Тематическое планирование Модуль «Основы православной культуры» 4 класс.
календарно-тематическое планирование на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse_4klass_pravoslavie.doc | 137 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики « Модуль «Основы православной культуры» разработана для обучения в 4 классе МКОУ «Тогульская основная общеобразовательная школа» составлена на основе:
1. Требований ФГОС НОО (п. 12.4);
2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А. Я.Данилюк, А. М.Кондаков, В. А.Тишков] – М. Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).
3. Рабочей программы для общеобразовательных учреждений «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» / авт.-сост. Т. Д.Шапошникова, К. В. Савченко. – М.: Дрофа, 2013
В авторскую программу изменения не внесены.
Цель: проведения занятий является духовно - нравственное развитие и
воспитание младших школьников посредством их приобщения к российской
духовной традиции. Традиционные ценности, усваиваемые обучающимися,
являются для них средствами осознанного различения добра и зла.
Первоисточником духовной традиции в религиозном значении является Бог,
а в светском – морально-нравственный опыт предшествующих поколений,
культура народа.
Задачи:
- познакомить обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
- развить представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщить знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимся в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развить способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Основными принципами организации преподавания ОРКСЭ являются:
1.Формирование ценностного отношения детей к миру, другим людям, самому себе в рамках ценностного подхода.
2.Основной методологический принцип реализации курса – культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о светской и религиозной культуре. В контексте данного учебно-методического комплекта культура понимается как духовное и материальное богатство народов мира, нашей страны, как образ жизни людей разных сообществ, их обычаи, традиции и верования.
3.Воспитание толерантного, уважительного отношения к «другим» через умение и стремление узнать и понять их, учиться жить в мире и согласии, учить лучше понимать не только окружающих людей, но и через них - самого себя.
4. Решение задач социализации, усиления социальной функции образования – постепенное формирование умения жить в многообразном мире, успешно адаптироваться в нем, ориентироваться в ситуациях.
При подготовке и проведении урока учитель должен понимать следующее:
- зачем и почему следует изучать основы религиозной культуры и светской этики в школе;
- что является содержанием данного предмета;
- как можно рассматривать факты религиозной культуры, не нарушая при этом принципов научности и мировоззренческого плюрализма, лежащих в основе современного школьного обучения.
При этом личностная мировоззренческая позиция самого педагога не должна быть доминирующей в преподавании предмета, она должна быть социальна – это позиция диалога, уважительного отношения к мировоззрению другого, позиция «недавления», «ненавязывания» своего собственного мировоззрения.
Подбирая необходимые материалы, учитель ориентируется на некоторые ожидаемые результаты, которые проверяются им в процессе диалога с учащимися на уроке, взаимодействия во внеурочное время, в фиксации динамики их повседневного поведения. При адекватном наполнении и функционировании образовательной среды учитель вправе ожидать следующих результатов, которые составляют важную часть диалоговых межконфессиональных компетенций личности:
- понимание учащимися того, что конфессиональное разнообразие является непреходящей ценностью, залогом выживания и устойчивого развития человечества, что уважение его является фактором развития демократических и гражданско-правовых основ жизни российского общества;
- понимание учащимися, что их поведенческие модели – одни из многих равноправных моделей поведения, в основе которых лежат некоторые этно-конфессиональные принципы; носители различных моделей поведения должны взаимодействовать между собой на основе «золотого правила нравственности»: не делай другому того, чего не желаешь себе;
- потребность в общении с представителем иной религиозно-культурной традиции, стремление интегрировать усилия в решении общих задач;
- мотивация учащихся к осмыслению неожиданных для них поведенческих реакций, рассмотрение их в контексте ценностей, символов и смыслов породившей их религиозно-культурной традиции;
- стремление предотвращать и умение избегать конфликтных ситуаций, навыки находить компромиссные решения выхода из конфликта, толерантное отношение к одноклассникам, к другим людям;
- развенчивание устойчивых стереотипов в отношении носителей этих традиций;
- определение собственной идентичности, рассмотрение её как элемента исторически сложившегося этнокультурного, конфессионального, гражданского сообщества;
- осознанное моделирование возможных действий в нём, участие в мероприятиях по социальному проектированию и улучшению реальных отношений в социокультурной среде;
- существенные изменения в сознании самого учителя, которые могут стать факторами его профессионального и личностного совершенствования.
