факультативы
элективный курс (4 класс) на тему

Савченко Лилия Александровна

Факультативы по математике, русскому языку и окружающему миру для более углубленного изучения предметов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Ленинское»

Рассмотрено

На заседании МО

Пр.№ ___

От«__»_________2015г.

Руководитель_________

Согласовано

Зам.директора по УВР

«__» ________2015г.

____________

Утверждаю

Директор МКОУ СОШ

с.Ленинское Пр.№________

От «__»____________2015г.

____________И.Н.Игнатова

Рабочая  программа

Факультатив: Культура речи. Проектная деятельность младших школьников при изучении русского языка

Класс: 4

Составитель: Савченко Лилия Александровна, учитель начальных классов    МКОУ СОШ с. Ленинское

Рабочая программа составлена на основе примерной программы «Русский язык» Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования УМК «Школа России»

Учебный год: 2015-2016

с.Ленинское

Учебная программа

по факультативу «Культура речи. Проектная деятельность младших школьников при изучении русского языка»

Предмет – русский язык                                                                          

 Класс – 4                                                                                                               Уровень – базовый                                                                                            

Всего на изучение программы – 34 ч

 Количество часов в неделю – 1 ч

Статус документа

Рабочая учебная программа по курсу «Культура речи. Проектная деятельность младших школьников при изучении русского языка » составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта, на основании следующих нормативных документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2013 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  3. приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  4. Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373);
  5. приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 г. №2357 «О внесении изменений в пункт 16,19.1,19.7,19.10,19.11 ФГОС НОО».
  6. приказ Минобрнауки России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  7. контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (Письмо Минобразования РФ от 19.11.1998 года № 1561/14-15);
  8. приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  9. постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  10. приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
  1. авторские программы в соответствии с УМК «Школа России» «Русский язык» Канакина В.П., Горецкий В.Б  в 2-х частях.М.: Просвещение,2013;
  2. приказ Минобрнауки России от 31.03. 2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  3. письмо комитета образования ЕАО от 15.05.2014 г. № 1702/14 «Об организации образовательной деятельности в 2014/2015 учебном году»;
  4. приказ МКОУ СОШ с.Ленинское «Об утверждении учебного плана на соответствующий учебный год» от «____»_______2015 г.

Структура документа.

Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки учащихся по окончанию 4 класса.

  Учебная программа позволяет всем ученикам образовательного процесса получить представления о целях, содержании, общей стратегии обучения. Воспитания и развития учащихся средствами данного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся 4б класса

 « Культура речи. Проектная деятельность младших школьников при изучении русского языка» на 2015 – 2016 учебный год.

  1. Пояснительная записка.

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности. 

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.            Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.  

 Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.     Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

Так возникла идея составления программы «Путь к грамотности», где для более «глубокого» изучения русского языка используются формы и методы проектной деятельности.

                Ценность программы заключается в том, что учащиеся   получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.

        Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей.  Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

        Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно  ориентированный,  деятельностный подходы.  

       Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

 

  1. Цель и задачи программы:

        Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности и развитие интереса к изучению родного языка.

        Задачи программы:

  • формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
  •  обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
  • развивать познавательные потребности и способности, креативность.
  1. Содержание программы

      Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике,   русского языка.  Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к родному языку.

         Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

  • вести устный диалог на заданную тему;
  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
  • участвовать в работе конференций, чтений.

 

Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, материалы интернета.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со окружающими людьми (как взрослыми, так и сверстниками).

   Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему, работают (индивидуально или коллективно) над выбранной темой по материалам изучаемых разделов русского языка.

   Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

 

Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.      

В процессе работы у учащихся  формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в области русского языка, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад,  исследовательскую работу.

По окончании работы над проектами проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.

  1. Особенности программы.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Основные понятия:

Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в проектной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС  определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.

         Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт:  информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.

      Проекты по содержанию могут быть информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его рисунками, плакатами, таблицами, диаграммами различных видов. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта. В качестве проектных заданий предлагаются рефераты, доклады, презентации по выбранным или заданным темам.

        Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.

Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.

       Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.

  1. Специфика

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Следует учитывать  у учащихся небольшой навык совместной деятельности, а также возрастные особенности детей данной группы. В связи с этим занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых занятиях, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.

  1. Назначение программы

Учебно-познавательный проект – это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определённой системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися.

  1. Место   в учебном плане

Программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом ГБОУ СОШ №311 на проектную деятельность в 1- 4  классах отводится 1час (по группам-2 группы) в неделю. Соответственно программа рассчитана на 34 часа в 2014-2015 учебном году.  

  1. Формы  организации учебного процесса.

       Программа предусматривает проведение внеурочных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальную работу.  Занятия проводятся 1 раз  в неделю.    Проектная деятельность  включает проведение наблюдений, олимпиад,  реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: учителя школы, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

  1. Основные методы и технологии.

           Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

          Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

         Технологии, методики:

  •         уровневая дифференциация;
  •         проблемное обучение;
  •         моделирующая деятельность;
  •         поисковая деятельность;
  •         информационно-коммуникационные технологии;
  •         здоровье сберегающие технологии;

  1. Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:

        • с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;        

        • с уроками изобразительного искусства: оформление творческих         работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;        

        • с уроками технологии: изготовление различных элементов по темам проектов, работа с компьютером.        

XI. Личностные   и   метапредметные результаты

результаты

формируемые  умения

средства формирования

личностные

  • формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятии

парно-групповой работы

Метапредметные  результаты

регулятивные

•        учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

•        планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

познавательные

  • умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

•        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

коммуникативные

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • умение координировать свои усилия с усилиями других.

•        формулировать собственное мнение и позицию;

•        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

  1. Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

– владеть планированием и постановкой эксперимента

  1. Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:

Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться

■ видеть проблемы;

■ ставить вопросы;

■ выдвигать гипотезы;

■ давать определение понятиям;

■ классифицировать;

■ наблюдать;

■ проводить эксперименты;

■ делать умозаключения и выводы;

■ структурировать материал;

■ готовить тексты собственных докладов;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:

  • альбом,
  • газета,
  • журнал,
  • книжка-раскладушка,
  • коллаж,  
  • макет,
  • модель,
  • музыкальная подборка,
  • наглядные пособия,
  • паспарту,
  • плакат,
  • план,
  • серия иллюстраций,
  • сказка,
  • справочник,
  • стенгазета,
  • сувенир-поделка,
  • сценарий праздника,
  • учебное пособие,
  • фотоальбом.

  1. Учебно - тематическое планирование.

Тематическое планирование (34 часа)

Тема

Кол-во часов

1

 Научные исследования и наша жизнь.

Как прекрасен наш язык!

1

2

Этапы работы над проектом.

Королевство предложений.

1

3-4

 Как выбрать тему проекта?

Работа над темой «Виды предложений».

2

5-6

Какими могут быть  проекты?

Кто здесь главный? Дружба слов.

2

7-8

Формулирование цели, задач исследования, гипотез.

Второстепенные члены предложения.

2

9-10

Планирование работы.

Защита коллективных проектов по синтаксису.

2

11-13

Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии (знаки препинания, как пишут письма).

3

14-15

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию (обращения, знаки препинания при обращении, эксперты предложений, грамматические исследования).

2

16

Защита коллективных проектов по пунктуации.

1

17-18

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

Тема исследования «Неутомимые глаголы».

2

19-21

Поиск информации в сети Интернет по теме «Всезнающие существительные и их склонение».

