«Школа исследователя» 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему
Рабочая программа
По внеурочной деятельности
«Школа исследователя»
Научно-познавательное направление
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_issledovatelya.doc | 253.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
По внеурочной деятельности
«Школа исследователя» 4д класс
Научно-познавательное направление
Учитель: Бокарева Ирина Дмитриевна
2015-2016 г.
Пояснительная записка
Программа «Школа исследователя» предназначена для организации внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению в 1-4 классах, направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию. Программа разработана на основе авторских программ: Т.А. Ладыженской «Детская риторика», Холодовой О. «Юным умникам и умницам», Н.Н.Деменевой «Дорогою открытий и добра», И.Н.Моховой «Сократ», материалов с конкурсов «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Пегас».
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 7- 11 лет.
Сроки реализации программы: 4 года.
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках научно-познавательного направления. На реализацию курса «Школа исследователя» в 4 классе отводится 170 ч (5 часов в неделю)
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. Программа четвёртого класса реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом
Цель программы: приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия при включении обучающихся в самостоятельную исследовательскую практику.
Задачи программы:
- Развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников.
- Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
- Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.
- Развитие умений управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоение способов создания ситуаций комфортного межличностного взаимодействия.
- Приобретение опыта создания продуктов, значимых для других.
- Формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- Развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- Формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- Формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что она предполагает формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. При реализации данной программы создаются условия для становления таких личностных характеристик выпускника начальной школы, как любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение. Содержание курса «Школа исследователя» максимально приспособлено к запросам и потребностям обучающихся, обеспечивает психологический комфорт, дающий шанс каждому открыть себя как индивидуальность, как личность. В рамках реализации данной программы обучающимся предоставляются возможности творческого развития по интересам и в индивидуальном темпе.
Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность по освоению социального опыта, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, где реализуются запросы социальной практики, существенно расширяются традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках «Школы исследователя», базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей, так как цели и задачи исследовательской деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Поэтому деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других, и этим данная программа отличается от имеющихся. Исследовательская деятельность учащихся в рамках программы организуется таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на II ступени обучения. Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знания, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.
Особенности организации учебного процесса.
Материал каждого занятия рассчитан на 45минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на совершенствование воображения;
- задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса «Школа исследователя» в 4 классе:
Познавательные УУД:
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование;
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение, извлечение информации;
- определение основной и второстепенной информации;
- свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;
- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем.
Регулятивные УУД:
- умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
- умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;
- умение планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль);
- адекватность и дифференцированность самооценки;
- умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины ее успеха/неуспеха.
Коммуникативные УУД:
- рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий,
- способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.
Личностные УУД (1, 2, 3, 4 – е классы):
- Внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе; чувство необходимости учения);
- Самооценка (широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; представленность в Я-концепции социальной роли ученика; рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием);
- Мотивация учебной деятельности (сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению — приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью).
Воспитательные результаты программы представлены в трёх уровнях: приобретение школьником социальных знаний; получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом; получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Каждому уровню результатов соответствует своя образовательная форма.
Контроль и оценка планируемых результатов.
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса
В результате изучения данного курса в 4-ом классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметных результататов :
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий .
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметных результатов:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Учебно-методическое обеспечение
Список литературы
Литература для учащихся:
1.УМК
- Т.А.Ладыженская «Детская риторика» 4 кл.: учебник. – М.: Просвещение, 2014.
- О.Холодова «Юным умникам и умницам» 4 кл.: учебник. - М.: Просвещение, 2014.
Пособия для учителя:
- Т.А.Ладыженская «Детская риторика»: методическое пособие к учебнику для 4 кл. – М.: Просвещение, 2014.
- О.Холодова «Юным умникам и умницам»: методическое пособие к учебнику –М.: «Просвещение» 2014
- Сборник программ по внеурочной деятельности. Автор-составитель С.К.Тивикова. М.: « Русское слово», 2014
2.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Классная доска
- Проектор
- Интерактивная доска
- Ноутбук
- Наглядные материалы
Интернет ресурсы:
http://school-collection.edu.ru
http://nsc.1september.ruhttp://nsc.1september.ru .
