внеурочная деятельность "Веселые игры"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
пояснительная записка курса внеурочной деятельности "Веселые игры"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesyolye_igry_2016.docx | 50.63 КБ |
Предварительный просмотр:
"Рассмотрено" руководитель ШМО МБОУ "Коелгинской СОШ" __________/_______________/ протокол № от " "___________________г. | "Согласовано" заместитель директора по УВР МБОУ "Коелгинской СОШ" __________/Н.П. Костина/ " "_________________г | "Утверждено" директор МБОУ "Коелгинской СОШ" ____________/О.А. Костенко/ приказ № от " "___________________г. |
Программа
курса внеурочной деятельности
"Веселые игры"
Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 31.12.2014 г. с изменениями от 06.04.2015 г.).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г № 1047 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
- Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере до-школьного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550).
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. N 1015 (ред. от 28.05.2014 г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067)».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г. № 19993).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010 г. № 15987).
- Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 13.01.2011 г. № 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные про-граммы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.02.2012 г. № 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 декабря 2014 г. № 1559 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 1047».
- Приказ Минобрнауки РФ от 16.01.2012 г. № 16 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 17.02.2012 г. № 23251).
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников».
- Закон Челябинской области от 29.08.2013 г. № 515-ЗО (ред. от 28.08.2014 г.) «Об образовании в Челябинской области» (подписан Губернатором Челябинской области 30.08.2013 г.) / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.
- Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961.
- Методическое письмо ЧИППКРО «Об организации образовательного процесса в начальной школе в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2015/16 учебном году»
- Школьный учебный план МБОУ Коелгинская СОШ на 2015/16 учебный год.
- Положение о рабочей программе по предмету МБОУ Коелгинская СОШ на 2015/16 учебный год.
- Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя.— М.: Просвещение, 2010. — 223 с.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[ В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.];под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с.
- Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. Методические рекомендации по организации внеучебной деятельности учащихся начальной и основной школы (1-9-х классов). Центр теории воспитания ИТИП РАО, 2010
- Приказ № 112 от 25.08.2014 г по Коелгинской школе «О внесении изменений в основную образовательную программу начального общего образования»
Программа курса внеурочной деятельности « Весёлые игры» разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[ В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.];под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010. Направление – спортивно-оздоровительное.
При создании программы учитывались потребности современного российского общества в физически крепком и дееспособном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, использовать ценности игр для самовоспитания, саморазвития и самореализации. Программа предназначена для детей 7-10 лет.
Место учебного курса внеурочной деятельности «Весёлые игры», 1-4 класс, в плане внеурочной деятельности.
Программа рассчитана на 33 часа в год – 1 класс; 34 часа в год – 2-4 классы, с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 40 минут. Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор игр и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению.
Общая характеристика учебного курса
Программа учебного курса внеурочной деятельности «Весёлые игры», 1-4 классы, направлена на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни. Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, необходима им для нормального роста и развития. Игра – ведущая деятельность детей. Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. В них ярко отражены: образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои. Представлены понятия о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, стремление к победе. Кроме того, некоторые игры приобретают определенный оттенок в зависимости от географических и климатических условий. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма в более высокой ступени развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий. Игры на развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально – волевой сферы личности) развивают произвольную сферу (умение сосредоточиться, переключить внимание, усидчивость). Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей и подростков. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различных крупных и мелких мышц тела.
Важнейшим требованием проведения внеурочной деятельности по физическому воспитанию является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм. Такое распределение изучения игр позволяет учителю следовать от простого к сложному, а детям - знакомиться с играми, которые соответствуют их возрастным способностям. Детям 6-7 лет присуще постоянно находиться в движении, поэтому учебный материал в этих классах простой и легко запоминающийся. Он позволяет детям удовлетворить их потребность в движении. А вот для обучающихся 8-10 лет, помимо движения, нужен еще и занимательный материал. Знакомясь с историей и играми , они не только развиваются физически, но еще и развивают свой кругозор.
Мы должны стремиться к тому, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь здоровых, уравновешенных физически и нравственно людей.
Цель: формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления собственного здоровья и организации активного отдыха.