3

22-23

Исследование объектов по теме «Великолепная шестёрка падежей».

2

24-25

Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное.

Слова-помощники. Морфологический разбор существительных.

2

26-27

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.

Чувствительные прилагательные и полезная краткость.

2

28

Как сделать сообщение о результатах исследования.

Доброта мягкого знака.

1

29-30

Оформление работы.

Суровость твёрдого знака и конкурс грамотеев.

2

31-32

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.

Путь к грамотности. Лингвистические посиделки.

2

33

Мини конференция по итогам собственных исследований.

Защита индивидуальных проектов по морфологии.

1

34

Анализ исследовательской деятельности.

Праздник русского языка.

1

Итого 34 часа

 

Содержание занятий.

Тема 1. Научные исследования и наша жизнь -1ч.

Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами».

Игры «Что? Где? Когда?», «Что за признак?», «Что за орфограмма?».

Выход на творческий продукт – синквейн.

Тема 2.  Этапы работы над проектом

Беседа «Что такое этап». Составление плана работы над исследовательским проектом. Краткий обзор основных этапов работы.

Эксперимент как метод исследования – работа с текстом.

Предложения и обсуждение в группах тем для выбора проектов.

Выход на творческий продукт – работа с текстом песни «Лесной Олень».

Тема  3-4.  Как выбрать тему проекта? Работа над темой проекта– 2ч.

Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как работать над темой».

Наблюдение как метод познания – работа со стихотворениями А.С.Пушкина.

Составление алгоритма работы по разбору предложений.

Лингвистические игры с текстами.

Выход на творческий продукт – создание плаката «Королевство предложений».

 

Тема 5-6. Какими могут быть  проекты? – 2ч.

Знакомство с видами проектов. Работа в группах.

Работа с мини-тестом «Каково ваше мнение?».

Мозговой штурм – определение различия словосочетания и предложения.

Интеллектуальный тренинг – использование метода сравнения.

Выход на творческий продукт – составление паспорта словосочетания.

Тема 7-8. Формулирование цели, задач исследования, гипотез – 2ч.

Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез.

Коллективная разработка проекта «Второстепенные члены предложения».

Решение синтаксических задач.

Интеллектуальный тренинг.

Выход на творческий продукт – придумать историю, сказку или стихотворение (по выбору) о второстепенных членах предложения.

Тема 9-10. Планирование работы – 2ч.

Составление плана работы над проектом. Игра «По местам».

Решение синтаксических задач.

Интеллектуальный тренинг.

Мини-тест «Каково ваше мнение?».

Защита коллективных или индивидуальных проектов по синтаксису.

Тема 11-13. Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии – 3ч.

Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира.

Обсуждение тематики проектов по пунктуации.

Решение синтаксических задач.

Интеллектуальный тренинг.

Алгоритм написания письма.

Игра «Шиворот - навыворот» (правила переписки).

Выход на творческий продукт – написать письмо на одну из предложенных тем.

Тема 14-15. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию – 2ч.

Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.

Экспертиза. Сравнение как метод экспертизы.

Мозговой штурм (продолжи мысль).

Проведение эксперимента (умение находить простое предложение с однородными членами предложения).

Решение синтаксических задач.

Пунктуационный алгоритм.

Интеллектуальный тренинг.

Игра «Телеграмма».

Тема 16. Защита проектов (коллективных или индивидуальных) по пунктуации – 1 час.

Тема 17-18. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования – 2ч.

Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта.

Мозговой штурм (познание мира с помощью метода исследования).

Аукцион знаний (работа в группах-командах).

Игра «Догони зверька» (школа эйдетики).

Работа с текстом «Сказка о спряжении глаголов».

Выход на творческий продукт – создание сценария сказки «По секрету всему свету» (о глаголах).

Тема 19-21.  Поиск информации в сети Интернет – 3ч.

Поисковые системы. Использование разных источников. Сохранение адресов сайтов. Безопасность в Интернете.

Подготовка к работе над проектом «Всезнающие существительные» (коллективный проект).

Интеллектуальный тренинг по теме.

Решение морфологических задач.

Работа с мини-проектами с использованием разных источников.

Выход на творческий продукт – мини-проекты о склонении имён существительных.

Тема 22-23. Исследование объектов – 2ч.

Практическое занятие направленное на исследование объектов в проектах учащихся.

Ролевое прочтение стихотворения «О новых падежах» (работа с текстом в парах).

Интеллектуальный тренинг по теме.

Обсуждение компьютерных презентаций по теме (работа в группах).

Выход на творческий продукт – составление 2-х таблиц по теме (1-ая: падежи, вопросы, слова-помощники; 2-ая: падежи и предлоги).

Тема 24-25. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное – 2ч.

Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке.

Алгоритм правописания падежных окончаний (4 варианта определения окончания).

Интеллектуальный тренинг на тексте песни «Крылатые качели» (Ю.Энтин).

Решение морфологических задач.

Интеллектуальный тренинг.

Выход на творческий продукт – составление таблиц-обобщений «Падежные окончания существительных».

Тема 26-27. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы – 2ч.

Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы.

Работа с морфологическими задачами (работа в парах).

Интеллектуальный тренинг – тестовая самостоятельная работа.

Сравнение как метод познания (краткие прилагательные).

Работа с морфологическими задачами (составление резюме «Как я хорош!».

Выход на творческий продукт – «полилог» - разговор многих людей (подумать, как понимаешь утверждение «В спорах рождается истина»).

Тема 28. Как сделать сообщение о результатах исследования – 1ч.

Составление плана работы. Требования к сообщению.

Работа с текстом «Песня про Ь».

Определение методов работы при проведении исследовательской работы.

Выход на творческий продукт – коллективное создание презентации на текст песни о Ь.

Тема 29-30. Оформление работы – 2ч.

Выполнение рисунков, поделок и т.п.

Сбор информации о Ъ из разных источников (работа в малых группах).

Работа над орфографической задачей.

Интеллектуальный тренинг.

Выход на творческий продукт – создание книжки-малышки с загадками, где в отгадках есть Ъ, к отгадкам – рисунки или поделки (по выбору).

Тема 31-32. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 2ч.

Работа на компьютере – создание презентации «Мы - грамотеи».

Мини-тест «Каково ваше мнение?».

Интеллектуальный тренинг по темам «Фонетика», «Графика», «Морфология», «Морфемика», «Орфография», «Синтаксис», «Пунктуация» (работа на компьютерах группами).

Составление алгоритма грамотности.

Выход на творческий продукт – подготовка к защите коллективных проектов по перечисленным темам: обсуждение и рекомендации – лингвистические посиделки.

Тема 33. Мини конференция по итогам собственных исследований – 1ч.

Выступления учащихся с презентацией своих проектов.

Награждения творческих групп.

Тема 34. Анализ исследовательской деятельности – 1ч.

Анализ своей проектной деятельности.

Праздник-спектакль «По секрету всему свету», составленного по детским творческим работам.

  1. Оборудование и кадровое обеспечение программы

Для осуществления образовательного процесса по данной программе необходимы следующие  принадлежности:

  • компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
  • мобильный компьютерный класс для учащихся
  • цифровое оборудование для проведения исследований (ЛабДиск, цифровой микроскоп)
  • набор ЭОР по проектной технологии.

