Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках по предмету «Математические представления и конструирование» для учащихся с ограниченными возможностями здоровья
статья ( класс) на тему

Лиля Елена Юрьевна

Использование информационно-коммуникационных технологий помогает мне сделать уроки  по предмету «Математические представления и конструирование» более живыми и привлекательными для учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon e.yu_._statya.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках по предмету «Математические представления и конструирование» для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Развитие математических представлений учащихся с ограниченными возможностями здоровья зависит от качества педагогической среды, в которой формируются знания, умения и навыки. Ни один вид деятельности у детей с интеллектуальным недоразвитием не развивается полноценно без специального обучения. Специальное обучение помогает учащимся с умеренной умственной отсталостью овладеть элементарной информацией, понять, запомнить её и воспроизвести, т.е. справиться с учебной нагрузкой и адаптироваться к жизни [1]. Этому способствует использование одного из дидактических принципов – принципа наглядности. В соответствии с этим принципом обучение учащихся с умеренной умственной отсталостью строится на конкретных образах, непосредственно ими воспринимаемых. Наглядность в педагогическом процессе основана на закономерностях познания окружающей действительности и развития мышления, которое развивается от конкретного к абстрактному.  Наглядность организует восприятие и наблюдение детей, способствует развитию интереса к обучению, позволяет наполнить абстрактные понятия конкретным содержанием. В процессе обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих выраженные нарушения пространственного мышления, недоразвитие всех психических процессов, использование наглядности в обучение имеет свои специфические особенности.

Наш практический опыт показал, что в обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья эффективны наглядные материалы, с которыми можно выполнять определённые действия. Поэтому проблема разработки и использования подобных наглядных средств на уроках по предмету «Математические представления и конструирование» для учащихся с ограниченными возможностями здоровья актуальна для нашей педагогической работы.

Применение информационно-коммуникационных технологий на занятиях с такой категорией учащихся в настоящее время всё ещё является новаторством и используется редко. Для достижения наиболее эффективных результатов в обучении учащихся с умеренной умственной отсталостью считаем необходимым использование Microsoft Power Point и интерактивной доски.

Сегодня имеется большое разнообразие мультимедийных учебников, готовых мультимедийных пособий

PowerPoint позволяет настроить анимацию текста и графических объектов в слайде, например, установить последовательность появления текста по буквам, словам, абзацам. Можно выбрать последовательность демонстрации элементов слайда, изменить цвет элемента при появлении, установить порядок и время анимации. Использование мультимедиа презентаций целесообразно на любом этапе изучения новой темы и на любом этапе урока, как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана.

Интерактивная доска – очень удобное учебное оборудование, которое представляет собой сенсорный экран, присоединенный к компьютеру.  Изображение с него передает на доску проектор. В отличие от обычного мультимедийного проектора интерактивная доска позволяет не только демонстрировать слайды и видео, но и рисовать, чертить, наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения, и сохранять их в виде компьютерных файлов [2, 3]. Кроме этого, интерактивная доска позволяет сделать процесс обучения учащихся на уроках «Математические представления и конструирование» ярким, наглядным, динамичным.

Интерактивные доски похожи на обыкновенные школьные доски, но в то же время помогают учителю использовать средства обучения легко и непринужденно, находясь в постоянном контакте с классом.

По экрану интерактивной доски можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам, выделять ключевые области и добавлять цвета. Интерактивная доска позволяет учителю выводить на экран заранее подготовленные материалы, и время урока используется только на решение поставленных задач.

Необходимо так же отметить, что при работе с простым экраном учитель вынужден находиться рядом с компьютером, а при работе с интерактивной доской манипуляции компьютерной мыши осуществляются касанием поверхности, тем самым учитель имеет полный доступ к управлению компьютером, оставаясь около доски.

Все ресурсы можно комментировать прямо на экране, используя инструмент «перо», и сохранять созданные записи для будущих уроков. Интерактивные доски помогают учителю создавать простые и быстрые поправки в имеющемся материале прямо на уроке, во время объяснения материала, заполнять таблицы прямо на уроке «пером».  Ученики могут проводить линии соответствия прямо на слайде, выделять цветом наиболее важные, значимые моменты и др. Наш практический опыт показал, что  использование интерактивной доски снижает тревожность учащихся с умеренной умственной отсталостью при работе у доски.

