Я реализую ФГОС
учебно-методический материал (4 класс) по теме

Данный материал из опыта работы по реализации новых стандартов второго поколения. Работа велась с первого по четвертый класс. Я передала основные моменты, направления, формы работы,проделанной мной по реализации ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                      ФГОС: итог работы

(учитель начальных классов Мерчина С.В.)

i05

                                                                             

                                                                           Задача современной образовательной   системы –

                                                                     не напичкать ученика  фундаментальными

                                                      знаниями, а сформировать навыки

                                                                         успешной социальной адаптации, способности

                                 к  самообразованию...

                                           

                                                                   2015  год                                                  

Четыре года назад наша школа активно включилась в изучение введения ФГОС, а затем и в его реализацию.

Вопросы введения ФГОС второго поколения на базе нашей школы были рассмотрены на заседаниях школьного методического объединения  учителей начальных классов, методическом совете, педагогическом совете. Был проведен анализ ресурсов учебно-методической литературы, программного оснащения, используемого для обеспечения системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, в том числе и организации внеурочной деятельности учащихся. 

Вся педагогическая деятельность  моя была направлена на создание условий для перехода к стандартам второго поколения, на повышение психологической готовности самого учителя, развитие его профессиональной компетентности.

В школу поступают дети с разным уровнем подготовки: одни и букв ещё не знают, а другие уже бегло читают, у значительной части ребят наблюдается недостаточное развитие мелкой моторики, графического навыка, встречаются дети, которые испытывают трудности в общении со сверстниками. Научить  ребёнка  плавать  можно  только  в  воде,  а  научить  ребёнка  действовать  можно  только  в  процессе  деятельности. В моем классе 7 учащихся, 1 девочка и 6 мальчиков. Из 7 только одна умела читать, остальные знали буквы.

        Каждый  ребёнок  от  рождения  наделён  одному  ему  свойственным  потенциалом  развития,  и  этот  потенциал  может  развиться  только  в  процессе  собственной  деятельности. Стали учиться читать и вместе с этим – рассуждать.

Умение  анализировать,  сравнивать,  выделять  главное,  решать  проблему,  умение  давать  адекватную  самооценку,  быть  ответственным,  уметь  творить  и  сотрудничать – вот  с  чем  ребёнку  необходимо  войти  в  этот  мир.   И  задача  каждого  учителя  так  построить  процесс  обучения,  чтобы  помочь  раскрыться  духовным  силам  ребёнка.

        Поэтому  мне,  как  учителю,  необходимо было не  только  доступно  всё  рассказать,  но  и  научить  ребёнка  мыслить,  привить  ему  навыки  практических  действий.

 Исходя из этого, организацию  учебной деятельности учащихся я строила  на основе  

 системно- деятельностного подхода и делала опору на современные образовательные  технологии деятельностного типа:

-ИКТ-технологию;

- проблемно-диалогическую технологию;

-  игровую технологию;

- технологию организации проектной деятельности;

- здоровьесберегающую технологию.   

  Введение  ФГОС второго поколения предполагает широкое использование информационно – коммуникационных технологий в учебном   процессе. Чтобы соответствовать требованиям квалификации учитель должен владеть современными образовательными технологиями, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. В данный  период я изучила назначение и возможности программ: Microsoft Word, Microsoft Power Point, Microsoft Excel, графический редактор, литературу по созданию сайтов. Создала персональные сайты в сети Интернет, где публикую материалы из опыта работы. Социальная сеть работников
образования nsportal.ru, «Открытый класс», «multiurok». Это проектная работа «Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектную деятельность», выступление на педсовете «Реализация технологии деятельностного подхода на уроках в начальной школе», проект-презентация «Новое поколение выбирает…», публикация в интернет-проекте «Копилка уроков» - классный час «Мы выбираем ЗОЖ». Также с 2011 года веду работу сообщества учителей начальных классов нашей школы. С 2014 года занимаюсь с учащимися через факультатив «Дружные ребята Светланы Викторовны». В этом году участвовала в республиканской олимпиаде по математике для учителей начальной школы, вышла в финал.

Сегодня, когда идет непрерывное реформирование системы образования, я особую роль отвожу самообразованию. Осуществление учебного   процесса в современных условиях  требует от учителя широкого кругозора  в области философии образования, уверенного владения современными педагогическими концепциями и технологиями, навыков работы с компьютерной техникой. Поэтому особое место в моей деятельности как учителя занимает   повышение профессионального мастерства. Данная работа включает в себя  самообразование, обучение на курсах повышения квалификации, обмен опытом работы с коллегами.

