Мониторинг при безотметочном обучении в начальной школе
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_.doc | 33 КБ |
monitoring_.rar | 2.67 МБ |
Предварительный просмотр:
«Мониторинг при безотметочном обучении
в начальной школе».
В настоящее время в начальной школе введена безотметочная система обучения в первом и полгода во втором классе. В условиях безотметочного обучения перед учителем встает задача отследить продвижение ребенка в освоении всех умений, необходимых для формирования устойчивых навыков чтения, письма, вычислений и др.
В этом и помогает мониторинг.
Мониторинг – это непрерывные контролирующие действия в системе «учитель-ученик», позволяющие наблюдать и корректировать по мере необходимости продвижение ученика от незнания к знанию. Существенной особенностью мониторинга является определение общей обученности школьников. (Обученность – показатель успешности усвоения знаний, умений и навыков учебной деятельности, готовности к продолжению образования. Обучаемость – способность человека с определенной скоростью и точностью воспринимать, запоминать и преобразовывать информацию разного вида.)
В качестве базовых показателей обученности и обучаемости принимаются общие умения – навыки информационной работы учащихся. Эти умения реализуются в навыках чтения и письма, а также произвольного внимания и самооценивания.
При проведении педагогического отслеживания техники чтения соблюдаются условия, необходимые для любого мониторинга:
- системность
- продолжительность во времени
- сравнимость
- объективность
- комфортность.
Вначале я провожу анализ внешней характеристики речи каждого ученика (высокая, средняя, низкая). (Слайд 1)
Затем выявляю детей умеющих читать, пробующих читать по слогам, учащихся с трудом читающих слоги. Все данные отражаю в таблице «Индивидуальных достижений». (Слайд 2 и 3)
Ежемесячное отслеживание темпа чтения дает возможность судить о результативности работы по формированию качества чтения и способствует индивидуальной коррекционной работе с учеником.
Так на уроках чтения я использую дифференцированные задания на карточках в соответствии с уровнем овладения навыком чтения. (Слайд 4)
Развитие речи и техники чтения тесно связано с развитием грамотности обучающихся. Обеспечение мониторинга качества образования на начальном этапе обучения грамоте имеет актуальное значение.
Необходимо с помощью диагностической работы изучать качество обученности по русскому языку.
Параметры ,по которым это проводится заносятся в лист «Индивидуальных достижений».Из которого видно продвижение ребенка и разделы, которые требуют коррекционной работы. (Слайд 5)
При проведении мониторинга необходимы инструменты отслеживания результатов – это наблюдения, опросы, тесты, выполнение определенного задания.
Одним из таких заданий является определение умения вычленять, различать, называть и обозначать звуки и буквы. Ниже приведены работы обучающихся за ноябрь и декабрь. (Слайд 6).
На основе «Листов достижений» будут составлены «Технологические карты» выявления качества обучения. (Слайды 7 и 8)
Непрерывное отслеживание учителем качества обученности как целого класса, так и отдельных обучающихся по всем разделам учебных программ позволяет учителю осуществлять самоконтроль за своей педагогической деятельностью.
Подписи к слайдам:
Полные, правильные, связанные, последова-тельные высказывания
Допускаются неточности в речевом оформлении ответов, объем словаря соответствует возрастной норме
Говорит несвязанно, недостаточно последовательно, допускаются неточности в употреблении слов, объем словаря ниже возрастной нормы
высокий
средний
низкий
№
Формируемые навыки и умения
Даты
1. Навыки чтения
старт
окт
нояб
дек
янв
февр
март
итог
1.1
Техника чтения
Чтение слогов
Не все
С изуч букв
Слоговое чтение слов
С изуч букв 9
С изуч букв
Чтение полными словами
Чтение предложений
С изуч букв 14
Чтение текстов
Безошибочность чтения
С Н А
-
Выразительность чтения
1.2
Понимание прочитан-ного
Ответ на прямой вопрос по прочитанному
+
Словесное «рисование картин» к прочитанному
1.3
Пересказ
С опорой на помощь учителя или иную
Без опоры на помощь
1.4
Внешняя характеристика речи
Лист индивидуальных достиженийУченицы Медведевой Анастасии
№
Формируемые навыки и умения
Даты
1. Навыки чтения
старт
окт
нояб
дек
янв
февр
март
итог
1.1
Техника чтения
Чтение слогов
Слоговое чтение слов
Чтение полными словами
+
+
+
Чтение предложений
Чтение текстов
97
95
89
Безошибочность чтения
+
+
+
Выразительность чтения
-
-
1.2
Понимание прочитанного
Ответ на прямой вопрос по прочитанному
+
+
+
Словесное «рисование картин» к прочитанному
1.3
Пересказ
С опорой на помощь учителя или иную
Без опоры на помощь
+
+
+
1.4
Внешняя характеристика речи
Лист индивидуальных достиженийУченицы Гордейчик Татьяны
№
Формируемые навыки и умения
Даты
старт
окт
нояб
дек
янв
февр
март
итог
1.
Умеет вычленять, различать, называть, и обозначать звуки и буквы
Последовательность звуков
+
+
+
+
Гласные звуки и обозначение буквами
+ -
+ -
+ ую
+ +
Согласные звуки и обозначение буквами
+ й
+
+ +
+ +
Мягкие и твёрдые звуки
-
+
+
+
Звонкие и глухие звуки
-
-
-
+
Обозначение мягкости согласных звуков
-
ую
+
2.
Умеет опреде-лять место ударения в слове
Деление на слоги
С ошиб
они
+
Выделение ударного слога
С ошиб
С ошиб
+
3.