Направленность внимания обучающихся на самокоррекцию является важным фактором повышения качества обучения навыкам межкультурного и межконфессионального диалога.
Преподавание данного курса предполагает решение учителем на уроке не только познавательных, но и популяризаторских задач:
- точное, корректное и достаточное занимательное представление учащимся многообразие религий, существующих в мире;
- рассказ об истории их возникновения, географии распространения, основателях и пророках;
- освещение особенностей учений различных религий (в первую очередь нравственной составляющей этих учений);
- описание религиозных традиций, культуры, а также духовного и церковного искусства (если оно существует).
Важным условием успешности организации образовательного процесса является использование учителем интерактивных (диалоговых) методов работы, исключающее монолог учителя. Это такие методы, в которых взаимодействие между участниками диалога рассматриваются как важнейший образовательный ресурс, позволяющий повысить развивающий потенциал процесса обучения: беседы, обсуждение, дискуссии, диспуты, дилеммы, игры.
На уроке рекомендуется использовать: выдержки из биографий религиозных деятелей, литературных произведений, трудов учёных, статей и книг глав и активных деятелей различных конфессий; репродукции, макеты культовых сооружений, видеозаписи познавательных передач, развивающие учебные игры, сборники познавательных задач и викторины на электронных носителях, альбомы любительских фотографий, анкеты.
На занятиях может звучать музыка, рассказ учителя должен сопровождаться демонстрацией памятников изобразительного искусства, архитектуры. Качество воспроизведения видео и аудио иллюстраций должно быть достаточно современным и технически совершенным. Следует помнить, что музыкальный и изобразительный язык тех произведений, которые будут демонстрироваться в курсе ОРКСЭ, непривычен и малопонятен для большинства школьников.
На уроках следует избегать излишнего количества сложных терминов, особенно из иностранных и древних языков. Каждое введенное понятие или новый термин должны быть исчерпывающе объяснены. Учитель заранее определяет, какие понятия должны быть выделены для обязательного запоминания и оперативного применения учащимися, какие потребуются им только для адекватного понимания конкретного материала, а какие вообще можно исключить, без ущерба для понимания. Манера объяснения, лекции, беседы учителя должна быть максимально увлекательной, яркой, артистичной. Не следует бояться обозначать спорные проблемы, рассказывать о загадках и неразрешенных тайнах истории. Иногда полезно предварительно заинтриговать школьников, по мере возможности драматизировать изложение материала.
Полезно и эффективно использовать окружающую культурную и историческую среду в учебных целях. Например, рассказ о православии будет эффективнее и интереснее, если дополнить его впечатлениями от осмотра храма (экскурсией). В ходе такой мини–экскурсии следует заострить внимание учащихся на внешнем и внутреннем виде осматриваемого объекта. При этом нелишне учитывать, что храм является культовым сооружением, где идут богослужения, а следовательно любая экскурсионная или учебно-познавательная деятельность в нём или вокруг него должна быть максимально деликатной и тактичной.
Некоторые уроки по курсу могут проводиться на природе, в окружении архитектурных и исторических памятников. Краеведческий элемент будет способствовать решению еще одной задачи – воспитания уважительного и бережного отношения к старине, отечественному религиозному и культурному наследию.
Преподаватель должен позаботиться о комфортной среде обучения, аудиториях для игровых занятий. Организация учебного пространства является важнейшей составляющей, которая обусловливает эффективность интерактивного обучения: диалогичные формы взаимодействия предполагают, что собеседники обращены лицом друг к другу, поэтому мебель должна быть расставлена таким образом, чтобы имелась возможность визуального контакта участников, преподавателя, их свободного перемещения в аудитории.