 

  1. Литература  для учителя
  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература»,  дом «Фёдоров», 2008.
  2. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008
  3. М.В. Дубова  Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008
  4. О.В.Олейник, Л.П.Кабанюк «Проектная деятельность» (мастерская учителя «Путь к грамотности». Практическое пособие для учителей начальных классов. Москва, «Вако», 2013.

Для  обучающихся:

  1. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
  2. Интернет  - ресурсы

Тема 1. Научные исследования и наша жизнь -1ч.

Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами».

Игры «Что? Где? Когда?», «Что за признак?», «Что за орфограмма?».

Выход на творческий продукт – синквейн.

Если вы еще не знаете что такое cинквейн, то я вам сейчас объясню.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

Пример синквейна на тему форумов:

Форум (существительное, выражающее главную тему)

Шумный, интересный (два прилагательных, выражающих главную мысль)

Развлекает, развивает, веселит (три глагола, описывающие действия в рамках темы)

Хорошее место для знакомств (фраза, несущая определенный смысл)

Общение (заключение в форме существительного)

Пример синквейна на тему любви:

Любовь.

Сказочная, фантастическая.

Приходит, окрыляет, убегает.

Удержать ее умеют единицы.

Мечта.

Пример синквейна на тему жизни:

Жизнь.

Активная, бурная.

Воспитывает, развивает, учит.

Дает возможность реализовать себя.

Искусство.

Целесообразное использование синквейна· На занятиях для закрепления изученной лексической темы.1. Береза.2. Тонкая, белоствольная.3. Растет, зеленеет, радует.4. Береза — символ России.5. Дерево.·

Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте.1. Звуки речи.2. Гласные, согласные.3. Слышим, произносим, выделяем.4. Звуки складываются в слова.5. Речь.

· На занятиях по развитию связной речи: используя слова из синквейна, придумать рассказ.1. Заяц.2. Белый, пушистый.3. Прячется, боится, убегает.4. Я жалею зайца.5. Дикое животное.

Брейн-ринг по русскому языку для 4-го класса

Разделы: Русский языкНачальная школаВнеклассная работа


Не все дети, даже одарённые, могут усердно и кропотливо готовиться к школьным, районным, городским олимпиадам и всероссийским играм- конкурсам типа «Русский медвежонок» и «Кенгуру». Родители порой тоже не могут уделить достаточно внимания подготовке ребёнка к таким испытаниям. Поэтому учитель, как правило, ищет разные формы и методы работы с такими детьми.

Одной из интересных и достаточно увлекательных игр для учащихся  моего 4 класса, обучающегося по системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова,  оказалась игра «Брейн-ринг по русскому языку». Дети сначала увлеклись составлением вопросов к игре, искали и придумывали интересные задания, оформляли их, распределяли по уровням сложности, а потом и с удовольствием играли.

Игра проводилась в рамках подготовки учащихся к районной олимпиаде младших школьников  между командами  4 классов, которые сформированы  из числа сильных учащихся на параллели. Возможно проведение игры  в классе на уроке при  повторении материала, изученного в курсе русского языка в начальной школе  и в рамках подготовки учащихся к краевым контрольным работам для  4-х классов. Игра позволяет  развивать навыки взаимодействия  в команде или группе, познавательный интерес к родному языку, активность в познании нового, целеустремлённость.

Вопросы подобраны как простые, проверяющие репродуктивный уровень знаний, так и более сложные, требующие смекалки, логического мышления и творческого подхода. Они выбраны из разных разделов русского языка: фонетики, орфографии, лексики, морфологии, синтаксиса, затрагивают как изученный на уроках материал, так и неизвестные учащимся факты.

При проведении игры ведущий (это может быть учитель, работающий в классе или старшеклассник) должен сориентироваться и чередовать вопросы по уровням сложности. Желательно также присутствие наблюдателей, которые фиксируют заявки на ответ игроков и присуждают баллы. В конце учебного года наблюдателями  могут стать учителя-предметники, которые в интересной игре познакомятся со своими будущими учениками, оценят уровень подготовки выпускников начальной школы по русскому языку.

Проведение игры захватывает учащихся, даёт возможность попробовать свои силы, при выполнении нетрадиционных заданий, проверить знания, отвечая на вопросы, касающиеся повторения изученного.

Правила игры:

1. За столами, поставленными группами, располагаются игроки- 4-6 человек. Групп может быть 5-6. 
2. У каждой группы на столе лежат карточки определённого цвета по числу игроков. 
3. Между группами проводится жеребьёвка. Группы вытянувшие номера 1 и 2 садятся за игровые столы.
4.  Ведущий задает вопросы, а игроки, как можно быстрее поднимают карточку, если знают правильный ответ на прозвучавший вопрос.
5. Наблюдатели фиксируют, какая группа подняла карточку быстрее, и дают этой группе право отвечать. Если прозвучал правильный ответ - группе присуждается 1 очко. Если прозвучал неправильный ответ- группа получает минус 1 очко. Если отвечающая команда дала неправильный ответ, может отвечать вторая группа.  
6. Игра продолжается  до 4-х очков. Группа, набравшая 4 очка,  продолжает играть, а проигравшая группа проходит на своё прежнее место. Её игровое место занимает следующая третья группа. 
Так игра продолжается до тех пор, пока не определится явный лидер – группа, набравшая наибольшее количество баллов. Как правило,  поиграть успевают все группы, но 40 минут для игры часто  не хватает,  и ребята просят продолжить игру, пока не закончатся вопросы.
7.  Для поддержания дисциплины во время игры можно снимать баллы группам за нарушение правил игры и порядка.
8. Если ни одна из играющих на ринге команд  не дала на прозвучавший вопрос правильного ответа, ответить может любая другая команда или группа, ожидающая своей очереди в игре. Она тоже получает балл за правильный ответ.

Вопросы для игры:

1. Знаете ли вы, что «граб – дерево, родственное берёзе». Назовите 4 русских слова, заменяя гласную букву   в слове «граб». (Грёб, гриб, гроб, груб)
2. Назовите 4 синонима слову «антракт». 
(Перерыв, перемена, передышка, промежуток)
3. Назовите антоним выражению «в час по чайной ложке». 
(Быстро, «сломя голову»)
4. Назовите лишнее слово в ряду: семья, коньки, друзья, вьюга. Объясните выбор. 
(Лишнее слово «коньки», т.к.  в нём Ь смягчает согласный, а в остальных словах ь знак разделительный)
5. Назовите колодец   птичьим названием. 
(Журавль)
6. Отгадайте загадку: «Красненькая, маленькая, каждого с лесной дороги сворачивает». Произнесите отгадку орфографически. 
(Зем-ля-ни-ка)
7. Откуда появилось слово «тюльпан»? 
(Название цветка пришло к нам из Франции,  а французы позаимствовали его из Персии. Цветок напоминает повязку на голове – тюрбан.)
8. Назовите синоним слову «архитектор». 
(Зодчий)
9. В каком слове сорок гласных?  
(Сорока)
10. В каком слове половина буквы? 
(Полка)
11. Как зовут самого известного в мире ветеринара? 
(Айболит)
12. Слово «терра»  по латыни обозначает «земля». Назовите 3 слова, начинающиеся с  «терра». 
(Терраса, террариум, терракотовый) 
13. Какая по счёту буква «Р» во втором месяце весны? 
(Третья, апрель)
14. Назовите самостоятельные части речи. 
(Имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное)
15. Расставьте слова в порядке усиления лексического значения: шагать, бежать, ползти, мчаться, нестись. 
(Ползти, шагать, бежать,нестись, мчаться) 
16. Написание этого месяца заканчивается буквой «т». Какой он по счёту в году? 
(Март, третий)
17. Когда у имён существительных после шипящих пишется мягкий знак? 
(У имён существительных  женского рода после шипящих пишется мягкий знак) 
18. Назовите буквы, которые обозначают сонорные (всегда звонкие непарные) согласные звуки. 
(Л(эль), М(эм), Н(эн), Р(эр), Й(й краткое))
19. Назовите главные члены предложения. 
(Подлежащее, сказуемое)
20. Назовите  все падежи. 
(Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный)
21. Назовите три союза. 
(И, а, но и др.)
22. Назовите пять приставок. 
(По-, на-, у-, за-, пере- и др.)
23. Назовите второстепенные члены предложения. 
(Определение, дополнение, обстоятельство)
24. Назовите 5 наречий словарных слов. 
(Потом, вокруг, налево, направо, вместе)
25. Назовите буквы, обозначающие глухие непарные согласные звуки.
(Ц(цэ), Ч(че), Х(ха), Щ(ща).)
26. Назовите 2 служебные части речи. 
(Предлог, союз)
27. В каких словах по 100 согласных? 
(Сток, стог, стоп, стол)
28. Назовите лишнее слово  в данном ряду: диво, удивлять, диван, дивный.
(Лишнее слово «диван», остальные однокоренные слову «диво») 
29. Назовите виды предложений по интонации. 
(Восклицательное, невосклицательное).
30. Назовите виды предложений по цели высказывания.
(Повествовательное, вопросительное, побудительное)
31. Когда в словах пишется твёрдый знак? 
(Твёрдый знак пишется между приставкой и корнем, если приставка заканчивается на согласный , а корень слова начинается с гласного.)
32. Какая часть речи может обозначать признак действия, признак признака? 
(Наречие)
33. Какие части  речи в предложении могут быть сказуемым? 
(Глагол, имя существительное, имя прилагательное)
34. Какие глаголы пишутся с мягким знаком после шипящих ? 
(Глаголы 2 лица, единственного числа,  глаголы  в начальной форме)
35. Какие части речи имеют начальную форму? 
(Имя существительное, глагол, имя прилагательное, имя числительное)
36. Какая форма имени прилагательного является начальной? 
(Форма мужского рода, именительного падежа, единственного числа)
37. Какя форма имени существительного является начальной? 
(Форма единственного числа, именительного падежа).
38. На какие вопросы отвечает глагол в начальной форме? 
(Что делать, что сделать?)
39. Сколько звуков слове «петь»? 
(3)
40. Сколько согласных звуков в слове «союз»? 
(3)
41. Название какого домашнего животного составлено из двух предлогов?
(к-от, ко-за)
42. Назовите вкусный полезный напиток из трёх предлогов. 
(с-о-к)
43. Сколько всего букв в названии нашей страны? 
(Россия 6 букв)
44. Назовите 2 синонима слову Родина. 
(Отечество, отчизна)
45. Назовите слово, лишнее в данном ряду: подстаканник, подснежник, подлокотник, подорожник. 
(В первых трёх словах приставка по-,  в последнем слове приставки нет).
46. В каком из слов есть твёрдый согласный звук: мяч, семь, синий, шить?
(Звук Ш всегда твёрдый)
47. Назовите все гласные звуки русского языка. 
(Их 6: а, о, у, э, и, ы)
48. Слово «коло» обозначало в древнерусском языке окружность, обод, обруч. Назовите три слова, образованных от этого корня. 
(Колесо, кольцо, колобок, кольчуга, колесница и т.д.)
49. Какой частью речи может быть слово «печь»? 
(Именем существительным,  глаголом)
50. У какой части речи значение рода постоянный признак? 
(У имени существительного)
51. Какая часть речи изменяется по родам, числам, падежам? 
(Имя прилагательное)
52. Назовите неизменяемую часть речи. 
(Наречие)
53. Подберите антоним выражению «коломенская верста». 
(Маленький, «от горшка два вершка») 
54. Назовите синоним слову «финал». 
(Конец)
55. Найдите лишнее слово в ряду: дом, дома, домик, домом. 
(«Домик» лишнее, т.к. родственное, остальные – изменения формы слова)

1

1

1

1

2

2

2

2

3

3

3

3

4

4

4

4

Слова Туристические песни - Эх, заманили

Эх, заманили!

Am E7 Am
Я помню: первый раз пошёл в поход.
G C A7
Насильно взяли папа меня с мамой.
Dm E7 F A7
И целый день – прикрывшийся панамой-
Dm E7 Am
мы всё ползли, куда сам чёрт не разберёт.

Как проклятые шли мы без дорог
и я холодным потом обливался,
под рюкзаком от тяжести склонялся
и всё шептал, присевши на пенёк:

E7 Am
«Эх, заманили, ох, заманили!
A7 Dm
Повесили на спину такой большой рюкзак!
E7 F A7
И гадостью какой-то накормили,
Dm E7 Am
а из палатки я не выбрался никак».

И я сказал себе: «Ведь я не идиот
и заманить меня вам больше не удастся».
«Пойдём, - сказали мне, - на лодочке кататься».
Так я попал в байдарочный поход.

И понял я, что мне опять не повезло.
Промок, замёрз. А у них водки, хоть залейся!
Сказали: «На, сыночек, отогрейся».
И дали в руки мне огромное весло.

Ох, заманили, ох, заманили!
Повесили на спину такой большой рюкзак!
И гадостью какой-то накормили,
а из палатки я не выбрался никак.

Потом купили мне велосипед
и научили кое-как кататься.
Пришлось в походе две недели проболтаться:
«Крути педали! – мне кричали, - карапет!»

И я крутил их со слезами на глазах,
а вечерами пел им песни про дороги,
а у меня уже давно болели ноги
и попа вся была в кровавых волдырях.

Ох, заманили, ох, заманили!
Повесили на спину такой большой рюкзак!
И гадостью какой-то накормили,
а из палатки я не выбрался никак.

Сказали мне: «Так ты – турист уже, чувак,
но красотой уральских гор не любовался!»
Так я опять на уговоры их поддался
и, как дурак, пошёл на лыжах на Конжак.

В гробу я видел красоту Уральских гор!
Месил сугробы я, как тесто мама Люба.
Мороз за 30! Я чуть-чуть не дал там «дуба»,
спасаясь тем, что был на печке кочегар.

Ох, заманили, ох, заманили!
Повесили на спину такой большой рюкзак!
И гадостью какой-то накормили,
а из палатки я не выбрался никак.

И больше никуда я не пойду!
Я с рюкзаком проклятым распрощался.
На компасе, как на кресте, поклялся,
что лучше буду я гореть в аду!

Но не могу покоя я найти.
Зовут к себе бескрайние просторы.
Теперь готов я подниматься в горы
и на Байкал под парусом идти.

Ох, позовите, ох, позовите!
Рюкзак огромный я готов носить.
И гадостью какой-нибудь кормите.
Я из палатки научился выходить!