За четыре года прошла 2 раза курсовое обучение.

 ГАОУ СПО «Казанский педагогический колледж» Методическое сопровождение деятельности учителя начальных классов в условиях внедрения ФГОС НОО», № 261  от 18.08.2011 года.

ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан» по программе «Деятельность педагога в условиях реализации ФГОС НОО», №180000313429 от 29.11 2014года.

Обмен опытом работы с коллегами на уровне района и куста:

Выступила на РМО по теме «Внеурочная деятельность ФГОС: пути, реализация в БАСШ» (2012); на КМО « Система и критерии оценивания по новым ФГОС» (2013), «Использование электронных образовательных ресурсов на уроках в начальных классах» (2014), «Системно - деятельностный подход как  методологическая основа стандартов 2 поколения»(2015). Хочется отметить, что с внедрением ФГОС НОО в нашей школе, у меня было много выступлений на эту тему не только перед коллегами, но и перед родителями на общешкольном собрании.

В 2011-2014 годах моей индивидуальной темой самообразования была тема «Повышение психологической компетентности педагогов в условиях гуманизации образования». Работа по этой теме  завершилась: в основном, все намеченные по плану цели и задачи воплотились в повседневной работе, реализовались в педагогической деятельности благодаря применению в работе ИКТ, технологий развивающего обучения и здоровье-сберегающих технологий.  В 2014-2015 учебном году начата работа над новой  темой самообразования: «Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ». Тема этого года «Формирование ключевых компетенций младших  школьников через проектную и исследовательскую деятельность». Эта тема мною выбрана не случайно, в этом году мы завершили работу, начатую в 1 классе.

В проектную деятельность необходимо включать школьников постепенно, начиная с первого класса. Вначале – это доступные творческие задания, выполняемые на уроках обучения грамоте  (например, создание книжки - азбуки), окружающего мира (Книжка-малышка «Моя семья»), трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят и индивидуальные и коллективные научные исследования, в которые могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика.

С каждым последующим годом содержание и задачи проектов усложнялись, требуя от учащихся больше внимания и работы. Но работа над интересными проектами захватывала целиком и меня, и учащихся. Это исследовательская работа «Моя малая Родина»,  «Где берёт река начало?», «Обычаи моего народа», «Поможем птицам зимой». В этом учебном году один  из моментов проектной деятельности – работа над буклетами «Мы за здоровый образ жизни!» в рамках месячника «Спорт – альтернатива пагубным привычкам». В этом учебном году – он для нас особенно важный – мы завершили работу по проектной деятельности. Итогом нашей работы стала защита групповых проектов во время мониторинговых исследований.

 Активное применение проектно-исследовательских технологий  на уроках и во внеурочной деятельности, позволяет мне сделать вывод об устойчивом формировании и поэтапном совершенствовании  у  учащихся всех видов ключевых компетенций, что, в свою очередь, говорит о положительном системном эффекте в образовательно-воспитательной деятельности.

Новый образовательный стандарт начальной школы ставит задачу не только научить ребенка читать, считать и писать, ему должны привить две группы новых умений. К первой группе относится группа универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа информации. Вторая группа – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

В самом начале работы мною были  поставлены цели:

 -развитие интеллектуальной инициативы учащихся в процессе обучения;

-формирование личности, нужной обществу;

- использование на уроках новых ИКТ;

-повышение своего методического уровня.      

В течение всего пройденного времени  учила младших школьников учиться, формировать у них учебную деятельность.

Существенную помощь в работе оказало изучение трудов Шадрикова в области компетентностей  по 6 направлениям. Особенно хочется отметить:

- знание компетентностей в области постановки целей и задач педагогической деятельности;

- знание компетентностей в области мотивирования обучающихся на осуществление педагогической деятельности;

- знание компетентностей в области обеспечения информационной основы деятельности.

Повысить мотивацию к обучению, призваны ИКТ, которые должны придти в каждый класс. Поэтому старалась на каждом уроке применять новые информационно - коммуникативные технологии, материалы мультимедийных дисков, электронные энциклопедии «Кирилл и Мефодий», интернет – материалы, электронные учебники  по УМК «Планета знаний», образовательные ресурсы.  Использовала на уроках программу Power Point для создания презентаций.  Применение ИКТ на уроках усиливает  положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся.