Календарно-тематическое планирование
170 часов (5 часов в неделю)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Решаемые проблемы | Понятия | Планируемые результаты | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | ||
Предметные результаты | УУД | Личностные Результаты | |||||||
1 | Ценности нашей жизни. Саморазвитие. | 2ч | Соблюдает моральные нормы и правила поведения. | Ценность жизни | Обобщать, делать несложные выводы, давать определения тем или иным понятиям. | Определение основной и второстепенной информации, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности. | Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения. | 1 нед. 1.09-4.09 1 нед. | |
2 | Я ученик: хочу знаю, как надо могу. | 4ч | Усвоить основные базовые знания. | Саморазвитие | Выявлять закономерности и проводить аналогии, выдвижение гипотез и их обоснование. | Умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины, её успеха-неуспеха. | Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения. | 1 нед. 1 нед. 1 нед. 2 нед. 7.09-11.09 | |
3 | Личностные качества: самокритичность в учебной деятельности. | 2ч | Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей. | Личностные качества Учебная деятельность Самокритичность | Судить о противоположных явлениях, определять последовательность событий, выявлять закономерности и проводить аналогии. | Умение планировать работу до её начала (планирующий самоконтроль), адекватность и дифференцированность самооценки. | Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик», способность адекватно судить о причинах своегоуспеха/неуспеха. | 2 нед. 2 нед. | |
4 | Алгоритм самопроверки и исправления ошибок. | 4ч | Усвоить основные базовые знания. | Самопроверка | Обобщать, делать несложные выводы, давать определения тем или иным понятиям. | Умение планировать работу до её начала (планирующий самоконтроль), адекватность и дифференцированность самооценки. | Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения. | 2 нед. 2 нед. 3 нед 14.09-18.09. 3 нед. | |
5 | Проекты и их реализация в учебной деятельности | 4ч | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Проект | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию полученную из дополнительных источников. | Умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность, донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи. | Стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; стремление к самоизменению -приобретению новых знаний и умений. | 3 нед. 3 нед. 3 нед. 4нед. 21.09-25.09 | |
6 | Я ученик: что я уже знаю и умею. | 2ч | Усвоить основные базовые знания. | Самопроверка | Выявлять закономерности и проводить аналогии, выдвижение гипотез и их обоснование. | Умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины, её успеха-неуспеха. | Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения. | 4 нед. 4 нед. | |
7. | Учусь работать с информацией | 4ч | Общение для контакта и общение для получения информации. | Информация | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию полученную из дополнительных источников. | Умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность, донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи. преобразовывать информацию из одной формы в другую: | Стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; стремление к самоизменению -приобретению новых знаний и умений. | 4 нед. 4 нед. 5 нед. 28.09-2.10 5 нед. | |
8. | Учусь работать с текстом. | 4ч | Называть основные признаки текста, приводить их примеры. | Текст | Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задач. | Оформлять свою мысль в устной и письменной речи. преобразовывать информацию из одной формы в другую: Подробно пересказывать небольшие тексты. | Обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак) | 5 нед. 5 нед. 5 нед. 6 нед. 12.10-16.10 | |
9. | Действую по аналогии. | 4ч | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. | Аналогия | Добывать новые знания. В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | Умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины, её успеха-неуспеха. | Стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; стремление к приобретению новых знаний и умений. | 6 нед. | |
10 | Учусь классифицировать. | 4ч | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Классификация | Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задач. | Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого. | Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения. | 7 нед. 19.10-23.10 | |
11 | Новые знания -часть целого мира. | 4ч | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. | Новые знания | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию полученную из дополнительных источников. | Умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность, донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи. | Стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; стремление к приобретению новых знаний и умений. | 7 нед. 8 нед. 26.10-30.10 8 нед. 8 нед. | |
12 | Учимся дружно. Дискуссия. | 4ч | Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков. | Дискуссия | Добывать новые знания. В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; Устанавливать причинно-следственные связи. | Формирование основных моральных норм поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки. | 8 нед. 8 нед. 9 нед. 2.11-6.11 9 нед. | |
13 | Учимся дружно. Организатор. | 4ч | Соблюдает моральные нормы и правила поведения. | Организатор | Осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения. | Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого. | Стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; | 9 нед. 9 нед. 9 нед. 10нед. 9.11-13.11 | |
14 | Учимся дружно. Как научиться договариваться. | 4ч | Формировать творческое мышление. | Личностные качества Дружба | Добывать новые знания. В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | Умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины, её успеха-неуспеха. | Формирование основных моральных норм поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки. | 10 нед. | |