Задачи:
1. Укрепление здоровья обучающихся, приобщение их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, содействие гармоническому, физическому развитию.
2. Обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам.
3. Воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, формирование коммуникативных компетенций.
4. Способствовать расширению кругозора учащихся.
5. Содействовать взаимодействию, взаимопониманию.
6. Развивать умения ориентироваться в пространстве.
7. Развивать познавательный интерес, воображение, память, мышление, речь.
8. Создавать условия для проявления чувства коллективизма.
9. Развивать активность и самостоятельность.
10. Активизировать двигательную деятельность детей.
Ценностные ориентиры учебного курса
Ценность жизни– признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы– осознание этого основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы.
Любовь к природе – это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека– определение его как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, пониманию важности и необходимости соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.
Ценность семьи– признание её как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность гражданственности– осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма– одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности
Личностные:
У обучающихся будут сформированы:
- установка на здоровый образ жизни;
- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
- этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа уважительное отношение к культуре других народов.
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
Обучающийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности Познавательные:
Обучающийся научится:
- проводить сравнение и классификацию объектов;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности.
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
- формирование первоначальных представлений о значении спортивно-оздоровительных занятий для укрепления здоровья, для успешной учёбы и социализации в обществе.
- овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, полезные привычки, подвижные игры и т.д.)
Содержание курса внеурочной деятельности
Программа представлена блоками:
- Игры-догонялки
- Игры-поиски
- Игры с быстрым нахождением своего места
- Зимние игры на снеговой площадке
- Спортивные игры
- Настольные игры
- Интеллектуальные игры
Простые и усложненные игры-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок, в которых один ловит всех, и кончая сложными салками, в которых одна команда догоняет другую, разные условия и разные правила. Игра «Салки-приседалки», «Салки с домом», «У медведя на бору», «Дедушка Мазай», «Рыбачок», «Уголки», «Третий лишний», «Волк во рву», «Два Мороза».
Игры-поиски. Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игр способствует отдыху участников игр после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы и отдыхают утомленные центры. Игра «Чего нет?». Поиск исчезнувшего предмета, «Отгадай, кто подходил?», «Яша и Маша», «Слепой и зрячий», «Холодно-горячо».
Игры с быстрым нахождением своего места . В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве.
Зимние игры на снеговой площадке. В этот раздел вошли игры на свежем воздухе в зимнее время. Игры помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологической, эмоциональной разгрузки, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм и др. Игра в снежки, лепка снежных баб.
Спортивные игры. Баскетбол. Футбол. Пионербол. Спортивный праздник.
В данном разделе обучающиеся знакомятся с игровыми правилами. Отрабатывают игровые приёмы. Броски в корзину. Игры, эстафеты, весёлые минутки.
Настольные игры. Игры, помогающие всестороннему развитию детей, способствующие развитию памяти, внимания, мышления, сообразительности, настойчивости, развитию речи. Лото, шахматы, шашки, конструктор, детское домино.
Интеллектуальные игры. Игры, направленные на развитие интеллектуальных способностей, скорости реакции, развитию речи, умению найти свое место в коллективе. Викторина «Собери пословицу», конкурс пословиц и поговорок, «Наши любимые сказки». Математическая эстафета и т. д.
Требования к уровню подготовки обучающихся по учебному курсу внеурочной деятельности «Весёлые игры», 1-4 классы
1. Дети научатся играть активно, самостоятельно, с удовольствием.
2. В любой игровой ситуации дети сами научатся регулировать степень внимания и мышечного напряжения.
3. Научатся приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения.
4. Научатся быстро принимать решение и приводить его в исполнение.
5. Научатся проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку.
6. Научатся добиваться достижения общей цели.
Критерии оценивания обучающихся по учебному курсу внеурочной деятельности
«Весёлые игры», 1-4 классы
Безотметочная система с записью в зачетном листе по итогам учебного года «зачтено»/«не зачтено» (портфолио обучающихся)
Зачёт - учащийся усвоил материал курса, у него сформировано позитивное отношение к
занятиям физической культурой, собственному здоровью и внутреннему миру, к здоровью окружающих его людей; умело применяет двигательные навыки и умения в повседневной жизни.
