Научно - методическая статья "Формирование у младших школьников чувства любви к малой Родине"
статья на тему
ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧУВСТВА ЛЮБВИ К МАЛОЙ РОДИНЕ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (по материалам курсового исследования)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno-metodicheskaya_statya.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧУВСТВА ЛЮБВИ К МАЛОЙ РОДИНЕ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (по материалам курсового исследования)
Потапова Екатерина Владимировна
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».
Д. С. Лихачёв.
Актуальность проблемы исследования заключается в том, что в настоящее время стало особенно актуальным воспитание у подрастающего поколения нравственно - моральных качеств и, прежде всего, чувства любви к своему Отечеству.
Патриотические чувства формируются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социальной культурной среды. Таким образом, формирование у младших школьников любви к Родине с раннего периода следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры.
Исходя из актуальности данной темы, нами была сформулирована тема исследовательской работы: «Формирование чувства любви к малой Родине во внеклассной работе учителя начальной школы».
Целью исследовательской работы является выявление наиболее эффективные средства формирования чувства любви к малой Родине во внеклассной работе учителя начальной школы.
В соответствии с целью нами были определены задачи исследования:
- Изучить и отобрать литературу по данной теме;
- Путём изучения методической литературы систематизировать наиболее приемлемые средства формирования чувства любви к малой Родине;
- Изучить виды внеклассной работы;
- Определить эффективные формы внеклассной работы для формирования чувства любви к малой Родине;
- Привести примеры тематических классных часов для расширения знаний учащихся о Родном крае и формирования чувства любви к малой Родине.
При исследовании вопроса использовались следующие методы теоретического исследования:
- отбор и чтение литературы;
- систематизация;
- обобщение;
- классификация.
Формирование патриотических чувств начинается с раннего возраста в семье, далее они продолжают формироваться в дошкольных учреждениях, но на более осознанном уровне патриотическое воспитание осуществляется в школьном возрасте.
Закон о Федеральном образовании указывает, что система образования призвана обеспечить:
- историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России;
- воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.
Именно поэтому родная культура, как и отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.
Тема нравственно - патриотического воспитания волновала педагогов во все времена и продолжает быть актуальной в наше время.
К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека…»
Изучение отеческого наследия воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Конечно, нужно с уважением относиться к людям всех национальностей, но человек, живущий в России, обязан знать её культуру и историю. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества. Поэтому патриотическое воспитание, является актуальной задачей.
«Годы детства - это, прежде всего воспитание сердца» - писал В. Сухомлинский, а патриотическое воспитание без воспитания сердца невозможно. Именно поэтому, духовный творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Следовательно, педагог призван выполнять одну из важных миссий, а именно способствовать формированию патриотизма и, в первую очередь, чувства любви к своему краю - малой Родине. Однако не всегда это удается в рамках учебного процесса (программы), тогда педагог в полной мере может проводить мероприятия по патриотическому воспитанию вне урока.
В разное время к проблеме патриотического воспитания обращались такие педагоги и ученые: К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Я. А. Коменский, Г. Н. Волков, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, А.В. Мудрик, Б.Т. Щедровицкий, В.И. Журавлев, Б.Т. Лихачев, В. И. Максакова, Н. Куприна и другие.
Но тема формирования чувства патриотизма в младшем школьном возрасте изучена недостаточно. Мало работ педагогов, рассматривающих эту тему в процессе организации внеклассной работы в начальной школе.
Внеклассная работа — это деятельность учащихся класса вне уроков, осуществляемая под руководством и совместно с классным руководителем. [3]
Внеклассная работа много дает учащимся в плане развития их интересов, формирования профессиональной направленности, расширения общего кругозора, развития познавательной самостоятельности.
Внеклассная работа направлена на развитие у школьников духовно – нравственных ценностей, расширения общего кругозора.
Общими условиями организации внеклассной деятельности учащихся являются:
- учет интересов и потребностей учащихся конкретного класса;
- четкое планирование внеклассной работы, определение ее конечных результатов;
- использование предшествующего уровня подготовки учащихся;
- тесная связь с другими предметами при организации различных форм внеклассной работы;
- внимание к общественно полезной деятельности учащихся.
Роль внеклассных мероприятий настолько велика, что вызывает в последующем у детей стремление получать все новые и новые знания, овладевать новыми умениями, учиться и творчески развиваться. [3]
Внеклассная работа имеет ряд особенностей, которые необходимо знать учителю для эффективного достижения поставленных целей. В частности, это осуществление межпредметных связей, общественно полезная направленность внеклассных мероприятий, современность содержания и форм, системность.