Учёт возрастных и психологических особенностей той возрастной группы учащихся (учащимися 4-5 классов). Дружелюбная, гуманная обстановка, снимающая напряжение и излишние волнения, способствует формированию открытости, взаимной заинтересованности, доверия друг к другу, взаимной поддержке, осознанию участниками образовательного процесса ценности других людей.
Содержание комплексного учебного курса ОРКСЭ, модуля «Основы православной культуры» 4 класс (34 часа)
Раздел 1. Знакомство с новым предметом
Россия как государство. Россия как часть планеты Земля.
Представления о мире в древности. Образ мирового дерева. Историческая связь поколений. А. К. Толстой «Земля оттич и дедич».
Значение семьи в жизни человека и человечества. Родословная. Родословное древо. Культура и духовные ценности человечества. Общие духовные ценности народов, населяющих Россию. Религия. Древние представления о Вселенной и богах. Языческие верования. Наиболее распространенные в современном мире и традиционные для России религии: христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Религиозная культура: религиозные тексты, религиозные обряды, религиозное искусство. Священные тексты, сооружения и предметы, религиозные практики разных религий. Вечные вопросы человечества. Религия и наука. Этика как часть философии. Нравственный закон в светской и религиозной жизни.
Раздел 2. Введение в православную культуру
Урок 3. Колокола
Основное содержание: колокольный звон — один из символов русской культуры.
Различные виды колокольных звонов на Руси. Традиции колокольного звона на Руси.
Колокол в светской жизни России. Значение колокольных звонов в русской истории.
Отношение к колоколам в русской традиции. Искусство изготовления колоколов. Место колокольного звона в русской классической музыкальной культуре.
Колокола как атрибут церковной жизни. Виды церковных колоколов. Колокольня и звонница. Москва — город «сорока сороков».
Вариативное содержание: строение колокола и приемы колокольного звона.
Основные понятия: колокола, колокольный звон, церковь, колокольня, звонница.
Учебно- исследовательская и проектная деятельность: история колоколов.
Урок 4. Православный храм
Основное содержание: храм — дом Божий. Традиции строительства храмов на Руси.
Храмы как произведения архитектуры и искусства. Каноны строительства храма. Различное и общее во внешнем облике православных храмов. Вариативное содержание: каноны строительства храма. Основные понятия: храм, церковь, собор, часовня.
Словарная работа: архитектура, шедевр.
Учебно- исследовательская и проектная деятельность: история строительства какого-либо православного храма (в месте проживания учащихся).
Внеурочная деятельность: знакомство с православной архитектурой (экскурсия).
Урок 5. Как христианство пришло на Русь. Православие Основное содержание: принятие христианства на Руси. Летописные свидетельства о крещении Руси.
Представления о Боге в христианстве. Представление о сотворении мира в христианстве. Первые люди, грехопадение Адама и Евы, появление в человеческой жизни страданий и зла. Иисус Христос. Православие. Распространение православия в мире.
Православие как традиционная религия России.Вариативное содержание: христианские представления об Иисусе Христе как Спасителе.
Основные понятия: христианство, Библия, православие, Крещение Руси.
Межмодульные связи: традиционные религии.
Урок 6. Жизнь Иисуса Христа
Основное содержание: Евангелие. События, предшествующие рождению Иисуса Христа. Благовещение. События жизни Иисуса Христа. Рождество, детство и юность, начало пропо-
веднической деятельности. Смысл проповедей Христа. Ученики Иисуса Христа.
Деяния Иисуса Христа. Чудеса. Предательство Иуды. Распятие. Воскресение. Вознесение.
Апостолы и их проповедническая деятельность.
Вариативное содержание: четыре Евангелия и евангелисты.
Основные понятия: Евангелие, Мессия, Благовещение, Рождество, распятие, Воскресение, Вознесение, апостолы.
Словарная работа: пророк.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность: деяния апостолов.
Урок 7. Библия и Евангелие. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий
Основное содержание: святые в христианской традиции.Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Создание славянской азбуки и распространение Евангелия среди славянских народов. Библия — священная книга христианства. Ветхий Завет и Новый Завет.
Вариативное содержание: апостол Андрей Первозванный и его особое почитание на Руси.
