Уроки нравственности
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки нравственности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_nravstvennosti.doc | 243.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Поселковая СОШ
|
|
|
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Уроки нравственности »
Составитель: Дядищева Т.Г.,
учитель начальных классов I КК,
2011
Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности «Уроки нравственности» разработана на основе авторской программы «Уроки нравственности», составлена на основе программы Э. Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности на основании письма Департамента общего образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011г.№03- 296, в соответствии с примерными требованиями к программам дополнительного образования детей. Имеет духовно – нравственную направленность.
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России определен современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований в внутренние.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Задачи:
1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе.
3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1-й класс (33 часа)
Раздел 1: Правила поведения в школе (6 часов)
Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в столовой Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в школьном дворе.
Раздел 2: О добром отношении к людям (10 часов)
Что такое «добро и зло». «Ежели вы вежливы». Добрые и не добрые дела. Ты и твои друзья Помни о других - ты не один на свете.
Раздел 3: Как стать трудолюбивым (7 часов)
«Ученье - Свет, а неученье - тьма» Как быть прилежным и старательным. Наш труд в классе. Мой труд каждый день дома.
Правила опрятности и аккуратности (5 часов) Культура внешнего вида. Каждой вещи свое место. Умейте ценить свое и чужое время.
Раздел 5: Правила поведения на улице и дома (2 часов) Как вести себя на улице и дома.
Раздел 6: Школьный этикет (3 часа)
2-й класс (34 часа)
Раздел 1: Культура общения (9 часов)
Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки.
.
Раздел 2: Общечеловеческие нормы нравственности (4 часа) Заповеди. Дал слово - держи.
Раздел 3: Дружеские отношения (11 часов)
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и бессердечии. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей.
Раздел 4: Понять другого (10 часов)
Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Обзор курса этики за год.
3-й класс (34 часа)
Раздел 1: Культура общения (9 часов)
Этикет разговора. Обращение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Этикетные ситуации. Афоризмы. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека.
Раздел 2: Самовоспитание (7 часов)
"Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Большое значение маленьких радостей. О хороших и дурных привычках. Афоризмы о самовоспитании.
Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10 часов) Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если...? Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Раздел 4: Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? (8 часов) Как сердцу высказать себя? В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И нам сочувствие дается, как нам дается благодать. Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Афоризмы. Чему научились на уроках этики
4 -й класс (34 часа)
Раздел 1: Культура общения (9 часов)
Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье. О терпимости к ближним. Культура спора. Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей.
Раздел 2: Самовоспитание (7 часов)
Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».
Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10 часов) Об источниках наших нравственных знаний. Совесть - основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость - золотой ключик, открывающий сердце людей.
Раздел 4: Искусство и нравственность (8 часов)
Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Обзор курса этикета.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-й класс
Задачи:
1. Познакомить детей с общечеловеческими нормами нравственности.
2. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, уважать себя и своего товарища.
3. Воспитывать у учащихся стремление быть культурным человеком в обществе, быть опрятным, организованным, вежливым.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | |||
Раздел №1 Правила поведения в школе | 6 | |||
1. | Правила поведения на уроке и на перемене | 1 | ||
2. | Правила поведения в общественных местах | 1 | ||
3. | Правила поведения в гардеробе | 1 | ||
4. | Правила поведения в столовой | 1 | ||
5. | Правила поведения в библиотеке | 1 | ||
6. | Правила поведения в школьном дворе | 1 | ||
Раздел №2 О добром отношении к людям | 10 | |||
7. | Что такое «добро и зло» | 1 | ||
8. | Что такое «добро и зло» | 1 | ||
9. | «Ежели вы вежливы» | 1 | ||
10. | «Ежели вы вежливы» | |||
11. | Добрые и не добрые дела | |||
12. | Добрые и не добрые дела | |||
13. | Ты и твои друзья | |||
14. | Ты и твои друзья | |||
15. | Помни о других - ты не один на свете | |||
16. | Помни о других - ты не один на свете | 1 | ||
Раздел № 3 Как стать трудолюбивым | 7 | |||
17. | «Ученье - свет, а не ученье - тьма» | 1 | ||
18. | «Как быть прилежным и старательным» | 1 | ||
19. | «Как быть прилежным и старательным» | 1 | ||
20. | Наш труд в классе | 1 | ||
21. | Наш труд в классе | 1 | ||
22. | Мой труд каждый день дома | 1 | ||
23. | Мой труд каждый день дома | 1 | ||
Раздел №4 Правила опрятности и аккуратности | 5 | |||
24. | Культура внешнего вида | 1 | ||
25. | Культура внешнего вида | 1 | ||
26. | Каждой вещи своё место | 1 | ||
27. | Каждой вещи своё место | 1 | ||
28. | Умейте ценить своё и чужое время | 1 | ||
Раздел №5 Правила поведения на улице и дома | 2 | |||
29. | Как вести себя на улице и дома | 1 | ||
30. | Как вести себя на улице и дома | 1 | ||
Раздел №6 Школьный этикет | 3 | |||
31. | Как приветствовать людей и знакомиться с ними | 1 | ||
32. | Как приветствовать людей и знакомиться с ними | 1 | ||
33. | Чему нас научили уроки нравственности? | 1 |
2-й класс
Задачи:
1. Познакомить с правилами вежливости и красивых манер.