Формы внеклассной работы сегодня - это широкий спектр самых различных мероприятий.
Таблица 1
Формы внеклассной работы
Формы работы | Описание форм и виды работ |
индивидуальная | подготовка докладов, лекций, заучивание стихов, отрывков из прозы, песен, работу над ролью гида-экскурсовода, переводчика, ведущего радио- и телепередач, вечеров иностранного языка и т.д. |
групповая | работа кружков, спецкурсов по иностранному/родному языку (драматического искусства, песни, разговорного языка, истории и культуры страны изучаемого языка). |
массовая | литературные вечера, вечера - концерты, олимпиады и викторины, конкурсы (выразительного чтения стихотворений, рассказа, лучшего синхронного перевода, лучшего описания/комментария рисунка, кадра из фильма и др.), конференции, КВН. |
В своей работе учитель начальной школы может использовать любую форму внеклассной работы, но более всего в формировании чувства любви к малой Родине подходит групповая форма (классные часы).
Классные часы в начальной школе – это особо мощная форма воспитательной деятельности.
Младший школьный возраст – это важный период в формировании нравственных качеств, в целом личности ребенка, в овладении нормами поведения. [1]
Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего микроклимата.
Одна из важных задач современного воспитания в школе – это формирование чувства любви к Малой Родине.
Патриотизм (от греч. patris - родина) преданность и любовь к своему отчеству, к своему народу. [2, 496]
При решении конкретных задач патриотического воспитания важно учитывать особенности младшего школьного возраста, соблюдать правила проведения классных часов. Наиболее важным является подобрать соответствующий материал для младшего школьного возраста. Интересный, доступный материал позволит перевести учащихся из пассивных слушателей в активных «туристов». [3]
Необходимо пробудить у ребёнка нравственно – патриотические качества посредством проведения классных часов по истории Родного края.
Тематические классные часы по истории родного края расширяют знания учащихся в рамках программы предмета «Окружающий мир» и направлены на формирование у младших школьников чувства любви к малой Родине.
В качестве примера можно привести следующие темы классных часов по истории родного края:
- «Южный Урал. Загадки ушедших тысячелетий»
- «Краски Южного Урала»
- «Как не любить мне этот край?»
- «Памятные места родного города»
Все эти темы связаны между собой, у них общая цель – воспитание патриотических чувств и расширение знаний учащихся по истории Родного края.
Цель, которую мы ставили в начале работы: «выявить наиболее эффективные средства формирования чувства любви к малой Родине во внеклассной работе учителя начальной школы» достигнута. Задачи исследования выполнены.
Чтобы повысить познавательный интерес у младших школьников к истории родного края, его прошлому, настоящему и будущему, к природе родного края, а также, чтобы формировать чувства любви младших школьников к своей малой Родине мы решили в рамках выпускной квалификационной работы составить сборник классных часов по истории Родного края. Данный сборник должен представлять материал, который будет, не только интересен младшим школьникам, но и может стать предметом гордости за свой Родной край.
Список литературы
- Вершинин Н. Я. Воспитание у младших школьников любви к природе родного края, интереса к природоведческим знаниям // Начальная школа. – 1998.-№10. - с 9
- Смирнов С. А., Котов И.Б. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ - М: Издательский центр «Академия», 1998, с. 512
- Внеклассная работа в начальной школе: увлекательно и полезно. Режим доступа: WWW.URL: http://festival.1september.ru/articles/603737/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект для младших школьников по краеведению "Моя малая родина-город Нурлат"
Данный проект имеет большое значение в деле формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Проект – объединяет единой целью не только основных участников образовательного процесса у...
Воспитание любви к малой родине.
Беседы с детьми подготовительной группы...
Воспитание любви к малой родине.
Беседы с детьми подготовительной группы...
научно -методическое пособие "Закаливание младших школьников"
Значение закаливания для укрепления здоровья школьников, виды и как проводить закаливающие процедуры...
Воспитание у младших школьников чувства любви, милосердия и уважения друг к другу, стремления к добрым делам.
Одной из задач, стоящих перед учителями младших классов, является воспитание у детей чувства любви, милосердия и уважения друг к другу, стремления к добрым делам....
Методическая разработка интеллектуальной игры для младших школьников на тему "Моя малая Родина"
Интелектуальная игра краеведению для начальной школы "Моя малая родина"...
Формирование у младших школьников любви к малой родине через экологическое воспитание.
Наиболее зфффективные педагогические задания для воспитания любви к родному краю у младших школьников в процессе обучения через экологическое образование....