, анализировать заглавие, соотносить его с содержанием и главной мыслью, самостоятельно озаглавливать текст и его части. Систематически при работе с текстом идет формирование у детей типа правильной читательской деятельности по той же технологии, что и на уроках чтения: дети учатся самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Это обеспечивает единство подхода к работе с текстом и формирование одного из важнейших навыков – навыка осознанного чтения.

Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово». 

        Слово рассматривается с четырех точек зрения:

звукового состава и обозначения звуков буквами;

морфемного состава и словообразования;

лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления;

грамматического значения.

        В 2 классе происходит закрепление необходимого минимума знаний из области фонетики, которые вводятся в курсе обучения грамоте: звук и буква, звуки гласные и согласные; согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие; слог, слогообразующая роль гласных; ударение, гласные ударные и безударные, слоги ударные и безударные. Развиваются и совершенствуются умения произносить звуки, слышать звучащее слово, соотносить звуковой состав слова и его написание, делать звукобуквенный анализ слов (с составлением схемы слова).

     Отрабатываются знание алфавита и навык его практического использования.

     Фонетические знания и умения являются базовыми для развития следующих орфографических умений:

видеть орфограммы в словах и между словами;

правильно писать слова с изученными орфограммами;

графически обозначать орфограмму и условия выбора (без введения термина «условия выбора орфограммы»);

находить и исправлять орфографические ошибки.

       Чтобы обеспечить преемственность в изучении орфографии между начальной и основной школой и сделать процесс развития орфографических умений более осмысленным, вводится понятие орфограмма (написание, которое нельзя безошибочно установить на слух, написание по правилу). Дети знакомятся с «опасными местами» в словах русского языка (гласные в безударных слогах; звук [й'] после согласных перед гласными; согласные на конце слова; место после ш, ж, ч, щ; место после мягкого согласного), учатся находить эти места в словах, т.е. видеть в словах орфограммы.

Изучаются следующие орфограммы:

Обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь.

Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях.

Буквы и, у, а после шипящих ж, ш, ч, щ.

Разделительные ь и ъ.

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова (на материале двусложных слов).

Проверяемые согласные на конце слова.

Пробел между предлогом и соседним словом.

Кроме того, дети знакомятся с правилами переноса слов и орфограммой-черточкой при переносе.

      Изучение орфографии в начальной школе направлено на то, чтобы помочь детям осознать важность правильного использования языка не только в устной речи, но и на письме, показать, что необходимым компонентом письменной речи является орфографический навык.

     Орфографически правильная письменная речь – залог успешного общения в письменной форме.

    Этот подход заложен уже в пропедевтическом курсе русского языка в период обучения грамоте.

       Второй аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка начальной школы – это его морфемный состав.

        Во 2 классе дается определение корня, однокоренных слов, суффикса, приставки. Систематически проводится наблюдение над однокоренными словами, подбор групп однокоренных слов и выявление признаков, по которым слова являются однокоренными (одинаковый корень и близость слов по смыслу). Дети знакомятся с определенными суффиксами имен существительных: -ок-, -ик-, -тель-, -ушк-, -юшк-, -ёнок-, -онок-, -ят-, -ищ-, их значениями, учатся видеть эти суффиксы в словах, образовывать слова с этими суффиксами. Также происходит знакомство с группой приставок, сходных по написанию с предлогами: с, от, за, на, по, про, до и др.

«Состав слова» – сквозная тема курса русского языка. При изучении всех разделов и тем в каждом классе в качестве дополнительного задания к упражнениям предлагается наблюдение над однокоренными словами и их значением, задания на нахождение однокоренных слов и корня в них; суффикса, приставки; на подбор однокоренных слов. Во 2 классе для анализа предлагаются существительные мужского рода с нулевым окончанием типа дуб – дубок, кот – котенок, стол – столик и т.п., а для изучения приставок и образования слов с помощью приставок – глаголы движения (бежал, побежал, добежал, прибежал и т.п.).

      Третий аспект рассмотрения слова – лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведется наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.

     Четвертый аспект рассмотрения слова – морфологический. 

Морфология – самый сложный для ребенка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определенных мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о  языке как системе и повышения орфографической грамотности.

      Во 2 классе дети знакомятся с группами слов, которые отвечают на определенные вопросы 1) кто? что? 2) какой? какая? какое? какие? 3) что делает? что делал? что сделал?), учатся ставить вопросы к словам, от слова к слову, узнают, что слова, которые отвечают на вопросы «кто?, что?», могут называть один предмет и много предметов; усваивают определения частей речи.