2. Научить заповедям нравственности, выполнению обещаний, этикету в театре, кино, на выставке, в музее.
3. Научить правилам поведения на дне рождения.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | |||
Раздел №1 Культура общения | 9 | |||
1. | Этикет (повторение) | 1 | ||
2. | Устное и письменное приглашение на день рождения | 1 | ||
3. | Устное и письменное приглашение на день рождения | 1 | ||
4. | Встреча и развлечение гостей | 1 | ||
5. | Встреча и развлечение гостей | 1 | ||
6. | Поведение в гостях | 1 | ||
7. | Поведение в гостях | 1 | ||
8. | Как дарить подарки | 1 | ||
9. | Как дарить подарки | 1 | ||
Раздел №2 Общечеловеческие нормы нравственности | 4 | |||
10. | Заповеди | 1 | ||
11. | Заповеди | 1 | ||
12. | Дал слово держи | 1 | ||
13. | Дал слово держи | 1 | ||
Раздел №3 Дружеские отношения | 11 | |||
14. | «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна» | 1 | ||
15. | «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна» | 1 | ||
16. | Преданный друг | 1 | ||
17. | О доброте и бессердечии | 1 | ||
18. | О доброте и бессердечии | 1 | ||
19. | Об уважительном отношении к старшим | 1 | ||
20. | О зависти и скромности | 1 | ||
21. | О зависти и скромности | 1 | ||
22. | О доброте и жестокосердии | 1 | ||
23. | В мире мудрых мыслей | 1 | ||
24. | В мире мудрых мыслей | 1 | ||
Раздел №4 Понять другого | 10 | |||
25. | Золотые правила | |||
26. | Золотые правила | |||
27. | Учимся понимать настроение другого по внешним признакам | |||
28. | Учимся понимать настроение другого по внешним признакам | |||
29. | О тактичном и бестактном поведении | |||
30. | О тактичном и бестактном поведении | |||
31. | Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится | |||
32. | Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится | 1 | ||
33. | В мире мудрых мыслей | 1 | ||
34 | Обзор курса этики за год | 1 |
3-й класс
Задачи:
1. Способствовать усвоению младшими школьниками круга обязанностей и правил поведения в школе и дома.
2. Научить различать добро и зло, давать правильную оценку различным поступкам, уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.
3. Раскрыть сущность правильного вежливого отказа, несогласия в общении с разными людьми, сострадания к чужому горю.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата | ||
План | Факт | ||||
Раздел №1 Культура общения | 9 | ||||
1. | Этикет разговора | 1 | |||
2. | Обращение к разным людям | 1 | |||
3. | Обращение к разным людям | 1 | |||
4. | Вежливый отказ, несогласие | 1 | |||
5. | Этикетные ситуации | 1 | |||
6. | Этикетные ситуации | 1 | |||
7. | Афоризмы | 1 | |||
8. | Разговор по телефону | 1 | |||
9. | Играем роль воспитанного человека | 1 | |||
Раздел №2 Самовоспитание | 7 | ||||
10. | Что значит быть вежливым? | 1 | |||
11. | Мои достоинства и недостатки | 1 | |||
12. | Мои достоинства и недостатки | 1 | |||
13. | Большое значение маленьких радостей | 1 | |||
14. | О хороших и дурных привычках | 1 | |||
15. | О хороших и дурных привычках | 1 | |||
16. | Афоризмы о самовоспитании | 1 | |||
Раздел №3 Общечеловеческие нормы нравственности | 10 | ||||
17. | Заповеди: как мы их исполняем | 1 | |||
18. | О сострадании и жестокосердии | 1 | |||
19. | О сострадании и жестокосердии | 1 | |||
20. | Лгать нельзя, но если,..? | 1 | |||
21. | Лгать нельзя, но если...? | 1 | |||
22. | Всегда ли богатство счастье? | 1 | |||
23. | Всегда ли богатство счастье? | 1 | |||
24. | Спешите делать добро | 1 | |||
25. | Спешите делать добро | 1 | |||
26. | Без труда не вытащишь 1уэыбку из пруда | 1 | |||
Раздел №4 Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? | 8 | ||||
27. | «Как сердцу высказать себя?» | 1 | |||
28. | В трудной ситуации, попытаемся разобраться | 1 | |||
29. | В трудной ситуации, попытаемся разобраться | 1 | |||
30. | «И нам сочувствие дается, как нам дается благодать» | 1 | |||
31. | «Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки» | 1 | |||
32. | Диалоги о хороших манерах, добре и зле | 1 | |||
33. | Афоризмы | 1 | |||
34. | Чему мы научились на уроках этики | 1 |
4-й класс
Задачи:
1. Познакомить детей с понятием корректного и галантного человека, с нравственным содержанием древних мифов, афоризмами.
