Программа. Уроки для души
материал ( класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Виткуловская средняя общеобразовательная школа
Принято на Согласовано Утверждаю
пед. совете Зам. директора по ВР Директор школы
№ 22 _____________ _____________
от 30.08.2013 г. К. М. Шапкина А. А. Пронин
30.08.2013 г. Приказ № 110
от 30.08.2013 г.
Программа внеурочной деятельности
«Уроки для души»
Срок реализации: 2013-2017 учебный год
Возраст детей: 6-10 лет
Учитель: Лаптева С. В.
с. Виткулово
2013 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящий момент общество нуждается в подготовке не только образованной, но и высоконравственной, духовно богатой личности. Духовно-нравственное воспитание школьников на сегодняшнем этапе развития общества становится проблемой общегосударственной. Нормативно-правовой базой духовно-нравственного воспитания младших школьников, основой построения программы внеурочной деятельности «Уроки для души» (1 – 4 классы) являются следующие документы:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
К. Д. Ушинский называл нравственность золотой оправой образования. В педагогических трудах В. А. Сухомлинского, Б. Т. Лихачева, Ш. А. Амонашвили прослеживается линия очеловечивания процесса воспитания. В. А. Сухомлинский ставил перед собой задачу: способствовать нравственному становлению ребенка. Б. Т. Лихачев видел корни нравственности человека в сознательном следовании принципам и нормам поведения. Ш. А. Амонашвили считает, что духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности.
Понятие нравственности в кратком словаре по философии приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores – нравы) – нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)».
Духовность – высшие стороны внутреннего мира человека, которые проявляются в человечности, сердечности, доброте, искренности, теплоте, открытости для других людей. Духовность основывается на широте взглядов, эрудиции, культуре, общем развитии личности. Духовность определяется как устремленность человека к высшим целям, ценностная характеристика сознания личности. Настоящая духовность проявляется в самосовершенствовании, саморазвитии личности.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России духовно-нравственное развитие личности определяется как «осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом».
Под духовно-нравственным воспитанием понимается педагогический процесс, способствующий становлению, в первую очередь, высоконравственного гражданина Отечества: формированию нравственных представлений и понятий, усвоению базовых национальных ценностей, развитию нравственных чувств, принятию и освоению норм морали, формированию навыков нравственного поведения.
В основе программы внеурочной деятельности «Уроки для души» для
учащихся 1-4 классов лежат идеи Трактата о начальной ступени образования «Школа Жизни» Ш. А. Амонашвили и авторской программы психологического сопровождения «Мне учиться интересно» для учащихся 1-4 классов (автор Е. Н. Тимошина, сертификат экспертного совета НИРО, 2007 г.). В названии курса внеурочной деятельности «Уроки для души» слово «урок» употреблено не в значении формы организации занятий с детьми, а как «нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод для будущего» (из словаря С. И. Ожегова).
Курс «Уроки для души» способствует созданию условий для духовно-нравственного развития личности ребенка, самовоспитания и развития его творческих способностей. Он ориентирует ребенка на освоение моральных норм в процессе активного творческого познания, как окружающего мира, так и своего внутреннего, духовного мира. «Ребенок познает внешний мир через себя. Проявление, развитие и восхождение внутреннего мира ребенка происходит через осознание и облагораживание источника его духовной жизни (Души и Сердца ребенка)» (Ш. А. Амонашвили). Отношения к внешнему миру (людям, природе, вещам) зависит от степени осознания и принятия духовных ценностей.
Данный курс органично включается в систему духовно-нравственного воспитания в начальной школе, предполагает тесную взаимосвязь с учебными предметами (литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство и др.), с внеурочной деятельностью детей и семейным воспитанием.
Курс рассчитан на четырехгодичный срок обучения. Занятия проводятся по одному часу в неделю в форме кружка, с группой детей до 10-12 человек.
В 1 классе занятия проводятся по трем разделам: 1 четверть – «Кто Я?»; 2-3 четверти – «Какой Я?»; 4 четверть – «Я живу среди людей».
Программа 2-4 классов состоит из четырех разделов: 1 четверть – «Я в мире эмоций и чувств»; 2 четверть – «Какой Я?»; 3 четверть – «Я живу среди людей»; 4 четверть – «я живу на Земле».
ЦЕЛЬ КУРСА
Создание образовательного пространства, способствующего обогащению внутреннего, духовного мира и нравственному саморазвитию личности младшего школьника.
ЗАДАЧИ КУРСА
1. Создание условий для развития ценностно-смысловой сферы личности, осознания и принятия ребенком общечеловеческих и базовых национальных ценностей.
2. Обеспечение готовности и способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию на основе самопознания и осознания смысла человеческой жизни.
3. Развитие эмоционально-чувственной и волевой сферы личности как основы духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, гуманных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, целеустремленности и настойчивости в достижении результатов.
4. Получение ребенком позитивного опыта взаимоотношений с одноклассниками в совместной деятельности и коллективных играх, с родителями и другими членами семьи.
5. Формирование коммуникативных навыков, умение вести диалог, воспринимать различные точки зрения партнеров, формулировать и доказывать собственную мысль.
6. Усвоение первоначального опыта нравственного ответственного поведения, соответствующего внутренней установке личности поступать согласно своей совести.
7. Обучение видеть и понимать прекрасное в окружающем мире, природе родного края через художественные образы, развитие желания творить прекрасное.
8. Создание условий для пробуждения интереса к самовыражению в доступных видах и формах художественного творчества.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ПОДХОДЫ И ИДЕИ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ В КУРСЕ
Личностно ориентированный – принцип адаптивности, развития, психологической комфортности.
Культурно ориентированный – принцип образа мира, целостности содержания образования, систематичности, смыслового отношения к миру, ориентировочной функции знаний, овладения культурой.
Деятельностно ориентированный – принцип обучения деятельности, управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной творческой деятельности ребенка.
Гуманно-личностный подход к ребенку в образовательном процессе.
Принцип следования нравственному примеру значимых взрослых.
Идея сотрудничества: взаимодействие ребенка с педагогом, с одноклассниками при обсуждении вопроса или поведения героя сказки, рассказа, мультфильма, в процессе игры, разыгрывании ситуации, театрализации.
ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Программа состоит из пяти разделов.
Раздел «Кто Я?» - Знакомство с социальными ролями человека – школьник, одноклассник, член своей семьи, часть своей страны (гражданин России), житель планеты Земля. Осознание первоклассником выполнения разных социальных ролей. Переживание ребенком чувства принадлежности к своему классу, школе, семье, Родине, осознание себя частью единого целого на планете Земля. Осознание и принятие ребенком права каждого человека быть уникальным, быть личностью.
Раздел «Какой Я?» - Раскрытие личностных, душевных качеств ребенка через развитие способностей самопознания и самовыражения. Любить, уважать и принимать себя таким, какой есть – важнейший этап на пути становления личности. Развитие положительной «Я-концепции», уверенности в себе, в своих силах и возможностях поможет ребенку в преодолении жизненных трудностей, в общении и поведении. Задача взрослых (педагогов, родителей, значимых взрослых) помочь ребенку развить стремление к познанию своего внутреннего мира, его духовному обогащению, самосовершенствованию.
Раздел «Я в мире эмоций и чувств» - Разнообразие мира эмоций и чувств (этические чувства стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения, эстетические чувства радости и восхищения при восприятии красоты окружающего мира, произведений литературы и искусства). Ребенок учится узнавать эмоциональное состояние другого человека по мимике, жестам. Приходит к осознанию, что чувства – самое важное при установлении взаимоотношений с другими людьми, с окружающим миром, с самим собой. Умение различать эмоции, чувства, настроение свои собственные и другого человека, способность управлять ими поможет ребенку в общении со сверстниками и взрослыми.
Раздел «Я живу среди людей» - Ориентация на общечеловеческие ценности, нравственные нормы поведения, принципы гуманного отношения к окружающим. Ребенок, понимая и принимая то, что окружающие его люди, так же как и он сам, тоже мыслят, чувствуют, имеют положительные и отрицательные черты характера, учится жить в мире и согласии с другими людьми и с самим собой. Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (родителями, близкими, педагогами, соседями) выстраиваются на основе уважения, доброжелательности, заботы, сострадания, готовности прийти на помощь к тем, кто в этом нуждается. Опыт эмоционально-ценностного общения, сотрудничества, совместной деятельности со сверстниками и взрослыми облагораживает душу и сердце ребенка, обогащает его духовный мир, приводит к осознанию своего предназначения, миссии, его ответственности за благосостояние общества.
Раздел «Я живу на Земле» - Человек и природа едины. Земля, воздух, вода, огонь, растения, животные, человек – важнейшие начала жизни на Земле. У ребенка появляется чувство сопричастности к природе, человечеству. Он осознает негативные и позитивные стороны стихий природы, их влияние на жизнь человека. С другой стороны, ребенок приходит к пониманию, что человечество также оказывает отрицательное воздействие на природу, планету в целом и не только действиями, но и мыслями. Мыслить правильно – суть духовной жизни. Добрые, светлые, радостные мысли, забота людей об улучшении условий жизни на Земле. Ребенок осознает свое место на Земле и ответственность за сохранение красоты и богатства нашей планеты.
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для успешной реализации программы весьма важны следующие условия:
1. Создание атмосферы уважения, доверия и взаимопонимания между педагогом и детьми. Ребенок должен чувствовать интерес педагога к его духовному развитию, готовность взрослого оказать ему поддержку, помощь.
2. Личность значимого взрослого (педагога, родителя) наполненная любовью, оптимизмом, верой в возможности и неповторимость каждого ребенка.
3. Гуманное взаимодействие педагога, психолога и родителей по духовно-нравственному воспитанию детей. Готовность родителей к сотрудничеству со школой в духовно-нравственном развитии личности ребенка, управлению этим процессом в условиях семьи.
4. Активное включение ребенка в различные виды совместной деятельности, направленной на развитие самооценки, самоутверждения личности, на формирование навыков нравственного поведения.
5. Использование методов и приемов, соответствующих психолого-возрастным особенностям детей младшего школьного возраста. Интеграция методов и приемов словесных («разговор по душам», «секрет на ушко», «философствование», запись в личном дневнике) и игровых, нетрадиционных техник рисования, приемов арттерапии, просмотр детских мультфильмов фонда «Союзмультфильм» и фрагментов детской передачи «Доброе слово», др.
Главная задача педагога, работающего по данной программе, - создание психологической атмосферы личностной безопасности и эмоциональной поддержки ребенка. Личность педагога, его умение установить контакт и доверительное отношение с ребенком и его родителями, особенно важны для реализации данной программы. Педагог находится в тесном взаимодействии с школьным психологом, который может оказывать ему консультативную помощь при подготовке к занятиям, проводить индивидуальную коррекционно-развивающую работу с отдельными детьми, давать рекомендации их родителям.
В конце изучения каждого раздела программы педагог проводит родительские собрания, а в конце года – итоговое занятие с родителями. Темы родительских собраний педагог определяет вместе с родителями, например, в 1 классе «Мой ребенок - личность», «Какой мой ребенок?». Родительское собрание может проходить по схеме:
1. Итоги изучения раздела: результаты наблюдений учителя, диагностических исследований, анализ участия родителей в выполнении рекомендаций педагога к следующему занятию.
2. Знакомство родителей с тематикой и задачами занятий следующего раздела.
3. Рекомендации родителям по социализации и воспитанию ребенка в семье.
Примерные темы итоговых занятий с родителями в конце каждого года даются в тематическом планировании.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс
Раздел «Кто Я?» (11 часов)
Самая главная дата в жизни человека, самое главное событие года (день рождения). Чувства, которые испытывают родители при рождении ребенка (радость, гордость, счастье, любовь). Человек рождается для человека, для людей. Важность других людей для человека. Право каждого человека быть уникальным. Мечты и желания. Интересы и способности. Душевные качества и характер. Каким человеком хотят видеть меня взрослые?
