Мастер-класс "Активные формы обучения на уроках "Социокультурных истоков""
учебно-методический материал (1 класс) на тему

Новосад Виктория Онуфриевна

Использование активных форм обучения на уроках  "Социокультурных истоков" на примере урока в  1 классе по теме  "Поле и школа".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_pole_i_shkola.docx73.99 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Использование активных форм обучения на уроках «Социокультурных истоков» на примере

урока в 1 классе «Поле и школа»»

Мастер-класс подготовила и провела учитель начальных классов высшей квалификационной категории Новосад В.О.

Место работы: МБОУ НШ «Перспектива»

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами активных форм работы на уроках «Социокультурных истоков», способствующими формированию универсальных учебных действий.

Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию УУД на уроках «Социокультурных истоков» в начальной школе.

Задачи:

    познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;

    раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию УУД;

    показать практическую значимость использования данных активных форм обучения по формированию УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках «Социокультурных истоков».

 

Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран, презентация.

Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании УУД на уроках «Социокультурных истоков» посредством использования активных форм обучения; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

Ход мастер – класса:

I.   Организационный момент.

-   Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада сегодня видеть вас на мастер - классе. Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой.  Я желаю нам успехов.

    II.    Мотивация к мастер-классу. Присоединение.

-. Хочу начать своё выступление со слов Священномученика Фаддея (Успенского): «Учительство - то же, что посев. Как земледелец с молитвою бросает семя в землю, так и учитель, бросая семя учения в души детей, должен помнить, что он только насаждает и напояет, возрастить же доброе семя может один лишь Бог».

   III.   Работа по теме мастер-класса. Основная часть.

 На уроках истоков мы имеем такую ценную возможность вкладывать добрые семена в души детей. Но мир духовных ценностей нельзя навязать ребёнку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нравственные знания становятся прочувствованным опытом, происходит приращение духовной основы личности. А для этого необходимо перевести ребёнка в активную позицию, включить его в значимую деятельность, организовать эффективное взаимодействие детей друг с другом, с учителем, с родителями.

  Для этого на всех уроках «Социокультурных истоков» применяются активные формы обучения: тренинги, ресурсный круг, работа в паре, тройке, четверке, социокультурный текст, работающий на все каналы восприятия. Участвуя в тренингах и упражнениях, ребята закрепляют осваиваемые знания, включая их в свой жизненный опыт, формируя целостную систему ценностей. Они становятся активными участниками событий, воспринимают информацию «изнутри», что позволяет переоценить личный опыт. Дети осваивают коммуникативные навыки, учатся общаться друг с другом. Активные формы обучения – это ядро урока «Социокультурные истоки». Активные формы обучения помогают избежать назидательности, авторитаризма, обычной трансляции знаний. Активные формы обучения позволяют освоить и расширить социокультурный опыт учащихся, акцентировать внимание на ключевых понятиях каждой темы, развить коммуникативные и управленческие навыки, сформировать мотивацию.

   Хочу отметить, что эти активные формы можно использовать и на всех других уроках. Рассмотрим сегодня несколько таких форм на примере урока, тема которого

«Поле и школа».

Цели урока:

- освоение социокультурной категории Мир (помогает увидеть одухотворённый мир природы и мир людей, её созидающих),

- развитие навыков работы в паре;

- развитие умения работать с информацией.

Ход урока:

Начинается урок с присоединения учащихся к теме, друг к другу, с актуализации чувственного опыта. На этом этапе учитель:

•        создаёт благоприятную психологическую обстановку, которая настраивает учащихся на доброжелательное общение, душевный, открытый разговор;

•        выражает детям свои чувства, в которых будет настрой на радостный эффективный совместный труд и творчество. Детям необходимо почувствовать, что учитель верит в их способности и возможности.

1.        Подготовительный этап: этап присоединения

- Дорогие ребята, мне очень приятно видеть вас, чувствовать радость общения с вами.

- Во время перемены на моём столе появился букет? Что вас в нём удивило?

- Из чего он состоит?

- А где мы можем увидеть колоски?

- Вы уже догадались, о чём мы сегодня будем беседовать? (о поле)

- Я предлагаю вам, ребята, совершить путешествие на поле в тёплый летний день.

- Закройте глазки и представьте, что вы идёте по полю, ваших рук и ног касаются нежные колоски пшеницы, под дуновением ветерка они колышутся волнами на своих упругих стеблях.  Каждый колосок наполнен созревшими зёрнышками. Солнышко улыбается. Как тепло под его лучиками колоскам. Земля – кормилица вырастила из семян богатый урожай.