Основные понятия: святые, добродетельная жизнь, славянская азбука, Библия, Ветхий Завет, Новый Завет.
Межмодульные связи: Библия и Тора.
Словарная работа: равноапостольный.
Урок 8. Не совсем обычный урок
Основное содержание: вечные вопросы человечества.
Монашество в православной традиции. Библия как источник знаний, мудрости и нравственности.
Основные понятия: монах, отрок, вечные вопросы человечества.
Словарная работа: диалог.
Уроки 9, 10. О душе
Основное содержание: представления о душе в православии. Бессмертие души, разум, свобода воли и дар слова как отражение в человеке образа Бога по христианским представлениям. Уникальность и неповторимость человеческой души. Свобода воли и проблема выбора как нравственная проблема. Ответственность человека за свой выбор и свои поступки.
Забота человека о своей душе. Нравственные поступки. Любовь, уважение и терпение как основа человеческих взаимоотношений. Прощение, умение прощать.
Вариативное содержание: ситуации нравственного выбора в повседневной жизни людей.
Основные понятия: душа, свобода воли, выбор.
Межмодульные связи: этические проблемы и нравственный выбор; нравственные основы человеческих взаимоотношений.
Словарная работа: душевный, бездушный, словосочетания со словами, однокоренными слову «душа».
Раздел 3.Храм — дом Божий на земле
Урок 11. Как вести себя в православном храме
Основное содержание: значение храма в жизни православных верующих. Правила поведения в храме. Храм как культурно-историческое наследие. Забота государства и Русской Православной Церкви о сохранении шедевров православной архитектуры и искусства. Строительство новых храмов. Вариативное содержание: работа архитекторов реставраторов и художников-реставраторов по восстановлению шедевров православной архитектуры.
Основные понятия: храм, церковь, крестное знамение.
Межмодульные связи: священные сооружения раз личных религий и правила поведения в них.
Словарная работа: реставрация.
Учебно- исследовательская и проектная деятельность: история реставрации православного храма.
Внеурочная деятельность: посещение реставрационной мастерской (по возможности).
Урок 12. Не совсем обычный урок. Внутреннее строение и убранство храма
Основное содержание: внутреннее строение храма.
Притвор. Средняя часть. Иконостас. Традиционное расположение икон в иконостасе.
Царские врата и алтарь. Символическое значение престола. Облачение церковно- и священнослужителей. Вариативное содержание: духовная семинария.
Основные понятия: притвор, канун, аналой, икона, иконостас, царские врата, алтарь, престол.
Словарная работа: икона.
Внеурочная деятельность: посещение храма.
Урок 13. Православная молитва
Основное содержание: молитва и ее смысл для верующих. Виды молитв. Молитвы-просьбы.
Правила молитвы. Значение совместной молитвы в храме для православных верующих.
Молитвы в повседневной жизни православных верующих.Православная молитва перед учением.
Вариативное содержание: церковнославянский язык. М. Ю. Лермонтов «Молитва» («В минуту жизни трудную...») и стихотворения-молитвы русских поэтов.
Основное понятие: молитва.
Межмодульные связи: молитвы в различных религиозных культурах.
Словарная работа: ангел-хранитель, молитва.
Урок 14. Фреска и икона
Основное содержание: фрески и иконы в храме.
Фрески. Технология, правила и традиции создания фресок.
Икона как особый священный предмет для православных верующих. Отношение верующих к иконе. Чудотворные иконы. Фрески и иконы как произведения искусства и культурное достояние России.
Вариативное содержание: Андрей Рублев.
Основные понятия: фреска, икона, киот, лампада, красный угол, иконописец.
Словарная работа: красный угол.
Учебно- исследовательская и проектная деятельность:
Дионисий и Андрей Рублев.
Урок 15. Отличие иконы от картины
Основное содержание: назначение иконы. Реалистичное изображение людей, природы и предметов на картине. Особенности изображения на иконе фигур и фона. Детали изображения на иконе. Система символов в иконописи. Символика цвета и света в иконописи.
