мастер-класс "Формирование познавательных УУД при помощи моделирования"
материал на тему

Рассамахина Елена Николаевна

Данный мастер-класс будет полезен для учителей начальных классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ

MIND MAP (интеллект – карты)

Разработка Тони Бьюзена, известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления.

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК -«mindmaps» («mind» -  «ум»,  «maps» — «карты»). Дословно – «карты ума».

Другие названия: «ментальные карты», «мыслительные карты», «карты ума», «концепт-карты», «карты представлений», «карты знания», «карты памяти», «интеллект – карты».

В основе концепции интеллект-картирования лежат представления о принципах работы человеческого мозга: ассоциативное (нелинейное) мышление, визуализация мысленных образов, целостное восприятие – «ассоциативные карты».

Интеллект-карты — это инструмент, позволяющий:

  • проще работать с информацией: запоминать, понимать, восстанавливать логику;
  • удобно использовать для презентации материала и наглядного объяснения своей позиции собеседникам;
  • позволяет проще принимать решения, создавать планы, разрабатывать проекты.

Основные области применения интеллект-карт:

  • личная жизнь человека (самоанализ, анализ и разрешение проблемных ситуаций, ведение дневника с помощью интеллект-карт);
  • семейная жизнь (учёба и сочинительство в кругу семьи, анализ взаимоотношений, планирование бюджета, планирование отдыха и т. д.);
  • образование (развитие мышления, конспектирование, аннотирование, подготовка к экзаменам, повторение, организация коллективной деятельности);
  • бизнес и профессиональная жизнь (мозговой штурм, деловые встречи, презентации, менеджмент).

Интеллект – карты – это технология изображения информации в графическом виде, отражающая связь (смысловую, ассоциативную, причинно – следственную и др.) между понятиями, частями, составляющими предметной области, которую мы изучаем (рассматриваем).

Нет строгих правил построения интеллект – карт.

Как нет и не может быть неправильных интеллект – карт.

Законы построения интеллект – карт:

  1. От центрального образа рисуются ветки первого уровня, на которых записываются слова, ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею.
  2. При построении карты используется максимальное количество цветов, отображающих разнообразие идей.
  3. По возможности, добавляются рисунки, символы, смайлы, ассоциирующиеся со словами на ветках. Это мнемонический приём, связывающий пару – «слово-образ».
  4. С помощью стрелок, соединяющих понятия на разных ветках, устанавливаются причинно-следственные связи.  

Советы по созданию Интеллект-карт

  1. Лучше, если на интеллект карте будет не более 5-7 элементов. Если элементов больше - постарайтесь сгруппировать между собой.
  2. Интеллект карта должна быть логична: соблюдены отношения между элементами, что за чем идет, что к чему и как относится.
  3. Лучше, если на интеллект - карте будет много разных визуальных образов, которые просто запомнить: используйте различные цвета, рисунки, символы.
  4. Всегда удобно, когда интеллект-карта симметрична: так, запомнив одну ее часть, вы легко сможете восстановить другую.
  5. Центральное место в карте мышления должен занимать ключевой элемент. Если нужно отобразить временную шкалу, то обычно слева - обозначают прошедшее время, справа - будущее.

Законы содержания и оформления

  1. Используйте эмфазу (от греч. emphasis - выразительность):
  • всегда используйте центральный образ;
  • как можно чаще используйте графические образы;
  • для центрального образа используйте три и более цветов;
  • чаще придавайте изображению объём, а также используйте выпуклые буквы;
  • пользуйтесь синестезией (комбинированием всех видов эмоционально-чувственного восприятия);
  • варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики;
  • стремитесь к оптимальному размещению элементов на интеллект - карте;
  • стремитесь к тому, чтобы расстояние между элементами интеллект карты было соответствующим.
  1. Ассоциируйте:
  • используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами интеллект-карты;
  • используйте цвета;
  • используйте кодирование информации.
  1. Стремитесь к ясности в выражении мыслей.
  • придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию;
  • используйте печатные буквы;
  • размещайте ключевые слова над соответствующими линиями;
  • следите за тем, чтобы длина линии примерно равнялась длине соответствующего ключевого слова;
  • соединяйте линии с другими линиями и следите за тем, чтобы главные ветви карты соединялись с центральным образом;
  • делайте главные линии плавными и более жирными;
  • отграничивайте блоки важной информации с помощью линий;
  • следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными;
  • держите бумагу горизонтально перед собой, предпочтительно в положении "ландшафт";
  • старайтесь располагать слова горизонтально.
  1. Вырабатывайте собственный стиль.

Законы структуры:

  1. Соблюдайте иерархию мыслей.
  2. Используйте номерную последовательность в изложении мыслей.

