мастер-класс "Формирование познавательных УУД при помощи моделирования"
материал на тему
Данный мастер-класс будет полезен для учителей начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
мастер-класс "Формирование познавательных УУД при помощи моделирования" | 3 МБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЯ
MIND MAP (интеллект – карты)
Разработка Тони Бьюзена, известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления.
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК -«mindmaps» («mind» - «ум», «maps» — «карты»). Дословно – «карты ума».
Другие названия: «ментальные карты», «мыслительные карты», «карты ума», «концепт-карты», «карты представлений», «карты знания», «карты памяти», «интеллект – карты».
В основе концепции интеллект-картирования лежат представления о принципах работы человеческого мозга: ассоциативное (нелинейное) мышление, визуализация мысленных образов, целостное восприятие – «ассоциативные карты».
Интеллект-карты — это инструмент, позволяющий:
- проще работать с информацией: запоминать, понимать, восстанавливать логику;
- удобно использовать для презентации материала и наглядного объяснения своей позиции собеседникам;
- позволяет проще принимать решения, создавать планы, разрабатывать проекты.
Основные области применения интеллект-карт:
- личная жизнь человека (самоанализ, анализ и разрешение проблемных ситуаций, ведение дневника с помощью интеллект-карт);
- семейная жизнь (учёба и сочинительство в кругу семьи, анализ взаимоотношений, планирование бюджета, планирование отдыха и т. д.);
- образование (развитие мышления, конспектирование, аннотирование, подготовка к экзаменам, повторение, организация коллективной деятельности);
- бизнес и профессиональная жизнь (мозговой штурм, деловые встречи, презентации, менеджмент).
Интеллект – карты – это технология изображения информации в графическом виде, отражающая связь (смысловую, ассоциативную, причинно – следственную и др.) между понятиями, частями, составляющими предметной области, которую мы изучаем (рассматриваем).
Нет строгих правил построения интеллект – карт.
Как нет и не может быть неправильных интеллект – карт.
Законы построения интеллект – карт:
- От центрального образа рисуются ветки первого уровня, на которых записываются слова, ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею.
- При построении карты используется максимальное количество цветов, отображающих разнообразие идей.
- По возможности, добавляются рисунки, символы, смайлы, ассоциирующиеся со словами на ветках. Это мнемонический приём, связывающий пару – «слово-образ».
- С помощью стрелок, соединяющих понятия на разных ветках, устанавливаются причинно-следственные связи.
Советы по созданию Интеллект-карт
- Лучше, если на интеллект карте будет не более 5-7 элементов. Если элементов больше - постарайтесь сгруппировать между собой.
- Интеллект карта должна быть логична: соблюдены отношения между элементами, что за чем идет, что к чему и как относится.
- Лучше, если на интеллект - карте будет много разных визуальных образов, которые просто запомнить: используйте различные цвета, рисунки, символы.
- Всегда удобно, когда интеллект-карта симметрична: так, запомнив одну ее часть, вы легко сможете восстановить другую.
- Центральное место в карте мышления должен занимать ключевой элемент. Если нужно отобразить временную шкалу, то обычно слева - обозначают прошедшее время, справа - будущее.
Законы содержания и оформления
- Используйте эмфазу (от греч. emphasis - выразительность):
- всегда используйте центральный образ;
- как можно чаще используйте графические образы;
- для центрального образа используйте три и более цветов;
- чаще придавайте изображению объём, а также используйте выпуклые буквы;
- пользуйтесь синестезией (комбинированием всех видов эмоционально-чувственного восприятия);
- варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики;
- стремитесь к оптимальному размещению элементов на интеллект - карте;
- стремитесь к тому, чтобы расстояние между элементами интеллект карты было соответствующим.
- Ассоциируйте:
- используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами интеллект-карты;
- используйте цвета;
- используйте кодирование информации.
- Стремитесь к ясности в выражении мыслей.
- придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию;
- используйте печатные буквы;
- размещайте ключевые слова над соответствующими линиями;
- следите за тем, чтобы длина линии примерно равнялась длине соответствующего ключевого слова;
- соединяйте линии с другими линиями и следите за тем, чтобы главные ветви карты соединялись с центральным образом;
- делайте главные линии плавными и более жирными;
- отграничивайте блоки важной информации с помощью линий;
- следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными;
- держите бумагу горизонтально перед собой, предпочтительно в положении "ландшафт";
- старайтесь располагать слова горизонтально.
- Вырабатывайте собственный стиль.
Законы структуры:
- Соблюдайте иерархию мыслей.
- Используйте номерную последовательность в изложении мыслей.
