«Проектная деятельность младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО»
статья (4 класс) на тему
Статья, содержащая обобщение опытом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проектная деятельность учащихся в рамках реализации ФГОС | 380.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сёмкина Елена Викторовна
«Проектная деятельность младших школьников
в рамках реализации ФГОС НОО»
Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Игры, совместная деятельность и сотрудничество часто оказываются недоступны для младших школьников. Это обстоятельство значительно затрудняет усвоение детьми системы моральных норм и нравственных принципов, препятствует формированию коммуникативной компетентности, эмоциональной отзывчивости.
Поэтому, механизмом реализации основного принципа ФГОС - системно–деятельностного подхода - являются инновационные педагогические технологии, одной из ведущих которых является проектная деятельность. На ступени начального общего образования – это в основном групповой проект. Умения и навыки исследовательского поиска необходимы каждому человеку. Ни для кого не секрет, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности учащихся начальной школы, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно.
Во ФГОС НОО под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определённой цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Актуальность метода учебных проектов связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий (УУД). Следовательно, занятия проектной деятельностью предполагают формирование УУД:
Регулятивные УУД:
- рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- целеполагать (ставить и удерживать цели);
- планировать (составлять план своей деятельности).
Познавательные УУД:
- моделировать (представлять способ действия в виде схемы модели, выделяя все существенное и главное).
Коммуникативные УУД:
- проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
При организации проектной деятельности учащихся начальной школы необходимо учитывать следующие принципы:
• Проект должен быть посильным.
• Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов.
• Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов – обсуждение выбранной темы, плана работы и ведения дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений.
• Обязательная презентация результатов по проекту в той или иной форме.
Проектная деятельность на ступени начального общего образования имеет ряд преимуществ:
- Учащиеся работают в группе.
- Нет ограничений временными рамками урока деятельности учащихся. Работа над проектом переходит во внеурочную деятельность.
- Работа над проектом строится по принципу «от простого к сложному».
- Осваивая эту технологию, учащиеся приобретают собственный опыт интеллектуальной деятельности.
Опыт организации проектной деятельности на уроках математики в 4 классе.
Присутствие проектной технологии в учебниках «Моя математика» УМК «Школа 2100» обусловлено необходимостью перехода от образования, ориентированного только на приобретение знаний, к образованию, ориентированному на формирование умений применять имеющиеся знания и умения «для себя». Одним из механизмов, позволяющим формировать у учащихся УУД, в Образовательной системе «Школа 2100» рассматривается регулярная проектная деятельность.
Целью работы над проектами на ступени начального общего образования является развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи:
1.Формировать позитивную самооценку, самоуважение.
2.Формировать коммуникативную компетентность в сотрудничестве:
3.Формировать способность к организации деятельности.
4.Формировать умение решать творческие задачи.
5.Формировать умение работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
В 4 классе в курсе «Математика» предлагается выполнить ряд проектов, таких как:
- «Машина времени»;
- Страничка из энциклопедии
- Инсценировка: Российская ярмарка 18 века.
- Играй и выигрывай)
- Страница нового учебника
Наиболее интересным детям показался проект «Машина времени».
Ребята выбрали эту тему, потому что на уроках литературы, математики и окружающего мира в 4 классе мы изучаем разные исторические события прошлого и говорим о будущем человечества. Однажды на уроке математики задумались над вопросом, почему до сих пор не созданы аппараты, которые смогли бы перенести людей в прошлое или будущее время, чтобы лучше изучить или понять историю этого времени
Вся описываемая далее работа начинается на уроке, а продолжается во время, отведенное для внеурочной деятельности. Так как проектная деятельность, в числе прочего, ориентирована на формирование таких важнейших качеств личности, как упорство в стремлении к достижению поставленной цели в ситуации плодотворного сотрудничества с другими людьми, преодоление возникающих трудностей и оперативное решение проблем.
Проект представляем как «шесть П» :
Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация - Портфолио
Этапы работы над проектом:
- Постановка проблемы.
Перед началом работы даётся домашнее задание: прочитать страницу с материалами к проекту. В статье ставятся вопросы:
- Как вы думаете, можно ли путешествовать во времени? Если можно, то как? Можем ли мы узнать о том, что было в прошлом? В будущем? Как именно люди узнают о прошлом? А о будущем?
На уроке обсуждаем прочитанный текст.
- Как вы представляете себе машину времени? Хотите сделать её модель? Что вам для этого потребуется?
Намечаем цель: сделать машину времени, описанную в учебнике (похожую на космический корабль).
- Проектирование (планирование).
Составляем алгоритм действий:
- придумать, как выглядит (из каких частей состоит) ваша модель;
- подобрать материалы и детали, из которых вы будете ее строить;
- подобрать команду для изготовления модели и распределить работу;
- обдумать, в какой последовательности вы будете работать;
- сделать модель машины времени;
- проверить, всё ли сделано правильно;
- подготовить инсценировку «Полет на машине времени».
План работы над проектом у детей есть в учебнике, и они в любой момент могут им воспользоваться, чтобы работать самостоятельно, или задать по какому-нибудь пункту плана вопросы. Также предлагаю детям заполнить «Лист планирования и продвижения по заданию» (см. Приложение 1)
3. Поиск информации.
Выбранная учащимися тематика проектов отражала не только желание детей путешествовать в прошлое, но и в будущее. Дети приступили к поиску информации. Кроме учебника, учащиеся могли пользоваться любыми источниками информации: энциклопедии, книги, Интернет-источники, консультации со специалистами, родителями. Еженедельно с каждой группой обсуждались и редактировались подготовленные детьми материалы.
