Воспитание у младших школьников чувства любви, милосердия и уважения друг к другу, стремления к добрым делам.
статья на тему
Одной из задач, стоящих перед учителями младших классов, является воспитание у детей чувства любви, милосердия и уважения друг к другу, стремления к добрым делам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vospitanie_u_mlad_shkoln.docx | 18.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание у младших школьников чувства любви, милосердия и уважения друг к другу, стремления к добрым делам.
Зиннатуллина Гульнара Дилюсовна
Республика Татарстан, г. Нижнекамск, МБОУ «СОШ №28»
Одной из задач, стоящих перед учителями младших классов, является воспитание у детей чувства любви, милосердия и уважения друг к другу, стремления к добрым делам.
Как утверждают психологи, не каждый ребенок может позволить себе быть добрым. И на это есть свои причины.
Жестокость у детей появляется:
- от недостатка родительской любви,
- мало внимания взрослых,
- постоянное напоминание ребенку, что он неудачник,
- ребенок не может высказать свои позитивные и негативные эмоции,
- не верит взрослым,
- ребенок убежден, что никто не заслуживают его любви.
Мы, родители и учителя, действительно редко задумываемся над ответом на вопрос «Как воспитать ребенка добрым». Но, когда все же хотим ответить на него, то оказывается, что это не так просто. Научить ребенка быть добрым человеком очень просто.
Нужно его любить и говорить ему об этом каждый день.
Ребенок должен чувствовать родительскую любовь даже тогда, когда он провинился или с чем-то не справился.
Свое дитя обязательно нужно обнимать, много общаться, при этом не забывать о строгости в воспитании.
Понятие «доброта» - довольно расплывчато. Это и милосердие, и внимательность, и вежливость, и жалость, и предупредительность. Но каждому из этих качеств надо учиться отдельно. Проявить милосердие к больному или нищему – это одно, жалость к брошенному животному – другое, не нагрубить старенькой навязчивой бабушке – третье. Собственный пример – это, действительно, самый главный воспитательный инструмент родителей. Что толку призывать детей к участию в каких-то добрых делах, если у нас самих нет ни времени, ни желания что-то оторвать от себя, чем-то поделиться, в чем-то поучаствовать.
Например навестить-то уж своих собственных родителей лишний раз мы ведь в состоянии. Или, если бабушки приезжают к нам помогать, то не просто вручить им список дел, а проявить внимание – напоить чаем, усадить поудобнее, расспросить, поговорить. И сделать это опять же вместе с детьми. Мы ведь часто и этого не в состоянии сделать. Пожилые люди нас раздражают, нам кажется, что есть дела поважнее, чем сидеть и общаться с ними, по сотому разу слушая их истории. А наши дети все это видят, и в головках у них складываются определенные модели поведения. И можно сколько угодно говорить потом об абстрактной доброте, но конкретные поступки наших детей будут зависеть от того, какие мы.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого – то беда.
Рвануться на выручку нужно.
В любую минуту, всегда.
И если кому – то поможет.
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно
был прожит,
Что годы живёшь ты не зря.
Была организована книжная выставка «Уроки добра», конкурс рисунков «По планете ходит доброта».
В библиотеке была оформлена книжная выставка «Экология и мы», где была представлена литература по экологии родного края, по охране окружающей среды. Выставки такого рода, должны привлечь детей, научить их беречь природу, не жечь костры, не ломать ветки, не рвать цветы, занесенные в Красную книгу.
Конкурс сочинений «Доброта это…» предложил ребятам продолжить мысль, что же такое на самом деле добро, много ли среди нас добрых людей, нужно ли помогать людям. И какие поступки можно назвать по-настоящему добрыми. Ребята творчески подошли к написанию сочинений, поразила их необыкновенная чистота и добрые мысли, дети готовы помогать людям. Прийти на помощь, проявить сочувствие и уважение к старшим. Протянуть руку помощи в трудную минуту. Необходимо рекомендовать ребятам литературу, из которой они смогли бы понять, что добрые поступки обладают уникальными свойствами, добро всегда возвращается к тому, кто это добро сделал.
Если каждую неделю совершать добрые дела, мы становимся благосклоннее к другим. Чувствуем себя щедрыми способными, становимся привлекательными для других, чувствуем, что нас ценят.
Собрать пословицы и поговорки:
-Жизнь дана на добрые дела
- Не одежда красит человека, а его добрые дела
- Добрые дела дороже богатства
- В добре жить хорошо
-Доброе дело и в воде не тонет
-Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
Добрый человек всегда ориентируется на других людей, он видит и слышит их. Сначала необходимо прививать внимательность ребенка к членам семьи, а затем и к другим людям. С двух лет малыш может помогать родителям. Он может, стоя на стуле, мыть небьющуюся посуду, нести в рюкзаке часть продуктов из магазина, брызгать листья растений, вытирать пыль, пылесосить, мыть шваброй полы. Конечно, ребенок не сделает это так же качественно, как это делаем мы. Но ведь главное в другом – научить ребенка получать удовольствие, когда он делает приятное и хорошее другим. Только не следует материально награждать и захваливать детей за ласку, за внимательность, заботу и помощь. Достаточно спокойных слов одобрения: ребенок должен привыкнуть считать такое поведение нормой.