Вариативное содержание: особенности изображения пространства на картинах художников-реалистов и иконах.
Основные понятия: символ, символика, фигура, цвет, свет, пространство.
Словарная работа: искусствовед, символ.
Учебно- исследовательская и проектная деятельность: создание виртуальной галереи «Шедевры иконописи».
Внеурочная деятельность: посещение музея.
Урок 16. Образ Христа в искусстве
Основное содержание: образ Иисуса Христа в русском и зарубежном изобразительном искусстве, музыке, литературе. И. Н. Крамской «Христос в пустыне».В. М. Васнецов «Распятие Христа». М. В. Нестеров «Воскресение».
Вариативное содержание: искушения Иисуса Христа в пустыне.
Основные понятия: образ, впечатление.
Словарная работа: деталь.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность: оформление выставки «Образ Христа в изобразительном искусстве».
Внеурочная деятельность: посещение музея изобразительных искусств.
Урок 17. Православные традиции и семейные ценности. «Семья — малая церковь»
Основное содержание: семья — малая церковь.
Основа семьи в православной традиции. День семьи, любви и верности — светский и церковный праздник. Служение в семье. Долг членов семьи по отношению друг к другу. Послушание и смирение как христианские добродетели. Притча о блудном сыне.
Вариативное содержание: П е т р и Ф е в р о н и я М уромские — покровители брака в православной традиции.
Основные понятия: семья, служение, послушание, смирение, добродетель.
Межмодульные связи: ценность семьи в различных религиозных культурах.
Словарная работа: добродетель, притча.
Творческая работа: открытка ко Дню семьи, любви и верности.
Раздел 4. Православные праздники
Урок 18. Календарный год в православии
Основное содержание: православный календарь и его отличие от светского. Религиозные праздники. Православные праздники. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы. История праздника. Особое значение праздника Покрова в русской православной традиции. Храмы в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Народные приметы, связанные с праздником
Покрова.
Вариативное содержание: история календаря. Различные системы летоисчисления. Двунадесятые праздники Русской Православной Церкви. Основные понятия: календарь, религиозные праздники, Покров Пресвятой Богородицы.
Словарная работа: юлианский и григорианский календарь.
Межмодульные связи: религиозные праздники.
Учебно- исследовательская и проектная деятельность: дни поминовения святых Русской Православной
Церкви; храмы, построенные в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Урок 19. Рождество. Крещение
Основное содержание: праздник Рождества Христова. Евангельская история Рождества. Традиции празднования Рождества в русской православной культуре. Рождественские рассказы и сказки. Святки. Народные святочные традиции. Праздник Крещения Господня. Евангельская история Крещения Господня. Традиции празднования Крещения в русской православной культуре.
Вариативное содержание: Великое освящение воды в праздник Крещения Господня. Рождественские рассказы и сказки.
Основные понятия: Рождество Христово, Сочельник, Святки, Крещение Господне.
Словарная работа: Иоанн Предтеча.
Творческая работа: открытка к празднику Рождества; иллюстрация к рождественскому рассказу или сказке.
Учебно- исследовательская и проектная деятельность: традиции двунадесятых праздников в русской православной культуре.
Урок 20. Пасха
Основное содержание: Пасха — главный христианский праздник. Великий пост. Правила Великого поста. Смысл поста для православных верующих. Подготовка к Пасхе. Традиционные пасхальные блюда. Пасхальная служба в храме. Крестный ход. Пасхальные колокольные звоны.
Вариативное содержание: пасхальные яйца; предание о традиции красить яйца на Пасху. Фрагменты из романа И. А. Шмелева «Лето Господне».
Основные понятия: Пасха, Великий пост, крестный ход.
Межмодульные связи: традиционные праздники в различных религиозных культурах.
Словарная работа: Пасха.
Творческая работа: раскрашивание пасхальных яиц.
Раздел 5. Духовные ценности православия
Урок 21. Чудо. Таинства
Основное содержание: чудеса, совершенные Иисусом Христом согласно Евангелию.
