«Школа исследователя» 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему

Бокарева Ирина Дмитриевна

Рабочая программа

                                                                                  

  По внеурочной деятельности

«Школа исследователя»

Научно-познавательное направление

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola_issledovatelya.doc253.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         Рабочая программа

        

  По внеурочной деятельности

«Школа исследователя» 4д класс

Научно-познавательное направление

Учитель: Бокарева Ирина Дмитриевна

2015-2016 г.

                                                               

 

 Пояснительная записка

Программа «Школа исследователя» предназначена для организации внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению  в 1-4 классах,  направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию. Программа разработана на основе авторских программ: Т.А. Ладыженской «Детская риторика», Холодовой О. «Юным умникам и умницам», Н.Н.Деменевой «Дорогою открытий и добра», И.Н.Моховой «Сократ», материалов с конкурсов «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Пегас».

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы:  7- 11 лет.

Сроки реализации  программы: 4 года.

Курс  введен в часть учебного  плана, формируемого образовательным учреждением в рамках научно-познавательного  направления. На реализацию курса «Школа исследователя» в 4 классе отводится 170 ч (5 часов в неделю)

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения.  Программа четвёртого  класса реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с   образовательным планом  

Цель программы: приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия при включении обучающихся в самостоятельную исследовательскую практику.

Задачи программы:

  • Развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников.
  • Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
  • Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.
  • Развитие умений управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоение способов создания ситуаций комфортного межличностного взаимодействия.
  • Приобретение опыта создания продуктов, значимых для других.
  • Формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  • Развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  • Формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  • Формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

 Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что  она предполагает формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. При реализации данной программы создаются условия для становления таких личностных характеристик выпускника начальной школы, как любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение. Содержание курса «Школа исследователя» максимально приспособлено  к запросам и потребностям обучающихся, обеспечивает психологический комфорт, дающий шанс каждому открыть себя как индивидуальность, как личность. В рамках реализации данной программы обучающимся предоставляются возможности творческого развития по интересам и в индивидуальном темпе.

Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность по освоению социального опыта, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, где реализуются запросы социальной практики, существенно расширяются традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках «Школы исследователя», базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей, так как цели и задачи исследовательской деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Поэтому деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других, и этим данная программа отличается от имеющихся. Исследовательская деятельность учащихся в рамках программы организуется таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на II ступени обучения. Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск  в разных областях знания, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.

Особенности организации учебного процесса.

           Материал каждого занятия рассчитан на 45минут. Во время занятий у ребенка происходит становление  развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются  занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).

   Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

      Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы  и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

    В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

   В процессе выполнения каждого задания    происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент  делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:

  • задания на развитие внимания;
  • задания на развитие памяти;
  • задания на совершенствование воображения;
  • задания на развитие логического мышления.

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

  • дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
  • вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
  • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
  • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

             - складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

     Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

 Задания, развивающие мышление

 Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения  самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса «Школа исследователя» в 4 классе:

Познавательные УУД:

  • построение логической цепи рассуждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование;
  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение, извлечение информации;
  • определение основной и второстепенной информации;
  • свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;
  • понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем.

Регулятивные УУД:

  • умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
  • умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;
  • умение планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль);
  • адекватность и дифференцированность самооценки;
  • умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины ее успеха/неуспеха.

Коммуникативные УУД:

  • рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий,
  • способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
  • умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.

Личностные УУД (1, 2, 3, 4 – е классы):

  • Внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе; чувство необходимости учения);
  • Самооценка (широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; представленность в Я-концепции социальной роли ученика; рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием);
  • Мотивация учебной деятельности (сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению — приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью).

Воспитательные результаты программы представлены в трёх уровнях: приобретение школьником социальных знаний; получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом; получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Каждому уровню результатов соответствует своя образовательная форма.

Контроль и оценка планируемых результатов.

  В основу изучения кружка  положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются  по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

 Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

          Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). 

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

        Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.

Для оценки эффективности занятий   можно использовать следующие показатели:

– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса

В результате изучения данного курса в  4-ом классе обучающиеся получат возможность   формирования

Личностных результатов: 

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметных результататов :  

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий  .
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметных результатов: 

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.  

Учебно-методическое обеспечение

Список литературы

Литература для учащихся:

1.УМК

  • Т.А.Ладыженская «Детская риторика» 4 кл.: учебник. – М.: Просвещение, 2014.
  • О.Холодова «Юным умникам и умницам» 4 кл.: учебник. - М.: Просвещение, 2014.

