Современные подходы помощи ребёнку с ОВЗ в системе образования РФ.
статья на тему
Это статья посвящена рассмотрению такого важного вопроса, как помощь ребёнку с ОВЗ в системе нашего образования - реалии на данный момент (на мой взгляд) и перспективные подходы к этому вопросу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_podhody_pomoshchi_rebyonku_s_ovz_v_sisteme_obrazovaniya_rf.docx | 19.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные подходы помощи ребёнку с ОВЗ
в системе образования РФ.
А) Классическая система.
На мой взгляд, классическая система –спец.школы, школы-интернаты являются основной формой обучения детей с ОВЗ, так как именно в таких специальных учреждениях, в основном, создаются все необходимые условия для обучения и социализации таких детей ( во всяком случае, стараются создать такие условия). Дети находятся среди «равных себе», нет «изгоев», коими часто бывают такие детки среди обычных детей в общеобразовательной школе, происходит полное «принятие» друг друга как равного.
Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса. Что оптимально возможно в условиях специального учебного заведения.
Проблемы, которые возникают на этом этапе:
Я считаю, что таких специальных учебных заведений мало на данном этапе, не всегда у родителей с детьми есть возможность попасть в них (в силу удалённости). Во многих спец.школах переполненность классов. Далеко ходить не надо. Взять мой класс ( 2 класс, 7 вид). У меня дети не такие тяжёлые, как дети, например, 8 вида, но в классе 14 человек! Это очень много! Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей учителя является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения. А это возможно только тогда, когда у учителя есть возможность индивидуального подхода к каждому ученику.
Проблема подготовки учителей. Это, пожалуй, одна из главных проблем в этой области. Здесь нужно специальное образование. Опять же испытала сложности на себе. Я - педагог-психолог по образованию с большим опытом работы , есть и опыт работы с детьми с ЗПР, с олигофренией. Но, придя работать в коррекционную школу, поняла, как не хватает знаний именно дефектологических.
Следующая проблема – недостаточное финансирование. Отсюда слабая техническая оснащённость. Замечательно, когда в классе есть компьютер и интерактивная доска. Это даёт возможность учителю «включать в работу» активно зрительный анализатор, тактильный, а не только слуховой. Наглядность «подогревает» интерес , собирает внимание, что для детей с ОВЗ особенно актуально. Опять же хочу привести пример из собственной практики. Активно применяя на уроках презентации ( в частности, на уроках по окружающему миру), заметила, что у детей намного повысился интерес к происходящему, возрос уровень запоминания, дети через несколько уроков сами возвращаются к пройденному материалу, пытаясь связывать его с новым. Это, естественно, не может не радовать.
Необходимо создавать условия для того, чтобы не было утечки кадров: достаточная оплата труда, возможность внутреннего совмещения, уменьшить каким-то образом огромное количество «писанины» - не остаётся времени на практическую работу с детьми. Это действительно, большая проблема!
Сложности с трудоустройством детей. Сейчас есть организации, которые готовы взять на работу наших выпускников. Но таких организаций мало! И учителя должны «курировать» своих детей, отслеживать их судьбу и всячески содействовать в их дальнейшей социализации.
Б) Надомное обучение.
В этой системе тоже есть свои плюсы и минусы. Понятно, что не все дети с ОВЗ могут обучаться в условиях школы. Но здесь возникает вопрос «отбора» таких детей на систему надомного обучения. Кого надо выводить на надомное обучение, а кто может обучаться в условиях школы?
Желая облегчить жизнь ребенку, страдающему различными заболеваниями, создать ему комфортные условия и щадящий режим обучения, школа изолирует его от общения со сверстниками и окружающим миром. Между тем не всякая семья может создать ему комфорт в силу недостаточных материальных возможностей. Зачастую, наоборот, постоянное пребывание ребенка дома ложится дополнительным бременем на семейный бюджет.
