Учимся общаться, познавая родной край
рабочая программа по теме
Программа «Учимся общаться, познавая родной край» предназначена для организации внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС.
В программе описываются цели и задачи внеурочной деятельности, содержание и тематическое планирование, а также
результаты реализации программы. Адресуется учителям начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhanie_programmy.docx | 89.91 КБ |
Предварительный просмотр:
АННОТАЦИЯ ПРОГРАММЫ
Программа «Учимся общаться, познавая родной край» предназначена для организации внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС. В программе описываются цели и задачи внеурочной деятельности, содержание и тематическое планирование, а также
результаты реализации программы. Адресуется учителям начальных классов.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка.
2.Содержание и тематическое планирование программы.
2.1. Понимаем наш поселок. 1 класс.
2.2. Живем в нашем поселке. 2-3 классы.
2.3.Участвуем в развитие поселка. 4 класс.
3.Диагностика результативности.
4.Ресурсы.
5.Список литературы и электронных информационных источников.
6. Приложение.
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
«УЧИМСЯ ОБЩАТЬСЯ, ПОЗНАВАЯ РОДНОЙ КРАЙ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
Данная образовательная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников.
Образовательная программа ориентирована на достижение воспитательных результатов проблемно – ценностного общения на краеведческом содержании.
Программа является модульной и состоит из трех модулей (общим объёмом 135 ч), содержание которых предназначено для достижения результатов внеурочной деятельности школьников трёх уровней.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний
(об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Родина, малая родина, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов.
Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов.
Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4 классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия, т.е. достижение третьего уровня результатов.
Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределённость должны быть в известной степени ограниченны.
При организации внеурочной деятельности школьников необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.
Результат — это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности.
Эффект – это последствие результата. Например, приобретённое знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
Итак, воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.
Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей.
У школьников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в различных её аспектах.
Приведем лаконичную формулировку трех уровней результатов внеурочной деятельности школьников по данной программе:
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь родного поселка.
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь родного поселка.
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни родного поселка.
Основные принципы программы проблемно – ценностного общения школьников:
Принцип диалогичности рассматривается как условие реализации субъект-субъектных отношений между педагогом и ребёнком в противоположность субъект-объектным (монологическим) отношениям.
Принцип природосообразности предполагает, что проблемно-ценностное общение школьников должно согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать учащегося сообразно полу и возрасту, формировать ответственность за собственное развитие.
Принцип культуросообразности предполагает, что проблемно-ценностное общение школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, их специфическими особенностями, традициями, присущими тем или иным регионам.
Трактовка принципа коллективности предполагает, что проблемная коммуникация, осуществляясь в детско-взрослых общностях, коллективах различного типа, даёт юному человеку опыт жизни в обществе, опыт понимания и взаимопонимания с окружающими, создаёт условия для формирования гражданского самопознания, самоопределения и самореализации.
Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой и историей.
Таким образом, цель настоящей внеурочной программы:
формирование у школьников способности и готовности к ответственному проблемно-ценностному общению, как в школьной, так и в открытой общественной среде (на основе краеведческого содержания).
Задачи:
-формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
-формирование у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.
-ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей, укрепление авторитета семьи.
В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные направления внеурочной деятельности:
- духовно – нравственное;
-спортивно-оздоровительное;
- художественно-эстетическое;
-научно-познавательное;
-военно-патриотическое;
-общественно-полезное.
Для реализации программы доступны следующие виды внеурочной деятельности:
- игровая деятельность;
- познавательная деятельность;
- проблемно-ценностное общение;
- досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
- художественное творчество;
- социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
- трудовая деятельность;
- спортивно-оздоровительная деятельность;
- краеведческая деятельность.
Данная программа объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение поставленных в программе задач воспитания и социализации.
Формы организации занятий:
-беседа;
-индивидуальная и групповая работа;
-ролевые игры, игры-путешествия, инсценирование;
-познавательная игра;
-чтение, показ (демонстрация);
-работа с видеоматериалом, со вспомогательными пособиями: изображениями;
рисунками, разрезным материалом и т.д.;
-выставки фотографий, рисунков.
Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами, второй уровень – более сложными, третий уровень – самыми сложными формами внеурочной деятельности.
Например, в такой форме проблемно-ценностного общения как этическая беседа вполне можно выйти на уровень знания и понимания школьниками обсуждаемого жизненного сюжета (проблемы). Но поскольку в этической беседе основной канал общения «педагог – дети», а непосредственное общение детей друг с другом ограничено, то в этой форме довольно трудно выйти на ценностное отношение школьников к рассматриваемой проблеме (именно в общении со сверстником, «себе подобным» ребёнок устанавливает и проверяет свои ценности). Для запуска ценностного самоопределения нужны уже другие формы – дебаты, тематический диспут. Участвуя в дебатах, школьники получают возможность с разных сторон посмотреть на проблему, обсудить положительные и отрицательные моменты, сравнить свое отношение к проблеме с отношением других участников. Однако дебаты, будучи во многом игровой формой коммуникации, не ставят ребенка, подростка перед необходимостью лично отвечать за свои слова, перейти от слов к делу (то есть эта форма не нацелена на выход школьника в самостоятельное социальное действие, хотя это и может случиться с конкретным школьником в силу его личных особенностей). Такая необходимость диктуется другой формой – проблемно-ценностной дискуссией, где участники высказываются только от себя лично, а любое наигрывание чревато разоблачением и критикой (особенно, если в дискуссии участвуют внешние эксперты, незаинтересованные в подыгрывании детским мнениям). Проблемно-ценностная дискуссия выводит участников на ту грань, когда за словами «Я считаю…» следует «и я готов это сделать».