(Касаюсь легонько колоском ручек. В данной ситуации нужно ориентироваться на свой класс, все ли дети спокойно воспринимают такие контакты. Этот приём присоединяет детей, да и учителя к новой теме. И, когда ты видишь эти искренние чувства и ожидания волшебства, уже не имеешь права их не оправдать. Мы, дети и я, расслабляемся после трудового учебного дня, настраиваемся на душевный разговор, речь становится спокойнее, голос звучит тише).

Таким образом, я использовала на этапе присоединения – релаксацию, можно её сопровождать музыкой.

Во 2 классе при изучении темы «Поле» я брала песню «Поле-русское поле!» и видеоряд слайдов с иллюстрациями. Тоже очень было хорошо и действенно.

Всё зависит от вашей фантазии.

2.        Основной этап:

«Ветерок спросил, пролетая:

Отчего ты, рожь, золотая?

И в ответ колоски шелестят:

Золотые руки растят…»

— Почему хлебное поле называют золотым?

- А какие руки называют золотыми? (у мастеров своего дела, умелых людей)

- Может ли вырасти поле пшеницы без помощи человека? Почему?

Не зря говорят: «Труд человека на поле дает начало жизни хлеба».

- А как вы понимаете эти слова. (из пшеницы делают муку, из муки пекут хлеб)

- Молодцы!

(Важно хвалить детей, не выражать недовольство при любом ответе. Улыбка, добрый взгляд, иначе дети могут замкнуться в себе, потом стесняться при ответах).

- С чем вы можете сравнить поле? (с морем, с небом)

- Я предлагаю сравнить поле со школой.

АФО ресурсный круг «Поле и школа»  «Чем похожи поле и школа?»

Этапы работы:

I. Подготовительный этап

Учитель вместе с учениками стоят в круге. Слова учителя настраивают детей на тему разговора. Учитель предлагает подумать и ответить на вопрос: «Чем похожи поле и школа?»

II. Основной этап

1. Первый в круге ученик отвечает на вопрос и передает слово ученику слева взглядом, прикосновением или передает предмет (в данном случае колосок) Стараюсь всегда использовать различные предметы – символы урока.

2. Второй учащийся дает свой ответ на вопрос и передает слово дальше.

3. Высказываются все желающие. Были дети, которые не смогли сформулировать ответ и передали колосок другому, но некоторое время они всё-таки держали колосок в руках. Перед ресурсным кругом я сказала, что этот колосок наполнен энергией солнца и земли, согрет человеческой заботой тех людей, которые его вырастили. А кто его подержит в руках, тому эта добрая энергия будет передаваться.

4. Учитель подводит итог, выделяет наиболее значимые и глубокие высказывания.

После ресурсного круга дети рассаживаются по местам.

Работа с книгой.

- А что же нам скажет наша мудрая книга о школе и поле? Беседа по книге «Азбука Истоков» (с. 10-11) с опорой на иллюстрацию. «Поле и школа» (по К.Д.Ушинскому)

Можно прочитать и обсудить.

Можно посмотреть методический фильм.

Вопросы по тексту:

- Для чего идут дети в школу?

- Что согревает зёрнышки? А детскую душу?

- С чем сравнивает писатель детские умные речи?

- Чем прорастут добрые слова в детях?

(Словарная работа. Жатва-время уборки злаковых культур)

Физминутка

Связываем всегда с темой урока. Иначе попрыгают под весёлую музыку и опять нужно присоединять их к теме урока.

На данном изображаем или рост пшеницы на поле, или изготовление хлеба от сбора урожая пшеницы до выпечки.

Работа в паре

1. Подготовительный этап

Вводная беседа учителя с учащимися, в которой обсуждается тема.

Каждая пара получила лист с нарисованным колоском, и отдельными зёрнышками, на которых написаны слова: любовь, забота, доброта, тепло, свет, вера, труд. Детям предлагается подумать и приклеить зёрнышки с такими словами, которые помогут и вырастить богатый урожай хлеба, и воспитать и выучить детей в школе.