Кроме того, выделяется группа слов, к которым нельзя задать вопрос (предлоги, союзы, а также слова, которые выражают чувства, но не называют их – без введения термина «междометие»). Так постепенно у детей складывается представление о трех группах слов в русском языке – самостоятельных (знаменательных), служебных, междометиях и об их функциях в речи.

       В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.

       Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.

Основные направления работы по развитию речи:

1. Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.

2. Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, текстов.

3. Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.

4. Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.

     Таким образом, курс русского языка, имеющий практическую направленность, выявляет значимость всех единиц языка для успешного общения, сообщает необходимые знания об этих единицах языка, формирует учебно-языковые, грамматические, речевые и правописные умения и навыки, необходимые для успешного общения.

      Отличие данной программы от других действующих в традиционной системе обучения и развивающих системах заключается в том, что:

1. Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс: овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение систематических знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.

2. Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звукобуквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.

3. Введено понятие «орфограмма», названы опознавательные признаки орфограмм.

4. Сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами, которое вызывает у детей живой интерес.

5. Состав слова и лексика – «сквозные темы» всего курса.

6. Усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объем изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.

7. Изучение языкового материала мотивировано его значимостью для успешного общения.

8. Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках чтения и русского языка – формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приемов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста.

В авторскую программу изменения не внесены.

Содержание программы

170 часов (5 часов в неделю)

Слово (введение). 

Чем мы будем заниматься на уроках русского языка.

Звуки, части слова, слова, предложения, текст.

Предложение. 

Признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, произносится с повествовательной, вопросительной или восклицательной интонацией; слова в предложении связаны по смыслу). Умение членить сплошной текст на предложения (определять границы предложений на основе смысла и интонации, оформлять предложение на письме). Конструирование предложений из слов, наблюдение за порядком слов в предложениях.

Нахождение в предложении слов, составляющих его грамматическую основу (без введения этого понятия): о ком или о чем говорится в предложении? Что говорится? Умение устанавливать связи между словами в предложениях с помощью вопросов, выделять из предложения пары слов, связанных при помощи вопроса.

Текст. 

Понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; по заглавию можно определить, о чем будет говориться в тексте).

Формирование типа правильной читательской деятельности – умение самостоятельно осмысливать текст до чтения (с помощью заглавия, иллюстрации, ключевых слов), во время чтения (в ходе постановки вопросов к тексту и ответов на них, т.е. диалога с автором) и после чтения (в ходе ответов на вопросы к тексту в целом). Развитие умения находить в тексте главную мысль, соотносить ее с заглавием; самостоятельно выбирать заглавие к тексту из ряда данных.

Слово (продолжение). 

1. Слова, которые отвечают на вопросы кто?, что?, какой?, какая?, какое?, какие?, что делает?, что делал?, что сделал? Развитие умения ставить вопросы к словам. Связь слов в предложении.

Слова, к которым нельзя задать вопрос (предлоги; слова, выражающие чувства, но не называющие их – без введения понятия «междометие»). Раздельное написание предлогов с другими словами (орфограмма-пробел); умение видеть и графически обозначать эту орфограмму.

2. Наблюдение над лексическим значением слова, над тем, что слово может иметь несколько значений, над прямым и переносным значением слова (без введения специальной терминологии). Особенности словоупотребления, сочетаемости слов. Нахождение в тексте слов со сходным значением, с противоположным значением.

3. Части слова. Корень (определение), однокоренные слова (определение). Наблюдение над лексическим значением однокоренных слов, над единообразием написания корня в однокоренных словах. Умение подбирать однокоренные слова.

Суффикс (определение). Суффиксы -ок-, -ик-, -ушк-, -юшк-, -онок-, -ёнок-, -ат-, -ят-, -тель-, -ищ-, их значения. Умение видеть эти суффиксы в словах, образовывать слова с данными суффиксами (на материале существительных мужского рода с нулевым окончанием).

Приставка (определение). Образование слов с приставками (на материале глаголов движения типа летел, полетел, улетел, прилетел и т.п.), наблюдение над ролью приставки в слове. Разграничение приставок и предлогов с, на, за, до, по, про, от и т.п.

4. Алфавит. Знание букв в алфавитном порядке, умение правильно называть буквы. Практическая значимость знания алфавита.

