Система безотметочного обучения начального общего образования на уроках физической культуры
статья по физкультуре

Ромашкина Ольга Александровна

Современное  начальное  образование направлено на решение важнейшей задачи социально-личностного развития школьника. В концепции модернизации Российского образования обозначена главная цель  начальной  школы:  формирование  основ учебной деятельности, познавательных интересов  и  мотивации, основой которой является сформированность контрольно-оценочных действий учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezotmetochnaya_sistema.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

Система

безотметочного обучения начального общего образования
на уроках физической культуры

                                                                 

Современное  начальное  образование направлено на решение важнейшей задачи социально-личностного развития школьника. В концепции модернизации Российского образования обозначена главная цель  начальной  школы:  формирование  основ учебной деятельности, познавательных интересов  и  мотивации, основой которой является сформированность контрольно-оценочных действий учащихся.

Основная цель безотметочного обучения заключается в постепенном формировании у обучающегося действий контроля и оценки.

 Задачами безотметочного обучения учебных достижений школьников является:

  • обеспечение успешности обучения, целенаправленная и своевременная коррекция текущих результатов обучения;
  • соотнесение фактического уровня предметных знаний и межпредметных умений с требованиями государственного образовательного минимума;
  • оценить образовательные достижения обучающегося на основании результатов  тестирования;
  • индивидуальный прогресс школьника в начальной школе.

Контроль  и  оценка результатов учебной деятельности младших школьников является существенной составляющей процесса  обучения   и  одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Система контроля  и  оценки учебной работы школьника не может ограничиваться лишь проверкой усвоения знаний  и  выработки умений  и   навыков  по освоению учебного материала программы по предмету физическая культура. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять  и  контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, выявлять ошибки  и  находить пути их устранения. Одна из задач педагога –  обучение  детей  навыкам   самооценки. С этой целью учитель всякий раз выделяет  и  поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей  и  особенностей.

В процессе своей педагогической деятельности выделяю педагогические  условия, необходимые для  формирования  контрольно-оценочных действий учащихся на уроках физической культуры:

  • использование на уроках физической культуры личностно-ориентированного обучения обеспечивающего для каждого учащегося наиболее оптимальные  условия  для  формирования  двигательных умений  и   навыков, развития физических качеств;
  • целенаправленная деятельность учителя по  формированию  у школьников действий контроля,  самоконтроля, оценки  и   самооценки, гуманистический характер оценивания.

Безотметочное обучение состоит из объективного и позитивного оценивания. Объективно оцениваются  нормативные  контрольные упражнения строго определённого стандарта, утверждённые Министерством образования. Позитивному оцениванию  подлежат личные качества школьника, его способности, оценивается выполненная работа на уроке: отношение к предмету, активность, коммуникативность, умение работать в группе, техника выполнения упражнений, индивидуальные физические,  волевые качества, знания теории, правил игр, страховки, самостраховки, подготовка презентаций по видам спорта и др.

Безотметочное обучение – это система контроля и самоконтроля учебных достижений младших школьников, которая отражает качественный результат процесса обучения, включает уровень усвоения школьником знаний по предмету и уровень его физического развития. Главная задача учителя – научить учеников самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование самооценки, а именно адекватной - залог успешности ученика. Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение.    

Самооценка не связана с выставлением отметок, а связана с процедурой оценивания себя. Самооценивание на уроке, это  результат познания двигательной активности, техники выполнения двигательных умений и навыков, адекватного оценивания индивидуальных возможностей на уроке. Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть школьнику свои слабые и сильные стороны. Для определения физического развития учащихся по программе «физическая культура» введены контрольные упражнения и тесты – упражнения, на основании которых определяется физическая подготовленность каждого учащегося с учётом его способностей, состояния здоровья и возрастных особенностей.

Безотметочное обучение это целесообразное сочетание субъективного оценивания динамики развития способностей учащихся по видам спорта и объективное оценивание полученных результатов контрольных тестов физических качеств, для определения уровня физической подготовленности в начале и конце учебного года, позволяющих сопоставлять и сравнивать достижения ученика с его предыдущими успехами.

         На основании изложенного использую, разработанную мной технологию  безотметочного обучения начальной ступени образования на уроках физической культуры:

  • Оценочный лист учащихся усвоения учебной программы по календарно-тематическому планированию  /по четвертям/,  итог - зачёт;
  • Протоколы результатов контрольных тестов-упражнений;
  • Сравнительный анализ результатов на начало и конец учебного года («Карточка достижений»);
  • Динамика развития личности.  

        В каждой четверти заполняю оценочный лист на каждого ученика в классе, в котором оцениваю учащихся по системе индикаторов качества для 1-4 классов усвоения учебного материала по физической культуре, согласно темам календарно-тематического планирования.

В разделе ОУФП выставляются результаты на основании сдачи нормативных тестов-упражнений и определяется уровень физической подготовленности школьников согласно требованиям учебной программы.  На основании данных видна динамика индивидуального развития физических качеств, физического развития школьника и  всего класса.

Диагностика развития физических качеств, даёт возможность выявить перспективы работы учителя, коррекции учебного процесса по успешному овладению учебного материала, степень и темпы индивидуального развития школьников.

Дифференцированный подход создаёт условия, для полноценного проявления и соответственного развития личности, предполагает помощь ученику в осознании себя личностью,  в выявлении, раскрытии его возможностей, становления самосознания, в самоопределении относительно личностно-значимых и общественно-приемлемых целей, самореализации и самоутверждения.   Обеспечиваю каждому ученику одинаковый доступ к занятиям физической культурой, отрабатываю технику выполнения физических упражнений, провожу пропаганду здорового образа жизни, прививаю интерес учащихся к регулярным занятиям физической культурой  и спортом, используя разноуровневый по сложности и субъективной трудности для каждого учащегося усвоения учебного материала программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система безотметочного обучения начального общего образования

Современное начальное  образование направлено на решение важнейшей задачи социально-личностного развития школьника. В концепции модернизации Российского образования обозначена главная цель началь...

Реализация ФГОС начального образования на уроках физической культуры

В презантации раскрывается вопрос о результатах обучения предмету "физическая культура" в рамках ФГОС, понятие УУД, и его функции....

ИГРА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Учение – ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА начального общего образования, ПО ОСНОВАМ РЕЛИГИОзНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (основы православной культуры) 4 класс

Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» входит в предметную область «Основы религиозных культур и светской этики».Основы религиозных культур и светской эт...

Рабочая программа начального общего образования учебного предмета "Физическая культура"

Рабочая программа по предмету «Физическая культура» на  уровне начального общего образования составлена на основе:1.Федерального закона «Об образовании» от 29 декабря 2012...

Реферат на тему: Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся в системе дополнительного и начального общего образования

Настоятельной потребностью современного российского общества является совершенствование его духовно-нравственной сферы. От улучшений нравственного климата в социуме во многом зависят и перспективы гар...