C:\Users\User\Pictures\2016-03-27\001.jpg         C:\Users\User\Pictures\2016-03-27\002.jpg

2. Индивидуальный этап

Учащиеся читают задание и выполняют задание самостоятельно. (На данном уроке я не брала этот этап, т.к. в 1 классе ещё не все дети умею хорошо читать. Детей я рассадила изначально, чтобы в паре был один читающий ребёнок)

3. Работа в паре

Учащимся предлагается сообщить друг другу своё мнение. Далее учащиеся пытаются прийти к единому решению. Если необходимо – объясняют свой выбор. Учитель внимательно наблюдает за действиями учащихся, слушает рассуждения, отмечает достоинства и недостатки общения, положительные и отрицательные моменты. Учитель просит учащихся одновременно завершить работу в микрогруппе и приступить к обсуждению принятых решений.

4. Экспертная оценка

Вариант обсуждения может быть следующий:

- заслушивают мнение любой группы и выявляют тех, кто согласен с данным решением. Необходимо обратить внимание учащихся на начальную фразу выступления: «Мы решили…», так как это общее решение, результат совместной работы в группе;

- заслушивают объяснения учащихся, имеющих иной выбор.

Учитель путём наводящих вопросов подводит учащихся к правильному решению.

5. Рефлексия

Свои колоски прикрепляем на доске.

- Что у нас получилось? (поле колосков, наполненных любовью, заботой, добротой, теплом, светом)

- Понравилось ли вам общаться друг с другом?

Учитель благодарит всех за работу и предлагает поблагодарить друг друга за общение.

3.        Заключительный этап урока (рефлексия)

-Вспомните весь наш урок.

-Что вам понравилось на уроке? Почему?

Мы с вами сегодня постарались понять все вместе, что также, как земля – труженица с помощью Божией и хлебороба принимает зернышки, которые прорастают на доброй ниве и превращаются в золотые колоски, так и дети – школьники с помощью Мудрого Учителя принимают сердцем доброе слово, которое в дальнейшем прорастет в их жизни славными делами на пользу Отечества Российского.

IV. Рефлексия. Заключительный этап.

-   В конце мастер-класса я хочу предложить вам разделиться на группы и написать синквейн по теме «Активные формы обучения на уроках «Социокультурные истоки»».

(Зачитываются работы присутствующих) Спасибо!

Прочитать свой вариант:

Активные формы обучения!

Эффективные, целесообразные.

Развивают, формируют, воспитывают.

Работа в паре, тренинг, ресурсный круг!

Ядро урока «Социокультурные истоки»!

- Мне хочется закончить свой мастер-класс теми же словами, которыми я начала своё выступление:

«Учительство - то же, что посев. Как земледелец с молитвою бросает семя в землю, так и учитель, бросая семя учения в души детей, должен помнить, что он только насаждает и напояет, возрастить же доброе семя может один лишь Бог».

И как важно, чтобы это семя было доброе, мудрое, светлое.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Школа существует для детей. А так ли это? И да, и нет. Если ребенка рассматривать как объект обучения, то нет. А если ученик - творец, т.е. субъект, в процессе обучения активен, то тогда - да! И я при...

Выступление на городском семинаре по теме «Активные формы обучения (АФО) в реализации программы «Социокультурные истоки» во внеурочной деятельности учащихся начальной школы»

В этой статье тезисно говорится об активных формах обучения (АФО), используемых при воспитании и обучении учащихся начальной школы во внеурочной работе на кружке "Социокультурные истоки". Даётся теоре...

Презентация к выступлению по теме "Активные формы обучения во внеурочной деятельности учащихся начальных классов по курсу "Социокультурные истоки"

Презентация тезисно отражает основные положения об активных формах обучения (АФО) во внеурочной деятельности учащихся начальных классов по курсу "Социокультурные истоки". Она сопровождает выступление ...

«Проблемная форма обучения и задачная форма организации обучения»

Ситуации учения-обучения это такие ситуации, где невозможностьдействовать по заготовленным шаблонам приводит к тому, что человекстановится восприимчивым к .изменению .собственных форм работы. Мож...

Активные формы обучения на уроках социокультурного курса "Истоки".

В данной статье описывются различные формы обучения, кторые можно использовать на уроках социокультурного курса "Истоки" и на уроках "Основы православной культуры....

Формы получения образования и формы обучения

В статье раскрываются формы обучения, при помощи которых может быть организовано обучение детей....

Программа внеурочной деятельности учащихся начальных классов "Истоки" - новый инструментарий образования и система подготовки на основе активных и интерактивных форм обучения

laquo;Истоки» – уникальный учебно-методический комплекс, развивающий социокультурные приоритеты образования и общества в целом. В статье перечисляются особенности  программы ,  ...