Цвета для интеллект – карт
Цвет | Значение | Скорость восприятия | |
Красный цвет | Наиболее быстро воспринимающийся цвет. Максимально фокусирует внимание. Сообщает об опасности, проблемах, которые могут возникнуть, если не обратить на него внимание | Высокая | |
Синий цвет | Строгий, деловой цвет. Настраивает на эффективную продолжительную работу. Отлично воспринимается большинством людей | Средняя | |
Зеленый цвет | Цвет свободы. Расслабляющий, умиротворяющий цвет. Позитивно воспринимается большинством людей. Но его значение сильно зависит от оттенков («энергичный изумруд» глаз или «тоска зеленая» в больницах советского типа) | Низкая | |
Желтый цвет | Цвет энергии, цвет лидерства. Очень раздражающий цвет, на который невозможно не обратить внимание. | Высокая | |
Коричневый цвет | Цвет земли, самый теплый цвет. Цвет надежности, силы, стабильности, уверенности | Низкая | |
Оранжевый цвет | Очень яркий, провокационный цвет. Цвет энтузиазма, новшества, возбуждения, энергии, динамики. Отлично привлекает внимание | Высокая | |
Голубой цвет | Цвет нежности, цвет романтики. Отличный фоновый цвет. В английском языке нет отдельного слова для этого цвета (blueпонимается как и синий, и голубой). В России этот цвет обозначает обычно свободу движения: к морю, к небу, к мечте | Низкая | |
Черный цвет | Строгий, ограничивающий цвет. Идеален для написания текста, создания границ | Средняя | |
Основные свойства интеллект - карт:
- Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.
- Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
- Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
- Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.
- Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
- Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
Основные преимущества интеллект – карт:
Пишем:
- с удовольствием
- быстро
- мало
Видим:
- взаимосвязи
- структуру изложения материала
- логику
Развиваем:
- мышление
- память
- воображение
Задействуем:
- весь потенциал
- творчество
Запоминаем:
- сразу
- много
- качественно
Эффективность данного метода заключается в том, что он:
- отвечает реальным запросам обучающихся и соответствует возрастному уровню их развития;
- позволяет в интерактивном режиме вести работу по подготовке к ЕГЭ в системе, используя крупноблочный метод закрепления знаний, сэкономить время;
- приобретённые знания обучающихся сохраняются в памяти значительно дольше, а доля усвоенного материала значительно выше;
- практический материал можно использовать как образец для создания собственных интеллект - карт и как справочный, демонстрационный или раздаточный материал при обобщающем повторении, при написании сочинений, докладов, рефератов, конспектировании или аннотировании статей, параграфов, разделов учебной литературы, создании презентации, организации индивидуальной и групповой работы по подготовке к ЕГЭ.
Виды интеллект – карт (8 видов):
- «КАРТА ПАМЯТИ» представляет собой интеллект – карту, содержащую систему иерархии ключевых слов и систему символизации, являющуюся отображением процесса мышления (или его части):
«мозговой штурм» - группировка – классификация – анализ – расстановка приоритетов – линейная последовательность.
«КАРТА ПАМЯТИ» применяется для развития творческих способностей; генерирования новых идей; написания выступлений, сочинений, курсовых и дипломных работ; планирования дел, мероприятий и времени; сбора и систематизации информации.
- «КАРТА ТЕКСТА» позволяет понять и на 100% запомнить любой текст, является основополагающим методом обработки и запоминания больших объемов текстовой информации. «КАРТА ТЕКСТА» содержит систему выбора ключевых слов, систему иерархии и взаимосвязи ключевых слов, систему направленного воображения, систему мнемотехники и систему символизации.
«КАРТА ТЕКСТА» мощно развивает аналитическое мышление, позволяет увидеть структуру текста и перестроить ее в строгой логической последовательности, запомнить текст со 100% точностью и вспомнить его в нужный момент по зрительному ключу. (« В MIND MAPS» Тони Бьюзена нет ни слова о технологии построения интеллект карт для научно-популярных, учебных и научных текстов!)
- «КАРТА ПРАВИЛА» ускоряет процесс запоминания правил и формирование навыков их практического применения. «КАРТА ПРАВИЛА» содержит систему иерархии и взаимосвязи ключевых слов, систему направленного воображения, систему мнемотехники и систему символизации.
«КАРТА ПРАВИЛА» отображает процесс мышления: группировка – классификация – поэтапное представление – символизация – примеры применения – применение на практике.
- «КАРТА УЧЕБНИКА» позволяет понять и на 100% запомнить весь учебник или книгу.