Программа реализуется школой в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы:
- муниципальное учреждение дополнительного образования детей Костромского района (Дом творчества юных);
- центр занятости населения;
- отдел социальной защиты Костромского района;
- администрация сельского поселения;
- сельская библиотека;
- сельский Дом культуры;
- детский сад.
Таким образом, выпускники начальной школы должны уметь общаться с людьми, знать историю родного поселка, жизнь и деятельность людей, внесших вклад в развитие поселка, любить и развивать родной край.
Преимущественные формы достижения
воспитательных результатов внеурочной деятельности
по программе «Учимся общаться, познавая родной край» по модулям
Уровень результатов Виды внеурочной деятельности | 1 модуль. (1 класс) Понимаем наш поселок. (Приобретение социальных знаний) | 2модуль. ( 2-3 класс) Живем в нашем поселке. (Формирование ценностного отношения к социальной реальности) | 3модуль. (4 класс) Участвуем в развитие поселка. (Получение опыта самостоятельного общественного действия) | |||
1. Игровая | Игра с ролевым акцентом | |||||
Игра с деловым акцентом | ||||||
Социально моделирующая игра | ||||||
2. Познавательная | Познавательные беседы, предметные факультативы, олимпиады | |||||
Дидактический театр, общественный смотр знаний, интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?» | ||||||
Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т. п.), школьный музей-клуб | ||||||
3.Проблемно-ценностное общение | Этическая беседа | |||||
Дебаты, тематический диспут | ||||||
Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов | ||||||
4.Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение) | Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, галерею | |||||
Концерты, инсценировки, праздничные «огоньки» на уровне класса и школы | ||||||
Досугово-развлекательные акции школьников в окружающем школу социуме (благотворительные концерты, гастроли школьной самодеятельности и т.д.) | ||||||
5.Художественное творчество | Занятия объединений художественного творчества | |||||
Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе | ||||||
Художественные акции школьников в окружающем школу социуме | ||||||
6. Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность) | Социальная проба (инициативное участие ребёнка в социальном деле, акции, организованной взрослым) | |||||
КТД (коллективно-творческое дело) | ||||||
Социально-образовательный проект | ||||||
7.Трудовая (производственная) деятельность | Занятия по конструированию, кружки технического творчества, домашних ремёсел | |||||
Трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры («Почта», «Фабрика»), детская производственная бригада под руководством взрослого | ||||||
Совместное образовательное производство детей и взрослых | ||||||
8. Спортивно-оздоровительная деятельность | Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах | |||||
Школьные спортивные турниры и оздоровительные акции | ||||||
Спортивные и оздоровительные акции школьников в окружающем школу социуме | ||||||
9. Туристско- краеведческая деятельность | Образовательная экскурсия, туристическая поездка, краеведческий кружок | |||||
Туристский поход, краеведческий клуб | ||||||
Туристско-краеведческая экспедиция Поисково-краеведческая экспедиция Школьный краеведческий музей |
Основные понятия:
Общение1 – это обмен духовными ценностями…который происходит в форме диалога…как с «другими Я», так и в процессе взаимодействия с окружающими людьми.
Социализация — усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений.
Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Сроки реализации программы
На реализацию программы отводится четыре года (135 часов)
№ | Класс | Наименование модуля | Количество часов |
1 модуль | 1класс | Понимаем наш поселок | 33 |
2 модуль | 2-3 класс | Живем в нашем поселке | 68 |
3 модуль | 4 класс | Участвуем в развитии нашего поселка | 34 |
________________________________________________________________________
1Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников.- М.: Педагогика, 1984.-с. 15.