Мы выделили следующие варианты работы с интерактивной доской на уроках по предмету «Математические представления и конструирование»:

  • соотнесение геометрических фигур и предметов;
  • составление узора, орнамента из геометрических фигур по образцу;
  • выбор геометрических фигур, из которых состоит картинка (например, называние или показ геометрических фигур, из которых составлено то или иное изображение);
  • классификация геометрических фигур;
  • определение того, чего не хватает на картинке, с целью дорисовывания изображения;
  • определение того, что перепутано или выполнено с ошибками, с целью исправления их;
  • практические упражнения с целью развития наглядно-образного мышления по типу упражнений с использованием простых лабиринтов;
  • упражнения в обводке изображений по их контурам, соединения по точкам для получения целого изображения;
  • игровые упражнения в нахождении одинаковых изображений и отличий в изображениях;
  • игры и игровые упражнения по типу «Четвертый лишний», «Соедини половинки», «Восстанови числовой ряд», «Соедини цифру с количеством предметов» и др.

Занятия с использованием интерактивной доски, мультимедийного проектора, компьютера позволяет мотивировать учащихся с ограниченными возможностями здоровья на более активное восприятие предлагаемого материала, а использование наглядных средств обучения, помогает усвоить изучаемые понятия.

Для более успешной работы с интерактивной доской на уроках по предмету «Математические представления и конструирование» считаем необходимым:

  • научить каждого учащегося, исходя из его индивидуально-типологических особенностей,  с помощью учителя правильно взаимодействовать с интерактивной доской, персональным компьютером;
  • учить учащихся элементарному процессу распознания, прояснения и обобщения воспринимаемой информации;
  • сопровождать процесс занятия с интерактивной доской наводящими вопросами-подсказками;
  • эмоционально поддерживать учащихся на протяжении всего занятия.

Все выше перечисленное позволяет более полноценно распределять время на уроке «Математические представления и конструирование», как при подаче, так и при закреплении учебного материала. Используя в работе интерактивную доску, можно столкнуться и с рядом проблем. Как нам кажется, самая значительная проблема, хоть и не связанная с работой доски - это нехватка времени для составления необходимой к уроку презентации.

Использование информационно-коммуникационных технологий помогает мне сделать уроки  по предмету «Математические представления и конструирование» более живыми и привлекательными для учащихся. На одном занятии можно использовать и Microsoft Power Point, и интерактивную доску.

С применением информационно-коммуникационных технологий у учащихся с умеренной умственной отсталостью появляется дополнительная возможность работать более творчески, а рост уверенности в себе, источником которого может стать успешно решенная учебная или игровая задача, это – значимая цель социализации указанной категории учащихся.

Список литературы.

1.        Баряева Л. Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии).- СПб., 2002.

2.         Булгакова Н.Н. Использование компьютерных технологий для развития математических способностей детей в младшем школьном возрасте. Региональная конференция «Информатизация учебного процесса и управления образованием; сетевые и Интернет-технологии".-Воронеж., 2001.

3.        Семенова Т.В., Горюнова М.А., Солоневичева М.Н.
Интерактивные доски и их использование в учебном процессе .- СПб. : БХВ-Петербург, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по предмету "Математические представления и конструирование"

Материал урока предназначен для ознакомления учащихся специальной коррекционной школы VIII вида (классов ОР) с видами часов и направлен на развитие временных и количественных представлений, а также ко...

Конспект урока по предмету "Математические представления и конструирование"

Материал урока предназначен для ознакомления учащихся специальной коррекционной школы VIII вида (классов ОР) с видами часов и направлен на развитие временных и количественных представлений, а также ко...

Методическая разработка интегрированного урока по предмету "Математические представления и конструирование". Тема: "Представления о величине: большой, маленький, средний"

Материал будет интересен специалистам, работающим с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и множественными нарушениями развития....

Конспект урока по предмету: Математические представления и конструирование на тему: «Представления о форме (круг, шар)».

Конспект урока по предмету: Математические представления и конструирование для   обучающихся по АООП НОО для учащихся с ТМНР (вариант 6.4)  Тема: «Представления о форме (круг, шар...

Педагогический опыт на тему «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Представление педагогического опытаТема опыта: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья»Автор ...