Понятия «школьник», «учеба – труд школьника». Учеба – напряженный труд ума, сердца и души. Идеал школьника6 старательный, добросовестный, ответственный, дисциплинированный, организованный. Соблюдение обязательных для всех школьников правил поведения на уроке и перемене. Переживание ситуации успеха для каждого ученика. Портфолио достижений ученика – возможность почувствовать себя в чем-то умелым, способным. Вручение каждому медали за какое-то достижение.
Понятие «одноклассник». Идеал одноклассника: добрый, внимательный, веселый, хороший друг. Переживание ребенком чувства принадлежности к своему классу, осознание себя частью единого целого. Уважительное отношение к себе. Недопустимость прозвищ, насмешек, проявления гнева, злости, агрессивности. Активное участие ребенка в делах класса.
Понятия «семья», «родственники». Переживание ребенком чувства принадлежности к семейной общности. Мир семьи – занятия, увлечения, традиции, совместный труд.
Понятия «страна», «Родина», образы-ассоциации: «Что вы представляете, когда слышите эти слова?». Переживание чувства сопричастности к красоте природы, к судьбе страны, в которой живут дети. Интерес и терпимое отношение к людям разных национальностей. Жители России – россияне. Осознание детьми того, что будущее страны зависит от них. Пожелания стране детей и их родителей.
Представления детей о Космосе, Вселенной, планете Земля, ее жителях – землянах. Осознание ребенком себя частью большого мира. Составление схемы «Я –часть Космоса»: маленьким кружком изобразить себя, кругом побольше – свой родной город (село), затем страну и самым большим кругом планету Земля.
Раздел «Какой Я?» (16 часов)
Каких героев сказок называют добрыми, а каких злыми? Понятия «добрый», «доброжелательный человек», «доброе дело». Примеры доброжелательного отношения к людям из жизни детей.
Что такое вежливость? Примеры «вежливых», «волшебных» слов. Словарь общеупотребительных вежливых слов. Формы приветствия людей. почему мне нравятся вежливые люди? Правила вежливости.
Понятия «трудолюбивый», «ленивый». Кого мы называем трудолюбивым? Мои обязанности в школе и дома, как я их выполняю? Уважительное отношение ко всему, что создано трудом людей, к людям труда. Бережное отношение к вещам, предметам быта.
Понятия «хвастовство», «зазнайство». Зазнайство как причина потери друзей, одиночества. Соблюдение правил поведения во время игры. Мини-театр.
Понятия «жадность», «жадина». Почему нельзя жадничать? Жадность как
причина ссоры с друзьями.
Понятия «упрямство» и «настойчивость». Упорство и трудолюбие. Настойчивость как необходимое качество для достижения каких-то результатов. Упрямство может быть причиной недосягаемости мечты.
Что такое честность и правдивость? Честный поступок. Правила честной игры.
Понятия «стыд», «стыдно». Чувство стыда. Добрые отношения с окружающими. Важность умения говорить слово «простите».
Сочувствие и гуманное отношение к людям, к животным, нуждающимся в помощи. Общечеловеческие ценности: доброта и помощь.
Стремление к достижению успеха. Вера в свои способности. Уверенность в своих силах. Способность оценить собственные умения. Что я умею делать хорошо? Как я это делаю? Самоуважение как признание собственных достоинств.
Раздел «Я живу среди людей» (10 часов)
Человек среди людей, люди вокруг человека. Врожденная потребность человека быть принятым кем-то, вместе с другими учиться, трудиться, играть. Выполнение общих правил жизни, поведения. Правила работы в паре, группе. Игры с правилами: обязательность выполнения правил, честность, умение радоваться успехам других. Качества человека, которые делают приятным общение с тобой: доброжелательность, отзывчивость, скромность, веселый нрав.
Слово и настроение человека. Сила доброго и злого слова. Значение добрых, задушевных слов в жизни человека. Слова лжи, клеветы, брани – слова, которые унижают, оскорбляют достоинство человека. Предвидение последствий своих слов, высказываний. Отрицательное отношение к грубостям. Желание участвовать в разговоре со сверстниками, взрослыми. Правила общения на уроке с учителем, с одноклассниками. Правила обращения к взрослым людям знакомым и незнакомым (вежливые слова и речевые обороты, благодарность, просьба и др.).
Основные чувства, эмоциональные состояния, присущие человеку; обозначение их словами (радость – веселье, грусть – печаль, злость – гнев). Слова, определяющие чувства вины (стыдно), обиды (обидно), жалости (жалко). Способы выражения чувств, настроения. Различение эмоционального состояния другого человека (обижен, опечален, недоволен) и соотнесение его с конкретной ситуацией. Важное в жизни умение – доставлять радость другим: улыбнуться, сказать доброе слово, комплимент, поделиться чем-то, помочь. Упражнения в определении и передаче разных эмоциональных состояний.
Представления детей о нравственной категории «доброта». Что такое «доброта», «добрая душа», «доброе слово», «доброе дело», «добрые поступки»? Примеры добрых поступков в жизни детей. Необходимость делать добро другим.
Понятия «дар», «дарить», «подарок». Внимательное отношение к родным и близким людям. Любовь и забота о членах семьи. Какую работу по дому выполняют мама, папа? Какие взрослые дела по силам выполнить ребенку? Как можно проявить свою любовь, внимание и заботу к старшим членам семьи (бабушкам, дедушкам), младшим братьям и сестрам. Как создать хорошее настроение своим родным. Самые дорогие подарки для родных.
Представления детей о дружбе. Какой класс можно назвать дружным? Как подружиться с одноклассниками. О дружбе мальчиков и девочек. От чего зависят дружеские отношения в классе? Правила дружной работы.
Представление детей о верном друге. За какие качества друга мы дорожим дружбой с ним? Радость дружбы. Как сохранить дружбу? Умение прощать ошибки, промахи в поведении друга. Значение пословицы «Дружбу помни, а зло забывай».
Мечта как символ счастья. О чем мы мечтаем. Условия осуществления мечты. Какие качества человека могут помешать осуществлению мечты. Коллективная творческая работа детей и взрослых «Мы волшебники!» (сочинение-рассказ, рисунок, коллаж) или «Послание в будущее». Концертная семейная программа.