Предполагаемые результаты
Первый модуль
(1 класс)
Понимаем наш поселок
Предполагаемый результат – приобретение школьником социальных знаний
об общественных нормах (поведение в школе, на улице, на природе, в общественных местах); устройстве общества (семья, класс, школа, поселок); о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе (вредные и полезные привычки); первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй модуль
( 2-3 класс)
Живем в нашем поселке
Предполагаемый результат-получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Родина, Малая родина, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий модуль
( 4 класс)
Участвуем в развитие поселка
Предполагаемый результат – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 модуль (1 класс). Понимаем наш поселок
№ | Тема | Содержание | Виды и формы деятельности |
1 | «Здравствуй, школа» Учимся жить вместе. | Экскурсия по школе. Правила поведения в школе. Обмен мнениями об увиденном. | Проблемно- ценностное общение. |
2 | «Первый день в школе» | Обмен впечатлениями о первом школьном дне. Конкурс рисунков. Выставка рисунков. Обсуждение. | Художественное творчество. Проблемно- ценностное общение. |
3 | «Кто я» | Деловая игра. Распределение ролей, Проигрывание различных ситуаций. | Проблемно- ценностное общение. Игровая деятельность. |
4 | «Плохо одному» | Разговор на тему: «Плохо одному»Необходимость человека в общении. Речь - важнейшее средство общения. | Проблемно- ценностное общение. |
5 | «Товарищи и друзья» | Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа. Чтение произведений детских писателей на тему: «Товарищи и друзья» Обсуждение прочитанного. | Познавательная деятельность. Проблемно- ценностное общение. |
6 | «Искусство делать подарки» | Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций. Изготовление подарков для пожилых людей. | Познавательная деятельность. Проблемно- ценностное общение. |
7 | «Доброта начинается с детства» | Посещение пожилых людей нашего поселка, поздравление с праздником. Понятия «пожилые люди». Проявления чуткости и уважения, заботы и сострадания, помощи в повседневной жизни. | Проблемно- ценностное общение Социальное творчество |
8 | «Моя малая родина» | Экскурсия по родному поселку. Знакомство с жизненно – важными объектами поселка. | Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. |
9 | «Моя малая родина». | Беседа о том, что увидели на экскурсии. Обмен впечатлениями. Конкурс рисунков. Выставка. | Проблемно- ценностное общение. Художественное творчество |
10 | «История нашего поселка» | Экскурсия в школьный музей. [Приложение №6] Знакомство с историей возникновения поселка. | Познавательная деятельность. Проблемно- ценностное общение. |
11 | «Моя семья в истории нашего поселка». | Подготовка совместного с родителями устного журнала. Сбор материала, исторические фото поселка. Приглашение жителей поселка. Оформление фотовыставки. | Познавательная деятельность. Проблемно- ценностное общение. Художественное творчество. |
12 | «Моя семья в истории нашего поселка». | Оформление фотовыставки. Выступление с устным журналом перед учащимися начальной школы и их родителями. Обмен мнениями. | Познавательная деятельность. Проблемно- ценностное общение. Художественное творчество. |
13 | « Вместе нам веселей, вместе мы вдвойне сильней» | В гостях дети из детского сада «Ладушки». Игровая программа. Понятия «друг», «товарищ», «приятель», «знакомый». Роль дружбы в жизни человека. Умеем ли мы дружить. | Проблемно- ценностное общение. Игровая деятельность. Художественное творчество. |
14 | «Человек и природа». | Экскурсия по родным местам. Понятия «природа», «здоровье», «экология», «охрана природы». Правила поведения в походе, на отдыхе, на пляже. Отношение к природе. [Приложение №2] | Познавательная деятельность. Проблемно- ценностное общение. |
15 | «Береги природу» | Проект.Подбор материала к проекту, оформление плаката. | Социальное творчество. |
16 | «Наши любимые игры» | Разучивание подвижных игр на свежем воздухе. Подвижные игры на свежем воздухе со старшеклассниками. | Спортивно- оздоровительная. Проблемно- ценностное общение. |
17 | «Дикие и домашние животные поселка и окрестностей» | Экскурсия. Исследовательская работа. Сбор материала о диких и домашних животных. | Познавательная деятельность. Проблемно- ценностное общение. |
18 | «Животный мир окрестностей поселка». | Презентация исследовательской работы. Обобщение и систематизировать материал. Лепка животных из пластилина. Оформить выставку поделок. | Проблемно- ценностное общение. Коллективно- творческое дело. Художественное творчество. |
19 | «Зимующие птицы нашего края» | Изготовление и развешивание кормушек совместно с родителями. Обобщение знаний о зимующих птицах. Изготовление и развешивание кормушек. | Проблемно- ценностное общение. Коллективно- творческое дело. |
20 | «Я и мое здоровье» | Понятия «здоровье», «режим дня», «личная гигиена». Режим дня и укрепление здоровья человека. Советы доктора Айболита. Встреча с фельдшером сельского ФАПа. | Познавательная деятельность. Проблемно- ценностное общение. |
21 | «В здоровом теле – здоровый дух» | Игры на свежем воздухе с детьми из детского сада «Ладушки». Понятия «игра», «играющие», «интерес», «азарт». Основные этические правила поведения в игре. Делу – время, а потехе час. Играй, а дело не забывай. | Спортивно- оздоровительная. Проблемно- ценностное общение. |