Пособия для учителя:

  • Т.А.Ладыженская «Детская риторика»: методическое пособие к учебнику  для 4 кл. – М.: Просвещение, 2014.
  • О.Холодова «Юным умникам и умницам»: методическое пособие к учебнику –М.: «Просвещение» 2014
  • Сборник  программ по внеурочной деятельности. Автор-составитель С.К.Тивикова.  М.: « Русское слово», 2014

2.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

- Классная доска

- Проектор

- Интерактивная доска

- Ноутбук

- Наглядные материалы

Интернет ресурсы: 

http://catalog.iot.ru

http://schools.techno.ru

http://www.school.edu.ru

http://school-collection.edu.ru

http://www.ict.edu.ru

www.center.fio.ru

http://nsc.1september.ruhttp://nsc.1september.ru .

http://www.openworld.ru

http://russian-kenguru.ru

http://rm.kirov.ru

Календарно-тематическое планирование

 170 часов (5 часов в неделю)

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Решаемые

проблемы

Понятия

Планируемые результаты

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Предметные результаты

УУД

Личностные

Результаты

1

Ценности нашей жизни. Саморазвитие.

Соблюдает моральные нормы и правила поведения.

Ценность  жизни

Обобщать, делать несложные выводы, давать определения тем или иным понятиям.

Определение основной и второстепенной информации, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности.

Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения.

1 нед.

1.09-4.09

1 нед.

2

Я ученик: хочу знаю, как надо могу.

Усвоить основные базовые знания.

Саморазвитие

Выявлять закономерности и проводить аналогии, выдвижение гипотез и их обоснование.

Умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины, её успеха-неуспеха.

Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения.

1 нед.

1 нед.

1 нед.

2 нед.

7.09-11.09

3

Личностные качества: самокритичность в учебной деятельности.

Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей.

Личностные качества

Учебная деятельность

Самокритичность

Судить о противоположных явлениях, определять последовательность событий, выявлять закономерности и проводить аналогии.

Умение планировать работу до её начала (планирующий самоконтроль), адекватность и дифференцированность самооценки.

Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик», способность адекватно судить о причинах своегоуспеха/неуспеха.

2 нед.

2 нед.

4

Алгоритм самопроверки и исправления ошибок.

Усвоить основные базовые знания.

Самопроверка

Обобщать, делать несложные выводы, давать определения тем или иным понятиям.

Умение планировать работу до её начала (планирующий самоконтроль), адекватность и дифференцированность самооценки.

Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения.

2 нед.

2 нед.

3 нед

14.09-18.09.

3 нед.

5

Проекты и их реализация в учебной деятельности

Строить сообщения в устной и письменной форме.

Проект

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию полученную из дополнительных  источников.

Умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность, донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

Стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; стремление к самоизменению -приобретению новых знаний и умений.

3 нед.

3 нед.

3 нед.

4нед.

21.09-25.09

6

Я ученик: что я уже знаю и умею.

Усвоить основные базовые знания.

Самопроверка

Выявлять закономерности и проводить аналогии, выдвижение гипотез и их обоснование.

Умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины, её успеха-неуспеха.

Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения.

4 нед.

4 нед.

7.

Учусь работать с информацией

Общение для контакта и общение для получения информации.

Информация

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию полученную из дополнительных  источников.

Умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность, донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

преобразовывать информацию из одной формы в другую:

Стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; стремление к самоизменению -приобретению новых знаний и умений.

4 нед.

4 нед.

5 нед.

28.09-2.10

5 нед.

8.

Учусь работать с текстом.

Называть основные признаки текста, приводить их примеры.

Текст

Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задач.

Оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

преобразовывать информацию из одной формы в другую: Подробно пересказывать небольшие тексты.

Обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак)

5 нед.

5 нед.

5 нед.

6 нед.

12.10-16.10

9.

Действую по аналогии.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Аналогия

Добывать новые знания.

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины, её успеха-неуспеха.

Стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; стремление к приобретению новых знаний и умений.

6 нед.

10

Учусь классифицировать.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Классификация

Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задач.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого.

Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения.

7 нед.

19.10-23.10

11

Новые знания -часть целого мира.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Новые знания

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию полученную из дополнительных  источников.

Умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность, донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

Стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; стремление к приобретению новых знаний и умений.

7 нед.

8 нед.

26.10-30.10

8 нед.

8 нед.

12

Учимся дружно. Дискуссия.

Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков.

Дискуссия

Добывать новые знания.

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Устанавливать причинно-следственные связи.

Формирование основных моральных норм поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки.

8 нед.

8 нед.

9 нед.

2.11-6.11

9 нед.

13

Учимся дружно. Организатор.

Соблюдает моральные нормы и правила поведения.

