Метод «функциональной пробы в патопсихологии»
презентация к уроку на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Функциональные пробы как метод психологии не очень хорошо известны неспециалистам, а скорее ассоциируются с медициной и физиологией, и это неслучайно. Само понятие было введено в патопсихологию в те времена, когда необходимость изучения индивидуальных особенностей психики больного была очевидной и насущной, но применение тестов как общепризнанного инструмента было под запретом. В психологии господствовал экспериментальный метод, а слово «тест» было почти ругательством. Метод функциональных проб
Вот тогда и возникла идея применить инструменты психологического эксперимента к анализу индивидуальной психики. Получившийся метод был назван функциональными пробами по аналогии с медициной: медики проверяют, к примеру, работу сердца в условиях нагрузок, а психологи – «работу психики»; роль нагрузок на определенные психические процессы выполняют экспериментальные задания. Как правило, работа по методу функциональных проб предусматривает выполнение комплекса из нескольких сравнительно кратких заданий. Метод функциональных проб
К наиболее часто применяемым для оценки функциональных состояний методам диагностики относятся следующие: 1. корректурные пробы
2. таблицы Шульте
3. методики непрерывного счета Крепелина
4. метод парных ассоциаций 1 . Связь внешняя (слова начинаются с одной и той же буквы): 1. Кран – книга 2. Спичка – собака 3. Дырка – дерево 4. Пустыня – посуда 5. Соль – сахар 2. Связь конкретно-смысловая . 1. Вода – стакан 2. Лужа – грязный 3. Зима – коньки 4. Кисель- варить 5. Бабушка – очки 3. Понятийно смысловая связь 1. Часы – календарь 2. Дерево – дуб 3. Почта – связь 4. Головастик – ципленок 5. Фундамент – крыша
5. методика Эббингауза
6. методика элементарной шифровки Пьерона-Рузера
Можно выделить следующие особенности функциональных проб как метода: – сочетание качественного и количественного анализа; – сочетание выполнения заданий с беседой и наблюдением; – важность взаимодействия испытуемого и экспериментатора в ходе проведения проб; – разносторонняя оценка базисного психического процесса (например, в выполняемом задании таким процессом является память);
Можно выделить следующие особенности функциональных проб как метода: – учет не только результатов выполнения заданий, но и характера ошибок, приемов выполнения, содержания высказываний – иными словами, вдумчивый качественный анализ работы испытуемого; – комплексный подход к исследованию испытуемого, анализ не только базисного психического процесса, но и человека в реальной деятельности, включая особенности мотивационно-личностной сферы испытуемого, его отношения к заданиям, к ситуации взаимодействия и пр.; – возможность получения важных данных, касающихся особенностей испытуемого, изучение которых не предполагалось (например, данных об особенностях мотивации и семейных отношений при оценке памяти); – гибкость процедуры, возможность ее видоизменения и введения дополнительных методик для проверки гипотез, возникающих в ходе исследования; данные различных методик должны взаимно подтверждать, взаимодополнять друг друга, чтобы свидетельствовать о неслучайном характере выявленных характеристик; анализ результатов не является отдельным этапом исследования, но фактически включен в ситуацию общения с испытуемым и используется им для управления ситуацией исследования; – эффективность метода зависит от опыта и интуиции психолога, его способности наладить эффективное взаимодействие с испытуемым.
Рассматривая метод функциональных проб в патопсихологии надо сказать, что он является одним из основных методов в патопсихологическом исследовании. С помощью функциональных проб дается некая нагрузка на ту психическую сферу деятельности, которые мы хотим оценить. Метод функциональных проб разрабатывался и развивался преимущественно в патопсихологических исследованиях, однако он продуктивен и для анализа психики здорового человека. Метод функциональных проб в патопсихологии
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование по теме "Использование методов и приемов социальных проб на уроках"
Данный материал будет интересен учителям начальных классов....

Обучение детей с НАС методом дискретных проб.
Дискретные пробыОбучение методом дискретных проб это одна из техник обучения, построенных на принципах АВА. Это метод, наиболее часто используемый для обучения детей с нарушением аутистич...

Обучение методом дискретных проб детей с НАС
Обучение методом дискретных проб это одна из техник обучения, построенных на принципах АВА. Это метод, наиболее часто используемый для обучения детей с нарушением аутистического спектра. Данный ...

Метод обучения с помощью дискретных проб детей с расстройством аутистического спектра
Материал предназначен для специалистов , работающих с детьми с РАС. Включает в себя подробное описание метода обучения детей с РАС с доказанной эффективностью....

Функциональные пробы для оценки состояния дыхательной системы.
Пробы для оценки состояния дыхательной системы....

Функциональная проба для оценки состояния сердечно сосудистой системы.
Функциональная проба для оценки состояния сердечно сосудистой системы....

«Функциональная грамотность. Методы развития функциональной грамотности»
В данной презентации представлены методы развития функциональной грамотности, которые я регулярно использую на уроках....