22 | «Зима в нашем крае» | Конкурс рисунков Оформление выставки рисунков, обмен впечатлениями. | Проблемно-ценностное общение. Художественное творчество. |
23 | «Библиотека – хранительница знаний» | Книга – твой вечный друг. Понятия «библиотека», «каталог», «хранительница знания». Экскурсия в сельскую библиотеку. Правила пользования и поведения в библиотеке. | Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. |
24 | « Фильм. Фильм. Фильм» | Поездка в кинотеатр. Просмотр и обсуждение кинофильма. [Приложение №1] Знакомство с правилами поведения в театре и кино. | Познавательная деятельность. Проблемно- ценностное общение. |
25 | «Мужчинами не рождаются, мужчинами становятся» | Праздничный концерт. Встреча с папами, чаепитие. | Проблемно- ценностное общение. Художественное творчество. |
26 | «Прощай, Масленица» | Народные гуляния. Участие в сельском празднике: выступление, катание на лошадях, народные игры. [Приложение №4] | Проблемно- ценностное общение. Художественное творчество. Игровая деятельность. |
27 | «Моя мама - самая лучшая» | Рассказы мам о своей профессии. Чаепитие с праздничной программой. Дать понятия «внимание», «забота», «чуткость», «сострадание». Доказать необходимость обращать внимание на настроение и состояние мамы. | Проблемно- ценностное общение. Художественное творчество. Игровая деятельность. |
28 | «Профессия моей мамы» | Конкурс рисунков. Выставка. Обмен впечатлениями. | Проблемно- ценностное общение. Художественное творчество. |
29 | «Мы идем в магазин» | Экскурсия в магазин. Знакомство с профессией продавца. Понятия «Продавец», «покупатель», «товарный чек» и др. Ролевая игра в магазин. | Проблемно- ценностное общение. Игровая деятельность. |
30 | «Поздравь ветерана» | Акция.Подготовка и вручение поздравлений ветеранам. Понятия «акция», «ветеран». | Проблемно-ценностное общение. Социальное творчество. |
31 | «Никто не забыт – ничто не забыто» | Участие в митинге. Возложение цветов к памятнику, участие в концерте. Понятия «митинг», «Георгиевская лента». | Познавательная деятельность. Проблемно- ценностное общение. Социальное творчество. |
32 | «Я – ты - мы» | Тренинг.Понятия «Я- индивидуальность», ТЫ – это Я( все люди взаимозависимы, моё Я тем богаче, чем больше тепла идёт от меня к другим людям). | Проблемно- ценностное общение. Художественное творчество. |
33 | «Я, моя семья и моя малая родина» | Краеведческая гостиная Итоговое занятие. Выставка работ, фотографий, рисунков. Концерт. | Проблемно- ценностное общение. Художественное творчество. |
2 модуль (2 класс). Живем в нашем поселке
№ | Тема | Содержание | Виды и формы деятельности |
1 | «Продолжаем общаться» | Вводное занятие. Знакомство с темой модуля, обсуждение направлений предстоящей деятельности, обмен пожеланиями. | Проблемно- ценностное общение. |
2 | «Как живешь ты, отчий край?» | Викторина .Обобщение знаний о жизни поселка, его прошлом и настоящем. | Проблемно- ценностное общение. |
3 | «Я и мое имя» | Значение имени. Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций. | Проблемно- ценностное общение. Познавательная деятельность |
4 | «Хорошо, что у меня есть любимая семья» | Совместный с родителями праздник. [Приложение №3] | Досугово- развлекательная деятельность |
5 | «Чему учат в школе» | Сбор материала для газеты о школьной жизни. | Проблемно- ценностное общение. |
6 | «Учитель, перед именем твоим…» | Оформление газеты ко Дню учителя. | Коллективно-творческое дело |
7 | «Хоровод дружбы» | Игровая программа для детей детского сада. Разучить игры с детьми детского сада. | Игровая деятельность |
8 | «Люди нашего села» | Встреча с людьми разных профессий: продавцами, работником почты, фельдшером, воспитателями детского сада, специалистами ЖКХ беседа с людьми разных профессий, проживающих в селе, их отношении к своей работе. | Проблемно- ценностное общение. Познавательная деятельность. |
9 | «Все работы хороши, выбирай на вкус» | Подготовка проекта. Сбор и систематизация материала проекта. | Познавательная деятельность. Проектная деятельность. |
10 | «Все работы хороши, выбирай на вкус» ( профессии односельчан) | Презентация проекта, оформление фотовыставки. Обмен мнениями. | Проблемно- ценностное общение. |
11 | При солнышке тепло, при матери добро». | Подготовка к праздничному «огоньку», приглашение мам в гости: разработка программы, оформление приглашения и класса. | Проблемно- ценностное общение. Досугово -развлекательная деятельность |
12 | «При солнышке тепло, при матери добро». | Праздничный «огонек». Чаепитие и праздничный концерт для мам. | Проблемно-ценностное общение. Досугово -развлекательная деятельность |
13 | «Вся семья вместе, так и душа на месте» | Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. | Проблемно- ценностное общение. Познавательная деятельность. Трудовая деятельность. |
14 | «Дети военной поры» | Встреча с односельчанами, которые были детьми во время Великой Отечественной войны. [Приложение №7] Подготовка проекта из собранного материала. | Проблемно- ценностное общение. Коллективно-творческое дело. |
15 | «Дети военной поры» | Презентация проекта перед учащимися 1-4 классов. | Проблемно- ценностное общение. |