Цвета для интеллект – карт

Цвет

Значение

Скорость восприятия

Красный цвет

Наиболее быстро воспринимающийся цвет. Максимально фокусирует внимание. Сообщает об опасности, проблемах, которые могут возникнуть, если не обратить на него внимание

Высокая

Синий цвет

Строгий, деловой цвет. Настраивает на эффективную продолжительную работу. Отлично воспринимается большинством людей

Средняя

Зеленый цвет

Цвет свободы. Расслабляющий, умиротворяющий цвет. Позитивно воспринимается большинством людей. Но его значение сильно зависит от оттенков («энергичный изумруд» глаз или «тоска зеленая» в больницах советского типа)

Низкая

Желтый цвет

Цвет энергии, цвет лидерства. Очень раздражающий цвет, на который невозможно не обратить внимание.

Высокая

Коричневый цвет

Цвет земли, самый теплый цвет. Цвет надежности, силы, стабильности, уверенности

Низкая

Оранжевый цвет

Очень яркий, провокационный цвет. Цвет энтузиазма, новшества, возбуждения, энергии, динамики. Отлично привлекает внимание

Высокая

Голубой цвет

Цвет нежности, цвет романтики. Отличный фоновый цвет. В английском языке нет отдельного слова для этого цвета (blueпонимается как и синий, и голубой). В России этот цвет обозначает обычно свободу движения: к морю, к небу, к мечте

Низкая

Черный цвет

Строгий, ограничивающий цвет. Идеален для написания текста, создания границ

Средняя

http://www.psychologos.ru/images/4/43/Intellekt-karta_Podarok.jpg

щелкните, чтобы закрыть окно

Основные свойства интеллект - карт:

  • Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.
  • Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
  • Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
  • Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.
  • Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
  • Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

Основные преимущества интеллект – карт:

Пишем:

  • с удовольствием
  • быстро
  • мало

Видим:

  • взаимосвязи
  • структуру изложения материала
  • логику

Развиваем:

  • мышление
  • память
  • воображение

Задействуем:

  • весь потенциал  
  • творчество

Запоминаем:

  • сразу
  • много
  • качественно

Эффективность данного метода заключается в том, что он:

  • отвечает реальным запросам обучающихся и соответствует возрастному уровню их развития;
  • позволяет в интерактивном режиме вести работу по подготовке к ЕГЭ в системе, используя крупноблочный метод закрепления знаний, сэкономить время;
  • приобретённые знания обучающихся сохраняются в памяти значительно дольше, а доля усвоенного материала значительно выше;
  • практический материал можно использовать как образец для создания собственных интеллект - карт и как справочный, демонстрационный или раздаточный материал при обобщающем повторении, при написании сочинений, докладов, рефератов, конспектировании или аннотировании статей, параграфов, разделов учебной литературы, создании презентации, организации индивидуальной и групповой работы по подготовке к ЕГЭ.

Виды интеллект – карт (8 видов):

  1. «КАРТА ПАМЯТИ» представляет собой интеллект – карту, содержащую систему иерархии ключевых слов и систему символизации, являющуюся отображением процесса мышления (или его части):

«мозговой штурм» - группировка – классификация – анализ – расстановка приоритетов – линейная последовательность.

«КАРТА ПАМЯТИ» применяется для развития творческих способностей; генерирования новых идей; написания выступлений, сочинений, курсовых и дипломных работ; планирования дел, мероприятий и времени; сбора и систематизации информации.

  1. «КАРТА ТЕКСТА» позволяет понять и на 100% запомнить любой текст, является основополагающим методом обработки и запоминания больших объемов текстовой информации. «КАРТА ТЕКСТА» содержит систему выбора ключевых слов, систему иерархии и взаимосвязи ключевых слов, систему направленного воображения, систему мнемотехники и систему символизации.

«КАРТА ТЕКСТА» мощно развивает аналитическое мышление, позволяет увидеть структуру текста и перестроить ее в строгой логической последовательности, запомнить текст со 100% точностью и вспомнить его в нужный момент по зрительному ключу. (« В MIND MAPS» Тони Бьюзена нет ни слова о технологии построения интеллект карт для научно-популярных, учебных и научных текстов!)

  1. «КАРТА ПРАВИЛА» ускоряет процесс запоминания правил и формирование навыков их практического применения. «КАРТА ПРАВИЛА» содержит систему иерархии и взаимосвязи ключевых слов, систему направленного воображения, систему мнемотехники и систему символизации.

«КАРТА ПРАВИЛА» отображает процесс мышления: группировка – классификация – поэтапное представление – символизация – примеры применения – применение на практике.

  1. «КАРТА УЧЕБНИКА» позволяет понять и на 100% запомнить весь учебник или книгу.