Организатор

Осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого.

Стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу;

9 нед.

9 нед.

9 нед.

10нед.

9.11-13.11

14

Учимся дружно. Как научиться договариваться.

Формировать творческое мышление.

Личностные качества

Дружба

Добывать новые знания.

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины, её успеха-неуспеха.

Формирование основных моральных норм поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки.

10 нед.

15

Учимся дружно. Орбитр.

Основные моральные нормы и правила поведения.

Орбитр

Осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения.

Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме,анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;

Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения. Формирование основных моральных норм поведения

11 нед.

23.11-27.11

16

Учимся дружно. Сотрудничество.

Соблюдает моральные нормы и правила поведения.

Сотрудничество

Добывать новые знания.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого.

Стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность.

11 нед.

12 нед.

30.11-4.12

12 нед.

12 нед.

17

Личностные качества ученика: уважение и терпимость к другим.

Отвечать на добрые слова добрыми поступками, проявлять внимание, вежливость, доброту.

Личностные качества

Осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения.

Знать особенности этикетных жанров.

Использовать в речи слова вежливости;

 участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;

Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения.

12 нед.

12 нед.

13 нед.

7.12-11.12

13 нед.

18

Подведение итогов- важный шаг учебной деятельности.

Помочь учащимся овладеть способами учебной деятельности.

Учебная

деятельность

Умение подводить итоги.

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого.

Стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность.

13 нед.

13 нед.

13 нед

14 нед.

14.12-18.12

19

Я ученик: что я уже знаю и умею.

Усвоить основные базовые знания.

Личностные качества

Выявлять закономерности и проводить аналогии, выдвижение гипотез и их обоснование.

Умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины, её успеха-неуспеха.

Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения.

14 нед.

20

Мои сильные стороны как ученика.

Формировать творческое мышление.

Личностные качества

Различать общение для контакта и для получения информации.

Знать особенности этикетных жанров.

Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. Использовать доброжелательный тон в общении.

Стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность.

14 нед.

14 нед.

15 нед.

21.12-25.12

15 нед.

21

Решение нестандартных,комбинаторных задач по математике

Работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения.

Нестандартные и комбинаторные задачи

Добывать новые знания. Использование приобретённых математических знаний. Овладение основами логического и алгоритмического мышления.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого.

Стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; стремление к самоизменению

15 нед.

15 нед.

15 нед.

16 нед.

22

Повторение основных мыслительных операций.

Работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения.

Мыслительные операции

Овладение основами логического и алгоритмического мышления.

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины, её успеха-неуспеха.

Развитие   внимательности,   настойчивости,   целеустремленности,   умения  преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности  любого человека.

16 нед.

23

Причинно- следственные цепочки.

Практиковаться в решении задач различного уровня сложности учащимися.

Причинно- следственные цепочки

Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задач.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого.

Стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность.

17 нед.

24

Решение математических заданий конкурса-игры «Кенгуру».

Участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»

Конкурс-игра «Кенгуру»

Решение заданий повышенной трудности. Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого.

Развитие   внимательности,   настойчивости,   целеустремленности,   умения  преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности  любого человека.

17 нед.

18 нед.

18 нед.

18 нед.

25

Выполнение заданий игры-конкурса «Русский медвежонок».

Помочь учащимся успешно выступить  на олимпиадах, конкурсах.

Игра-конкурс «Русский медвежонок»

Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.

18 нед.

18 нед.

19 нед.

19 нед.

26

Логика в русском языке.

Формировать творческое мышление.

Логика

Овладение основами логического  мышления.

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Чувство прекрасного – умение чувствовать выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.

19 нед.

19 нед.

19 нед.

20 нед.

27

Выполнение заданий игры-конкурса «Русский медвежонок» -языкознание для всех.

Помочь учащимся успешно выступить  на олимпиадах, конкурсах.

Языкознание

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины, её успеха-неуспеха.

Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.

20 нед.

28

Виды отношений между понятиями.

Формировать творческое мышление.

Понятия

Продумывать, уточнять и формулировать речевую задачу своего высказывания.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Интерес к письму, к созданию собственных текстов.

21 нед.

29

Выполнение заданий по окружающему миру для 4 класса «Человек и природа».

Помочь овладеть способами исследовательской  деятельности .

Человек

Природа

Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задач.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого.

Стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу.

21 нед.

22 нед.

22 нед.

22 нед.

30

Логика в окружающем мире.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Логика

Окружающий мир

Развивает кругозор, познание окружающего мира.

Овладение основами логического  мышления.

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Развитие   внимательности,   настойчивости,   целеустремленности,   умения  преодолевать трудности.