16 | «Эхо войны» | Оформление газеты | Социальное творчество. Коллективно- творческое дело |
17 | «Герои нашего времени» | Встреча с героями – афганцами участниками афганской войны Смирнов Юрий Иванович. [Приложение №6] | Проблемно- ценностное общение. |
18 | «Герои нашего времени» | Встреча с героями – земляками в профессии (пожарным Быковым Дмитрием Алексеевичем ) [Приложение №6] | Проблемно- ценностное общение. |
19 | «Горжусь героями - земляками» | Конкурс рисунков. Оформление выставки в сельской администрации. | Художественное творчество. Проблемно- ценностное общение. |
20 | «Красна изба углами» | Экскурсия деревянную избу. Знакомство с особенностями и условиями жизни в деревенской избе. (Другой вариант – поездка в музей деревянного зодчества). [Приложение №6] | Познавательная деятельность. Художественное творчество. |
21 | «Народные умельцы нашего поселка» | Встреча с рукодельницей Смирновой Надеждой Михайловной и с мастером резьбы по дереву Андреевым Владимиром Александровичем. [Приложение №8] | Познавательная деятельность. Проблемно- ценностное общение. Художественное творчество. |
22 | «Праздники нашего поселка» | Просмотр видеофильмов о праздниках поселка. Обмен впечатлениями. Понятия «праздник», «праздничный». Правила этикета праздничного общения. Школьные и классные праздники. Подарки и их значение в жизни человека. Церковные праздники и традиции их. | Проблемно- ценностное общение. |
23 | «Рождество. Рождественские гадания» | Понятия «рождество», «рождественские гадания», «традиции». Праздник в народных традициях. Гадания. | Проблемно- ценностное общение. Художественное творчество. Досугово- развлекательная деятельность. Игровая. |
24 | « Колядки» | Понятия «колядки», «колядовать. Праздник в народных традициях. Колядование. [Приложение №4] | Проблемно-ценностное общение. Художественное творчество. Досугово- развлекательная деятельность. Игровая. Спортивно -оздоровительная деятельность |
25 | «Масленица» | Сельский праздник Участие в сельском празднике: играх, катаниях на лошадях, проводах Масленицы. [Приложение №4] | Художественное творчество. Досугово- развлекательная деятельность. Игровая. Спортивно -оздоровительная деятельность |
26 | «Народный месяцеслов» | Народные приметы, пословицы, игры наших жителей. Конкурс книжек – малышек. | Художественное творчество. Проектная деятельность. |
27 | «Лыжные гонки». | Участие в эстафете жителей поселка «Лыжные гонки». | Спортивно- оздоровительная деятельность. |
28 | «Папа, мама, я – спортивная семья». | Участие в общешкольном спортивно – оздоровительном мероприятии «Папа, мама, я – спортивная семья» | Спортивно- оздоровительная деятельность. |
29 | «Сильные, смелые, ловкие». | Спортивные игры в зале со старшеклассниками. | Спортивно- оздоровительная деятельность. |
30 | «Береги здоровье». | Конкурс плакатов. Выставку плакатов «Береги здоровье». | Проблемно- ценностное общение. Художественное творчество. |
31 | «Спорт. Спорт. Спорт» | Конкурс авторских стихов о спорте. Оформление сборника стихов. | Художественное творчество. |
32 | «Святые места поселка». | Беседа о святых местах поселка. Понятие «святыня», «святое место». Конкурс рисунков. Выставка рисунков. [Приложение №2] | Проблемно- ценностное общение. Художественное творчество. |
33 | «Святые места поселка». | Исследовательская работа:«История возникновения памятника на территории поселка». Сбор материала. | Познавательная деятельность. Проектная деятельность. Социальное творчество. Коллективно- творческое дело. |
34 | «Святые места поселка». | Презентация исследовательской работы. [Приложение №5] Подведение итогов за год: что узнали, чему научились. | Познавательная деятельность. Проектная деятельность. Социальное творчество. Коллективно- творческое дело |
2 модуль (3 класс). Живем в нашем поселке
№ | Тема | Содержание | Виды и формы деятельности |
1 | «Продолжаем общаться» | Вводное занятие. Знакомство с темой модуля, обсуждение направлений предстоящей деятельности, обмен пожеланиями. | Проблемно- ценностное общение. |
2 | «Живи, родник» | Экологический десант. Экскурсия к местному роднику. Исследование экологии воды и местности вокруг родника. Уборка территории родника. | Проблемно- ценностное общение. Исследовательская и трудовая деятельность. |
3 | «Лекарственные растения нашего края» | Экскурсия Понятия «лекарственные растения», знакомство с лекарственными растениями. Сбор материала. | Проблемно- ценностное общение. Исследовательская и трудовая деятельность. |
4 | «Лекарственные растения нашего края» | Оформление коллекции лекарственных растений. | Проблемно- ценностное общение. Социальное творчество |
5 | «Возьмемся за руки, друзья» | Игровая программа. Знакомство с играми, в которые играли наши бабушки. Разучивание игр с первоклассниками. | Проблемно- ценностное общение. Игровая деятельность. |
6 | «Традиции нашей школы» | Сбор материала для газеты о школьной жизни: беседа с учителями, школьниками, родителями, посещение школьного музея | Проблемно- ценностное общение. Социальное творчество . |
7 | «Традиции нашей школы» | Оформление газеты ко Дню учителя. | Проблемно- ценностное общение. Социальное творчество. |