При проведении уроков  большое внимание уделяла использованию в образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно собрать необходимую информацию, делать выводы и умозаключения.

При доброжелательном отношении к личности каждого ученика обучала на своих уроках детей дифференцированной деловой самооценке.

 Использовала  игровые формы сотрудничества, что крайне необходимо для учащихся младшего школьного возраста с учетом их возрастных и психологических особенностей. Применение игровых форм помогает учителю на протяжении всего урока поддерживать интерес ребёнка к изучаемому материалу, концентрировать его внимание. Также часто использовала на уроках различные элементы соревнования, создание ситуации успеха.

В течение всего времени  старалась совершенствовать  формы, приемы и методы проведения занятий.  Также на протяжении всего времени тщательно отслеживала уровень развития каждого ребёнка. С первого класса у каждого ребенка создана папка ,  где собирала все творческие, контрольные, практические работы. В 2-4 классах по итогам успеваемости за 1-4 четверти сделаны сравнительные анализы по всем контрольным работам учащихся.

                     Результаты контрольных работ за 4 класс:

Сравнительные показатели контрольных работ учащихся 4 класса по русскому языку в 2014-2015 учебном году

Сравнительные показатели контрольных работ учащихся 4 класса по родному языку в 2014-2015 учебном году

Сравнительные показатели контрольных работ учащихся 4 класса по окружающему миру в 2014-2015 учебном году

Сравнительные показатели контрольных работ учащихся 4 класса по математике в 2014-2015 учебном году

                                          Мониторинг техники чтения с 1 по 4 класс

Итоги проверки техники и темпа чтения (лит.чтение)

учащихся 1  класса, по состоянию на конец учебного года (апрель)

(темп чтения к концу года  30 слов в минуту).

Фамилия, имя, отчество

Количество слов в минуту

Выразительность

Искажение слов

Соблюдение ударений

Техника чтения

Осознанность прочитанного

текста

1

Варзоров Иван

32

+

_

+

словами

+

2.

Ефремов Николай

34

+

_

+

словами

_

3.

Копьёв  Владислав

45

+

_

+

словами и предложениями

+

4.

Лаврентьев Николай

28

+

_

_

словами

_

5.

Молгачёв Виктор

36

+

_

+

словами

+

6.

Селянов Дмитрий

29

+

+

+

словами

_

7.

Унискова Диана

48

+

_

+

словами и предложениями

+

  1. Способ чтения соответствует требованиям  у 5 учащихся 71%
  2.  4 ученика  в 57%  свободно передают содержание текста

Итоги проверки техники и темпа чтения (лит.чтение)

учащихся 2  класса, по состоянию на конец учебного года (апрель)

(темп чтения к концу года  50 слов в минуту).

Фамилия, имя, отчество

Количество слов в минуту

Выразительность

Искажение слов

Соблюдение ударений

Техника чтения

Осознанность прочитанного

текста

1

Варзоров Иван

52

+

_

+

Словами и предложениями

+

2.

Ефремов Николай

48

+

_

+

Словами и предложениями

_

3.

Копьёв  Владислав

59

+

_

+

словами и предложениями

+

4.

Лаврентьев Николай

43

+

_

_

словами

+

5.

Молгачёв Виктор

52

+

_

+

Словами и предложениями

+

6.

Селянов Дмитрий

49

+

+

+

словами

_

7.

Унискова Диана

73

+

_

+

словами и предложениями

+

1.Способ чтения соответствует требованиям  у 5 учащихся 71%

  1.  5 учеников  в 71%  свободно передают содержание текста

Итоги проверки техники и темпа чтения (лит.чтение)

учащихся 3  класса, по состоянию на конец учебного года (апрель)

(темп чтения к концу года  70 слов в минуту).

Фамилия, имя, отчество

Количество слов в минуту

Выразительность

Искажение слов

Соблюдение ударений

Техника чтения

Осознанность прочитанного

текста

1

Варзоров Иван

74

+

_

+

Словами и предложениями

+

2.

Ефремов Николай

75

+

_

+

словами

_

3.

Копьёв  Владислав

83

+

_

+

словами и предложениями

+

4.

