Современные подходы к реализации здоровьесберегающих технологий в системе школьного образования
учебно-методический материал на тему
Современные подходы к реализации здоровьесберегающих технологий в системе школьного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_podkhody_k_realizatsii_zdorovesberegayushchikh_tekhnologiy.docx | 19.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные подходы к реализации здоровьесберегающих технологий в системе школьного образования.
Конева В.Н,.Советова Е.Ю.
МБОУ гимназия №65 им. Н. Сафронова, г. Ульяновск.
Проблемы сохранения здоровья учащихся, стали особенно актуальными на современном этапе. В муниципальном общеобразовательном учреждении «Гимназия №65 имени Н. Сафронова» создаются условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся за счет:
- Использования эффективных методов обучения;
- Организации мониторинга состояния здоровья детей;
- 100% охват горячим питанием;
- Рациональная организация досуговой деятельности.
Двигательный режим имеет важное значение в жизни детей младшего школьного возраста. В этот период идет рост и становление организма ребенка, поэтому двигательная активность в значительной степени определяет его физическое развитие и работоспособность. Умелое сочетание умственной и физической нагрузки предупреждает утомление и переутомление. Правильный подбор физкультминуток значительно снижает утомление и улучшает внимание учащихся. В практике работы педагогического коллектива применяются следующие здоровьесберегающие технологии, в которых используются разные подходы к охране здоровья а, соответственно, и разные методы и формы работы:
- Медико-гигиенические технологии (включают комплекс мер, направленных на соблюдение надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПинНов);
- Физкультурно-оздоровительные технологии (направлены на физическое развитие учащихся);
- Экологические здоровьесберегающие технологии (укрепляют духовно-нравственное здоровье учащихся);
- Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности.
При планировании уроков педагоги придерживаются основных требований качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики:
- Построение урока с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения;
- Создание условий для продуктивной познавательной деятельности с учетом их состояния здоровья;
- Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательного процесса;
- Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий, таких как физкультурные минутки, динамические паузы и подвижные игры;
- Осуществление индивидуального подхода к учащимся с учетом личностных возможностей;
- Создание благоприятного психологического климата и создание ситуации успеха.
Чтобы удовлетворить двигательную потребность в процессе организации учебного процесса следует вводить гимнастику до начала занятий, подвижные игры на переменах, прогулки с играми в группе продленного дня. В первом классе динамические паузы проводятся ежедневно после второго урока, 35 минут, в соответствии с тематическим планированием, утвержденным администрацией гимназии.
Цель динамических пауз:
- Первичное ознакомление и разучивание упражнений и подвижных игр.
- Развитие внимания, волевых и физических усилий, координации движений.
- Формирование нравственных качеств, а так же привычек и навыков жизни в коллективе.
- Воспитание организованности, дисциплины, умения удерживать себя выполняя двигательные задания по образцу и сигналу.
В ходе проведения динамических пауз дети разучивают правила игр, движения, необходимые в разных игровых ситуациях. Так же умеют выполнять движения согласно текста, по сигналу, объяснять и организовывать ранее изученные игры. В начале каждой динамической паузы проводится инструктаж по технике безопасности во время игры, повторяются правила поведения на спортивных площадках.
Преимущества проведения динамических пауз в гимназии.
- Динамические паузы проводятся по единому расписанию.
- В них могут принимать участие все учащиеся класса, вне зависимости от какого бы то ни было заболевания.
- Благодаря игровым двигательным разминкам учащиеся получают возможность расслабиться психически и физически после длительного сидения и интенсивной деятельности.
- Постоянно в проведении игровых динамических пауз вырабатывает у учащихся потребность и привычку двигаться, не вызывает негативного отношения к двигательным упражнениям, способствует формированию культуры общения, движения.
- Совместная двигательная игровая деятельность сближает учащихся, раскрепощает их, помогает преодолеть комплексы в их непосредственной учебной деятельности и физическом состоянии, почувствовать радость пребывания в гимназии, классе.
- Игровые динамические паузы способствуют повышению работоспособности, активности учащихся на последующих уроках, помогают преодолеть усталость и сонливость.
- Для проведения двигательных минуток не нужны спортивные снаряды и спортивное оборудование.
- Во время динамических пауз подвижные игры можно сочетать с интеллектуальными заданиями, что позволит развивать одновременно как интеллектуальную сферу ребёнка так и его двигательную активность.