2 класс
Раздел «Я в мире эмоций и чувств» (10 часов)
Понятия «эмоции», «чувства». Эмоции как основа душевного переживания людей. Эмоции радости, грусти, печали, злости. Выражение чувств и эмоций посредством мимики и жестов. Игровые упражнения в определении и передаче разных эмоциональных состояний. Какие эмоциональные состояния нравятся, а какие не нравятся?
Определение эмоциональных состояний по внешним признакам сказочных персонажей. Игры по определению, копированию эмоциональных состояний героев сказок. Упражнения в определении добрых и злых героев по их мимике, жестам. Побуждение детей к оказанию помощи сказочным персонажам.
Понятие «настроение». Изменчивость настроения человека. От чего может измениться настроение? Понимание своего настроения и настроения родственников, одноклассников. Осознание себя как возможной причины изменения настроения другого человека.
Чувство радости. Образы-ассоциации со словом «радость». Радость в моей жизни. Радости родных и близких. Чем я могу порадовать одноклассников? Чему мы радуемся вместе с другом?
Чувство грусти. Образы-ассоциации со словом «грусть». Когда мне бывает грустно. Грустно маме – грустно мне. Почему мне грустно после ссоры с другом?
Гнев. Способы управления отрицательными эмоциями. Элементарные приемы регулирования агрессивного поведения детей. Разыгрывание конфликтной ситуации, произошедшей в классе и моделирование вариантов выхода из нее.
Раздел «Какой Я?» (8 часов)
Кого называют трусом? Чего и кого боятся дети? Стыдно ли бояться сказочных персонажей и животных, врачей, темноты, страшных снов? Гигиенические требования ко сну. Приемы помощи, как справиться с разными видами страхов.
Воля – это духовное начало в человеке. Сила воли. Проявление силы воли. Воля определяет качество действия, выбранного человеком. Способность отказа от ненужных желаний.
Совесть, совет, весть, чистое сердце. Переживание акта совести. Умение прислушиваться к голосу своей совести. Различение совести (внутреннее чувство) и вежливости (форма поведения).
Понятия «сердце», «сердечность», «сердечный человек». Качества сердца. Благодарность, неблагодарность. Благодарное сердце. Магнетическая сила благодарности.
Раздел «Я живу среди людей» (10 часов)
Образы-ассоциации к слову «семья». Родные, родня, род. Забота о близких. Межличностные отношения ребенка с родственниками: родителями, братьями,
сестрами, старшими членами семьи. Важность в семье атмосферы взаимной любви, заботы, ответственности, понимания и взаимопомощи. Основные правила почитания и уважения старших. Что разрушает семью (ссора, непослушание, неправильные поступки, обиды, лень). Что укрепляет семью (любовь, терпение, уважение, взаимопомощь, нежность).
Понятия «близкий человек», «близкий по духу». Общность интересов. Задушевный разговор между родными, близкими, друзьями. Взаимная привязанность людей, основанная на любви и уважении. Образ близкого человека (няня А. С. Пушкина – Арина Родионовна).
Соседи по дому. Правила добрососедства. Доброе, уважительное отношение к соседям, ко всему, что создано трудом людей. Необходимость вежливости, взаимопонимания, терпимости в отношениях с соседями. Доброжелательность – радость добрая, злорадство – радость злая. Как приучать себя не завидовать другим. Значение пословицы «За добро злом не платят».
Доброта, чуткость, сострадание, забота о больном. Польза и вред для больного человека: этикетные запреты и этикетные рекомендации (не огорчать больного плохими известиями, отвлекать от неприятных мыслей, не акцентировать внимание на признаках болезни и др.).
Особенности общения с младшим по возрасту, ролевые позиции старшего и младшего. Понятие «утешение». Речевые формы утешения. Помощь и участие в различных ситуациях. Забота, ответственность старшего ребенка в отношении к младшему.
Кого можно назвать настоящим другом. Как проявляют себя друзья в беде и радости. Каких друзей можно назвать верными. Отзывчивость, чуткость, взаимопомощь друзей. Какой я сам – друг и товарищ. Значение пословицы «Нет друга – так ищи, а нашел - береги».
Дружеские отношения. Уступчивость как признак силы, чувства собственного достоинства, воспитанности. Отказ от желаемого в пользу друга. Моделирование ситуации ссоры друзей. Составление правил уступчивости и примирения. Размышление на тему: «Умею ли я уступать?».
От чего зависят дружеские отношения в классе. Переживание учащимися чувства принадлежности к своему классу. Создание эмблемы и написание девиза класса. Составление Законов дружного класса.
Понятия «благородство», «милосердие», «сочувствие», «сопереживание», «благодарность». Слова благодарности за доброе дело, услугу. Недопустимость прозвищ, кличек и насмешек по отношению к людям-инвалидам. Сочувствие, сопереживание, оказание помощи людям, нуждающимся в помощи. Правило «Во всем поступайте так, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
Раздел «Я живу на Земле» (9 часов)
Представления детей о планете Земля, землянах. Переживание чувства благодарности к планете Земля как общему дому. Человек – часть природы, зависит от нее, влияет на нее. Земля нуждается в помощи и защите людей.
Четыре природные стихии: земля, воздух, огонь и вода. Многообразие проявления природных стихий и их взаимосвязь. Природные стихии, их влияние на жизнь человека. Красота Земли.
Воздух как природная стихия. Движения воздуха – ветер. Многообразие
проявления воздушной стихии. Сила ветра на службе у человека.
Вода как природная стихия. Три состояния воды. Вода – источник жизни. Красота природных водоемов: родник, река, озеро, море, океан. Путешествие капелек воды. Переменчивость нрава водной стихии. Зависимость судьбы водоемов на Земле от человека.
Радуга на небе – радуга чувств. Чистота, преображение природы после дождя. Радуга – красота природного явления. Радуга светлых чувств человека.
Огонь как природная стихия. Огонь – спутник и помощник человека. Осторожное обращение человека с огнем. Любование красотой огня. Понятие «сердечный огонь» (человеческое тепло, доброта и любовь к другим людям).
Ценности в жизни человека. Доброта, любовь, красота. Счастливая семья. Знания, труд. Дружба. Значимость ценностей для каждого человека. Различие между материальными и духовными ценностями. Наши пожелания семье, школе, друзьям, планете Земля.