8 | «От чистого истока» | Творческая мастерская Сочинение легенд, преданий рассказов, стихов о родном поселке. | Проблемно- ценностное общение. Художественное творчество. |
9 | «От чистого истока» | Литературная гостиная Презентация творчества | Проблемно- ценностное общение. Художественное творчество. |
10 | «О чем рассказали фотографии из семейного альбома» | Рассказ о людях со старых фотографий из семейного альбома. | Проблемно- ценностное общение. Познавательная деятельность. |
11 | «Не позволяй душе лениться» | Сбор материала о заслуженных людях труда родного поселка. Подготовка к проекту | Познавательная деятельность. Проектная деятельность. |
12 | «Не позволяй душе лениться» | Презентация проекта, оформление фотовыставки. Обмен мнениями. | Проблемно- ценностное общение. |
13 | «Талантами славится наша земля». | Сбор народных частушек, песен, поговорок, обрядов. | Проблемно- ценностное общение. Досугово-развлекательная деятельность. |
14 | «Талантами славится наша земля». | Деревенские посиделки с бабушками, которые знают старинные частушки и песни. | Проблемно-ценностное общение. Досугово-развлекательная деятельность. |
15 | «Тайны имен наших предков» | Значение имени. Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций. | Проблемно- ценностное общение. Познавательная деятельность. |
16 | «Мастерская новогодних игрушек» | Изготовление новогодних игрушек, карнавальных костюмов, украшение классов. | Проблемно-ценностное общение. Досугово-развлекательная деятельность. |
17 | «Весело, весело встретим Новый год» | Новогодний карнавал. | Художественное творчество. |
18 | « Колядки» | Понятия «колядки», «колядовать. Праздник в народных традициях. Колядование. [Приложение №4] | Проблемно-ценностное общение. Художественное творчество. Досугово- развлекательная деятельность. Игровая. Спортивно -оздоровительная деятельность. |
19 | «Письмо в армию» | Акция. Переписка с военнослужащими– выпускниками школы. | Проблемно-ценностное общение. |
20 | «Защитники Отечества – наши выпускники» | Встреча с выпускниками, которые недавно мобилизовались из армии. | Проблемно- ценностное общение. |
21 | «Масленица» | Сельский праздник Участие в сельском празднике: играх, катаниях на лошадях, проводах Масленицы. [Приложение №4] | Художественное творчество. Досугово- развлекательная деятельность. Игровая.Спортивно -оздоровительная деятельность. |
22 | «Добро, создаваемое добрыми руками» | КВН для мам. Конкурсы на лучшую поделку, блюдо, номер художественной самодеятельности. | Познавательная деятельность. Художественное творчество. |
23 | «Добро, создаваемое добрыми руками» | Репортаж с места событий. Заметка в школьную газету о результатах конкурса. | Проблемно- ценностное общение. Социальное творчество. |
24 | «История села - история района» | Устный журнал по страницам районной газеты «Волжская новь» | Проблемно- ценностное общение. Социальное творчество. |
25 | «Творение рук человеческих» | Встреча с мастерицей Дружининой Евгенией Гавриловной. Беседа о ткацком стане и об изготовлении дорожек в домашних условиях. | Проблемно- ценностное общение. Художественное творчество. Досугово- развлекательная деятельность. Игровая. |
26 | «О чем рассказали улицы поселка» | Экскурсия. История возникновения улиц. | Проблемно- ценностное общение. Социальное творчество. |
27 | «О чем рассказали улицы поселка» | Интервью с жителями. Снимаем фильм. | Проблемно- ценностное общение. Социальное творчество. |
28 | «Ждем гостей» | Экологический десант. Помощь птицам, изготовление скворечников. | Проблемно- ценностное общение. Трудовая деятельность. |
29 | «Мы за здоровый образ жизни» | Акция. Выступления. Конкурс плакатов. | Проблемно- ценностное общение. Социальное творчество. |
30 | «Помним, гордимся, наследуем» | Подготовка поздравлений и подарков для ветеранов | Проблемно- ценностное общение. Социальное творчество. |
31 | «Помним, гордимся, наследуем» | Участие в митинге и концерте, Вручение подарков ветеранам. | Проблемно- ценностное общение. Социальное творчество. |
32 | «Цветник в нашем дворе» | Конкурс проектов. Проектирование цветника совместно с родителями. | Проблемно- ценностное общение. Социальное творчество. Трудовая деятельность. |
33 | «Цветник в нашем дворе» | Презентация проектов | Проблемно- ценностное общение. Социальное творчество. |
34 | «Мы здесь живем и потому за все в ответе» | Творческий отчет, концерт, выставка рисунков, демонстрация фильма «О чем рассказали улицы поселка» |
3 модуль (4 класс). Участвуем в развитие поселка
№ | Тема | Содержание | Виды и формы деятельности |
1 | «Продолжаем общаться» | Вводное занятие. Знакомство с темой модуля, обсуждение направлений предстоящей деятельности, обмен пожеланиями. | Проблемно- ценностное общение. |
2 | «Экологические проблемы поселка» | Анкетный опрос школьников, родителей и других жителей посёлка. [Электронное приложение№1] | Проблемно- ценностное общение. Познавательная деятельность. |
3 | «Что мы можем сделать?» | Обсуждение и планирование мероприятий для решения проблемы. Выбор дела. Деловая игра. | Проблемно- ценностное общение. Игровая деятельность. |
4 | «Чистота спасет поселок» | Подготовка к акции. Распределение обязанностей. Обсуждение и планирование природоохранных мероприятий к акции. Распределение обязанностей. | Проблемно- ценностное общение |
