Урок по литературному чтению в 4 классе на конкурс "Уроки для души"
видеоурок по чтению (4 класс) на тему

Масленникова Ольга Владимировна

Урок подготовлен с использованием  модульной технологии, урок чтение Н. Заболоцкий "Детство"

 

http://nsportal.ru/video/2017/04/urok-po-literatur...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chtenie_11.docx62.47 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение

4 класс

Тема урока:

 Стихи для детей. Н.А. Заболоцкий «Детство».

Место урока по теме

5  урок , в разделе «Книжная полка».

Программа: « Начальная школа XXI века»

Н., Ф. Виноградова

Л. А. Ефросинина , М. И. Оморокова

Тип урока:

Урок открытия новых знаний

Формы, приемы, методы:

Урок построен на основе модульной технологии обучения.

фронтальный опрос, самостоятельная работа в парах, индивидуальные задания, восстановление деформированного текста,   

  •  

Цель урока:

 Создать условия для ознакомления с жизнью и творчеством поэта Н. Заболоцкого, и стихотворением  «Детство .

Познавательные: выражают свое мнение о литературном произведении,

Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определяют наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные: активно используют речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач

 Задачи урока

1.Создать условия для  ознакомления с жизнью и творчеством поэта Н. Заболоцкого,    его стихотворением «Детство».

 2. Способствовать развитию умений работать с текстом стихотворения, анализировать, определять его тему, грамотно, точно и доказательно  высказывать свои суждения.

3. Воспитывать интерес к чтению стихотворений.          

Компетенции/УУД

Метапредметные:

способствовать развитию внимания, развивать устную речевую культуру учащихся, развивать эмоциональный и духовный мир учащихся; творческое воображение;

Предметные:

 - познакомить с   произведением  Н.А.Заболоцкого  «Детство», раскрыть идейное содержание стихотворения, его  эмоциональное и эстетическое содержание;

личностные – воспитывать бережное отношение к окружающему миру, нравственные качества, интерес к жизни  автора  и его произведениям.

 Учебник, портрет Н.А. Заболоцкого, иллюстрации,   карточки с заданиями, дополнительный материал, блок-схемы для моделирования обложки, презентация.

Технологическая карта с дидактической структурой урока 

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

 Самоопределение к деятельности

Психологический настрой к уроку

 -  Сегодня урок необычный у нас

Готов к нему,вижу, каждый из вас.

Улыбка, уверенность

Что ж, так держать!

За парты садитесь, пора начинать!

Пусть наш урок принесёт  нам  радость общения и
наполнит  наши сердца только  благородными чувствами.

Хочется узнать, с каким настроением вы пришли сегодня на урок. Перед каждым из вас лежат 2 квадрата: жёлтый и чёрный. Поднимите жёлтый квадрат, если у вас хорошее настроение и чёрный, если настроение плохое.

-  Какое хорошее  у всех   настроение!

Давайте сохраним его до конца нашего урока!

 

 - Сегодня на уроке вы будете работать в группах.  Всего их четыре, Не забывайте, что, работая в группе, нужно уметь договариваться.

- И так, группы готовы? Возьмитесь за руки и  пожелайте друг другу удачи.

Как вы думаете, зачем на нашем уроке появился кораблик?  

Сегодня на уроке мы отправляемся в необычное путешествие на этом кораблике.  

 Проверка рабочих мест

Настраиваются на работу,

 Корабль – это средство передвижения, на нём можно путешествовать.

 .

 

 

 Умение настраивать себя на работу

Умение слушать и вступать в диалог

 

Актуализация  и фиксирование затруднения в пробном действии

 Как вы думаете, что необходимо для успешного путешествия?

Верно, иначе можно потерпеть кораблекрушение. Итак, я буду капитаном, а вы   юнгами.  У каждого

   Быть внимательными,  работать на уроке, правильно выполнять задания.

 

из вас на столе таблица- это бортжурналы, в которые вы будете вносить записи по ходу нашего путешествия.  И уже сейчас вы можете  поставить отметку в первой  

 

   

Подготовка

+

 

 Умение вести диалог

1 .

 

 

 

 

 

 

 Построение проекта выхода из затруднения

 - Ребята, а кто знает, в  каком направлении мы поплывем дальше? (бортовой журнал)

-Для  этого мы должны определить жанр произведения, с которым сегодня познакомимся, автора произведения и его название.

Внимание на слайд:

http://bukhpraktika.ru/tlotuwaki/5486

Определите его жанр, если это небольшое художественное произведение, написанное ритмически организованными, обычно рифмованными, строками.

_Назовите жанр произведения

На слайде вы видите выставку книг.