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        2

1. Социологический исследовательский проект.        3

2. Опрос.        4

2.1. Социологическая анкета как инструмент сбора информации.        6

2.1.1.Композиция анкеты.        7

2.2. Интервью.        10

2.2.1.Факторы смещения или искажения информации при интервьюировании.        11

3.Основные преимущества анкетирования и интервьюирования.        12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        14

ВВЕДЕНИЕ

Превращение отечественной социологии в одно из ведущих направлений современной научной мысли и деятельности обуславливает резкое возрастание требований к социологическому образованию и профессиональной подготовке социологов. Проблема заключается в том, что многие научные каноны в освоении методов остаются для обучающихся чистой теорией. Задача заключается в том, чтобы унифицировать многообразный развивающийся аппарат современной социологии и дать возможность социологам и широкой научной общественности ознакомится с методикой прикладной социологии. Усиление практической стороны обучения в отработке профессиональных приемов, навыков и умений социологического исследования ориентирует на необходимость сопровождения изучения прикладной социологии демонстрацией образов процедурно-методического инструментария, наглядными представлениями технологии в рамках логической структуры реализации социологического исследовательского проекта.

1. Социологический исследовательский проект.

Социологическое исследование – это инструмент социологического изучения социальных явлений в их конкретном состоянии с помощью методов, позволяющих производить количественные и качественные сборы, измерения, обобщения, анализ социологической информации.

Социологический исследовательский проект – это система научно – исследовательских процедур, методов, методик поэтапного изучения социальных явлений на основе фактологических данных.

Но так как темой нашей работы является анкетирование и интервью, мы не станем описывать все этапы изучения социальных явлений, а сразу перейдем к методам сбора данных, в т.ч. к проведению опроса

2. Опрос.

При разработке метода сбора социологических данных происходит перевод теоретического уровня исследовательской проблемы на уровень эмпирического описания и анализа. Это обеспечивает основу для проверки рабочих гипотез и получения нового теоретического знания.

Одним из таких методов сбора социологических данных является опрос.

Опрос представляет собой вопросно-ответный метод сбора социологических данных, при котором источником информации выступает словесное сообщение людей.

Приоритетность опроса:

слабая обеспеченность изучаемого предета исследования статистической и документальной информацией;

исследуемые явления мало доступны непосредственному наблюдению.

Варианты опроса (по формам контакта):

личный или опосредованный (раздаточный, почтовый, прессовый, телефонный);

индивидуальный или групповой;

свободный или формализированный, фокусированный (направленный);

устный или письменный;

сплошной или выборочный;

по месту жительства или работы, временные целевые аудитории.

Основные элементы опроса:

социолог, конструирующий инструментарий;

анкетер или интервьюер;

анкета или план интервью;

ситуация опроса;

респондент;

социальная реальность.

Основные фазы опроса:

Адаптация:

обращение;

начало опроса.

сбор основной информации.

Завершение опроса.

Вопросы различаются:

По содержанию (о событиях и фактах или о мотивах, оценках, мнениях);

По форме (прямые или косвенные);

По структуре (открытые или закрытые);

По функциям (ловушки или фильтрующие (контрольные), или основные (контактные)).

Разновидности опроса:

Анкетирование – опосредственный, письменный опрос;

Интервью – непосредственный, устный опрос;

Экспертный опрос – опрос компетентных лиц;

Социометрический опрос – выявление социально- психологических проявлений межличностных отношений.

2.1. Социологическая анкета как инструмент сбора информации.

Анкета (расследование) является одним из условий получения объективно значимых результатов  о различного рода опросах населения. Поэтому разработке анкеты социологи придают особое значение. Созданию нкеты предшествует длительный этап разработки программы исследований, так как в анкету закладываются гипотезы, сформулированные задачи, которые предстоит решить в ходе социологического исследования.

Следует помнить, что при разработке анкеты исследования встречаются трудности, которые социолог непременно должен себе представлять. Если не учитывать особенностей формулировки вопросов в анкете, то даже при соблюдении всех остальных требований методики социологического исследования можно получить ошибочные результаты.

2.1.1.Композиция анкеты.

Титульный лист;

Водная часть;

Основная (содержательная часть);

Социально – демографическая часть.

Примечание: титульный лист можно исполнять вместе с вводной частью.

В вводной части описывается цель исследования, характер использования результатов, а также способ заполнения анкеты.

Следует также проанализировать вводную часть:

Наличие и правильность обращения  респонденту.

Удалось ли кратко и ясно показать цель опроса?

Сделано ли указание на то, как будет использоваться результат опроса?

Примечание: Не рекомендуется использовать обращения или неясные формулировки указаний, например типа: «Ваши ответы будут использоваться в чисто научных целях», так как респонденты ждут практической отдачи от своего участия в опросе.

4. Не забыли ли в сделать указание на анонимность опроса?

Примечание: Надо иметь ввиду, что сам по себе термин «анонимность» носит некоторый психологический оттенок. Поэтому лучше его не использовать.

5. Есть ли указание на то, что делать опрашиваемым с полностью заполненной анкетой?

6. Не забили ли вы поблагодарить опрашиваемых за их работу?

7. Удалось ли с помощью вводной части заинтересовать опрашиваемых участвовать в опросе?

Основная часть анкеты содержит блоки вопросов к опрашиваемым.

Вопросы могут быть открытыми или закрытыми. В первом случае опрашиваемый сам формулирует свой ответ на поставленный социологом вопрос. Например: «Как вы провели свой выходной день?» Ответы: «Ходил в кино», «Был на вечеринке» и т.д.

Ответы на закрытые вопросы, сформулированные социологом, представляют собой «меню» для выбора опрашиваемого. Например тот же самый вопрос можно «сделать» закрытым: «Как вы провели свой выходной день?» Ответы: «Положительно», «Отрицательно». В этом случае опрашиваемый отмечает то вариант ответа, который наиболее отвечает его установка.

Структура и последовательность вопросов в анкете по сути дела представляют собой установку социолога на развитие коммуникации с опрашиваемым: пробуждение интереса, завоевание доверия, подтверждение уверенности опрашиваемых в своих возможностях, дальнейшее поддержание беседы.

Как правило, хорошо разработанная анкета может быть заполнена опрашиваемым в течение не более 30 минут. В дальнейшем наступает психологический порог утомляемости и внимание к заполняемой анкете значительно снижается.

В социально – демографической части содержаться блоки вопросов о социально – демографических характеристиках респондента – это «паспортичка» об объективном положении и статусе опрашиваемого. Она необходима для анализа собранных данных, для оценки представительности собранных результатов, проведения сравнительных исследований и т.д.

2.2. Интервью.

Интервью – это метод получения информации по определенной теме путем непосредственного целенаправленного диалога интервьюера с респондентом.

Неформализированное интервью – это свободный диалог по определенной теме, когда вопросы (открытые) формулируются в контексте обращения и формы фиксации ответов нестандартизированы.

Полуформализированное – в ходе диалога задаются заранее заготовленные вопросы по теме и дополнительные.

Формализированное – вопросы задаются по заранее подготовленному вопроснику с использованием карточек «закрытых вопросов» (анкета – интервью»), не допуская изменений в формулировке и порядке постановки вопросов.

2.2.1.Факторы смещения или искажения информации при интервьюировании.

Влияние индивидуальных особенностей интервьюера.

1.1. различия в возрасте.

1.2. различия пола.

1.3.различия национальной принадлежности и профессии.

1.4. негативное влияние фигуры, одежды, прически.

1.5.различия образовательного уровня.

1.6.различия в мировоззренческих взглядах и установках интервьюера и опрашиваемого.

Стиль поведения интервьюера.

2.1. демонстрация собственной точки зрения.

2.2. реакция на ответы и поведение опрашиваемого.

2.3.демонстраци чувства превосходства над опрашиваемым.