Незачёт - учащийся не усвоил материал курса; прослеживается негативное отношение к занятиям физической культурой.
Форма промежуточной аттестации по учебному курсу внеурочной деятельности «Весёлые игры», 1-4 классы - спортивная эстафета «Сильные, смелые, ловкие».
Мониторинг развития УУД
№ | Ф. И. обучающегося | Универсальные учебные действия (сентябрь, май) | |||||||||||||
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | |||||||||||||
Анализ | Синтез | Логика | Слов.-лог. мышление | Вывод | Организационные | Информационные | Активное слушание | Монологическая речь | Диалог | Работа в группах | |||||
Планирование | Саморегуляция | Организация деятельности | Смысловое чтение | Работа с информацией | |||||||||||
1 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 |
Основные уровни качества образования приведены в общую систему оценки качества образования для единства аналитической системы мониторинга:
Критерии оценивания уровня сформированности универсальных учебных действий:
2-повышенный уровень;
1-базовый уровень;
0-недостаточный уровень
Учебно - методическое обеспечение образовательной деятельности
Класс | Учебно - методические пособия | Интернет - ресурсы | Иное |
1 | Ладыженская Т. А., Сорокина Г. И., Сафонова И. В., Никольская Р. И. Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках.- М.: «Просвещение», 2002 Ляшенко Е.А. Школа юного краеведа 3-4 классы.- В.: Учитель,2007 Корчинова О. В. Детский этикет. – Ростов на Дону «Феникс», 2002 Артамонова Л.Е. Летний лагерь 1-11 классы. М:-«Вако»,2006 Беляева Н.В., Голованова И.М. и др. Внеклассные мероприятия. М: Вако, 2011 Васильева – Гангнус Л. Азбука вежливости. – М.: «Педагогика», 1888 Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей. – М.: «Просвещение», 1986 Волина В. В. Учимся играя. В. В.Волина. М.: «Просвещение», 1994 Ермолин А. А. На службе у детства. Основы, создание и функционирование воспитательной системы «Новая цивилизация». – Москва: Народное образование, 2004 Касаткина Н.А. Уроки знаний. Классные часы.- В.: Учитель, 2001 Солодова Г. Г., М. И. Губанова. Развитие и воспитание личности в общении.– Кемерово, 2005 Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В.- Ярославль «Академия развития», 1996 | "Содружество органи заторов воспита тельного процесса" http://www.moocv.ru Духовно-нравствен ное воспитание и образование http: //moral-educ.narod.ru/ Сценарии праздников и мероприятий http://anstars.ru/ Внеклассные меро-приятия. Сайт для учителей и родителей Внеклассные занятия в начальной школе http://vneklassa.narod.ru Центр развития твор-чества детей и юно-шества http://mosoblcenter.ru/ Внешкольник.РФ http://dop-obrazovanie.com/ Портал «Дополни-тельное образование» | Детские подвижные игры народов СССР. Сост. А. В.Кенеман. М.: «Просвещение», 1988 Подборка журналов «Завуч» Подборка журналов «Педсовет» Подборка журналов «Чем развлечь гостей» Науменко Г. Тридцать три Егорки: Детская литература, 1989 Стрелкова Л. П. Уроки сказки. – М.: «Педагогика»,1990 Строкатова С. Л. Возьмемся за руки, друзья! –Волгоград «Учитель», 2008 Хаткина Н.В. Зовет звонок на праздник- М.: Сталкер, 2004 Виталина Т.И. Калейдоскоп праздников 1-4 классы. М.: «Экзамен», 2013 Давыдова М.А., Агапова И. А. Праздник в семье.- М: Рольф,2000 Давыдова М.А., Агапова И. А. Праздник в школе.- М: Айрис Пресс,2006 Касаткина Н.А. Уроки знаний. Классные часы, Касаткина Н.А. В.: Учитель, 2001 |
2 | |||
3 | |||
4 |
Материально- техническое обеспечение образовательной деятельности
АРМ учителя | АРМ учащихся | Иное |
Лента финишная Рулетка Набор инструментов для подготовки прыжковых зон Демонстрационный материал к викторинам, конкурсам Экранно-звуковые пособия | Спортивный инвентарь: 1.Стенка гимнастическая 2. Мячи 3. Палка гимнастическая 4. Скакалки 5. Мат гимнастический 6. Кегли 7. Обручи 8. Флажки 9. Лыжи Настольные игры: Шахматы, шашки, домино Сюжетные настольные игры | Сетка для переноса и хранения мячей Аптечка |
Список литературы
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 31.12.2014 г. с изменениями от 06.04.2015 г.).
- Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя.— М.: Просвещение, 2010. — 223 с.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[ В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.];под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с.
- Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. Методические рекомендации по организации внеучебной деятельности учащихся начальной и основной школы (1-9-х классов). Центр теории воспитания ИТИП РАО, 2010
- Положение о рабочей программе по предмету МБОУ Коелгинская СОШ на 2015/16 учебный год.
Приложение 1 (игры)
На прогулку
Играющие встают в очерченные каждым на площадке маленькие кружки за исключением водящего. Водящий подходит к любому игроку и говорит: «На прогулку! Игроки идут вслед за водящим в колонне по одному. Когда все игроки сойдут со своих мест, учитель произносит: «Дождь идет!» все играющие стараются скорее занять кружки. Игрок, оставшийся без места, становится водящим. Подобным образом проводится игра «Гусек», «Птицы, на гнезда!» , «Дедушка Мазай ».
Пустое место.
Играющие, за исключением водящего, становятся в круг и кладут руки за спину. Водящий- за кругом. Водящий бежит вокруг круга, дотрагивается до кого-либо и бежит в обратную сторону по кругу. Игрок, которого он коснулся, бежит по кругу ему навстречу, стремясь быстрее занять свое место. Водит тот, кто не успел занять пустое место.
Море волнуется.
Выбирается один водящий. Он становится лицом к остальным игрокам , которые выполняют произвольные движения, и произносит слова: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три! Морская фигура, на месте замри!» после этих слов участники замирают на месте, а водящий поворачивается лицом к игрокам и следит за ними. Выбывает из игры тот, кто пошевелится.
Третий лишний.
Все игроки становятся парами, один позади другого. Выбираются двое водящих, один из которых убегает, а другой его догоняет и старается осалить. Если ему это удается, то догоняющий становится убегающим. Но убегающий может встать впереди любой пары, и тогда убегающим становится тот игрок, который стоял в этой паре позади. Похожие правила в игре «Мышиная охота» (становясь к какой-либо паре, «мышка прячется в норку») и в игре «Помощь друга».
Воробьи и вороны
Все игроки делятся на две команды и становятся в одну колонну. По обеим сторонам от играющих в 15-20 шагах от них на поперечных линиях кладут какие-либо одинаковые предметы (мячики, кубики и т. д.) по числу вдвое меньше, чем всех участников игры. Уславливаются, что предметы, лежащие слева – воробьи, а справа – вороны. Учитель по слогам произносит одно из слов. Если окончание слова «ны» (вороны), то все игроки бегут в правую сторону, стараясь схватить лежащий на линии предмет, если же окончание слова «бьи», то все игроки бегут влево с той же задачей. Поскольку предметов вдвое меньше, чем игроков, то они достаются не всем игрокам. Те, кому предметы не достались, выбывают из игры. Побеждает та команда, в которой осталось больше игроков.
Салки
Правила игры схожи во всех видах салок («салки по кругу», «салки-приседалки» , «салки с домом», «Уголки» и т.д.). Суть игры заключается в том, что один игрок убегает, а другой догоняет, дополнительные условия игроки выбирают по своему желанию.
У медведя на бору
На одном конце площадки чертится круг – берлога медведя. На другом – дом для остальных игроков. Дети идут из дома по направлению к берлоге и говорят «У медведя на бору грибы, ягоды беру. А медведь глядит и на нас рычит».после этих слов медведь выбегает из берлоги и начинает ловить играющих. Дети стараются убежать в свой дом. Когда медведь поймает 4-5 человек, назначается новый медведь.
Похожие правила в играх «Волк во рву», «Два Мороза» (вместо одного медведя выбираются два «Мороза»), «Зайцы в огороде».