Что объединяет все эти книги?

Автор  нашего произведения напрямую связан с этой выставкой. Назовите автора нашего стихотворения

  Мы  должны определить тему и цели урока.

 

 

стихотворение.

Все эти книги Н. А. Заболоцкого.

Мы будем знакомиться с творчеством Н.А. Заболоцкого

 

Знание словарных слов, умение делать вывод.

 

Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения.

 

(Метод)Восстановление деформированного текста

Реализация построенного проекта

-  А мы продолжаем своё путешествие. На море лёгкий ветерок плещутся рыбки. Но наши рыбки необычные, волшебные, они  нашего языка не знают, но очень хотят подсказать название стихотворения, с которым мы познакомимся. Давайте им поможем и соберём слово , которое  хотят сказать нам наши рыбки.

Как называется стихотворение?

-Сформулируем тему сегодняшнего урока

(Дети пишут название темы урока на листе А4  , представители групп выходят с листами к доске)

Вы совершенно верно определили тему урока оцените работу на этом этапе .

Давайте сформулируем цели нашего урока(на слайде)

Продолжи фразу:

Наша цель:познакомиться с творчеством  Н. А Заболоцкого и произведением «Детство»

Группа ,верно , точно определившая тему урока, ставит «+» в с

вой бортовой журнал

 Как вы думаете, какие перед нами будут стоять задачи  

Внимание на слайд: Дополните фразы

На уроке мы будем:

Читать и анализировать…

Учиться читать (как?)….

Учиться отвечать на …

Учиться оценивать себя и …

Вы сами сформулировали задачи нашего урока, которые нам обязательно надо выполнить.

Приступим к их выполнению!

С чем работаем мы работаем?

  предлагаю вам узнать о  жизни поэта

  Помогите провести свои корабли  точно по курсу. Для этого необходимо  ответить на вопросы. У каждой группы свой вопрос, на который надо ответить. Для этого поработайте с текстом .

Обратите внимание в ваших бортовых журналах указано время выполнения данной работы.

  1. Когда родился автор.
  2. В какой семье он родился?
  3. Почему Н. А. Заболоцкий полюбил литературу?
  4. Когда автор начал писать стихотворения?

Проверка выполнения работы.

 У каждой группы свой вопрос, но читаем мы…

 оцените свою работу

Вы замечательно справились с очередным этапом нашего путешествия и познакомились с жизнью автора.

  ,хорошо потрудились  .

А сейчас …

должны отдохнуть наши глазки.

 

    Детство.

Название произведения которое мы будем читать

Произведение «Детство»

 Н. А. Заболоцкого.

+

 

Оценивают работу

 Участвуют в обсуждении

 

Выразительно, быстро без ошибок…

Оцените свою работу в своих журналах.

 .

Высказываются.

Учебник, иллюстрация, стр…

о  жизни поэта

время выполнения данной работы

всю информацию.

Жизнь Заболоцкого внешне небогата событиями, хотя и достаточно трудна. Родился он в 1903 году под Казанью в семье агронома и сельской учительницы. У отца была большая библиотека и он уже в детстве перечитал все произведения русской литературы, а в 7 лет сочинил свое первое стихотворение и решил стать поэтом. Николай Заболоцкий никогда не изменял себе, своему высокому назначению поэта – и в этом смысле он является  верным сыном, продолжателем творцов великой русской литературы. Его лучшие стихи удивительно естественны, самородны: они выросли из почвы и судьбы поэта. Читая стихи Заболоцкого, невольно обращаешь внимание на глубину и сложность внутреннего мира поэта. В своих стихах он утверждал идеалы красоты, чести, совести.

 Заполняют таблицы.

Отвечают. Оценивают ответы, сравнивают.

 

Зрительная гимнастика

Правило написания большой буквы в словах.

Работа в парах

Установления аналогий и причинно - следственных связей

Самооценка. Планирование.

Восстановление деформированного текста

-  Что у нас дальше по плану?

 Чтение стих. Учителем

вам понравилось стихотворение?

Какое настроение от прослушанного.

Где ещё мы работаем?

Самост. Чтение.

Открываем учебник. Стр.

В  тексте вам встретились слова  (слайд)

мы должны выяснить значения трудных слов.

Работа с презентацией (учебник).

«Зеницы-.глаза, зрачки.

 Беречь как зеницу ока(зрачок, глаза)

И много минет дней..

Минет-подберите синонимы, пройдет.

Прочитайте ещё раз стихотворение , и подумайте.. есть ли ещё в тексте необычные слова или выражения.

 А как вы понимаете  выражение «младенческих зениц»?

-Объясните значение выражения «Сердечной смуты»?