15 | Учимся дружно. Орбитр. | 4ч | Основные моральные нормы и правила поведения. | Орбитр | Осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения. | Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме,анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания; | Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения. Формирование основных моральных норм поведения | 11 нед. 23.11-27.11 | |
16 | Учимся дружно. Сотрудничество. | 4ч | Соблюдает моральные нормы и правила поведения. | Сотрудничество | Добывать новые знания. | Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого. | Стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность. | 11 нед. 12 нед. 30.11-4.12 12 нед. 12 нед. | |
17 | Личностные качества ученика: уважение и терпимость к другим. | 4ч | Отвечать на добрые слова добрыми поступками, проявлять внимание, вежливость, доброту. | Личностные качества | Осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения. Знать особенности этикетных жанров. | Использовать в речи слова вежливости; участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания; | Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения. | 12 нед. 12 нед. 13 нед. 7.12-11.12 13 нед. | |
18 | Подведение итогов- важный шаг учебной деятельности. | 4ч | Помочь учащимся овладеть способами учебной деятельности. | Учебная деятельность | Умение подводить итоги. В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого. | Стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность. | 13 нед. 13 нед. 13 нед 14 нед. 14.12-18.12 | |
19 | Я ученик: что я уже знаю и умею. | 2ч | Усвоить основные базовые знания. | Личностные качества | Выявлять закономерности и проводить аналогии, выдвижение гипотез и их обоснование. | Умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины, её успеха-неуспеха. | Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения. | 14 нед. | |
20 | Мои сильные стороны как ученика. | 4ч | Формировать творческое мышление. | Личностные качества | Различать общение для контакта и для получения информации. Знать особенности этикетных жанров. | Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. Использовать доброжелательный тон в общении. | Стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность. | 14 нед. 14 нед. 15 нед. 21.12-25.12 15 нед. | |
21 | Решение нестандартных,комбинаторных задач по математике | 4ч | Работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения. | Нестандартные и комбинаторные задачи | Добывать новые знания. Использование приобретённых математических знаний. Овладение основами логического и алгоритмического мышления. | Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого. | Стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; стремление к самоизменению | 15 нед. 15 нед. 15 нед. 16 нед. | |
22 | Повторение основных мыслительных операций. | 4ч | Работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения. | Мыслительные операции | Овладение основами логического и алгоритмического мышления. В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | Умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины, её успеха-неуспеха. | Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека. | 16 нед. | |
23 | Причинно- следственные цепочки. | 4ч | Практиковаться в решении задач различного уровня сложности учащимися. | Причинно- следственные цепочки | Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задач. | Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого. | Стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность. | 17 нед. | |
24 | Решение математических заданий конкурса-игры «Кенгуру». | 4ч | Участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру» | Конкурс-игра «Кенгуру» | Решение заданий повышенной трудности. Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений. | Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого. | Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека. | 17 нед. 18 нед. 18 нед. 18 нед. | |
25 | Выполнение заданий игры-конкурса «Русский медвежонок». | 4ч | Помочь учащимся успешно выступить на олимпиадах, конкурсах. | Игра-конкурс «Русский медвежонок» | Преобразовывать практическую задачу в познавательную. | Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. | Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения. | 18 нед. 18 нед. 19 нед. 19 нед. | |
26 | Логика в русском языке. | 4ч | Формировать творческое мышление. | Логика | Овладение основами логического мышления. В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. | Чувство прекрасного – умение чувствовать выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. | 19 нед. 19 нед. 19 нед. 20 нед. | |
27 | Выполнение заданий игры-конкурса «Русский медвежонок» -языкознание для всех. | 4ч | Помочь учащимся успешно выступить на олимпиадах, конкурсах. | Языкознание | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | Умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины, её успеха-неуспеха. | Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения. | 20 нед. | |
28 | Виды отношений между понятиями. | 4ч | Формировать творческое мышление. | Понятия | Продумывать, уточнять и формулировать речевую задачу своего высказывания. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; | Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Интерес к письму, к созданию собственных текстов. | 21 нед. | |
29 | Выполнение заданий по окружающему миру для 4 класса «Человек и природа». | 4ч | Помочь овладеть способами исследовательской деятельности . | Человек Природа | Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задач. | Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого. | Стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу. | 21 нед. 22 нед. 22 нед. 22 нед. | |
30 | Логика в окружающем мире. | 4ч | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. | Логика Окружающий мир | Развивает кругозор, познание окружающего мира. Овладение основами логического мышления. | Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. | Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности. | 22 нед. 22 нед. 23 нед. 23 нед. | |
31 | Решение задач с помощью таблиц. | 4ч | Решение занимательных задач. | Задача | Использование приобретённых математических знаний. Овладение основами логического и алгоритмического мышления. | Умение планировать работу до её начала (планирующий самоконтроль), адекватность и дифференцированность самооценки. | Чувство необходимости учения. Развитие внимательности, целеустремленности, умения преодолевать трудности. | 23 нед. 23 нед. 23 нед. 24 нед. | |