5. Орфография. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях. Наблюдение над несоответствием произношения и написания слов. Умение слышать и видеть в словах «опасные» места: гласные в безударных слогах; согласные на конце слова, звук [й’] после согласных перед гласными; место после мягкого согласного, после звуков и букв ж, ш, ч, щ.

Орфограмма. Знакомство с орфограммами:

   - Буквы и, у, а после шипящих ж, ш, ч, щ.

   - Обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я.

   - Ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; написание буквосочетаний чк, чн в словах.

   - Ъ и ь разделительные.

   - Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова (на материале двусложных слов).

   - Проверяемые согласные на конце слова.

     Развитие умений видеть орфограммы в словах, писать слова с этими орфограммами, графически обозначать орфограмму и условия выбора (шил; дуб – дубы; росА – рОсы; ручной; Олег; пень; объявление).  

Повторение. 

Развитие речи осуществляется на каждом уроке русского языка при изучении программного материала и ведется в нескольких направлениях:

1. обогащение словарного запаса детей – количественное (в ходе образования новых слов с помощью суффиксов и приставок) и качественное (уточнение и разъяснение лексического значения слов);

2. развитие грамматического строя речи (анализ и построение предложений, словосочетаний);

3. развитие связной устной речи (ответы на вопросы, составление предложений и небольших текстов), письменной речи (составление и запись предложений, небольших текстов из 5–6 предложений, свободные диктанты, письменные изложения с предварительной подготовкой);

4. обучение правильному произношению слов, ударению, интонированию.

Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв и соединений, гигиенических навыков письма. Совершенствование навыка письма в одну линейку.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета.

Личностными результатами являются следующие умения:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст. Выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей.

Метапредметными результатами  является формирование УУД:

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
  • учиться работать по предложенному плану.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике, в словаре;
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другу: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме ( на уровне предложения и небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему ( заголовок), ключевые слова;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать  паре, группе.

Предметными результатами является формирование следующих умений:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
  • понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст; делить текст на части;
  • подробно и выборочно пересказывать текст;
  • правильно называть звуки в слове; делить слова на слоги, ставить ударение. Различать ударный и безударный слог;
  • делить слова на части для переноса;
  • производить звуко — буквенный анализ слова;
  • правильно списывать  слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
  • писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
  •  видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
  • - писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; безударные гласные, проверяемые ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые согласные на конце слов; сочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определенные программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;
  • находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
  •  ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чем говорится в предложении и что говорится; составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
  •  предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;

  • находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки,
  • образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
  •  обращать внимание на особенности употребления слов;
  • составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему и записывать его с помощью учителя.

Тематическое планирование.

Русский язык.

 2 класс.

Авторы учебника: Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В. Пронина.

Издательство «БАЛАСС»с  2012 г.

5 ч в неделю

по программе 170 ч

Программа «Школа 2100», руководитель издательской программы – Р.Н. Бунеев

№ п/п

Тема урока

Кол-во

ча-сов

Дата

Характеристика деятельности

учащихся

I ч.

Вводный урок. Знакомство с новым  учебником «Русский язык»

1

01.09.15г.

Знакомиться с новым учебником (обложка, условные знаки, оглавление и т.п.)

Что мы знаем о слове? (Лексическое значение слова)

1

02

Толковать значение слова (находить в словаре, подбирать синонимы).

Подбирать однокоренные слова к данному с         опорой на словарь.

Характеризовать слово с четырёх позиций (лексическое значение, состав слова и однокоренные слова; звуковой и буквенный состав; грамматические признаки – на какой вопрос отвечает) и составлять предложение с данным словом. (повышенный уровень – П)

Находить опасные места в словах

Что мы знаем о слове?

(Лексическое значение слова.  Состав слова.)

1

03

Как устроен наш язык?

1

04

Опасные места в словах русского языка.

1

07

Опасные места в словах русского языка.

Обобщение по разделу.

1

08

Входной контрольный диктант.

1

09

Признаки предложения. Проверочное списывание.

1

10

Называть признаки предложения.

Отличать предложение от группы слов,          записанных как предложение

Составлять      схемы предложений и  предложения  по схемам.          

Списывать предложения, правильно

 оформлять их на письме.

 Ставить знаки завершения в предложении, выбирать знак в соответствии со смыслом и  интонацией предложения.