2. Научить приемам самоконтроля и самовоспитания.
3. Раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми, положительных моральных качеств в достойном поведении.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | |||
Раздел №1 Культура общения | 9 | |||
1- _| | Традиции общения в русской семье. «Домострой» | 1 | ||
2. | Культура общения в современной семье | 1 | ||
3. | Культура общения в современной семье | 1 | ||
4. | О терпимости к ближним | 1 | ||
5. | 0 терпимости к ближним | 1 | ||
6. | Культура спора | 1 | ||
7. | Этикетные ситуации | 1 | ||
8. | В мире мудрых мыслей | 1 | ||
9. | В мире мудрых мыслей | 1 | ||
Раздел №2 Самовоспитание | 7 | |||
10. | «Познай самого себя» | 1 | ||
11. | Самовоспитание | 1 | ||
12. | Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю | 1 | ||
13. | Как я работаю над собой | 1 | ||
14. | О терпении | 1 | ||
15. | Конец каждого дела обдумай перед началом | 1 | ||
16. | «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри» | 1 | ||
Раздел №3 Общечеловеческие нормы нравственности | 10 | |||
17. | Об источниках наших нравственных знаний | 1 | ||
18. | Совесть - основа нравственности | 1 | ||
19. | «Чем ты сильнее, тем будь добрее» | 1 | ||
20. | «Досадно мне, что слово честь забыто» | 1 | ||
21. | Заветы предков | 1 | ||
22. | Россияне о любви к Родине | 1 | ||
23. | Твоя малая родина | 1 | ||
24. | «Мой первый друг, мой друг бесценный» | 1 | ||
25. | Афоризмы о совести, о родине, о дружбе | 1 | ||
26. | «Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей» | 1 | ||
Раздел №4 Искусство и нравственность | 8 | |||
27. | Нравственное содержание древних мифов | 1 | ||
28. | За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев | 1 | ||
29. | Положительные герои в былинах и сказках | 1 | ||
30. | Отрицательные герои в литературных произведениях | 1 | ||
31. | «Зло. как и добро, имеет своих героев» | 1 | ||
32. | Искусство и нравственность | 1 | ||
33. | «Вот человек Что скажешь ты о нем?» | 1 | ||
34. | Обзор курса этикета | 1 |
Список литературы
1. Асмолов А.Г., Бумеранская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2011. 25 с.
3. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности // Воспитание школьников. -2004-2007.-№1-9.
4. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. М.: Просвещение, 2010. - 204 с.
5. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование). М.: Просвещение, 2009. - 50 с.
6. Суслов В.Н. Этикет: учусь правилам поведения. 1-4-е классы. Тесты и практические задания М.: Просвещение, 2010. -68 с.
7. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей. М.: Просвещение, 2008. - 108 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2009. -41 с.
9. Черемисина В.Г. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста. Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14-36.
10. Шемшурина А.И. Этическая грамматика. М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. - 140
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочное занятие по курсу "Уроки нравственности" по теме "Золотое правило нравственности"
Цель занятия:- познакомиться с формулировкой «Золотого правила нравственности», создать условия для усвоения понятия «Золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличност...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Уроки нравственности» ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
Программа «Уроки нравственности» составлена на основе программы Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности», и может быть реализована учителем начальной школы в с...
Программа духовно - нравственного развития обучающихся начальной школы "Уроки нравственной жизни"
Мною составлена программа с целью возрождения среди российских детей духовных и моральных ценностей, воспитания их на лучших образцах художественной литературы, музыки, изобразительного искусства, с о...
Программа кружка внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление) "Уроки нравственности"
Рабочая программа составлена в рамках духовно-нравственного направления в рамках стандарта нового поколения...
Программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» для начальных классов общеобразовательных школ
Программа «Уроки нравственности» составлена на основе программы Э. Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности» и может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родит...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" (духовно-нравственное направление)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" (духовно-нравственное направление)...