-А каково значение выражения «Блаженный смысл»?

«Доверчиво –ясны и правильно округлы»

Выбрали верный ответ ,вынесли на доску,

Проверка.

 .Мы должны познакомиться с произведением.

Учебник cтр.

Ответы на вопросы.

Чтение «про себя»

 Понравилось…потому что…

Словарная работа

Фразеологизмы

«Глаза маленького ребенка»

«сердечные переживания»

«счастливый миг»

Красивые, большие ,добрые

 

Автор.

Значения новых слов.

Правильное произношение.

Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения.

  Приобретение способа действий по достижению целей; умение работать самостоятельно

Умение работать самостоятельно, формулировать мысли, устанавливать причинно-следстввенные связи.

Физминутка

- На море всё спокойно, давайте и мы отдохнём.

 Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы читать,

Отдыхать умеем тоже –

Руки за спину положим,

Голову поднимем  выше,

И легко- легко подышим.

 Повтряют вместе с учителем.

Ценностное отношение к здоровому образу жизни.

Занимательная минутка

Ребята, подумайте и сами  сформулируйте основную мысль стихотворения.

- Как вы думаете, название стихотворения  «Детство» потому, что написал ребенок  или это воспоминания поэта?

(посмотрите иллиюстрацию, вспомните о том где и как провёл детство автор)

Какова тема этого стихотворения- о родине

Теперь, когда мы знаем тему и жанр стихотворения мы с вами можем оформить обложку.

(Проверка по эталону)

 Ребята , вы замечательно справились со всеми этапами. Наш корабль почти достиг своей цели.остался последний этап.

-выразительное чтение !

Выразительное чтение (1 человек от группы)

Лучшие ставят + в бортовой журнал)

- Объявляю благодарность самым отважным юнгам нашего корабля

Данное стихотворение-это….воспоминания автора.

Какую картину детства описал автор?

Чем именно очарована девочка?

Минута короткая, а жизнь какая?

Почему поэт уверен, что эту картину героиня будет вспоминать всю жизнь?

  первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;

  вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;

  третья строка – три глагола, рассказывающие о действиях темы;

  четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;

  пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.

Умение применять знания на практике

Умение удерживать учебную задачу

Работа по учебнику

.

Творческое задание

-  

 

Умение применять знания на практике

Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения.

Рефлексия

- Наше путешествие успешно подошло к концу.

–  Внимание на экран. Дополните предложения     (СЛАЙД)

Мы познакомились  сегодня с….

Новым для меня было….

Мне понравилось на уроке…

Произведение  учат  нас…..

- Вернёмся к  задачам нашего урока (СЛАЙД)

-Мы учились читать быстро и выразительно?

- Мы отвечали на вопросы , стараясь правильно излагать свои мысли?

- Мы оценивали свою работу и работу одноклассников?

- Мы все задачи выполнили?

- Какие вы молодцы!

– оцениваете свою работу на уроке? С помощью корабликов.

Прикрепите их рядом с нужной строкой

Проверим наши маршрутные листы.

 Положите перед собой бортовой журнал. Посчитайте, сколько всего плюсов у вас получилось. Запишите общее количество плюсов рядом со словом ВСЕГО.

-Если у вас 8-7 плюсов, поставьте себе «5»

Если у вас   6-5  плюсов -  «4»

Если у вас    4 плюса – «3»

 Менее 4 плюсов  - «2»

- Поднимите руки  та группа , которая получила сегодня 5…4…

Задание на дом.

 

Наизусть.

Анализ стихотворения.

Дополнительно: иллюстрация, чтение произведений Н.А. Заболоцкого.

Анализ стихотворения.

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

Дополнительно: иллюстрация, чтение произведений Н.А. Заболоцкого.

 

 Осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов "На горке."

Тема урока: «Н.Носов «На горке» Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.Задачи:1. Формировать предметные умения:- ...

технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс ( метод продуктивного чтения Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Во что нельзя "играть" ? И. Дик " Красные яблоки»

Тема урока: Во что нельзя «играть»? И. Дик «Красные яблоки».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бу...

технологическая карта урока по литературному чтению 1 класс ( технология продуктивного чтения по Е.В.бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Михаил Зощенко " Глупая история"

Предмет: Литературное чтение.Класс: 1.Тема урока: Михаил Зощенко « Глупая история»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...

технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : И.Токмакова " Сказочка о счастье"

Предмет: Литературное чтение.Класс:4.Тема урока: «И.Токмакова «Сказочка о счастье»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...

Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов " Фантазеры"

Предмет: Литературное чтение.Класс: 2.Тема урока: «Н.Носов «Фантазёры».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чте...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...