Второй вопрос - это учебная нагрузка, которая в 2,5-3 раза меньше учебной нагрузки детей, обучающихся в общеобразовательной школе. Указанных часов хватает лишь для изучения материала основных предметов (математики и русского языка). Все остальные предметы даются, как правило, обзорно. При этом практически всегда «забываются» занятия по коррекции недостатков развития ребенка (ЛФК, логопедия, занятия со специальным психологом и т.д.). Вместе с тем большинство детей, обучающихся на дому, могут овладевать знаниями по физике, химии, истории, не говоря уже об их увлечении иностранными языками и информатикой. А как можно утверждать, что уроки по изобразительному искусству, физической культуре, музыке и пению, ручному труду являются для детей второстепенными предметами? Именно рисование, лепка, музыка, лечебно-физическая культура для многих из них, особенно в младших классах, являются средствами развития моторики, мелкой мускулатуры рук, коррекции внимания и памяти.
То есть здесь стоит вопрос о качестве знаний, которые получают дети-надомники.
Третья проблема- отсутствие квалифицированных педагогических кадров, способных работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися на дому. Универсальных учителей, способных преподавать все школьные предметы, педагогические вузы не готовят. Образовательные же учреждения, к которым прикреплены больные дети, как правило, распределяют часы индивидуального надомного обучения между теми учителями, у кого в текущем учебном году недостаточная нагрузка. Поэтому в этом случае тоже «хромает» качество обучения. А здесь должна быть очень специализированная подготовка или переподготовка учителей (например, дефектологические спец.курсы).
Как оплачивать труд учителей-надомников? Тоже совсем немаловажный вопрос. Ведь часто на индивидуальное обучение выводятся ох какие сложные дети!
В) Дистанционная помощь в образовании.
Это, пожалуй, одна из самых современных форм получения знаний. Она приобретает всё большую популярность. И здесь есть много плюсов. Включение в систему образования детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями опорно-двигательного аппарата различной степени выраженности; нарушениями зрения, нарушениями слуха и речи; заболеваниями сердечно-сосудистой системы и другими внутренними болезнями, значительно ограничивающими двигательную активность) дистанционного обучения позволяет не только усовершенствовать и повысить качество образования, но и дает детям-инвалидам возможность виртуального общения, знакомства и обмена мнениями в компьютерной сети, т.е. будет содействовать их интеграции в социум посредством интернет-технологий. Для ребенка с ограниченными возможностями это открывает пути в новый мир, дает возможность реализовать себя и свои потребности, преодолеть свое одиночество.
Занимаясь с помощью компьютера, ребенок перестает быть инвалидом, ограниченным в пространстве, — у него появляется связь буквально со всем миром. Он может учиться, не выходя из дома и в удобном для себя темпе. Наиболее значимой для детей с ограниченными возможностями (особенно малоподвижных) является потребность в активном общении, расширении кругозора и получении дополнительной информации.
Дистанционное обучение дает возможность детям с ограниченными возможностями в большей степени реализовать свой потенциал, вести активную жизнь, повысить уверенность в себе. Педагогам позволяет планировать индивидуальный график обучения в соответствии с проблемами и заболеваниями ребенка. Но существует большая проблема в подготовке таких учителей, которые владеют методикой дистанционного обучения. Сейчас, конечно, далеко не для всех учителей эта форма обучения преемлема и доступна. Вопрос оборудования. Далеко не у всех школ есть материальная база и возможность для дистанционной помощи детям.
Г) Инклюзивное обучение.
На мой взгляд, здесь всё-таки больше минусов, чем плюсов, во всяком случае, на сегодняшний день. Во-первых, не все родители детей с особенностями развития хотят отдавать своих детей в обычную школу, опасаясь насмешек, конфликтов с одноклассниками и учителями, непонимания особенностей своих детей, неадекватной реакции на особенности детей. Родители «обычных» детей опасаются, что ребенок с особенностями развития (особенно с тяжелыми нарушениями) будет мешать, отвлекать учителя и детей, что снизит уровень знаний всего класса. Безусловно, у родителей здоровых детей вызывает опасения, что при смешанном обучении здоровых детей с детьми с ОВЗ меньше внимания будет уделяться здоровым детям, снизится уровень обучения здоровых детей, ухудшится дисциплина.