«КАРТА УЧЕБНИКА» составляется поэтапно и включает в себя другие виды интеллект – карт, содержит систему иерархии и взаимосвязи ключевых слов, систему направленного воображения, систему мнемотехники и систему символизации.
- «МНЕМОНИЧЕСКАЯ КАРТА» применяется для 100% запоминания большого объема точной информации, т.е. различных списков, таблиц, сложных текстов и стихов, например, списка неправильных глаголов английского языка, таблицы Менделеева, списка исторических дат и т.п.
«МНЕМОНИЧЕСКАЯ КАРТА» строится на основе «Универсальной техники запоминания точной информации», содержит систему направленного воображения, систему мнемотехники и систему символизации.
- «КОНСПЕКТ – КАРТА» в 5 раз ускоряет процесс записи выступлений, лекций и их качественное усвоение. «КОНСПЕКТ – КАРТА» содержит систему выбора ключевых слов, систему иерархии и взаимосвязи ключевых слов, систему символизации.
«КОНСПЕКТ – КАРТА» мощно развивает аналитическое мышление, позволяет глубже понять и увидеть структуру выступления или лекции, а затем перестроить ее в строгой логической последовательности, внести нужные изменения и дополнения.
- «ВОПРОС – КАРТА» ускоряет процесс формирования навыков, опираясь на алгоритмы мышления (деятельностный подход), например, навык выражения мысли на английском языке, навык применения правил русского языка, техники психологического и бизнес консультирования. «ВОПРОС – КАРТА» применяется при проведении интервью или других мероприятий, где важны не сами вопросы, а их последовательность.
«ВОПРОС – КАРТА» улучшает процесс коммуникации и позволяет принять взвешенные решения. «ВОПРОС – КАРТА» отображает процесс мышления: «мозговой штурм» - группировка – классификация – анализ – расстановка приоритетов – линейная последовательность.
- «КАРТА МЫШЛЕНИЯ» применяется для всестороннего анализа и планирования деятельности, для стратегического планирования развития личности или организации, используется в психологическом и бизнес консультировании. «КАРТА МЫШЛЕНИЯ» представляет собой систему из нескольких интеллект – карт. «КАРТА МЫШЛЕНИЯ» отображает процесс мышления: категория – «мозговой штурм» - анализ – расстановка приоритетов – линейная последовательность – представление - категория – «мозговой штурм» - анализ – расстановка приоритетов – линейная последовательность.
«КАРТА МЫШЛЕНИЯ» позволяет выстроить цепочку целей (долгосрочных, среднесрочных, краткосрочных) и в долгосрочной перспективе спланировать свою деятельность.
Как этому научится?
- ConceptDraw MINDMAP
- FreeMind
- SciPloreMindMapping
- XMindдляразныхплатформ: Windows, Mac OS X, Debian/Ubuntu, Debian/Ubuntu x64
- Mind Genius
- Mind Manager X5 Pro
- Mindjet MindManager 8.Ink
- iMindMap
- Nodemind
- TheBrain
- сайт http://www.mind-map.ru/
- материалы Е.А. Бершадской и М.Е. Бершадскогоhttp://bershadskiy.ru/index/metod_intellekt_kart/0-32
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно методическая разработка по математике: Решение текстовых задач с помощью моделирования
В учебно-методическом материале представлен опыт работы по решению текстовых задач при помощи моделирования....
Моделирование изделия с помощью компьютера. Изготовление макета "Теплая осень"
Для проведения данного урока учащиеся должны уметь создавать рисунки в графическом редакторе. Данный урок проводиться с приминением ИКТ....
Урок математики «Моделирование математических отношений при помощи отрезков»
Урок математики (УМК "Гармония")...
Презентация "Моделирование как средство активизации познавательных интересов младших школьников в условиях реализации ФГОС"
Данная презентация рассказывает о моделировании как особом виде познавательной деятельности младших школьников. Приводится классификация моделей, их использование на различных уроках. Объясняется, зач...
Педагогические условия формирования познавательных УУД в процессе моделирования на уроках «Окружающего мира»
Выступление на педагогических чтениях на тему: "Педагогические условия формирования познавательных УУД в процессе моделирования на уроках «Окружающего мира»"...
Семинар – тренинг для педагогов «Развитие познавательной активности с помощью технологии РКМЧП»
Цель мероприятия: изучить и проанализировать возможности приёмов и методов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» при проведении занятий для развития познаватель...
Конспект НОД с детьми ГПД с использованием ТИКО-моделирования. Образовательная область: социально-коммуникативное развитие Тема: «Мы спешим на помощь»
Цель: создание условий для позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста и их творческой самореализации на основе предметно-преобразующей деятельности.Задачи. Обучающие.Система...