3 класс
Раздел «Я в мире эмоций и чувств» (9 часов)
Эмоциональный портрет класса как совокупность эмоций и чувств каждого члена класса. Преобладающие чувства коллектива. Ответственность каждого за благоприятный микроклимат класса. Чувство эмпатии. Приемы снятия психомышечного напряжения. Умения управления негативными эмоциями. Моделирование проблемных ситуаций.
Расширение представлений о «палитре чувств» (удивление, испуг, горе). Позитивные и негативные чувства. Осознание возможности изменения собственных чувств. Определение эмоциональных состояний одноклассников по внешним признакам.
Чувства любви, радости, ласки к родителям, другим членам семьи. Радость общения. Осознанное проявление доброжелательности, внимания к близким, знакомым и незнакомым людям в повседневной жизни. Понятия «любящее сердце», «милое сердце», «чистое сердце». Что значит любить? Любить – отдавать, любить – служить. Что мешает любви (зависть, недоверие, жадность, ложь)? Правила взращивания, воспитания доброго, любящего сердца.
Понятия «боль», «физическая боль», «душевная боль», их соотнесение. Эмоциональное благополучие – чувство уверенности и защищенности. Способы избавления от душевной боли. Социальные нормы поведения. Моделирование поведенческих ситуаций.
Чувства, эмоциональные состояния, присущие одинокому человеку. Душевная боль одиночества. Различение эмоционального состояния другого человека. Оказание помощи одинокому человеку (сочувствия, поддержки).
Понятия «искренность», «искренность чувств». Важность проявления искренних чувств людей при общении. Искреннее отношение к другим людям. Проявление искренности в поступках. Желание научиться управлять своими эмоциями, поведением.
Раздел «Какой Я?» (8 часов)
Добрые слова, добрые дела. Доброта истинная (отзывчивость, забота, взаимопомощь, помощь в беде). Добро во благо других. Черты доброго человека. Добро созидает, а зло разрушает. Проявления доброты в щедрости. Щедрый человек – милостивый, милосердный на помощь, заботу. Значение пословицы: «Не хвались
серебром, хвались добром».
Для чего трудится человек. Труд – источник жизни человека. Труд – дело, требующее усилий, стараний, упорства, настойчивости, силы воли. Что такое трудолюбие. Как стать трудолюбивым человеком? Лень и праздность – две беды. Значение пословицы: «Делу – время, потехе - час».
Что такое честность, правдивость. Почему нельзя обманывать. Возможные последствия правдивых и лживых поступков. Как относятся к правдивым людям. Честность и справедливость по отношения к себе. Как вести себя, чтобы быть честным и правдивым? Значение пословицы: «Правда любит свет, а ложь тьму».
Осознание ребенком своих талантов. Талант и труд. Развитие природных задатков. Как различить в себе таланты? Рассказы детей о талантах членов своих семей, и каким из этих талантов они хотели бы научиться. Пословица: «У каждого – свой талант».
Человек – существо разумное. Он думает, мыслит, размышляет. Умение думать правильно, позитивно, о добром. Мысли добрые и злые. Сила мысли. Умею ли я думать?
Когда так говорят: «разговор по душам», «греет душу», «добрая душа», «душа в пятках», «душа болит», «душевный человек», «душевная боль». Ощущения, которые испытывает человек во время душевной боли. Как успокоить, как вылечить свою душу?
Самовоспитание. Осознание сильных и слабых сторон своей души. Пример жизни Сергия Радонежского. Содержание понятия «воздержание». Сдерживаться – ограничивать себя в плохих поступках, жить по правилам добрых дел. Стремление к самосовершенствованию. Запись в личном дневнике: «Каким я хочу быть?». Внутренняя установка «Я хочу быть … (сдержанным)».
Раздел «Я живу среди людей» (11 часов)
Понятия «ссора», «конфликт». Ответственность человека за применение физической силы по отношению к другому человеку. Недопустимость драк, личных оскорблений, унижения чувства достоинства человека. Способы разрешения конфликтных ситуаций среди детей. Осознание важности примирения. Размышление и запись в личном дневнике на тему: «Как сохранить добрые отношения?».
Обида. Причины обид: несправедливое отношение, оскорбление, применение силы к человеку. Прощение словом, сердцем. Прощая других людей, мы освобождаем себя от обиды, злости, жестокости, а «обидчика» - от чувства вины. Замечаем ли мы, как обижаем, раним близких людей? Значение пословицы: «Тому тяжело, кто помнит зло».
Понятия «верность», «верный друг». Умею ли я сохранять верность? Предательство – измена. В каких случаях мы предаем самих себя, свою честь. Как удержать себя от измены? Значение пословицы: «Открыть тайну, погубить верность». Рассказы родителей о верных друзьях детства.
Верность данному слову. Обязательность выполнения данного обещания. Человек должен стараться держать свое слово и чувствовать ответственность за исполнение. Размышление и запись в личном дневнике на тему: «Дал слово - держи».
Осмысление последствий своего поступка по отношению к окружающим. Чувства, которые испытывает человек, когда поступил хорошо (плохо). Осознание и раскаяние по поводу плохого поступка. Избегание ситуаций, при которых можно причинить вред другим.
Понятие «бескорыстность». Бескорыстность добрых поступков. Радость от того, что совершил добрый поступок не на показ, а от души, по зову сердца. Стремление совершать бескорыстные добрые дела.
Понятие «настоящий мужчина». Речь и поведение настоящего мужчины. Выдержка, спокойствие, сила, справедливость как признак мужского достоинства. Вежливое обращение к родителям, учителю, девочке, младшей сестре и брату, соседу по парте. Тональность разговора: сдержанность, правдивость, доброжелательность. Поступки «настоящего мужчины».
Понятия «красота», «внешняя красота», «внутренняя красота» человека. Источник духовной красоты в душе человека. Добро, милосердие во благо других: помочь нуждающимся, утешить обиженного, ободрить печального, произнести добрые слова. Красив тот, кто совершает красивые добрые поступки. Стремление к самосовершенствованию и гармонии по принципам красоты. Размышление и запись в личном дневнике на тему: «Мой самый хороший поступок. Мой самый плохой поступок».