Одно дело – ребёнок-колясочник с сохранным интеллектом, а другое – ребёнок слабослышащий или со слабой степенью олигофрении. Надо ли таких детей сажать к здоровым детям? Моё мнение - что нет, не надо. В конце концов, такой ребёнок в лучшем случае, будет просиживать нужное время, отведённое на учёбу, но не получать должные знания и умения. А в спец.школах, которые ориентированы именно на детей с ОВЗ, вся система обучения и программа подстроена именно под их особенности.
Важным условием организации образовательного процесса для детей с ОВЗ является учитель. Однако на сегодняшний день единицы учителей имеют специальную подготовку для работы с детьми с ОВЗ. В школах отсутствуют или в недостаточном количестве такие специалисты, как логопед, дефектолог, а также медицинские работники, психологи, социальные педагоги.
Инклюзивное обучение возможно лишь при условии специальной подготовки и переподготовки кадров как педагогов массовых, так и специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Как учителя и воспитатели массовых учреждений должны быть готовы к новой для них деятельности – обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями, так и учителя-дефектологи должны быть специально подготовлены к оказанию коррекционной помощи в новых условиях – в условиях массовой школы.
Важными условиями инклюзивного обучения являются:
- переподготовка педагогических кадров;
-должное техническое оснащение всего образовательного процесса (например, слуховые аппараты, и т.д.);
- специально оборудованные помещения для пребывания детей с ОВЗ в образовательном учреждении: наличие пандусов, лифты, широкие проходы, увеличение пространства класса, индивидуальные наушники, и т.д.
Сегодняшняя массовая школа ориентирована не на личность, а на успешный результат. Партнерство в школе подменено конкуренцией, где побеждают самые умные, здоровые, сильные и красивые. Устоявшаяся система школьных ценностей массовой школы находится сегодня в глубоком противоречии с идеей инклюзивного образования. Отсюда следует, что необходимо формировать в обществе правильное (не просто терпимое, толерантное) отношения к детям (к людям) с недостатками в физическом и (или) психическом развитии. Только это позволит не просто существовать рядом или параллельно, а жить вместе. Эта основа инклюзивного обучения.
Я думаю, что на сегодняшний день наш система образования находится лишь на дальних подступах к настоящему инклюзивному образованию. Всё это требует терпения, терпимости, последовательности, поэтапности, и конечно, времени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационная среда современной системы образования – комплекс современных информационных, дидактических и методических технологий
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация системы образования.Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для ...
Современные подходы к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе развивающего обучения.
На данном этапе педагоги стремятся максимально приблизить учебную деятельность к познавательной.Одной из основных тенденций модернизации общего образования в России является активизация его разв...
Современные подходы к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе развивающего обучения.
На данном этапе педагоги стремятся максимально приблизить учебную деятельность к познавательной.Одной из основных тенденций модернизации общего образования в России является активизация его разв...
Современные подходы к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе развивающего обучения.
На данном этапе педагоги стремятся максимально приблизить учебную деятельность к познавательной. Одной из основных тенденций модернизации общего образования в России является активизация е...
Современные подходы к реализации здоровьесберегающих технологий в системе школьного образования
Современные подходы к реализации здоровьесберегающих технологий в системе школьного образования.Советова Е.Ю., Конева В.Н.МБОУ гимназия №65 им. Н. Сафронова, г. Ульяновск. Проблемы сохранения здо...
Современные подходы к реализации здоровьесберегающих технологий в системе школьного образования
Современные подходы к реализации здоровьесберегающих технологий в системе школьного образования...
Аутичный ребёнок в современной системе образования
Аутичный ребёнок в современной системе образования...