4. Продукт.
На этом этапе дети представляли эскизы своих изделий в классе. После вносились поправки в данной модели. Окончательный продукт ребята собирали дома. На данном этапе с детьми активно сотрудничают и родители. Поэтому многие модели имеют подвижные детали и электрические схемы. (см. Приложение 3)
5. Презентация.
Защита проекта у нас проходила в 3 этапа.
I этап – защита перед одноклассниками. После каждого выступления проходило обсуждение. Ребята высказывали своё мнение и о конструкции изделия, и о презентации, и об информационном материале, подобранном участниками команды. Также дети представляли лист самооценки, по которому я могла оценить вклад в работу над проектом каждого ученика. (см. Приложение 2)
II этап – защита перед родителями.
III этап – выступление перед детьми начальной школы. Перед другими классами выступали только те команды, чьи проекты оказались наиболее удачными. (см. Приложение 4)
6. Портфолио.
С готовыми проектами дети могут принять участие в различных конкурсах, результаты которых поместят в своих портфолио.
На ступени начального общего образования большую роль в проектной деятельности играет взаимодействие ученика и учителя. которое существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения. Поэтому в начальной школе многие функции выполняет именно учитель, а не сам ученик. Наглядно это можно увидеть в таблице.
«Действия ученика и учителя в проектной деятельности».
Ученик | Учитель |
Определяет цель деятельности. | Помогает определить цель деятельности |
Открывает новые знания. | Рекомендует источник получения информации. |
Экспериментирует | Раскрывает возможные формы работы. |
Выбирает пути решения | Содействует прогнозированию результата. |
Активен | Создаёт условия для активности школьника. |
Субъект обучения | Партнер ученика. |
Несет ответственность за свою деятельность. | Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки. |
Радует, что активными участниками в проектной деятельности являются и родители учащихся.
Родителей могут:
-проявлять заинтересованность (важный фактор поддержания мотивации)
-помочь советом, информацией (источник информации может быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, а также книги и периодические издания, Интернет)
-создать условия для проектной деятельности младших школьников во внеурочное время
В заключение, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах, потому что проектная деятельность приносит радость познания через сотрудничество со сверстниками. Как сказал выдающийся немецкий философ и драматург Г.Э.Лессинг «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
Литература
1. Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. и др. Математика. Учебник для 4 класса.// Моя математика. В 3 –х частях. Часть 1. – 2-е изд., испр. – М.: Баласс, Издательский Дом РАО, 2007. – 96 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя./ [А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др. ]; под редакцией А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
3. Козлова С.А., Рубин А.Г. Моя математика. 4-й класс: Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2008. – 336с. (Образовательная система «Школа 2100»).
Приложение 1.
Лист планирования и продвижения по заданию
Класс ____________ Номер группы _________
Название группы ___________________________________________
Название проекта, выбранное группой __________________________
_____________________________________________________________
запишите выбранное название
Форма представления проекта.
Отметьте ∨ выбранную вами форму:
• А. Макет
• Б. Плакат с рисунком
• В. Плакат с аппликацией
• Г. Плакат со схемой
• Д. Плакат с набором готовых иллюстраций
• Е. Компьютерная презентация с набором готовых иллюстраций
Начало работы: ______ день __ час ___мин
Окончание работы: _____день __ час ___ мин
Что делаем | Кто делает | Отметка о выполнении (+ или –) |
4. | ||
Приложение 3.
Лист самооценки
Класс ____________ Номер группы _________
Название группы ___________________________________________
Фамилия и имя _________________________________________________
Оцени работу своей группы. Отметь ∨ вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).
- Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?
• А. Да, все работали одинаково.
• Б. Нет, работал только один.
• В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.
- Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?
• А. Работали дружно, ссор не было.
• Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.
• В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.
- Тебе нравится результат работы группы?
• А. Да, все получилось хорошо.
• Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.
• В. Нет, не нравится.
- Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком X.
Приложение 2.
Приложение 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на на научно-практической конференции по теме: «Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС 2 поколения во внеурочной и классной деятельности».
Выступление содержит материал, способствующий формированию у учащихся навыков проектно-исследовательской деятельности во внеурочное и учебное время....
Социальное партнерство во внеурочной деятельности НОО в рамках реализации ФГОС
Мастер-класс в рамках районного семинара "Итоги реализации ФГОС НОО".Чтобы посмотреть презентацию, перейдите по ссылке: https://yadi.sk/i/zhUkOIYXgXHim...
Выступление учителя начальных классов МБОУ “Новоибрайкинская СОШ имени М.И.Абдрахманова» Аксубаевского муниципального района РТ Гафиятовой Рушании Гумеровны по теме: «Приоритетные направления в деятельности учителя в рамках реализации ФГОС второго поколе
Введение ФГОС - это новый этап модернизации российского образования. Мы должны подготовить ребенка к будущей жизни, чтобы он был успешным человеком, независимо от того, как он учится.В школу должен пр...
Проектная деятельность школьников в рамках реализации ФГОС
Проектная деятельность школьников в рамках реализации ФГОС...
Проектно-исследовательская деятельность школьников в рамках реализации ФГОС
Метод проектов – это интерактивный метод современного обучения .Если говорить о нём как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность иссле...
«Методики и инструменты формирующего оценивания на основе проектной деятельности и в рамках реализации требований ФГОС»
Методики и инструменты формирующего оценивания на сонове проектной деятельности учащихся на уроке, во внеурочной деятельности....