Раздел «Я живу на Земле» (9 часов)
Добрый мир природы. Учимся видеть красоту окружающего мира. Земля – «голубая жемчужина Вселенной». Любование красотой природы.
На балу у красавицы Флоры. Многообразие представителей растительного мира. Цветовая гамма растительного мира. Красота растений в любое время года. Польза растений и их роль в жизни человека. Бережное и заботливое отношение человека к миру растений.
В гостях у госпожи Фауны. Разнообразие и красота животных. Порядок, существующий в мире животных (приспособляемость и закон выживания). Связь мира животных с миром растений. Ответственность человека за сохранение животного мира на Земле.
Путешествие в подземное царство. Недра Земли. Подземные богатства. Минеральное царство – кладовая Земли. Гармония и красота подземного царства.
Человек и природа едины. Человек является частью природы, частью планеты Земля. Влияние деятельности человека на окружающую среду. Понятие «здоровье планеты» (красота, богатства природы, мирная жизнь). Ответственность человека за судьбу и здоровье нашей планеты.
4 класс
Раздел «Я в мире эмоций и чувств» (10 часов)
Понятие «мировосприятие». Многообразие восприятия мира. Способы управления собственными эмоциями. Осознание возможности управлять собой в создавшейся ситуации.
Описание своих внешних и внутренних качеств (психологический автопортрет). Свобода рассуждений об особенностях поведения, деятельности и внешности. Самооценка своих личностных качеств. Самокритичность.
Темперамент. Индивидуальные особенности человека как основа темперамента. Свойства темперамента. Воспроизведение и осмысление своих чувств, поступков, причин поведения.
Понятия «характер», «черты характера». Понятия «положительные» и «отрицательные» черты характера (гордость и гордыня). Осознание ребенком сильных и слабых сторон своего характера. Воспитание характера трудолюбием, проявлением силы воли, искоренением вредных привычек. Влияние черт характера на способы поведения.
Сопереживание. Способность поставить себя на место другого человека. Доброта, сопереживание, сочувствие в противовес ожесточенности, черствости и равнодушию. Искренность чувств по отношению к другому человеку. Радость сопереживания успехам товарищей, терпимость к недостаткам и достоинствам других людей.
Понятие «внутренний мир» человека. Чувства, переживания, привычки (полезные и вредные). Как победить отрицательные привычки? Воспитание желания и умения справляться с трудностями. Запись в личном дневнике на тему: «мой внутренний мир».
Раздел «Какой Я?» (8 часов)
Мой любимый герой. Понятия «идеал», «мой идеал». Кого ты считаешь идеальным человеком? В чем бы тебе хотелось быть похожим на этого человека? Запись в личном дневнике на тему: «На кого я хочу быть похожим».
Вся жизнь протекает через сердце. Сердце – источник мудрости. Как понять выражения: «что подскажет сердце», «чувствовать сердцем», «как велит сердце», «видеть сердцем»? что обозначает пожелание: «Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет»? Какие бывают сердца у людей («любящее сердце», «чистое сердце», «каменное сердце»). Как воспитывать свое сердце?
Как понять выражения «голос совести», «жить по совести», «свобода совести», «чистая совесть». Совесть подсказывает правильность выбора поступка или поведения. Совесть как тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка человека. Жить в ладу со своей совестью. Почему надо хранить совесть.
Моя душа – маленькая планета. Осознание ребенком своего внутреннего мира. Путь к самосовершенствованию души на примере героев сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Мини-сочинение на темы: «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Зорко одно лишь сердце», «Если дашь волю баобабам – беды не миновать». Встреча маленького принца с самым главным – со своей душой. Благородство души.
Самопознание и самосовершенствование. Что обозначает выражение: «Душа обязана трудиться»? Механизм самовоспитания: выбор цели, стремление соответствовать идеалу, познание и обогащение своего внутреннего мира, активное участие в общественной деятельности по улучшению окружающего мира. Желание узнать правду о себе; честность и мужество увидеть себя таким, какой ты есть на самом деле. Важность умения любить и принимать себя таким, какой ты есть. Составление программы самовоспитания.
Раздел «Я живу среди людей» (10 часов)
Тепло домашнего очага. Ценность добрых семейных отношений: любовь, взаимоуважение и взаимопонимание. Ответственность каждого за семейное счастье. Способы выражения любви к родным. Умение быть сдержанным, доброжелательным и вежливым в общении с родственниками. Ответственность за выполнение домашних обязанностей. Выполнение совместно с родителями творческих проектов и презентаций, раскрывающих историю, традиции семьи.
К миру с добром – мир добрее станет. Бескорыстность добрых дел. Добрые
дела и поступки – радость окружающим и нуждающимся людям. Воспитание потребности развивать в себе доброжелательность и милосердие.
Труд на благо Отечества – это честная, добросовестная работа. Уважительное и творческое отношение к труду. Сотрудничество со взрослыми в трудовой, общественно-полезной деятельности. Труд на пользу ближнего: помощь соседям, пожилым и больным людям. Составление вместе с родителями презентации «Труд моих родных».
Талант. Выдающиеся врожденные качества человека. Осмысление ребенком своих способностей. Как можно развивать природные способности. Как талант помогает выбрать будущую профессию. Демонстрация детьми своих талантов.
Человек ответственен за свои поступки. Способность оценивать мотивы своих поступков и предвидеть их последствия. Ответственность – одно из главных качеств личности. Размышление над вопросом: «Обладаю ли я таким качеством, как ответственность?».
Обида и прощение. Бессмысленность обиды и обязательность прощения. Прощая других людей, мы освобождаем их от чувства вины, а себя – от раздражительности и агрессии. Умение простить обидчика и оказать ему помощь. Размышление над вопросом: «Умею ли я прощать?».
Понятие «добро и зло». Активное отношение к добру. Недопустимость и осуждение зла в обществе. Активное противостояние злу: к грубостям, хамству, сквернословию, курению, алкоголизму, пристрастию к вещам и другим порокам общества. Размышление над вопросом: «Как я могу противостоять злу в обществе?». Запись в личном дневнике: «Мое активное отношение к добру – это …».