32 | Анализ олимпиады по математике . | 4ч | Освоение математической терминологии, необходимой при дальнейшем обучении. | Олимпиада | Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений | Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого. | Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности. | 24 нед. | |
33 | Выполнение заданий конкурса по естествознанию «Гелиантус» | 4ч | Помочь успешно выступить на олимпиадах, играх, конкурсах. | Гелиантус Естествознание | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Преобразовывать практическую задачу в познавательную. | Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. | Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей. | 25 нед. | |
34 | Выполнение заданий конкурса по литературе «Пегас» | 4ч | Знакомство с научно-популярной литературой. | Конкурс «Пегас» | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | Умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины, её успеха-неуспеха. | Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. | 25 нед. 26 нед. 26 нед. 26 нед. | |
35 | Язык и логика. Фразеологизмы. | 4ч | Усвоить основные базовые знания. | Язык Логика Фразеологизмы | Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задач. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; | Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения. | 26 нед. 26 нед. 27 нед. 27 нед. | |
36 | Классификация фразеологизмов. | 4ч | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. | Классификация Фразеологизмы | Продумывать, уточнять и формулировать речевую задачу своего высказывания. | Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого. | Чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. | 27 нед. 27 нед. 27 нед. 28 нед. | |
37 | Язык и логика. Образность и меткость речи. | 4ч | Усвоить основные базовые знания. | Язык Логика Образность Меткость речи | Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задач. | Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. | Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения. | 28 нед. | |
38 | Язык и логика. Речевые ошибки. | 4ч | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. | Язык Логика Речевые ошибки | Продумывать, уточнять и формулировать речевую задачу своего высказывания. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; | Чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. | 29 нед. | |
39 | Язык и логика. Пословицы. | 4ч | Усвоить основные базовые знания. | Язык Логика Пословицы | Продумывать, уточнять и формулировать речевую задачу своего высказывания. | Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины, её успеха-неуспеха. | Любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре. Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения. | 29 нед. 30 нед. 30 нед. 30 нед. | |
40 | Логические связки «или», «и», «если…, то». | 4ч | Выполнение учебных заданий. | Логические связки | Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задач. | Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. | Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения. | 30 нед. 30 нед. 31 нед. 31 нед. | |
41 | Оценка ситуаций с разных сторон. Образное сравнение. | 4ч | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. | Образное сравнение | Продумывать, уточнять и формулировать речевую задачу своего высказывания. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; | Чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. | 31 нед. 31 нед. 31 нед. 32 нед. | |
42 | Синонимы. Многозначность. | 4ч | Усвоить основные базовые знания. | Синонимы Многозначность | Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задач. | Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины, её успеха-неуспеха. | Умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать | 32 нед. | |
43 | Антонимы. | 4ч | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий. | Антонимы | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | Слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. | Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения. | 33 нед. | |
44 | Рассуждения. Выводы в рассуждениях. | 4ч | Усвоить основные базовые знания. | Рассуждения | Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; | Обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания. | 33 нед. 34 нед. 34 нед. 34 нед. | |
45 | Я ученик: что я уже знаю и умею. | 2ч | Усвоить основные базовые знания. | Знания Умения | Выявлять закономерности и проводить аналогии, выдвижение гипотез и их обоснование. | Умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины, её успеха-неуспеха. | Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения. | 34 нед. |
Согласовано Согласовано
на заседании ШМО Замдиректора по УМР
учителей начальных классов ______________ Стадник Т.В.
____________ Салычева Л.В. «___» _____________ 2015 г.
Протокол № 1 от26.08.2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Школа исследователя" автор Никовская Н.Д.
Программа "Школа исследователя" для учащихся 1-4 классов и тематическое планирование.....
Рабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению «Школа исследователя 1 класс»
Программа «Школа исследователя» предназначена для организации внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению в 1-4 классах, направлена на формирование готовности и способнос...
Школа-исследователя
Школа-исследователя...
Система занятий по внеурочной деятельности "Школа исследователей" 3 класс
Создание условий для развития у детей познавательных интересов, формировать стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывать у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллек...
Модель детского образовательного центра «Школа исследователя»
Описание модели детского образовательного центра «Школа исследователя»...
Программа внеурочной деятельности "Школа исследователя"
Программа внеурочной деятельности "Школа исследователя" 1-4 классы...
Программа «Школа исследователя» для 1-4 классов
Цель программы: приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия при включении обучающихся в самостоятельную исследовательскую практику....