Церковные таинства, их смысл и значение для верующих. Таинство крещения. Обряд крещения
в православной традиции. Смысл обряда крещения. Наречение имени в православной традиции.
Таинство миропомазания. Смысл обряда миропомазания. Таинство покаяния. Таинство причащения. Происхождение и смысл таинства причащения. Таинство брака. Обряд венчания в православной традиции. Обрядовая и духовная составляющие церковных таинств.
Вариативное содержание: таинство священства. Таинство елеосвящения.
Основные понятия: чудо, таинство, крещение, миропомазание, покаяние, причащение.
Словарная работа: чудо, елеосвящение, священство.
Урок 22. Христианские заповеди. Совесть
Основное содержание: божественное происхождение заповедей согласно христианскому учению. Значение заповедей. Смысл заповедей. Заповеди об отношении к Богу.
Заповеди об отношении человека к себе и другим людям.
Любовь как основа всех заповедей. Совесть в системе нравственных ценностей православия.
Вариативное содержание: любовь к себе и другим в христианском понимании. Основное понятие: заповеди.
Межмодульные связи: заповеди в религиозных культурах; понятие совести в религиозной и светской этике.
Словарная работа: заповедь.
Урок 23. Любовь
Основное содержание: любовь в христианском понимании. Многообразие проявлений любви. Жертвенность как основа любви. Благотворительность и милосердие в православной традиции. Подвиги любви. Защита Родины. Пример земной жизни Иисуса Христа как выражение высшей меры любви в христианской системе ценностей.
Вариативное содержание: апостол Павел о любви.
Основные понятия: любовь, жертвенность, благотворительность, милосердие.
Межмодульные связи: милосердие и благотворительность в религиозных культурах и светской этике.
Словарная работа: жертвенность, благотворительность.
Творческая работа: поделка «Как люди выражают свою любовь».
Учебно-исследовательская и проектная деятельность: герои-святые Русской Православной Церкви; деятельность православных благотворительных организаций.
Урок 24. Не совсем обычный урок. Прощение
Основное содержание: прощение как христианская добродетель. Обида и прощение. Умение прощать в повседневной жизни людей. Прощение через любовь к людям.
Вариативное содержание: христианская этика о прощении.
Основное понятие: прощение.
Словарная работа: аргумент.
Раздел 6. Жизнь по заповедям
Урок 25. Жизнь преподобного Серафима Саровского. Доброта
Основное содержание: преподобный Серафим Саровский. Детство Прохора Мошнина, чудо спасения при падении с колокольни и чудо исцеления. Монашеская жизнь Серафима. Отшельничество и столпничество. Предания о жизни Серафима в лесу. Предание о Серафиме и разбойниках. Доброта. Деяния Серафима Саровского.
Вариативное содержание: жития святых, их место и значение в православной культуре.
Основные понятия: житие, отшельник, столпничество.
Словарная работа: отшельник, келья.
Творческая работа: сочинение-миниатюра «Легко ли быть добрым».
Урок 26. Житие святителя Николая Чудотворца. Милосердие
Основное содержание: милосердие как нравственное качество и христианская добродетель.
Житие Николая Чудотворца. Подвиги любви к ближнему. Помощь неимущим и спасение погибающих. Предание о Николае Чудотворце и воре. Традиции почитания Николая Чудотворца на Руси.
Вариативное содержание: предание о спасении русского князя и явлении иконы святого Николая.
Основные понятия: христианские добродетели, милосердие.
Словарная работа: милосердие.
Урок 27. Жизненный подвиг Сергия Радонежского. Трудолюбие
Основное содержание: детство Сергия. Чудо с просфорой. М. В. Нестеров «Видение отроку Варфоломею». Монашество Сергия. Отшельничество и жизнь в лесу. Основание Троице-Сергиевой лавры. Труды Сергия в монастыре. Почитание Сергия Радонежского в русской православной традиции.
Вариативное содержание: труды Сергия Радонежского по укреплению Руси и благословение русского войска на Куликовскую битву.
Основные понятия: монашество, отшельничество, трудолюбие, патриотизм, патриот.
Словарная работа: просфора.