Понятие «мудрость» - ум и жизненный опыт. Важность следования мудрым советам. Размышление над законами мудреца: «Ищи трудность, найдешь мудрость», «Мудрый человек ничего не делает, не подумав». Развиваем в себе мудрость: совесть, честность, справедливость, радость и счастье жизни, искренность любви, доброе сердце, лад в душе, созидание прекрасного.
Понятия «жертва», «жертвенность». Размышление над вопросом: «Могу ли я пожертвовать чем-то ради другого человека?». Самопожертвование.
Раздел «Я живу на Земле» (9 часов)
Планета Земля. Человечество. Вселенная. Законы жизни на Земле. Счастье мирной жизни. Взаимопонимание и сотрудничество между народами. Необходимость объединения усилий всех стран, всех людей планеты, чтобы сберечь нашу Землю.
Множество национальностей, народов в мире. Разнообразие национальных культур, их отличие и схожесть. Различные религии мира. К чему призывают религии людей? Единство нравственных основ традиционных религий.
Мысли светлые и темные, добрые и злые, радостные и грустные. Важность обогащения мышления светлыми и добрыми мыслями. Ответственность человека за свои мысли. Благородные мысли об улучшении жизни на Земле.
В чем смысл жизни человека на Земле? Зачем и для кого рождается человек? Понятия «предназначение» человека, «миссия», «своя миссия». Служение людям, самосовершенствование и облагораживание жизни общества.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
Занятия по программе должны обеспечить формирование личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий. Особое внимание уделяется формированию личностных УУД: нравственно-этических знаний, присвоение обучающимися ценностных ориентаций, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и начального опыта самостоятельного ответственного поведения и общественного взаимодействия в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
Первый уровень результатов – приобретение младшими школьниками социальных знаний и первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни:
- социальные роли, права и обязанности человека, школьника, семьянина, товарища, гражданина России, жителя планеты Земля;
- начальные представления о моральных нормах, принятых в обществе и нравственном поведении;
- представления о нравственных, душевных качествах человека; богатстве души, внутренней красоте человека;
- правила вежливого общения со сверстниками и взрослыми, правила дружной честной игры, правила работы в группе;
- названия эмоций и чувств, их выражения с помощью мимики и жестов, способы управления своим настроением;
- представление о важности правильных, добрых мыслей в жизни человека и всего человечества;
- особенности культур разных народов нашей страны, духовные основы различных традиционных религий;
- представление о смысле человеческой жизни.
Второй уровень результатов – получение младшими школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом:
- переживание ребенком чувства принадлежности к своему классу, школе, семье, Родине, планете Земля;
- принятие ребенком права каждого человека быть уникальной личностью;
- принятие ценностных ориентаций – общечеловеческих ценностей (Земля, Родина, семья, труд, знания, культура, мир, человек), национальных, семейных, духовных ценностей;
- уважительное и заботливое отношение к членам семьи;
- добросовестное, ответственное отношение к труду, школьным и домашним обязанностям;
- первоначальный опыт эстетических переживаний, способность к постижению красоты в природе и социуме, стремление творить прекрасное;
- эмоционально-нравственное отношение к окружающему миру, к себе;
- потребность и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
- неравнодушное отношение к успехам и жизненным проблемам других людей, сочувствие человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- активное отношение к негативным проявлениям в детском коллективе;
- осознание зависимости счастья человека от его внутреннего мира, стремление к духовному обогащению;
- уважительное отношение к традиционным религиям.
Третий уровень результатов – получение младшими школьниками опыта самостоятельного ответственного поведения, общественного взаимодействия и сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- опыт взаимодействия и сотрудничества со сверстниками в парах, группах на принципах уважения, доверия, взаимопомощи; становление у детей коммуникативных навыков;
- соблюдение правил культурного поведения, умение разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
- нравственно-этический опыт взаимодействия с родителями и значимыми взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- проявление социальной заботы о других людях и окружающей действительности;
- первоначальный опыт участия в общественно полезной, природоохранительной деятельности совместно с родителями;
- опыт познания своего внутреннего мира, самосовершенствования.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным и может осуществляться каждым ребенком в индивидуальном темпе.
Ведущим способом определения воспитательных результатов курса «Уроки для души» является метод наблюдения педагога за детьми в ходе занятия, а также задания диагностического характера, регулярно проводимые педагогом непосредственно в ходе занятия в игровой форме или в виде творческих заданий, связанных с рисованием, другими видами творческой деятельности. Диагностические методики, которые используют психологи в своей профессиональной деятельности, педагогу в курсе «Уроки для души» использовать не рекомендуется. Для определения уровня нравственного развития ребенка педагогу предлагается использовать адаптированные диагностические методики, описанные в методическом пособии для учителей начальных классов Н. Ю. Яшиной «Изучение особенностей нравственного развития младших школьников». О результативности могут свидетельствовать также творческие виды работ (выставка детского творчества, конкурсы на лучший рисунок, поделку, продукты совместной с родителями проектной и исследовательской деятельности) и анкетирование родителей.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНИКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОГРАММЕ
1. Слушание и обсуждение сказок, стихотворений, рассказов духовно-нравственной направленности, размышления над значением пословиц.
2. Игры: подвижные, ролевые.
3. Нетрадиционные техники рисования: рисование пальчиком, ладошкой; оттиск пробкой, поролоном, пенопластом, мятой бумагой; оттисками печатками из ластика, печатками из картофеля; печать по трафарету; монотипия предметная, пейзажная; «знакомый образ – новый образ»; граттаж цветной, черно-белый; кляксография обычная, с трубочкой, с ниточкой; набрызг; отпечатки листьев, тиснение; акварельные мелки; тычкование и т. д.
Методическая особенность использования нетрадиционные техники рисования в курсе «Уроки для души»: педагог знакомит детей с тем или иным способом получения изображения, объясняя и анализируя предложенные образцы работ, а затем демонстрируя применение данной техники на практике.
4. Арт-терапия. Образно-символическое рисование – изображение ребенком эмоциональных состояний и чувств, нравственных понятий. Для достижения большего эффекта на занятиях во время рисования целесообразно использовать музыку, соответствующую теме занятия.