Рождение младшего братишки или сестренки может быть толчком к развитию заботливости. Ребенок учится делиться лакомствами и игрушками с маленьким. перестанет быть эгоистичным, что часто можно наблюдать в семье с единственным ребенком. Родителям нужно вместе с первенцем заботиться о малыше, вместе любить его, а не отстранять старшего ребенка от помощи, мотивируя это тем, что первый ребенок еще маленький. Соучастие в заботе и в уходе формирует готовность прийти на помощь и умение оказать ее. С ребенком от 4 лет можно поиграть в игру «Хорошие поступки» – предложить периодически делать сюрпризы знакомым и незнакомым людям. Например, подарить цветы (дачные или полевые) продавщице из соседнего магазина, угостить ребят из песочницы конфетами, отнести подарки в дом ребенка, нарисовать яркую картинку, написать на ней хорошие пожелания ( при помощи мамы) и опустить в соседский почтовый ящик, выучить песенку про бабушку и спеть ей и т.д. Замечательно, если вы научите ребенка делать приятное другим людям просто так, без повода и не в праздники. Вспомните своих знакомых, которые не любят свои дни рождения. Скорее всего, они чувствовали, что их любят, о них помнят, им делают подарки только раз в году, в свой день рождения, а в остальные дни чувствовали себя не такими уж счастливыми. Совершая добрые поступки, у ребенка повышается самооценка, он чувствует себя хорошим и нужным, учится не только брать от жизни, но и отдавать. Это нужно делать, потому что в более старшем возрасте родители сталкиваются с непослушанием и эгоизмом своих детей, не знают, как его дальше воспитывать и обращаются за помощью к психологу. Психолог, работая с ребенком, замечает следующую картину. Ребенок не может нарисовать рисунок по теме: «Мой самый лучший поступок в жизни». Он не может вспомнить, что хорошего он сделал или рисует, как делает уроки, читает книгу и т.д. Ребенку дается задание: в течение недели записывать каждый день по одному совершенному хорошему поступку. В записях читаем следующее: «Дал запасную ручку однокласснику», «Слушал маму», «Не плакала» и т.д. Если вы не хотите, чтобы, будучи школьником, ваш ребенок отвечал на вопросы примерно также, учите его быть добрым. Нравственное развитие нельзя ставить в ущерб интеллектуальному и физическому. Пронаблюдайте за своим малышом: умеет ли он сочувствовать другим людям? Жалеет ли ребенок вас, когда вы плохо себя чувствуете или заболели? Или остается равнодушным и ведет себя так, как всегда? В детских садах иногда мы видим такую картину: дети смеются над тем ребенком, кто плачет.
Сочувствие возможно только тогда, когда мы знаем и можем различать свои собственные чувства. Только тогда мы можем уловить то или иное чувство, испытываемое другими. Если ребенок будет определять свои эмоции, переживания, он сможет увидеть их и в других людях. Очень важно помогать детям обозначать словами свои чувства. «У меня прекрасное настроение», «Мне больно…, радостно…, приятно…, плохо…, весело », «Я боюсь…, рада…, счастлива…, сердита…, огорчена» - если ребенок слышит, как мама выражает свое внутреннее состояние, то научится этому у нее. Также необходимо эмоционально развивать ребенка. Помогут в этом следующие упражнения. Нарисуйте с малышом солнышко, которое хмурится, радуется, смеется, плачет, огорчено, обиженно, удивлено, испуганно. Спросите ребенка, какое вы нарисовали солнышко. Если малыш затрудняется, помогите ему: «Это печальное солнышко», «Это веселое солнышко» и т.д. Вместе с ребенком изобразите различные эмоции с помощью мимики. Малышу очень понравится это занятие и доставит много удовольствия. Гуляя в парке, произносите какую-нибудь фразу разными интонациями, предложите ребенку прочитать четверостишие «по-доброму», «грустно», «ласково», «весело», «сердито», «безразлично», «жалобно». Предложите малышу станцевать «бабочку», «лошадку», «кошку», «цветок», «молоток». Когда ребенок справился с первой частью задания, то пусть танцует «радость», «страх», «горе», «веселье», «удивление», «каприз». Музыку можно использовать любую, важно, чтобы это не были песни со смысловым, понятным для детей текстом.
Итак, если мы хотим, чтобы наши дети были заботливы и внимательны, благородны и отзывчивы, сочувствовали трудностям и старались помочь, нам ничего не остается делать, как подобреть самим. Совершив это усилие над собой, мы сделаем первый шаг на пути к ответу на вопрос, заданный вначале: «Как воспитать ребенка добрым».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О воспитании у младших школьников интерес к чтению
Родительское собрание для 2 класса....
Деятельностный подход в воспитании нравственности младших школьников.
Во все времена перед людьми стояла задача, как воспитать подрастающее поколение, чтобы оно было опорой в будущем, несло в себе, то положительное, что уже испытано. Сейчас, когда столь бурно прот...
Реализация ФГОС НОО средствами системы учебников "Школа России": цели и задачи воспитания, социализации младших школьников.
В статье рассматриваются задачи формирования личностной, социальной, семейной культуры а так же три подхода к организации нравственного уклада школьной жизни....
Реферат на тему: «Игра как средство нравственного воспитания у младших школьников»
Игра есть упражнение, при посредстве которого ребенок готовится к жизни. Игры составляют самое выгодное занятие для ребенка, при посредстве которого он обыкновенно приучается к тем действиям, которые ...
Проект по духовно-нравственному воспитанию для младших школьников "Будь человеком!"
Данный проект направлен на воспитание гражданской социальной компетентности, пробуждение у детей интереса к нравственным вопросам, раскрывает мир внутренних ценностей человека,...
Проект на тему:" Воспитание организованности младших школьников средствами ИКТ-технологий"
Проект на тему: " Воспитание организованности младших школьников средствами ИКТ-технологий"...
Занятие по профилактике терроризма и экстремизма для младших школьников. «Жить в мире с собой и другими»
В данном конспекте занятия дан пример того, как в игровой форме можно говорить с детьми на серьезные темы. В данном случае это воспитание в детях толерантного отношения к людям разных национальн...