Уроки 28, 29. Не совсем обычный урок. Монастыри. Жизнь по заповедям
Основное содержание: внешний вид православного монастыря. Стены и надвратная церковь. Монастыри в истории Древней Руси. Защитные функции монастыря в военное время. Монахи-воины. Пересвет и Ослябя. Поединок Пересвета с Челубеем. Монашество как духовный подвиг. Монашеский постриг и монашеские обеты. Правила монашеской жизни, монастырский устав. Послушания. Архитектурный ансамбль монастыря. Монастыри как центры культуры, просвещения и благотворительности. Монастыри как объекты культурного наследия.
Вариативное содержание: история монашества и строительства монастырей на Руси.
Основные понятия: монастырь, монастырский устав, послушание, лавра, монах, инок, скит, игумен, игуменья, архимандрит.
Словарная работа: послушник.
Учебно- исследовательская и проектная деятельность: православные монастыри (наиболее известные или расположенные в местах, где проживают учащиеся), их история и архитектурно-художественная ценность.
Внеурочная деятельность: посещение монастыря.
Урок 30. Не совсем обычный урок. Жизнь современной Православной Церкви
Основное содержание: Церковь как общность православных христиан.
Священнослужители и церковнослужители Русской Православной Церкви и их обязанности. Церковные службы. Просветительская и благотворительная деятельность современной Русской Православной Церкви. Участие церкви в жизни верующих. Участие верующих в жизни своего прихода.
Вариативное содержание: выражение причастности человека к церкви в повседневной жизни.
Основные понятия: приход, община.
Словарная работа: священно- и церковнослужители, кадило.
Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса.
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:
будут знать:
• историю возникновения христианства на Руси;
•основы христианского образа жизни, мировоззрения;
• роль православной культуры в судьбе России;
•православные культурные, духовные традиции и ценности русского народа;
• образцы церковной архитектуры и живописи, церковной музыки и пения.
будут уметь:
•соотносить опыт православной традиции и свой собственный опыт;
• формулировать вопросы, обобщать информацию, делать выводы;
• делать осознанный нравственный выбор;
• связывать мир духовной и социальной жизни русского народа с миром русской природы;
• обнаруживать тесную связь духовной жизни конкретного человека и жизни всего человечества.
Тематическое планирование «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики».
Модуль «Основы православной культуры» 4 класс.
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Основные понятия/ словарная работа | Вид контроля |
Знакомство с новым предметом (2 ч). 1 четверть. | ||||
1 | «Россия — наша Родина» | 1 | Родина, государство, образ мирового дерева, семья, родословное древо | |
2 | «Духовные ценности человечества. Культура. Религия» | 1 | Культура, духовные ценности, Религия, вера, язычество, этика, философия, нравственный закон, традиции, обычаи | текущий |
Введение в православную культуру (8 ч). | ||||
3 | Колокола | 1 | Колокола, колокольный звон, церковь, колокольня, звонница. | текущий |
4 | Православный храм | 1 | Храм, церковь, собор, часовня, архитектура, шедевр | текущий |
5 | Как христианство пришло на Русь. Православие | 1 | Христианство, Библия, православие, Крещение Руси, грех | текущий |
6 | Жизнь Иисуса Христа | 1 | Евангелие, Мессия, Благовещение, Рождество, распятие, Воскресение, Вознесение, апостолы, пророк | текущий |
7 | Библия и Евангелие. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий | 1 | Святые, добродетельная жизнь, славянская азбука, Библия, Ветхий Завет, Новый Завет. | текущий |
8 | Библия в христианской культуре. | 1 | Монах, отрок, вечные вопросы человечества, диалог | текущий |
9 - 10 | О душе | 2 | душа, свобода воли, выбор; душевный, бездушный | текущий |
Храм- дом Божий на земле (7 ч). | ||||
11 | Как вести себя в православном храме | 1 | Храм, церковь, крестное знамение, реставрация | текущий |
12 | Внутреннее строение и убранство храма | 1 | Притвор, канун, аналой, икона, иконостас, царские врата, алтарь, престол, икона | текущий |