Читать предложения с разной  интонацией.

Составление предложений по схемам.

1

11

  1.  

Признаки предложения.

Оформление предложений на письме.

1

14

Развитие умения правильно списывать и оформлять предложения на письме.

1

15

Развитие умения правильно списывать предложения и соотносить их со схемой.

1

16

Конструирование предложений.

1

17

Знаки препинания в конце предложения.

1

18

Знаки препинания в конце предложения.

Чтение предложений с различной интонацией.

1

21

Что мы знаем о предложении? (Обобщение)

1

22

Повторение. Предложение.

1

23

Проверочная работа №1

1

24

«Пишу правильно» (Работа над ошибками)

1

25

Признаки текста.

1

28

Называть признаки текста.

Отличать текст от набора предложений, записанных как текст.

Озаглавливать текст, выбирать подходящие заглавия из данных.

Осознавать связь заголовка с темой текста, с главной мыслью.

Конструировать тексты из рассыпанных предложений, абзацев.

Списывать текст по заданному алгоритму, контролировать этапы работы.

Роль заглавия в тексте.

1

29

Связь заглавия и главной мысли текста.

1

30

Связь заглавия и главной мысли текста. Основные признаки текста.

1

01.10.

Озаглавливание текстов.

1

02

Озаглавливание текстов.

1

05

Конструирование текстов.

1

06

Конструирование текстов.

1

07

Конструирование текстов, предложений.

1

08

29-31

Повторение. Текст.

3

09,12,13

32

Проверочная работа №2

1

14

33

«Пишу правильно» (Работа над ошибками)

1

15

Выполнять  самоанализ работы.

34

Какие слова отвечают на вопрос кто? А какие на вопрос что?

1

16

Вести диалог с автором при чтении текста.  

(П)

Ставить к словам вопросы кто? и  что?

 Различать слова, которые называют одушевлённые и неодушевлённые предметы.

Классифицировать слова по вопросу.

Объединять слова в тематические группы.  (П)

Конструировать словосочетания и предложения.

Осуществлять взаимоконтроль при работе в паре.

35

Слова, которые называют одушевленные и неодушевленные предметы.

1

19

36

Объединение слов в тематические группы.

1

20

37

Конструирование сочетаний слов и предложений.

1

21

38

Развитие умения ставить вопросы кто? что? к словам

1

22

39

Развитие умения ставить вопросы кто? что? к словам

1

23

40

Наблюдение над словами-признаками. Развитие умения ставить к ним вопросы.

1

26

41

Как связаны между собой слова-названия и слова-признаки.

1

27

42

Как связаны между собой слова-названия и слова-признаки.

1

28

43

Как связаны между собой слова-названия и слова-признаки.

1

29

44

Развитие умения находить в предложениях слова, которые отвечают на вопросы кто? что? и какой?, какая?, какое?, какие?

1

30

                           II  четверть

45

Развитие умения подбирать слова-признаки.

1

09.11.

Наблюдать за словами, обозначающими признаки предметов, действия предметов.

Ставить к словам вопросы какой? какая? и т.п. и что делает? что делал? и т. д.

Ставить вопрос от слова к слову (кто?.. какой?  Кто?.. что делает?)

Устанавливать в предложении действующее лицо или предмет.

Находить в предложениях слова, отвечающие на данные вопросы.

Группировать слова по вопросам. Конструировать предложения из слов с опорой на вопросы

46

Развитие умения подбирать слова-признаки.

1

10

47,

48

Закрепление и повторение изученного.

2

11,12

49

Проверочная работа №3

1

13

50

«Пишу правильно» (Работа над ошибками)

1

16

51

Наблюдение над словами, обозначающими действие предмета. Развитие умения ставить к ним вопросы.

1

17

52

Развитие умения ставить вопрос к словам, обозначающим действия предмета.

1

18

53

Развитие умения находить в предложениях пары слов, отвечающих на вопросы кто? что делает?

1

19

54

Грамматическая основа предложения.

1

20

55

Развитие умения находить грамматическую основу предложения.

1

23

56

Развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложении.

1

24

57

Развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложении.

1

25

58

Развитие умения устанавливать действующее лицо или предмет в предложении.

1

26

59

Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы.

1

27

60

Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы.

1

30

61

Повторение.  Конструирование предложений.

1

01.12.

62

Проверочная работа №4

1

02.