Лаврентьев Николай

69

+

_

+

словами

+

5.

Молгачёв Виктор

71

+

_

+

Словами и предложениями

+

6.

Селянов Дмитрий

68

+

+

+

словами

_

7.

Унискова Диана

92

+

_

+

словами и предложениями

+

1.Способ чтения соответствует требованиям  у 6 учащихся 85 %

2. 5 учеников  в 71%  свободно передают содержание текста

                          Итоги проверки техники и темпа чтения (лит.чтение)

                           учащихся 4  класса, по состоянию на конец учебного года (апрель)

                          (темп чтения к концу года  85-95 слов в минуту).

Фамилия, имя, отчество

Количество слов в минуту

Выразительность

Искажение слов

Соблюдение ударений

Техника чтения

Осознанность прочитанного

текста

1

Варзоров Иван

90

+

_

+

словами и предложениями

+

2.

Ефремов Николай

88

+

_

+

словами

+

3.

Копьёв  Владислав

109

+

_

+

словами и предложениями

+

4.

Лаврентьев Николай

67

+

_

_

словами

_

5.

Молгачёв Виктор

86

+

_

+

Словами и предложениями

+

6.

Селянов Дмитрий

70

+

+

+

словами

_

7.

Унискова Диана

100

+

_

+

словами и предложениями

+

  1. Способ чтения соответствует требованиям  у 6учащихся 85%
  2. 5 учеников в 71%  свободно передают содержание текста

Индивидуальная работа сочеталась с коллективной, групповой, работой в парах. Такая методика позволяла приобрести опыт общения с одноклассниками, формировать навыки работы в коллективе, умение задавать вопросы, наблюдать, анализировать, прислушиваться к мнению других. У детей сложились отношения учебного сотрудничества, все возникающие проблемы дети стремятся решить в доброжелательной обстановке, не проявляя враждебности и агрессии.

Сегодня существует социальный заказ на творческую личность, поэтому в своей педагогической деятельности я уделяла  большое внимание этой проблеме, тем более, каждому педагогу  известно, что важным периодом в развитии и становлении личности является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию творческих способностей ребенка. Дети младшего школьного возраста наиболее открыты, восприимчивы и любопытны.

В классе есть будущие артисты, художники, спортсмены.

Унискова Диана – участница II Международного интернет-конкурса рисунка «Портрет живого слова»; многократный лауреат конкурса «Юная звезда»; лауреат конкурса «Эрудит России» (147 баллов – 2013).

Селянов Дмитрий – неоднократный победитель и призёр межрегиональных турниров по вольной борьбе с 1 класса по настоящее время. Победитель всех спортивных соревнований в школе среди 1-4 классов.

Первые результаты внедрения ФГОС показали, что, в целом, концептуальные идеи, заложенные в основу обучения и развития школьника, востребованы в условиях нашей школы.

Прошло четыре года, есть первые результаты – значит, можно сделать и первые выводы. Пожалуй, главное достоинство новых стандартов – это поворот от школы, передающей только знания, к школе, проектирующей творческие способности личности.

                                                                   Мерчина С.В.   учитель 4 класса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи деятельности учителя, реализующего ФГОС начального общего образования

Материал представлен в виде презентации в программе PowerPoint, в котором описаны задачи учителя начальной школы, реализующего ФГОС II поколения. Педагогические задачи разделены на 3 группы в соответс...

Построение вариативно- развивающего образовательного пространства школы 1-ой ступени, реализующей ФГОС

Стратегия  ФГОС  нацелена на:- формирование средств и способов самостоятельного продвижения ученика в учебном предмете,- инициацию внешкольных и внеурочных образовательных достижений школьни...

Справка по результатам проверки внеурочной деятельности учащихся начальной школы, реализующих ФГОС НОО

Справка по результатам проверки внеурочной деятельности учащихся начальной школы, реализующих ФГОС НОО...

Структура рабочей программы по русскому языку, реализующей ФГОС НОО

Образец оформления рабочей программы по русскому языку, реализущей ФГОС НОО...

ПЛАН школьного методического объединения учителей начальных классов, реализующих ФГОС, на 2014-2015 учебный год

«Эффективность развития личности младшего школьника средствами современного урока»...

Комплексные итоговые работы для 4 классов, реализующих ФГОС

Комплексные итоговые работы. Пояснения даны в пояснительных записках....