Обучение методом дискретных проб детей с НАС
статья на тему

Брылева Лариса Валерьевна

Обучение методом дискретных проб это одна из техник обучения, построенных на принципах  АВА. Это метод, наиболее часто используемый для обучения детей с нарушением аутистического спектра. Данный подход предполагает, что ребенку предоставляется множество возможностей (проб, попыток) отрабатывать конкретный навык и получать обратную связь от того, кто его обучает.  Эффективность метода дискретных проб была многократно доказана результатами работы зарубежных специалистов, а так же, в частности, опираясь на результаты  нашей работы. Ценность метода состоит и в том, что он эффективен не только для детей с НАС, но и для детей с тяжелыми и множественными нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_mo._statya.docx19.11 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение  детей с НАС методом дискретных проб.

  Дискретные пробы

Обучение методом дискретных проб это одна из техник обучения, построенных на принципах  АВА. Это метод, наиболее часто используемый для обучения детей с нарушением аутистического спектра. Данный подход предполагает, что ребенку предоставляется множество возможностей (проб, попыток) отрабатывать конкретный навык и получать обратную связь от того, кто его обучает.  Эффективность метода дискретных проб была многократно доказана результатами работы зарубежных специалистов, а так же, в частности, опираясь на результаты  нашей работы. Ценность метода состоит и в том, что он эффективен не только для детей с НАС, но и для детей с тяжелыми и множественными нарушениями. Важнейшую роль при проведении процедуры дискретных проб играет выбор поощрения, т.е. выбор того стимула, за обладание которым ребенок будет работать. Это может быть любой предмет, игрушка, еда, все, что значимо для ребенка в конкретный период времени.  Если ребенку, для демонстрации специфического навыка необходима  дополнительная поддержка, то инструктор дает подсказки и направляет ребенка, чтобы тот дал правильный ответ. Все правильные ответы поощряются, а возможность дать не правильный ответ сокращаются.  Теперь давайте подробнее рассмотрим метод определения поощрений.

     Выбор поощрений

 Для  проведения процедуры выбора поощрения, необходимо, на первом этапе (когда дети только поступают в школу) обладать необходимой информацией о предпочтениях каждого ребенка. Эту информацию мы можем узнать из бесед с родителями, впоследствии, в процессе наблюдения за ребенком. От того насколько правильно выбрано поощрение, зависит  успешность ребенка и результат нашей работы.  Сначала поощрение дается после каждой правильной попытки, затем через несколько правильных попыток, затем после полностью правильно выполненного задания. Ребенку дается право выбора поощрения, за которое он будет работать, из нескольких представленных. Поощрение, которое выбрал ребенок, должно быть доступно ему, только во время занятий, за выполненное задание и быть недосягаемым в любое другое время.  Позитивное подкрепление является более эффективным, если незамедлительно следует за поведением, которое мы хотим увеличить. Необходимо использовать наиболее сильное подкрепление за самое важное и сложное поведение. Похвала является позитивным подкреплением, если увеличивает количество правильного поведения. Подкрепление будет эффективным, если оно меняется время от времени, т.к. одно и то же подкрепление со временем теряет свою привлекательность для ребенка. Поэтому процедуру определения подкрепления следует проводить один раз в два – три месяца, или по мере увеличения ошибок при проведении дискретных проб. Можно использовать жетоны, позволяющие ребенку получать разные поощрения. Ротация подкреплений позволяет поддерживать высокую мотивацию. Все результаты проведения процедуры выбора подкрепления необходимо заносить в таблицу, для более корректного получения результатов.                           Таблица регистрации  МО  

 Процедура проведения обучения

Во время проведения дискретных проб, необходимо привлечь внимание ребенка, до того как дать инструкцию. Лучший показатель того, что ребенок готов к работе, является то, что ребенок смотрит в глаза. Привлечь внимание ребенка можно несколькими способами, например: назвать по имени;  издать какой - нибудь  звук, который привлечет внимание;  поднести руку к голове ребенка, как бы блокируя отвлекающие зрительные стимулы, прикоснуться к ребенку;  ждать, что ребенок сам посмотрит на взрослого. Хорошо концентрирует внимание ребенка, когда вы проводите обучение методом дискретных проб за ширмой, перегородкой, которая позволяет избегать отвлекающих зрительных  и шумовых стимулов.

Не стоит привлекать внимание насильно поворачивая голову или тело ребенка, не щелкать пальцами возле лица или уха ребенка, дать ребенку время для обработки информации ( посчитать до 5), если ребенок не отвечает, то меняем стратегию привлечения внимания.