63

«Пишу правильно» (Работа над ошибками)

1

03

64

Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи.

1

04

Находить в предложении (тексте) слова, выражающие различные чувства, характеризовать их роль в речи.

Сравнивать слова, называющие предметы, признаки и действия, и слова, выражающие чувства, но не называющие их.

Находить в предложении предлоги.

Характеризовать роль предлогов в речи.

Писать предлоги раздельно

65

Сравнение слов-названий, слов-признаков и действий и слов, выражающих различные чувства.

1

07

66

Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами.

1

08

67

Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами.

1

09

68

Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами.

1

10

69

Проверочная работа №5

1

11

70

«Пишу правильно» (Работа над ошибками)

1

14

71

Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами.

1

15

72

Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.

1

16

Наблюдать за однокоренными словами. Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня.  Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова.

Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем (горе, гора, гореть).

73

Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов.

1

17

74

Распознавание однокоренных слов.

1

18

75

Роль суффикса в слове. Определение суффикса.

1

21

Выделять суффикс и приставку в доступных словах.

Характеризовать роль суффикса и приставки в слове.

Разбирать слова по составу, приводить доказательства правильности разбора.

 Образовывать слова с помощью суффиксов и приставок.

Группировать слова по заданному признаку.

76

Развитие умения находить в словах суффиксы.

1

22

77

Проверочное списывание.

1

23

78

«Пишу правильно» (Работа над ошибками)

1

24

79

Развитие умения находить в словах суффиксы.

1

25

                      3 ч.

80

Роль приставки в слове. Определение приставки.

1

11.01.16г.

81

Развитие умения находить в словах приставки и образовывать слова с помощью приставок.

1

12.

Контролировать правильность объединения слов в группы, находить лишнее слово.

Различать одинаково пишущиеся  приставки и предлоги (под, за, по, на, и т.п.)  ( П )

82

Значение приставок. Слитное написание приставок.

1

13

83

Развитие умения различать приставки и предлоги.

1

14

84

Развитие умения различать приставки и предлоги.

1

15

85,

86

Повторение. Разбор по составу.

2

18,19

87

Проверочная работа №6

1

20

88

«Пишу правильно» (Работа над ошибками)

1

 21

89

Закрепление знания порядка букв русского алфавита.

1

22

Называть правильно буквы в алфавитном порядке.

Объяснять, где и когда в жизни может понадобиться знание алфавита.

Расставлять заданные слова в алфавитном порядке.

Писать заглавную (большую) букву в именах собственных, географических названиях.  Различать и объяснять написание типа пушок и Пушок.

Писать сочинение по картинке, проверочный диктант.

Проверять письменную работу по алгоритму

(нахождение «опасных мест» по опознавательным признакам, графическое обозначение, исправление ошибки, если она обнаружена)

Выполнять работу над ошибками под руководством учителя.

90

Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

1

25

91

Развитие умения писать большую букву в именах людей.

1

26

92

Развитие умения писать большую букву в отчествах людей.

1

27

93

Развитие умения писать большую букву в именах сказочных героев.

1

28

94

Развитие умения писать большую букву в названиях городов, сёл, деревень.

1

29

95

Развитие умения писать большую букву в названиях рек и морей.

1

01.02.

96

Написание слов типа орёл и Орёл.

1

02

97

Упражнения в правописании имен собственных.

1

03

98

Упражнения в правописании имен собственных.

1

04

99

Р/р  Сочинение по картинке.

1

05

100

«Пишу правильно». (Работа над ошибками)

1

08

101

Закрепление изученного.

1

09

102

Проверочный диктант №1

1

10

103

«Пишу правильно» (Работа над ошибками)

1

11

104

Написание букв и, а, у после шипящих (повторение).

1

12

Наблюдать за написанием слов, выявлять закономерность, формулировать орфографическое правило с помощью учителя. Находить по определённым признакам изучаемые орфограммы-буквы в словах.

Подчёркивать орфограмму одной чертой.

Обозначать графически выбор написания. Проверять себя по учебнику, по орфографическому словарю, проводить графическую самопроверку.   (П)

Слушать и выделять в словах звуки, которые помогают обнаружить в слове орфограмму:

( Й), (Ж), (Ш), (Ч), (Щ ).

105

Что такое орфограмма? Орфографическое правило.

1

15

106

Упражнения в написании буквы и после ж и ш. Обозначение орфограммы.

