Система безотметочного обучения начального общего образования на уроках физической культуры
статья по физкультуре
Современное начальное образование направлено на решение важнейшей задачи социально-личностного развития школьника. В концепции модернизации Российского образования обозначена главная цель начальной школы: формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и мотивации, основой которой является сформированность контрольно-оценочных действий учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bezotmetochnaya_sistema.docx | 19.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Система
безотметочного обучения начального общего образования
на уроках физической культуры
Современное начальное образование направлено на решение важнейшей задачи социально-личностного развития школьника. В концепции модернизации Российского образования обозначена главная цель начальной школы: формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и мотивации, основой которой является сформированность контрольно-оценочных действий учащихся.
Основная цель безотметочного обучения заключается в постепенном формировании у обучающегося действий контроля и оценки.
Задачами безотметочного обучения учебных достижений школьников является:
- обеспечение успешности обучения, целенаправленная и своевременная коррекция текущих результатов обучения;
- соотнесение фактического уровня предметных знаний и межпредметных умений с требованиями государственного образовательного минимума;
- оценить образовательные достижения обучающегося на основании результатов тестирования;
- индивидуальный прогресс школьника в начальной школе.
Контроль и оценка результатов учебной деятельности младших школьников является существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Система контроля и оценки учебной работы школьника не может ограничиваться лишь проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по освоению учебного материала программы по предмету физическая культура. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, выявлять ошибки и находить пути их устранения. Одна из задач педагога – обучение детей навыкам самооценки. С этой целью учитель всякий раз выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей.
В процессе своей педагогической деятельности выделяю педагогические условия, необходимые для формирования контрольно-оценочных действий учащихся на уроках физической культуры:
- использование на уроках физической культуры личностно-ориентированного обучения обеспечивающего для каждого учащегося наиболее оптимальные условия для формирования двигательных умений и навыков, развития физических качеств;
- целенаправленная деятельность учителя по формированию у школьников действий контроля, самоконтроля, оценки и самооценки, гуманистический характер оценивания.
Безотметочное обучение состоит из объективного и позитивного оценивания. Объективно оцениваются нормативные контрольные упражнения строго определённого стандарта, утверждённые Министерством образования. Позитивному оцениванию подлежат личные качества школьника, его способности, оценивается выполненная работа на уроке: отношение к предмету, активность, коммуникативность, умение работать в группе, техника выполнения упражнений, индивидуальные физические, волевые качества, знания теории, правил игр, страховки, самостраховки, подготовка презентаций по видам спорта и др.
Безотметочное обучение – это система контроля и самоконтроля учебных достижений младших школьников, которая отражает качественный результат процесса обучения, включает уровень усвоения школьником знаний по предмету и уровень его физического развития. Главная задача учителя – научить учеников самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование самооценки, а именно адекватной - залог успешности ученика. Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение.
Самооценка не связана с выставлением отметок, а связана с процедурой оценивания себя. Самооценивание на уроке, это результат познания двигательной активности, техники выполнения двигательных умений и навыков, адекватного оценивания индивидуальных возможностей на уроке. Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть школьнику свои слабые и сильные стороны. Для определения физического развития учащихся по программе «физическая культура» введены контрольные упражнения и тесты – упражнения, на основании которых определяется физическая подготовленность каждого учащегося с учётом его способностей, состояния здоровья и возрастных особенностей.
Безотметочное обучение это целесообразное сочетание субъективного оценивания динамики развития способностей учащихся по видам спорта и объективное оценивание полученных результатов контрольных тестов физических качеств, для определения уровня физической подготовленности в начале и конце учебного года, позволяющих сопоставлять и сравнивать достижения ученика с его предыдущими успехами.
На основании изложенного использую, разработанную мной технологию безотметочного обучения начальной ступени образования на уроках физической культуры:
- Оценочный лист учащихся усвоения учебной программы по календарно-тематическому планированию /по четвертям/, итог - зачёт;
- Протоколы результатов контрольных тестов-упражнений;
- Сравнительный анализ результатов на начало и конец учебного года («Карточка достижений»);
- Динамика развития личности.
В каждой четверти заполняю оценочный лист на каждого ученика в классе, в котором оцениваю учащихся по системе индикаторов качества для 1-4 классов усвоения учебного материала по физической культуре, согласно темам календарно-тематического планирования.
В разделе ОУФП выставляются результаты на основании сдачи нормативных тестов-упражнений и определяется уровень физической подготовленности школьников согласно требованиям учебной программы. На основании данных видна динамика индивидуального развития физических качеств, физического развития школьника и всего класса.
Диагностика развития физических качеств, даёт возможность выявить перспективы работы учителя, коррекции учебного процесса по успешному овладению учебного материала, степень и темпы индивидуального развития школьников.
Дифференцированный подход создаёт условия, для полноценного проявления и соответственного развития личности, предполагает помощь ученику в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становления самосознания, в самоопределении относительно личностно-значимых и общественно-приемлемых целей, самореализации и самоутверждения. Обеспечиваю каждому ученику одинаковый доступ к занятиям физической культурой, отрабатываю технику выполнения физических упражнений, провожу пропаганду здорового образа жизни, прививаю интерес учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом, используя разноуровневый по сложности и субъективной трудности для каждого учащегося усвоения учебного материала программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система безотметочного обучения начального общего образования
Современное начальное образование направлено на решение важнейшей задачи социально-личностного развития школьника. В концепции модернизации Российского образования обозначена главная цель началь...
Реализация ФГОС начального образования на уроках физической культуры
В презантации раскрывается вопрос о результатах обучения предмету "физическая культура" в рамках ФГОС, понятие УУД, и его функции....
ИГРА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Учение – ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 8 вида по предмету «Изобразительная деятельность» 4 год обучения начальное общее образование, АООП с ориентировкой на пр.№1599 вариант 2, надомное обучение
quot;Изобразительная деятельность" рабочая программа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА начального общего образования, ПО ОСНОВАМ РЕЛИГИОзНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (основы православной культуры) 4 класс
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» входит в предметную область «Основы религиозных культур и светской этики».Основы религиозных культур и светской эт...
Рабочая программа начального общего образования учебного предмета "Физическая культура"
Рабочая программа по предмету «Физическая культура» на уровне начального общего образования составлена на основе:1.Федерального закона «Об образовании» от 29 декабря 2012...
Реферат на тему: Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся в системе дополнительного и начального общего образования
Настоятельной потребностью современного российского общества является совершенствование его духовно-нравственной сферы. От улучшений нравственного климата в социуме во многом зависят и перспективы гар...