22 нед.

22 нед.

23 нед.

23 нед.

31

Решение задач с помощью таблиц.

Решение занимательных задач.

Задача

Использование приобретённых математических знаний. Овладение основами логического и алгоритмического мышления.

Умение планировать работу до её начала (планирующий самоконтроль), адекватность и дифференцированность самооценки.

Чувство необходимости учения. Развитие   внимательности,   целеустремленности,   умения  преодолевать трудности.

23 нед.

23 нед.

23 нед.

24 нед.

32

Анализ олимпиады по математике .

Освоение математической терминологии, необходимой при дальнейшем обучении.

Олимпиада

Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого.

Развитие   внимательности,   настойчивости,   целеустремленности,   умения  преодолевать трудности.

24 нед.

33

Выполнение заданий конкурса по естествознанию «Гелиантус»

Помочь успешно выступить  на олимпиадах, играх, конкурсах.

Гелиантус

Естествознание

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

25 нед.

34

Выполнение заданий конкурса по литературе «Пегас»

Знакомство с научно-популярной литературой.

Конкурс

«Пегас»

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины, её успеха-неуспеха.

Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

25 нед.

26 нед.

26 нед.

26 нед.

35

Язык и логика. Фразеологизмы.

Усвоить основные базовые знания.

Язык

Логика

Фразеологизмы

Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задач.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.

26 нед.

26 нед.

27 нед.

27 нед.

36

Классификация фразеологизмов.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Классификация

Фразеологизмы

Продумывать, уточнять и формулировать речевую задачу своего высказывания.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого.

Чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.

27 нед.

27 нед.

27 нед.

28 нед.

37

Язык и логика. Образность и меткость речи.

Усвоить основные базовые знания.

Язык

Логика

Образность

Меткость речи

Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задач.

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.

28 нед.

38

Язык и логика. Речевые ошибки.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Язык

Логика

Речевые ошибки

Продумывать, уточнять и формулировать речевую задачу своего высказывания.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

Чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.

29 нед.

39

Язык и логика. Пословицы.

Усвоить основные базовые знания.

Язык

Логика

Пословицы

Продумывать, уточнять и формулировать речевую задачу своего высказывания.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины, её успеха-неуспеха.

Любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре.

Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.

29 нед.

30 нед.

30 нед.

30 нед.

40

Логические связки «или», «и», «если…, то».

Выполнение учебных заданий.

Логические связки

Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задач.

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.

30 нед.

30 нед.

31 нед.

31 нед.

41

Оценка ситуаций с разных сторон. Образное сравнение.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Образное сравнение

Продумывать, уточнять и формулировать речевую задачу своего высказывания.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

Чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.

31 нед.

31 нед.

31 нед.

32 нед.

42

Синонимы. Многозначность.

Усвоить основные базовые знания.

Синонимы

Многозначность

Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задач.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины, её успеха-неуспеха.

Умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать

32 нед.

43

Антонимы.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.

Антонимы

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.

33 нед.

44

Рассуждения. Выводы в рассуждениях.

Усвоить основные базовые знания.

Рассуждения

Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

Обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания.

33 нед.

34 нед.

34 нед.

34 нед.

45

Я ученик: что я уже знаю и умею.

Усвоить основные базовые знания.

Знания

Умения

Выявлять закономерности и проводить аналогии, выдвижение гипотез и их обоснование.

Умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины, её успеха-неуспеха.

Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения.

34 нед.

Согласовано                                                                    Согласовано

на заседании ШМО                                                            Замдиректора по УМР

учителей начальных классов                                                  ______________ Стадник Т.В.

____________ Салычева Л.В.                                              «___» _____________ 2015 г.

Протокол № 1 от26.08.2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Школа исследователя" автор Никовская Н.Д.

Программа "Школа исследователя" для учащихся 1-4 классов и тематическое планирование.....

Рабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению «Школа исследователя 1 класс»

Программа «Школа исследователя» предназначена для организации внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению  в 1-4 классах,  направлена на формирование готовности и способнос...

Школа-исследователя

Школа-исследователя...

Система занятий по внеурочной деятельности "Школа исследователей" 3 класс

Создание условий для развития у детей познавательных интересов, формировать стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывать у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллек...

Модель детского образовательного центра «Школа исследователя»

Описание модели  детского образовательного центра «Школа исследователя»...

Программа внеурочной деятельности "Школа исследователя"

Программа внеурочной деятельности "Школа исследователя" 1-4 классы...

Программа «Школа исследователя» для 1-4 классов

Цель программы: приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия при включении обучающихся в самостоятельную исследовательскую практику....