1

16

107

Упражнения в написании буквы и после ж и ш. Обозначение орфограммы.

1

17

108

Наблюдение за написанием буквы а после ч и щ.

1

18

109

Упражнения в написании буквосочетаний ча-ща. Развитие орфографических умений.

1

19

Писать графический диктант.  (П) Писать свободный диктант после предварительной подготовки.

Писать подробное обучающее изложение текста-повествования (письменно пересказывать текст) после предварительной подготовки.

Соотносить количество звуков и букв в словах с буквами ь, ъ, е, ё, ю, я.

Наблюдать за написанием слов, выявлять закономерность, формулировать орфографическое правило с помощью учителя. Находить по определённым признакам изучаемые орфограммы-буквы в словах.

Подчёркивать орфограмму одной чертой.

Обозначать графически выбор написания. Проверять себя по учебнику, по орфографическому словарю, проводить графическую самопроверку.   (П)

110

Упражнения в написании буквосочетаний ча-ща. Развитие орфографических умений.

1

22

111

Наблюдение за написанием буквы у после ч и щ.

1

24

112

Упражнения в написании буквосочетаний чу-щу.

1

25

113

Упражнения в написании буквосочетаний чу-щу.

1

26

114

Упражнения в написании букв и, а, у после шипящих.

1

29

115

Упражнения в написании букв и, а, у после шипящих.

1

01.03.

116

Повторение. Упражнения в написании буквосочетаний.

1

02

117

Проверочный диктант №2

1

03

118

«Пишу правильно» (Работа над ошибками)

1

04

119

Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме.

1

07

120

Буква ь на конце и в середине слова.

1

09

121

Правописание буквы ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова.

1

10

122

Слова, в которых пишется и не пишется буква ь.

1

11

123

Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, щн и с буквой ь.

1

14

124

Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, щн и с буквой ь.

1

15

125

Контрольное списывание.

1

16

126

«Пишу правильно». Звук [й] и его обозначение на письме.

1

17

127

Разделительный ь.  Правописание слов с разделительным ь.

1

18

Наблюдать за написанием слов с разделительными ь и Ъ знаками, выявлять закономерность, формулировать орфографическое правило с помощью учителя. Находить по определённым признакам изучаемые орфограммы-буквы в словах.

Подчёркивать орфограмму одной чертой.

Обозначать графически выбор написания. Проверять себя по учебнику, по орфографическому словарю, проводить графическую самопроверку.   (П)

128

Разделительный ь.

 Правописание слов с разделительным ь.

1

21

129

Правописание слов с разделительным ь и с ь для обозначения мягкости согласных на письме.

1

22

130

Правописание слов с5разделительным ь и с ь для обозначения мягкости согласных на письме.

1

23

131

Правописание слов с разделительным ъ.

1

24

132

Правописание слов с разделительным ъ.

1

25

                            4 ч.

133

Проверочный диктант №3

1

04.04.

134

«Пишу правильно» (Работа над ошибками)

1

05

135

Развитие умений делить слово на слоги, определять количество слогов, ставить ударение.

1

06

Развивать умения делить на слоги, определять количество слогов, ставить ударение.

136

Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне.

1

07

Группировать слова с изученными орфограммами.

Подбирать слова с указанными орфограммами  ( самодиктант )

137

Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне.

1

08

Наблюдать за написанием слов с безударными гласными в корне слова, выявлять закономерность, формулировать орфографическое правило с помощью учителя. Находить по определённым признакам изучаемые орфограммы-буквы в словах.

Подчёркивать орфограмму одной чертой.

Обозначать графически выбор написания. Проверять себя по учебнику, по орфографическому словарю, проводить графическую самопроверку.   (П)

138

Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов.

1

11

139

Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов.

1

12

140

Р/р Свободный диктант .

1

13

141

Обучение применению правила.

1

14

142

Упражнения в написании слов с безударной гласной в корне.

1

15

143

Проверочный диктант №4

1

18

144

«Пишу правильно» (Работа над ошибками)

1

19

145

Обобщающий урок по разделу в форме игры «Счастливый случай».

1

20

146

Оглушение звонких согласных на конце слова.

1

21

147

Знакомство с новой орфограммой.

1

22

148

Проверочная работа № 7.

1

25

149

Развитие умения писать слова с проверяемыми согласными на конце слова.