В план спортивного часа в группе продленного дня включаются специальные упражнения, подвижные игры, разнообразные эстафеты. Их цель- развитие физических качеств, укрепляющих здоровье детей. Занятие по физическому развитию в ГПД отличаются от основных уроков физкультуры тем, что здесь нет строгой регламентации в содержании и структуре, меньше физическая нагрузка учащихся, учитывается их интерес. Занятия, как правило, проводятся на открытом воздухе и в спортивной форме. Начинается занятие небольшой разминкой или сюжетной игрой. Основная часть занятий состоит из физических упражнений, подвижных и спортивных игр, часто соревновательного характера, а в заключении занятия используются малоподвижные игры. Оздоровительный эффект занятий во многом зависит от правильной дозировки нагрузки, от чередования движения и отдыха. Игры и физические упражнения не должны вызывать переутомления и излишнего возбуждения. Выполнение физических упражнений на свежем воздухе усиливает их эффективность. Посильная физическая нагрузка и свежий воздух укрепляют здоровье детей, повышают их работоспособность. Поэтому очень важно рационально организовать двигательную деятельность детей на прогулке.
Проведение на прогулке занятий, игр и упражнений с повышенной двигательной активностью способствуют закаливанию организма, снижению простудных заболеваний. Занятия на свежем воздухе расширяют знания детей о природных и погодных явлениях, помогают установить причинные связи между этими явлениями, что в свою очередь, влияет на развитие мышления и речи (умение объяснить и сформулировать свои представления). Прогулки используются и для обучения детей наблюдениям, правилам дорожного движения. Здесь прогулки как бы смыкаются с экскурсиями, так как экскурсии в природу становятся для детей источником вопросов и размышлений, будят воображения, развивают абстрактно-логическое мышление. Во время прогулки проводятся беседы о состоянии природы в разные времена года. Прогулки формируют детский коллектив, воспитывают положительные навыки поведения, накапливают представления детей об окружающей природе и явлениях общественной жизни, формируют организованность. Вместе с тем создаются наиболее благоприятные условия для проявления товарищеских чувств, взаимопомощи.
С целью сохранения здоровья детей и профилактики заболеваемости рекомендуются:
- Проводить физическую зарядку до начала занятий.
- Проводить по две физкультпаузы во время уроков, одна из которых на глаза для снятия статического напряжения.
- Проводить подвижные игры во время перемен.
- Во время проведения уроков следить за посадкой детей. С этой целью иметь в классе плакаты «Сиди правильно».
- В группах продленного дня проводить игры на свежем воздухе во время прогулок.
- Проводить проветривания классных комнат согласно рекомендациям СанПинНа п.2.5 к воздушно-тепловому режиму учебных помещений.
- Рассаживание детей проводить согласно листка здоровья.
- Организовать питание учащихся в школьной столовой.
- Раз в четверть проводить дни здоровья на свежем воздухе.
- Проводить санитарно-просветительскую работу с детьми на классных часах, с родителями на родительских собраниях.
- Проводить инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами, иголкой, клеем на уроках трудового обучения.
- Ввести отслеживания заболевания учащихся.
- Проводить экспертизу здоровья учащихся по окончанию третьего (четвертого) класса.
- Индивидуальные занятия проводить после 30 минутного отдыха детей.
- Во время проведения уроков физической культуры учитывать индивидуальные особенности детей.
- Для детей со специальной группой физкультуры проводить занятия в специальном режиме, согласно приказа по гимназии.
- Знакомить детей с правилами дорожного движения на уроках ОБЖ, а так же с вопросами охраны жизнедеятельности.
- Проводить беседы с учащимися о сохранении здоровья перед каникулами и перед уходом детей из гимназии.
Использование здоровьесберегающей технологии в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Здоровьесберегающие технологии в системе школьного образования"
Ребенок значительную часть времени проводит в школе, которая призвана растить здоровое поколение. Я осознала, что существует необходимостью плодотворно обучать детей, с одной стороны, и желанием по ме...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В данной статье раскрыта важность здоровьесберегающих технологий и предложены ряд упражнений для снятия напряжения глаз. А также здесь вы можете найти различные игры, используемые на физминутках...
Здоровьесберегающие технологии в системе дополнительного образования начальной школы
Школа – это место интенсивного и целенаправленного умственного и нравственного развития каждого человека на протяжении 10 лет. Можно сказать, что абсолютным критерием качества образовательной си...
Современные подходы к реализации здоровьесберегающих технологий в системе школьного образования
Современные подходы к реализации здоровьесберегающих технологий в системе школьного образования.Советова Е.Ю., Конева В.Н.МБОУ гимназия №65 им. Н. Сафронова, г. Ульяновск. Проблемы сохранения здо...
Публикация "Краеведческий компонент на уроках технологии в начальной школе" в сборнике "Реализация краеведческого принципа в системе школьного образования"
Материалы областного семинара по результатам деятельности инновационной образовательной площадки Института развития образования Кировской области в МКОУ СОШ с УИОП пгт Тужа Кировской области...
Современные подходы в реализации здоровьесберегающих технологий в современной школе
Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, а также воздействие...
Современные подходы к организации преемственности между дошкольным и школьным образованием: проблемы, перспективы, пути решения
Дошкольная и начальная – две смежных ступени в системе образования, где дошкольное образование является фундаментом. Однако, с ростом вариативности форм и методов обучения, внедрении вариативных...