Родительское собрание на во втором классе на тему «Наказание и поощрение в семье: за и против»
консультация (2 класс) на тему
Цель: организовать педагогическое просвещение и консультативную помощь родителям в воспитании детей с целью раскрытия их потенциальных возможностей
Задачи:
1. Определить оптимальные позиции родителей на проблему.
2.Формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребёнка в семье
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_na_vo_vtorom_klasse_na_temu.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на во втором классе на тему «Наказание и поощрение в семье: за и против»
Цель: организовать педагогическое просвещение и консультативную помощь родителям в воспитании детей с целью раскрытия их потенциальных возможностей
Задачи:
1. Определить оптимальные позиции родителей на проблему.
2.Формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребёнка в семье
В хорошей семье наказаний никогда не бывает, и это самый правильный путь семейного воспитания.
Макаренко.
Папа вазу опрокинул.
Кто его накажет?
“Это к счастью,
Это к счастью!”
Всё семейство скажет.
Ну, а если бы к несчастью,
Это сделал я.
“Ты разиня,
Ты растяпа” -
Скажет мне семья.
Воспитывая детей, родители ежедневно прибегают к тому или иному способу воспитания. Будь то наказание, или поощрение родители должны помнить, что они должны быть соизмеримы содеянным поступкам.
На минуту задумайтесь над тем, как вы разговариваете с сыном или дочерью. Часто ли критикуете, что-то напоминаете, угрожаете, читаете лекции или мораль, допрашиваете, высмеиваете, придираетесь и ворчите? Никогда? Иногда? Эти распространенные методы общения с детьми даже при самых благих намерениях родителей приводят к потере хороших отношений, затрудняют и обедняют общение. Представьте себе, что вы читаете нравоучительные лекции друзьям или, насмехаясь, критикуете их. Вряд ли они надолго останутся вашими друзьями.
Если вы будете обращаться с детьми как с лучшими друзьями, то ваши отношения могут улучшиться.
Когда вам трудно или у вас неприятности, чего вы хотите от окружающих? Чтобы вас оставили в покое? Внимательно выслушали и поняли ваше состояние?
Дети любого возраста будут делиться с теми, кто умеет слушать.
Ребенку, как и взрослому, свойственно стремление поделиться с кем-то своими проблемами. Если родители не умеют слушать ребенка, он будет искать другого слушателя, а для родителей будет упущена замечательная возможность установить более тесный контакт с ребенком.
Анкета для родителей:
1. Наказываете ли вы своих детей?
2. Как наказываете?
З. За что наказываете?
4. За что поощряете?
5. Как поощряете?
6. Ваше отношение к физическим наказаниям.
Обычный метод воздействия - наказание ремнём, который не требует ни усилий, ни много времени, этот единственный метод поддержания дисциплины, который широко признан и доступен пониманию родителей, является наименее пригодным из всех мыслимых приёмов воспитания.
Цель наказания — не столько кара за проступок, не страх, который предупреждает повторение его ребенком, а сознание вины ребенком. Для этого нужно, чтобы он понимал справедливость наказания.
Одобрение, поощрение — мажорный, светлый метод: он рождает стремление жить, учиться, работать ещё лучше. Поэтому это всегда — профилактика против проступков.
Поощрения могут быть моральными и материальными, как известно. Естественно следует стремиться к тому, чтобы дети больше ценили моральные: сам факт эффективности их — это уже свидетельство о довольно высоком уровне воспитанности.
Если ребенок привык к порядку (постоянным правилам поведения) многие его поступки будут предупреждены.
Прежде чем наказать, задайте себе вопрос, почему ребенок так поступил, выясните ситуацию и ответьте себе на вопрос: можно ли его за это наказывать?
Какими должны быть наказания?
Наказания должны быть разумными, взвешенными и не подавлять решительность и отвагу, не порождать страх и пессимизм, не унижать.
Наказание достигает цели только тогда, когда оно порождает раскаяние, а не обиду, не чувство униженности или ожесточенность несправедливостью и жестокостью. Ребенка наказывает только тот, кто его любит.
Наказание не должно быть судом скорым и потому несправедливым. Однако не следует и затягивать его. Нужно дождаться отца с работы, дать ему перевести дух и только тогда, рассказав о, проступке в присутствии ребенка, сообщить ему, как он будет наказан. Если ребенок ляжет спать ненаказанным, то новый день он начнет, чувствуя себя прощенным.
Наказание должно быть последовательным. Плохо, если за один и тот же проступок сегодня наказали, а завтра — нет. Плохо, если за один и тот же поступок отец хвалит, а мать наказывает. Еще хуже, когда в наказаниях, как и в поощрениях, просматривается двойная мораль родителей (поступил так с одними – наказан, с другими – поощрен). Это дезориентирует ребенка.
Кто должен наказывать и утешать ребенка в семье?
