Современные подходы к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе развивающего обучения.
статья по теме
На данном этапе педагоги стремятся максимально приблизить учебную деятельность к познавательной.Одной из основных тенденций модернизации общего образования в России является активизация его развивающей функции.Именно поэтому формирование навыков учебно-исследовательской деятельности учащихся - одна из актуальных задач современного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebno-issledovatelskaya_deyatelnost.rar | 939.92 КБ |
Предварительный просмотр:
/СЛАЙД/ Современные подходы к организации учебно- исследовательской деятельности учащихся в системе развивающего обучения.
«Учение – это деятельность ученика по усвоению новых знаний и овладению способами приобретения знаний»
А.К.Маркова
/СЛАЙД №3) Педагоги с давних времен выделяли 2 основных пути учения: «учение пассивное»(т.е. «традиционное обучение» с репродуктивными методами), и «учение активное»(т.е. «исследовательское обучение» с продуктивными методами).
В различные времена соотношение этих путей в практике образования существенно менялось. На первый план выходил то один метод обучения, то другой.
На данном этапе педагоги стремятся максимально приблизить учебную деятельность к познавательной. Одной из основных тенденций модернизации общего образования в России является активизация его развивающей функции /СЛАЙД №4/Именно поэтому формирование навыков учебно-исследовательской деятельности учащихся – одна из актуальных задач современного образования.
/СЛАЙД №5/ Учебно-исследовательская деятельность учащихся является составной частью образовательного процесса . Она предусматривает достижение следующих учебных и воспитательных задач: развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков;
- формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований;
- выявление одарённых учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала;
- воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности;
- помощь в профессиональной ориентации;
- самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели.
Несомненно, поставленные задачи направлены на разностороннее развитие и воспитание подрастающего поколения. Но возникает закономерный вопрос, желает ли само подрастающее поколение этого развития и воспитания? Как показывает опыт, даже в самых элитных средних учебных заведениях отмечается тенденция к снижению или же утрате учебной мотивации. У нынешнего поколения есть достаточно большое количество занятий помимо учёбы. Повышение интереса к учёбе является первостепенной задачей педагогического коллектива. Наверное, только творческий подход к процессу получения знаний способствует становлению учебно-исследовательской работы в школе. Жизнь показала, что система Л.В.Занкова оказалась востребованной и эффективной на современном этапе образования. Л.В.Занков говорил: «Я против дрессуры, я против того, чтобы ребенок превращался в живого робота. Мой человек- это человек, решающий задачи, это человек, стремящийся к успеху, а не человек как сумма знаний, умений и навыков».
/СЛАЙД №6/ Для каждого человека важно признание его труда другими людьми. Выступления на конференциях дают возможность ученикам научиться отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать других, вести диалог. Эти качества необходимы человеку будущего, человеку с ноосферным мышлением.
Ноосферное мышление предполагает умение проектировать и прогнозировать последствия своего взаимодействия с окружающим миром, способность принимать решения в ситуациях нравственного выбора, ответственность за своё поведение. Современное обучение лишь адаптирует человека к уже свершившемуся и не учит его строить будущее, то есть не формирует человека с ноосферным мышлением. /СЛАЙД №7/
Разработка учебно-исследовательских проектов школьниками является, на наш взгляд, эффективным средством формирования их ноосферного мышления. Разработка проектов делает мышление обучающихся раскрепощённым, свободным, творческим, а самого обучающегося соучастником воспитательного процесса.
/СЛАЙД №8/ Однако при написании учебно-исследовательских работ или выполнении проектов и учителя и ученики сталкиваются с целым рядом проблем. Причем ряд этих трудностей имеет общий характер для учителей и учащихся.
Учащиеся:
- Учебные (постановка проблемы исследования, формулирование
гипотезы, формулирование цели и задач исследования);
- практические (определение этапов работы, подбор и анализ
литературы);
- презентационные (защита работы);
- оформление (оформление теоретической и практической частей работы, списков литературы, таблиц и выводов).
Учителя: /СЛАЙД №9/
- Научные (вычленение проблемы исследования, формулирование
гипотезы исследования).