5 | «Чистота спасет поселок» | Акция по уборке территории. Реализация запланированных дел. Проведение природоохранных мероприятий на улицах, около пруда, вокруг памятника. Фоторепортаж. | Трудовая деятельность. Художественное творчество. |
6 | «Чистота спасет поселок» | Рассказ об экологических проблемах посёлка и проведении акции 1-2 классам. Фотовыставка. | Проблемно- ценностное общение. Социальное творчество. |
7 | «Озеленяем наш поселок» | Посадка деревьев в посёлке. Реализовать запланированное дело. | Трудовая деятельность. |
8 | « Каким хотим видеть поселок» | Подготовка к конкурсу проектов Сбор и систематизация материала к проекту. | Проблемно- ценностное общение. Социальное творчество. |
9 | « Каким хотим видеть поселок» | Презентация проектов перед родителями. Конкурс на лучший проект. Оформление выставки. | Проблемно- ценностное общение. Социальное творчество. |
10 | «Дарим радость детям» | Мастерим подарки для детей детского сада, используя свой творческий потенциал. | Проблемно- ценностное общение. Трудовая деятельность. |
11 | «Дарим радость детям» | Дарим подарки малышам из детского сада. Обмен мнениями. | Проблемно- ценностное общение. |
12 | «Поздравления для пожилых людей» | Изготовление поздравительных открыток. Конкурс открыток. | Проблемно- ценностное общение. Проблемно- ценностное 10общение. |
13 | «Вместе весело играть» | Организация и проведение игр на свежем воздухе для учеников 1 – 3 классов. | Спортивно- оздоровительная деятельность. |
14 | «Мастерская Деда Мороза» | Изготовление игрушек для сельской елки. | Трудовая деятельность. |
15 | «Новогодний карнавал» | Подготовка номеров художественной самодеятельности к Новогоднему празднику. | Художественное творчество. |
16 | «Снежный город для малышей» | Подготовка проекта Подготовить эскизы для проектов, обсуждение эскизов. | Социальное творчество. |
17 | «Снежный город для малышей» | Реализация проекта. Строительство городка. Организация игр для малышей в снежном городке. | Спортивно- оздоровительная деятельность. |
18 | «Лыжные гонки» | Участие в сельских лыжных гонках. | Спортивно-оздоровительная деятельность. |
19 | «Масленица» | Подготовка праздника для учащихся 1 -3 классов. Подготовка номеров художественной самодеятельности. [Приложение №4] | Досугово- развлекательная деятельность. |
20 | «Масленица» | Народный праздник. Организация и проведение народных игр. Выступление: песни, хороводы, частушки. Сжигание чучела Масленицы. | Досугово- развлекательная деятельность. Спортивно- оздоровительная деятельность. |
21 | «Что за прелесть эти сказки» | Отличие сказки от рассказа. Духовный смысл сказок. Красота героев сказок - их поступки во имя добра и красоты. Отношение героев сказок к природе, к людям. Зачем людям нужны сказки. Выбор сказки для инсценирования. | Художественное творчество. Проблемно- ценностное общение |
22 | «Что за прелесть эти сказки» | Выдумка, фантазия в сказках. Добрая ложь («святая ложь», ложь во спасение). Лгать, врать, говорить неправду - тоже зло. Победа правды над кривдой в сказках. | Художественное творчество. Проблемно- ценностное общение |
23 | «Что за прелесть эти сказки» | А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, братья Гримм, Г.Х. Андерсен, Ш. Перро и другие писали сказки для детей. Сказки слагает народ. Зачем сочиняют сказки для детей. Надо ли и можно ли учиться у героев сказок? | Художественное творчество. Проблемно- ценностное общение |
24 | «Что за прелесть эти сказки» | Показ спектакля детям 1 -3 классов и детского сада. Обсуждение. | Художественное творчество. |
25 | «Книжкина больница» в сельской библиотеке. | Ремонт книг в сельской библиотеке. Умения общаться в результате трудовой деятельности. | Трудовая деятельность. |
26 | «Наше будущее. Какое оно?» | Встреча с представителями сельской администрации. | Проблемно- ценностное общение Познавательная деятельность. |
27 | «С чего начинается Родина» | Конкурс на лучшее авторское стихотворение. Продемонстрировать свои творческие способности. | Художественное творчество. |
28 | «Россия, вперёд!» | Подготовка спортивных соревнований для 1-3 классов. | Спортивно- оздоровительная деятельность. |
29 | «Россия, вперёд!» | Организация и проведение соревнований для 1 3 классов. | Спортивно- оздоровительная деятельность. |
30 | «Этот день вы приближали, как могли» | Подготовка к концерту для ветеранов войны и труда. | Художественное творчество. Проблемно- ценностное общение |
31 | «Этот день вы приближали, как могли» | День Победы. Участие в митинге. Участие в концерте. | Художественное творчество. |
32 | «Цвети, мой край родной» | Разбиваем в поселке клумбы. | Трудовая деятельность. |
33 | «Жизнь нашего поселка» | Выпуск газеты. Пробы: интервью, репортаж. | Проблемно-ценностное общение Социальное творчество. |
34 | «Расти поселок будет, в поселке саду цвесть, когда такие люди в поселке нашем есть» | Творческий отчет. Выставка работ, выступления учащихся, учителей, родителей. Концерт. Планы на будущее. | Социальное творчество. Художественное творчество. |
ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
Объективная оценка определяется социологическими и психолого-педагогическими исследованиями ( беседа, наблюдение, анкетирование, тестирование обучающихся, родителей и педагогов).