«КАРТА УЧЕБНИКА» составляется поэтапно и включает в себя другие виды интеллект – карт, содержит систему иерархии и взаимосвязи ключевых слов, систему направленного воображения, систему мнемотехники и систему символизации.  

  1. «МНЕМОНИЧЕСКАЯ КАРТА» применяется для 100% запоминания большого объема точной информации, т.е. различных списков, таблиц, сложных текстов и стихов, например, списка неправильных глаголов английского языка, таблицы Менделеева, списка исторических дат и т.п.

«МНЕМОНИЧЕСКАЯ КАРТА» строится на основе «Универсальной техники запоминания точной информации», содержит систему направленного воображения, систему мнемотехники и систему символизации.

  1. «КОНСПЕКТ – КАРТА» в 5 раз ускоряет процесс записи выступлений, лекций и их качественное усвоение. «КОНСПЕКТ – КАРТА» содержит систему выбора ключевых слов, систему иерархии и взаимосвязи ключевых слов, систему символизации.

«КОНСПЕКТ – КАРТА» мощно развивает аналитическое мышление, позволяет глубже понять и увидеть структуру выступления или лекции, а затем перестроить ее в строгой логической последовательности, внести нужные изменения и дополнения.

  1. «ВОПРОС – КАРТА» ускоряет процесс формирования навыков, опираясь на алгоритмы мышления (деятельностный подход), например, навык выражения мысли на английском языке, навык применения правил русского языка, техники психологического и бизнес консультирования. «ВОПРОС – КАРТА» применяется при проведении интервью или других мероприятий, где важны не сами вопросы, а их последовательность.

«ВОПРОС – КАРТА» улучшает процесс коммуникации и позволяет принять взвешенные решения. «ВОПРОС – КАРТА» отображает процесс мышления: «мозговой штурм» - группировка – классификация – анализ – расстановка приоритетов – линейная последовательность.

  1. «КАРТА МЫШЛЕНИЯ» применяется для всестороннего анализа и планирования деятельности, для стратегического планирования развития личности или организации, используется в психологическом и бизнес консультировании. «КАРТА МЫШЛЕНИЯ» представляет собой систему из нескольких интеллект – карт. «КАРТА МЫШЛЕНИЯ» отображает процесс мышления: категория – «мозговой штурм» - анализ – расстановка приоритетов – линейная последовательность – представление - категория – «мозговой штурм» - анализ – расстановка приоритетов – линейная последовательность.

«КАРТА МЫШЛЕНИЯ» позволяет выстроить цепочку целей (долгосрочных, среднесрочных, краткосрочных) и в долгосрочной перспективе спланировать свою деятельность.

Как этому научится?

  1. ConceptDraw MINDMAP
  2. FreeMind
  3. SciPloreMindMapping
  4. XMindдляразныхплатформ: Windows, Mac OS X, Debian/Ubuntu, Debian/Ubuntu x64
  5. Mind Genius
  6. Mind Manager X5 Pro
  7. Mindjet MindManager 8.Ink
  8. iMindMap
  9. Nodemind
  10. TheBrain
  • сайт http://www.mind-map.ru/
  • материалы Е.А. Бершадской и М.Е. Бершадскогоhttp://bershadskiy.ru/index/metod_intellekt_kart/0-32


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно методическая разработка по математике: Решение текстовых задач с помощью моделирования

В учебно-методическом материале представлен опыт работы по решению текстовых задач при помощи моделирования....

Моделирование изделия с помощью компьютера. Изготовление макета "Теплая осень"

Для проведения данного урока учащиеся должны уметь создавать рисунки в графическом редакторе. Данный урок проводиться с приминением ИКТ....

Презентация "Моделирование как средство активизации познавательных интересов младших школьников в условиях реализации ФГОС"

Данная презентация рассказывает о моделировании как особом виде познавательной деятельности младших школьников. Приводится классификация моделей, их использование на различных уроках. Объясняется, зач...

Педагогические условия формирования познавательных УУД в процессе моделирования на уроках «Окружающего мира»

Выступление на педагогических чтениях на тему: "Педагогические условия формирования познавательных УУД в процессе моделирования на уроках «Окружающего мира»"...

Семинар – тренинг для педагогов «Развитие познавательной активности с помощью технологии РКМЧП»

Цель мероприятия: изучить и проанализировать возможности приёмов и методов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» при проведении занятий для развития познаватель...

Конспект НОД с детьми ГПД с использованием ТИКО-моделирования. Образовательная область: социально-коммуникативное развитие Тема: «Мы спешим на помощь»

Цель: создание условий для позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста и их творческой самореализации на основе предметно-преобразующей деятельности.Задачи. Обучающие.Система...