Лучше, если меру наказания определяет отец. В семье он больше подходит на роль третейского судьи, ибо более объективен, в его реакции на проступок меньше экзальтации.
Лучше, если сына наказывает отец, а дочь — мать.
А вот утешения наказанные, сын и дочь, ищут у матери. Сын — естественно: ведь наказал отец, а дочь потому, что мать наказала, мать и простила. Наказали, поплакал, прочувствовал — теперь можно и утешить.
Ребенка наказали и утешили свои, родные люди. Самое опасное развитие событий, когда впоследствии, уже подростком, утешения ищут на стороне, в подростковой компании. Там утешат сигаретой, вином и асоциальным протестом.
Утешая ребенка, проявите сочувствие и понимание к его чувствам, подчеркните справедливость наказания и вместе с ребенком набросайте варианты поведения, которое поможет избежать наказания в будущем.
Наказывая ребенка, помните: наказания раскрывают систему ценностей родителей. Не следует наказывать ребенка публично: в автобусе, на улице, при посторонних. Это удваивает наказание, присовокупляя к нему унижение.
Не надо наказывать старшего ребенка при младшем, ибо тем самым подрывается авторитет старшего, а при особых, ревнивых отношениях между старшим и младшим в старшем рождается ожесточенность, в младшем — злорадство, что надолго омрачает их взаимоотношения.
Какой должна быть похвала?
Она взвешена, как и мера наказания. Непомерная похвала дезориентирует и приводит к переоценке возможностей и недооценке трудностей, что закономерно приводит ребенка к неудачам.
Когда нельзя хвалить?
Нельзя хвалить за посредственное, поскольку это трижды опасно: ребенок принимает посредственное за отличное; привыкает поступать, действовать посредственно, а думать поверхностно; похвала обесценивается и перестает воздействовать.
Нельзя хвалить из жалости. Похвала из жалости оскорбляет.
Когда, как и за что хвалить детей?
Осторожно хвалят самолюбивых и тщеславных детей. Похвала в этих случаях может посеять семена гордыни, эгоизма.
Сильного хвалят редко. Сильный и без похвалы знает себе цену. Но за большой успех хвалят и его, только сдержанно и скупо. Он и так все поймет и примет как достойное лишь молчаливое одобрение, а лучше — родительскую гордость за него.
Сдержанно хвалят и за вежливость и чистоплотность, подчеркивая, что это само собой разумеющееся.
Осторожно хвалят за смелость, так как ребенка может занести и он совершит безрассудство.
С особым удовлетворением хвалят за доброту, за помощь слабому и малому, старому и больному, за помощь в беде, за нравственные поступки.
Одобряется преодоление робким страха, неуверенным — робости и нерешительности.
Сильного хвалят за значительное, слабого хвалят и за малое.
Наиболее тонкая и действенная похвала для всех — признание заслуг и успеха ребенка. Признание порождает доверие. Свидетельство признания успехов — заслуженное уважение. Ребенок тонко чувствует отношение к себе. Уважение ободряет его, порождает уверенность в себе, решительность. Оно усиливает чувство самоценности и достоинства, укрепляет отношения между родителями и детьми, чувство ответственности и самостоятельность ребенка.
Памятки родителям
Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
Если ребёнок живёт в упреках, он учится жить с чувством вины.
Если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других.
Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.
Если ребенка хвалят, он учится быть благородным.
Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.
Если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание во 2-ом классе на тему «Телевизор в жизни семьи и ученика»
Родительское собрание во 2-ом классе на тему«Телевизор в жизни семьи и ученика»Сухоиванова О.В., учитель начальных классов Задачи собрания: 1)Обратить внимание...
родительское собрание в 4-м классе на тему:«Влияние семьи на воспитанность детей»
Родительское собрание на тему:«Влияние семьи на воспитанность детей»Цель: - помочь родителям осознать, что успехи и здоровье ребёнка зависят от их внимания и любви. Материалы для пров...
Родительское собрание на тему: "Наказание и поощрение в семье"
Наказание — это причинение вреда причиняющему вред.Похвала — педагогический домкрат.В. КротовЗадачи собрания:Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ре бенка в семье.Формирова...
Выступление учителя физической культуры Майоровой О.В. на родительском собрании в 4 б классе по теме: «Здоровая семья – здоровый ребёнок»
Выступление учителя физической культуры Майоровой О.В. на родительском собрании в 4 б классе по теме: «Здоровая семья – здоровый ребёнок»...
Родительское собрание для учащихся второго класса
Данный документ является планом родительского собрания, который вы можете подстроить под себя....
Родительское собрание в 3 "а" классе на тему : "Роль семьи и школы в формировании личности ребёнка"
Данный материал может быть использован на родительском собрании в начальной школе....
Родительское собрание во 2 классе по теме "Наказания и поощрения в семье"
Родительское собрание с подборкой ряда упражнений и заданий, которую в ходе собрания предлагается выполнить родителям. Протокол родительского собрания дополняет "Анкета для родителей" ...