13 | Православная молитва | 1 | Ангел-хранитель, молитва | текущий |
14 | Фреска и икона | 1 | Фреска, икона, киот, лампада, красный угол, иконописец | текущий |
15 | Отличие иконы от картины | 1 | Символ, символика, фигура, цвет, свет, пространство, искусствовед, символ | текущий |
16 | Образ Христа в искусстве | 1 | Образ, впечатление, деталь | текущий |
3 четверть. (10 ч) | ||||
17 | Православные традиции и семейные ценности. «Семья – малая церковь» | 1 | Семья, служение, послушание, смирение, добродетель, притч | текущий |
Православные праздники (3 ч). | ||||
18 | Календарный год в православии | 1 | календарь, религиозные праздники, Покров Пресвятой Богородицы, юлианский и григорианский календарь | текущий |
19 | Рождество. Крещение | 1 | Рождество Христово, Сочельник, Святки, Крещение Господне, Иоанн Предтеча | текущий |
20 | Пасха | 1 | Пасха, Великий пост, крестный ход | текущий |
Духовные ценности православия (4 ч). | ||||
21 | Чудо. Таинства | 1 | Чудо, таинство, крещение, миропомазание, покаяние, причащение, елеосвящение, священство | текущий |
22 | Христианские заповеди. Совесть | 1 | Заповедь | текущий |
23 | Любовь | 1 | Любовь, жертвенность, благотворительность, милосердие | текущий |
24 | Прощение | 1 | Прощение, аргумент | текущий |
Жизнь по заповедям (6 ч). | ||||
25 | Жизнь преподобного Серафима Саровского. Доброта | 1 | Житие, отшельник, столпничество, келья | текущий |
26 | Житие святителя Николая Чудотворца. Милосердие | 1 | христианские добродетели, милосердие | текущий |
4 четверть. (8 ч) | ||||
27 | Жизненный подвиг Сергия Радонежского. Трудолюбие | 1 | Монашество, отшельничество, трудолюбие, патриотизм, патриот; просфора | текущий |
28-29 | Монастыри. Жизнь по заповедям | 2 | Монастырь, монастырский устав, послушание, лавра, монах, инок, скит, игумен, игуменья, архимандрит, послушник | текущий |
30 | Жизнь современной Православной Церкви | 1 | Приход, община, священно- и церковнослужители, кадило | текущий |
Заключение (4 ч). | ||||
31-34 | Итоговая презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся | 4 | Самостоя тельная работа |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Методические пособия для учащихся:
- «Основы православной культуры» учебник для общеобразовательных учреждений 4 класс (4-5 классы), под редакцией Т. Д. Шапошниковой, М.: Дрофа, 2013.
Учебно-методические пособия для учителя:
- Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. 4 класс (4–5 классы). Рабочая программа для общеобразовательных учреждений /авт. – сост. Т.Д. Шапошникова, К.В. Савченко. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013.
- Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Методическое пособие
И. Н. Каиль, В. В. Матвеева, С. А. Процкая. – М.: Дрофа, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по предмету ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ ( модуль «Основы православной культуры) 4 класс (ФГОС)
КТП составлено с учётом УУД уч-ся....
Рабочая программа и календарно – тематическое планирование курса «Основы религиозных культур и светской этики» (Модуль «Основы православной культуры») 4 класс - 34 часа
Структура рабочей программы соответствует стандарту начального общего образования (ФГОС)....
Календарно-тематическое планирование. ОРКСЭ. Основы Православной культуры 4 класс
Календарно-тематическое планирование по Основам Православной культуры с УУД....
Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по основам православной культуры
Рабочая программа и КТП по ОПК...
Календарно-тематическое планирование по "Основам православной культуры" для 4 класса
КТП составлено на основе УМК Т.Д. Шапошниковой....
Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России», модуль «Основы православной культуры». Класс 4.
Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России», модуль «Основы православной культуры». Класс 4....
Календарно-тематическое планирование по основам православной культуры, 4 класс
Календарно-тематическое планирование по основам православной культуры, 4 класс...