Шарики – веники
Игроки делятся на две команды, по одному игроку из каждой команды становятся на линию старта. Их задача пронести воздушные шарики на вениках определенную дистанцию, не уронив и не проколов. Шарики нельзя придерживать рукой.
Прищепки
Количество участников этой игры не ограничено. Игроки делятся на две команды: «охотники» и «олени». «Охотникам» выдается равное количество бельевых прищепок. «Олени» убегают, а задача «охотников» поймать « оленя» и прицепить на него прищепку. Побеждает тот охотник, у которого раньше всех закончатся прищепки.
Рыбаки и рыбки
Пара игроков – водящие, берутся за руки, их задача поймать третьего игрока, окружив руками, и ставят его в середину между собой. Игра продолжается до тех пор, пока не останутся два непойманных игрока. Они и становятся рыбаками. Похожие правила в играх «Рыбачок», «Невод», но в них игроки могут не брать пойманного в середину, а отпускают его самостоятельно ловить «рыбок».
Холодно – горячо
Среди игроков выбирается водящий, который на время выходит за дверь, а в это время остальные игроки прячут какой-либо предмет. После этого водящий возвращается и пытается найти спрятанный предмет, а остальные игроки помогают ему словами «холодно», «тепло» или «горячо».
Чего нет?
Перед игроками раскладывается 8-10 различных предметов. Игроки по очереди пытаются запомнить все предметы, после чего поворачиваются спиной, а в это время кто-то убирает один-два предмета, остальные меняет местами. Задача игрока, повернувшись, назвать отсутствующие предметы. Так же предметы можно спрятать в коробку или мешок и пытаться на ощупь определять предметы. Еще одним вариантом игры может быть не поиск предметов, а попытка узнать, кто из игроков коснулся спины водящего, или на ощупь узнать другого игрока с завязанными глазами. («Яша и Маша», «Слепой и зрячий», «Что можно?», «Я вижу то, чего не видишь ты», «Мешок с подарками», «Садовник» и т. д.)
«Игры - хороводы»
Игры-хороводы с изображением трудовых процессов («Уж мы сеяли лен, приговаривали» и др.) дети становятся в круг, берутся за руки. Двигаясь по кругу, изображают различные виды трудовой деятельности. Так же можно использовать детские стихотворения или песенки. В этом случае во время движения по кругу дети имитируют те движения и действия, о которых говорится в песне или стихотворении.
Бабка, распутай нитки!
Все участники делятся на несколько групп по 5-6 человек и встают в круг, взявшись за руки. Один игрок остается вне круга и поворачивается спиной к кругу. Игроки, стоящие в круге, «запутываются», перекидывая ноги через руки, пролезая под руками друг друга, но при этом не размыкая руки. Последний игрок поворачивается лицом к кругу. Его задача «распутать» игроков, при этом они также не должны размыкать руки.
Похожие правила у игры «Паучок», только здесь игроки образуют не несколько маленьких, а один большой круги и запутываются, изображая паутину. Распутывать их также могут одновременно не один, а несколько игроков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС. Внеурочная деятельность. Игры с жестами
Данные игры могут быть использованы на занятиях внеурочной деятельности курса " Давайте поиграем" ( ФГОС, программа " Перспектива")...
Внеурочное мероприятие. Игра "Незнайка учит правила дорожного движения"
Праздник « Незнайка учит правила дорожного движения» разработан для 1 класса. Цель праздника: повторить правила дорожного движения, перед учителем стоят следующие задачи: формировать у учащихся навыко...
План-конспект внеурочного занятия «Играем вместе»
Занятие является одним из системообразующих в интегрированной программе духовно-нравственного развития младших школьников "Играем вместе"....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Игры народов мира" для 1 класса
Рабочая программа кружка « Игры народов мира» для 1класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколе...
Календарно- тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Игры народов мира" для 1 класса
Планирование кружка « Игры народов мира» для 1класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколения....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игры народов мира"
Рабочая программа для 3 класса....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игры народов мира" 1 класс
Рабочая программа содержит пояснительную записку и тематическое планирование для 1 класса....