1

26

Наблюдать за написанием слов с проверяемыми согласными на конце слова, выявлять закономерность, формулировать орфографическое правило с помощью учителя. Находить по определённым признакам изучаемые орфограммы-буквы в словах.

Подчёркивать орфограмму одной чертой.

Обозначать графически выбор написания. Проверять себя по учебнику, по орфографическому словарю, проводить графическую самопроверку.   (П)

150

Развитие умения писать слова с проверяемыми согласными на конце слова.

1

27

151

Развитие умения писать слова с проверяемыми согласными на конце слова.

1

28

152

Развитие умения писать слова с проверяемыми согласными на конце слова.

1

29

153

Развитие умения писать слова с проверяемыми согласными на конце слова.

1

03.05.

154

Р/р  Свободный диктант

1

04

155

Р/р  Обучающее изложение

1

05

156

Повторение.

«Пишу правильно» (Работа над ошибками)

1

06

157

Р/р  Текст.

1

10

Называть признаки текста.

Отличать текст от набора предложений, записанных как текст.

Озаглавливать текст, выбирать подходящие заглавия из данных.

Осознавать связь заголовка с темой текста, с главной мыслью.

Конструировать тексты из рассыпанных предложений, абзацев.

Списывать текст по заданному алгоритму, контролировать этапы работы.

158

Проверочный диктант №5

1

11

159

«Пишу правильно» (Работа над ошибками)

1

12

160

Р/р  Повторение. Свободный диктант

1

13

161

Р/р  Предложение .

1

16

Наблюдать за написанием слов, выявлять закономерность, формулировать орфографическое правило с помощью учителя. Находить по определённым признакам изучаемые орфограммы-буквы в словах.

Подчёркивать орфограмму одной чертой.

Обозначать графически выбор написания. Проверять себя по учебнику, по орфографическому словарю, проводить графическую самопроверку.   (П)

162

Р/р   Обучающее изложение

1

17

163

Слово. Состав слова. Однокоренные слова.

1

18

164

Повторение и классификация изученных орфограмм.

1

19

165

Итоговая контрольная работа.

1

20

166

«Пишу правильно» (Работа над ошибками).

1

23

167

Мониторинг.

1

24

168-172

Повторение и классификация изученных орфограмм

5

25,26,27,30.31.

I

II

III

IV

За год

По программе

44

35

53

38

170

Фактически дано

172

Методическое обеспечение курса «Русский язык»

ПРОГРАММА:

Программы образовательной системы «Школа 2100»,  Москва:  БАЛАСС, 2011.

УЧЕБНИК:

 Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык». Учебник, 2 класс. Москва. «Баласс». 2012г.

РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ:

Н.А.Исаева «Рабочая тетрадь по русскому языку», 2 класс, Москва. «Баласс». 2014 г.

М.А. Яковлева «Тетрадь по чистописанию», 2 класс, Москва. «Баласс». 2013 г.

Л.Ю. Комиссарова «Дидактический материал» к учебнику «Русский язык» для 2 класса. Москва. «Баласс». 2013 г.

 Е.В. Бунеева «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (вар. 1 и 2) для 2 класса. Москва. «Баласс». 2013 г.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ:

Методические  рекомендации  для учителя «Русский  язык», 1-2 класс, Москва. «Баласс». 2013 г.

Электронно-программное обеспечение. Игры и задачи. 1-4 класс. Образовательная система «Школа 2100»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 2 класс . УМК "Школа 2100"

Учебный год начинается с рабочей программы. Надеюсь эта программа пригодится вам . Составлена с учётом требованиёй ФГОС....

Рабочая программа 3 класс УМК "Школа 2100"

Рабочая программа по программе 2100 по предметам: русский язык, математика, окружающий мир и ОБЖ, изо, технология и информатика....

рабочие программы 1 класс по "Школа 2100"

рабочие программы по математике , русскому языку, чтении, окружающему миру, труду....

Рабочие программы 3 класс УМК "Школа 2100"

Рабочие программы по предметам и календарно-тематическое планирование....

Рабочие программы 4 класс УМК "Школа 2100"

Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по предметам....

Рабочая программа 1 класс ОС "Школа 2100" в соответствии с требованием ФГОС

Этот документ содержит рабочую программу 1 класс ОС "Школа 2100" по предметам: обучение грамоте, письмо, русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир, математика, технология, изобрази...

Рабочая программа 4 класс УМК "Школа 2100"

Календарно-тематическое планирование для 4 класса УМК "Школа 2100"...