- Нехватка материальной базы кабинета(широта интересов учащихся и учителей при выборе тем исследования не всегда позволяет осуществить задуманное в рамках школы).
- Оформление работ (быстро меняющиеся требования к оформлению списков литературы, различные требования на конференциях разного уровня к оформлению работ и презентаций).
Кроме проектов организация исследовательской деятельности проходит как на разных уровнях, так и в различных формах и проявлениях.
В качестве творческих домашних заданий ребятам предлагается подготовка сообщений, поиск ответов на те или иные вопросы, написание рефератов, составление кроссвордов и вопросов для одноклассников и т. п. Эта нехитрая, но оценочная деятельность подталкивает к ежедневной работе с дополнительной литературой, посещению библиотек.
Большим подспорьем на уроке могут стать разные виды заданий: разноуровневые, нестандартные, интерактивные.
Но в процессе включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность перед учителем встает проблема организации решения единых учебно-исследовательских задач при различном уровне развития исследовательского опыта учащихся. В решении этой проблемы следует исходить из того, что необходимо подбирать такие приемы и формы работы, в которых ученики смогли бы проявить и обогатить свой индивидуальный исследовательский опыт. Для этого необходимо использовать дифференциацию и индивидуализацию.
Систематическое применение проблемно-исследовательского метода в преподавании различных школьных предметов обеспечивает развитие универсальных познавательных действий и приобретение важных исследовательских умений у младших школьников.
В ходе осуществления исследований дети учатся: /СЛАЙД №10/
- Ставить исследовательские вопросы.
- Формулировать проблемы.
- Выдвигать гипотезы.
- Составлять план работы.
- Вести наблюдения.
- Планировать и проводить опыты для нахождения необходимой информации и проверки гипотез.
- Выделять существенную информацию из разных источников (книги, схемы, модели, таблицы и т.п.).
- Систематизировать информацию.
- Представлять результаты работы в различных формах (схема, рисунок, доклад, реферат, тезисы и т.п.).
- Выступать перед аудиторией, вести дискуссию с оппонентом.
Сказать, что учитель окончательно достиг своей цели, можно лишь тогда, когда учащийся сам понимает значимость исследовательской деятельности, сам стремится к ней. /СЛАЙД №11/
От учителя требуется высокая работоспособность и гибкость в работе с учащимися. Результат же такой работы – развитие исследовательских и коммуникативных умений, высокая познавательная и учебная мотивация учащихся. Всё это обеспечивает учителю поддержку его творческих усилий и подлинное удовлетворение от педагогической деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе развивающего обучения.
На данном этапе педагоги стремятся максимально приблизить учебную деятельность к познавательной.Одной из основных тенденций модернизации общего образования в России является активизация его разв...
Современные подходы к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе развивающего обучения.
На данном этапе педагоги стремятся максимально приблизить учебную деятельность к познавательной. Одной из основных тенденций модернизации общего образования в России является активизация е...
СЛАГАЕМЫЕ ПРОДУКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Л.В.ЗАНКОВА
ПРЕДЛАГАЕМЫЙ МАТЕРИАЛ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПРИГОДИТСЯ МОЛОДЫМ, НАЧИНАЮЩИМ ПЕДАГОГАМ...
Календарно тематическое планирование по всем предметам и внеурочная деятельность 1 класс. Система развивающего обучения Л.Занкова
Календарно тематическое планирование по всем предметам и внеурочная деятельность 1 класс. Система развивающего обучения Л.Занкова...
Календарно тематическое планирование по всем предметам и внеурочная деятельность 1 класс. Система развивающего обучения Л.Занкова
Календарно тематическое планирование по всем предметам и внеурочная деятельность 1 класс. Система развивающего обучения Л.Занкова...
Календарно тематическое планирование по всем предметам и внеурочная деятельность 1 класс. Система развивающего обучения Л.Занкова
Календарно тематическое планирование по всем предметам и внеурочная деятельность 1 класс. Система развивающего обучения Л.Занкова...
"Нетрадиционные уроки в современной школе как средство активации познавательной деятельности учащихся в условиях развивающего обучения"
"Нетрадиционные уроки в современной школе как средство активации познавательной деятельности учащихся в условиях развивающего обучения"...