Развитие связной речи младших школьников
статья на тему

Левчук Людмила Васильевна

В данной статье рассказывается  о том, как сформировать связную речь у младших  школьников, об умениях, которые вычленила Т.А. Ладыженская

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_svyaznoy_rechi_mladshih_shkolnikov.docx16.52 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной  речи младших школьников.

Речь всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются так же в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика показатель его умственного развития.

Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большой мере определяют успех в учебной работе по всем предметам.

Существует связь между языком и мышлением, между уровнем развития речи и степенью умственного развития ученика, развитием его мыслительных способностей, так существует и органическая связь между устной и письменной речью. Известно, огромное значение упражнений в связной устной речи для овладения навыками письменной речи и роль устных  высказываний на этапе подготовки к изложениям и сочинениям.

К первому классу ребёнок достаточно овладевает устной речью, свободно произносит слова и в процессе общения не задумывается над расстановкой слов внутри фразы. Чтобы дети говорили хорошо, живо, эмоционально, интересно, необходимо развивать  творческое воображение детей, нужно требовать от ученика рассказывать так, чтобы дети поняли его мысль, представили себе описываемую им картину. Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. Дети должны свободно высказываться, а учитель помогает правильно строить предложения, т.е. не пропускать слова, ставить их в должной последовательности, правильно согласовывать их друг с другом. На первом этапе, когда навыки письменной речи учащихся ещё только начинают формироваться, когда все письменные работы выполняются под руководством учителя, проявить свои чувства и мысли, обнаружить свою наблюдательность, свои знания и интересы дети могут только в устной речи в свободных высказываниях. Упражнения в устной  связной речи имеют место имеют место а каждом уроке. Каждый связный устный ответ ученика является упражнением в устной речи и, должен отвечать требованиям к содержанию, построению и оформлению речевого высказывания.

В первом классе дети постепенно знакомятся с требованиями, которые  предъявляются к их речи, в процессе выполнения различных упражнений осознают, что значит говорить на тему, раскрывать основную мысль, говорить по порядку, связно. Дети знакомятся с различными видами работ. Учитель объясняет, что такое рассказ, описание, рассуждение. Чем отличается описание предмета от описания картины или описания по наблюдениям, какая разница между подробным пересказом и выборочным, в чём разница между устным сочинением и пересказом. Постепенно дети осознают, что в повествовании говорится о действиях и событиях, его можно отличить от других видов высказывания по вопросу что произошло. Повествование можно проиллюстрировать. А в описании описываются предметы, люди, животные, природа и т.д. В рассуждении излагаются причины явлений и событий. К рассуждению ставятся вопросы: почему? зачем?

Ознакомление с этим теоретическим минимумом и активное его  использование поможет более успешному формированию осознанных умений и навыков связной речи учащихся.

Начиная с первого класса дети знакомятся с некоторыми правилами построения текста, с его структурой, с тем, как соединять, связывать в тексте части и предложении я друг с другом. Необходимо учитывать те затруднения, которые возникают у детей при создании текста и которые без специальной работы под руководством учителя не могут быть преодолены. Развивая навыки связной речи детей, необходимо формировать специальные умения, которые вычленила Т.А.Ладыженская:

  1. Умение раскрывать тему высказывания.
  2. Умение раскрывать основную мысль.
  3. Умение собирать материал к высказыванию.
  4. Умение систематизировать собранный материал.
  5. Умение совершенствовать написанное.
  6. Умение строить высказывания в определённой композиционной форме.
  7. Умение выражать свои мысли правильно, точно, ясно.

Т.А. Ладыженская указывает, что формирование этих умений поможет создать высказывание, отвечающее требованиям хорошей речи. От того, насколько ученик сумел раскрыть тему высказывания, вычленить в нём главное и собрать  материал, зависят содержательность, убедительность, ясность высказывания. Обучая этим умениям, учитель помогает детям осознать все особенности связного текста, способствует развитию умения самостоятельно строить связные сообщения. Формирование умений раскрывать тему и основную мысль начинается с уроков обучения грамоте и  связывается прежде всего с работой над заглавием. Отвечая на вопрос «Почему рассказ так назван?», дети учатся обращать внимание на связь между содержанием и заглавием. Вчитываясь в заглавие  темы, дети учатся ориентироваться в теме и в содержании, осознавать то главное, что следует раскрыть в своём сочинении. Необходимо проводить разнообразные упражнения, которые помогут детям установить единство содержания текста и связь содержания с заглавием. При выборе тем нужно учитывать интересы детей, доступность. Темы должны быть рассчитаны на конкретные наблюдения, впечатления. Целесообразно намечать темы для устных рассказов в соответствии с общей тематикой уроков чтения. Формирование умения собирать материал связано с активной мыслительной  и речевой деятельностью ребёнка при  анализе содержания текста или картины, при рассматривании объектов природы. Отработка первых трёх умений связана с работой над содержанием сообщения. Обучение другим трём умениям связано с работой над структурой и речевым оформлением высказывания. Особенно трудно в обучении связной речи научить ребёнка то, как построить свою речь. Умение строить сообщение в определённой форме  (начало, главная часть, заключение) отрабатывается на уроках чтения и при подготовке к изложению. Композицию рассказа по серии картинок или по одной картинке и описании я, составленного при рассматривании предмета или картины, дети начинают осознавать ещё на уроках обучения грамоте, когда мы учим их составлять рассказ из трёх частей, выделять вступление,  главную часть и заключение. Композиция описания строится на последовательности наблюдения: дети дают описание предмета или картины, соблюдая тот же порядок, в каком они их рассматривали. Учитель помогает составить рассказ, ставя различные вопросы. Элементы описания и рассуждения включаются в повествование постепенно. Следует учить детей находить эти элементы в текстах, предназначенных для изложений. При составлении связных рассказов нужно постоянно ставить вопросы: как свяжете между собой части рассказа?, как свяжете два соседних предложения и т.д. Эти вопросы рассчитаны на то, чтобы дети учились обдумывать одновременно несколько предложений при составлении связного текста и постоянно обдумывали и связывали два соседних предложения. Эта работа важна при обучении связной письменной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика развития связной речи младших школьников

Развитие речевой деятельности младшего школьника.Направления в работе по развитию связной речи....

Развитие связной речи младших школьников.

Для младшего школьника развитие речи имеет исключительное значение, так как выступает решающим фактором успешного овладения всеми учебными предметами. Обучение детей умению грамотно и последовательно ...

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Формирование умения узнавать образцы связной речи     В системе логопедической работы в общеобразовательной школе на формирование и развитие связной речи отводится III этап. ...

Доклад "Развитие связной речи младших школьников через игровую деятельность"

Отчет по теме самообразования "Развитие связной речи через игровую деятельность". Проблема развития речи одна из самых актуальных в начальной школе. Работа по развитию речи требует разнообразных метод...

Диалог как средство развития связной речи младших школьников на уроках литературного чтения

В статье  рассказывается о технологии учебного диалога, которая  является ведущей в числе технологий личностно - ориентированного образования....

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи младших школьников в 4 классе VII вида

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи младших школьников в 4 классе VII вида.Тема: Восстановление деформированного текста по серии картинок «Зимой». Цели ...

"Развитие связной речи младших школьников как формирование образовательной компетентности в соответствии с требованиями ФГОС НОО"

Одним из базовых компонентовв обучении и воспитании детей является развитие связной речи. Большинство учёных озабочены снижением общего уровня речевой культуры. Следовательно, необходимо вести планоме...