Уровни | Виды диагностики | Сроки |
Первый уровень | Наблюдение: способы общения, разрешения конфликтных ситуаций, совместная деятельность, отношение к окружающим людям. Диагностика «Волшебный мир». Анализ результатов диагностики. | Адаптационный период |
Наблюдение: способы общения, разрешения конфликтных ситуаций, совместная деятельность, отношение к окружающим людям. Анкета «Я и мои друзья». Выставка рисунков и поделок. | Май | |
Второй уровень | Тест «Оценка уровня общительности». | Сентябрь |
Тест «Оценка уровня общительности». Творческий отчет. | Май | |
Третий уровень | Тест «Оценка коммуникативных умений». «Определение уровня самоуправления в коллективе». | Сентябрь |
Тест «Оценка коммуникативных умений». «Определение уровня самоуправления в коллективе». Творческий отчёт «Расти поселок будет, в поселке саду цвесть, когда такие люди в поселке нашем есть». | Май |
РЕСУРСЫ
1. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты.
2. Фото-, видеоаппаратура (фотоаппараты, видеокамеры, телевизор, видеомагнитофон).
3. Компьютер, мультимедийное оборудование.
4. Методические разработки проведения мероприятий из серии «Народные традиции».
3. Краеведческие материалы школьного музея.
4. Ресурсы сельской и школьной библиотеки.
5. Видеофильмы о школе, о поселке, о людях нашего поселка.
6.Фотоматериалы о жизни школы, поселка.
7. Спортивный инвентарь.
8. Электронные презентации о родном крае.
9. Электронные сайты: bibliofond.ru
pedagoglv.ucoz.ru
5plus.ru
kinder.ru
detskiy.sait.ru
pedsovet.su
po4emu4ki.ucoz.ru
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральные государственные образовательные стандарты.
2. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. - М.: Просвещение, 2011.- с. 64-91.
3..Григорьев Д.В. Методический конструктор. Внеурочная деятельность школьников. - М.: Просвещение, 2011.- с. 5-18.
4. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. - М.: Просвещение, 2011.- с. 117-127.
5. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.- М.: Просвещение, 2011.- с. 3-6.
6. Сайты: E – mail: metod – uch@bk.ru
www.uchitel – izd.ru
pedagoglv.ucoz.ru
5plus.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Учимся общаться, познавая родной край"
Программа «Учимся общаться, познавая родной край» предназначена для организации внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС. В программе описываются цели и задачи внеурочн...
Презентация:"Разнообразие природы родного края", ученика 3 Г класса Панова Игоря Владимировича. Проект:"Книга природы родного края".
Учитель 3 Г класса БОУ города Омска "Средняя общеобразовательная школа № 63" Кучковская Светлана Михайловна....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по обще-интеллектуальному направлению «Юный турист – изучаю родной край»
Программа внеурочной деятельности « Юный турист – изучаю родной край» по обще – интеллектуальному направлению, разработана в соответствии с ФГОС начального обра...
Программа кружка "Учимся познавать родной край" 4 класс
Без опоры на духовно-нравственные ценности своей Родины не возможно воспитать гражданина и патриота. Программа направлена на формиравание активной гражданской позиции, воспитания чувства любви к прошл...
Конспект урока по Родному (русскому) языку "Учимся общаться"
Формировать интерес к предмету родной (русский) язык. Формировать уважительное отношение к иному мнению и иной точке зрения; Развивать навык сотрудничества с учителем и св...
Тема: Родной край. Знаменитые люди родного края.
Цель: обобщить и закрепить знания детей о своей малой Родине, о любимом Крыме, познакомить с его знаменитыми людьми.Задачи:дать представление о том, что для каждого человека ма...
«Человек и общество. Общая характеристика родного края, важнейшие достопримечательности Иркутской области». Тема внеурочного занятия: «Иркутское краеведение и искусство Сибири». Учебный предмет: внеурочная деятельность. Целевая аудитория: 4 класс
Аннотация Данная методическая разработка предназначена для проведения внеурочного занятия по краеведению, ориентированного на учащихся 4-7 к...