Неправильный выбор места интервьюера.

Неправильный выбор времени для интервьюирования

Неадекватное восприятие интервьюера и опрашиваемым.

Чрезмерная длительность интервью.

Запись беседы при помощи технических средств без разрешения опрашиваемого.

3.Основные преимущества анкетирования и интервьюирования.

анкетирование

интервьюирование

1. анкетный опрос дает массовую представительную картину об изучаемом предмете

1. интервью  позволяет  осуществлять наблюдение  за  поведением     небольшого числа опрашиваемых

2. на респондента не оказывают «возмущающего» влияния личность интервьюера, его собственные установки и взгляды.

2. в интервью может быть создана более откровенная неформальная обстановка, атмосфера доверия.

3. отсутствие интервьюера формирует у опрашиваемого ощущение большей анонимности, поэтому приводит к                 более обоснованным  ответам.

3. общение интервьюера с опрашиваемым обеспечивает более серьезное отношение респондента к опросу.

4. при заполнении анкет респондент подбирает для себя наиболее подходящее время и скорость заполнения анкеты.

4. Личный контакт интервьюера с опрашиваемым обеспечивает получение ответов    на все вопросы, в то           время как при анкетировании возможны пропуски вопросов.

5. анкетирование может быть проведено кадрами, не обладающими высокой квалификацией.

5. интервью  может     вестись    как      по     заранее разработанным вопросам,     так    и свободно.

6. с помощью анкетирования можно собрать информацию за более короткий срок.

6. при  использовании интервью существует уверенность,           что   на   вопросы        отвечает  именно         тот  индивид,        который определен  требованиями     выборки.

В отличие от анкетера, роль  интервьюера (реестр навыков и умений) за время короткого инструктажа освоить невозможно. Требуется подбор соответствующих людей и обучение особенностям интервью.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Капитонов Э.А. Социология XX века, Ростов – на - Дону: издательство «Феникс», 1996 г. – 512 с.

Харчева  В. Основы социологии. Учебник для срдних специальных учебных заведений. М.: «Логос», 1997. – 304 с.: ил.

Правила составления вопросов:

·       Каждый вопрос должен быть логичным и отдельным и совмещать отдельные подвопросы.

·       Запрещено употребление малораспространенных, малопонятных слов и специальных терминов.

·       Вопросы должны быть краткими

·       При необходимости вопрос может сопровождаться пояснением, но сама формулировка должна оставаться лаконичной.

·       Вопросы должны быть конкретными, а не абстрактными

·       Вопросы не должны содержать подсказку. Если в нем упомянуты возможные варианты ответов, то их список следует дать полным.

·       Формулировка вопроса должна предотвратить получение шаблонных ответов

·       Вопрос не должен принуждать респондентов к неприемлемых для них ответов

·       Язык вопросов не должен вызывать отвращение

·       Недопустимы вопросы суггестивного (внушающего)характера.

Виды вопросов в соответствии с решаемыми задачами:

1)   Закрытые (структурированные) вопросы предполагают выбор ответа из списка. Закрытые вопросы могут быть дихотомическими (да/нет) или же с множественным выбором, то есть предоставлять более двух вариантов ответа. Ответы на закрытые вопросы легко поддаются обработке. Недостатком же можно считать высокую вероятность необдуманности ответов, случайный их выбор, автоматизм у респондента.

2)   Открытые (неструктурированные) вопросы не содержат никаких заготовленных ответов, а респондент отвечает в свободной форме. Данные, полученные из ответов на такие вопросы обрабатывать труднее, чем в случае с закрытыми вопросами.

3)   Субъективные вопросы спрашивают респондента об его отношении к чему-либо или о его поведении в определенной ситуации.

4)   Проективные вопросы спрашивают о третьем лице, не указывая на респондента
                                                                                                                                           Методика мозгового штурма.

Одной из важнейших задач современного образования на данный момент является обеспечение и развитие максимальной мыслительной и творческой активности студентов.

Методики творчества начали интенсивно развиваться с середины прошлого века, при чем отнюдь не в гуманитарных областях, а в первую очередь в области военной техники. И вовсе не вследствие духовной практики философов, а в силу ряда более прозаических причин, прежде всего в связи с усиливающимся противостоянием враждующих военных блоков. 
Методика «мозгового штурма» хорошо известна психологам и уже несколько десятилетий успешно применяется в самых разных сферах человеческой жизнедеятельности. Один из вариантов методики «мозгового штурма» хорошо знаком нам по любимой не одним поколением телезрителей передаче «Что? Где? Когда?». Однако, как показывает опыт, психологический потенциал этой методики явно недостаточно используется в сфере образования.

Как показывает практика, при помощи традиционных методов обучения студента трудно научить навыкам работы с людьми.

Метод "мозгового штурма" еще называют "мозговой атакой", имея в виду атаку на задачи. Но существует красивая и поучительная легенда о торпедной атаке, связанная с автором этого метода коллективного мышления. Эта легенда придает методу наряду с красивым названием еще некий героический шарм, столь важный для детей. Расскажите эту историю детям.

Во время Второй мировой войны морской офицер США Алекс Осборн был капитаном торгового судна, которое совершало рейсы между Америкой и Европой, переправляя из Америки военную технику и продукты питания. Однажды в Атлантическом океане судно оказалось без охраны и была получена радиограмма о возможной атаке немецкой подводной лодки. Против вооруженной до зубов лодки судно было беззащитной мишенью для учебной стрельбы. По традициям времен Великих географических открытий Осборн собрал всю команду на палубе и объявил о том, что скоро они могут стать пищей для акул. Что делать?

Один из членов экипажа предложил "гениальную" идею: когда экипаж увидит пенный след торпеды, мчащейся к борту судна, надо всем морякам встать у борта и дружно дунуть на торпеду, и она, как воздушный шарик, отвернет от судна. (Известно, что торпеда пробивает обшивку торговых судов и взрывается внутри судна.) К счастью, рейс закончился благополучно, но бредовая идея лихого матроса оказалась плодотворной. Осборн поставил по бортам своего судна мощные водяные насосы и однажды действительно "отдул" сильной струей воды торпеду, чем спас судно и жизнь команде и себе. Осборн задумался: бредовая идея спасла жизни, что-то здесь есть! Может быть, в любой идее есть рациональное зерно?

Говорят, так родилась идея создания метода мозгового штурма, который в 1960-е годы был очень популярен, его считали самым перспективным, преподавали в университетах и выработали много модификаций.

На первый взгляд, метод предельно прост, так как содержит всего четыре шага:

1. Постановка задачи.

2. Выдвижение идей.

3. Обсуждение идей.

4. Принятие решения.

Для решения конкретной задачи собирается группа специалистов из 5-15 человек. Перед ними четко ставится задача. Они думают и свободно, без дискуссии, предлагают любые решения. Эти решения записывают и анализируют другие люди, которые и формулируют окончательное решение. Все вроде бы просто, да не совсем. Генерирование идей - дело тонкое. Как вы заметили, Осборн решение проблемы разделил на два этапа:

- генерирование идей без всякой критики;

- осмысление, критика, анализ идей и выработка решения.

Почему Осборн сделал так? Он нашел решение противоречия:

- противоречие 1: если новые идеи жестко критиковать, то они приобретут "прочность", улучшатся, но при этом у "генераторов идей" пропадет всякая охота генерировать новые идеи, а генерировать их надо;

- противоречие 2: если новые идеи не критиковать и не обсуждать, то это не отбивает охоты генерировать новые идеи, но принимать сырые идеи к исполнению без критики неразумно.