После привлечения внимания, если ребенок смотрит в глаза или на рабочие материалы, необходимо дать инструкцию. Необходимо обратить внимание на то, как мы даем инструкцию. От этого зависит, будет она выполнена или нет. Инструкция должна быть краткой, четкой, и даваться один раз. Она должна быть произнесена четким тоном, без особых эмоций или интонирования. Инструкция должна произноситься всегда одинаково. Например: сядь, дай такой, дай круг,  сделай так, посмотри на меня и т.д. При проведении обучения убедитесь, что на рабочем месте нет посторонних материалов, нет отвлекающих сенсорных стимулов. Поместите материалы на равном расстоянии от ребенка и друг от друга. Дайте инструкцию. Если ребенок дает не правильный ответ, используем подсказки. Подсказки могут быть нескольких видов: вербальная (самим дать правильный ответ, чтоб ребенок мог повторить;  физическая (направить руку ребенка к соответствующему объекту);  жестовая (указать на правильный объект);  позиционирование (помещаем правильный ответ чуть ближе к ребенку); отсрочка по времени (даем чуть больше времени для ответа или для исправления ребенком не правильного ответа). Общее правило: давать минимальное количество поддержки, снижение степени помощи.

Необходимо обеспечить адекватные последствия после ответа ребенка.

     Если ответ правильный, то мы даем немедленно похвалу вместе с выбранным ребенком подкреплением (конфета, чипсы, игрушка, щекотка и т.д.), эмоционально реагируем на правильный ответ.

     Если ребенок дал не правильный ответ, то мы даем обратную связь, которая показывает, что ответ не правильный (давай еще, либо игнорировать неправильный ответ, сделать паузу, сохранять эмоциональную холодность, перейти к следующей попытке, дав подсказку). Стоит избегать слова «НЕТ», так как, у большинства детей оно вызывает негативные эмоции. Все результаты обучения немедленно фиксируются в бланках регистрации. Обучение проводят все специалисты, работающие с детьми: учитель, воспитатель, логопед, психолог. Все результаты заносятся в таблицу, фиксируется реакция ребенка на инструкцию. Правильный ответ обозначается +; нет ответа -; ответ с помощью П. Когда ребенок дает правильный  ответ на первые 5 попыток,  в течении 5 проб, (как правило в течении 5 дней), навык усвоен. Повторная процедура проведения проб усвоения  данного навыка (контрольный срез), проводится через 2 – 3 недели, с целью проверки, на сколько прочно усвоен данный навык.  Если навык не усваиваевается в течении длительного времени, то меняем стратеги помощи, меняем подкрепление, разбиваем навык на несколько частей, возможно ребенку было дано слишком сложное задание.

 Заключение

Представленная техника Обучения методом дискретных проб доказала свою эффективность для обучения детей с нарушениями в развитии. Главной особенностью этого метода, многочисленные повторения задач, проб, попыток. Это дает ребенку многочисленные возможности для обучения. По мере того, как дети осваивают навыки, которые дают им возможность эффективно взаимодействовать со своим окружением, они могут находить естественные подкрепления (социально значимые), которые поддерживают поведение их обычно развивающихся сверстников. А самое главное, позволяет детям с НАС, а также и с другими проблемами  в развитии,  быть успешными, получать удовольствие от процесса обучения, а в конечном результате позволит им быть более самостоятельными и независимыми.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД у младших школьников посредством интерактивных методов обучения. Метод проектов.

презентация к теоретической части мастер-класса для учителей начальных классов по данной теме....

Обучение родителей методам формирования у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

При подготовке к занятиям по ПДД и в процессе проведения урока перед учителем возникают сложные методические вопросы, связанные как с выбором средств, форм и методов изложения учебного материала, с вы...

Обучение детей с НАС методом дискретных проб.

Дискретные пробыОбучение методом дискретных проб это одна из техник обучения, построенных на принципах  АВА. Это метод, наиболее часто используемый для обучения детей с нарушением аутистич...

Деятельностный метод обучения слепых и слабовидящих детей при организации урока в условиях введения ФГОС

Доклад на методический совет  по теме: "Деятельностный метод обучения слепых и слабовидящих детей при организации урока в условиях введения ФГОС "...

Метод обучения с помощью дискретных проб детей с расстройством аутистического спектра

Материал предназначен для специалистов , работающих с детьми с РАС. Включает в себя подробное описание метода обучения детей с РАС с доказанной эффективностью....

Нетрадиционные методы обучения воспитания и развития детей с ОВЗ

Полноценная и качественная коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ возможна лишь при условии тесного взаимодействия всех участников сопровождения.Нетрадиционные методы в коррекционной педагогик...