5. Просмотр и анализ фрагментов детских мультипликационных фильмов (киностудия «Союзмультфильм») и детской передачи «Доброе слово» с последующим обсуждением поведения героев.
6. Коммуникативные задания по моделированию поведенческих ситуаций. Педагог предлагает детям рассмотреть в группе конкретную поведенческую ситуацию: высказать свое мнение, отношение к ней; дать рекомендации ее героям, как лучше поступить; придумать свой выход из создавшейся ситуации и разыграть ее. Мини-театр: инсценирование отрывков из сказок, стихотворений.
7. Прием «философствования» - размышления над вопросом, «разговор по душам», «секрет на ушко».
8. Урок молчания и думания о проблемах – о самом себе, о близких людях, об улучшении жизни людей.
9. Ведение записей в личном дневнике о своих переживаниях, размышлениях, мечтах.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
- Вводная часть – приветствие.
Разные способы приветствия детей, стоящих в круге.
- Основная часть занятия.
- «В гостях у книжки» - чтение произведения художественной литературы (сказка, стихотворение, рассказ). Дети отвечают на вопросы и выполняют творческое задание.
- Просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов серии фонда «Союзмультфильм» и детской телепередачи «Доброе слово» («Шишкин лес»).
- Символическое и сюжетное рисование.
- Общегрупповая деятельность (игры, социально-поведенческий тренинг, постановка опытов и др.).
- Заключительная часть.
Рефлексия. Ритуал прощания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Амонашвили Ш. А. Школа жизни. – М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2000.
2. Ананьев Б. К. К постановке проблемы развития детского самосознания. Избранные психологические труды: в 2 т. – М.: Педагогика, 1980.
3. Богданова О. С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. – М.: Просвещение, 1982.
4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1967.
5. Гудзовская А. А. Уроки самоопределения. Методическое пособие для учителя по курсу «Основы жизненного самоопределения». 2, 3 класс. – Самара, 1997.
6. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Ч. 1, 2. – М.: Изд-во «Скрипторий 2003», 2007.
7. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 1982.
8. Лопатина А. Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах: для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Амрита-Русь, 2007.
9. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Практическое пособие работников детских дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999.
10. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Сост. Савинов Е. С. – М.: Просвещение, 2010.
11. Ретюнских Л. Т. «В поисках мудрости». Философия для младших школьников: методические рекомендации для учителей и родителей. – М.: Философия – Детям, 2008.
12. Цукерман Г. А. Психология саморазвития. – М.: Интерпракс, 1995.
13. Яшина Н. Ю. Изучение особенностей нравственного развития младших школьников. Диагностические методики: методическое пособие для учителей начальных классов. – Н. Новгород: НИРО, 2012.
Интернет ресурсы: http://files.tvspas.ru/Video/ http://allmults.org/
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№ занятия | Темы занятий | Кол-во часов | Дата проведения | |
План | Факт | |||
Раздел «Кто я?» | 11 | |||
1 | Я - человек. | 1 | 2.09 | |
2-3 | Я – школьник. | 2 | 9,16.09 | |
4-5 | Я – одноклассник, друг и товарищ. | 2 | 23,30.09 | |
6-7 | Я – член своей семьи. | 2 | 7,14.10 | |
8-9 | Я – часть своей страны. | 2 | 21,28.10 | |
10-11 | Я – житель планеты Земля. | 2 | 11,18.11 | |
Раздел «Какой Я?» | 16 | |||
12 | Могу ли я назвать себя добрым? | 1 | 25.11 | |
13 | Я – добрый. | 1 | 2.12 | |
14 | Как мне стать вежливым? | 1 | 9.12 | |
15 | Я – вежливый. | 1 | 16.12 | |
16 | Умею ли я трудиться? | 1 | 23.12 | |
17 | Я умею трудиться! | 1 | 30.12 | |
18 | Как мне не стать зазнайкой? | 1 | 6.01 | |
19 | Как мне стать щедрым? | 1 | 13.01 | |
20 | Я упрямый или настойчивый? | 1 | 20.01 | |
21 | Всегда ли я поступаю честно? | 1 | 27.01 | |
22 | Я – честный! | 1 | 3.02 | |
23-24 | Бывает ли мне стыдно? | 2 | 10,17.02 | |
25-26 | Умею ли я сочувствовать другому? | 2 | 24.02 3.03 | |
27 | За что я себя уважаю? | 1 | 10.03 | |
Раздел «Я живу среди людей» | 10 | |||
28 | Вместе – лучше! | 1 | 17.03 | |
29 | Дар слова. | 1 | 24.03 | |
30 | Поделись улыбкою своей. | 1 | 7.04 | |
31 | Не стесняйся доброты своей. | 1 | 14.04 | |
32 | Дари родным любовь и заботу. | 1 | 21.04 | |
33-34 | Мой класс – мои друзья. | 2 | 28.04 5.05 | |
35-36 | Дружба верностью сильна. | 2 | 12,19.05 | |
37 | Итоговое занятие с родителями. Дети и взрослые – волшебники! или Мы мечтаем о будущем! | 1 | 26.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературному чтению в 4 классе на конкурс "Уроки для души"
Урок подготовлен с использованием модульной технологии, урок чтение Н. Заболоцкий "Детство" http://nsportal.ru/video/2017/04/urok-po-literaturnomu-chteniyu-v-4-klasse...
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Уроки для души" для 1-4 классов
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Уроки для души" для 1-4 классов...
Презентация к уроку "Музыка души делает мир прекраснее"
Информационный видеоряд к интегрированному уроку после изучения стихотворения С. Махотина "Жук"...
Уроки для души 3 класс "Любовь"
Разработка классного часа по программе внеурочной деятельности "Уроки для души" на тему "Любовь"...
Занятие курса "Уроки для души" Тема: "Когда мне бывает грустно"
Описан ход проведения занятия из курса "Уроки для души" по духовно-нравственному воспитанию...
Формирование личностных УУД в рамках реализации программы духовно-нравственного развития младших школьников « Уроки для души»
Презентация :Формирование личностных УУД в рамках реализации программы духовно-нравственного развития младших школьников « Уроки для души»...
Внеурочная деятельность "Уроки для души"
Внеурочная деятельность "Уроки для души"...