Умеет писать буквы, соединения и слова
Строчные буквы
-
Изучен +
у
+
Заглавные буквы
-
+
А Н
+
Соединения букв
-
+
+
+
Письмо слов
-
+
+
+
4.
Умеет работать с предложением
Вычленяет слова
+
+
+
+
Оформляет предложения
-
+
+
+
Списывает с печатного текста
-
+
+
+
5.
Умеет писать под диктовку
Грамотное письмо слов
+
+
Письмо предложений из 3-5 слов
-
+
6.
Знает гигиенические правила письма
Положение тетради
-
С напоми-нанием
С напоми-нанием
+
Посадка при письме
-
контроль
контроль
+
Умение держать ручку
+
+
+
+
7.
Умеет соблюдать каллиграфические нормы письма
Наклон букв
-
-
+
+
Форма букв
-
-
у
к
Соединение букв
-
-
+
+
Лист индивидуальных достижений(русский язык)Ученика Мололкина Кирилла
Хоботов (ноябрь)
Хоботов (декабрь)
Коловоротный (ноябрь)
Коловоротный (декабрь)
№ п/п
Содержание модулей учебного предмета
Алабушева
Ананичева
Блохина
Быстрова
Гордейчик
Згарзинская
Калаушин
Карамышева
Китаева
Коловоротный
Крайнов
Максимец
Мацько
Медведева
Мкртчян
Мололкин
Поманисточка
Сандалов
Стыценко
Таева
Уханова
Фомичева
Харламов
Хоботов
Чурюмова
Шипилова
% обу-ченно-сти
% каче-ства
1.
Пространственные представления
2.
Сравнение группы предметов
3.
Счёт предметов (от 1 до 10)
4.
Образование, сравнение чисел
5.
Сравнение и вычитание в пределах 10
6.
Приёмы вычислений (1 – 10)
7.
Сложение и вычитание в пределах 20
8.
Устные приёмы вычислений (1 – 100)
9.
Числовые выражения
10.
Текстовые задачи
11.
Геометрический материал
12
Величины
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТАвыявления качества обучения учащихся по математике1-й класс
Условные обозначения :«+» - знания учащихся выше требуемой нормы «О» - знания учащихся полностью соответствуют требуемой программе«У» - освоен программный минимум «–» - программный минимум не усвоен
№ п/п
Содержание модулей учебного предмета
Алабушева
Ананичева
Блохина
Быстрова
Гордейчик
Згарзинская
Калаушин
Карамышева
Китаева
Коловоротный
Крайнов
Максимец
Мацько
Медведева
Мкртчян
Мололкин
Поманисточка
Сандалов
Стыценко
Таева
Уханова
Фомичева
Харламов
Хоботов
Чурюмова
Шипилова
% обу-ченно-сти
% каче-ства
1.
Владение устной речью
2.
Буквы, звуки
3.
Слоги. Перенос слов.
4.
Сочетание жи-ши, ча-ща, чу-щу
5.
Ударение, безударные гласные в корне слов
6.
Звуковой анализ слов
7.
Предложение
8.
Текст
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТАвыявления качества обучения учащихся по русскому языку1-й класс
Условные обозначения:«+» - знания учащихся выше требуемой нормы«О» - знания учащихся полностью соответствуют требуемой программе«У» - освоен программный минимум«–» - программный минимум не усвоен
Месяц
Общеучебные умения и навыки.
Сентябрь
Правильно выполнять советы учителя по подготовке рабочего места.Правильно пользоваться учебными принадлежностями
Октябрь
Понимать учебную задачу.Определять последовательность действий при выполнении задания.Учиться работать в заданном темпе.
Ноябрь
Ориентироваться в учебнике.Слушать рассказ учителя, объяснение, ответы товарищей.
Декабрь
Формировать навыки безошибочного списывания текста, каллиграфические навыки.Соблюдать правила пользования библиотекой, уметь знакомиться с детской книгой.
Январь
Писать по памяти предложения (развитие орфографической зоркости)Уметь работать в заданном темпе.
Февраль
Пользоваться выборочным чтением.Самостоятельно формулировать вопросы к картине.
Март
Проверять работу по образцу.Уметь подробно пересказывать текст. Осваивать новыми видами письменных работ: диктант.
Апрель
Уметь слушать радиопередачи, пересказывать содержание, давать простейшую оценку.Темп письма – 25 зн/мин Темп чтения – 50 сл/мин
ПРОГРАММА – МОНИТОРИНГ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.ЦЕЛЬ: изучение уровня сформированности ОУУН
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа мониторинга сформированности УУД в начальной школе
Программа готова к использованию...
Система безотметочного обучения начального общего образования
Современное начальное образование направлено на решение важнейшей задачи социально-личностного развития школьника. В концепции модернизации Российского образования обозначена главная цель началь...
Результаты мониторинга математической подготовки учащихся начальной школы
Индивидуальный результат ученика 4 класса Давыдова Дмитрия....
«Мониторинг образовательного процесса в начальной школе».
Наиболее существенная особенность Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования состоит в его принципиальной ориентированности на образовательные результаты , ...
Мониторинг и контроль знаний в системе коррекционно-развивающего обучения начальной школы как основа для планирования индивидуального маршрута развития обучающегося с ОВЗ.
Проблема оценки знаний учащихся с ЗПР давно беспокоит педагогов и специалистов, сопровождающих данные классы. Учителям приходится самостоятельно разрабатывать контрольно-диагностические материалы по ...
МОНИТОРИНГ ФОРМИРОВАНИЯ УУД ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В РАМКАХ ФГОС НОО.
Выступление на МО...
Система безотметочного обучения начального общего образования на уроках физической культуры
Современное начальное образование направлено на решение важнейшей задачи социально-личностного развития школьника. В концепции модернизации Российского образования обозначена главная цель ...