Как быть?

Как вы поняли, Осборн эти два процесса - генерирование и критику - разнес во времени и поручил разным людям. Это, помимо основного эффекта (у генераторов сохранилась охота генерировать, а идеи будут спокойно осмыслены), дало сверхэффект: появилась возможность для этих двух операций подобрать людей с нужными способностями.

Итак, особенности этапа генерирования идей.

Во-первых, для генерирования идей приглашаются специалисты разного профиля: активные, раскованные, могущие генерировать нестандартные идеи с позиций разных наук. Прирожденных скептиков, критиканов, нытиков на первый этап не приглашают.

Во-вторых, создается благожелательная, раскованная, уважительная, радостная атмосфера общения умных, заинтересованных в хорошей идее людей.

В-третьих, строго запрещается не только критика высказываемых идей, но даже намек на критику, а тем более насмешки. Известно, что даже ожидание критики убивает желание генерировать идеи. Идеи высказываются без доказательств и объяснений. Можно выдвигать любые идеи, даже абсурдные, так как они могут послужить трамплином к сильному решению. Каждому дается право на ошибку. Обсуждение идей запрещается, но поощрительные замечания, особенно развитие идей коллег и составление их комбинаций - приветствуются. Сеанс генерирования идей продолжается до прекращения выдвижения идей. Обычно это занимает 20-60 минут, а количество идей может составить не один десяток.

В-четвертых, все идеи записываются.

Следующий этап - анализ идей и выработка решения.

Для работы на этом этапе приглашаются другие люди - аналитики, которые не спеша, с учетом конкретных условий и требований постановщика задач, анализируют предложенные идеи на предмет содержания в них рациональных соображений.

Замечено, что человек продолжает думать над задачей и после штурма, поэтому можно на следующий день провести повторный штурм. Можно вводить и совместное обсуждение окончательного решения, на котором могут появиться дополнительные идеи.

Надо отметить большую роль руководителя обсуждения. Он должен хорошо знать цели и предмет обсуждения, быть терпеливым, благожелательным и остроумным. От того, как он настроит аудиторию и будет управлять процессом генерирования, зависит успех обсуждения. Желательно, чтобы руководитель сказал о важности хорошего решения для постановщика задач, стимулировал наградой за сильное решение. Руководитель должен следить за уровнем идей. Если стали поступать только банальные, практичные идеи без "изюминки", он должен либо сам предложить фантастическую идею, либо предложить группе в течение 5-10 минут генерировать только фантастические, сказочные идеи. Руководитель должен следить за развитием "цепочек идей", не допускать "потери идеи": если кто-то предложил новую идею, открывающую новое направление, и все забыли про старую цепочку идей, то надо найти подходящий момент и вернуть аудиторию к старой идее.

Осборн говорил: "Количество идей переходит в качество. В каждой идее есть рациональное зерно".

.Достоинства метода мозгового штурма:

- Метод весьма прост, доступен и детям и взрослым, эффективен, даже если участники не очень компетентны. Не требуется предварительное обучение участников, кроме ведущего, который должен знать теорию метода, методику проведения сеансов и виды мышления.

- Это коллективный метод решения задач, поэтому срабатывает системный эффект - увеличивается сила решений от объединения усилий многих людей (эффект "коллективного" ума) и возможности развивать идеи друг друга.

- Мозговой штурм можно использовать ежедневно для развития фантазии и воображения и для раскрепощения сознания детей.

- Можно показать, что у одной и той же задачи есть много разных решений и каждое правильно, но только для своих конкретных условий.

- Можно научить детей не бояться высказывать свои мысли, снять страх перед критикой и страх ошибиться.

- Можно научить слушать товарищей, уважать и свое и чужое мнение, сдружить группу (класс).

- Можно поднять статус робкого ребенка, сделать его более смелым и раскованным, если обращать общее внимание на его решения, пусть и слабые.

- Можно научить детей позитивной критике.

- Метод почти не требует от преподавателя предварительной подготовки к занятиям.

Известно одно любопытное применение эффекта раскованности при изучении иностранных языков. На первом занятии создается совершенно раскованная, веселая обстановка. Все шутят, дурачатся, создается атмосфера, будто все уже умеют говорить на иностранном языке, - и на третий-четвертый день действительно начинают говорить. Плохо, используя и иностранные и русские слова, но говорить! Барьер - трудно начать говорить - пройден, потому что не ставился. А секрет прост: учащимся не надо опасаться критики, неудач и насмешек.

Недостатки метода мозгового штурма:

- Не пригоден для решения сложных проблем и трудных задач. Например, такой: "Свободен ли солдат от этических норм?" Это дискуссионный вопрос, ведь солдат принял присягу выполнять любые приказы. А если приказ безнравственный?

- Метод мозгового штурма не имеет критериев оценки силы решений.

- Отсутствует четкий алгоритм целенаправленного движения к сильному решению.

- Процессом решения надо искусно управлять, чтоб он шел по направлению к сильному решению. Велика роль ведущего штурм - от него зависит половина успеха.

- Бывают затруднения при определении авторства хороших идей. Поэтому этот щекотливый вопрос следует оговорить до начала штурма.

Области применения метода мозгового штурма

Методом мозгового штурма хорошо решать:

- организационные задачи, особенно если есть дефицит времени и информации;

- проблемы применения и улучшения продукции, проблемы менеджмента и маркетинга...

Обратный мозговой штурм

Следует упомянуть о любопытной разновидности мозгового штурма - обратном мозговом штурме. В этом методе обратной является не цель и не методика, а тема обсуждения. Экспертам предлагается искать не способы положительного решения, а пути того, как еще более усугубить проблему, как довести конфликт до крайности. Это нужно, чтобы обозначить проблему, выявить недостатки и скрытые причины создавшегося положения, а потом сделать все наоборот, то есть их решить.

2) Сам мозговой штурм (генерация идей)

Можно кратко ознакомить участников с особенностями метода мозгового штурма, но это не является обязательным условием.

Модератор записывает задачу на доске.

Участникам группы даётся 1-5 минуты поразмыслить над темой и записать пришедшие идеи на листе бумаги.

Перед тем как обсуждать идеи необходимо сообщить правила обсуждения:

Технология работы студента с конкретной ситуацией

Для более эффективной работы над проблемой студентам раздают материал с текстом. Обучающиеся получают возможность наглядно ознакомиться с проблемой, продумать варианты решения.

Для совместного анализа конкретной проблемы и выработки решения формируют малые группы по 5-6 человек.

Перед началом обсуждения преподаватель  устанавливает жесткое ограничение времени. (20-25 мин).

Группа выбирает лидера, он представит перед аудиторией решение группы. Однако можно предоставить выбор лидера преподавателю, чтобы избежать выдвижение одних и тех же студентов.

Необходимое условие при обсуждении – оформление мыслей в письменном виде. Это необходимо, чтобы не забыть ни один из вариантов решения проблемы и не возникло спора об авторстве идеи. После обсуждения и критики проблемы проводится представление решений.

Требование к этому этапу:

 - каждое выступление длится не более 3-5 минут;

 - нельзя перебивать выступающих;

 - нельзя критиковать идеи.

Приложение 2

Ситуация

Во время перемены в преподавательской классная руководительница беседовала с матерью студента 1 курса о его учебе, поведении и т.д. Он стоял, опустив голову. Мать плакала, сознавая и свою вину перед учителями, и свою беспомощность как-то исправить поведение сына. Преподаватели, входя в учительскую, видели эту беседу, и каждый старался дополнить перечень проступков студента, вспомнить все его «грехи». Никто из преподавателей не проявил сочувствия, не сказал доброго слова. Подросток все ниже опускал голову, но на лице уже не было смирения и раскаяния, а скорее недоумение и озлобление. И когда классный руководитель спросила: «Понял, к чему ты идешь, как к тебе относятся преподаватели, да и мать до чего довел?! Она в слезах, а тебе хоть бы что!», он злобно взглянул на классного руководителя и выбежал из учительской

емы мозгового штурма для детей.

Сначала приведем "классические" примеры. (В конце раздела приведены решения некоторых задач.) 

Примеры. 

1. Как доставить тяжелую пирогу Робинзона к морю? 

2. Как измерить длину всех ядовитых змей в террариуме? 

3. Как обезопасить пешеходов от падающих с крыш сосулек? 

4. Как защитить бассейн, из которого подается питьевая вода в город, от купальщиков? 

5. Как обогревать людей на улицах в лютый мороз? 

6. Как не ссориться с мамой? 

7. Как спасти собаку, плывущую на льдине по реке в ледоход? 

8. Что бы вы предложили сделать безудержно веселое? 

9. Как спасти птиц в суровую зимнюю бескормицу? 

10. Чем можно рисовать на асфальте? 

11. Надо размешать сахар в стакане с горячим чаем, когда ложечки нет. Что делать? 

12. Что будет, если слоны увеличатся до размеров синего кита? (Высота слонов достигает 4,5 м, а вес до 5 т, длина китов достигает 30 м, а вес более 100 т.) 

13. Что будет, если у зайцев в десять раз увеличить длину ног? 

14. Придумайте дом будущего. (Сформулируйте функции дома, улучшите их, измените на обратные, сформулируйте потребности человека, пусть дом их удовлетворяет). 

15. Что будет, если уничтожить всех волков? 

16. Что будет в озерах, если уничтожить всех щук? 

17. Придумайте насекомое с необычными свойствами.

18. Как сделать разноцветную льдинку? 

19. Как спастись герою сказки? Что ему надо сделать? 

20. Как курочке спасти своих цыплят от коршуна? 

21. Как можно поприветствовать человека? 

22. Как космонавтам закреплять летающие по кабине мелкие предметы (ручки, расческу, блокнот...): магнитом, липучкой, скрепкой, пружинным прижимом, булавкой... Какие способы не подойдут? 

23. Аборигены Австралии ловят черепах, когда те выползают на берег. Их просто переворачивают на спину, и они становятся совершенно беспомощными. Как им помочь? 

24. Число людей на Земле стремительно увеличивается. Придет время, когда не будет хватать еды, воды, топлива, места. Что делать? 

25. Вождю племени надо определить, кого больше: мужчин или женщин? Считать он умеет только до 10, а в племени более 100 человек.

26. Как проникнуть в комнату, не открывая дверей? 

27. Как достать сосульку с крыши? 

28. Как украсить класс к Новому году? 

29. Что можно положить в торт, чтобы он был вкусным? 

30. Куда в комнате можно спрятать куклу? 

31. Куда я спрятал конфету? 

32. Как обеспечить 100%-ную посещаемость школы? 

33. Какие качества птиц ты хотел бы иметь? 

34. Как найти самого умного человека в королевстве? 

35. Чем полезен, а чем вреден комар? 

Задачи.

1. Семья уезжает на месяц в отпуск. Надо поливать комнатные растения. Как быть? 

2. Как можно определить время, если нет часов? 

3. Что надо сделать, чтобы кукла Барби никогда не терялась? 

4. Надо вычистить изнутри извилистую трубу. Как быть? 

5. Придумайте новое невиданное природное явление. Как помочь себе фантазировать? 

Ответы на задачи. 

1. Понятно, что надо сделать какое-то предварительное действие. Лучше совместно использовать разные приемы.

Попросить соседей приходить поливать; поставить горшки в таз с водой; наполнить бутылки водой, перевернуть их и воткнуть в землю; закопать в землю цветочного горшка фитиль (жгут из ваты), а другой конец поместить в банку с водой; отнести цветы соседям; накрыть растения стеклянными банками или пластиковыми мешками; раздарить цветы.

2. Приемлемый ответ зависит от конкретных обстоятельств. Позвонить по телефону; включить радио и ждать, когда объявят точное время; выйти на улицу и спросить прохожего; приблизительно можно определить по положению солнца или луны; по первым петухам; по количеству прохожих на улице; по чувству голода; по цветам; по положению "тарелки" подсолнуха; по поведению собаки (хочет ли она на прогулку)...

3. Не выносить куклу из дома; привязать к платью; играть всегда в одном месте; класть всегда в одно и то же место; никому не давать играть; вделать в куклу автоматическую пищалку, которая через каждые полчаса подает звуковой сигнал.

4. Используем, например, прием "посредник": промыть водой с песком; продуть пылесосом; прогнать внутри трубы кошку; прокалить на костре, а потом проколотить и прочистить; прочистить вращающимся гибким тросиком.

5. Подсказка: назовите, какие природные явления вы знаете? Ветер, дождь, снег, оползни, грозы, затмения, северные сияния... Сделайте их необычными: усильте, переверните, поменяйте местами... Например: дождь из конфет и игрушек... Быстрое перемещение материков...

Литература.
Симановский Я. Е. Развитие творческого мышления детей. Ярославль, 1996.



                                                                     Московский психологический журнал magazine.mospsy.ru
Каждый игрок сочиняет текст телеграммы, которую он хотел бы послать родным, друзьям или знакомым.

На листе бумаги пишется любое короткое слово в 4—6 букв. Первое слово в телеграмме начинается с первой буквы выбранного слова, второе — со второй и так далее.

Например, предложено слово «сумка». Можно послать телеграмму якобы из зоопарка: «Сегодня убежал медведь. Караул! Администрация». Из слова «крот» надо составить текст-телеграмму: первое слово на букву «к» — Ковалев, второе на «р» — ревет, третье на «о» — отдайте, четвертое на «т» — тушенку.

Надо, чтобы получилась законченная мысль. Затем все по очереди читают телеграммы. Телеграммы могут быть поздравительные и деловые, но с юмором.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультатива по математике

Данная программа составлена для факультативных занятий по математике в 1-4 классах...

Рабочая программа для факультатива "Информатика в играх и задачах" 3 класс

Представлена рабочая программа, календарно-тематическое планирование  для факультатива "Информатика в играх и задачах" 3 класс...

Рабочая программа для факультатива "Информатика в играх и задачах" 2 класс

Представлена рабочая программа для факультатива "Информатика в играх и задачах" 2 класс Автор: Горячев.А.В....

Программа факультатива "Язык родной - копилка знаний"по русскому языку 2 класс

Цельюфакультативных занятий как и всего курса русского языка на I ступени общего среднего образования в целом, является овладение русским языком как средством общения, Формирование у учащихся умений ...

Программа факультативого курса «Развитие познавательных способностей»

Целенаправленное развитие познавательных процессов младших школьников включает в себя умения: наблюдать и срав¬нивать; замечать общее в различном; отличать главное от второстепенного; находить законом...

Занятие факультатива по краеведению

Игра на основе краеведческого материала...